Гигиена как профилактика заболеваний и травм.

Методики закаливания. О состоянии носоглотки. Об одежде и обуви на маршруте.

Физическая и психическая подготовленность как средство предупреждения заболеваний и травм. Элементы личной психогигиены и психотехники. Понятие аутотренинга.

Заболевания на маршруте. Диагностика и лечение.

Простудные заболевания. Заболевания органов пищеварения. Сердечная недостаточность. Обострение хронических заболеваний. Тепловой и солнечный удары. Обмороки. Травматический шок.

Условия возникновения. Диагностика. Противодействие.

Травмы. Диагностика, оказание помощи, транспортировка.

Повреждение мышечной ткани. Обработка ран, остановка кровотечения. Намины, мозоли, потертости. Ожоги, обморожения.

Переломы черепа, позвоночника. Переломы ключицы, ребер, костей таза. Переломы конечностей. Вывихи. Разрывы связок (частичные, полные).

Повреждения внутренних органов. Пневмоторакс. Воспаление и разрыв аппендикса.

Виды носилок и волокуш.

Комплектация аптечки. Обязанности санинструктора группы.

Психологическая подготовка.

Задачей психологической подготовки юных туристов является поддержание мотивации к занятиям и создание психологического климата в объединении, благоприятствующего совершению объединением путешествий в условиях природной среды, приближающихся к экстремальным. Для решения задач подготовки необходимы постоянный анализ и согласование ожиданий обучающихся от занятий туризмом. Необходимо учиться умению терпеть не только физический но и психологический дискомфорт (на фоне усталости), учиться не допускать возникновения дискомфорта. Для решения этих задач в объединениях проводится психологический практикум по выявлению и анализу ожиданий, постановке и решению ситуативных задач, анализу последствий решений.

Кроме этого на занятиях изучаются методы аутогенной тренировки, которая проводится до, после и во время совершения путешествий.

Общая физическая подготовка.

Общая физическая подготовка является обязательным элементом занятий на протяжении всего времени освоения данной программы. С годами изменяется количество повторов и скорость выполнения физических упражнений. Занятия по ОФП индивидуализируются в процессе выявления тех или иных особенностей физического развития обучающихся. Занятия по теории строения и функций человеческого организма, необходимости и системы врачебного контроля ежегодно проводятся в повторительном (обзорном) режиме.

Краткие сведения о строении и функциях орга­низма человека и влиянии физических упраж­нений.

Краткие сведения о строении человеческого организма (органы и системы). Изменения сердечной деятельности под влиянием нагрузок различной интенсивности. Дыхание в процессе занятий.

Ведущая роль центральной нервной системы в деятельности организма. Влияние различных физических упражнений на укрепление здоровья, повышение работоспособности, на совершенствование двигательных качеств человека.

Врачебный контроль, самоконтроль, предупре­ждение спортивных травм на тренировках.

Врачебный контроль и самоконтроль. Значение и содержание врачебного контроля при занятиях спортом. Порядок осуществления врачебного контроля. Показания и противопоказания к занятиям различными видами туризма.

Субъективные данные самоконтроля: самочувствие, сон, аппетит, работоспособность, настроение. Меры предупреждения переутомления.

Дневник самоконтроля.

Практические занятия: прохождение врачебного контроля. Ведение дневника самоконтроля. Изучение приемов самомассажа.

Физические упражнения.

Практические занятия

Упражнения для рук и плечевого пояса: сгибания и разгибания, враще­ния, махи, отведения и приведения, рывки на месте и в движении.

Упражнения для мышц шеи: наклоны, вращения и повороты головы в различных направлениях.

Упражнения для туловища для формирования правильной осанки: из различных исходных положений — наклоны, повороты и вращения туло­вища; в положении лежа — поднимание и опускание ног, круговые движе­ния одной и обеими ногами, поднимание и опускание туловища.

Упражнения для ног: различные маховые движения ногами, приседания на обеих и на одной ноге, выпады с дополнительными пружинящими дви­жениями.

Упражнения с сопротивлением: упражнения в парах — повороты и на­клоны туловища, сгибание и разгибание рук, переталкивание, приседания с партнером, переноска партнера на спине и на плечах, элементы борьбы в стойке, игры с элементами сопротивления.

Упражнения с предметами.

Упражнения с короткой и длинной скакалкой: прыжки с вращением скакалки вперед, назад, на одной и обеих ногах, прыжки с поворотами в приседе и полуприседе.

Упражнения с отягощением: упражнения с набивными мячами — бро­сать и ловить в различных исходных положениях (стоя, сидя, лежа), с по­воротами и приседаниями.

Упражнения с гантелями, штангой, мешками с песком: сгибание и раз­гибание рук, повороты и наклоны туловища, поднимание на носки, присе­дания.

Элементы акробатики: кувырки (вперед, назад, в стороны) в группировке, полушпагат; полет-кувырок вперед с места и с разбега, перевороты (в стороны и вперед).

Подвижные игры и эстафеты: игры с мячом; игры бегом с элементами сопротивления, с прыжками, с метанием; эстафеты встречные и круговые с преодолением полосы препят­ствий с переноской, расстановкой и собиранием предметов, переноской гру­за, метанием в цель, бросками и ловлей мяча, прыжками и бегом в различ­ных сочетаниях перечисленных элементов; игры на внимание, сообрази­тельность, координацию.

Легкая атлетика.

Бег на короткие дистанции 30, 60, 100 м из различных исходных положений. Эстафетный бег на этих же дистанциях. Бег на 100, 800 м. Бег по пересеченной местности (кросс) до 3-5 км с преодолением различных есте­ственных и искусственных препятствий. Интервальный и переменный бег.Прыжки в длину и высоту с места и с разбега. Тройной, пятерной прыжок, многоскоки. Метание гранаты, толкание ядра. Прыжки в высоту.

Гимнастические упражнения.

Упражнения на снарядах: гимнастическая стенка, канат, шест, лестни­ца, скамейка, перекладина, брусья, кольца; опорные и простые прыжки смостика и трамплина через козла, коня.

Спортивные игры: ручной мяч, баскетбол, футбол, волейбол.

Плавание. Освоение одного из способов плавания: старты и повороты, плавание на время 25, 50, 100 и более метров.

Упражнения на развитие выносливости.

Бег в равномерном такте по равнинной и пересеченной местности, от­крытой и закрытой, в том числе и по заболоченной на дистанции от 5 до 15 км. Бег «в гору». Ходьба на лыжах на дистанции от 5 до 15 км. Марш-бро­ски и туристские походы (однодневные и многодневные). Плавание различ­ными способами на дистанции до 800 м. Многократное пробегание отрезков на различные дистанции с изменением скорости, темпа и продолжительно­сти бега в различных условиях местности. Смешанное передвижение с че­редованием ходьбы, бега. Бег по песку, по кочкам; бег на мелком месте в воде. Упражнения со скакалкой в заданном темпе.

Упражнения на развитие быстроты.

Бег с высокого и низкого старта на скорость на дистанции 30, 60, 100, 200, 400 м. Бег на месте в быстром темпе с высоким подниманием бедра. Бег семенящий, прыжковый. Бег с внезапной сменой направлений, с вне­запными остановками, с обеганием препятствий. Эстафеты: встречные, с преодолением препятствий, с прыжками, по кругу и т.д. Быстрое приседа­ние и вставание. Бег с переменной скоростью и повторный бег. Бег боком и спиной вперед. Бег змейкой между расставленными в различном положе­нии стойками.

Упражнения со скакалкой: два прыжка на один оборот скакалки, один прыжок на два оборота скакалки, чередование различных прыжков на од­ной и двух ногах. Бег через барьеры различной высоты на дистанции 60, 100, 200 м.

Различные игры и игровые упражнения, выполняемые в быстром темпе (баскетбол 3:3, футбол 5:5, с укороченными таймами).

Упражнения для развития ловкости и прыгучести.

Прыжки в длину в яму с песком, через яму с водой, канаву, ручей. Прыжки по кочкам. Прыжки в высоту через планку, жердь, поваленное де­рево с одной и двух ног. Прыжки через коня, козла. Прыжки на одной и обеих ногах на месте и в движении. Прыжки со скакалкой в движении. Прыжки вверх из положения приседа, упора присев. Бег-прыжки и прыж­ки по ступенькам в заданном темпе. Прыжки вниз с гимнастической лест­ницы, бровки оврага, берега реки и т.д.

Элементы акробатики: кувырки, перекаты, перевороты, ложные паде­ния на лыжах. Гимнастические упражнения на различных снарядах, тре­бующие сложной координации движении. Упражнения на равновесие, вы­полняемые на гимнастическом бревне, скамейке. Переправа по бревну че­рез овраг, ручей, канаву; переправа по качающемуся бревну. Подъем по гимнастической лестнице, стенке, в том числе без помощи ног; подъем по крутым склонам оврагов, берегов ручьев.

Элементы скалолазания.

Игры: баскетбол, гандбол, футбол со специальными падениями. Эстафе­ты с применением сложных двигательных заданий, требующих координа­ции движений. Участие в преодолении туристской полосы препятствий.

Упражнения для развития силы.

Сгибание и разгибание рук в упорах о предметы на разной высоте от по­ла (гимнастическую стенку, стул, гимнастическую скамейку, пол). Из упо­ра лежа отталкивание от пола с хлопком. Приседания на двух и одной но­гах. Прыжки и подскоки на одной и двух ногах без отягощения и с отяго­щением (гантели, набивные мячи весом 2-4 кг, диск от штанги, штанга) с последующим быстрым выпрямлением.

Броски набивного мяча одной и двумя руками из-за головы, от груди, снизу, сбоку, броски с поворотом туловища.

Упражнения для развития силы отдельных мышечных групп(тулови­ща, рук, ног) без предметов и с предметами (набивными мячами, гантеля­ми, резиновыми амортизаторами).

Упражнения со штангой (40-60% от веса спортсмена), повороты туловища со штангой на плечах, приседания, выжимания и выталкивания штанги от груди и др.

Упражнения на гимнастической стенке: подтягивание на руках, поднимание ног до угла 90 градусов и др.

Эстафеты с переноской тяжелых предметов (набивных мячей, камне партнеров по команде и т.д.).

Упражнения для развития гибкости, на развитие и расслабление мышц.

Ходьба с выпадами, перекрестным шагом. Пружинистые приседания положении выпада, полушпагат, шпагат. Маховые движения руками и ногами в различной плоскости. Пружинистые наклоны туловища вперед, в стороны, назад из различных исходных положений. Парные упражнения с сопротивлением на гибкость, растяжение и подвижность суставов. Круговые движения туловищем, повороты с движением и без движения руками и ногами. Упражнения с палками, булавами. Отведение ног и рук в различ­ных упражнениях, из различных исходных положений, на месте и в движении. Размахивание руками и ногами, с расслаблением мышц при взмахе вперед, назад, в стороны. Махи руками (свободно опущенными) при повороте туловища. Наклоны вперед, в стороны, медленный бег с расслаблением мышц плечевого пояса и рук. Встряхивание рук, ног на месте и в движении. Упражнения на восстановление дыхания — глубокий вдох и продолжительный выдох.

Специальная физическая подготовка.

Занятия по разделу «Специальная подготовка» (СП) и «Специальная физическая подготовка» (СФП) могут отличаться только интенсивностью движения обучающихся. В режиме разучивания и осмысления сложных специальных стереотипов движения занятия проводятся без фиксации времени совершения упражнений. Те же упражнения, повторяемые на время с требованиями к интенсивности движения обучающихся, относятся к курсу специальной физической подготовки. Разучивание и осмысление стереотипа движения произошло. В курсе СФП организм обучающегося развивает в себе способность к продолжительному и интенсивному выполнению тех или иных сложных индивидуальных и командных движений. При проведении занятий по СФП обращается внимание не только на скорость выполнения движений, но и на продолжительность перерывов между упражнениями. Разучивание технического приема, определение оптимального стереотипа его выполнения (СП) и многократное выполнение приема на время (СФП) могут иметь место в течение одного занятия, проходящего в спортзале или в условиях природной среды.

Упражнения на лыжах.

Круговые подъемы и спуски с поворотами на крутом снежном склоне.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ (АУДИТОРНЫЕ ЗАНЯТИЯ)

Дата Название тем разделов Общее кол-во часов Кол-во часов теории Кол-во часов практ.
сентябрь        
07.09.2017 Вводный инструктаж. Обеспечение безопасности занятий туризмом. -
14.09.2017 Обзор туристских возможностей Санкт-Петербурга и Ленинградской области. -
21.09.2017 Снаряжение для пеших походов. -
28.09.2017 Организация питания в путешествии. -
октябрь        
5.10.2017 Туристский полевой лагерь. -
12.10.2017 Первая помощь в путешествии. -
19.10.2017 Снаряжение для пеших походов. -
26.10.2017 Организация питания в путешествии. -
ноябрь        
2.11.2017 Задачи и средства общей физической подготовки. Физические упражнения. -
9.11.2017 Задачи и средства общей физической подготовки. Физические упражнения. -
16.11.2017 Основы метеорологии. Предсказание погоды по местным признакам. -
23.11.2017 Краткие сведения о строении и функциях организма человека и влиянии физических упражнений. Врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение спортивных травм на тренировках.     -
30.11.2017 Задачи и средства общей физической подготовки. Физические упражнения. -
декабрь        
7.12.2017 Основы топографии и ориентирования на местности. -
14.12.2017 Экипировка лыжника на прогулке. -
21.12.2017 Задачи и средства общей физической подготовки. Физические упражнения. -
28.12.2017 Техника полевого походного быта. -
январь        
11.01.2018 Краеведение на маршруте похода. Фиксация движения по маршруту. Летопись путешествия. -
18.01.2018 Снаряжение для преодоления препятствий маршрута. Устройство и эксплуатация. -
25.01.2018 Техника лыжных ходов на прогулочных лыжах. -
февраль        
1.02.2018 Задачи и средства общей физической подготовки. Физические упражнения. -
8.02.2018 Первая помощь в путешествии. -
15.02.2018 История и концепция безопасности в спортивном туризме. -
22.02.2018 Врачебный контроль, самоконтроль, предупре-ждение спортивных травм на тренировках. -
март        
1.03.2018 Задачи и средства общей физической подготовки. Физические упражнения. -
8.03.2018 Топография в туристском походе. Карты топографические и карты спортивные. Ориентирование по топографическим и спортивным картам на местности. -
15.03.2018 Задачи и средства общей физической подготовки. Физические упражнения. -
22.03.2018 Упражнения по преодоление водных преград. -
29.03.2018 Упражнения по преодоление водных преград. -
апрель        
5.04.2018 Поисково-спасательные работы, проводимые силами туристской группы. -
12.04.2018 Упражнения по преодоление водных преград. -
19.04.2018 Упражнения по преодоление склонов (спуски, подъемы). -
26.04.2018 Упражнения по преодоление склонов (спуски, подъемы). -
май        
3.05.2018 Упражнения по преодоление водных преград. -
10.05.2018 Задачи и средства общей физической подготовки. Физические упражнения. -
17.05.2018 Упражнения по преодоление водных преград. -
24.05.2018 Итоговое занятие - -
  Итого:

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ (ВЫЕЗДНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ)

Месяц Дата и кол-во дней Название мероприятия Общее кол-во часов Кол-во часов теории Кол-во часов практ
-
сентябрь 24.09. 2017 Выезд: -
  1 день Снаряжение для пеших походов. (2 часа); Организация питания в путешествии. (2 часа); Задачи и средства общей физической подготовки. Физические упражнения. (4 часа)     2+2+4
октябрь 07.10. 2017 Выезд: -
  2 дня Туристский полевой лагерь. (2 часа); Топография в туристском походе. Карты топографические и карты спортивные. Ориентирование по топографическим и спортивным картам на местности.(4 часа); Техника полевого походного быта. (4 часа); Основы топографии и ориентирования на местности. (2 часа) Задачи и средства общей физической подготовки. Физические упражнения. (4 часа)     2+4+4+2+4
  22.10. 2017 Выезд: -
  1 день Основы топографии и ориентирования на местности. (2 часа); Первая помощь в путешествии. (2 часа); Задачи и средства общей физической подготовки. Физические упражнения. (4 часа)     2+2+4
ноябрь 04.11. 2017 Выезд: -
  1 день Организация питания в путешествии. (2 часа); Врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение спортивных травм на тренировках. (2 часа); Топография в туристском походе. Карты топографические и карты спортивные. Ориентирование по топографическим и спортивным картам на местности. (2 часа) Техника полевого походного быта. (2 часа)     2+2+2+2
  19.11. 2017 Выезд: -
    Основы топографии и ориентирования на местности. (2 часа); Топография в туристском походе. Карты топографические и карты спортивные. Ориентирование по топографическим и спортивным картам на местности. (2 часа); Задачи и средства общей физической подготовки. Физические упражнения. (4 часа)     2+2+4
декабрь 03.12. 2017 Выезд: -
  1 день История и концепция безопасности в спортивном туризме. (2 часа); Снаряжение для преодоления препятствий маршрута. Устройство и эксплуатация. (2 часа); Краеведение на маршруте похода. Фиксация движения по маршруту. Летопись путешествия. (2 часа); Задачи и средства общей физической подготовки. Физические упражнения. (2 часа)     2+2+2+2
  17.12. 2017 Выезд: -
  1 день Техника полевого походного быта. (2 часа); Техника лыжных ходов на прогулочных лыжах. (2 часа); Топография в туристском походе. Карты топографические и карты спортивные. Ориентирование по топографическим и спортивным картам на местности. (2 часа); Задачи и средства общей физической подготовки. Физические упражнения. (2 часа)     2+2+2+2
январь 14.01. 2018 Выезд: -
  1 день Техника полевого походного быта. (2 часа); Техника лыжных ходов на прогулочных лыжах. (2 часа); Топография в туристском походе. Карты топографические и карты спортивные. Ориентирование по топографическим и спортивным картам на местности. (2 часа); Задачи и средства общей физической подготовки. Физические упражнения. (2 часа)     2+2+2+2
февраль 11.02. 2018 Выезд -
  1 день Снаряжение для преодоления препятствий маршрута. Устройство и эксплуатация. (2 часа); Техника лыжных ходов на прогулочных лыжах. (4 часа); Задачи и средства общей физической подготовки. Физические упражнения. (2 часа)         2+4+2
  25.02. 2018 Выезд -
  1 день Краеведение на маршруте похода. Фиксация движения по маршруту. Летопись путешествия. (2 часа); Снаряжение для преодоления препятствий маршрута. Устройство и эксплуатация. (2 часа); Задачи и средства общей физической подготовки. Физические упражнения. (2 часа) Техника лыжных ходов на прогулочных лыжах. (2 часа)         2+4+2
март 11.03. 2018 Выезд: -
  1 день Техника полевого походного быта. (2 часа); Снаряжение для пеших походов. (2 часа); Поисково-спасательные работы, проводимые силами туристской группы. (2 часа) Техника лыжных ходов на прогулочных лыжах. (2 часа)     2+2+2+2
  25.03. 2018 Выезд -
  1 день Техника полевого походного быта. (2 часа); Упражнения по преодоление водных преград. (4 часа) Упражнения по преодоление склонов (спуски, подъемы). (2 часа)     2+4+2
апрель 08.04. 2018 Выезд: -
  1 день Снаряжение для преодоления препятствий маршрута. Устройство и эксплуатация. (2 часа); Упражнения по преодоление водных преград. (4 часа) Упражнения по преодоление склонов (спуски, подъемы). (2 часа)     2+4+2
  22.04. 2018 Выезд: -
  1 день Краеведение на маршруте похода. Фиксация движения по маршруту. Летопись путешествия. (2 часа);; Топография в туристском походе. Карты топографические и карты спортивные. Ориентирование по топографическим и спортивным картам на местности. (2 часа); Задачи и средства общей физической подготовки. Физические упражнения. (4 часа)     2+2+4
май 06.05. 2018 Выезд:  
  1 день Задачи и средства общей физической подготовки. Физические упражнения. (2 часа); Упражнения по преодоление водных преград. (2 часа) Упражнения по преодоление склонов (спуски, подъемы). (2 часа) Поисково-спасательные работы, проводимые силами туристской группы. (2 часа)     2+2+2+2
  20.05. 2018 Выезд: -
  2дня Краеведение на маршруте похода. Фиксация движения по маршруту. Летопись путешествия. (2 часа); Упражнения по преодоление водных преград. (8 часов) Упражнения по преодоление склонов (спуски, подъемы). (4 часа) Поисково-спасательные работы, проводимые силами туристской группы. (2 часа)     2+8+4+2

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ, УСЛОВИЯ ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННОГО, МАТЕРИАЛЬНОГО, КАДРОВОГО, ОРГАНИЗАЦИОННО-МАССОВОГО И МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.

Работа с родителями.

Родители обучающихся могут участвовать в планировании образовательного процесса и в определении его целей, не противоречащих целям и принципам организации образовательного процесса, определяемым настоящей программой. В целях более оперативного и эффективного участия в планировании образовательного процесса родители обучающихся могут создавать родительские объединения (комитеты, советы и т.д.).

В период подготовки многодневных сборов и путешествий проводятся родительские собрания, на которых педагог – руководитель объединения оповещает родителей о планируемой программе мероприятия, собирает необходимые расписки и справки. Родительское собрание (родительский комитет) вправе принять решение о сборе о порядке расходования дополнительных средств в период подготовки мероприятия. Решение реализуется членами родительского комитета без непосредственного участия педагогов – руководителей объединения.

Наши рекомендации