Система охраны здоровья матери и ребенка

Система охраны здоровья матери и ребенка, цель, задачи, этапы развития, основные элементы. Материально-техническая база.

Акушерско-гинекологическая служба

Акушерско-гинекологические учреждения: женская консультация, родильный дом, гинекологические больницы и отделения и др. Женские консультации: типы, структура, задачи, особенности организации работы. Участковый принцип в работе женских консультаций.

Формирование акушерско-гинекологических участков, функции участковых акушеров-гинекологов.

Диспансерный метод в работе женских консультаций: особенности организации диспансерного наблюдения за различными контингентами женщин (беременных, с бесплодием, с гинекологическими заболеваниями), профилактические осмотры здоровых женщин определенных возрастных групп.

Родильный дом:его задачи и структура, преимущества объединения родильного дома с женской консультацией.

Репродуктивные потери. Мероприятия по предупреждению материнской и перинатальной смертности, заболеваемости новорожденных.

Профилактические и противоэпидемические мероприятия в акушерских стационарах.

Специализированная акушерско-гинекологическая помощь.

Перинатальные центры.

Обеспечение преемственности в деятельности женской консультации, стационара родильного дома и детской поликлиники. Гинекологическая больница (отделение).

Основные типы лечебно-профилактических учреждений, оказывающих медицинскую помощь детям: детская поликлиника, детская больница или отделение многопрофильной больницы и др., организация работы. Педиатрическая служба.

Детская поликлиника: ее задачи, особенности организации амбулаторно-поликлинической помощи детям, структура детской поликлиники. Участковый принцип и диспансерный метод в организации медицинской помощи детям.

Противоэпидемическая работа детской поликлиники: организация приема здоровых и больных детей, лечение больных детей на дому, работа фильтра, организация проведения прививок, работа прививочного кабинета.

Организация лечения больных детей в поликлинике и на дому, стационар на дому, дневной стационар. Организация неотложной и скорой помощи детям. Организация стационарной помойки детям: вилы стационаров, их задачи, структура, особенности организации работы. Организация работы приемного отделения детских больниц, профилактика внутрибольничных инфекций, санитарно-противоэпидемический и лечебно-охранительный режим. Обеспечение ухода за детьми и воспитательной работы.

Организация специализированной помощи детям в детских лечебно-профилактических учреждениях. Организация реабилитации детей.

Подготовка детей к поступлению в детские дошкольные учреждения И школы. Основные типы детских дошкольных и школьных учреждений в зависимости от возраста, состояния здоровья и особенностей семьи ребенка. Основные разделы деятельности медицинских работников детских дошкольных

учреждении.

Противоэпидемическая работа, связь с санитарно-профилактическими учреждениями. Детские дома и лома ребенка, контингента детей, организация приема детей, медицинское обслуживание детей, участие медицинских работников в воспитательной работе.

Школьно-дошкольные отделения детских поликлиник: их задачи, организация работы. Медицинская помощь детям в дошкольных учреждениях и школах. Содержание и организация работы медицинского персонала в дошкольных учреждениях и школах. Участие врачей в летней оздоровительной кампании.

Специализированные детские учреждения для детей с отклонениями в
состоянии здоровья, дефектами умственного и физического развития,
особенности организации работы медицинского персонала

специализированных детских учреждений.

Концепция "Безопасное материнство". Целевые комплексные программы в области охраны здоровья матери и ребенка.

АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИЛЕЧЕБЧО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ И ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

Цели:

Студент должен:

Знать:

- элементы лечебно-диагностического процесса;

-основные показатели работы амбулаторно-поликлинических и стационарных учреждений;

- основные понятия и термины качества медицинской помощи -методические подходы к оценке качества медицинской помощи;

- методические подходы к оценке качества медицинской помощи.

Уметь:

- вычислять и анализировать основные показатели деятельности амбулаторно-поликлинических учреждений:

- вычислять и анализировать показатели, характеризующие деятельность врача в стационаре и поликлинике;

-проводить оценку качества и эффективности медицинской помощи отдельных врачей и лечебно-профилактических учреждений в целом;

- применять полученные результаты анализа деятельности и оценки качества ЛПП для планирования работы врача и лечебно-профилактического учреждения;

-факторы, влияющие на качество медицинской помощи.

Элементы лечебно-диагностического процесса: организация приема пациента, анамнез, обследование, консультации и консилиумы, диагностика основного и сопутствующих заболеваний, лечение, реабилитация, экспертиза нетрудоспособности, прогноз, рекомендации, выписка, преемственность на до-, госпитальном и постгоспитальном этапах. Организация лечебно-диагностического процесса, медицинские технологии во внебольничных и больничных учреждениях разного типа, в дневных стационарах, хосписах, санаториях, санаториях-профилакториях и др. Основные понятия клинического менеджмента.

Основные показатели деятельности амбулаторно-поликлинических учреждении: укомплектованность, коэффициент совместительства, охват и регулярность диспансерного наблюдения, средняя длительность лечения, первичная инвалидность, частота расхождения диагнозов поликлинических и

клинических и др.

Основные показатели деятельности стационара: среднегодовая занятость койки, средняя длительность пребывания больного, больничная летальность, процент послеоперационных осложнений, процент расхождения патологоанатомических и клинических диагнозов и др.

Качество медицинской помощи, определение, основные понятия (медицинская технология, профессиональный стандарт, ресурсное обеспечение лечебно-профилактического процесса и др.).

Деятельность по обеспечению качества, основные элементы: выполнение профессиональных функций, использование ресурсов, контроль степени риска медицинского вмешательства, удовлетворенность пациента медицинским обслуживанием. Непрерывное улучшение качества медицинской помощи. Управление качеством - важнейшая составляющая стратегии непрерывного улучшения качества медицинской помощи.

Оценка качества медицинской помощи на различных уровнях ее оказания - отдельный врач, отделение, учреждение в целом, территориальный орган управления здравоохранением (метод экспертных опенок, на основании государственной статистической отчетности и др.).

Стандартизация в медицине и здравоохранении. Стандарты медицинской помощи (ресурсные, организационные, технологические).

Внутриведомственный и вневедомственный контроль качества медицинской помощи, ее уровни и участники, основные законодательные документы по вопросам его организации и проведения. Анализ качества медицинской помощи как необходимый элемент деятельности органов управления здравоохранением, страховых, профессиональных и общественных организаций по лицензированию и аккредитации медицинских учреждений, аттестации медицинских кадров.

Факторы, оказывающие влияние на эффективность деятельности амбулаторно-поликлинических и стационарных учреждений: возрастно-половая структура населения, заболеваемость, уровень санитарной культуры населения, доступность медицинской и лекарственной помощи и др.

МЕДИЦИНСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА

Цели:

Студент должен:

Знать:

-основные понятия экспертизы временной нетрудоспособности;

-особенности организации экспертизы временной нетрудоспособности в лечебно-профилактических учреждениях;

-виды временной нетрудоспособности, правила выдачи и оформления документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность;

-формы преемственности и взаимосвязи между медицинскими учреждениями и органами социальной защиты населения;

-структуру и задачи органов медико-социальной экспертизы;

-причины инвалидности, критерии установления инвалидности.

Уметь:

-решать ситуационные задачи по выдаче и оформлению документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность.

Понятие о нетрудоспособности (временной, стойкой). Экспертиза временной нетрудоспособности: определение, уровни проведения. Виды временной нетрудоспособности. Основные документы, удостоверяющие временную нетрудоспособность. Листок нетрудоспособности и его значение. Порядок выдачи листков нетрудоспособности при различных видах нетрудоспособности. Организация экспертизы временной нетрудоспособности в лечебно-профилактических учреждениях. Ответственность медицинских работников за нарушение правил по экспертизе временной нетрудоспособности (дисциплинарная, материальная, уголовная).

Особенности экспертизы временной нетрудоспособности в учреждениях лечебно-профилактической помощи матерям и детям.

Основные ошибки, связанные с выдачей и оформлением документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность.

Взаимодействие клинико-экспертных комиссий лечебно-профилактических учреждений с учреждениями медико-социальной экспертизы органов социальной защиты населения.

Медико-социальная экспертиза (МСЭ). МСЭ как один из видов социальной защиты граждан. Основные понятия, используемые при проведении МСЭ: инвалид, инвалидность, нарушения здоровья, жизнедеятельность (основные категории), ограничение жизнедеятельности, степени выраженности ограничений жизнедеятельности, социальная недостаточность.

Медико-социальные экспертные комиссии (МСЭК): уровни (бюро, главное бюро), состав, функции. Порядок направления граждан на МСЭ. Порядок проведения МСЭ. Порядок обжалования решений бюро МСЭ.

Причины инвалидности. Группы инвалидности, критерии их определения, сроки переосвидетельствования. Реабилитация инвалидов: определение, виды. Трудоустройство инвалидов.

Наши рекомендации