Переходный этап от доречевого к речевому уровню. Междометия.

Урок 4.

Общие указания

Наиболее тесно с интонированием, которым мы занимались на предыдущем уроке, связаны междометия. Междометия - это уже речь, но речь своеобразная. Это своеобразный язык эмоций, который является переходным этапом от доречевого к речевому уровню звукообразования. Все междометия интонационно окрашены, но в отличие от интонаций, которыми мы занимались, требуют включения артикуляционного аппарата, а, следовательно, и произвольной, поперечно-полосатой мышечной системы. Мы знаем, что эта система антагонистична гладкой мышечной системе и является главным препятствием при восстановлении голоса, присущего нам от рождения. Как преодолеть это противоречие? Выход только один - воспользоваться выработанными на предыдущих уроках навыками расслабления этой произвольной мускулатуры и акцентировать свое внимание на расслаблении мышц артикуляционного аппарата и гортани.

Все мышцы гортани, а также язык и губы должны быть расслаблены и на начальном этапе выработки навыка быть под контролем сознания. В процессе работы с междометиями стараемся увеличивать длительность последнего звука, проговаривать междометия как бы нараспев, не теряя при этом контроля за интонацией. Все междометия начинаются с гласного звука, произнесение которого требует разной степени раскрытия “второго рта”, но не первого. Непонимание этого приводит к широкому открытию первого рта, а следовательно, к закрытию “второго рта” и к зажатости голоса. Расположение гласных, соответствующее степени раскрытия “второго рта”, таково: А, О, Э, У, Ы, И. По поводу самостоятельности «Ы» до сих пор идут жаркие споры между московской и петербургской лингвистическими школами.

Подготовительные упражнения перед уроком 4: выполнили комплекс из всех известных упражнений в сокращенной форме, уделив этому 5 минут. Все междометия произносятся в трех положениях рта, которые мы усвоили уже на первом уроке.

Не забываем одну руку держать на груди, другая рука выполняет жесты сообразно эмоционально-смысловому значению междометия.x

Минимальное время выполнения каждого упражнения -

30 сек.

Начинать упражняться удобней с нейтральной гласной Э. А - гласная самая широкая, У - гласная самая глубокая. Поэтому в звуках многих животных мы слышим - У. Коровы мычат - МУ, волки воют - У. В голосе новорожденного мы слышим УА-УА. Это свидетельствует о том, что трахея работает в двух основных режимах: У - глубины, А - ширины.

Упражнения выполняем в замедленном темпе.

Напоминание: после 15 мин. надо делать перерыв не менее 3-х минут.

При работе с этими междометиями и частицами фантазируйте, интонируйте с разными эмоциональными оттенками, но при этом не забывайте о “трех китах”:

1. Поджатие живота

2. открытие “второго рта”,

3. малое дыхание

Упражнение 1.ЭЙ - возглас, с помощью которого

подзывают, окликают.

«Настроили примарный тон» Э и соединили с междометием – ЭЙ. Получается звук Э-ЭЙ.

Э- звучит ниже, чем ЭЙ. Такая динамика тона должна быть во всех междометиях.

Напоминаем, что минимальное количество повторений - 8. Выполняем в закрытом, полузакрытом, с закрытым носом и открытом положениях рта.

Упражнение 2.

«Настроили примарный тон» О и соединили с междометием - ОЙ - выражение испуга, удивления, боли. Получается звук О - ОЙ.

Выполняем в закрытом, полузакрытом, с закрытым носом и открытом положениях рта.

Упражнение 3.

«Настроили примарный тон» А и соединили с междометием АЙ – (выражает самые разные чувства: испуг, боль, упрек, порицание, удивление, одобрение, насмешку). Получается звук А - АЙ

Выполняем в закрытом, полузакрытом, с закрытым носом и открытом положениях рта..

Упражнение 4.

«Настроили примарный тон» У и соединили с гласной У-У-У-У. Первое У звучит ниже. Следующие У звучат выше. Понаблюдайте (в фильмах иногда проскальзывает) как воют волки или собаки. При лае это тоже происходит, но в быстром темпе. У собаки выгибается вверх корпус, что приводит диафрагму в вертикальное положение. Это уменьшает величину вдоха, увеличивается воздушное давление в трахее и звук идет сильный и протяжный. Это упражнение хорошо делать в лесу, или там, где вас не услышат. Звук такой мощный, что лучше никого не беспокоить.

Некоторые певцы на верхних нотах также инстинктивно вытягиваются вверх, чтобы усилить давление в бронхах, другие другие стоят, как вкопанные в землю напрягая пресс, чтобы это же сделать в статике. В динамике – это смотрится более эстетично. Так пел на верхних нотах Л.В.Собинов Получается звук

Упражнение 5 .

Междометие - А У- восклицание, которым перекликаются в лесу, чтобы не потерять друг друга.

Здесь предварительной настройки (примарного тона) не надо, так как гласная Авыполняет эту роль. Как мудро придумано. Гласная А расширяет и настраивает голос, У – самый глубокий звук, как бы выстреливает на самое дальнее расстояние. В конце звучания полезно мягко соединить губы, чтобы получить сонорный звук М. Включится сильнее головной резонатор. В индийских древних трактатах АУМсчитается порождающим вселенную звук.

Выполняем в закрытом, полузакрытом, с закрытым носом и открытом положениях рта.

Упражнение 6.Самые естественные звуки новорожденного ребенка. У-А-У-А-У-А-У-А . Здесь обратная картина. Голос идет из глубины и расширяется на выходе. Выполняем в закрытом, полузакрытом, с закрытым носом и открытом положениях рта. Здесь также полезно проделать ту же процедуру с сонорным звуком М.

Итого: 6 упражнений на междометия. Если учесть, что каждое упражнение выполняется в 4-х положениях рта и минимальное число повторов равно 8, то количество воспроизводимых звуков будет 6x4x8= 192.

Суммарное минимальное время выполнения урока 4 -около 25 мин.

Это наиболее ценные упражнения. Временные рамки индивидуальны. Я по мере возможностей прибегаю к У-У-У, А-У, У-А.

РЕЧЕВОЙ УРОВЕНЬ

Урок 5.

Наши рекомендации