Особенности медицинской деонтологии на современном этапе

Термин «медицинская деонтология» введен в специальную литературу и медицинскую практику в 40-е годы ХХ столетия профессором Н.Н. Петровым. Н.Н. Петров в своей работе «Вопросы хирургической деонтологии» сформулировал следующие деонтологические правила: - приоритет интересов больного; - критерием выбора операции является согласие на применение ее для себя или своих близких; - посещение больного до, в день операции и после операции; - идеалом является полное устранение физической боли и душевного волнения больного; - информирование больного о риске и возможных последствиях. Некоторые из этих правил восприняты современными принципами биоэтики.

В последующие десятилетия понятие «медицинская деонтология» обогащается выводами из клинической практики. В конце 60-х гг. под деонтологией понимали «принципы поведения медицинского персонала, способствующие созданию необходимой обстановки при лечении больных» (Писарев Д.И.). К концу 80-х гг. в понимании деонтологии усиливается акцент на должное. Деонтология – это «учение о долге, о высоком гуманном долге не только перед больным, но и перед народом» (Петровский Б.В.). Акцент на должном в деонтологии, на наш взгляд, обусловлен усилением негативных тенденций в отечественной медицине и необходимостью поддержать уровень медицинской помощи на прежнем уровне, смещая ответственность с управленческих структур на медицинский персонал.

Медицинская деонтология предписывает профессиональные этические нормы и принципы: чуткость, отзывчивость, достоинство, честь, «не вреди», гуманизм, конфиденциальность, справедливость и др.

Некоторые авторы специфику деонтологии формулируют в краткой и точной форме: «деонтология – это проекция понятий врачебной этики на ту или иную ситуацию медицинской практики» (Иванюшкин А.Я.). Близость деонтологии к медицинской практике отчетливо видели великие отечественные клиницисты: М.Я. Мудров, Н.И. Пирогов, С.П. Боткин, Н.Н. Петров и др. Их этические размышления свидетельствуют о взаимосвязи в медицине научности, искусства, разума и интуиции. Поэтому не случайно по содержанию медицинская деонтология дифференцируется соответственно специальностям в медицине: деонтология в хирургии, стоматологии, психиатрии, деонтология средних медицинских работников и т.д.

Отечественная медицинская деонтология, развивая традиции клинического опыта, ориентирует медицинский персонал на достижение терапевтического эффекта в тесном сотрудничестве с пациентом. Поэтому медицинскую деонтологию можно определить как совокупность этических норм, правил, обеспечивающих терапевтическое сотрудничество врача и пациента. М.Я. Мудров учил: «врачевание не состоит ни в лечении болезни, ни в лечении причин – врачевание состоит в лечении больного».

Медицинская деонтология выработала свои методы решения возникающих в процессе врачевания проблем: - отношение к больному («помимо достижения терапевтического эффекта врачу необходимо побороть у больного два чувства – страх и боль»); - информирование больного о диагнозе («чем легче заболевание и лучше диагноз, тем меньше оснований скрывать истину»); - врачебная тайна («врачебная тайна может быть раскрыта при следующих обстоятельствах: острые инфекционные заболевания, отравления, убийства, травмы, заболевания, несовместимые с профессией, так как они представляют опасность для третьих лиц»); - врачебные ошибки («врачебные ошибки обсуждаются на конференциях, съездах, в специальной литературе, но недопустимо освещение их в открытой прессе»), - научные исследования («приоритет интересов больного, его согласие на участие в исследовании, недопустимость научных исследований на заключенных, психических больных, тяжело больных»).

Восходящая своими корнями к «Клятве Гиппократа», медицинская деонтология сохраняет непреходящее значение и в настоящее время. Однако ее значение и роль имеют пределы, очерчиваемые, с одной стороны, достижениями современной медицинской практики, а с другой – возникшей во второй половине ХХ века биоэтикой (См.: «Биоэтика»).

Деонтология и биоэтика и совпадают, и различаются. Общим для той и другой является этическое содержание, проецируемое на отношение «врач-пациент». Нормы и той, и другой призваны регулировать поведение сторон указанного отношения, исходя из приоритета интересов пациента. Различие между деонтологией и биоэтикой весьма существенно. Если деонтология акцентирует внимание на «должном» (профессиональный долг медработника), то биоэтика, не отрицая долга, акцентирует внимание на «сущем», на реальных ситуациях, на возникающих противоречиях. Более того, биоэтика включает и учитывает помимо этических аспектов и другие – правовые, религиозные, экономические, психологические, политические и др. Биоэтика не только совокупность знаний, ценностей, но и форма социальной практики: комитеты, комиссии, научные центры.

Деонтология выдвигает требования «осторожности в высказываниях», «завоевания доверия пациента», «ровного, спокойного поведения врача». Биоэтика, не отвергая вышесказанного, привлекает внимание к противоречиям, возникающим в медицинской практике. Например, как разрешить столкновение прав женщины на аборт и права плода на жизнь; – права безнадежного пациента на достойную смерть и долг врача поддерживать жизнь пациента до естественной кончины.Деонтология ориентирует медицинский персонал на оказание помощи больному. Биоэтика берет под контроль процессы рождения, развития и умирания.

Таким образом, медицинская деонтология – это часть биоэтики, очерчиваемая рамками морально-этического аспекта отношения «врач-пациент».

Подготовка предприятия к лицензированию, сертификации и аккредитации.

Сертификация и лицензирование как одна из форм защиты прав потребителей на мировых рынках существует в виде требований международных стандартов к системам сертификации услуг.

Лицензирование - это свидетельство в области сертификации, документ, изданный в соответствии с правилами системы сертификации, посредством которого орган по сертификации наделяет лицо или орган правом использовать сертификаты соответствия для своих услуг согласно правилам соответствующей системы сертификации (Статья 14.7).

Аккредитация медицинского учреждения (далее - аккредитация) - это официальное признание наличия у медицинского учреждения условий для качественного, своевременного, определенного уровня медицинского обслуживания населения, соблюдения им стандартов в сфере здравоохранения, соответствия медицинских (фармацевтических) работников единым квалификационным требованиям.

Процедура аккредитации является довольно сложной и трудоемкой. Поэтому в подготовке к ней должны быть задействованы соответствующие специалисты и сотрудники медучреждения.

Подготовку к аккредитации рекомендуется разделить на несколько этапов. На начальном этапе следует подготовить перечень документов, установленный Постановлением КМУ от 15.07.1997 г. № 765 (с изменениями и дополнениями). Некоторые из них берутся в государственных органах (например, заключение СЭС), а другие оформляются в самом медучреждении (сведения о нанятом медицинском персонале и др.).

Структура медицинского учреждения должна отображать все основные подразделения (в медицинских центрах включая кабинеты врачей-специалистов).

Документы рекомендуется готовить под каждый раздел и пункт Приказа № 142. Для удобства копии готовых документов можно сразу раскладывать по папкам.

Практически по каждому Стандарту при аккредитации необходимо будет предоставлять различные приказы, протоколы, журналы, инструкции, положения и др.

Особое внимание следует уделить кадровому делопроизводству и охране труда. При аккредитации исследуются должностные инструкции, инструкции по охране труда, правила внутреннего трудового распорядка, коллективный договор и др. В должностных инструкциях, за которые можно получить 20 баллов, должны быть все необходимые пункты, включая «Должен знать», «Квалификационные требования» - Стандарт 2.16.

В последнее время, а особенно с учетом положений новой редакции Лицензионных условий осуществления медицинской практики (Приказ Минздрава от 30.11.12 г. № 981), особое внимание эксперты уделяют системе качества. По этому Стандарту необходимо показать разработанные Локальные клинические протоколы с маршрутами пациентов, а также анкеты, карты экспертной оценки и др

Аккредитация органов по сертификации - официальное признание компетентности и объективности (Статья 16.1). Аккредитация обычно является положительным результатом аттестации с последующим надзором (Статья 16.1.). Аккредитации подлежат органы по сертификации, испытательные лаборатории и центры, устанавливающие степень соответствия продукции или услуги конкретным стандартам. Система, располагающая собственными правилами процедуры и управления для осуществления аккредитации, называется системой аккредитации (Статья 16.2). Орган, который управляет системой аккредитации, проводит аккредитацию и предоставляет право на ее проведение, называется органом по аккредитации.

В системе сертификации услуг осуществляются следующие виды деятельности: сертификация услуг, сертификация систем качества, аттестация исполнителей услуг, аттестация процессов предоставления услуг, аккредитация испытательных лабораторий и социологических центров, проверка (оценка) качества услуги, оформление, выдача и регистрация сертификатов соответствия, подготовка и аттестация экспертов-аудиторов, признание сертификатов, выдаваемых в иных системах сертификации, инспекционный контроль. Для проведения сертификации рекомендовано всего семь различных схем, выбор которых в каждом конкретном случае должен быть обоснован.

Сегодня лицензирование и аккредитация являются важнейшим механизмом государственного регулирования деятельности в области здравоохранения. Процедура лицензирования медицинской деятельности в РФ достаточно подробно прописана в соответствующем Постановлении Правительства РФ.

Билет 3

1.Экологическое законодательство и вопросы проектирования, строительства и эксплуатации учреждений медицинской и санаторно-курортной помощи населению.

Экологическое право представляет собой совокупность правовых принципов и норм, регулирующих общественные отношения:

- по охране окружающей среды от вредных воздействий в процессе хозяйственной и иной деятельности;

- по рациональному использованию природных ресурсов;

- по охране экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц;

- по обеспечению экологической безопасности.

При этом под охраной окружающей среды принято понимать деятельность органов государственной власти РФ, направленную на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.

Рациональное использование природных ресурсов - это комплексное, экономически эффективное использование природных ресурсов в сочетании с требованиями охраны окружающей природной среды.

Под экологической безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества, государства, а также окружающей природной среды от угроз, возникающих в результате антропогенных и природных воздействий на нее; положение, при котором отсутствует угроза нанесения ущерба природной среде и здоровью населения.

Курорт включает в себя: курортную зону, в которой расположены природные лечебные средства, устройства и сооружения для их

использования, санаторно - курортные учреждения и учреждения отдыха и культуры, а также зрелищные предприятия, предприятия

общественного питания, торговли и бытового обслуживания, предназначенные для обслуживания лиц, прибывающих на курорт для лечения

и отдыха; зону, в которой находятся жилые дома, общественные здания и сооружения для населения, постоянно проживающего на

территории курорта; зону, в которой размещены централизованные хозяйственные и технические службы.

Организация и открытие санаторно - курортных учреждений допускаются с разрешения Министерства здравоохранения.

Развитие курортов осуществляется в соответствии с проектами районной планировки и генеральными планами курортов.

Для курортов устанавливаются округа санитарной охраны, в пределах которых запрещаются всякие работы, загрязняющие почву, воду и воздух, наносящие ущерб лесам и другим зеленым насаждениям, ведущие к развитию эрозионных процессов и отрицательно влияющие на природные лечебные средства и санитарное состояние курортов.

Округ санитарной охраны курорта делится на три зоны.

Первая зона (зона строгого режима) охватывает местности, где выходят на поверхность минеральные воды, расположены месторождения лечебных грязей, минеральные озера и лиманы, воду которых используют для лечебных целей, пляжи, а также прибрежную полосу моря и территорию, прилегающую к пляжам, шириной не менее 100 метров.

Вторая зона (зона ограничений) охватывает территорию, с которой происходит сток поверхностных и грунтовых вод к местам выхода на поверхность минеральных вод и к месторождениям лечебных грязей, к минеральным озерам и лиманам, к местам неглубокой от поверхности земли циркуляции минеральных и пресных вод, участвующих в образовании минеральных источников; естественные и искусственные хранилища минеральных вод и лечебных грязей; территорию, на которой расположены санаторно - курортные учреждения и учреждения отдыха, а также территорию, предназначенную для строительства таких учреждений (по генеральному плану курорта); парки, лесопарки и другие зеленые насаждения, использование которых без соблюдения правил, предусмотренных для округа санитарной охраны курорта, может привести к загрязнению, изменению состава или истощению запасов минеральных вод и лечебных грязей или ухудшению всей совокупности природных лечебных средств курорта.

Третья зона (зона наблюдения - внешние границы ее совпадают с границами округа санитарной охраны курорта) охватываег всю область питания и формирования гидроминеральных ресурсов, лесные насаждения, окружающие курорт, а также территории, народнохозяйственное использование которых без соблюдения правил, установленных для округа санитарной охраны курорта, может оказывать неблагоприятное влияние на гидрогеологический режим месторождений минеральных вод и лечебных грязей, на санитарные и ландшафтно - климатические условия курорта.

Наши рекомендации