Организация Роспотребнадзора в России.

Основ.принцип деятельности зд\охранения – профилактический. Служба входит в комплекс профилактич.направленности, занимается первичной профилактикой. Переименована с 2004 года. Помимо ранее имевшихся функций +часть функций МЗ, МинТорговли, МинЭкон.разввития и МинАнтимонопол.политики. ФС является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения сан-эпидем.благополучия населения РФ, защиты прав потребителей на потребительском рынке в РФ.

В состав ФС входят:

1.центр.аппарат Роспотребнадзора (непосредственно подчин-ся МЗ)

2.федерал.Центр гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора

3. управление Роспотребнадзора по субъектам РФ (контроль и надзор обеспечения сан-эпидем.благополучия населения и защиты прав потребителей на потребительском рынке субъекта РФ)

4. Центр гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора в субъектах РФ

5. Дезинфекионные стании

6.Гос.НИИ и иные учреждения, осущ. Свою деятельность в целях обеспечения государственного сан-эпид.надзора в РФ

7. Ведомственные учреждения (при МВД, мин.обороне, ФСБ, ж/д транспорте)

Руководитель – глав.гос.сан врач РФ

Помимо территор.управлений ЦГиЭ, в подведомственных ФС находится 28 НИИ, 14 противочумных станций, более 100 организаций дезинфек.профиля.

Задачи ФС:

- осуществление ГСЭН

- осуществление деятельности по защите прав потребителей

ГСЭН – это деятельность по предупреждению, обнаружению и пресечению нарушений законодательства РФ в области обеспечения сан-эпидем.благополучия населения в целях охраны здоровья населения и среды обитания.

ГСЭН включает:

1. контроль выполнения санитарного законодательства, предписаний и постановлений должностных лиц ФС;

2. сан-карантин.контроль на граниах РФ

3. контроль за сан-эпид обстановкой

4. проведение сан-эпид расследований, направ.на установление причин и выявление условий возникновения и распространения инфекионных заболеваний и массовых неинфекц.заболеваний (отравлений)

5. разработка предложений о проведении сантарно-гигиенических и противоэпидемиологических мероприятий

6. статист.наблюдение в области обеспечения сан-эпидем.благополучия населения

7. Меры пресечения нарушений санитарного законодательства;

8. Привлечение к ответственности;

9. Учет инфекционной заболеваемости.

Деятельность по защите прав потребителей предусматривает осуществление надзора и контроля использования требований законодательства РФ в области защиты прав потребителей:

1. надзор за соблюдением хозяйств.субъектами законодательства РФ о защите прав потребителей при осуществлении рознич. торговли

2. надзор за соблюдением законодательства о ЗПП при оказании услуг

3.рассмотрение обращений граждан, запросов органов гос.власти, органов местного самоуправления, юрид.лиц

4. проведение админ.расследований по фактам нарушения з\дательства о ЗПП

5.улучшение системы информирования и просвещения потребителей по актуальным вопросам защиты их прав.

Спеиалисты службы также принимают участие в лицензировании мед.учреждений. Осуществляют надзор за их деятельностью.

1. Разработка и утверждение санитарных правил и норм, гигиенических нормативов

2. Осуществление гос. Сан. надзора

3. Разрабатывает приложения к проектам программ охраны здоровья и профилактики заболеваний

4. представляет органам гос. Власти информацию о сан. эпид. благополучии территорий, заболеваемости населения и т.д.

5. Осуществляет методическое руководство разработок по гигиеническим, воспитательным программам для граждан

Основные нормативные акты:

a) Сан. нормы, которые разрабатываются СЭСл

b) Сан- гиг нормативы – это гигиенические критерии безвредности отдельных факторов для человека

Гос. Сан. врач назначается администрацией по согласованию с гос. Комитетом СЭ надзора.

Правовыми основами являются:

1. Основы законодательства о здравоохранении

2. Положение о гос. Сан. надзоре

3. совокупность сан. норм и правил

Всё это составляет санитарное законодательство РФ. ГОСТы и технические условия также входят в состав сан. законодательства

Должностные лица :

1. Имеют право беспрепятственно посещать объекты в любое время суток

2. Участвовать в отводе участков под строительство, отводе мест водозабора, спуска сточных вод, выбросов в атмосферу

3. рассматривают проекты планировки и стройки населённых мест

4. Участвуют в приёме на эксплуатацию жилых домов и предприятий

5. Имеют право производить выемку пищевых продуктов на экспертизу

6. При проведении СЭ мероприятий имеют право временно отстранить от работы больных или бактерионосителей

7. Требовать обязательной госпитализации инфекционных больных

8. Обеспечить обязательную дезинфекцию очага заболевания

9. Подвергатькарантину лиц, имевших контакт с инфекционным больным

10. Решить вопрос о проведении прививок населению или его отдельным группам

В случае систематеческого невыполнения сан. гиг. требований к нарушителям применяются меры принудительного воздействия:

1) Запрещение и приостановление деятельности производственных объектов до проведения мероприятий, которые устранят недостатки

2) Запрещение применения хим. веществ и продуктов, если есть опасность для здоровья граждан

3) Наложение штрафа на должностных лиц и граждан, физическое лицо – 1 – 3 сумм дохода, юридическое лицо платит суммы большего размера.

4) Возбуждение перед органами прокуратура вопроса о привлечении виновных к уголовной ответственности.

Центр сан. эпид. надзора состоит из:

1. санитарно – гигиенический отдел

2. эпидемиологический отдел: бак. Лаборатория, дезинфекционное отделение, в котором выделяется хозрасчётное отделение

2 вида сан. эпид. надзора:

1. Предупредительный: он предусматривает : а) выбор мест строительства, б) разработка сан. задания на проектирование, в) сан. экспертиза и согласование проекта, г) контроль строительства, д) участие в приёмке объектов, е) оценка новых технологий, прцессов и оборудования, ж) токсикологическая оценка новых хим. веществ,

2. Текущий: он пердусматривает: а) переиодический контроль за сан. состоянием объекта, б) наблюдение за состоянием здоровья населения, в) проведение сан. гиг. и лабораторных исследований, г) разработка заданий и предложений, д) организация санитарно – противоэпидемической и санитарно – просветительной работы и сан. тех. учёбы, е) сан. охрана сопутствующих и воздушных границ России.

К санитарно – эпидемиологическим учреждениям относятся:

1. дезинфекционные станции

2. противочумная станция

3. изоляционно – пропускной пункт

Методы сан. эпид. службы:

1. динамическое санитарное наблюдение

2. санитарно – гигиеническое описание

3. лабораторные исследования

4. метод сан. статистики

5. физиологический метод

6. научно – профилактическое обобщение

7. санитарное просвещение

Роль и место гигиенического обучения в формировании здорового образа жизни. Организационные основы и принципы гигиенического обучения. Методы пропаганды ЗОЖ. Структура службы медицинской профилактики и укрепления здоровья.

в настоящее время в Российской Федерации сохраняются негативные тенденции в состоянии здоровья населения. Продолжает снижаться ожидаемая продолжительность жизни, падает рождаемость, остаются высокими показатели общей смертности и связанная с ними естественная убыль населения. Отмечается рост общей заболеваемости взрослого населения и подростков, в последнее время значительно возросла заболеваемость туберкулезом, болезнями, передаваемыми половым путем, в том числе СПИДом.

В то же время в стране увеличилось количество курящего населения. Распространенность курения табака среди молодых людей в возрасте 30-39 лет достигла 70,5% (в 1987 г. - 51,0%). Особо настораживает значительный рост распространенности курения среди детей, подростков и женщин. В России более 30,0% населения имеют избыточный вес, значительно снизилось число лиц, систематически занимающихся физкультурой и спортом, резко обострилась проблема пьянства и алкоголизма, наркомании и токсикомании, особенно среди подростков и молодежи.

В сложившейся ситуации становится актуальной необходимость последовательного проведения целенаправленных профилактических мер.

К числу важнейших профилактических мероприятий относится гигиеническое обучение и воспитание населения, главной целью которого является формирование у населения здорового образа жизни, способствующего сохранению и укреплению здоровья. Как свидетельствует мировой опыт, эффективность этой профилактической деятельности исключительно высока.

В Российской Федерации накоплен значительный опыт по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья. Создана и функционирует сеть Центров медицинской профилактики, воссоздан Федеральный научно - исследовательский институт медицинских проблем формирования здоровья (бывший Центральный НИИ санитарного просвещения Минздрава СССР), который выполняет функции головного учреждения по разработке теоретических и прикладных аспектов укрепления индивидуального и общественного здоровья, формирования здорового образа жизни различных групп населения методами и средствами санитарного просвещения, гигиенического обучения и воспитания.

Основными элементами системы укрепления здоровья являются гигиеническое обучение и воспитание (ГОиВ) и профилактика заболеваний, взаимосвязанные между собой. Целью функционирования указанной системы является минимизация отрицательных факторов риска (курение, употребление алкоголя и наркотиков, гиподинамия, нерациональное питание и т.д.) и стимулирование позитивных факторов, увеличивающих резервы здоровья.

ГОиВ при этом обеспечивает воздействие в первую очередь на такой универсальный фактор риска заболеваний и преждевременной смертности, каким является отсутствие знаний, что позволяет человеку усвоить принципы и ценностные ориентации здорового образа жизни.

ГОиВ необходимо осуществлять по ряду стратегических направлений.

Первое - информационное направление или пропаганда здорового образа жизни (ЗОЖ). Его задачей является обеспечение высокого качества доступной и легко понимаемой информации для любого нуждающегося в ней. Реализация этой задачи осуществляется всеми средствами и методами и в первую очередь средствами массовой информации всех уровней.

Второе направление - образовательное, которое предусматривает разработку, реализацию и оценку эффективности образовательных программ ГОиВ для различных групп населения. Эти программы должны разрабатываться с участием населения, выполняться обученными работниками здравоохранения и других секторов и должны быть подкреплены государственной поддержкой на всех уровнях. Для подготовки "учителей здоровья" различного уровня разрабатываются специальные обучающие программы.

Третье направление ГОиВ - координация деятельности различных государственных органов и учреждений, общественных организаций, средств массовой информации, самого населения, направленной на поддержку политики укрепления здоровья и формирования здорового образа жизни.

Имея столь обширные направления деятельности, ГОиВ наряду с профилактикой обеспечивает достижение основных целей стратегии сохранения и укрепления здоровья и может интегрироваться в общую концепцию охраны здоровья населения России.

Принципы:

1. Государственный характер, есть Областные центры мед. профилактики

2. высокий научный уровень

3. Оптимистичность содержания

4. Массовость

Методы и средства гигиенического обучения и воспитания населения

и пропаганда здорового образа жизни:

методы Средства
Устный Лекция, беседа, совет, дискуссия, час вопросов и ответов, уроки здоровья и т.д.
Печатный Памятки, брошюры, листовки, статьи, доска вопросов и ответов.
Наглядный ТВ, кино, ДВД, слайды, санитарные бюллетени.
смешанный Все средства вместе.

Главный объединяющий центр – Областной центр сан. просвещения. Он выпускает и распространяет печатную продукцию. Каждый врач на сан. просвещение тратит 4 часа в месяц.

На федеральном уровне вся деятельность по ГОиВ, профилактике заболеваний и укреплению здоровья населения России направляется Министерством здравоохранения Российской Федерации и его Департаментом Роспотребнадзора, осуществляющими исполнение своих властных полномочий по отношению к региональным структурам указанной системы. На региональном уровне они представлены Центрами медицинской профилактики, Центрами профилактики и борьбы со СПИДом, Центрами планирования семьи, кабинетами и отделениями медицинской профилактики и кабинетами здорового ребенка лечебно - профилактических учреждений для взрослых и детей субъектов Российской Федерации, а также Центрами Роспотребнадзора в субъектах Российской Федерации.

Головным учреждением этой системы является Федеральный НИИ медицинских проблем формирования здоровья Минздрава России, осуществляющий научно - методическое и организационное обеспечение деятельности органов и учреждений здравоохранения, задействованных в этой системе.

Политика и стратегия укрепления здоровья и предупреждения преждевременной смертности, наряду с программами формирования здорового образа жизни и профилактики заболеваний для служб практического здравоохранения и других секторов, разрабатываются федеральными и региональными научными учреждениями профилактической направленности (ФНИИ медицинских проблем формирования здоровья, ГНИЦентр профилактической медицины, НИИ социальной гигиены, экономики и управления здравоохранением им. Семашко и др.).

Наши рекомендации