Новейшие представления об экзистенциальных жизненных позициях в восточной версии транзактного анализа
Так что же, фиксированная эмоциональная установка — это на всю жизнь? У некоторых людей это так и есть. Приобретя однажды конкретную установку, они всю жизнь подтверждают ее. И остальные эмоциональные позиции у них выражены слабо. Можно сказать, что фиксированная эмоциональная установка у них ригидна. Люди с ригидными установками постоянно подтверждают свою позицию и неуютно себя чувствуют, перейдя к любой из трех других экзистенциальных установок. Наш тренинговый и терапевтический опыт привел нас к обнаружению людей с фиксированной позицией благополучия или неблагополучия. Причем жестко закрепленной оказывается только одна позиция. Допустим «Я не благополучен». Такой человек легко переходит из «Я не благополучен — Ты благополучен» в «Я не благополучен — Ты не благополучен». Тогда как две другие установки у него вовсе не обнаруживаются или проявляются совсем редко. Когда жестко закреплена позиция «Вы благополучны», такой клиент переходит из позиции «Я не благополучен — Вы благополучны» в позицию «Я благополучен — Вы благополучны»
У других людей эмоциональные установки могут изменяться. И таких людей, по нашим данным, значительное большинство среди успешных людей.
Разнообразие ситуаций, в которые попадает человек в первые годы своей жизни, создает предпосылки для формирования у него всех четырех видов эмоциональных установок. При этом каждая из установок позволяет ребенку осознанно или бессознательно «вписываться» во взаимодействия определенного типа и получать таким образом от окружающих то, что ему необходимо. Например, просто попросить в одном случае, категорично, с надрывом потребовать — в другом, заслужить — в третьем и смиренно ждать пока его заметят и спросят, либо вообще отказаться — в четвертом. Итак, чтобы удовлетворить свои потребности в конкретной ситуации, маленькому человеку приходится мыслить, чувствовать и вести себя определенным образом. Преобладающий в семье тип взаимодействий подкрепляет соответствующую эмоциональную установку ребенка, фиксирует ее. И ребенок привыкает к ней, и мир кажется безопасным и предсказуемым лишь тогда, когда ребенок чувствует себя в соответствии с этой установкой. И он старается жить так, чтобы все время подтверждать ее для себя и других. А когда жизненные обстоятельства изменяются, и получить желаемое можно только сменив позицию, — испытывает эмоциональный дискомфорт, тревогу или более определенные отрицательные эмоции, которые усугубляются тем, что причины их для него до конца не ясны, ведь без специальной подготовки осознать можно лишь одну эмоциональную установку из четырех возможных.
Испытывая давление установок неблагополучия, человек ощущает беспомощность, бессилие. Он теряет опору в жизни и ищет способы возврата к утерянному раю. Вы помните, что «Я благополучен и мир благополучен» — самая первая установка человека, входящего в этот мир. Чтобы вновь вернуться к ней, одни употребляют психически активные вещества, заменяя истинные переживания благополучия суррогатами счастья. Другие восстанавливают свое базисное доверие к миру через религию. Бог становится любящим родителем, который милостив к детям своим. А те, в свою очередь, вверяют жизнь и судьбу свою в руки Господа, получая взамен успокоение и умиротворение.
При осознании своей доминирующей эмоциональной позиции многие люди задумываются о том, чтобы стать более удачливыми или изменить свою позицию на фиксированную эмоциональную установку: «Я благополучен — Вы благополучны». Осознание позиции — это уже значительное продвижение к ее изменению.
Раскодирование содержания позиции и замена отдельных ее фрагментов благополучными могут вести к изменению экзистенциальной установки. Этот процесс проходит поэтапно, через ряд промежуточных позиций. В этом состоит один из принятых путей психотерапевтического изменения преобладающей фиксированной эмоциональной установки.
Воспитание — это процесс формирования определенной жизненной позиции. Психотерапия — это длительный путь осознания того, что уже сформировалось, познания своих возможностей и обретения новой, более благополучной жизненной позиции. Или, как говорится, — перевоспитания.
Есть и еще один путь. Он гораздо короче, но его может пройти только тот, кто способен любить. Влюбляясь, человек преображается, а, испытав разделенное чувство, преображает свой мир, строя новые отношения, используя такие возможности своей души, о которых ранее и не предполагал.
Таким образом, нами рассмотрены четыре основные жизненные позиции. Человек с преобладающей установкой «Я не благополучен — Вы благополучны» считает, что его жизнь стоит немногого в отличие от жизни других — достойных и благополучных людей.
Человек с установкой «Я не благополучен — Вы не благополучны» считает, что как его жизнь, так и жизнь других людей, вообще ничего не стоит.
Человек с установкой «Я благополучен — Вы не благополучны» свою жизнь считает весьма ценной, но не ценит жизнь другого человека.
Человек с установкой «Я благополучен — Вы благополучны» считает, что жизнь каждого человека стоит того, чтобы жить и быть счастливым.
В этих двоичных позициях каждая позиция благополучия подразумевает внутреннюю свободу, активность, результативность и оптимизм; тогда как каждая позиция неблагополучия — ограничение внутренней свободы, пассивность и пессимизм.
Стресс и жизненные позиции
Анализируя данные о динамике мимики, поз и движений, состояниях кожных покровов, соматических и вербальных составляющих стресс-реакции, Т. Кейлер предположил, что в стрессовой ситуации человек за короткий промежуток времени (секунды или минуты) циклически воспроизводит ряд эмоциональных установок, сформированных ранее за долгие годы. Эту последовательность он назвал мини-сценарием (см. рис. 1).
Мини-сценарий, по нашему опыту, является лучшим инструментом для психотерапии с переадресовкой клиенту ответственности за его жизнь.
Реакция начинается с первой позиции условного благополучия «Я благополучен — Вы благополучны». Условного, потому, что перед стрессом человек чувствовал себя более благополучным, чем в ходе его переживания.
Рис. 1. Мини-сценарий
Вторая позиция в мини-сценарии, отражает жизненную установку «Я не благополучен — Вы благополучны». Наиболее яркие чувства — обида, вина, смущение. Появляются мысли — «Почему это случилось со мной?», «За что?», «Я это заслужил».
Например, я не смог быть на высоте или совершил ошибку, которая привела к отрицательному результату. Я разочарован. И тогда я делаю вывод: «Мне не удалось справиться с проблемой, поэтому я не благополучен» и испытываю смущение и вину, что не смог оправдать чужие ожидания. И если я в детстве решил, что в случае неудачи я всегда буду принимать вину на себя, то теперь я вновь проигрываю эти ранние детские решения и испытываю неприятные чувства из детства: вину, обиду, смущение, беспомощность. И моя установка — «Я не благополучен — Вы благополучны»
Третья позиция — позиция Обвинителя. Если в детстве я решил, что лучше обвинять во всем других, то я могу из первой позиции сразу перейти в третью. При этом я торжествующе осуждаю, делаю язвительные замечания с позиции собственной безупречности, впадая порой в «благородное» неистовство. «Я благополучен — Вы не благополучны». Это способ отстоять себя взбунтовавшись. Если продолжить наш пример, то доводы следующие — «Никто не безупречен!», «У самих рыльце в пушку!», «На себя посмотри!».
Позиция четвертая — разочарованного. Если я решил, что «Я не благополучен, и Вы не благополучны», то из позиции второй или третьей я могу попасть в позицию четвертую. Я буду испытывать чувства беспомощности, разочарования и безнадежности.
Если мне повезло с родителями или я прошел психотерапию, то я не опущусь ниже первого уровня. Однако в зависимости от доминирующей жизненной позиции человек может «застревать» на любой из четырех позиций мини-сценария. Иногда эти остановки длятся годами. Например, клиенты, приходящие на психотерапию с посттравматическими синдромами, которые длятся больше 2 лет, обычно предпочитают не выходить из треугольника мини-сценария. Они перемещаются по малому треугольнику по позициям 2-3-4, реально оставаясь в нем и обрастая вторичными выгодами. Далее мы будем более подробно разбирать треугольник мини-сценария и работу с клиентами, переживающими посттравматический синдром.