Законодательство в области здравоохранения по вопросам обеспеченности, приобретения, эксплуатации и утилизации медицинского оборудования.

В рамках нацпроекта Здоровье прием и эксплуатация регламентируются: «ПИСЬМО от 2 августа 2006 г. N 4100-РХ О ПОРЯДКЕ ПРИЕМА И ЭКСПЛУАТАЦИИ МЕДИЦИНСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ, ПОСТАВЛЯЕМОГО В РАМКАХ ПРИОРИТЕТНОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕК ТА В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ.

В письме раскрываются вопросы поставки, приемки мед оборудования, гарантии, штрафы и неустойки....

Приемка медицинского оборудования осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и с Инструкциями N П-6 (утвержденной Постановлением Госарбитража при Совете Министров СССР от 15 июня 1965 г.) и N П-7 (утвержденной Постановлением Госарбитража при Совете Министров СССР от 25 апреля 1966 г.). А так в основном используются устаревшие документы СССР

ПРО ПОСТАВКУ:

Поставка медицинского оборудования в федеральные и муниципальные учреждения осуществляется за счёт бюджета Минздрава и муниципальных бюджетов, в результате выделения средств от спонсоров, а также, до недавнего времени, по кредитам Международного банка реконструкции и развития.

По инициативе производителей медицинской техники из различных стран, прежде всего Европы, была создана международная комиссия по стандартам - IEC (Международная электротехническая комиссия - МЭК). Цель этой организации - стандартизация выпускаемого на рынок медицинского оборудования и выполнение определённых требований безопасности.

Стандарты МЭК в настоящее время приняты для внедрения в России. Работа по внедрению проводится по мере их утверждения в МЭК и после перевода на русский язык и, при необходимости, некоторых корректировок.

ОСНАЩЕНИЕ:

Изучение вопросов, связанных с оснащением лечебно-профилактических учреждений медицинской техникой, в частности медицинским оборудованием, приборами и аппаратами для функциональной диагностики и лечения, выявило несовершенство действующей в настоящее время нормативной базы. Так, до настоящего времени не разработаны правила (стандарты) оснащения медицинским оборудованием лечебно-профилактических организаций, его применения и обновления, отсутствуют нормативы фондооснащенности медицинским оборудованием различных типов медицинских технологий.

Таким образом, сложившаяся в настоящее время ситуация с нормативно-правовой базой учреждений здравоохранения в части оснащения медицинским оборудованием показывает, что разработка этих нормативно-правовых документов в ближайшее время крайне важна для обеспечения единых подходов к планированию, лицензированию и сертификации, установлению требований к условиям эффективности, безопасности, взаимозаменяемости процессов, оборудования, применяемых в здравоохранении, повышению качества медицинской помощи, оптимизации лечебно-диагностического процесса.

ОБСЛУЖИВАНИЕ И ЭКСПЛУАТАЦИЯ:

К сожалению, в настоящее время отсутствуют основополагающие документы и установления, регламентирующие порядок проведения технического обслуживания медицинской техники. В стадии разработки находится отраслевой стандарт "Техническое обслуживание медицинской техники. Общие требования". Обсуждается проект федерального закона "О медицинских изделиях", в котором предполагается отдельными статьями определить порядок обеспечения технического обслуживания медицинской техники.

По действующему на сегодня законодательству деятельность по техническому обслуживанию медицинской техники подлежит лицензированию в органе, созданном при Министерстве промышленности, науки и технологий России.

В настоящее время в Госдуме дорабатывается законопроект "О медицинских изделиях", предусматривающий регулирование обращения медицинских изделий на рынке, обеспечение их качества и безопасности.

В течение многих лет не удается принять закон "О медицинской технике и изделиях медицинского назначения". До сих пор не проведен конкурс на выбор организации, готовящей технический регламент по отрасли.

Если Закон "О лекарственных средствах" был принят, и это очень важно, то закон "О медицинской технике и изделиях медицинского назначения" тормозится под разными предлогами, - затронул больное место правовой базы Александр Чухраев. Конечно, можно вспомнить о том, что с 2002 года действует Закон "О техническом регулировании". Но техническое регулирование связано прежде всего с безопасностью медицинских изделий, в то же время есть масса других аспектов, которые необходимо отразить в законодательстве.

До сих пор, законодательно не определены органы исполнительной власти, ответственные за решение вопросов регулирования рынка медтехники. Минсоцздрав, как основной ответчик перед населением за безопасность и качество медицинских услуг, должен взять на себя эти обязанности. Тем не менее, до настоящего времени, в Положение о Министерстве здравоохранения и социального развития вопросы организационной деятельности в сфере обращения изделий медицинского назначения не включены.

В результате, сегодня существует колоссальное количество противоречий между различными подведомственными приказами и инструкциями по вопросам регулирования отрасли, отсутствует официальная единая терминология, не определенно понятие «медицинской техники», надлежащие классификации изделий медицинского назначения, в том числе по степени риска причинения вреда, ясные критерии допуска медицинских изделий к применению.

Не менее острой остаётся проблема разработки технического регламента «О требованиях к безопасности медицинской техники и изделий медицинского назначения», который должен обеспечивать промышленную, экологическую безопасность изделий медицинского назначения и медицинской техники и, как следствие, минимизировать риски для пациентов. УТИЛИЗАЦИЯ:

Про утилизацию ниче не нашел! Тока все объявления частных фирм о предложении утилизировать мед.оборудование. Можно наверно рассказать, что можно пользоваться их услугами, а они в свою очередь имеют необходимые лицензии.

И ещё море различных приказов и постановлений., перечислять все нет смысла, назовите вот эти! Многие из них региональные.

<письмо> роспотребнадзора от 11.10.2005 п 0100/8378-05-32"вопросы организации надзора при закупках мед. оборудования"

ПРИКАЗ ДЕПАРТАМЕНТА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ Г.МОСКВЫ ОТ 08.09.2005 N 363 "О ПРОВЕДЕНИИ ЗАКУПОК ОБОРУДОВАНИЯ. РАСХОДНЫХ МАТЕРИАЛОВ. ТЕХНИЧЕСКОМ ОБСЛУЖИВАНИИ ОБОРУДОВАНИЯ"

ПРИКАЗ МИНПРОМЭНЕРГО РФ ОТ 27.06.2005 N 198"ОБ ОРГАНИЗАЦИИ В МИНПРОМЭНЕРГО РОССИИ РАБОТЫ ПРИ ПОДТВЕРЖДЕНИИ ЦЕЛЕВОГО НАЗНАЧЕНИЯ ВВОЗИМОГО ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ"(Зарегистоировано в Минюсте РФ 28.07.2005 N 6828)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 22.03.2001 N 221ГРЕД. ОТ 01.02.2005УОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЕРЕЧНЯ ИНСТРУМЕНТОВ И ОБОРУДОВАНИЯ. НАХОДЯЩИХСЯ ПОД СПЕЦИАЛЬНЫМ КОНТРОЛЕМ И ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ДЛЯ ПРОИЗВОДСТВА И ИЗГОТОВЛЕНИЯ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ. ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ. И ПРАВИЛ РАЗРАБОТКИ. ПРОИЗВОДСТВА. ИЗГОТОВЛЕНИЯ. ХРАНЕНИЯ. ПЕРЕВОЗКИ. ПЕРЕСЫЛКИ. ОТПУСКА. РЕАЛИЗАЦИИ- РАСПРЕДЕЛЕНИЯ. ПРИОБРЕТЕНИЯ. ИСПОЛЬЗОВАНИЯ. ВВОЗА НА ТАМОЖЕННУЮ ТЕРРИТОРИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ВЫВОЗА С ТАМОЖЕННОЙ ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. УНИЧТОЖЕНИЯ ИНСТРУМЕНТОВ И ОБОРУДОВАНИЯ. НАХОДЯЩИХСЯ ПОД СПЕЦИАЛЬНЫМ КОНТРОЛЕМ И ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ДЛЯ ПРОИЗВОДСТВА И ИЗГОТОВЛЕНИЯ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ. ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ"

3. Разработка рыночной стратегии и методы ее реализации на предприятиях и учреждениях сферы здравоохранения.

Дж.Р. Эванс и Б. Берман [13] дают следующее определение маркетингу: «Маркетинг — это предвидение, управление и удовлетворение спроса на товары, услуги и идеи посредством обмена». При этом подразумевается, что объектами маркетинга могут быть не только товары, услуги и идеи, но и люди (политические деятели, актеры и т.д.), организации (Красный Крест, общественные фонды), территории (например, курорты).

Ф. Котлер [2] отмечает, что маркетинг представляет собой вид деятельности, направленный на удовлетворение потребностей человека посредством обмена. Товар — это средство, с помощью которого можно удовлетворить определенную потребность или решить определенную проблему, т.е. «упакованная» услуга. Идея обмена приводит к понятию рынка. Рынок — это сфера потенциальных обменов. Раз существует потенциальная возможность для торговли, значит, существует рынок [2].

Современный маркетинг — своеобразная «философия» большого бизнеса, которая представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с направлением потока товаров и услуг от производителя к покупателю или потребителю. Используя маркетинг, фирма не пассивно реагирует на рыночные явления, а проводит продуманную, скоординированную политику завоевания рынков сбыта, с одной стороны, приспосабливая ассортимент выпускаемых товаров к требованиям рынка, а с другой — активно формируя потребности и спрос с целью достижения максимальной прибыли.

Японские специалисты в области маркетинга отмечают, что следует продавать не то, что производится, а производить то, что покупается. Концепция маркетинга исходит из того, что проще предложить что-нибудь, отвечающее желаниям покупателей, чем убедить покупателей изменить свои желания [2].

Управление маркетингом — это управление спросом, сознательный процесс, направленный на достижение желаемого объема продажи товара на целевом рынке. В то же время интересы фирмы, покупателей и общества в целом не всегда совпадают. Для достижения консенсуса концепция социально-этического маркетинга предполагает увязывание целей фирмы с потребностями как отдельного потребителя, так и общества в целом, причем не только с сиюминутными, но и с долговременными. В соответствии с этим производитель вынужден выпускать продукцию по экологически чистым технологиям, не только полезную, но и безвредную для людей и окружающей среды. Таким образом, при принятии маркетинговых решений необходимо учитывать три основных фактора: интересы потребителя, интересы фирмы, интересы общества.

Система маркетинга включает поставщиков, маркетинговых посредников и конкурентов, различные общественные и государственные организации, финансовые учреждения, прессу, законодательные органы; учитывает политические, демо- графические, экономические, научно-технические и другие сферы общественной жизни.

В основе стратегии маркетинга лежат пять видов рыночной деятельности: сегментация рынка, выбор целевых рынков, выбор методов выхода на рынок, выбор методов и средств маркетинга, выбор времени выхода на рынок. Концепция сегментации рынка основывается на том, что каждый рынок состоит из отдельных частей, включающих покупателей с различными потребностями, потребительским стереотипом и поведением. Каждый сегмент рынка отличается разными возможностями сбыта определенных товаров (например, рынок товаров для молодежи, пожилых людей, женщин и т. д.).

Прежде чем принять какое-либо решение, специалист по маркетингу должен располагать обстоятельной, достоверной и своевременно поступающей информацией. Система маркетинговой информации включает подсистему внутренней бухгалтерской отчетности (данные о заказах, объеме продаж, уровне складских запасов, дебиторской задолженности и т.д.), подсистему внешних маркетинговых данных и маркетинговых исследований (исследование покупательских предпочтений, эффективности рекламы, конъюнктуры, цен, принципов размещения производственных и складских помещений, товарного ассортимента, международного рынка, прав покупателей, влияния на окружающую среду, емкости рынка, доли фирмы на данном рынке, структуры рынка, объема продаж, мнения покупателей и рыночного спроса и т.д.).

Для изучения спроса на потребительском рынке следует собрать следующую информацию: 1) что покупается на рынке, 2) почему покупается, 3) кто покупает, 4) как осуществляется покупка, 5) когда осуществляется покупка, 6) где осуществляется покупка, 7) какие аналогичные товары продаются на рынке и по каким ценам, 8) насколько хорошо потребитель ориентируется в характеристиках аналогичных товаров. Важной особенностью потребительского рынка является знание объема рыночного спроса, т.е. того количества определенных товаров, которые ежегодно продаются в данном регионе. Разница между объемом продажи и потенциальной емкостью рынка показывает возможную эффективность маркетинга в данной области.

При проведении маркетинговых исследований должны быть выделены следующие разделы [1]:

Раздел 1. Характеристика ситуации и анализ деятельности организации:

— продукция (общие сведения о выпускаемой организацией продукции);

— рынок (размер и емкость рынка, основные тенденции его развития, отношение потребителей к продукции, выпускаемой организацией);

— конкурентная среда (сопоставление продукции, выпускаемой организацией, с аналогичной продукцией конкурентов по ценам, качеству, отношению потребителей, рекламной поддержке и т.д.).

Раздел 2. Цели маркетинга:

— стратегические (укрепление финансового положения организации, увеличение ее рентабельности, рост объемов производства и освоение новых рынков);

— промежуточные (повышение качества товаров (услуг) и культуры обслуживания, диверсификация видов деятельности и т.п.);

— поддерживающие (рациональное использование имеющихся у организации ресурсов и совершенствования управления).

Раздел 3. План мероприятий:

— конъюнктура рынка соответствующих товаров (услуг) на планируемый период;

— определение основных направлений дальнейшего исследования рынка с целью получения данных, необходимых для составления программ маркетинга на будущее;

— формирование номенклатурной политики организации;

— формирование политики цен, планирование рекламной кампании и выбор методов стимулирования продаж;

— группировка мероприятий по времени их осуществления.

Раздел 4. Бюджет маркетинга:

— расчет затрат, связанных с реализацией маркетинговой программы (в странах с рыночной экономикой бюджет маркетинга медицин- ских услуг и товаров медицинского назначения обычно равняется одной трети их конечной стоимости).

В западноевропейских, американских и японских фирмах совокупные расходы на маркетинг составляют примерно половину конечной цены многих товаров. Из них на рекламу расходуется в среднем 2—4%. В США наибольшие суммы тратятся на рекламу медикаментов и парфюмерно-косметических товаров — от 10 до 20% оборота [2].

Центральной частью маркетинговых исследований является сегментация (декомпозиция) рынка, позволяющая дифференцировать потенциальных потребителей по ряду объективных признаков с целью нахождения сегмента, наиболее перспективного для продвижения на него конкретных видов товаров и услуг.

Маркетинг в здравоохранении. Принципы маркетинга можно осуществлять не только в сфере торговли и бытовых услуг, но и в здравоохранении. Известно, что здоровье человека является первейшей приоритетной потребностью, после которой следуют профессиональные достижения, успехи в бизнесе, признание и т.д. Потребность быть здоровым заставляет человека проявлять активность в поиске способов оздоровления и придает ей определенную направленность.

Процессы социально-экономического реформирования системы здравоохранения определяют необходимость оптимизации спроса, предложения и потребления медицинских услуг, рационального использования имеющихся ресурсов и выделяемого финансирования. В то же время такие аспекты организации здравоохранения, как отношение населения к потребляемой медицинской помощи, динамика спроса на различные виды медицинской помощи, оценка ее качества, технологичности и экономической эффективности, никогда не анализировались и не являлись критериями оценки результативности деятельности отрасли. В зарубежной литературе проблема маркетинга в здравоохранении освещена применительно к частной и страховой медицине. Что касается маркетинга в условиях государственного регулирования здравоохранением, то в настоящий момент эта проблема изучена явно недостаточно.

Воспользовавшись определением товара из теории маркетинга (товар — это продукт или услуга, способные удовлетворить определенную потребность), отметим, что услуга, направленная на улучшение здоровья человека, в том числе медицинская услуга, — это товар, имеющий ценность благодаря своей способности удовлетворять потребность человека в поддержании здоровья. В соответствии с этим маркетинг в здравоохранении охватывает совокупность организационно-экономических функций, связанных с реализацией комплекса оздоровительно-профилактических, санитарно-гигиенических и лечебных услуг, лекарственных средств, изделий терапевтического и реабилитационного назначения [8].

Американская медицинская ассоциация определяет маркетинг в здравоохранении как комплексный процесс планирования, экономического обоснования и управления производством услуг здравоохранения, ценовой политикой в области лечебно-профилактического процесса, продвижением услуг (товаров медицинского значения) к потребителям, а также процессом их реализации.

Рынок медицинских услуг имеет место тогда, когда существует потенциальная возможность для обмена (в теории маркетинга рынок — это сфера существующих и потенциальных обменов). Рынок медицинских услуг определяется наличием двух сторон — нуждающихся в медицинских услугах и предлагающих их; наличием субъектов рынка — необходимых медицинских учреждений, где могут осуществляться реализация и потребление медицинской услуги или товара; наличием свободы выбора взаимных предложений производителей и потребителей медицинских услуг.

Маркетинг в здравоохранении (в классическом его понимании) возможен при наличии рынка медицинских услуг, рыночных отношений между врачом и пациентом, конкуренции врачей (медицинских услуг), производителей медицинских препаратов и товаров.

Поскольку в системе организации здравоохранения в Беларуси сохраняется жесткое закрепление пациента за участковым врачом и лечебно-профилактическим учреждением (ЛПУ) по месту жительства, а система финансирования не учитывает стоимость медицинской услуги как товара, очевидно, что в нашей стране существует искаженный рынок медицинских услуг. Небольшой сектор реального рынка медицинских услуг охватывают платные услуги, несколько больший — теневой рынок, основной же сектор (до 80%) — это потенциальный рынок медицинских услуг, на котором государство выступает одновременно в трех лицах: продавца медицинских услуг, фактического покупателя медицинских услуг и собственника медицинских учреждений. Казалось бы, такое положение дел способствует возможности гибкого регулирования государством объема, качества, стоимости, порядка предоставления медицинских услуг, однако реальную ситуацию трудно назвать регулируемым рынком. Можно предположить, что в Беларуси и других странах СНГ в сфере здравоохранения складывается стихийный рынок.

Рыночный характер отношений в здравоохранении подтверждается наличием теневого рынка медицинских услуг, существованием спроса, во многом опережающего предложение и возможности ЛПУ. Переход к рыночным отношениям в здравоохранении сопровождается изменением психологических стереотипов как у населения, так и у медицинских работников.

В сфере здравоохранения маркетинг может включать такие аспекты, как реклама здорового образа жизни, медикаментов, отношение к здравоохранению, возможности выбора лечения, реабилитация и т.д.

Маркетинг в здравоохранении имеет свои отличительные особенности, связанные со спецификой потребительского спроса и рынка медицинских товаров и услуг. Его возможности во многом обусловлены формой финансирования здравоохранения и оплаты медицинских услуг (частная, страховая, государственная), а также формой собственности предприятий, производящих товары медицинского назначения и оказывающих медицинские услуги (частная, муниципальная, государственная, благотворительных фондов и т.д.).

Маркетинг в сфере здравоохранения можно условно подразделить на пять направлений: 1) маркетинг медицинских услуг; 2) маркетинг лекарственных препаратов; 3) маркетинг медицинской техники; 4) маркетинг медицинских технологий; 5) маркетинг научных идей [12].

Маркетинг медицинских услуг (включая оздоровительные мероприятия) имеет важное значение для формирования у населения мотивации укрепления здоровья и соответствующего стиля жизни, создания имиджа здорового человека, системы здорового образа жизни.

Потребность в маркетинге медицинских услуг обусловлена тем, что потребительский спрос на медицинские услуги всегда был, есть и будет. Анализ медицинской статистики показывает, что, несмотря на значительные успехи здравоохранения в определенных областях, общество в целом не становится здоровее. Снижение смертности от ряда заболеваний в развитых странах сопровождается демографическими сдвигами (постарение населения, снижение рождаемости), обусловливающими рост хронической патологии и инвалидности. Все это способствует увеличению потребности в медицинских услугах, которая, вероятно, и в дальнейшем будет возрастать.

Определяя демографический сегмент потребительского рынка в здравоохранении, следует прежде всего выделить наиболее уязвимые в плане здоровья категории населения: дети в возрасте до 7 лет и пожилые люди в возрасте 65 лет и старше. При прочих равных условиях больший спрос на услуги и товары медицинского назначения характерен для населения с большими финансовыми доходами, высоким уровнем образования и культуры, а также для жителей городов.

Маркетинг медицинских услуг возможен и даже необходим в условиях не только частной и страховой, но и государственной медицины. Он должен включать изучение потребностей населения в различных медицинских услугах, информацию о возможностях их предоставления, формирование и регулирование рынка медицинских услуг.

Технологии маркетинга универсальны для многих сфер здравоохранения. Исходными являются ответы на следующие вопросы: какая медицинская помощь необходима; почему, для кого, когда, где, кем и как она будет оказываться; кем, как и в каком объеме она будет финансироваться.

Маркетинг как универсальный механизм системы управления, направленный на максимально полное удовлетворение потребностей человека, имеет непосредственное отношение к самым разнообразным областям здравоохранения, в том числе к системе обеспечения качества медицинской помощи (КМП). При этом широко применяются методы интервьюирования, анкетирования пациентов и медицинского персонала, независимой экспертизы. Исследования И.В. Полякова, К.А. Ланкина [7] показали, что доля лиц, не удовлетворенных КМП, преобладает в средних возрастных категориях (до 56% в возрасте от 40 до 60 лет), среди лиц со средним специальным и высшим образованием, среди занятых в медицине и экономике, а также среди учащихся. Обеспеченность лекарственными средствами, уровень цен на оказываемую помощь и медицинские товары, доброжелательное отношение медицинских работников, материально-техническое состояние медучреждений и научно-технический уровень оказываемой медицинской помощи по значимости для населения заняли соответственно 2, 3, 4, 5 и 6 места.

Цель маркетинговых исследований состоит в получении и анализе объективной информации, в разработке прогнозов развития рынка лечебно-профилактических услуг, в оптимизации стратегии оказания медико-санитарной помощи, в решении проблем создания рынка новых услуг для более полного удовлетворения спроса на них. Таким образом, медицинский рынок обладает соответствующим информационным полем, которое поддается изучению, измерению и оценке.

Организация маркетинговых исследований проводится по специально отработанным методикам. Исследования спроса на товары и услуги базируются на матричной и функциональной системах и их комбинации. Функциональная система маркетинговых исследований направлена на изучение определенного вида лечебно-диагностической, рекреационно-оздоровительной, фармацевтической деятельности и ее информационного обеспечения. Матричная система включает следующие основные аспекты: географический, потребительский, ассортимент.

Медицинский маркетинг наряду с анализом, контролем и прогнозом спроса подразумевает также управление спросом. Активная позиция в медицинском маркетинге реализуется в многообразных технологических решениях. Каждому состоянию спроса (негативному, отсутствующему, потенциальному, сниженному, колеблющемуся, полному, чрезмерному, иррациональному) соответствуют свои методы воздействия: конверсионные (изменяющие), стимулирующие, развивающие, ремаркетинговые, синхромаркетинговые, поддерживающие, демаркетинговые, противодействующие.

Маркетинговые исследования на рынке медицинских услуг и товаров базируются на глубоком и всестороннем изучении потребностей и финансовых возможностей фактических и потенциальных потребителей медицинских услуг и покупателей фарм- препаратов, на анализе уровня и динамики цен, на выявлении множества других факторов, влияющих на развитие здравоохранения и медицинской помощи.

Главная особенность маркетинга на рынке медицинских услуг и товаров заключается в сочетании всестороннего изучения данного рынка с учетом его демографических, социальных, экономических, валеологических параметров, с активным воздействием на этот рынок и на формирование потребностей граждан в медицинских услугах.

Сегментация рынка медицинских услуг и определение его емкости осуществляются на основе данных о численности обслуживаемых больных и размере их среднедушевого дохода, уровне расходов на медицинскую помощь и лекарственные средства, товары медицинского назначения.

Функциональная схема маркетинга в здравоохранении включает ЛПУ, маркетинговых посредников и пациентов. Эти элементы соединены четырьмя главными потоками: поток медицинских услуг; поток денежных средств, полученных в оплату за оказание медицинской помощи; информационный поток; поток коммуникаций.

Лечебно-профилактические учреждения — производители медицинских услуг, с одной стороны, и элементы рыночной инфраструктуры, где реализуется и потребляется медицинская помощь, — с другой. Рынок медицинских услуг — вид конкретного рынка, где предлагаются и потребляются эти услуги. Маркетинговые посредники — это организации, помогающие производителю товаров и услуг в продвижении, сбыте и распространении его продукции среди клиентов, выявляющие конкретные рынки сбыта, обеспечивающие коммуникации между производителем и потребителем. К ним относятся торговые посредники, фирмы, агентства по оказанию маркетинговых услуг, кредитно-финансовые учреждения, страховые медицинские организации.

Концепция маркетинга в здравоохранении в условиях рыночных отношений и медицинского страхования предполагает возникновение новых экономических субъектов здравоохранения — организаций медицинского страхования, обеспечивающих систему связей между ЛПУ и потребителями медицинских услуг, аккумулирующих средства на оплату и оплачивающих оказание медицинских услуг, собирающих и анализирующих поступающую с рынка медицинских услуг информацию и передающих ее в ЛПУ.

Роль государства в этой схеме ограничивается созданием условий для существования рынка медицинских услуг и защитой прав их потребителей, т.е. государство обеспечивает гарантированный минимум медицинского обслуживания для всех граждан и проводит политику, направленную на полное удовлетворение социальных потребностей населения.

Маркетинг в фармацевтической промышленности (лекарственных препаратов) существенно отличается от других сфер производства тем, что продукция производится в строго необходимых количествах, не поставляется непосредственно потребителю, ценообразование прямо или косвенно определяется правительством, на национальных рынках присутствует огромное количество конкурентов, и ни одна из фирм не имеет существенной доли рынка. В то же время на долю фирмы “Glaxo SmithKline” приходится 7,3% мирового фармацевтического рынка; «Pfizer» (+Warner Lambert) — 6,7%; «Astra Zeneca» — 4,6%; «Aventis» — 4,4%; «Merck» — 4,4%; «Novartis»— 4,1%; «Bristol-Myers Squibb» — 4,1%; «Johnson & Johnson»— 3,6%; «Roche» — 3,2; «Lilly» — 3,1% [11]. Кроме того, к ведущим мировым фармацевтическим фирмам относятся «Sandoz», «Bayer», «Abbott» и др. Рынок фармацевтических препаратов оценивается (1999 г.) более чем в 208 млрд долларов в год. При этом на долю США приходится 43,3%, Японии — 23,8%, Германии — 7,8%, Франции — 7,0%, Италии — 4,6%, Великобритании — 4,4%, Испании — 2,7%, Канады — 2,3%, Бразилии — 2,3%, Мексики — 2,0% [11].

Объем реализации медикаментов на 12 крупнейших рынках мира в 1999 г. (табл. 1) составил 208,5 млрд долларов, что на 21,2 млрд больше, чем в 1998 г. По прогнозам IMS Health, в течение пяти ближайших лет, начиная с 1999 г., объем мирового фармрынка будет ежегодно увеличиваться в среднем на 8%.

Объемы продаж лекарственных препаратов на рынке Российской Федерации в 1999 г. составили около 1,8 млрд долларов в ценах производителей. При этом до 37% этой суммы (658 млн долларов) приходится на фармацевтическую продукцию, изготовленную внутри страны. К концу 2000 г. объем российского фармацевтического рынка возрос до 1,9 млрд долларов, а соотношение импортных и отечественных препаратов продолжает медленно смещаться в сторону зарубежных лекарств. В целом доля России в мировом фармрынке ничтожно мала — по различным оценкам, от 0,5 до 1% (для сравнения: в 1996—1997 гг. она колебалась от 1,5 до 2,5%).

Среди десяти фармакотерапевтических групп препаратов на мировом рынке по объемам реализации через аптечные учреждения в 1999 г. лидировали препараты для лечения сердечно-сосудистой системы, розничные продажи которых на 12 крупнейших региональных рынках мира в 1999 г. достигли 40,8 млрд долларов, что на 9% больше, чем в 1998 г. За ними, по данным IMS, следуют препараты, действующие на пищеварительную систему и метаболизм (32,4 млрд долларов, + 8%), и средства для лечения больных с нарушениями центральной нервной системы (31,5 млрд долларов, + 13%) (табл. 2).

В 1999 г. на первое место по росту объемов продаж вышли препараты, предназначенные для лечения заболеваний опорно-двигательного аппарата (продажи увеличились на 18%). Второе место разделили цитостатики и средства, действующие на нервную систему (прирост 13%). На третьем месте также две группы препаратов — средства, влияющие на систему крови и гемопоэз, и диагностические средства (увеличение объема продаж на 12%; табл. 2).

Доля рынка сердечно-сосудистых средств колеблется от 22,5% в Великобритании до 31% во Франции. Крупнейшие рынки сердечно-сосудистых препаратов (млрд долларов): США — 8,6, Франция — 3,3, Германия — 2,9, Италия — 2,3, Великобритания — 0,9 [15]. Для рынка сердечно-сосудистых средств характерно то, что бета-адреноблокаторы наиболее активно используются в Великобритании, сосудорасширяющие средства — во Франции. Это объясняется главным образом различиями в медицинском образовании и политике возмещения стоимости лекарств, традициями и другими факторами [15].

Удельный вес Северной Америки в общем объеме мирового рынка противоинфекционных средств составляет 35%, антибактериальных — 33%, антивирусных — 42%, противогрибковых — 35%. Доля Европы на мировом рынке противоинфекционных средств составляет 26%, антибактериальных препаратов — 25%, антивирусных — 33%, противогрибковых — 25%. Япония на рынке противоинфекционных, антибактериальных, антивирусных и противогрибковых средств охватывает 30, 32, 17 и 30% соответственно [16].

Первое место в мире по объему продаж рецептурных лекарственных препаратов в первом полугодии 1999 г. заняла компания «Merck & Co.»: более 8 млрд долларов (19%-ный прирост по сравнению c аналогичным периодом 1998 г.). Второе место у «Pfizer» — 7,7 млрд долларов (21%-ный прирост), у «GlaxoWellcome» — третье место (табл. 3).

Значительные темпы роста компании «Pfizer» были связаны с препаратом для лечения эректильной дисфункции Viagra (sildenafil), объем продаж которого только во втором квартале 1999 г. увеличился на 61%.

Рост «GlaxoWellcome» сдерживался снижением объема реализации препарата Zantac (ranitidine) на 19%, что связано с истечением срока патентной защиты на активное вещество этого препарата.

Компания «Bristol-Myers Squibb» осталась на четвертом месте, а компания «Roche» заняла пятое место. Успеху компании «Roche» способствовало взрывоподобное увеличение спроса на лекарственный препарат для коррекции избыточного веса Xenical (orlistat), а также рост объемов реализации других инновационных препаратов, которые используются для предотвращения отторжения трансплантата почек, таких как CellCept (micophenolate mofetil) и Zenapax (daclizumab).

Компания «Johnson & Johnson» (шестое место) показала наибольший рост объема продаж в первом полугодии 1999 г. — 22%. Компания «Novartis», несмотря на то что в рейтинге она переместилась на два места вниз, продемонстрировала положительную динамику роста объемов продаж фармацевтической продукции с 1% в первом полугодии 1998 г. до 5% в первом полугодии 1999 г.

Мировая тенденция «господства» крупнейших фирм-производителей оригинальных препаратов не характерна для рынка России, где по объемам продаж лидируют в основном дженериковые компании (в 1999 г., по данным RMBC, первое место среди иностранных производителей заняла компания «Gedeon Richter»).

Доля крупнейших производителей лекарственных препаратов, таких как корпорации «Merck & Co.», “Novartis”, на мировом рынке не превышает 5%. В то же время ситуация в фармацевтическом бизнесе складывается таким образом, что только укрупнение может позволить компаниям выжить и развиваться в условиях жесткой конкуренции и высоких темпов роста расходов на научные исследования и разработки, которые у некоторых фирм выше, чем темпы роста объемов реализации. Примерами крупных слияний компаний, объявленных в 1998 г. и завершившихся в 1999 г., были слияния «Rhone Poulenc Rorer» и «Hoechst Marion Roussel» с образованием компании «Aventis»; «Astra» и «Zeneca» — компании «AstraZeneca»; «Sanofi» и «Synthelabo» — компании «Sanofi-Synthelabo».

Слияние крупных международных фармацевтических фирм и образование мегакорпораций сегодня особенно актуально. Во-первых, по прогнозам большинства аналитиков, в ближайшие 5—10 лет в мировой фармации следует ожидать кризиса разработок — ныне существующие лекарственные препараты войдут в нисходящую стадию жизненного цикла, когда объемы их продаж будут постепенно снижаться, а научные лаборатории, принадлежащие компаниям-производителям, равно как и независимые биотехнологические фирмы, еще не смогут предложить рынку принципиально новые лекарственные средства. Во-вторых, срок патентной защиты многих препаратов-лидеров продаж истекает, и уже в ближайшие два-три года доля рынка, принадлежащая компаниям-производителям, уменьшится в результате появления на рынке препаратов-дженериков. Очевидно, оптимальным решением в данной ситуации является концентрация ресурсов в сфере исследований и объединение предлагаемых на рынке номенклатур продукции. Кроме того, с каждым годом возрастают затраты на проведение научных исследований в области фармации. В последнее время расходы фармацевтических компаний на научные исследования и разработки значительно возросли. Например, если в 1976 г. такие расходы на один новый препарат составляли в среднем 125 млн долларов, то в середине 90-х годов — около 300—500 млн долларов.

В результате слияний фармацевтических фирм 10 крупнейших фармкомпаний мира заняли почти половину мирового фармацевтического рынка (по предварительным результатам, 45,5% объемов реализации объединившихся компаний по состоянию на октябрь 1999 г.), в то время как в 1996 г. этот показатель составлял 34,8%. Таким образом, процесс концентрации мирового фармацевтического рынка стремительно развивается.

Что касается России, то в целом продукция десяти крупнейших мировых компаний (с учетом их слияния) охватывает около 12% российского рынка.

Эффективность и качество лекарственного обслуживания населения во многом определяются полнотой ассортимента лекарственных средств в аптеках и оптимизацией управления запасами медикаментов, не допуская, с одной стороны, дефицита, с другой — превышения установле<

Наши рекомендации