Виды миелогений: эгогении, эгротогении, ятрогении

Человек, вступивший во взаимоотношения с медициной, часто подвержен влияниюотрицательных факторов— миелогений.

Миелогении – неблагоприятные стороны больничного лечения, неблагоприятное влияние на больного.

Некоторые расстройства психики своим возникновением иногда обязаны чрезмерной мнительности, впечатлительности и живому воображению больного. Часто непосредственным поводом для такого заболевания является неправильно понятое слово врача. Пациент здесь воображает, что он заболел опасной болезнью и у него даже "появляются" соответствующие симптомы.

Различают следующие виды миелогений:

Такие болезни, которые возникают под влиянием неосторожного слова врача, принято называть ятрогенными заболеваниями. Сила ятрогенных воздействий врача возрастает при авторитарном, директивном стиле его отношений с больным.

Ятрогении (от греч. yatros — врач и hennao — порождаю) — неблагоприятное воздействие на больного со стороны медицинских работников в процессе обследования и лечения.

Различают следующие виды ятрогении (при этом следует помнить, что могут быть и «немые» ятрогении, которые возникают в результате бездействия): ятропсихогении — психогенные расстройства, возникающие как следствие деонтологических ошибок медицинских работников (неправильных, неосторожных высказываний или действий); ятрофармакогении (или медикаментозные ятрогении) — неблагоприятные воздействия на больного в процессе лечения медикаментами, например побочное действие лекарственных средств, аллергические реакции и т.д.; ятрофизиогении (манипуляционные ятрогении) — неблагоприятные воздействия на больного в процессе обследования (например, перфорация пищевода в ходе фиброгастроскопии) или лечения (например, язвы на коже в результате проведения лучевой терапии) и т.д.; комбинированные ятрогении.

Вопрос о профилактике ятрогении является важным для медицины в целом, и медицинской деонтологии. Для решения этого вопроса необходимо повышать культуру медицинского обслуживания на всех этапах лечебно-профилактической работы, изучать особенности переживания больным своей болезни, совершенствовать профессиональный отбор в медицинских учебных заведениях среднего и высшего звена.

Эгогении – отрицательное влияние больного на самого себя, обусловленное, как правило, восприятием болезненных проявлений самим больным;

Усилению эгогении могут способствовать неверно понятые больным сведения из популярной или научной медицинской литературы, наличие у кого-либо в семье аналогичного заболевания, предрассудки, предубеждения против современной медицины.

Профилактика эгогений, очевидно, может состоять в систематическом медицинском просвещении населения, улучшении работы всех звеньев здравоохранения.

Эгротогении – неблагоприятное влияние одного больного на других больных в процессе их общения, когда больной верит другому больному больше, чем врачу (особенно вредно, когда имеет место отрицательная личностная основа у того, кто оказывает влияние);.

Возникновение и интенсивность эгротогений во многом связана с профилем стационара, степенью комфорта проживания, общей культурой больных и их индивидуальными особенностями (темперамент, характер).

3. Стандарты комплекса ИСО-9000 на предприятиях и учреждениях сферы здравоохранения.

Стандарты ИСО - это документы общего характера, образующие добровольную, основанную на международном консенсусе, систему. Принципы, устанавливаемые этой системой и согласованные между профессионалами в области качества, производителями и пользователями, применимы в деятельности любой производственной или сервисной организации как государственного, так и частного сектора.

Стандарты серии 9000 сразу же получили всемирное признание и стали одними из самых популярных документов ИСО за более, чем пятидесятилетнюю историю существования этой организации. Успех стандартов ИСО серии 9000 явился подтверждением двух важных достижений:

· стандарты содержат проверенные временем концепции внутреннего руководства качеством и модели по внешнему обеспечению качества;

· стандарты удовлетворяют растущие потребности международного менеджмента качества и широко используются как универсальный инструмент оценки систем качества второй и третьей стороной.

Шесть основополагающих стандартов ИСО (9000-1, 9001, 9002, 9003, 9004-1 и 8402) стали ядром большого комплекса стандартов и получившего общее название «семейство стандартов ИСО 9000».

Стратегия дальнейшего развития этих стандартов предусматривает, что каждый новый стандарт этого семейства готовится как дополнение по одному из следующих четырех направлений:

· общие руководства (развитие ИСО 9000 и 9004);

· требования к системам качества (ИСО 9001, 9002, 9003);

· вспомогательные технологии обеспечения качества (стандарты этого направления имеют индекс ИСО 10000);

· терминология в области общего руководства качеством и обеспечения качества ИСО 8402).

Стандарты серии ИСО-9000 могут быть использованы в здравоохранении для повышения культуры и улучшения качества оказания медицинской помощи. Особое внимание необходимо уделять информационному и нормативно-правовому обеспечению управления КМП, которое также возможно стандартизировать на основе СМК. Основные стандарты ГОСТ Р ИСО 9000-2001, ГОСТ Р ИСО 9001-2001 и ГОСТ Р ИСО 9004-2001 приняты и введены в действие Постановлениями Госстандарта России от 15 августа 2001 г. № 332-ст., № 333-ст., № 334-ст.
ГОСТ Р ИСО 9000-2001 "Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь" представляет собой аутентичный текст международного стандарта ИСО 9000-2000 "Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь". Описывает основные положения и восемь основных принципов управления качеством. Устанавливает терминологию для СМК.
ГОСТ Р ИСО 9001-2001 "Системы менеджмента качества. Требования" представляет собой аутентичный текст стандарта ИСО 9001-2000 "Системы менеджмента качества. Требования". Устанавливает минимально необходимый набор требований к СМК, которые могут использоваться для внутреннего применения организациями и для сертификации. Нацелен на повышение результативности СМК.
ГОСТ Р ИСО 9004-2001 "Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности" представляет собой аутентичный текст стандарта ИСО 9004-2000 "Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности". Содержит рекомендации по более широкому спектру целей СМК, чем ГОСТ Р ИСО 9001-2001, особенно по постоянному улучшению деятельности организации, а также ее эффективности и результативности. Рекомендуется для организаций, руководство которых преследует цель постоянного улучшения деятельности. По сравнению с ГОСТ Р ИСО 9001 цели, направленные на удовлетворенность потребителей и качество продукции, расширены. В них включены удовлетворенность всех заинтересованных сторон и деятельность организации в целом. Содержит методические указания и рекомендации. Стандарт не предназначен для сертификации или использования в качестве руководства по внедрению ГОСТ Р ИСО 9001.
ГОСТ Р ИСО 9001-2001 и ГОСТ Р ИСО 9004-2001 были разработаны как согласованная пара стандартов системы менеджмента качества для дополнения друг друга, но их можно применять и по отдельности. Несмотря на то, что у стандартов различные области применения, они имеют аналогичную структуру.
Представленные стандарты не содержат конкретных рекомендаций в отношении других систем менеджмента, таких как менеджмент охраны окружающей среды, профессионального здоровья и безопасности, финансовый менеджмент или менеджмент рисков. Однако они позволяют внедрять методы менеджмента качества в соответствующие подсистемы менеджмента организации. Таким образом, управление включает менеджмент качества наряду с другими управленческими процессами. Стандарты СМК могут применяться не только в управлении качеством медицинской помощи, но и лекарственным обеспечением, финансами, материально-техническими и кадровыми ресурсами и т.д.
Стандартизация на основе СМК позволяет унифицировать и совершенствовать процессы оказания медпомощи. Ее отсутствие неизбежно ведет к затруднению формирования у работников эффективных стереотипов трудового поведения и мышления, направленных на повышение культуры и качества медицинского обслуживания населения.
В ГОСТ Р ИСО 9000-2001 "Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь".

Билет 4

1. Особенности строительства и отделочных работ отдельных подразделений учреждений здравоохранения. Требования к внутренней отделке помещений.

Для внутренней отделки помещений, воздуховодов, вентиляционных систем и фильтров используются материалы в соответствии с их функциональным назначением и разрешенные для применения в лечебных учреждениях в установленном порядке. Поверхность стен, полов и потолков помещений должна быть гладкой, легкодоступной для влажной уборки и устойчивой при использовании моющих и дезинфицирующих средств, разрешенных к применению в установленном порядке. Стены палат, кабинетов врачей, холлов, вестибюлей, столовых, физиотерапевтических и других лечебно-диагностических кабинетов с сухим режимом рекомендуется окрашивать силикатными красками (при необходимости - в сочетании с масляными красками). Для окраски потолков может применяться известковая или водо­эмульсионная побелка. Полы должны обладать повышенными теплоизоляционными свойствами (паркет, паркетная доска, деревянные полы, окрашенные масляной краской, линолеум).В вестибюлях полы должны быть устойчивы к механическому воздействию (мраморная крошка, мрамор, мозаичные полы и т.д.). В помещениях с влажным режимом работы и подвергающихся влажной текущей дезинфекции (операционные, перевязочные, родовые, предоперационные, наркозные, процедурные и др. аналогичные помещения, а также ванные, душевые, санитарные узлы, клизменные, помещения для хранения и разборки грязного белья и др.) стены следует облицовывать глазурованной плиткой и/или другими влагостойкими материалами на высоту помещения. Для покрытия пола следует применять водонепроницаемые материалы. Полы в операционных, наркозных, родовых и других аналогичных помещениях должны быть антистатические. Покрытия пола в лечебных учреждениях не должны иметь дефектов (щелей, трещин, дыр и др.), должны быть гладкими, плотно пригнанными к основанию, быть устойчивыми к действию моющих и дезинфицирующих средств. При использовании линолеумных покрытий края линолеума у стен должны быть подведены под плинтуса, которые должны быть плотно закреплены между стеной и полом. Швы, примыкающих друг к другу листов линолеума, должны быть тщательно пропаяны. Потолки в помещениях с влажным режимом должны окрашиваться водостойкими красками или выполняться другими влагостойкими материалами. В местах установки раковин и других санитарных приборов, а также оборудования, эксплуатация которого связана с возможным увлажнением стен и перегородок, следует предусматривать отделку последних глазурованной плиткой или другими влагостойкими материалами на высоту 1,6 м от пола и на ширину более 20 см от оборудования и приборов с каждой стороны. Применение подвесных потолков различных конструкций разрешается в помещениях, не требующих соблюдения особого противоэпидемического режима, асептики и антисептики: вестибюлях, коридорах, холлах и других подсобных помещениях. Допускается применение подвесных потолков в операционных, родовых, перевязочных, процедурных, палатах и аналогичных помещениях, при этом конструкции и материалы подвесных потолков должны обеспечивать герметичность, гладкость поверхности и возможность проведения их влажной очистки и дезинфекции. Наружная и внутренняя поверхность медицинской мебели должна быть гладкой и выполнена из материалов, устойчивых к воздействию моющих, дезинфицирующих и медикаментозных средств.

2. Конфликты в медицинских учреждениях и пути их предупреждения

Конфликт – открытое столкновение сторон, мнений и сил, связанное с различием ценностных установок, представлений о целях, путях и методах их достижения.

Наличие скрытых конфликтов в коллективе – опасность для компании, несущая риск демотивации персонала, потери ключевых клиентов, разобщения команды. Поэтому тема их снижения и управляемости должна быть неотъемлемой частью корпоративной культуры.

Корпоративная культура – философия компании, система ее ценностей и способов их реализации: норм и правил поведения сотрудников, кот способствует достижению стратегических целей и миссии предприятия.

Специалисты выделяют несколько признаков наличия скрытых конфликтов в коллективе:

-непонимание и несогласованность целей предприятия на разных уровнях иерархии

- преобладание большинства личных целей сотрудников над общекорпоративными

- непонимание сотрудникам того, что на данный момент происходит в компании

-неправильное распределение функций (у одного возникает ощущение, что делает больше, чем остальные)

- недостаточное внимание руководства к оценке деятельности подчиненных

-преобладание только материальных методов стимулирования труда

Одним из способов выявления скрытых конфликтов в коллективе организации является конфиденциальное анкетирование как подчиненных, так и их начальников.(вопросы об удовлетворенности работой, предложения по повышению мотивации). Анализ результатов позволяет определить степень напряженности в коллективе.

Для снижения конфликтности прибегают к методам сплочения коллектива и формированию единой команды, действующей в рамках одной идеологии: внедрение корпоративного кодекса, организация коллективных мероприятий за счет компании, организация совместной научно-познавательной работы (проведение семинаров, конференций с участие самих мед работников).

Сплоченная команда – ценнейший актив организации. Ее наличие позволяет не только снижать конфронтацию повышать продуктивность работы, но и с наименьшими финансовыми затратами мотивировать и удерживать сотрудников.

Решение конфликта представляет собой устранение полностью или частично причин породивших конфликт, либо изменение целей участников конфликта.

Управление конфликтами - это целенаправленное воздействие по устранению (минимизация) причин, породивших конфликт, или на коррекцию поведения участников конфликта.

Существует достаточно много методов управления конфликтами. Укрупнено их можно представить в виде нескольких групп, каждая из которых имеет свою область применения:

· внутриличностные, т.е. методы воздействия на отдельную личность;

· структурные, т.е. методы по устранению организационных конфликтов;

· межличностные методы или стили поведения в конфликтах;

· переговоры;

· ответные агрессивные действия, эту группу методов применяют в крайних случаях, когда исчерпаны возможности всех предыдущих групп.

Внутриличностные методы заключаются в умении правильно организовать свое собственное поведение, высказать свою точку зрения, не вызывая защитной реакции со стороны другого человека. Некоторые авторы предлагают использовать способ «я - высказывание», т.е. способ передачи другому лицу вашего отношения к определенному предмету, без обвинений и требований, но так, чтобы другой человек изменил свое отношение.

Этот способ помогает человеку удержать позицию, не превращая другого в своего врага. «Я - высказывание» может быть полезно в любой обстановке, но оно особенно эффективно, когда человек рассержен, раздражен. Недоволен. Следует сразу оговориться, что применение данного подхода требует практики и навыков, но это бывает оправданным в дальнейшем. «Я - высказывание» построено так, чтобы позволить высказать личности свое мнение о создавшейся ситуации, выразить свои пожелания. Оно особенно полезно, когда человек хочет передать что-то другому, но не хочет, чтобы тот воспринял это негативно и перешел бы в атаку.

Например, придя утром на работу, человек обнаруживает, что кто-то все передвинул на его столе. Он хочет, чтобы больше этого не повторялось, но и портить отношения с сотрудниками нежелательно. Он заявляет: «Когда мои бумаги передвигают на моем столе, меня то раздражает. Мне хотелось бы в будущем находить все, как я оставляю перед уходом».

Компоновка заявлений от «я» состоит из: события, реакций индивида, предпочитаемого исхода от личности.

Событие. Создавшаяся ситуация с учетом применяемого метода требует краткого объективного описания без использования субъективных и эмоционально окрашенных выражений. Можно так начать фразу: «когда на меня кричат…», «Когда на моем столе разбрасывают мои вещи…», «Когда мне не говорят, что я был вызван к начальнику…».

Реакция индивида. Четкое высказывание, почему его раздражают именно такие поступки окружающих, помогает им понять его, а когда вы говорите от «я», не нападая на них, но такая реакция может подтолкнуть окружающих на изменение своего поведения. Реакция может быть эмоциональной: «я обижен на вас…», «я буду считать, что вы меня не понимаете…», «я решаю все делать сам…».

Предпочитаемый исход события. Когда индивид высказывает свои желания об исходе конфликта, желательно предложить несколько вариантов. Правильно поставленное «я - высказывание», в котором пожелания индивида не сводятся к тому, чтобы партнер сделал только выгодное для него, подразумевает возможность открытия новых вариантов решений.

Структурные методы, т.е. методы воздействия преимущественно на организационные конфликты, возникающие из-за неправильного распределения полномочий, организации труда, принятой системы стимулирования и т.д. К таким методам относятся: разъяснение требований к работе, координационные и интеграционные механизмы, общеорганизационные цели, использование систем вознаграждения.

Разъяснение требований к работе является одним из эффективных методов управления и предотвращения конфликтов. Каждый специалист должен четко представлять, какие результаты от него требуются, в чем состоят его обязанности, ответственность, пределы полномочий, этапы работы. Метод реализуется в виде составления соответствующих должностных инструкций (описаний должности), распределения прав и ответственности по уровням управления,

Координационные механизмы представляют собой использование структурных подразделений в организации, которые в случае необходимости могут вмешаться и разрешить спорные вопросы между ними.

Общеорганизационные цели. Данный метод предполагает разработку или уточнение общеорганизационных целей с тем, чтобы усилия всех сотрудников были объединены и направлены на их достижение.

Система вознаграждений. Стимулирование может быть использовано как метод управления конфликтной ситуацией, при грамотном оказании влияния на поведение людей можно избежать конфликтов. Важно, чтобы система вознаграждения не поощряла неконструктивное поведение отдельных лиц или групп. Например, если вознаграждать руководителей отделов сбыта только за увеличение объема продаж, то это может привести к противоречию с намеченным уровнем получения прибыли. Руководители этих отделов могут увеличить объемы сбыта, предлагая большие скидки и тем самым снижая уровень средней прибыли компании.

Межличностные методы. При создании конфликтной ситуации или начале развертывания самого конфликта его участникам необходимо выбрать форму, стиль своего дальнейшего поведения с тем, чтобы это в наименьшей степени отразилось на их интересах.

К.Томас и Р.Килменн выделили следующие пять основных стилей поведения в конфликтной ситуации:

приспособление, уступчивость;

уклонение;

противоборство;

сотрудничество;

компромисс.

Основу классификации составляют два независимых параметра:

1) степень реализации собственных интересов, достижения своих целей;

2) уровень кооперативности, учет интересов другой стороны.

В работе лечебного учреждения для профилактики конфликтов необходимо использовать управленческие способы предупреждения конфликтов:

* четкую формулировку требований, правил, критериев оценки;

* однозначную иерархическую структуру и использование координирующих механизмов (все знают, кто главный, кто за что отвечает, кто принимает решение в случае разногласий);

* установление общих целей, формирование единых ценностей;

* система поощрений, исключающая столкновения различных подразделений или членов группы.

Наши рекомендации