Всякая ли болезнь позволяет оставить пост?
Ответ:Более правильным мнением является, что при любой болезни разрешается оставить пост, и это является "ар-Рухъса (Позволение, облегчение)", т.к Аллах Пречист Он и Возвышен сказал:
«А кто болен или в пути, то (на нем обязанность поститься) (определенное) число других дней»(Сура аль-Бакара, аят 185)
Т.е Аллах Пречист Он и Возвышен упомянул о болезни, не упомянув о его степени. Исходя из этого разрешается оставление поста при любой болезни. Этому мнению отдали предпочтение, такие ученые как: А'та Ибну Рабаха, Исхакъ Ибну Рахуийа, Мухаммад Ибну Сирин, имам Бухарий и др. Имам Къуртубий в своем тафсире передал, что это более правильное мнение.
59. Что такое "ар-Рухъса" и "аль-‘Азима"?
Ответ:"ар-Рухъса" - это позволение, облегчение от Всевышнего Аллаха, и это подобно Его словам Пречист Он и Возвышен:
«А кто болен или в пути, то (на нем обязанность поститься) (определенное) число других дней»(Сура аль-Бакара, аят 185)
Также:
«А когда вы (о, верующие) двигаетесь по земле, то нет на вас греха, чтобы вы сокращали молитву»(Сура ан-Ниса, аят 101)
"Аль-'Азима" - это обязательство от Всевышнего Аллаха, и это подобно Его словам:
«И кто из вас застает этот месяц , пусть соблюдает пост (в дневное время)»(Сура аль-Бакара, аят 185)
60. Если путник будет поститься в месяц Рамадан, будет ли его "Саум" действительным?
Ответ:Да. Основа в этом вопросе - отсутствие довода. Что касается конкретного довода:
Сообщается со слов Абу-д-Дарда, (да будет доволен им Аллах), который сказал: «Когда мы были вместе с Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, (в пути) в сильную жару так, что некоторые из нас клали руки на голову, (защищаясь) от знойной жары, и постящимися среди нас тогда были Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и Абдулла ибн Рауаха.» (Муслим).
Также:
Сообщается со слов Абу Саъида аль-Хударий (да будет доволен им Аллах), который сказал: "Мы вышли в путь с посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) в Мекку, будучи постящимися". Сказал: "(И) остановились (в одном месте). И посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха сказал): "Поистине вы скоро сойдетесь с врагом, и разговеться будет лучше для вас".И это было "Рухъса". И из нас (были) те кто продолжил пост, и (были) те кто оставил. Затем (когда) мы остановились в другом месте, он сказал: "Поистине завтра вы встретитесь с врагом, и разговеться будет лучше для вас, разговейтесь".И это (уже) было "'Азима", и мы разговелись. Потом (после этого случая) мы постились с посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) в будучи в пути" (Муслим)
61. Что такое "аль-мудрадж"?
Ответ:"аль-Мудрадж"- это когда какой либо передатчик вставляет свои слова в сообщение. Происходит от глагола "дараджа" "адраджа" - включать, вставлять.
62. Что лучше для путника: поститься или оставить "Саум"?
Ответ:Лучше для него то, что легче, т.к Всевышний Аллах после своих слов:
«И кто из вас застает этот месяц , пусть соблюдает пост (в дневное время), а кто болен или в пути, то (на нем обязанность поститься) (определенное) число других дней».
Сказал после этого:
«Аллах хочет для вас облегчения, а не хочет для вас затруднения, и (хочет) чтобы вы довели число (дней поста до месяца)».(Сура аль-Бакара, аят 185)
Т.е если для него (путника) тяжело поститься в пути, то пусть поститься в другие дни, а если же ему наоборот тяжело поститься в другие дни, в то время как люди не постятся, то лучше поститься в пути. Однако при условии, что бы это не было для него тяжело.
Этому мнению отдали предпочтение У'мар Ибну Абд аль-Азиз, имам Ибну Мунзир (да помилует Аллах их обеих).
63. В каких местах лучше оставить "ас-саум ан-нафль"?
Ответ:Имам аш-Шаукний (да помилует его Аллах) сказал, что нет сомнения в том, что оставление поста для путника в некоторых местах лучше:
1) Если ему тяжело поститься в пути, то лучше ему оставить этот пост." Сказал это приведя в довод:
Сообщается со слов Джабира Ибн ‘Абдиллах (да будет доволен Аллах ими обоими), который сказал:
"(Однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который находился в пути, увидел толпу людей, (собравшихся вокруг одного) человека и закрывавших его от солнца, и спросил: “Что происходит?” (Люди) ответили: “Он постится”, (и тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: "Не из благочестия пост во время путешествия".(Бухарий)
В версии у имама ан-Насаий пришло:
"Не из благочестия пост во время путешествия, берите облегчение Аллаха, которое (Он) облегчил для вас".
2) Если он (путник) из той категории людей, которые не принимают или стесняются принять "ар-Рухъсу", тогда для него тоже лучше оставить пост. Шейх аль-Ислям Ибн Таймийа (да помилует его Аллах) сказал: "Тому кто отказался принять "Рухъсу" следует покаяться, т.к он почувствовал неловкость, стеснение принять что либо из шариата. И как пришло в хадисе Анаса ибну Малика (да будет доволен им Аллах), который привел имам Бухарий и Муслим, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "И тот кто не желает моей Сунны, не имеет ко мне отношение".
3) Если он (путник) боится показухи. Т.е когда он один постится в то время как спутники не постятся, оставить пост для него будет лучше, т.к ему излишне много могут уделять внимание, типа: "не троньте постящегося!", "помогите постящемуся" и т.д.
4) Если постящемуся путнику предстоит встреча с врагом. Как пришло в хадисе Абу Саъида аль-Хударий (да будет доволен им Аллах), который рассказывал:
"Мы вышли в путь с посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) в Мекку, будучи постящимися". Сказал: "(И) остановились (в одном месте). И посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха сказал): "Поистине вы скоро сойдетесь с врагом, и разговеться будет лучше для вас".И это было "Рухъса". И из нас (были) те кто продолжил пост, и (были) те кто оставил. Затем (когда) мы остановились в другом месте, он сказал: "Поистине завтра вы встретитесь с врагом, и разговеться будет лучше для вас, разговейтесь".И это (уже) было "'Азима", и мы разговелись." (Муслим)
5) Если путник является тем, у кого берут пример, то разговеться в пути для него будет лучше. Как пришло в хадисе со слов Джабира ибну Абдиллах (да будет доволен Аллах ими обоими), что: "Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) вышел в "Год открытия" в Мекку в (месяц) Рамадан, будучи постящимся пока не дошел до местности (под названием) "Кураъ аль-Гъамим" , и люди (тоже) постились. Затем (пророк мир ему и благословение Аллаха) приказал принести чашу с водой, и поднял её так, чтобы люди посмотрели на него, затем испил. И сообщили ему после этого, что некоторые люди (продолжают) поститься. (На что он сказал): "Они грешники, они грешники!".(Муслим)
64. Всякое ли путешествие разрешает оставить "Саум"?
Ответ:То путешествие, при котором сокращается молитва, при том путешествии разрешается оставить пост. И это мнение большинства ученых (джумхур). Однако возникает вопрос, что это за путешествие при котором сокращается молитва? Ответ: Этот вопрос возвращается к "У'рфу (Обычаям)", т.е если в какой либо местности какой либо путь считается путешествием - при том сокращается молитва и оставляется пост. На это указали Ибну Хадж, Шейх аль-Ислям ибну Таймйа.