Болезни, порожденные ложным Я
Понятие “нафс” обычно переводят как животная сила организма, эго, эгоизм. Нафс присущ всем людям, то есть является неотъемлемой частью человеческой природы. Первым шагом на пути постижения Всевышнего в суфийской практике считается преодоление нафс - собственного эгоизма.
В этой связи я расскажу одну суфийскую притчу.
Однажды путник, шедший много дней по безлюдной степи, нашел мешок с золотыми монетами и обрадовался столь замечательной находке. Когда первая радость прошла, он с испугом огляделся вокруг, не видит ли его кто-нибудь. За каждым кустиком ему мерещились чьи-то враждебные глаза. В голове пробежали образы - как будто некий злоумышленник выследил его и, подкараулив, убил с целью захватить дарованное Богом богатство. Может быть, и не брать его - от греха подальше?!
Так, терзаемый противоречивыми чувствами, он стоял, не решаясь нагнуться за мешком. Что-то внутри него настаивало: “Возьми то, что тебе причитается! Ты мало страдал? А теперь до конца своих дней будешь сыт, одет, обут, будешь ездить на прекрасной лошади, а не ходить пешком, сбивая ноги до крови!”
“Но ведь это - не твое!” - возражала другая часть его личности.
Возможно, так бы и простоял странник достаточно долго, пока - откуда ни возьмись - не появился суфийский учитель, промолвивший: “Возьми это себе, коль случилась такая находка. Если доподлинно узнаешь, что кто-то потерял этот мешок, то отдай его и не бери никакой платы, но если по прошествии месяца владелец не объявится, поделись находкой с теми, кто нуждается в деньгах так же, как и ты”.
Если уважаемый читатель подумал, что нафс - это первый голос, который уговаривал путника забрать мешок с золотыми, это - настоящий нафс, а тот, который удерживал его от этого поступка, является чем-то более приличным, то он ошибается. Нафс не такая простая штука. Оба голоса принадлежали нафс. Истинно суфийское решение заключается в обретении срединного пути, той самой золотой середины, которая удерживает человека в равновесии. Задача нафс расшатать это равновесие. Что ему и удается делать достаточно успешно, а пути могут быть самыми различными: как аморальными, так и вполне приемлемыми с точки зрения социальных норм.
Как-то Мухаммед, мир ему, одержал грандиозную победу в сражении с войском, намного превосходящим армию пророка. “Да здравствует наш предводитель, победивший врага в самой большой войне из тех, что знает история!” - восклицали вокруг. “Друзья, - ответил им пророк, - я должен вас разуверить. Эта война - ничто по сравнению с той войной, которую мы ведем со своим нафс. Вот это действительно большая война”.
На стоянке нафс человек, как обладатель жизненно важных потребностей, находится с самого рождения. Будучи детьми, мы находимся полностью во власти этой стоянки: капризничаем, если не получаем желаемого, проявляем неразумное упорство. Со временем ребенок привыкает к общественным нормам и может регулировать свои желания. Но к сожалению, многие люди остаются на стоянке нафс всю жизнь, находясь во власти животных потребностей, в желании развлечений и удовольствий. В главе, посвященной причинам болезней, мы особо еще раз вспомним стоянку нафс. Без дисциплины мы не научимся противостоять этому пагубному влиянию и в конце концов превратимся в раздражительное, обидчивое, плаксивое существо, терзаемое разными болячками. Нафс может довести до инфаркта, болезней желудочно-кишечного тракта, гепатита и даже рака. Тем не менее люди готовы заплатить годами страха и болезней за минуты призрачного удовольствия!
Когда я вижу участников семинаров, которые ради собственного выздоровления, а иногда и спасения от близкой смерти не готовы пожертвовать привычкой спать по 8 часов, я понимаю, насколько сложна битва с самим собой.
Человек, находящийся на стоянке нафс, подвержен всем заболеваниям, которые хорошо знакомы уважаемому читателю: алкоголизм и наркомания, сердечные боли, рак, гепатит, плохое зрение, лишний вес, депрессия, тревога, капризность, венерические заболевания и так далее. Нафс - коварная вещь. Он может заставить человека бороться с самим собой, он даже может подвигнуть его на борьбу с самим нафс, но результатом будут угрызения совести и болезни. Так или иначе, но для успешного овладения методами, представленными в этой книге, читателю придется немало поработать с такой сущностью, как нафс.
С помощью упражнений, способствующих развитию воли, умению управлять собой, люди избавляются от вредного влияния нафс и переходят на стоянку сердца.
Стоянка сердца (калб)
Если даже очень красивая чаша
покрыта слоем грязи,
узор на ней не найдешь...
Прежде чем приступить к лечению раны, ее необходимо очистить - это необходимое условие скорейшего заживления. Зона сердца (калб) расположена в области, включающей в себя солнечное сплетение, сердце и печень. Само слово “калб” можно перевести не только как сердце, но и как душа, понимание, наилучшее, искренность и чистота.
Сама по себе стоянка сердца характеризуется безусловной любовью к жизни, полным принятием мира таким, каков он есть.
Внешне кажется, что человека, пребывающего на стоянке сердца, ничто не волнует. “Неисправимый оптимист”, - скажем мы про такого. Но, каким бы странным это ни казалось, эта стоянка также может являться причиной заболеваний, потому что безудержная любовь к миру подобна огню, вырвавшемуся на свободу, - он сжигает все вокруг. На этой стоянке человек начинает ссориться с окружающими, “взрывается”, теряет дружбу. Недаром таких людей называют слепыми от счастья. Они настолько восторгаются всему вокруг, что не замечают окружающих людей, их нужд, желаний.
Появляются нервные заболевания, расстраивается работа почек, часто болит голова. Это происходит вследствие ярко выраженной психической неустойчивости людей, находящихся на стоянке сердца. Но если заболевания, вызванные влиянием нафс, с трудом поддаются лечению, то заболевания, свойственные людям, находящимся в своем духовном развитии на стоянке сердца, говорят о том, что человек на пути к оздоровлению.
Без помощи наставника практически невозможно подняться на уровень более высокий, чем стоянка сердца.
Сердце должно быть чистым, тогда оно будет восприимчивым и спокойным. В прежние времена женщина, получившая дурное известие или затаившая в сердце горькое чувство, шла на берег реки и рассказывала о своем горе, обращаясь к бурлящему потоку. Бегущая вода уносила все черное, что было на душе. Очень важно не держать в сердце отрицательных чувств. Человек, не умеющий грамотно избавляться от отрицательных эмоций, по любому поводу раздражается, злится, обижается и тем самым вредит прежде всего самому себе, своему здоровью.
Стоянка духа (руух)
Даже если одна нога твоя уже в аду -
не теряй надежды и присутствия духа.
Энергетические траектории, описываемые в этой книге, направлены на воспитание духа. Реальная болезнь и субъективные ощущения заболевания - вещи разные. Дух позволяет нам чувствовать то, что нам предоставляют тело и душа.
Однажды Всевышний призвал к себе ангела смерти и говорит ему:
- Отправляйся вот в тот город: там за последнее время люди стали чрезмерно предаваться греху, умертви сотню грешников, а души принеси мне.
Ангел со всей прыти отправился выполнять распоряжение. Прошло немного времени, в течение которого жители грешного города пережили эпидемии чумы и лихорадки. Ангел смерти вновь предстал перед Всевышним. За его спиной мерцали посмертным блеском целых пять тысяч душ.
- К чему так много? - недоумевает Господь. - Ведь наш разговор был всего лишь о сотне!!! Ты поплатишься за нарушение приказа!
- Дай мне оправдаться, - попросил ангел смерти. - Я выполнил приказ - умертвил ровно сто душ - ни больше, ни меньше, - но остальные оставили земной мир из-за страха. Некоторые люди, глядя на заболевших, испытали столь сильный испуг, что болезнь появлялась в них самопроизвольно. Я бы и хотел их излечить, дабы не ослушаться Твоего приказа, но я выполнял только Твое распоряжение.
Очень многое зависит от нашего отношения к болезни. Если мы впускаем ее в свое сердце, делаем именно такой выбор, то последствия могут быть самыми печальными.
На стоянке духа человек становится милосердным, сострадательным.
Стоянка близости к Всевышнему (курб)
Один царь, достигнув вершин в искусстве правления, обратил свой интерес к поиску истины. Многие известные мыслители и философы рассуждали в его присутствии о сущности бытия, о природе космических сил и могуществе Всевышнего. Какие-то высказывания ему казались спорными, а к каким-то он относился с интересом, но будучи мудрым, относился с должным вниманием к любому мнению. Именно поэтому он пригласил к обеду материалиста, верящего в то, что все в мире произошло от материальной сущности путем эволюции и естественного отбора, и мудреца, верящего во Всевышнего, являющегося началом начал.
Материалист утверждал, что с легкостью докажет отсутствие Всевышнего, ибо его методы признают только то, что поддается объективному наблюдению, то есть то, что можно определить с помощью органов чувств: потрогать, услышать, увидеть и тому подобное. Мудрец выслушивал смиренно доводы своего собеседника и мягко возражал, используя те же методы материалиста, - ведь невозможно поверить в то, что такой сложный, но закономерный мир появился вследствие череды случайностей и естественного развития материи.
Обед уже подходил к концу, но обсуждению не предвиделось конца. Поскольку у царя были запланированы другие дела, он предложил перенести обсуждение на полдень следующего дня, а поскольку он догадывался, что аргументы могут остаться теми же, попросил своих гостей подготовить самые веские аргументы. Также, предвидя упорство своих собеседников в отстаивании раз принятой точки зрения, правитель пообещал прилюдно отрубить голову тому, кто не сможет привести безукоризненные доводы.
Наступил полдень следующего дня. Солнце стояло в зените и ни один человек, ни один предмет не отбрасывали тень. Обеденный стол был накрыт, как и вчера, только есть никому не хотелось - поодаль прогуливался палач, изредка поглядывая в сторону своих возможных “клиентов”. Правда, пока пришел только материалист - он был уверен в своей победе, за годы он привык доказывать в споре первичность материи, и жизнь только подтверждала его правоту. Его жизнь. Мудрец же по какой-то причине опаздывал.
Царь уже успел разгневаться, успокоиться и опять прийти в ярость. Материалист с палачом с нетерпением ждали времени, когда им надлежит проявить свои способности. Спустя два с половиной часа в залу не торопясь вошел мудрец, исполненный покоя и достоинства - как ни в чем не бывало. Любой бы на месте царя выразил свое негодование, но правитель решил сначала послушать, что ему скажет вошедший человек.
- Поскольку ты - всемогущий царь, никто не может тебе перечить. А тем более заставлять тебя ждать такого недостойного, как я, - кротко начал старик. - Но выслушай меня, будь милостив, а потом - пусть свершится должное.
- Хорошо, я выслушаю тебя, - согласился царь и взглядом велел палачу отойти в сторону.
- Поднявшись сегодня утром и воздав Всевышнему молитву, я отправился к твоему величию, но, как ты знаешь, мой путь лежит через реку. К моему разочарованию, на причале не оказалось перевозчика, лодки также вблизи не было. Прождав тщетно некоторое время, я вконец отчаялся: перевозчика было не видно. Предвидя твой гнев, я взмолился: “Господи, помоги мне, грешному!” Не знаю, сколько времени я провел в молитве, но вдруг какой-то треск вывел меня из состояния погруженности в молитву. Я увидел, как неподалеку падает достаточно большое дерево. Оно упало само собой, так же само собой оно распилилось на доски и, сама собой, из этих досок получилась лодка, а из веток - удобные и прочные весла. Не поверишь, но лодка сама собой спустилась на воду! Завороженный, я сел в нее, и весла сами стали грести в сторону другого берега. Я опоздал и готов понести наказание - на то твоя воля, но я здесь, перед тобой, и на то воля Всевышнего...
- Это доказательство не выдерживает критики, - заметил материалист, - хотя сама история интересна... для любителей таинственного и недоказуемого.
- Тебе не нужно критиковать меня, уважаемый, - улыбнулся мудрец, - тебе достаточно потрогать меня, проверить, были ли свободные лодки поблизости от того места, где я живу, а также посмотреть, что находится на месте недавно стоящего дерева.
- Это все противоречит здравому смыслу! - воскликнули стоящие поодаль царские слуги. - Не может быть так, чтобы лодка сама сделалась - для этого нужен кто-то!
- Да, это невозможно, - согласился царь, - поэтому готовься к смерти.
- Я готов к смерти, мой повелитель. Мне только жаль, что ты отказываешься поверить в то, что такой простой предмет, как лодка, был создан сам собой, но тебя не смущает, что такой прекрасный мир, который, возможно, я вскоре покину, был создан сам собой, без чьего-то вмешательства...
Несколько минут царь размышлял, и не было человека, осмелившегося нарушить тишину.
- Да свершится должное! - произнес царь, оглядев окружающих. - Все останутся живы, но тебе, - обратился он к материалисту, - я бы посоветовал вооружаться лучше.
- Я отлично вооружен! Мое оружие - логика и научные данные, - гордо произнес материалист.
- И это еще раз подтверждает присутствие Всевышнего! Иначе против кого тебе нужно было бы обороняться? Ступай с миром.
Материалист вышел из зала, внутренне возмущаясь невежеством людей. Отпущенный на свободу, он еще долго всем пытался доказать, что если пройдет достаточно много времени, лодка сможет появиться сама собой, а также - горы, озера, животные, люди. Его слушали, ибо человек, говорящий искренне, всегда вызывает интерес, даже если он ошибается. Говорили про него, что он хотя и не был казнен, но все равно лишился головы...
Некоторые люди, обращающиеся за помощью к суфию, порой так упорствуют в том, что их болезнь самая тяжелая и неизлечимая, что мастеру ничего не остается, как рассказывать им притчи. Дай Бог им здравого смысла и благоразумия!