Субъекты социальной политики государства, их краткая характеристика.
Субъекты социальной политики:
· Государство
· Субъекты федерации
· Органы местного самоуправления
· Внебюджетные социальные фонды
· Профсоюзные и иные общественные организации
· Политические партии
Главный субъект социальной работы – государство с его органами исполнительной власти как местного, так и регионального уровня.
Государство является субъектом социальной защиты, выражающим общественные интересы. Решение этой проблемы является его неотъемлемой функцией. Обязанности государства вытекают из Конституции Российской Федерации. Среди мер в области поддержки и защиты нетрудоспособных и малообеспеченных слоев населения предполагается улучшение пенсионного обеспечения / индексация в зависимости от роста цен на потребительские товары/, увеличение помощи семьям с детьми, малообеспеченным , инвалидам. Большое место отводилось социальному обслуживанию населения.
СУБЪЕКТ ФЕДЕРАЦИИ - государственное образование в составе федерации.
Социальная политика органов местного самоуправления это составная часть политики органов местного самоуправления, направленная на улучшение жизнедеятельности и повышение благосостояния населения, которая регулируется Конституцией РФ, федеральными законами, постановлениями Правительства РФ, конституциями, законами, уставами субъекта Федерации, правовыми актами О.м.с.
Внебюджетные фонды – один из методов перераспределения национального дохода государством в пользу отдельных социальных групп населения. Внебюджетные фонды решают две важнейшие задачи:
· Обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики;
· Расширение социальных услуг населению.
Профессиональный союз (профсоюз) - это добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными или профессиональными интересами по роду деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. Основной задачей профсоюзов является защита прав и интересов работников в сфере труда и связанных с трудом отношений. Для достижения этой цели профсоюзы возникли, для этого они создаются и сейчас.
Назначение политической партии, делающее ее необходимым компонентом политической жизни в любой модификации, заключается:
– в осуществлении функций представительства интересов различных социальных групп, общностей на уровне общих интересов всей социальной целостности;
– в активной работе по интеграции социальной группы, входящей в сферу политических отношений;
– в снятии ее внутренних противоречий. 1 Партии имеют свою программу, систему целей, которые они активно пропагандируют и защищают, более или менее разветвленную организационную структуру, накладывают на своих членов определенные I обязанности и формируют нормы поведения. Они поэтому служат I мощным фактором повышения уровня организованности политической жизни, ее рационализации.
Билет №9
1. Основные структурные элементы социального бюджета.
Основными структурными элементами социального бюджета являются:
· консолидированный бюджет Российской Федерации (федеральный, региональные и местные бюджеты);
· бюджеты государственных внебюджетных фондов (социального, пенсионного и медицинского страхования);
· средства предприятий и организаций;
· бюджеты домохозяйств.
Консолидированный бюджет Российской Федерации состоит: из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Он представляет собой форму образования и расходования средств для обеспечения функций органов государственной власти федерального уровня, уровня субъектов Федерации и местного уровня.
^ Социальные расходы федерального (и консолидированного) бюджета России включают следующие основные группы затрат (соответствующие разделам бюджетной классификации), предназначенные для финансирования:
· образования (раздел 7);
· культуры, кинематографии, средств массовой информации (раздел 8);
· здравоохранения и спорта (раздел 9);
· социальной политики (раздел 10).
Еще одна группа социальных расходов финансируется в рамках раздела 11 бюджетной классификации, которые обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, предоставляемых в форме трансфертов (финансовой помощи) бюджетам других уровней.
^ Бюджет субъекта Российской Федерации (региональный бюджет) предназначен для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта Российской Федерации. Бюджет субъекта Российской Федерации и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории, составляет консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации.
Нормы расходов на текущее содержание объектов социальной сферы определяются исходя из сложившихся в отчетном периоде средних расходов на сетевую единицу с учетом тех поправок, которые вызываются структурными изменениями планируемых мероприятий. Например, увеличением в школах удельного веса старших классов с более высокой стоимостью обучения.
При этом в финансировании отраслей социальной сферы используется три метода:
· самостоятельного финансирования - на началах хозяйственного расчета - предприятия бытового обслуживания, коммунального и гостиничного хозяйства, пассажирского транспорта и связи, ряд учреждений культуры и т.д.;
· сметного бюджетного финансирования – учреждения народного образования, здравоохранения и культуры;
· смешанный метод, сочетающий элементы хозрасчета с бюджетным финансированием - жилищные организации, большинство учреждений культуры, искусства и пр.13
В качестве критериев и показателей для расчета бюджетных составляющих социальной сферы в субъектах Российской Федерации применяют следующие их виды: качество жизни населения, благосостояние населения, качество трудовой жизни, безопасность жизнедеятельности.
^ Государственные внебюджетные фонды, входящие в систему обязательного социального страхования (Пенсионный фонд Российской Федерации, федеральный и региональные фонды обязательного медицинского страхования и Фонд социального страхования Российской Федерации) обеспечивают второй по объему (после федерального бюджета) финансовый источник удовлетворения социальных потребностей населения.
В 2009 году в государственных внебюджетных фондах аккумулировано около 3 трлн. рублей или 7,7% ВВП.
Финансовые ресурсы государственных внебюджетных фондов формируются за счет обязательных страховых взносов работодателей. По своей экономической природе данные страховые платежи предназначены для замещения заработной платы застрахованных лиц, в случаях наступления для них социальных рисков утраты трудоспособности (болезнь, инвалидность, старость) в форме пенсий, пособий, оказания медицинской помощи.
№2 Основные цели государственной социальной политики.
Целью и сущностью содержания социальной политики является достижение общего благосостояния не ниже минимального уровня.
Добиваясь этой цели, социальная политика опосредованным образом способствует и решению задач, связанных с политической стабильностью, экономическим развитием, предотвращением или снятием социальной или этнонациональной напряженности и т.п.
Основными целями социальной политики являются:
- формирование социально ориентированной рыночной экономики;
- обеспечение основных социальных гарантий для населения в сфере занятости, медицинского обслуживания, социальной защиты, образования и культуры;
- создание экономических и правовых условий, обеспечивающих самореализацию личности, экономическую активность человека;
- ликвидация бедности, обеспечение потребления материальных благ не ниже минимального прожиточного уровня.
Билет №10