Классификация социального статуса
БИЛЕТ №1
1. Общество как социальная система. Понятие «общества», «социального процесса», «социального развития
О́бщество — обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, включающая в себя способы социального взаимодействия и формы объединения людей, способных создавать орудия труда и пользоваться ими в процессе труда. В широком понимании слова, это совокупность всех видов социального взаимодействия людей и форм организации их совместной жизнедеятельности, которые сложились исторически.
Социальный процесс (англ. Socialprocess) — серия явлений или взаимодействий, происходящих в организации, структуре групп и меняющих отношения между людьми или между составными элементами сообщества. Социальные процессы находятся во всех обществах и выступают как упорядоченная форма социального взаимодействия. Важнейшими чертами социальных процессов является их всеобщность и связь с субъектом, который осуществляет процесс. Ничто не может происходить в обществе вне социальным процессом. Функционирование и развитие общества происходят в различных формах социальных процессов, характеризующих субъектно-объектные связи и отношения во всех сферах деятельности людей.
Социальное развитие – это необратимое, направленное изменение социальных систем, общностей, социальных институтов и организаций от простого к сложному, от низшего к высшему.
Общество как социальная система — это совокупность социальных явлений и процессов, которые находятся в отношениях и связи между собой и образуют некоторый социальный объект. Этот объект выступает как единство взаимосвязанных частей (элементов, компонентов, подсистем), взаимодействие которых между собой и с окружающей средой обусловливают его существование, функционирование и развитие как целого. Любая система предполагает наличие внутренней упорядоченности и установление границ, отделяющие ее от других объектов.
Структура социальной системы - это способ взаимосвязи взаимодействующих в ней подсистем, компонентов и элементов, обеспечивающий ее целостность. Основными элементами (социальными единицами) социальной структуры общества выступают социальные общности, социальные институты, социальные группы и социальные организации.
2)Функции финансовой помощи из федерального бюджета субъектам РФ в социальной сфере.
Федеральный бюджет - важнейшая составная часть государственного бюджета страны с федеративным устройством, в котором отражены доходы и расходы, которые осуществляются федеральным правительством.
Функции:
- целевая поддержка капитальных вложений в общественную инфраструктуру;
- софинансирование капитальных вложений из бюджетов субъектов Российской Федерации;
- соблюдение субъектами Российской Федерации федеральных требований федерального законодательства к организации инвестиционного процесса.
-выравнивание бюджетной обеспеченности
-стимулирование приоритетных расходов и поддержка реформ в социальной сфере.
-поддержка развития региональной инфраструктуры
-поддержка и стимулирование бюджетных реформ
-финансирование федеральных законов
Дотация - это определенная денежная сумма, выделяемая из вышестоящего бюджета по решению соответствующего представительного органа власти в нижестоящий бюджет, не оговариваемая каким-либо целевым направлением средств.
Субвенция - это денежная сумма, выделяемая из вышестоящего бюджета в нижестоящие бюджеты для конкретных целей на безвозмездной и безвозвратной основах.
Билет №2
1. Субъекты социальной политики. Определение, классификация, характеристика социального статуса людей.
Социальная политика – взаимоотношения социальных групп по поводу сохранения и изменения социального положения населения и составляющих его классов, слоев и социальных общностей.
Социальная политика – деятельность ее основных субъектов, направленная на решение социальных проблем в обществе, развитие его социальной сферы, создание условий для жизни людей, обеспечение их социальных потребностей, интересов и гарантий, предоставление социальных услуг.
В субъекты социальной политики входят органы местного самоуправления, которые не входят в систему органов исполнительной власти.
Если субъектом социальной политики является государство, то такая политика называется государственной. Ее формируют и реализуют федеральные и региональные органы государственной власти.
Общественную социальную политику осуществляют : общественные организации и движения, политические партии, профсоюзы и общественные объединения, союзы предпринимателей, национальные, молодежные, экологические организации, общественные организации инвалидов, участников войн, ветеранов, пенсионеров, церковные организации, благотворительные организации.
Специфические субъекты социальной политики:пенсионный фонд России (ПФР) и негосударственный ПФР, фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС), фонд обязательного социального страхования (ФОСС).
Таким образом, в социальной политике участвуют специфические субъекты и органы власти всех уровней.
Понятие социального статуса- Социальное признание или престиж, которые получает определенная группа индивидов от остальных членов общества. Статусные группы обычно различаются своим стилем жизни — способами поведения, характерными для индивидов данной группы. Статусные привилегии могут быть как позитивными, так и негативными.
Социальный статус обычно определяется как положение индивида или группы в социальной системе, имеющее специфические для данной системы признаки. Каждый социальный статус обладает определенным престижем.
Билет №3
Билет№4
1. Цели и средства государственной социальной политики.
Социальная политика - одно из важнейших направлений, составная часть внутренней политики государства. Она призвана обеспечить расширенное воспроизводство населения, гармонизацию общественных отношении, политическую стабильность, гражданское согласие и реализуется через государственные решения, социальные мероприятия и программы. Именно она обеспечивает взаимодействие всех сфер жизнедеятельности общества в решении социальных проблем, проявляя свои свойства: универсальности (всеохватывающий характер воздействия социальной политики на все стороны социального воспроизводства людей); включенности (возможность проникать во все сферы жизнедеятельности) и атрибутивности (способность сочетаться с любыми общественными отношениями, общественными феноменами и сферами).
Целью социальной политики является повышение благосостояния населения, обеспечение высокого уровня и качества жизни, характеризующихся следующими показателями: доход как материальный источник существования, занятость, здоровье, жилье, образование, культура, экология.
Поэтому задачами социальной политики являются:
- распределение доходов, товаров, услуг, материальных и социальных условий воспроизводства населения.
- ограничение масштабности абсолютной бедности и неравенства,
- обеспечение материальных источников существования тем, кто по независящим от них причинам ими не обладает,
- предоставление медицинских и образовательных услуг,
- расширение сети и улучшение качества транспортных услуг,
- оздоровление окружающей среды.
2.Правовой статус ПФР:
Это самостоятельное финансово-кредитное учреждение, которое было создано на основе РСФСР от 22.12.90 г. Осуществляющее свою деятельность в соответствии с положением о ПФ РФ , утвержденным постановлением верховным советом РФ от 27.12.97 № 2112-1 с целью управления финансовым пенсионным обеспечением.
Средства бюджета ПФРФ является федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат, что подтверждает их целевой характер.
Бюджет ПФРФ формируется за счет:
- страховых взносов
-средства фед-го бюджета
-сумм пеней и других финансовых санкций
-добровольных взносов физ. И юр. лиц уплаченных ими не в качестве страхователей или застрахованных лиц
-доходов от размещения (инвестирования) временно-свободных средств ОПС.
Доходов от инвестирования и др.
Назначение ср-в бюджета в ПФРФ.
1. Выплаты ТП и социальных пособий
2. Доставка пенсий
3. Финансовое и материальное обеспечение текущей деятельности страховщика.
Организация управ.фондом на федеральном уровне является.
Правление ПФРФ и исполнительная дирекция.
На региональном уровне управление ПФРФ осуществляется его региональным отделением (Красногорское отделение ПФРФ)
Состав правления ПФРФ:
-Председатель
-1ый заместитель
-Заместитель председателя
-Исполнительный директор
-Управляющие 12ти отделениями
В качестве страховщиков обязательное пенсионное страхование признается не только ПФРФ, но и государственные пенсионные фонды.
Билет №5
Национальный проект «Образование»
Национальный проект в сфере образования предусматривает создание двух новых университетов (Южный и Сибирский федеральный университеты; государство выделяет по 3 млрд руб. на каждый), двух бизнес-школ (в том числе Высшая школа менеджмента в Санкт-Петербурге; по 1,5 млрд руб. на каждую), выделение грантов, поощрение лучших учителей, а также талантливых студентов и аспирантов, меры по дополнительному образованию военнослужащих.
Конкурсы инновационных вузов, Учебные пособия, Премии школам, Премии лучшим учителям, Премии лучшим ученикам, Транспорт школам сельским, Национальные университеты, Проф-образование в экспериментальных воинских частях, Премии преподавателей ВУЗов
На стимулирование инновационных программ в 2006—2007 из бюджета будет выделено 26 млрд руб.,
Национальный проект «Жильё»
· увеличение к 2010 г. объёмов жилищного строительства в 2 раза, а в 2007 г. — на треть (до 56 млн кв. м); увеличение доли населения, способного приобрести жилье, с 9 % до 30 %;
· увеличение к 2007 г. объёма ипотечных кредитов более чем на треть (до 151 млрд руб.) и снижение ставки по ипотечным кредитам с 15 % до 11 % в 2007 г. и до 8 % в 2008—2009 гг.;
· выделение жилищных субсидий ряду категорий граждан;
· модернизацию ЖКХ, увеличение к 2007 г. частных инвестиций в коммунальном секторе до 20 % и снижение износа коммунальной инфраструктуры с 60 % до 55 %.
Финансирование
На реализацию национальных проектов в федеральном бюджете на 2006 год выделено 134,5 млрд рублей. В частности, на здравоохранение направлено 62,6 млрд, на образование — 30,8 млрд, на программу доступного жилья — 21,9 млрд и на развитие агропромышленного комплекса — более 19 млрд.
Всего с учётом внебюджетных фондов из федеральных источников на реализацию национальных проектов в 2006 году выделено 186,8 млрд руб.
В проекте федерального бюджета 2007 году на национальные проекты заложено 206,3 млрд рублей. Наибольший объём средств направят на поддержку здравоохранения и образования.
Кроме того, средства выделяются и региональными бюджетами в рамках реализации национальных проектов на уровне регионов.
Итоги реализации
По итогам 2009 года продолжительность жизни в России увеличилась до 69 лет. В феврале 2010 года заместитель председателя правительства России Александр Жуков заявил, что увеличение продолжительности жизни является успехом приоритетных национальных проектов.
Билет № 6
Билет №7
Дополнительные услуги
Отдельная палата в роддоме, присутствие мужа при родах, и прочие дополнительные услуги не включены в родовый сертификат. Их оплачивает пациентка наличными деньгами. В этом случае медицинское учреждение не вправе претендовать на родовый сертификат.
Начать распределение финансовых средств правительство планирует с нового года. 250 тысяч рублей смогут получить матери, родившие или усыновившие второго ребенка в период с 1 января 2007 и имеющие российское гражданство, даже если они проживают за пределами России. На это пособие смогут также претендовать женщины, родившие третьего или последующего ребенка, если ранее они не пользовались правом на дополнительную государственную поддержку. В случае гибели матери, лишения ее родительских прав или совершения ею умышленных действий, причинивших вред здоровью ребенка, деньги выделят отцу (усыновителю) малыша, независимо от гражданства. Если по сходным причинам и он не сможет получить это пособие, все средства перейдут ребенку (или детям в равных долях).
Для того, чтобы претендовать на «материнский капитал», необходимо не только зарегистрировать ребенка в ЗАГСе, но и обратиться с заявлением в Пенсионный фонд, который, рассмотрев это заявление, примет решение о выдаче женщине сертификата, подтверждающего право на получение пособия. Если Пенсионный фонд не найдет причин отказать, то ровно через три года женщина получит право на расходование материнского капитала. Полученные средства могут быть направлены на решение жилищных проблем семьи:
2. на уплату первоначального взноса при ипотечном кредитовании;
3. на погашение задолженности по ипотечным кредитам, в том числе привлеченным до момента возникновения права на дополнительные меры государственной поддержки;
4. на уплату взносов в рамках жилищно-накопительных программ, программ участия в долевом строительстве;
5. на покупку жилья путем присоединения средств материнского (семейного) капитала к собственным средствам лиц, получившим гос.сертификат на материнский (семейный) капитал.
Приобретаемое жилое помещение должно находиться на территории Р. Ф. Материнский капитал может быть направлен:
• на получение ребенком (первым, вторым и последующими) образования в любом образовательном учреждении Р.Ф. В частности, речь идет и о получении дополнительных платных образовательных услуг, оказываемых государственными, муниципальными и частными образовательными учреждениями (в том числе платными отделениями). Но возраст ребенка на день начала обучения по соответствующей образовательной программе не должен превышать 25 лет.
• на формирование накопительной части трудовой пенсии. До дня назначения накопительной части трудовой пенсии женщина может не чаще 1раза в год отказаться от указанного направления, подав в срок до 31 декабря текущего года заявление о выборе иного способа распоряжения им.
Билет №8
Билет №9
1. Основные структурные элементы социального бюджета.
Основными структурными элементами социального бюджета являются:
· консолидированный бюджет Российской Федерации (федеральный, региональные и местные бюджеты);
· бюджеты государственных внебюджетных фондов (социального, пенсионного и медицинского страхования);
· средства предприятий и организаций;
· бюджеты домохозяйств.
Консолидированный бюджет Российской Федерации состоит: из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Он представляет собой форму образования и расходования средств для обеспечения функций органов государственной власти федерального уровня, уровня субъектов Федерации и местного уровня.
^ Социальные расходы федерального (и консолидированного) бюджета России включают следующие основные группы затрат (соответствующие разделам бюджетной классификации), предназначенные для финансирования:
· образования (раздел 7);
· культуры, кинематографии, средств массовой информации (раздел 8);
· здравоохранения и спорта (раздел 9);
· социальной политики (раздел 10).
Еще одна группа социальных расходов финансируется в рамках раздела 11 бюджетной классификации, которые обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, предоставляемых в форме трансфертов (финансовой помощи) бюджетам других уровней.
^ Бюджет субъекта Российской Федерации (региональный бюджет) предназначен для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта Российской Федерации. Бюджет субъекта Российской Федерации и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории, составляет консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации.
Нормы расходов на текущее содержание объектов социальной сферы определяются исходя из сложившихся в отчетном периоде средних расходов на сетевую единицу с учетом тех поправок, которые вызываются структурными изменениями планируемых мероприятий. Например, увеличением в школах удельного веса старших классов с более высокой стоимостью обучения.
При этом в финансировании отраслей социальной сферы используется три метода:
· самостоятельного финансирования - на началах хозяйственного расчета - предприятия бытового обслуживания, коммунального и гостиничного хозяйства, пассажирского транспорта и связи, ряд учреждений культуры и т.д.;
· сметного бюджетного финансирования – учреждения народного образования, здравоохранения и культуры;
· смешанный метод, сочетающий элементы хозрасчета с бюджетным финансированием - жилищные организации, большинство учреждений культуры, искусства и пр.13
В качестве критериев и показателей для расчета бюджетных составляющих социальной сферы в субъектах Российской Федерации применяют следующие их виды: качество жизни населения, благосостояние населения, качество трудовой жизни, безопасность жизнедеятельности.
^ Государственные внебюджетные фонды, входящие в систему обязательного социального страхования (Пенсионный фонд Российской Федерации, федеральный и региональные фонды обязательного медицинского страхования и Фонд социального страхования Российской Федерации) обеспечивают второй по объему (после федерального бюджета) финансовый источник удовлетворения социальных потребностей населения.
В 2009 году в государственных внебюджетных фондах аккумулировано около 3 трлн. рублей или 7,7% ВВП.
Финансовые ресурсы государственных внебюджетных фондов формируются за счет обязательных страховых взносов работодателей. По своей экономической природе данные страховые платежи предназначены для замещения заработной платы застрахованных лиц, в случаях наступления для них социальных рисков утраты трудоспособности (болезнь, инвалидность, старость) в форме пенсий, пособий, оказания медицинской помощи.
№2 Основные цели государственной социальной политики.
Целью и сущностью содержания социальной политики является достижение общего благосостояния не ниже минимального уровня.
Добиваясь этой цели, социальная политика опосредованным образом способствует и решению задач, связанных с политической стабильностью, экономическим развитием, предотвращением или снятием социальной или этнонациональной напряженности и т.п.
Основными целями социальной политики являются:
- формирование социально ориентированной рыночной экономики;
- обеспечение основных социальных гарантий для населения в сфере занятости, медицинского обслуживания, социальной защиты, образования и культуры;
- создание экономических и правовых условий, обеспечивающих самореализацию личности, экономическую активность человека;
- ликвидация бедности, обеспечение потребления материальных благ не ниже минимального прожиточного уровня.
Билет №10
I. Общие положения
Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2012 год определяет виды и условия оказания медицинской помощи, нормативы объема медицинской помощи, нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, подушевные нормативы финансового обеспечения, порядок формирования и структуру тарифов на медицинскую помощь, а также предусматривает критерии качества и доступности медицинской помощи, предоставляемой гражданам Российской Федерации на территории Российской Федерации бесплатно.Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Программой разрабатывают и утверждают территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2012 год.
Территориальная программа обязательного медицинского страхования может включать в себя оказание медицинской помощи при отдельных заболеваниях и состояниях здоровья, не включенных в базовую программу обязательного медицинского страхования, без соблюдения условия выполнения нормативов, установленных базовой программой обязательного медицинского страхования, при сохранении объема финансового обеспечения территориальной программы обязательного медицинского страхования не ниже уровня 2010 года, в том числе в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования.
Билет№11
Оформление и инвестировании средств пенсионных накоплений.
Инвестирование пенсионных накоплений основывается на принципах высокой социальной ответственности управляющей компании перед будущими пенсионерами. Это, прежде всего обеспечение сохранности и прироста переданных в управление средств. Основная задача при работе с этими средствами — разработка такой инвестиционной стратегии управления, которая позволяет обеспечить сохранность и прирост переданных в управление средств граждан, доверивших компании накопительную часть своей пенсии.
Основным законодательным актом, регулирующим деятельность по инвестированию средств пенсионных накоплений, переданных ПФР, является Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 111-ФЗ«Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон)
Федеральным законом устанавливается строго определенное число объектов инвестирования, в том числе:
· государственные ценные бумаги Российской Федерации;
· государственные ценные бумаги субъектов Российской Федерации;
· облигации российских эмитентов;
· акции российских эмитентов, созданных в форме открытых акционерных обществ;
· паи (акции, доли) индексных инвестиционных фондов, размещающих средства в государственные ценные бумаги иностранных государств, облигации и акции иных иностранных эмитентов;
· ипотечные ценные бумаги, выпущенные в соответствии с законодательством Российской Федерации об ипотечных ценных бумагах;
· денежные средства в рублях на счетах в кредитных организациях;
· депозиты в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте в кредитных организациях;
· иностранную валюту на счетах в кредитных организациях;
· ценные бумаги международных финансовых организаций, допущенных к размещению и (или) публичному обращению в Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о рынке ценных бумаг.
Не допускается размещение средств пенсионных накоплений в иные объекты инвестирования, прямо не предусмотренные Федеральным законом.
Пенсионные отчисления граждан России разделяются на две составляющие:страховую и накопительную части. Размер будущей пенсии зависит от размера заработной платы и от результатов работы управляющей компании.
2)Средства федерального бюджета. Содержание и структура федерального бюджета в социальной сфере.
Федеральный бюджет - важнейшая составная часть государственного бюджета страны с федеративным устройством, в котором отражены доходы и расходы, которые осуществляются федеральным правительством.
Средства федерального бюджета:
Бюджетная система РФ представляет собой основанную на экономических отношениях и правовых нормах государственного устройства, совокупность самостоятельных бюджетов существующих на территории страны – федерального бюджета, бюджетов субъектов, местных бюджетов.
13 декабря 2010 года был принят Федеральный закон № 357-ФЗ «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов»
Структура бюджетной системы государства:
Унитарного(Япония, Швейцария, Франция)
§ Госбюджет
§ Местный бюджеты
Федерального (США, Канада, Россия)
§ Госбюджет
§ Федеральные бюджеты
§ Местные бюджеты
Бюджетная система РФ, в соответствии с Бюджетным Кодексом, состоит из бюджетов следующих уровней:
§ федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
§ бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
§ местные бюджеты муниципальных районов, городских округов;
§ бюджеты городских и сельских поселений.
Совокупность всех бюджетов на соответствующей территории составляет консолидированный бюджет.
Билет № 12
Билет 13
№1 Государственно-общественная социальная политика, собственная социальная политика с учетом норм федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».
а) Свою социальную политику государство обычно проводит через местные и региональные органы власти. Финансируется государственная социальная политика из государственного бюджета. Объектами социальной политики государства обычно являются крупные социальные группы, соответствующие либо идеологическим установкам государства на данный момент, либо ценностным ориентациям общества на долговременную перспективу.
Цель социальной политики государства состоит в улучшении здоровья нации, в обеспечении достаточного дохода и социальной поддержки в определённых неблагоприятных жизненных ситуациях и, в целом, в создании для населения благоприятной социальной атмосферы в обществе.
Социальная политика является составной частью общей стратегии государства, относящейся к социальной сфере: целенаправленная деятельность по выработке и реализации решений, непосредственно касающихся человека, его положения в обществе; по предоставлению ему социальных гарантий с учетом особенностей различных групп населения страны проводимая правительством, всеми ветвями и органами власти, опирающаяся на широкую общественную поддержку социальная политика предназначена аккумулировать, фокусировать, отражать обстановку в стране и ситуацию в обществе, потребности и цели социального развития.
б) В комментируемом Законе определяются такие основы местного самоуправления, как правовые, территориальные, организационные, финансовые и экономические.
Основными нововведениями комментируемого Закона являются:
1) построение двухуровневой модели местного самоуправления, т.е. создание в составе муниципального района городских и сельских поселений
2) установление новых принципов определения границ муниципальных образований);
3) закрепление за каждым типом муниципального образования собственного перечня вопросов местного значения;
4) расширение видов форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления за счет включения таких форм, как голосование по отзыву депутата, публичные слушания, конференция по вопросам местного значения, опрос граждан и т.п.;
5) введение принципа разделения властей на местном уровне;
6) определение численности депутатов представительных органов местного самоуправления на федеральном уровне;
7) введение контрактной системы для главы местной администрации;
8) закрепление за каждым типом муниципального образования перечня муниципального имущества;
9) введение процедуры "банкротства муниципального образования";
10) усиление ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством, например, возможное временное исполнение полномочий органов местного самоуправления органами государственной власти субъектов РФ в некоторых случаях.
Данные нововведения, несмотря на их инновационный характер, соответствуют конституционной природе местного самоуправления. Они призваны построить эффективную систему местной власти, которую охраняет государство с помощью системы гарантий местного самоуправления.
№2 О материнском ( семейном ) капитале.
· право на получение материнского (семейного) капитала предоставляется только один раз;
· материнский (семейный) капитал ежегодно индексируется государством. В 2007 году он составлял 250 000 рублей, в 2008 году - 276 250 рублей, в 2009 году - 312 162 рубля, с 1 января 2010 года - 343 378 рублей, с 1 января 2011 года - 365 698 рублей, с 1 января 2012 года – 387 640 рублей, с 1 января 2013 года – 408 906 рублей;
· изменение размера материнского (семейного) капитала не влечет замену сертификата;
· срок обращения в Пенсионный фонд с заявлением о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал после рождения второго (третьего или последующего ребенка) не ограничен;
· заявление о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала может быть подано в любое время по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки. В случае необходимости погашения основного долга и уплаты процентов по кредитам и займам, в том числе ипотечным, на приобретение (строительство) жилья средствами материнского капитала можно воспользоваться, не дожидаясь достижения трехлетнего возраста второго ребенка;
· материнский (семейный) капитал освобождается от налога на доходы физических лиц;
· материнский (семейный) капитал предоставляется не конкретному ребенку, а родителям, семье. Соответственно, потратить эти средства можно с учетом интересов всей семьи;
· сертификат действителен только при предъявлении документа, удостоверяющего личность. Действие сертификата прекращается в случае смерти владельца, лишения его родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на получение материнского капитала или совершения им в отношении ребенка (детей) умышленного преступления . В случае утраты сертификата в территориальном органе ПФР можно получить его дубликат;
· обратиться за получением сертификата можно в территориальный орган ПФР по месту жительства, по месту пребывания или фактического проживания;
· заявление о выдаче сертификата и документы в территориальный орган ПФР можно подать через доверенное лицо либо направить их по почте.
Кто имеет право на получение материнского (семейного) капитала?
· женщина, имеющая гражданство Российской Федерации, родившая (усыновившая) второго, третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 года;
· мужчина, имеющий гражданство Российской Федерации, являющийся единственным усыновителем второго или последующих детей, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2007 года;
· отец (усыновитель) ребенка независимо от наличия гражданства Российской Федерации в случае прекращения права на дополнительные меры государственной поддержки женщины, родившей (усыновившей) детей, вследствие, например, смерти, лишения родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на получение материнского капитала, совершения в отношении ребенка (детей) умышленного преступления;
· несовершеннолетний ребенок (дети в равных долях) или учащийся по очной форме обучения ребенок (дети) до достижения им (ими) 23-летнего возраста, при прекращении права на дополнительные меры государственной поддержки отца (усыновителя) или женщины, являющейся единственным родителем (усыновителем) в установленных Федеральным законом случаях.
· В подтверждение права на получение средств материнского (семейного) капитала выдается сертификат государственного образца.
Билет 14
№1Основные формы и инструменты государственного бюджетного регулирования развития социальной сферы.
Основными формами и инструментами государственного бюджетного регулирования развития социальной сферы являются:
• государственные приоритеты социальной политики, которые отражаются в ежегодных посланиях Президента Российской Федерации о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства, с которыми Президент обращается к Федеральному Собранию Российской Федерации, в бюджетных посланиях Президента Российской Федерации Правительству Российской Федерации, а также в программах Правительства Российской Федерации по социально-экономическому развитию страны на среднесрочную перспективу;
• государственные программы и национальные проекты развития образования, здравоохранения, жилищно-коммунальной сферы, имеющие основополагающее значение для развития человеческого капитала и повышения качества жизни населения ;
• экономические, административные и финансовые механизмы стимулирования развития отраслей социальной сферы с помощью льгот, налоговой и кредитной политики, с одной стороны, и применения системы штрафных санкций за нарушение федеральным Центром и регионами обязательств по реализации социальных гарантий;
• нормативы и стандарты социальной поддержки населения;
• механизмы регулирования межбюджетных отношений между Центром и регионами, позволяющие выравнивать минимальную обеспеченность социальными благами по регионам;
• государственные программы (федеральные и региональные), направленные на решение общественно актуальных (зачастую критических) социальных ситуаций долговременного характера (проблемы радиоактивного заражения регионов, экологические проблемы, проблемы Севера, Нечерноземья, ветеранов и т.д.);
• механизмы бюджетного финансирования организаций бюджетного сектора.
2)Пенсионная система в условиях реформы: основное в персонифицированном учете.
1. Происходящие изменения в экономике страны, требуют реформирования пенсионного страхования. Нагрузка пенсионной системы на экономически активную часть населения с каждым годом возрастает, уровень пенсионного обеспечения падает.
Предотвратить углубление кризиса пенсионной системы страны и одновременно создать предпосылки для быстрого и устойчивого экономического роста можно только через переход пенсионной системы на персонифицированный учет.
Создаваемая информационная система персонифицированного учета должна охватить все работающее население страны. Первым этапом создания этой информационной системы является формирование базы данных всех застрахованных лиц и пенсионеров.
По данным Управления пенсионного обеспечения МТиСР РБ на сегодняшний день персонифицированным учетом охвачен 991 гражданин республики, а к 2003 году предполагается охватить все населения.
2. Суть персонифицированного учета заключается в ведении для каждого работающего на территории страны гражданина, который попадает под действие Закона РФ “О государственных пенсиях в РФ”, лицевого счета, содержащего сведения о стаже и заработке.
В обществе же укрепилось понимание пенсионного страхования, как системы самообеспечения работающего населения в пожилом возрасте, однако, по действующему законодательству назначение пенсии осуществляется независимо от взносов государственного пенсионного страхования. Рабо<