Система охраны здоровья матери и ребенка
Система охраны здоровья матери и ребенка, цель, задачи, этапы развития, основные элементы. Материально-техническая база.
Акушерско-гинекологическая служба
Акушерско-гинекологические учреждения: женская консультация, родильный дом, гинекологические больницы и отделения и др. Женские консультации: типы, структура, задачи, особенности организации работы. Участковый принцип в работе женских консультаций.
Формирование акушерско-гинекологических участков, функции участковых акушеров-гинекологов.
Диспансерный метод в работе женских консультаций: особенности организации диспансерного наблюдения за различными контингентами женщин (беременных, с бесплодием, с гинекологическими заболеваниями), профилактические осмотры здоровых женщин определенных возрастных групп.
Родильный дом:его задачи и структура, преимущества объединения родильного дома с женской консультацией.
Репродуктивные потери. Мероприятия по предупреждению материнской и перинатальной смертности, заболеваемости новорожденных.
Профилактические и противоэпидемические мероприятия в акушерских стационарах.
Специализированная акушерско-гинекологическая помощь.
Перинатальные центры.
Обеспечение преемственности в деятельности женской консультации, стационара родильного дома и детской поликлиники. Гинекологическая больница (отделение).
Основные типы лечебно-профилактических учреждений, оказывающих медицинскую помощь детям: детская поликлиника, детская больница или отделение многопрофильной больницы и др., организация работы. Педиатрическая служба.
Детская поликлиника: ее задачи, особенности организации амбулаторно-поликлинической помощи детям, структура детской поликлиники. Участковый принцип и диспансерный метод в организации медицинской помощи детям.
Противоэпидемическая работа детской поликлиники: организация приема здоровых и больных детей, лечение больных детей на дому, работа фильтра, организация проведения прививок, работа прививочного кабинета.
Организация лечения больных детей в поликлинике и на дому, стационар на дому, дневной стационар. Организация неотложной и скорой помощи детям. Организация стационарной помойки детям: вилы стационаров, их задачи, структура, особенности организации работы. Организация работы приемного отделения детских больниц, профилактика внутрибольничных инфекций, санитарно-противоэпидемический и лечебно-охранительный режим. Обеспечение ухода за детьми и воспитательной работы.
Организация специализированной помощи детям в детских лечебно-профилактических учреждениях. Организация реабилитации детей.
Подготовка детей к поступлению в детские дошкольные учреждения И школы. Основные типы детских дошкольных и школьных учреждений в зависимости от возраста, состояния здоровья и особенностей семьи ребенка. Основные разделы деятельности медицинских работников детских дошкольных
учреждении.
Противоэпидемическая работа, связь с санитарно-профилактическими учреждениями. Детские дома и лома ребенка, контингента детей, организация приема детей, медицинское обслуживание детей, участие медицинских работников в воспитательной работе.
Школьно-дошкольные отделения детских поликлиник: их задачи, организация работы. Медицинская помощь детям в дошкольных учреждениях и школах. Содержание и организация работы медицинского персонала в дошкольных учреждениях и школах. Участие врачей в летней оздоровительной кампании.
Специализированные детские учреждения для детей с отклонениями в
состоянии здоровья, дефектами умственного и физического развития,
особенности организации работы медицинского персонала
специализированных детских учреждений.
Концепция "Безопасное материнство". Целевые комплексные программы в области охраны здоровья матери и ребенка.
АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИЛЕЧЕБЧО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ И ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ
Цели:
Студент должен:
Знать:
- элементы лечебно-диагностического процесса;
-основные показатели работы амбулаторно-поликлинических и стационарных учреждений;
- основные понятия и термины качества медицинской помощи -методические подходы к оценке качества медицинской помощи;
- методические подходы к оценке качества медицинской помощи.
Уметь:
- вычислять и анализировать основные показатели деятельности амбулаторно-поликлинических учреждений:
- вычислять и анализировать показатели, характеризующие деятельность врача в стационаре и поликлинике;
-проводить оценку качества и эффективности медицинской помощи отдельных врачей и лечебно-профилактических учреждений в целом;
- применять полученные результаты анализа деятельности и оценки качества ЛПП для планирования работы врача и лечебно-профилактического учреждения;
-факторы, влияющие на качество медицинской помощи.
Элементы лечебно-диагностического процесса: организация приема пациента, анамнез, обследование, консультации и консилиумы, диагностика основного и сопутствующих заболеваний, лечение, реабилитация, экспертиза нетрудоспособности, прогноз, рекомендации, выписка, преемственность на до-, госпитальном и постгоспитальном этапах. Организация лечебно-диагностического процесса, медицинские технологии во внебольничных и больничных учреждениях разного типа, в дневных стационарах, хосписах, санаториях, санаториях-профилакториях и др. Основные понятия клинического менеджмента.
Основные показатели деятельности амбулаторно-поликлинических учреждении: укомплектованность, коэффициент совместительства, охват и регулярность диспансерного наблюдения, средняя длительность лечения, первичная инвалидность, частота расхождения диагнозов поликлинических и
клинических и др.
Основные показатели деятельности стационара: среднегодовая занятость койки, средняя длительность пребывания больного, больничная летальность, процент послеоперационных осложнений, процент расхождения патологоанатомических и клинических диагнозов и др.
Качество медицинской помощи, определение, основные понятия (медицинская технология, профессиональный стандарт, ресурсное обеспечение лечебно-профилактического процесса и др.).
Деятельность по обеспечению качества, основные элементы: выполнение профессиональных функций, использование ресурсов, контроль степени риска медицинского вмешательства, удовлетворенность пациента медицинским обслуживанием. Непрерывное улучшение качества медицинской помощи. Управление качеством - важнейшая составляющая стратегии непрерывного улучшения качества медицинской помощи.
Оценка качества медицинской помощи на различных уровнях ее оказания - отдельный врач, отделение, учреждение в целом, территориальный орган управления здравоохранением (метод экспертных опенок, на основании государственной статистической отчетности и др.).
Стандартизация в медицине и здравоохранении. Стандарты медицинской помощи (ресурсные, организационные, технологические).
Внутриведомственный и вневедомственный контроль качества медицинской помощи, ее уровни и участники, основные законодательные документы по вопросам его организации и проведения. Анализ качества медицинской помощи как необходимый элемент деятельности органов управления здравоохранением, страховых, профессиональных и общественных организаций по лицензированию и аккредитации медицинских учреждений, аттестации медицинских кадров.
Факторы, оказывающие влияние на эффективность деятельности амбулаторно-поликлинических и стационарных учреждений: возрастно-половая структура населения, заболеваемость, уровень санитарной культуры населения, доступность медицинской и лекарственной помощи и др.
МЕДИЦИНСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА
Цели:
Студент должен:
Знать:
-основные понятия экспертизы временной нетрудоспособности;
-особенности организации экспертизы временной нетрудоспособности в лечебно-профилактических учреждениях;
-виды временной нетрудоспособности, правила выдачи и оформления документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность;
-формы преемственности и взаимосвязи между медицинскими учреждениями и органами социальной защиты населения;
-структуру и задачи органов медико-социальной экспертизы;
-причины инвалидности, критерии установления инвалидности.
Уметь:
-решать ситуационные задачи по выдаче и оформлению документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность.
Понятие о нетрудоспособности (временной, стойкой). Экспертиза временной нетрудоспособности: определение, уровни проведения. Виды временной нетрудоспособности. Основные документы, удостоверяющие временную нетрудоспособность. Листок нетрудоспособности и его значение. Порядок выдачи листков нетрудоспособности при различных видах нетрудоспособности. Организация экспертизы временной нетрудоспособности в лечебно-профилактических учреждениях. Ответственность медицинских работников за нарушение правил по экспертизе временной нетрудоспособности (дисциплинарная, материальная, уголовная).
Особенности экспертизы временной нетрудоспособности в учреждениях лечебно-профилактической помощи матерям и детям.
Основные ошибки, связанные с выдачей и оформлением документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность.
Взаимодействие клинико-экспертных комиссий лечебно-профилактических учреждений с учреждениями медико-социальной экспертизы органов социальной защиты населения.
Медико-социальная экспертиза (МСЭ). МСЭ как один из видов социальной защиты граждан. Основные понятия, используемые при проведении МСЭ: инвалид, инвалидность, нарушения здоровья, жизнедеятельность (основные категории), ограничение жизнедеятельности, степени выраженности ограничений жизнедеятельности, социальная недостаточность.
Медико-социальные экспертные комиссии (МСЭК): уровни (бюро, главное бюро), состав, функции. Порядок направления граждан на МСЭ. Порядок проведения МСЭ. Порядок обжалования решений бюро МСЭ.
Причины инвалидности. Группы инвалидности, критерии их определения, сроки переосвидетельствования. Реабилитация инвалидов: определение, виды. Трудоустройство инвалидов.