Самым урожайным на чудеса оказался этот год.

Ни в каком сне мне не могло бы присниться, что увижу себя по телевизору, да еще на первом канале, да еще в программе “Время”. И тем не менее…

Не задолго до 125 –летней годовщины со дня рождения Ф.И. Шаляпина ко мне с первого канала телевидения (ОРТ) обратились с просьбой предоставить материалы по новой трактовке феномена Шаляпина. Эти материалы были озвучены редактором, а в конце передачи вставили несколько фраз из моего интервью.

«Время» ОРТ

01.02.98.

Диктор Катя Андреева: «Сегодня 125-летие со дня рождения Шаляпина. Вот уже более 100 лет многие исследователи пытаются разгадать тайну его голоса. Такой голос был только у одного человека в мире и с тех пор, как умер Шаляпин, так петь не смог никто. В продолжение темы репортаж Владимира Баталова».

Голос Владимира Баталова(выпускающего передачу) на фоне экспонатов музея – квартиры Ф.И. Шаляпина: « Вот уже более столетя не молкнет слава

ФедораИвановичаШаляпина.

Те, кто помнят выступления певца на прославленных сценах мира, называют его голос божественным: ведь так никто никогда не пел. В чем же тайна Шаляпинского феномена? Известный русский критик Стасов считал, что певец ни в каких школах не был, ни в каких классах, ни сидел и каким-то чудом уберегся от педагогической дрессировки. Выходит Шаляпин сохранил свой природный дар. Лишь уроки Усатова, певца и ученика знаменитого Эверарди помогли юному басу усвоить главный занятия по рейтингу были на первом месте. Кроме меня с политиками работало еще 6-7 человек.

О результатах занятий можно судить по следующим выборочным отзывам:

А.С.А.31 год, г. Астрахань, первый заместитель главы администрации Кировского района: голос стал более глубоким, добавились новые интонации, он стал ниже и более звучным.

К.Н.А.39 лет, председатель Рязанского городского Совета: голос стал менее резким, исчезла торопливость речи, появилась плавность и мелодичность.

П.Н.В. 43 года, г. Ростов на Дону, глава Октябрьского района: улучшилась артикуляция, упорядочилось дыхание, появились навыки ораторского искусства.

Об этих занятиях сообщалось в ИЗВЕСТИЯХ

Для успеха необходим хорошо

поставленный голос

(в сокращении)(в сокращении)

Тридцать молодых политиков из российских регионов поступили на учебу в центр развития голоса “Багратид” под руководством кандидата психологических наук Владимира Багрунова. В скором времени они вступят в предвыборную борьбу за место в Государственной думе. Для успеха они решили провести занятия по оригинальной методике с использованием граммофонных записей Шаляпина и Юрьева…

Сергей Краюхин (Санкт-Петербург),

«Известия” 9 июня 1998 года

Голос и животные

Выход любой публикации о своей деятельности, а тем более в Известиях, несет огромный положительный эмоциональный заряд. Но событие, которое произошло 4-мя днями ранее, ни с чем не сравнимо. Осуществилась моя давнишняя мечта. Наконец-то, в моем доме появилось существо, которое вот уже 9-й год является главным членом нашей семьи (ранее, когда я жил с родителями, кошки и собакибыли всегда). Это кот Нордик. Жена, которая не хотела и слышать о коте, когда мы жили в коммуналке, наконец, после переезда в отдельную квартиру, сдалась на мои уговоры и опять же совершенно при невероятных стечениях обстоятельств это сокровище оказалось у нас дома 5 июня 1998 года.

Возможно, об этом и не стоило бы говорить, если бы тема “Голос и животные” не соприкасались самым тесным образом. Мы уже знаем, какую роль сыграла канарейка для Имы Сумак. О том, как Шаляпину помогал его бульдог Булька, будет отдельный разговор.Для дрессировщиков диких животных владение голосом особенно важно. Много трагедий можно было предотвратить, владей они благозвучным голосом. Уверен, что невиданный успех Юрия Куклачв – дрессировщика кошек,связан с его мягким, приятного тембра голосом.

В семидесятые годы мне довелосьразговаривать в министестве сельского хозяйства СССР с одним сотрудником, часто бывавшем в Англии по вопросам животноводства. Когда он услышал мои предложения по заключению хоздоговора на тему “Голос и животные”, то он одобрил эту идею и сказал, что будет пробивать ее у начальства. В разговоре он сообщил, что в Англии к этой проблеме подходят очень серьезно. Там не разрешают на них кричать и вообще поднимать тон. Они уже давно знают, что это резко понижает их продуктивность.

(По телевидению транслировалась передача, в которой рассказывалось, как одна американская оперная певица потеряв голос, завела себе ферму коров. Она постоянно пела и за два года не только восстановила свой голос, но и вернулась на сцену. Для меня в этом нет никакого секрета. Коровы , когда мычат, то в это время являются образцом, как надо втягивать живот, вследствии чего голос обретает силу. То есть они - хорошие демонстраторы выполнения 1-го секрета настройки голоса. Этот договор был заключен и проделана важная и интересеая работа. За экономией места об этом будет рассказано в следующем издании книги.

Как помогает мне Нордик. Об этом можно писать много. Здесь только сообщу о том (об этом говорят и мои ученики, у которых есть собаки и кошки), что все домашние животные прекрасно реагирует на голос. Хотя кормит и с первых дней безумно полюбила Нордика Наташа, но любит все же больше он меня. Где я, та и он. Когда он ложится ко мне на грудь, и я его глажу, а он от удовольствия урчит, то здесь работает сразу несколько положительных факторов. 1.Лечебный фактор, который уже доказан . 2. Положительное влияние на ваш голос. Вы ощущаете, как звуки, идущие из его груди переходят в вашу грудь. При мурлыкании кошек звук идет на вдохе и выдохе. Это, необъяснимо до сих пор наукой. Кстати, слушая Нордика, я научиться издавать звуки на вдохе. А это очень сильный аргумент против теории, утверждающей, что издают голос связки. Об этом и других аргументах против этой теории в разделе о втором секрете настройки голоса.

Мало того, Нордик часто, особенно раньше принимал активное участие в моих занятиях. Он, как будто контролирует, то ли я делаю. Никогда не забуду эпизода, когда он спел верхнюю ноту в романсе Надира из оперы «Искатели жемчуга» Бизе. Этот зафиксировано на магнитофонной записи и возможно, когда я буду выпускать обучающий диск, этот момент в записи будет отражен. Как это произошло. В арии, выражаясь простым языком два куплета, в конце которых звучит верхняя нота СИ БЕМОЛЬ. Когда я пел, то кот находился рядом на диванных подушках, которые лежали на кресле. И вот на втором куплете при подходе к верхней ноте он неожиданно переворачивается на спину, поднимает вверх лапки, начинает ерзать на спине и в момент начала самой ноты вместе со мной идеально чисто пропевает это СИ БЕМОЛЬ (чудо!). Мне жаль, что мой несовершенный по сравнению с ним голос, его перекрывает, но не настолько, чтобы он был не слышен в записи..

Продолжая тему «Голос и животные» отмечу, что у всех наших братьев меньших идеально звучат голоса и по возможности у них надо этому учиться.

Статья в «Известиях» Сергея КраюхинаПОЧЕМУ ШАЛЯПИН ПЕЛ ТАК УНИКАЛЬНО,о которой говорилось вышебыла с энтузиазмом воспринята в Донецке, где к подобным же выводам пришел физик по первому образованию, а затем выпускник Киевской консерватории Павел Васильевич Тютюнник. После нескольких длительных телефонных переговоров весной и летом 1998 года я был приглашен в жюри 2-го международного конкурса «Украинское бельканто приглашает» (чудо!)

То, что мне посчастливилось услышать по окончанию импровизированного банкета в честь учениц, победительниц конкурса никогда не забудется. Вот тогда я мог при ближайшем рассмотрении убедиться, что самые верхние звуки не требуют абсолютно никакого физического напряжения. Девочки на глазах творили чудеса.

Следующая статья была написана сразу после моего приезда из Донецка.

МИ ТРЕТЬЕЙ ОКТАВЫ. ИНТЕРЕС УЧЁНЫХ К УНИКАЛЬНОМУ ГОЛОСУ(в сокращении)

На конкурсе бельканто (стиль особо связного, певучего исполнения), который состоялся в Донецке, фурор произвела 12-летняя Мери Саргсян. Жюри и публику заворожили божественная красота ее пения в украинской народной песне «Соловейко» и феноменально взятая нота ми третьей октавы…

Обучается Мери у Павла Тютюнника, который применяет оригинальную систему подготовки...

Таким же путем, как его украинский коллега, но независимо от него, идет уже два десятка лет петербургский психолог и вокальный педагог Владимир Багрунов.

Тютюнник и Багрунов повстречались наконец-то на конкурсе бельканто в Донецке - петербуржца пригласили сюда как консультанта. Теперь каждый еще больше утвердился в правоте своей вокальной методики. Возникли совместные проекты...

Сергей Краюхин

Наши рекомендации