Нестор – монах Киево-Печерского монастыря начала XII века.

«Повесть временных лет»

Повесть временных лет. Ч.1. / пер. Д.С. Лихачева 2-е изд., испр. и доп. СПб, 1996. С. 186-190.

И созвал князь бояр своих и старцев, и сказал Владимир: «Вот пришли посланные нами мужи, послушаем же все, что было с ними», — и обратился к послам: «Говорите перед дружиною». Они же сказали: «Ходили в Болгарию, смотрели, как они молятся в храме, то есть в мечети, стоят там без пояса; сделав поклон, сядет и глядит туда и сюда, как безумный, и нет в них веселья, только печаль и смрад великий. Не добр закон их. И пришли мы к немцам, и видели в храмах их различную службу, но красоты не видели никакой. И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали — на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом, — знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького; так и мы не можем уже здесь пребывать». Сказали же бояре: «Если бы плох был закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя Ольга, а была она мудрейшей из всех людей». И спросил Владимир: «Где примем крещение?». Они же сказали: «Где тебе любо».

И когда прошел год, в 6496 (988) году пошел Владимир с войском на Корсунь, город греческий, и затворились корсуняне в городе. И стал Владимир на той стороне города у пристани, в расстоянии полета стрелы от города, и сражались крепко из города. Владимир же осадил город. Люди в городе стали изнемогать, и сказал Владимир горожанам: «Если не сдадитесь, то простою и три года». Они же не послушались его. Владимир же, изготовив войско свое, приказал присыпать насыпь к городским стенам. И когда насыпали, они, корсунцы, подкопав стену городскую, выкрадывали подсыпанную землю, и носили ее себе в город, и ссыпали посреди города. Воины же присыпали еще больше, и Владимир стоял. И вот некий муж корсунянин, именем Анастас, пустил стрелу, написав на ней: «Перекопай и перейми воду, идет она по трубам из колодцев, которые за тобою с востока». Владимир же, услышав об этом, посмотрел на небо и сказал: «Если сбудется это, — сам крещусь!». И тотчас же повелел копать наперерез трубам и перенял воду. Люди изнемогли от жажды и сдались. Владимир вошел в город с дружиною своей и послал к царям Василию и Константину сказать: «Вот взял уже ваш город славный; слышал же, что имеете сестру девицу; если не отдадите ее за меня, то сделаю столице вашей то же, что и этому городу». И, услышав это, опечалились цари, и послали ему весть такую: «Не пристало христианам выдавать жен за язычников. Если крестишься, то и ее получишь, и царство небесное восприимешь, и с нами единоверен будешь. Если же не сделаешь этого, то не сможем выдать сестру за тебя»…

И повелел [Владимир] крестить себя. Епископ же корсунский с царицыными попами, огласив, крестил Владимира. И когда возложил руку на него, тот тотчас же прозрел. Владимир же, ощутив свое внезапное исцеление, прославил Бога: «Теперь узнал я истинного Бога». Многие из дружинников, увидев это, крестились… После крещения привели царицу для совершения брака.

Корсунь же отдал грекам как вено за царицу, а сам вернулся в Киев. И когда пришел, повелел опрокинуть идолы — одних изрубить, а других сжечь. Перуна же приказал привязать к хвосту коня и волочить его с горы по Боричеву взвозу к Ручью и приставил 12 мужей колотить его палками. Делалось это не потому, что дерево что-нибудь чувствует, но для поругания беса, который обманывал людей в этом образе, — чтобы принял он возмездие от людей… Затем послал Владимир по всему городу сказать: «Если не придет кто завтра на реку — будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб, — будет мне врагом». Услышав это, с радостью пошли люди, ликуя и говоря: «Если бы не было это хорошим, не приняли бы этого князь наш и бояре». На следующий же день вышел Владимир с попами царицыными и корсунскими на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь, молодые же у берега по грудь, некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же, стоя, совершали молитвы.

[Владимир] приказал рубить церкви и ставить их по тем местам, где прежде стояли кумиры. И поставил церковь во имя святого Василия на холме, где стоял идол Перуна и другие и где творили им требы князь и люди. И по другим городам стали ставить церкви и определять в них попов и приводить людей на крещение по всем городам и селам. Посылал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное.

1. Какие можно выделить причины принятия христианства?

2. Как происходило крещение киевлян, какие методы были избраны для обращения населения в новую веру?

3. Объясните, чем было вызвано такое внимание князя к церковным делам.

4. Какая обязанность населения по отношению к церкви была введена после принятия христианства? Как это нововведение повлияло на положение различных слоев общества Киевской Руси и сказалось на процессе принятия христианства крестьянами, горожанами?

«Русская Правда»

Пространная редакция русской правды (По Троицкому списку второй половины XV в.) // Тихомиров М.Н. Пособие для изучения Русской Правды. М., 1953. С. 88-112.

Если кто убьет княжеского мужа как разбойник, а [члены верви] убийцу не ищут, то виру за него в размере 80 гривен платить той верви, на земле которой будет обнаружен убитый; в случае убийства людина платить 40 гривен.

Если вервь начнет платить дикую виру, то ей предоставляется отсрочка на несколько лет, потому что им приходится расплачиваться без убийцы. Но если убийца находится в верви, то она должна платить только 40 гривен, а самому убийце, внося свою часть в уплачиваемые вервью 40 гривен.

За убийство княжеских отрока, конюха или повара платить 40 гривен.

За убийство тиуна огнищного или конюшего платить 80 гривен.

А за сельского или пахотного тиуна платить 12 гривен. А за рядовича – 5 гривен. Также и за боярских.

За ремесленника или ремесленницу платить 12 гривен. А за смердьего холопа платить 5 гривен, а за робу 6 гривен.

Если кого-либо обвинят в убийстве, то для своего оправдания он должен выставить семь свидетелей; если подозреваемый в убийстве будет варягом [или другим иноземцем], то ему достаточно двух свидетелей.

Если ответчика обвиняют в убийстве, а свидетелей тяжущиеся не найдут, то подвергнуть их испытанию железом.

Если же сумма иска меньше двух гривен, то подвергнуть его испытанию водой; если же иск еще меньше, то пусть он для получения своих денег принесет клятву.

За украденного коня платить 3 гривны.

Если кто испортит бортную, или перепашет пахотную, или перегородит тыном дворную межу, должен платить 12 гривен.

Если сожгут гумно, то дом виновного отдать на поток и на грабеж, взыскав сначала убытки, а за остаток князю заточить его; так поступить и с тем, кто двор подожжет.

Если закуп убежит от господина [не расплатившись с ним за ссуду], то становится полным холопом;

А [за убийство] холопа или робы виры нет;

Холопство обельное троякого вида: если кто купит [поступающего в холопы] в присутствии свидетелей;

А второе холопство: кто женится на рабе без договора [с ее владельцем], а если с договором, то как договорились, так и будет. А вот третье холопство: кто поступит в тиуны или в ключники [господина] без договора с ним.

1. Какие процессы в восточнославянском обществе обусловили появление «Русской правды», для чего она была необходима?

2. Заполните таблицу.

факты укрепления княжеской власти свидетельства общинных порядков
   

3. Почему за один вид преступления полагались различные размеры штрафов?

4. Чей труд использовался в хозяйства князя и боярина?

5. Опишите, как вы представляете процедуру суда в XI–XII вв. О чем свидетельствуют испытания железом и водой, принесение клятвы?

6. Какие виды рабства указаны в «Русской Правде»? Могли ли быть другие виды рабства?

Контрольные вопросы и проблемные задания

1. Когда и каким образом сформировалось Древнерусское государство? Какую роль в этом сыграли варяги?

2. Выделите этапы образования древнерусского государства.

3. По каким направлениям шло расширение земель Киевской Руси?

4. Почему в качестве государственной религии было выбрано восточное христианство?

5. Какое значение имело создание первого свода законов?

Литература

Обязательная литература

Деревянко А.П. История России: учеб. пособие / А.П. Деревянко, Н.А. Шабельникова. 3-е изд. М.: Проспект, 2012. 567 [1] с.

Деревянко А.Н., Шабельникова Н.А. История России: учеб. пособие 2-е изд. перераб. и доп. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. С.35-56.

История Отечества. Учебное пособие для студентов вузов. Отв. ред. проф. В.Н. Шевелев. Изд-е 3 перераб. и доп. Ростов-н/Д. Феникс, 2006. С.12-65.

Дополнительная

История России / П.С. Самыгин, К.С. Беликов, С.Е. Бережной, под ред. П.С. Самыгина. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.

Правящая элита Русского государства IX-начала XVIII вв. / Е. В. Анисимов [и др.]. – СПб., 2006.

Великий Новгород. История и культура IX-XVII веков: энцикл. словарь / [отв. ред. В. Л. Янин]. СПб., 2009.

Лаушкин А.В. Массовые бедствия и мотив коллективной ответственности за грехи в древнерусском летописании XI-XIII вв. // Особенности российского исторического процесса: Сборник статей памяти академика Л.В. Милова. М.: (РОССПЭН), 2009. С. 62-68.


Наши рекомендации