Глава 1.6 защита ву от попытки разминирования
Ту-104 — большой самолет,
Много людей он с собою везет.
Тикает что-то в большом чемодане,
Нет, не найдут самолет в океане…
(Террористский детский стишок)
Мало сделать бомбу и правильно заложить её. Учтите, что если ваша бомба не взорвётся вовремя, то она попадёт в руки посторонних людей. Худший вариант — это сапёры. Эти ребята довольно грамотные и они-то точно знают, что делать с подобными штуковинами. Криминалисты получат массу материала о вашей "трудовой деятельности".
Приведу отрывок из инструкции по обезвреживанию для сапёров, чтобы террорист имел представление о тактике работы этого подразделения.
Демаскирующие признаки взрывного устройства обусловлены главным образом следующими факторами:
1. Наличием ВВ в конструкции взрывного устройства;
2. Наличием антенны с радиоприемным устройством у радиоуправляемого ВУ;
3. Наличием часового механизма или электронного таймера (временного взрывателя);
4. Наличием проводной линии управления;
5. Наличием локально расположенной массы металла;
6. Неоднородностями вмещающей среды (нарушение поверхности грунта, дорожного покрытия, стены здания, нарушение цвета растительности или снежного покрова и т. д.);
7. Наличием теплового контраста между местом установки и окружающим фоном;
8. Характерной формой ВУ.
Обезвреживание взрывного устройства или локализация взрыва должна производиться подготовленными минерами-подрывниками или другими обученными специалистами после удаления людей из опасной зоны и выставления оцепления.
Если только предполагается наличие во взрывном устройстве радиовзрывателя, необходимо с помощью специальных механизмов создать радиопомехи в широком диапазоне частот. Затем, приблизившись к предмету (объекту), осторожно укрепить на каких-либо выступающих его частях веревку, имеющую на конце крючки, карабины и т. п. Из укрытия (из-за колонны, из колодца) натянуть веревку (линь, провод) и сдвинуть предмет с места. Все эти действия должен проводить один человек во избежание неоправданных жертв, в том числе в результате разлета осколков. При таком воздействии на взрывное устройство срабатывают натяжные, обрывные, разгрузочные, вибрационные и прочие элементы, приводящие взрыватели в действие.
Если взрыва не произошло, то степень опасности значительно уменьшается: радиовзрыватель подавлен поставленными радиопомехами, провокация срабатывания натяжных, обрывных и других элементов взрывателей не дала результата, что свидетельствует об их отсутствии или неработоспособности по каким-либо причинам.
Во взрывном устройстве, естественно, должен быть заряд взрывчатого вещества, запах которого в состоянии обнаружить специально обученная собака миннорозыскной службы (МРС) или специалист, использующий достаточно сложную аппаратуру, а именно газоанализатор.
Одной из последних отечественных разработок является комплекс блокировки взрывных устройств, в дальнейшем называемый блокиратором. Он устанавливается на защищаемом транспортном средстве и предназначен для защиты жизни водителя и пассажиров. Блокиратор взрывных устройств перекрывает гарантируемый диапазон радиочастот, тем самым блокируя дистанционное управление известных и теоретически перспективных разработок систем взрывных устройств. Комплекс полностью автоматизирован. Это позволяет блокиратору автоматически начинать свою работу и временно задерживать отключение в интересах обеспечения безопасности выходящих из транспортного средства пассажиров и водителя, а также включать затем автосигнализацию. Время блокировки отключения комплекса пропорционально расстоянию безопасности (R 50 м) от автомобиля.
Принцип действия комплекса основан на подавлении работы приемников подрыва (РВУ) специальными широкополосными сигналами помех, посылаемыми передатчиком. Диапазон работы обеспечивает подавление всех известных и перспективных частот дистанционного управления взрывом. Для уменьшения неравномерности спектра сигналов помех применена оригинальная широкополосная шлейфовая антенна, предназначенная для излучения с металлических поверхностей. Комплекс малогабаритен. Его эксплуатация возможна как в стационарном, так и в мобильном режиме при наличии любых возможностей электропитания (под заказ).
В мобильном режиме возможна стыковка комплекса с большинством систем охранной сигнализации отечественного и зарубежного производства. Для отдельных видов радиоуправляемых взрывных устройств, имеющих низкую имитостойкость, не исключен самоподрыв во время его установки террористом при работающем комплексе блокировки. Однако в зоне зашумления перестают работать радиоэлектронные приборы бытового назначения (вещательные приемники, телевизоры, радиостанции в режиме приема, пейджеры и т. п.). Ориентировочная цена блокиратора колеблется в пределах $700-$900 (в зависимости от типа защищаемого автомобиля, под заказ). Не рекомендуется афишировать факт установки на свой автомобиль комплекса блокировки действия взрывных устройств.
Впрочем, необходимо отметить, что в отдельных случаях возможен подрыв простейших неэкранированных самодельных радиоуправляемых ВУ при поднесении к ним вплотную антенного устройства прибора нелинейной локации. За рубежом выпускаются специальные переносные "уничтожители бомб" (Bomb Ranger), подрывающие радиоуправляемые ВУ путем быстрого перебора возможных команд управления на расстоянии до 1 км. Установленный заранее в охраняемый автомобиль он вызовет подрыв ВУ и спасет жизнь владельца автомобиля.
Взрывные устройства с часовым замыкателем (взрывателем) могут обнаруживаться путем использования портативных контактных микрофонов (фонендоскопов). Эти приборы позволяют снимать акустическую информацию через стены, потолки и другие ограждающие конструкции вокруг ВУ. Для снижения уровня внешних шумов датчик необходимо закреплять на герметике в тех местах ограждающих конструкций, где они тоньше всего и не очень плотны.
Проводные линии управления ВУ можно обнаруживать в полевых условиях путем применения переносных электромагнитных кабелеискателей (R-210, Р-480 — США и т. п.). Они включают в себя передающий и приемный блоки, закрепляемые на концах несущей штанги длиной 1–1,4 м. Рабочие частоты 40-100 кГц. Глубина обнаружения находящихся в грунте кабельных линий управления — до 1 м. Расчет — 1 человек, скорость ведения поиска — до 2–3 км/ч. Масса приборов — до 4–6 кг. Металлические элементы конструкции ВУ могут обнаруживаться с применением переносных и стационарных ("ворота") металлоискателей. В них используются два метода обнаружения — индукционный или магнитометрический. Первый обеспечивает обнаружение как цветных, так и черных металлов. Второй — только черных (сталь и ее сплавы), но он более чувствителен, чем первый метод.
Вот, таким вот образом… Так что, сами видите, что ребята это не глупые. Из всего выше прочитанного можно сделать следующие выводы:
1. Если вы ставите в бомбе донный разгрузочный датчик (срабатывает при попытке поднять бомбу), то необходимо комбинировать его с замедлителем на 3–5 минут, чтобы сбить сапёров с толку.
2. Антенну радиовзрывателя лучше замаскировать внутри заряда, чтобы не торчала наружу.
3. ТА — единственное ВВ, которое не обнаруживается поисковыми собаками!
4. Всю схему инициатора (батареи, антенну, таймер и т. п.) лучше запрятать внутрь заряда, а сверху навесить инертную «бутафорию». Редко какой сапёр будет разбирать сам заряд.
5. Вестибулярный датчик тоже лучше помещать внутрь, чтобы он не мозолил глаза.
6. Лучше использовать в бомбе не один, а несколько комбинированных детонаторов. Если один из них будет отключен, сохраниться возможность произвести подрыв другим.
7. В «бутафорской» схеме можно соединить все провода в одну цепь и поставить реле обрыва. Т. о. при перерезании любого участка цепи, произойдёт взрыв.
8. Можно замаскировать бомбу под какой-нибудь безобидный предмет, чтобы его вид не вызвал подозрений.