Особенности медицинской деонтологии в зависимости от профиля заболевания

Билет 1

1.Градостроительный кодекс и правила размещения учреждений здравоохранения на территории поселения.

Градостроительный кодекс - законодательный акт РФ, принятый в 2004 г. и регулирующий отношения в области градостроительной деятельности. Градостроительство — теория и практика планировки и застройки городов. Градостроительство охватывает сложный комплекс общественно-экономических, строительно-технических, архитектурно-художественных, санитарно-гигиенических проблем. Упорядочению планировки и застройки городов служат регулярная планировка (прямоугольная, радиально-кольцевая, веерная и др.), учёт местных условий, строительство архитектурных ансамблей, ландшафтная архитектура и т. д.

Отдельно стоящие, встроенные и встроенно-пристроенные ЛПУ должны иметь самостоятельные участки. ЛПУ должны располагаться на территории жилой застройки, в зеленой или пригородной зонах на расстоянии от общественных, промышленных, хозяйственных и других организаций в соответствии с требованиями, предъявляемыми к планировке и застройке городских, поселковых и сельских населенных пунктов. При решении вопроса о выделении земельного участка должны быть проведены инженерные изыскания (с указанием данных об уровне фунтовых вод), исследования по факторам воздействия на окружающую среду (воздух, шум, электромагнитное излучение и др. физические факторы), исследования почвы, включая радиологические на радон.При проектировании и строительстве ЛПУ должны располагаться вне санитарно-защитных зон объектов и предприятий, санитарных разрывов от магистралей согласно требований СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 и СН 2.2.4/2.1.8.562-96. Через территорию ЛПУ не должны проходить магистральные инженерные коммуникации городского назначения.При всех видах ЛПУ должен предусматриваться обособленный земельный участок, в составе которого выделяются территория (зоны) для каждого здания функционального назначения, хозяйственная зона, зеленые насаждения, с соответствующим разграничением зон. На земельных участках ЛПУ должны выделяться следующие зоны: лечебных корпусов для неинфекционных больных;лечебных корпусов для инфекционных больных; психосоматических корпусов; педиатрических корпусов;туберкулезных корпусов;кожновенерологических корпусов;радиологических корпусов;поликлиники родильных домов и акушерских отделений; женских консультаций;патологоанатомического корпуса;садово-парковая;хозяйственная: зона обеззараживания сточных вод;автостоянки (в том числе места для личного автотранспорта инвалидов вблизи входа в ЛПУ с размещением специальных указателей). Территория ЛПУ должна быть озеленена, ограждена и освещена.

Площадь зеленых насаждений и газонов (должна составлять не менее 60 % общей площади участка. Деревья высаживаются на расстоянии не ближе 15 м, кустарник не ближе 5 м от здания. При организации участка ЛПУ должны быть предусмотрены проезды для основных и специализированных машин в соответствии с 7.2.7 приложения 1 СНиП 2.07.01. На земельном участке больницы должны быть предусмотрены раздельные въезды в зоны: лечебных корпусов для инфекционных больных; лечебных корпусов для неинфекционных больных; патологоанатомического корпуса и хозяйственную.

Патологоанатомический корпус, проезд к нему, стоянки похоронных машин не должны быть видны из окон лечебных корпусов и садово- парковой зоны, а также из окон жилых зданий.Расстояния от зданий ЛПУ до других зданий и сооружений должны приниматься на основании расчетов по естественной освещенности и инсоляции нормируемых помещений. При размещении зданий ЛПУ должны соблюдаться действующие нормативы по естественной освещенности в соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03, а по-инсоляции помещений в соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1076-01 и СанПиН 2.1.3.1375-03. Расстояние от зданий ЛПУ до красных линий должны приниматься не менее 25 м, от границ земельного участка до стен жилых домов - не менее 10 м, до стен жилых домов без входов и окон - не менее 5 м. Размещение в жилой застройке и расстояния от здания ЛПУ до других зданий и сооружений должны приниматься в соответствии со СНиП 2.07.01 и ТСН 30-306-2002 Санкт-Петербург. При этом противопожарные расстояния от зданий ЛПУ до жилых, общественных и административно- бытовых зданий промышленных предприятий должны приниматься в соответствии с требованиями приложения 1 СНиП 2.07.01; для производственных, складских зданий и гаражей с учетом требований ТСН 30-305-2002 Санкт-Петербург и ТСН 30-306-2002 Санкт-Петербург. На территории инфекционной больницы (корпуса) должна выделяться зона для корпусов инфекционных отделений, изолированная от других участков полосою зеленых насаждений, с отдельным въездом (входом) и крытой площадкой для дезинфекции транспорта. На территории хозяйственной зоны лечебного учреждения на расстоянии 25 м от здания должна быть предусмотрена контейнерная площадка с твердым покрытием и подъездом со стороны улицы.

Система сбора, хранения и удаления отходов и мусора из зданий и территории ЛПУ должна выполняться в соответствии с 2.1.7 СанПиН 2.1.7.728-99.

Объем и количество контейнеров должны определяться показателем мощности ЛПУ. Складирование медицинских отходов до их вывоза или уничтожения должно осуществляться на специально оборудованных площадках, исключающих возможность образования ливневых стоков. Складирование медицинских отходов должно осуществляться в герметических контейнерах (баках) раздельно по видам отходов.Расстояние между печыо для сжигания отходов до лечебных корпусов с палатами или жилых зданий следует принимать с учетом характеристики печи, расчетов рассеивания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, направления господствующих ветров, расчетов по шуму при наличии санитарно-эпидемиологического заключения ТУ Роспотребнадзора по городу Санкт-Петербург и в соответствии с [1]. Необходимость печи для сжигания отходов должна быть обоснована мощностью ЛПУ и объемом образующихся отходов. Вокруг радиологического и инфекционного корпусов должны быть предусмотрены полосы насаждений из труднопроходимого кустарника шириною не менее 5 м.Участки ЛПУ со стационарами и санитарно-эпидемиологических учреждений должны огораживаться ограждениями с высотой не менее 1.6 м, для психиатрических больниц - 2.5 м. Расстояние от здания бюро судебно-медицинской экспертизы до жилых и общественных зданий должно быть не менее 50 м.Расстояние от здания вивария до жилых и общественных зданий должно быть не менее 100 м. На территории садово-парковой зоны детских больниц должны быть предусмотрены игровые площадки, разделенные посадками зеленых насаждений. Количество и площади игровых площадок должны быть определены заданием на проектирование, количеством палатных отделений и набором возрастных групп. Служба приготовления пищи (пищеблоки) должна размещаться, как правило, в отдельно стоящем здании. Пищеблоки больниц медико-социальной помощи (хосписов, домов сестринского ухода) должны размещаться в обособленных отсеках зданий этих больниц с отдельными служебными и хозяйственными входами и технологической связью с палатами. При строительстве новых больничных учреждений и родильных домов на вновь осваиваемых участках в районах затесненной городской застройки допускается размещать пищеблоки в виде встроено-пристроенных к лечебным и хозяйственным корпусам при соблюдении необходимых инженерно-технических решений, обеспечивающих комфортные условия пребывания больных и персонала. Хранение рентгеновских и флюорографических пленок должно быть предусмотрено, как правило, в отдельно стоящих зданиях не ниже II степени огнестойкости.

Хранение рентгеновских и флюорографических пленок, выпускаемых на триацетатной основе, допускается предусматривать в здании ЛПУ при условии отделения помещения архива материалов лучевой диагностики от других помещений здания глухой противопожарной стеной 1 типа. На участке должно быть наружное освещение, в том числе у входов в здание, мест размещения наружных лестниц и люков пожарных гидрантов.

Билет 2

1. Централизованная, павильонная (децентрализованная), смешанная системы застройки учреждений здравоохранения. Преимущества и недостатки.

В настоящее время существует несколько систем застройки больниц: централизованная, децентрализованная (павильонная) и смешанная системы.

Централизованная система застройки характеризуется двумя типами размещения: моноблочным, где все функциональные подразделения лечебных 4учреждений (ЛУ) располагаются в одном корпусе - моноблоке, и централизованно-блочным, при котором часть подразделений находится в главном корпусе, остальные - взда-ниях меньшей этажности (блоках), соединенных с основным корпусом переходами.

Децентрализованная система объединяет в себе павильонный и смешанный типы застройки ЛУ (рис. 5).

Децентрализованная или павильонная система застройки в наибольшей степени отвечает гигиеническим требованиям. При де-

Особенности медицинской деонтологии в зависимости от профиля заболевания - student2.ru

Рис. 5. Системы строительства больниц: а - децентрализованная; б - смешанная; в - централизованная

централизованной системе застройки больница состоит из ряда отдельных 1-3-этажных зданий. Каждое здание имеет свое назначение - терапия, хирургия, физиотерапия, административные службы, хозяйственные и т. д.

Наиболее часто такая система применяется при сооружении детских, инфекционных и туберкулезных больниц, так как при этом достигается полная изоляция больных каждой инфекцией. Децентрализованная система позволяет устроить изолированный сад для каждого отделения, что способствует созданию в больнице тишины и покоя.

Вместе с тем децентрализованная система имеет ряд недостатков. К ним относятся:

- необходимость дублирования во всех лечебных корпусах специальных лечебно-диагностических кабинетов (рентгеновского, физиотерапии, лабораторий и т. д.);

- транспортировка пищи из центральной кухни по наружным дорожкам;

- транспортировка больных из одного приемного покоя;

- увеличение площади участка, а следовательно, и удорожание благоустройства и подземных коммуникаций.

 

Тем не менее децентрализованная система застройки в свое время сыграла положительную роль в ограничении распространения больничных инфекций и создании более благоприятных условий пребывания больных. В условиях павильонной застройки легче изолировать больных с различными формами заболеваний, можно обеспечить лучший микроклимат, особенно инсоляционный режим в помещениях, световой климат. Больше возможностей для пребывания больных на свежем воздухе.

Первая больница в России была построена на 15 коек в Москве при царе Алексее Михайловиче на пожертвования боярина Федора Ртищева (1654). Энергичное больничное строительство началось при Петре I. Он первый организовал строительство госпиталей. Всего их было построено при нем 10, а к концу XVIII в. уже около 30.

Вполне естественно, что эти больницы строились без соблюдения каких бы то ни было гигиенических требований. Условия пребывания в них были крайне неблагоприятными.

Н. И. Пирогов так описывал гигиенические условия в лефортовском госпитале: "Огромные (на 60-100 человек) палаты его, темные, сырые, без вентиляции, были переполнены больными, которые размещались без учета характера заболеваний, и в госпитале царили внутрибольничные заражения".

Поэтому строительство павильонных больниц, где больных стали размещать с учетом заболеваний, было прогрессивным.

Но с течением времени, с развитием общей и санитарной культуры населения, санитарной техники, средств бытового обслуживания высокая степень разобщения больных потеряла свою актуальность. Использование лифтового обслуживания увеличило транспортные возможности больных и персонала. Поэтому увеличение этажности больничных зданий не создало дополнительных неудобств в обслуживании пациентов.

В последнее время перешли к строительству больниц по централизованной и смешанной системам.

 

В больницах централизованного типа рациональнее используются коечный фонд, врачебные кадры, медицинская техника, эффективнее и шире применяются современные методы диагностики и лечения. Здесь имеется возможность максимального централизованного использования специализированных лечебно-диагностических и вспомогательных отделений (рентгенодиагностики, клинических лабораторий, отделений функциональной диагностики, а также операционных, родильных и анестезиологических) и отделений интенсивной терапии. Такие больницы легче подключить к внешним коммуникациям, обеспечить бесперебойным теплом, эффективной центральной стерилизацией материалов и инструментария, дезинфекцией постелей и др. При этом значительно сокращаются протяженность транспортных путей и экономические затраты.

Однако и эта система имеет целый ряд серьезных недостатков: концентрация большого числа ослабленных больных и персонала на ограниченной территории многоэтажного здания; трудности в организации и поддержании лечебно-охранительного и санитар-но-противоэпидемического режимов; шумовое загрязнение больничной среды. Все это ухудшает показатели микроклимата помещений; создает опасность распространения микрофлоры по всему зданию из-за активного перемещения воздушных потоков по этажам.

Недостатки децентрализованной и централизованной систем застройки во многом устраняются при смешанной системе застройки.

При этой системе все основные палатные отделения, не требующие изоляции, объединяются в главном корпусе, имеющем 4-5 этажей, а иногда и больше. В главном корпусе устраиваются все централизованные, хорошо оснащенные и оборудованные лечебно-диагностические отделения: рентгенологическое, физиотерапевтическое, клинико-диагностическая лаборатория, приемное отделение.

 

Отделения, которые требуют обособленного расположения (инфекционное, родильное, детское), при смешанной системе застройки

размещаются в отдельных зданиях с изолированными садово-парковыми участками.

Поликлиника, административно-хозяйственные помещения также располагаются в отдельно стоящих зданиях. Смешанная система застройки широко используется как в нашей стране, так и за рубежом в связи с экономической и санитарно-гигиенической обоснованностью. Более того, ЛПУ, построенные по централизованной системе, всегда имеют признаки (элементы) системы смешанной, имея в своем составе отдельно стоящие здания различного назначения (патологоанатомическое отделение, прачечная, мастерские, хозяйственные службы и др.).

Одной из наиболее прогрессивных систем застройки больниц является централизованно-блочная система. При использовании этой системы различают стационарную часть, где размещаются преимущественно палатные секции, модернизированную часть здания, которая включает диагностический комплекс и операционный блок. При такой системе всегда сохраняется возможность достроить палатный комплекс, модернизировать диагностический, не затрагивая остальные.

Современные решения генпланов больниц, как вновь строящихся, так и реконструируемых, могут отличаться от описанных выше схем, могут использовать комбинации фрагментов разных систем застройки с целью объединения их достоинств и устранения недостатков.

Мощность больниц диктуется местными условиями. Но общая тенденция склоняется сегодня к укрупнению больниц. Если раньше было значительное число больниц на 25-50 коек, то сегодня, с изменением медицинских технологий, считается целесообразным строить больницы на 600-1200 коек. В таких больницах персонал и медицинская техника могут быть использованы более рационально.

Подготовка предприятия к лицензированию, сертификации и аккредитации.

Сертификация и лицензирование как одна из форм защиты прав потребителей на мировых рынках существует в виде требований международных стандартов к системам сертификации услуг.

Лицензирование - это свидетельство в области сертификации, документ, изданный в соответствии с правилами системы сертификации, посредством которого орган по сертификации наделяет лицо или орган правом использовать сертификаты соответствия для своих услуг согласно правилам соответствующей системы сертификации (Статья 14.7).

Аккредитация медицинского учреждения (далее - аккредитация) - это официальное признание наличия у медицинского учреждения условий для качественного, своевременного, определенного уровня медицинского обслуживания населения, соблюдения им стандартов в сфере здравоохранения, соответствия медицинских (фармацевтических) работников единым квалификационным требованиям.

Процедура аккредитации является довольно сложной и трудоемкой. Поэтому в подготовке к ней должны быть задействованы соответствующие специалисты и сотрудники медучреждения.

Подготовку к аккредитации рекомендуется разделить на несколько этапов. На начальном этапе следует подготовить перечень документов, установленный Постановлением КМУ от 15.07.1997 г. № 765 (с изменениями и дополнениями). Некоторые из них берутся в государственных органах (например, заключение СЭС), а другие оформляются в самом медучреждении (сведения о нанятом медицинском персонале и др.).

Структура медицинского учреждения должна отображать все основные подразделения (в медицинских центрах включая кабинеты врачей-специалистов).

Документы рекомендуется готовить под каждый раздел и пункт Приказа № 142. Для удобства копии готовых документов можно сразу раскладывать по папкам.

Практически по каждому Стандарту при аккредитации необходимо будет предоставлять различные приказы, протоколы, журналы, инструкции, положения и др.

Особое внимание следует уделить кадровому делопроизводству и охране труда. При аккредитации исследуются должностные инструкции, инструкции по охране труда, правила внутреннего трудового распорядка, коллективный договор и др. В должностных инструкциях, за которые можно получить 20 баллов, должны быть все необходимые пункты, включая «Должен знать», «Квалификационные требования» - Стандарт 2.16.

В последнее время, а особенно с учетом положений новой редакции Лицензионных условий осуществления медицинской практики (Приказ Минздрава от 30.11.12 г. № 981), особое внимание эксперты уделяют системе качества. По этому Стандарту необходимо показать разработанные Локальные клинические протоколы с маршрутами пациентов, а также анкеты, карты экспертной оценки и др

Аккредитация органов по сертификации - официальное признание компетентности и объективности (Статья 16.1). Аккредитация обычно является положительным результатом аттестации с последующим надзором (Статья 16.1.). Аккредитации подлежат органы по сертификации, испытательные лаборатории и центры, устанавливающие степень соответствия продукции или услуги конкретным стандартам. Система, располагающая собственными правилами процедуры и управления для осуществления аккредитации, называется системой аккредитации (Статья 16.2). Орган, который управляет системой аккредитации, проводит аккредитацию и предоставляет право на ее проведение, называется органом по аккредитации.

В системе сертификации услуг осуществляются следующие виды деятельности: сертификация услуг, сертификация систем качества, аттестация исполнителей услуг, аттестация процессов предоставления услуг, аккредитация испытательных лабораторий и социологических центров, проверка (оценка) качества услуги, оформление, выдача и регистрация сертификатов соответствия, подготовка и аттестация экспертов-аудиторов, признание сертификатов, выдаваемых в иных системах сертификации, инспекционный контроль. Для проведения сертификации рекомендовано всего семь различных схем, выбор которых в каждом конкретном случае должен быть обоснован.

Сегодня лицензирование и аккредитация являются важнейшим механизмом государственного регулирования деятельности в области здравоохранения. Процедура лицензирования медицинской деятельности в РФ достаточно подробно прописана в соответствующем Постановлении Правительства РФ.

Билет 3

1.Экологическое законодательство и вопросы проектирования, строительства и эксплуатации учреждений медицинской и санаторно-курортной помощи населению.

Экологическое право представляет собой совокупность правовых принципов и норм, регулирующих общественные отношения:

- по охране окружающей среды от вредных воздействий в процессе хозяйственной и иной деятельности;

- по рациональному использованию природных ресурсов;

- по охране экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц;

- по обеспечению экологической безопасности.

При этом под охраной окружающей среды принято понимать деятельность органов государственной власти РФ, направленную на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.

Рациональное использование природных ресурсов - это комплексное, экономически эффективное использование природных ресурсов в сочетании с требованиями охраны окружающей природной среды.

Под экологической безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества, государства, а также окружающей природной среды от угроз, возникающих в результате антропогенных и природных воздействий на нее; положение, при котором отсутствует угроза нанесения ущерба природной среде и здоровью населения.

Курорт включает в себя: курортную зону, в которой расположены природные лечебные средства, устройства и сооружения для их

использования, санаторно - курортные учреждения и учреждения отдыха и культуры, а также зрелищные предприятия, предприятия

общественного питания, торговли и бытового обслуживания, предназначенные для обслуживания лиц, прибывающих на курорт для лечения

и отдыха; зону, в которой находятся жилые дома, общественные здания и сооружения для населения, постоянно проживающего на

территории курорта; зону, в которой размещены централизованные хозяйственные и технические службы.

Организация и открытие санаторно - курортных учреждений допускаются с разрешения Министерства здравоохранения.

Развитие курортов осуществляется в соответствии с проектами районной планировки и генеральными планами курортов.

Для курортов устанавливаются округа санитарной охраны, в пределах которых запрещаются всякие работы, загрязняющие почву, воду и воздух, наносящие ущерб лесам и другим зеленым насаждениям, ведущие к развитию эрозионных процессов и отрицательно влияющие на природные лечебные средства и санитарное состояние курортов.

Округ санитарной охраны курорта делится на три зоны.

Первая зона (зона строгого режима) охватывает местности, где выходят на поверхность минеральные воды, расположены месторождения лечебных грязей, минеральные озера и лиманы, воду которых используют для лечебных целей, пляжи, а также прибрежную полосу моря и территорию, прилегающую к пляжам, шириной не менее 100 метров.

Вторая зона (зона ограничений) охватывает территорию, с которой происходит сток поверхностных и грунтовых вод к местам выхода на поверхность минеральных вод и к месторождениям лечебных грязей, к минеральным озерам и лиманам, к местам неглубокой от поверхности земли циркуляции минеральных и пресных вод, участвующих в образовании минеральных источников; естественные и искусственные хранилища минеральных вод и лечебных грязей; территорию, на которой расположены санаторно - курортные учреждения и учреждения отдыха, а также территорию, предназначенную для строительства таких учреждений (по генеральному плану курорта); парки, лесопарки и другие зеленые насаждения, использование которых без соблюдения правил, предусмотренных для округа санитарной охраны курорта, может привести к загрязнению, изменению состава или истощению запасов минеральных вод и лечебных грязей или ухудшению всей совокупности природных лечебных средств курорта.

Третья зона (зона наблюдения - внешние границы ее совпадают с границами округа санитарной охраны курорта) охватываег всю область питания и формирования гидроминеральных ресурсов, лесные насаждения, окружающие курорт, а также территории, народнохозяйственное использование которых без соблюдения правил, установленных для округа санитарной охраны курорта, может оказывать неблагоприятное влияние на гидрогеологический режим месторождений минеральных вод и лечебных грязей, на санитарные и ландшафтно - климатические условия курорта.

Билет 4

1. Особенности строительства и отделочных работ отдельных подразделений учреждений здравоохранения. Требования к внутренней отделке помещений.

Для внутренней отделки помещений, воздуховодов, вентиляционных систем и фильтров используются материалы в соответствии с их функциональным назначением и разрешенные для применения в лечебных учреждениях в установленном порядке. Поверхность стен, полов и потолков помещений должна быть гладкой, легкодоступной для влажной уборки и устойчивой при использовании моющих и дезинфицирующих средств, разрешенных к применению в установленном порядке. Стены палат, кабинетов врачей, холлов, вестибюлей, столовых, физиотерапевтических и других лечебно-диагностических кабинетов с сухим режимом рекомендуется окрашивать силикатными красками (при необходимости - в сочетании с масляными красками). Для окраски потолков может применяться известковая или водо­эмульсионная побелка. Полы должны обладать повышенными теплоизоляционными свойствами (паркет, паркетная доска, деревянные полы, окрашенные масляной краской, линолеум).В вестибюлях полы должны быть устойчивы к механическому воздействию (мраморная крошка, мрамор, мозаичные полы и т.д.). В помещениях с влажным режимом работы и подвергающихся влажной текущей дезинфекции (операционные, перевязочные, родовые, предоперационные, наркозные, процедурные и др. аналогичные помещения, а также ванные, душевые, санитарные узлы, клизменные, помещения для хранения и разборки грязного белья и др.) стены следует облицовывать глазурованной плиткой и/или другими влагостойкими материалами на высоту помещения. Для покрытия пола следует применять водонепроницаемые материалы. Полы в операционных, наркозных, родовых и других аналогичных помещениях должны быть антистатические. Покрытия пола в лечебных учреждениях не должны иметь дефектов (щелей, трещин, дыр и др.), должны быть гладкими, плотно пригнанными к основанию, быть устойчивыми к действию моющих и дезинфицирующих средств. При использовании линолеумных покрытий края линолеума у стен должны быть подведены под плинтуса, которые должны быть плотно закреплены между стеной и полом. Швы, примыкающих друг к другу листов линолеума, должны быть тщательно пропаяны. Потолки в помещениях с влажным режимом должны окрашиваться водостойкими красками или выполняться другими влагостойкими материалами. В местах установки раковин и других санитарных приборов, а также оборудования, эксплуатация которого связана с возможным увлажнением стен и перегородок, следует предусматривать отделку последних глазурованной плиткой или другими влагостойкими материалами на высоту 1,6 м от пола и на ширину более 20 см от оборудования и приборов с каждой стороны. Применение подвесных потолков различных конструкций разрешается в помещениях, не требующих соблюдения особого противоэпидемического режима, асептики и антисептики: вестибюлях, коридорах, холлах и других подсобных помещениях. Допускается применение подвесных потолков в операционных, родовых, перевязочных, процедурных, палатах и аналогичных помещениях, при этом конструкции и материалы подвесных потолков должны обеспечивать герметичность, гладкость поверхности и возможность проведения их влажной очистки и дезинфекции. Наружная и внутренняя поверхность медицинской мебели должна быть гладкой и выполнена из материалов, устойчивых к воздействию моющих, дезинфицирующих и медикаментозных средств.

2. Конфликты в медицинских учреждениях и пути их предупреждения

Конфликт – открытое столкновение сторон, мнений и сил, связанное с различием ценностных установок, представлений о целях, путях и методах их достижения.

Наличие скрытых конфликтов в коллективе – опасность для компании, несущая риск демотивации персонала, потери ключевых клиентов, разобщения команды. Поэтому тема их снижения и управляемости должна быть неотъемлемой частью корпоративной культуры.

Корпоративная культура – философия компании, система ее ценностей и способов их реализации: норм и правил поведения сотрудников, кот способствует достижению стратегических целей и миссии предприятия.

Специалисты выделяют несколько признаков наличия скрытых конфликтов в коллективе:

-непонимание и несогласованность целей предприятия на разных уровнях иерархии

- преобладание большинства личных целей сотрудников над общекорпоративными

- непонимание сотрудникам того, что на данный момент происходит в компании

-неправильное распределение функций (у одного возникает ощущение, что делает больше, чем остальные)

- недостаточное внимание руководства к оценке деятельности подчиненных

-преобладание только материальных методов стимулирования труда

Одним из способов выявления скрытых конфликтов в коллективе организации является конфиденциальное анкетирование как подчиненных, так и их начальников.(вопросы об удовлетворенности работой, предложения по повышению мотивации). Анализ результатов позволяет определить степень напряженности в коллективе.

Для снижения конфликтности прибегают к методам сплочения коллектива и формированию единой команды, действующей в рамках одной идеологии: внедрение корпоративного кодекса, организация коллективных мероприятий за счет компании, организация совместной научно-познавательной работы (проведение семинаров, конференций с участие самих мед работников).

Сплоченная команда – ценнейший актив организации. Ее наличие позволяет не только снижать конфронтацию повышать продуктивность работы, но и с наименьшими финансовыми затратами мотивировать и удерживать сотрудников.

Решение конфликта представляет собой устранение полностью или частично причин породивших конфликт, либо изменение целей участников конфликта.

Управление конфликтами - это целенаправленное воздействие по устранению (минимизация) причин, породивших конфликт, или на коррекцию поведения участников конфликта.

Существует достаточно много методов управления конфликтами. Укрупнено их можно представить в виде нескольких групп, каждая из которых имеет свою область применения:

· внутриличностные, т.е. методы воздействия на отдельную личность;

· структурные, т.е. методы по устранению организационных конфликтов;

· межличностные методы или стили поведения в конфликтах;

· переговоры;

· ответные агрессивные действия, эту группу методов применяют в крайних случаях, когда исчерпаны возможности всех предыдущих групп.

Внутриличностные методы заключаются в умении правильно организовать свое собственное поведение, высказать свою точку зрения, не вызывая защитной реакции со стороны другого человека. Некоторые авторы предлагают использовать способ «я - высказывание», т.е. способ передачи другому лицу вашего отношения к определенному предмету, без обвинений и требований, но так, чтобы другой человек изменил свое отношение.

Этот способ помогает человеку удержать позицию, не превращая другого в своего врага. «Я - высказывание» может быть полезно в любой обстановке, но оно особенно эффективно, когда человек рассержен, раздражен. Недоволен. Следует сразу оговориться, что применение данного подхода требует практики и навыков, но это бывает оправданным в дальнейшем. «Я - высказывание» построено так, чтобы позволить высказать личности свое мнение о создавшейся ситуации, выразить свои пожелания. Оно особенно полезно, когда человек хочет передать что-то другому, но не хочет, чтобы тот воспринял это негативно и перешел бы в атаку.

Например, придя утром на работу, человек обнаруживает, что кто-то все передвинул на его столе. Он хочет, чтобы больше этого не повторялось, но и портить отношения с сотрудниками нежелательно. Он заявляет: «Когда мои бумаги передвигают на моем столе, меня то раздражает. Мне хотелось бы в будущем находить все, как я оставляю перед уходом».

Компоновка заявлений от «я» состоит из: события, реакций индивида, предпочитаемого исхода от личности.

Событие. Создавшаяся ситуация с учетом применяемого метода требует краткого объективного описания без использования субъективных и эмоционально окрашенных выражений. Можно так начать фразу: «когда на меня кричат…», «Когда на моем столе разбрасывают мои вещи…», «Когда мне не говорят, что я был вызван к начальнику…».

Реакция индивида. Четкое высказывание, почему его раздражают именно такие поступки окружающих, помогает им понять его, а когда вы говорите от «я», не нападая на них, но такая реакция может подтолкнуть окружающих на изменение своего поведения. Реакция может быть эмоциональной: «я обижен на вас…», «я буду считать, что вы меня не понимаете…», «я решаю все делать сам…».

Предпочитаемый исход события. Когда индивид высказывает свои желания об исходе конфликта, желательно предложить несколько вариантов. Правильно поставленное «я - высказывание», в котором пожелания индивида не сводятся к тому, чтобы партнер сделал только выгодное для него, подразумевает возможность открытия новых вариантов решений.

Структурные методы, т.е. методы воздействия преимущественно на организационные конфликты, возникающие из-за неправильного распределения полномочий, организации труда, принятой системы стимулирования и т.д. К таким методам относятся: разъяснение требований к работе, координационные и интеграционные механизмы, общеорганизационные цели, использование систем вознаграждения.

Разъяснение требований к работе является одним из эффективных методов управления и предотвращения конфликтов. Каждый специалист должен четко представлять, какие результаты от него требуются, в чем состоят его обязанности, ответственность, пределы полномочий, этапы работы. Метод реализуется в виде составления соответствующих должностных инструкций (описаний должности), распределения прав и ответственности по уровням управления,

Координационные механизмы представляют собой использование структурных подразделений в организации, которые в случае необходимости могут вмешаться и разрешить спорные вопросы между ними.

Общеорганизационные цели. Данный метод предполагает разработку или уточнение общеорганизационных целей с тем, чтобы усилия всех сотрудников были объединены и направлены на их достижение.

Система вознаграждений. Стимулирование может быть использовано как метод управления конфликтной ситуацией, при грамотном оказании влияния на поведение людей можно избежать конфликтов. Важно, чтобы система вознаграждения не поощряла неконструктивное поведение отдельных лиц или групп. Например, если вознаграждать руководителей отделов сбыта только за увеличение объема продаж, то это может привести к противоречию с намеченным уровнем получения прибыли. Руководители этих отделов могут увеличить объемы сбыта, предлагая большие скидки и тем самым снижая уровень средней прибыли компании.

Межличностные методы. При создании конфликтной ситуации или начале развертывания самого конфликта его участникам необходимо выбрать фор

Наши рекомендации