В сфере физической культуры и спорта
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
«КОННЫЙ СПОРТ»
(015 000 1611Я)
Срок реализации программы: 10 лет
Составитель: Зам.директора по УСР МБУ ДО ДЮСШ № 9 по конному спорту» Кузнецова Е.Г. |
Программа рекомендована: ВООО «Федерация конного спорта» Президент _________ Пушкина Н.В. |
Череповец 2016
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная предпрофессиональная программа по конному спорту составлена в соответствии с:
1. Федеральными государственными требованиями к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта, утверждёнными Приказом Минспорта № 730 от 12.09.2013 г.;
2. Федеральным стандартом спортивной подготовки по виду спорта конный спорт, утверждённым Приказом Министерства спорта России № 402 от 18 июня 2013 года;
3. Федеральным законом РФ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» №329-ФЗ от 04.12.2007 г.;
4. Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012г.
Основными задачами реализации Программы являются:
- формирование и развитие творческих и спортивных способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в физическом, интеллектуальном и нравственном совершенствовании;
- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья обучающихся;
- формирование навыков адаптации к жизни в обществе, профессиональной ориентации;
- выявление и поддержка детей, проявивших выдающиеся способности в спорте.
Программа направлена на:
- отбор одаренных детей;
- создание условий для физического образования, воспитания и развития детей;
- формирование знаний, умений, навыков в области физической культуры и спорта, в том числе в конном спорте;
- подготовку к освоению этапов спортивной подготовки, в том числе в дальнейшем по программам спортивной подготовки;
- подготовка высококвалифицированных спортсменов и спортивных лошадей в сборные команды города, области;
- подготовка квалифицированных инструкторов и спортивных судей.
- подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные организации, реализующие профессиональные образовательные программы в области физической культуры и спорта;
- организацию досуга и формирование потребности в поддержании здорового образа жизни.
Организация приема поступающих.
Организация приема и зачисления поступающих, а также их индивидуальный отбор, осуществляются приемной комиссией образовательной организации.
Образовательная организация самостоятельно устанавливает сроки приема документов в соответствующем году, но не позднее, чем за месяц до проведения индивидуального отбора поступающих.
Прием в образовательные организации на обучение по образовательным программам осуществляется по письменному заявлению поступающих, достигших 10-летнего возраста или законных представителей поступающих.
Заявления о приеме могут быть поданы одновременно в несколько образовательных организаций.
Подача и рассмотрение апелляции.
ЭТАП ТРЕНИРОВОЧНЫЙ
(ЭТАП СПОРТИВНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ)
Цели и задачи
- улучшение состояния здоровья, включая физическое развитие,
- повышение уровня физической подготовленности и спортивных результатов с учетом индивидуальных особенностей и требований программ по видам конного спорта.
- изучение правил проведения соревнований по конному спорту в соответствии со специализацией (выездка, конкур, троеборье, вольтижировка).
- освоение техники выбранного вида конного спорта, развитие общей (базовой) выносливости спортивной пары,
- освоение начальной специализированной подготовки в выбранном виде конного спорта, участие в различных соревнованиях, воспитание волевых качеств, смелости и решительности.
На тренировочный этап подготовки зачисляются обучающиеся, прошедшие обучение на этапе начальной подготовки не менее одного года и выполнившие контрольно-переводные нормативы по общей и специальной физической подготовке.
Перевод по годам обучения на этапе осуществляется при условии выполнения учащимися контрольно-переводных нормативов по общей и специальной физической подготовке и технической программы для данного года обучения.
Возрастной критерий: принимаются дети с 10 лет
Период подготовки: до 5 лет
- период базовой подготовки - до 2 лет
- период спортивной специализации – до 3 лет
Классификационные требования:
Для перехода с этапа начальной подготовки на базовый период подготовки тренировочного этапа - обучающиеся должны выполнить нормативы контрольно-переводных испытаний.
При переходе с базового периода подготовки тренировочного этапа на период спортивной специализации тренировочного этапа обучающиеся должны выполнить нормативы контрольно-переводных испытаний и выполнить норматив ЕВСК (спортивный разряд по конному спорту).
Обучающимся, не выполнившим данные классификационные требования, предоставляется возможность продолжить обучение на том же этапе подготовки в порядке, предусмотренном Уставом МБУ ДО «ДЮСШ № 9 по конному спорту».
Отдельные обучающиеся, проходящие подготовку и не достигшие установленного возраста для перевода в группу следующего тренировочного года, в исключительных случаях могут быть переведены раньше срока на основании решения тренерского совета при персональном разрешении врача.
Результатом реализации Программы на тренировочном этапе является:
- повышение уровня общей и специальной физической, технической, тактической и психологической подготовки;
- приобретение опыта и достижение стабильности выступления на официальных спортивных соревнованиях по виду спорта конный спорт;
- формирование спортивной мотивации;
- укрепление здоровья обучающихся.
Цели и задачи
- повышение уровня специальной подготовленности;
- освоение тренировочных нагрузок;
- дальнейшее совершенствование технико-тактического мастерства;
- расширение соревновательного опыта;
На этап совершенствования спортивного мастерства зачисляются обучающиеся, прошедшие обучение на этапе тренировочном спортивной специализации не менее одного года и выполнившие контрольно-переводные нормативы по общей и специальной физической подготовке.
Возрастной критерий: принимаются дети с 12 лет
Период подготовки: от 2 лет
Классификационные требования:
Для перехода с тренировочного этапа на этап совершенствования спортивного мастерства обучающиеся должны выполнить норматив не ниже звания «Кандидата в мастера спорта».
Учащимся, не выполнившим данные классификационные требования, предоставляется возможность продолжить обучение на том же этапе подготовки в порядке, предусмотренном Уставом МБУ ДО «ДЮСШ № 9 по конному спорту».Такие обучающиеся, по решению тренерского совета, могут продолжать подготовку повторно, но не более одного раза на данном тренировочном годе этапа подготовки;
Результатом реализации Программы на этапе совершенствования спортивного мастерства является:
- повышение уровня специальной подготовленности;
- стабильность и результативность выступлений на соревнованиях регионального и всероссийского уровня;
- выполнение норматива Мастера спорта.
НОРМАТИВНАЯ ЧАСТЬ
2.1. Продолжительность этапов спортивной подготовки, минимальный возраст лиц для зачисления на этапы спортивной подготовки и минимальное количество лиц, проходящих спортивную подготовку в группах на этапах спортивной подготовки по виду спорта конный спорт. | |||
Таблица 1. | |||
Этапы спортивной подготовки | Продолжительность этапов (в годах) | Минимальный возраст для зачисления в группы (лет) | Наполняемость групп (человек) |
Этап начальной подготовки | 1-3 | 6-20 | |
Тренировочный этап (этап спортивной специализации) | 3-5 | 4-15 | |
Этап совершенствования спортивного мастерства | Без ограничений | 1-12 |
2.2. Соотношение объемов тренировочного процесса по видам подготовки на этапах спортивной подготовки по виду спорта конный спорт.
для спортивных дисциплин «конкур», «троеборье», «выездка», «вольтижировка»
Таблица 2
Разделы подготовки | Этапы и годы спортивной подготовки | ||||
Этап начальной подготовки | Тренировочный этап (этап спортивной специализации) | Этап совершенствования спортивного мастерства | |||
1 год | Свыше года | До двух лет | Свыше двух лет | ||
Общая физическая подготовка (%) | 27-33% 83ч | 17-23% 95ч | 17-33% 141ч | 15-29% 182ч | 7-22% 166ч |
Специальная физическая подготовка (%) | 27-33% 69ч | 27-33% 124ч | 22-33% 182ч | 22-33% 248ч | 16-33% 331ч |
Техническая подготовка (%) | 17-23% 60ч | 27-33% 112ч | 27-43% 140ч | 27-43% 224ч | 32-53% 353ч |
Тактическая, теоретическая, психологическая подготовка (%) | 17-23% 61ч | 17-23% 79ч | 7-13% 68ч | 7-13% 108ч | 7-13% 144ч |
Участие в соревнованиях, тренерская и судейская практика (%) | 0,5-1% 3ч | 0,5-1% 4ч | 4-6% 21ч | 8-12% 66ч | 10-15% 110ч |
Общее количество часов Недельная нагрузка | 276ч 6ч | 414ч 9ч | 552ч 12ч | 828ч 18ч | 1104ч 24ч |
Планируемые показатели соревновательной деятельности по виду конный спорт
Таблица 3
Виды соревнований | Этапы и годы спортивной подготовки | ||||
Этап начальной подготовки | Тренировочный этап (этап спортивной специализации) | Этап совершенствования спортивного мастерства | |||
До года | Свыше года | До двух лет | Свыше двух лет | ||
Контрольные | 1-3 | 2 - 6 | 3 - 8 | 3 - 10 | 4 - 10 |
Отборочные | - | - | 1 - 5 | 2 - 6 | 2 - 8 |
Основные | - | - | - | 1 - 3 | 1 - 5 |
Режимы тренировочной работы
Учебный год в условиях МБУ ДО ДЮСШ № 9 по конному спорту» начинается с 1 сентября. Учебно-тренировочный процесс проводится в соответствии с установленными режимами, годовым учебным планом и настоящей Программой.
Тренировочный процесс в организации ведется в соответствии с годовым тренировочным планом, рассчитанным на 46 недель учебно-тренировочных занятий. Для обеспечения подготовки к спортивным соревнованиям и активного отдыха (восстановления), организуются тренировочные сборы. Программа тренировочных сборов может разрабатывается для всех групп этапа подготовки ежегодно на 14 (21) дней.
Одним из важнейших вопросов построения учебно-тренировочного процесса является распределение программного материала по годам обучения, этапам и недельным микроциклам – основным структурным блокам планирования.
Данная программа рекомендует поэтапное построение подготовки. В программе даны примерные планы-графики подготовки на каждый учебный год (таблицы 4-8).
Примерный план-график подготовки спортсменов в группах начальной подготовки 1-го года обучения (46 недель). | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Таблица 4 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Виды подготовки | Кол-во часов в год | недели | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Общая физическая подготовка | - | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Специальная физическая подготовка | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Техническая подготовка | - | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тактическая, теоретическая, психологическая подготовка | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Участие в соревнованиях, тренерская, судейская практика | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Всего часов: |
Примерный план-график подготовки спортсменов в группах начальной подготовки 2 и 3-го года обучения (46 недель). | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Таблица 5 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Виды подготовки | Кол-во часов в год | недели | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Общая физическая подготовка | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Специальная физическая подготовка | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Техническая подготовка | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тактическая, теоретическая, психологическая подготовка | - | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Участие в соревнованиях, тренерская, судейская практика | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Всего часов: | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Примерный план-график подготовки спортсменов 1 и 2 -го года обучения в учебно-тренировочных группах (46 недель). | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Таблица 6 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Виды подготовки | Кол-во часов в год | недели | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Общая физическая подготовка | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Специальная физическая подготовка | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Техническая подготовка | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тактическая, теоретическая, психологическая подготовка | - | - | - | - | - | - | - | - | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Участие в соревнованиях, тренерская, судейская практика | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | ||||||||||||
Всего часов: | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Примерный план-график подготовки спортсменов 3,4 и 5 -го года обучения в учебно-тренировочных группах (46 недель). | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Таблица 7 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Виды подготовки | Кол-во часов в год | недели | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Общая физическая подготовка | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Специальная физическая подготовка | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Техническая подготовка | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тактическая, теоретическая, психологическая подготовка | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Участие в соревнованиях, тренерская, судейская практика | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Всего часов: | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Примерный план-график подготовки спортсменов в группах спортивного совершенствования (46 недель). | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Таблица 8 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Виды подготовки | Кол-во часов в год | недели |
Общая физическая подготовка | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Специальная физическая подготовка | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Техническая подготовка | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тактическая, теоретическая, психологическая подготовка | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Участие в соревнованиях, тренерская, судейская практика | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Всего часов: |
МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Основными формами осуществления спортивной подготовки являются:
- групповые и индивидуальные тренировочные и теоретические занятия;
- работа по индивидуальным планам;
- тренировочные сборы;
- участие в спортивных соревнованиях и мероприятиях;
- инструкторская и судейская практика;
- медико-восстановительные мероприятия;
- тестирование и контроль.
Работа по индивидуальным планам спортивной подготовки осуществляется на этапах совершенствования спортивного мастерства.
Продолжительность одного занятия в группах начальной подготовки - 2-3 академических часов, в учебно-тренировочных группах — 3-4 часов и спортивного совершенствования — 4 часов.
Учебно-тренировочной процесс в конном спорте проводится в соответствии с основными принципами педагогики физического воспитания: воспитывающего обучения, всестороннего развития, оздоровительной направленности и прикладной, научности, сознательности и активности, доступности и индивидуализации, систематичности, наглядности.
К важнейшим принципам спортивной подготовки следует отнести: направленность к высшим достижениям, углубленную специализацию, непрерывность тренировочного процесса, единство постепенности увеличения нагрузки и тенденции к максимальным нагрузкам, волнообразность и вариативность нагрузок, цикличность процесса подготовки, единство взаимосвязи структуры соревновательной деятельности и структуры подготовленности.
Программный материал
3.6.1. Техническая подготовка
Группы начальной подготовки 1-3 года обучения.
1. Приобретение первоначальных сведений о правилах ухода и содержания лошади, основах техники конного спорта.
2. Правила подхода к лошади, седловка и расседлывание, взнуздывание.
3. Посадка на лошадь и спешивание.
4. Обучение разбору повода и средствам воздействия для посыла лошади и ее остановки.
5. Отработка посадки на шагу. Рыси, облегчаясь и не облегчаясь, со стременами и без стремян.
6. Практика управления лошадью путем воздействия шенкеля, повода, туловища при изменении направления.
7. Остановки, переходы из одного аллюра в другой.
8. Езда на шагу, рыси, с переменой направления и т.п.
9. Езда в смене, выполнение заездов, вольтов, соблюдая равнение, дистанцию, интервалы.
10. Езда врозь с самостоятельной отработкой элементов (остановка, заезд, вольт и т.п.).
11. Конноспортивные игры («Стойло», «Лисичка», «Джим-хана», «Бой султанчиков»).
12. Подъем лошади в галоп. Езда галопом со стременами и без. Укрепление посадки на галопе.
13. Преодоление одиночных препятствий на шагу, рыси, галопе. Преодоление клавиш (2-3 препятствия высотой 50 см).
14. Прыжки через препятствия без повода, стремени. Преодоление препятствий по нормативам легкого класса.
15. Полевая езда по пересеченной местности. Отработка посадки при езде в поле. Преодоление простейших естественных препятствий.
16. Понятие о равновесии лошади и всадника в седле. Значение правильного положения всадника в седле при различных видах конного спорта. Приемы выработки равновесия у всадника.
Учебно-тренировочные группы 1-2 года обучения:
1. Повторение и закрепление программы начальной подготовки.
2. Дальнейшее совершенствование посадки и управления лошадью, приобретение навыков и умений выездки спортивной лошади, совершенствование техники преодоления препятствий, практика полевой езды по дорогам и пересеченной местности, преодоление несложных полевых препятствий.
3. Совершенствование моральных и волевых качеств.
4. Приобретение практических соревновательных навыков – приобретение опыта участия в соревнованиях и простейших судейских навыков.
5. Совершенствование посадки и техники езды на всех аллюрах.
6. Практика езды на обычных и прибавленных аллюрах.
7. Совершенствование управления лошадью при выполнении различных элементов (вольты и т.п.)
8. Техника езды на мундштучном оголовье. Правильная подгонка мундштука и трензеля, умение правильно использовать их в управлении лошадью.
9. Прямые и боковые сгибания на шагу, рыси, галопе, повороты на задних и передних ногах.
10. Преодоление одиночных препятствий, клавишей, систем высотой до 110 см по нормативам легкого и среднего класса.
11. Практика преодоления маршрутов среднего класса.
12. Совершенствование техники преодоления отвесных, широтных препятствий, канав, двойных систем по нормативам среднего класса. Преодоление паркуров по нормативам среднего класса – «до первой ошибки», «эстафеты», «по выбору».
13. Практика полевой езды по дорогам и пересеченной местности. Преодоление несложных полевых препятствий (забор, засека, канава) высотой (70-90 см), преодоление крутых подъемов и спусков без препятствий.
14. Выработка чувства скорости на различных аллюрах.
15. Завершение работы по специализации:
Выездка- предпочтение стройным всадникам, рост средний или выше среднего, с красивой глубокой посадкой.
Конкур - хорошо координированным, ловким, смелым, среднего и ниже среднего роста и небольшого веса.
Троеборье - хорошо координированным, ловким, смелым, выносливым, трудолюбивым, среднего и ниже среднего роста и малого веса.
Учебно-тренировочные группы 3-5 года обучения:
1. Дальнейшее совершенствование физической, технической, тактической, морально-волевой подготовки.
2. Овладение основами техники классических видов конного спорта.
3. Приобретение соревновательного опыта, инструкторских и судейских навыков, регулярно участвуя в соревнованиях по учебным ездам, юношеским ездам и в календарных соревнованиях.
4. Совершенствование посадки.
5. Совершенствование техники езд на мундштучном оголовье.
6. Отработка приемов на прямые и боковые сгибания, на сокращенных, обыкновенных и прибавленных аллюрах.
7. Обучение приемам работы лошади в руках и под всадником, отработка переходов их сокращенного шага (рыси) в средний, прибавленный и обратно.
8. Обучение приемам «принимания» на шагу и рыси, совершенствование переходов и различных элементов езды, входящих в программу начальных езд, манежной езды троеборья.
9. Совершенствование техники прыжка при преодолении препятствий из сложных положений. Преодоление двойных. Тройных систем высотой до 130 см. Преодоление препятствий в пределах нормативов трудного класса «Б» и «В» по паркурам: «обычный», «по выбору», «скоростной», «охотничий».
10. Практика полевой езды по условиям для молодой лошади. Преодоление полевых препятствий высотой до 100-110 см.
3.6.2. Физическая подготовка (для всех групп)
Темы
Инструкторская практика.
Одной из задач Школы является подготовка учащихся к роли помощника тренера, инструкторов и участие в организации и проведении массовых спортивных соревнований в качестве волонтеров, помощников судей (читчик), секретарей, судей.
Занятия следует проводить в форме бесед, семинаров, самостоятельного изучения литературы, практических занятий. Учащиеся должны овладеть принятой в конном спорте терминологией и командным языком; овладеть основными методами тренировочного занятия. Овладение обязанностями дежурного по группе. Во время проведения занятий необходимо развивать способность учащихся наблюдать за выполнением элементов верховой езды другими учащимися, находить ошибки и умение исправлять их. Занимающиеся должны научится проводить разминку с тренером, участвовать в судействе.
Во время обучения на УТ этапе необходимо научить занимающихся вести учет тренировок и соревновательных нагрузок, регистрировать спортивные результаты, анализировать выступления в соревнованиях.
Принимать участие в судействе в Школе в роли судьи.
В течение всего периода обучения тренер должен готовить себе помощников, привлекая учащихся к организации занятий и проведению соревнований. Инструкторская и судейская практика проводится на занятиях и вне занятий. Все занимающиеся должны освоить некоторые навыки учебной работы и навыки судейства соревнований.
3.10. Психологическая подготовка
Психологическая подготовка юных спортсменов состоит из общепсихологической подготовки (круглогодичной), психологической подготовки к соревнованиям и управления нервно-психическим восстановлением спортсменов.
Общая психологическая подготовка предусматривает формирование личности спортсмена и межличностных отношен