Субъекты социальной политики государства, их краткая характеристика.

Субъекты социальной политики:

· Государство

· Субъекты федерации

· Органы местного самоуправления

· Внебюджетные социальные фонды

· Профсоюзные и иные общественные организации

· Политические партии

Главный субъект социальной работы – государство с его органами исполнительной власти как местного, так и регионального уровня.

Государство является субъектом социальной защиты, выражающим общественные интересы. Решение этой проблемы является его неотъемлемой функцией. Обязанности государства вытекают из Конституции Российской Федерации. Среди мер в области поддержки и защиты нетрудоспособных и малообеспеченных слоев населения предполагается улучшение пенсионного обеспечения / индексация в зависимости от роста цен на потребительские товары/, увеличение помощи семьям с детьми, малообеспеченным , инвалидам. Большое место отводилось социальному обслуживанию населения.

СУБЪЕКТ ФЕДЕРАЦИИ - государственное образование в составе федерации.

Социальная политика органов местного самоуправления это составная часть политики органов местного самоуправления, направленная на улучшение жизнедеятельности и повышение благосостояния населения, которая регулируется Конституцией РФ, федеральными законами, постановлениями Правительства РФ, конституциями, законами, уставами субъекта Федерации, правовыми актами О.м.с.

Внебюджетные фонды – один из методов перераспределения национального дохода государством в пользу отдельных социальных групп населения. Внебюджетные фонды решают две важнейшие задачи:

· Обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики;

· Расширение социальных услуг населению.

Профессиональный союз (профсоюз) - это добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными или профессиональными интересами по роду деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. Основной задачей профсоюзов является защита прав и интересов работников в сфере труда и связанных с трудом отношений. Для достижения этой цели профсоюзы возникли, для этого они создаются и сейчас.

Назначение политической партии, делающее ее необходимым компонентом политической жизни в любой модификации, заключается:

– в осуществлении функций представительства интересов различных социальных групп, общностей на уровне общих интересов всей социальной целостности;

– в активной работе по интеграции социальной группы, входящей в сферу политических отношений;

– в снятии ее внутренних противоречий. 1 Партии имеют свою программу, систему целей, которые они активно пропагандируют и защищают, более или менее разветвленную организационную структуру, накладывают на своих членов определенные I обязанности и формируют нормы поведения. Они поэтому служат I мощным фактором повышения уровня организованности политической жизни, ее рационализации.

Билет №9

1. Основные структурные элементы социального бюджета.

Основными структурными элементами социального бюджета являются:

· консолидированный бюджет Российской Федерации (федеральный, региональные и местные бюджеты);

· бюджеты государственных внебюджетных фондов (социального, пенсионного и медицинского страхования);

· средства предприятий и организаций;

· бюджеты домохозяйств.

Консолидированный бюджет Российской Федерации состоит: из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.

Он представляет собой форму образования и расходования средств для обеспечения функций органов государственной власти федерального уровня, уровня субъектов Федерации и местного уровня.

^ Социальные расходы федерального (и консолидированного) бюджета России включают следующие основные группы затрат (соответствующие разделам бюджетной классификации), предназначенные для финансирования:

· образования (раздел 7);

· культуры, кинематографии, средств массовой информации (раздел 8);

· здравоохранения и спорта (раздел 9);

· социальной политики (раздел 10).

Еще одна группа социальных расходов финансируется в рамках раздела 11 бюджетной классификации, которые обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, предоставляемых в форме трансфертов (финансовой помощи) бюджетам других уровней.

^ Бюджет субъекта Российской Федерации (региональный бюджет) предназначен для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта Российской Федерации. Бюджет субъекта Российской Федерации и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории, составляет консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации.

Нормы расходов на текущее содержание объектов социальной сферы определяются исходя из сложившихся в отчетном периоде средних расходов на сетевую единицу с учетом тех поправок, которые вызываются структурными изменениями планируемых мероприятий. Например, увеличением в школах удельного веса старших классов с более высокой стоимостью обучения.

При этом в финансировании отраслей социальной сферы используется три метода:

· самостоятельного финансирования - на началах хозяйственного расчета - предприятия бытового обслуживания, коммунального и гостиничного хозяйства, пассажирского транспорта и связи, ряд учреждений культуры и т.д.;

· сметного бюджетного финансирования – учреждения народного образования, здравоохранения и культуры;

· смешанный метод, сочетающий элементы хозрасчета с бюджетным финансированием - жилищные организации, большинство учреждений культуры, искусства и пр.13

В качестве критериев и показателей для расчета бюджетных составляющих социальной сферы в субъектах Российской Федерации применяют следующие их виды: качество жизни населения, благосостояние населения, качество трудовой жизни, безопасность жизнедеятельности.

^ Государственные внебюджетные фонды, входящие в систему обязательного социального страхования (Пенсионный фонд Российской Федерации, федеральный и региональные фонды обязательного медицинского страхования и Фонд социального страхования Российской Федерации) обеспечивают второй по объему (после федерального бюджета) финансовый источник удовлетворения социальных потребностей населения.

В 2009 году в государственных внебюджетных фондах аккумулировано около 3 трлн. рублей или 7,7% ВВП.

Финансовые ресурсы государственных внебюджетных фондов формируются за счет обязательных страховых взносов работодателей. По своей экономической природе данные страховые платежи предназначены для замещения заработной платы застрахованных лиц, в случаях наступления для них социальных рисков утраты трудоспособности (болезнь, инвалидность, старость) в форме пенсий, пособий, оказания медицинской помощи.

№2 Основные цели государственной социальной политики.

Целью и сущностью содержания социальной политики является достижение общего благосостояния не ниже минимального уровня.

Добиваясь этой цели, социальная политика опосредованным образом способствует и решению задач, связанных с политической стабильностью, экономическим развитием, предотвращением или снятием социальной или этнонациональной напряженности и т.п.

Основными целями социальной политики являются:

- формирование социально ориентированной рыночной экономики;

- обеспечение основных социальных гарантий для населения в сфере занятости, медицинского обслуживания, социальной защиты, образования и культуры;

- создание экономических и правовых условий, обеспечивающих самореализацию личности, экономическую активность человека;

- ликвидация бедности, обеспечение потребления материальных благ не ниже минимального прожиточного уровня.

Билет №10

Наши рекомендации