Письмо А.С. Пушкина к Чаадаеву (19 октября 1836 г.)
Письмо А.С. Пушкина к П.Я. Чаадаеву // Пушкин А.С. Полн. собр. соч.: В 17т. Т.16. М., 1949. С. 392-393.
Что касается мыслей, то вы знаете, что я далеко не во всем согласен с вами. У нас было свое особое предназначение. Это Россия, ее необъятные пространства поглотили монгольское нашествие. Пробуждение России, развитие ее могущества, ее движение к единству (к русскому единству, разумеется), оба Ивана, величественная драма, начавшаяся в Угличе и закончившаяся у стен Ипатьевского монастыря, – как, неужели все это не история, а лишь бледный и полузабытый сон? А Петр Великий, который один есть целая история. Я далеко не восторгаюсь всем, то вижу вокруг себя; как литератора – меня раздражают, как человека с предрассудками – я оскорблен, – но клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество пи иметь другую историю, кроме истории наших предков, той, «кой нам Бог ее дал.
1. К какому направлению общественной мысли принадлежал автор «Философических писем»?
2. В чем суть взгляда П.Я. Чаадаева на роль России в мировой истории?
3. Как А.И. Герцен оценивает письмо П.Я. Чаадаева?
4. В чем сущность разногласий А.С. Пушкина и П.Я. Чаадаева?
5. В чем видит А.С. Пушкин «особое предназначение России»?
С.С. Уваров об основах русской жизни (Теория официальной народности)
Уваров С.С. О некоторых общих началах, могущих служить руководством при управлении Министерством народного просвещения // Река времен. Книга истории и культуры. Кн. 1. Публ. М.М.Шевченко. М., 1995. С. 70-72.
...Искренно и глубоко привязанный к Церкви отцов своих, русский искони взирал на нее, как на залог счастия общественного и семейственного. Без любви к вере предков, народ, как и частный человек, должен погибнуть. Русский, преданный отечеству, столь же мало согласится на утрату одного из догматов нашего Православия, сколь и на похищение одного перла из венца Мономаха.
Самодержавие составляет главное условие политического существования России. Русский колосс упирается на нем, как на краеугольном камне своего величия. Эту истину чувствует неисчислимое большинство подданных вашего величества: они чувствуют ее в полной мере, хотя и поставлены на разных степенях гражданской жизни и различествуют в просвещении и в отношениях к правительству.
Спасительное убеждение, что Россия живет и охраняется духом самодержавия сильного, человеколюбивого, просвещенного, должно проникать народное воспитание и с ним развиваться. Наряду с сими двумя национальными началами находится и третье не менее важное, не менее сильное: народность. Вопрос о народности не имеет того единства, как предыдущий; но тот и другой проистекают из одного источника и связуются на каждой странице истории русского царства. Относительно к народности все затруднение заключалось в соглашении древних и новых понятий; но народность не заставляет идти назад или останавливаться; она не требует неподвижности в идеях. Государственный состав, подобно человеческому телу, переменяет наружный вид свой по мере возраста; черты изменяются с летами, но физиономия измениться не должна.
1 Почему именно в эти годы возникла «теория официальной народности»?
2. Что подразумевал автор под каждой из трех основ русской жизни?
3. Почему С.С. Уваров был уверен в ее необходимости и полезности?
4. На какие российские традиции и представления опиралась «теория официальной народности»?
Контрольные вопросы и проблемные задания
1. Покажите содержание проекта реформ М.М. Сперанского, определите созвучность их взглядам Александра I.
2. В чем современники упрекали реформатора, например Н.М. Карамзин, какие ценности считались незыблемыми?
3. Почему Наполеон, не проиграв ни одного крупного сражения, потерпел поражение в войне с Россией?
4. Почему война 1812 года получила название Отечественной?
5. Какое значение вкладывают исследователи в понятие «аракчеевщина»?
6. Как формировалась идеология декабристов? Какое влияние оказала идеология Просвещения и французской революции, Отечественная война 1812 года и заграничные походы русской армии?
7. Покажите причины появления и своеобразие декабристских организаций, выделите общие и отличные черты в программных проектах Н. Муравьева и П. Пестеля.
8. Определите причины поражения выступления декабристов и историческое значение их движения
9. Чем характеризуется внутренняя политика Николая I?
10. Рассмотрите содержание радикально-демократического течения в обществе в 30-40 гг. XIX в. Определите основные дискуссионные вопросы в полемике западников и славянофилов. Раскройте содержание теории официальной народности.
11. Подведите итоги политического и социально-экономического развития Российской империи в первой четверти XIX века.
Литература
Обязательная литература
Деревянко А.П. История России: учеб. пособие / А.П. Деревянко, Н.А. Шабельникова. 3-е изд. М.: Проспект, 2012. 567 [1] с.
Деревянко А.Н., Шабельникова Н.А. История России: учеб. пособие 2-е изд. перераб. и доп. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. С.164-191.
История Отечества. Учебное пособие для студентов вузов. Отв. ред. проф. В.Н. Шевелев. Изд-е 3 перераб. и доп. Ростов-н/Д. Феникс, 2006. С.281-345.
Дополнительная
Цимбаев Православная церковь и государственные юбилеи императорской России // Отечественная история. 2005. №6.
Андреев А.Ю. Ф.-С. Лагарп и разработка реформы народного образования в России // Российская история. 2010. № 6. С. 40-46.
Шевченко М.М. Правительство, народное образование и государственная служба в России в первой половине XIX в. // Российская история. 2010. № 6. С. 47-56.
Майорова А.С. Культура и повседневная жизнь дворянства Саратовской губернии в конце XVIII – начале XX в. // Российская история. 2010. № 4. С. 118-133.