Расширение области деятельности и интересов

Психологический мир, который оказывает влияние на поведение ребенка, по-видимому, расширяется с возрастом как в отношении областей, так и в отношении временного интерва­ла, который принимается во внимание.

Границы поля. Трехмесячный ребенок, живущий в колыбели, знает несколько географических областей вокруг себя, и облас­тей возможной деятельности сравнительно мало. Ребенку в воз­расте одного года знакомы гораздо более широкая географичес­кая область и более широкое поле деятельности. Он, вероятно, знает ряд комнат в доме, сад и некоторые улицы. Некоторые из этих территорий ему доступны, другие — нет. Он может быть в состоянии залезть под стол или под диван, но может быть не в состоянии залезть на определенный стул, хотя ему хотелось бы это сделать. Такие области его жизненного пространства лежат вне пространства его свободного движения (Левин, 1936), кото­рое ограничено частично его собственными способностями, а частично социальными табу. Ребенку может, например, нравиться рвать книги. В этом случае разрывание книг — это область в ;го жизненном пространстве, она может значительно повлиять на его поведение. Это верно, даже несмотря на то что «нет» матери не пускает ребенка в эту область деятельности. Расхож­дение между притягательными областями жизненного простран­ства и пространством свободного движения — один из домини­рующих факторов, определяющих уровень притязаний индивида. В ходе развития и пространство свободного движения, и жиз-[енное пространство обычно увеличиваются. Область деятель­ности, доступная для растущего ребенка, расширяется, потому ito повышаются его собственные способности, и возможно, что по мере увеличения возраста социальные ограничения снима­ются быстрее, чем они создаются, по крайней мере после пе­риода младенчества. Определенные события, например появле­ние младшего братика или сестренки, вполне могут поменять баланс изменения в данный период на противоположный. Од­нако даже в те промежутки времени, когда пространство сво-юдного движения не растет, жизненное пространство с возра­стом обычно распространяется на новые, частью доступные, ча­стью недоступные регионы. Расширение границ жизненного пространства иногда происходит постепенно, иногда довольно резкими скачками. Последнее характерно для так называемых кризисов развития. Этот процесс еще долго продолжается во взрослости (Бюлер, 1935).

Временная перспектива. Сходное расширение жизненного пространства в ходе развития происходит в том, что может быть названо «психологическим временным измерением». В ходе развития масштаб психологического временного измерения жиз­ненного пространства растет от часов до дней, месяцев и лет. Другими словами, маленький ребенок живет в ближайшем на­стоящем; с увеличением возраста все более отдаленное психо­логическое прошлое и будущее оказывают воздействие на на­стоящее поведение.

Может быть, можно истолковать усиливающееся расшире­ние жизненного пространства просто как комбинацию расту­щего разнообразия поведения и различных типов организации поведения. Однако мы предпочитаем выражать это изменение в отдельном утверждении:

(3) LSp{Ch)<LSp{Ad),

где L Sp (C/j) означает размер жизненного пространства ребенка (life space of the child); a LSp(Ad)—размер жизненного про­странства взрослого (life space of the adult).

Также для пространства свободного движения (т. е. совокуп­ности доступных регионов в рамках жизненного пространства) в среднем верно,что:

(4) SFM{Ch)<SFM(Ad),

где SFM (Ch) означает размер пространства свободного движе­ния ребенка (space of free movement of the child), a SFM (Ad) — размер пространства свободного движения взрослого (space of free movement of the adult). Однако пространство свободного движения может быть сужено в течение определенных перио­дов развития. Например, когда ребенок подчиняется жесткому режиму.

ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ ПОВЕДЕНИЯ

Утверждение, что индивид становится все более диффе­ренцированным, может иметь два значения. Оно может означать, что увеличивается разнообразие поведения, т. е. что все поведе­ние, наблюдаемое в данном возрасте, становится менее однород­ным. В таком случае термин «дифференциация» относится к отно­шениям сходства и различия; он означает «специализацию» или «индивидуализацию». С другой стороны, термин «дифференци­ация» может относиться к отношениям зависимости и незави­симости между частями динамического целого. В таком случае увеличивающаяся дифференциация означает, что увеличивается

число частей человека, которые могут функционировать относи­тельно независимо, т. е. что увеличивается степень их незави­симости5. Поскольку мы уже обсуждали растущее разнообразие поведения, обратимся теперь к вопросам зависимости и неза­висимости.

Утверждение, что ребенок обнаруживает большее единство, чем взрослый, стало подчеркиваться в психологии сравнительно недавно. Ранее было принято считать, что взрослый проявляет большее единство, потому что в детстве различные потребности и различные области деятельности могут развиваться более или менее независимо. С другой стороны, более вероятно, что у взрослого эти различные области деятельности интегрированы.

Сегодня общепризнано, что развитие ребенка включает воз­растание и дифференциации, и интеграции. Развитие, по-види­мому, увеличивает количество относительно независимых час­тей человека и степень независимости, таким образом умень­шая степень единства индивида. С другой стороны, развитие предполагает интеграцию, которая увеличивает единство чело­века. Так как оба эти процесса идут в одно время, интеграция, очевидно, не может быть процессом, который на самом деле про­тивоположен дифференциации. Она не уничтожает дифферен­циацию, и она не является дедифференциацией. Напротив, ин­теграция предполагает дифференциацию. Чтобы избежать не­доразумений, мы предпочитаем поэтому использовать термин «организация» вместо «интеграция».

Вид функциональной взаимозависимости, лежащий в основе степени организационного единства человека, должен отличать­ся от вида взаимозависимости, лежащего в основе степени его дифференциации. Понятия, описывающие взаимозависимость, находятся на уровне конструктов, и любая попытка более точно определить различные типы взаимозависимости предполагает обсуждение ряда конструктов. Мы подойдем к ним после обзо­ра эмпирических данных, относящихся к возрастающей диффе­ренциации индивида, с одной стороны, и его возрастающей орга­низации, — с другой.

Уменьшение простой взаимозависимостимы начнем с тех фак­тов, которые указывают на растущую дифференциацию человека.

В морфологии термин «дифференциация» ограничен случаями, когда час­ти становятся не только более независимыми, но и отличными друг от друга. Было бы целесообразным использовать два различных термина для двух представлений о дифференциации. Мы будем говорить о «спе­цификации» или «индивидуализации» в случае увеличивающегося разли­чия, о «дифференциации» — в случае увеличивающейся независимости.

Дифференциация моторных систем

Так называемая общая активность плода и младенца — характерный пример недифференцированной реакции индиви­да всем телом, а не определенными членами. Развитие ребенка характеризуется растущей дифференциацией моторных функций, признаком которой является возрастающая степень, в которой различные части проявляют сравнительно независимые действия. Развитие хватания (Halverson, 1931), например, начинается со стремления приблизиться к объекту одновременно глазами, но­гами, руками, ртом. Постепенно другие виды деятельности вы­падают, и ребенок начинает использовать сначала руки и кисти как относительно недифференцированные единицы и наконец овладевает точными движениями пальцев. Вероятно, справедли­во будет сказать, что маленький ребенок демонстрирует тенден­цию делать все всем своим телом в большей степени, чем бо­лее старший ребенок. Постепенное уменьшение так называемых непроизвольных сопровождающих движений — это только дру­гое выражение того же самого факта."У ребенка увеличение то­нуса одной части мышечной системы с большей вероятностью сопровождается увеличением тонуса в других частях, чем у взрос­лого. Другими словами, моторная система демонстрирует растущую дифференциацию в том, что касается мышечного напряжения.

Взаимозависимость внутриличностной и моторной областей

Сходное уменьшение в степени взаимозависимости можно наблюдать в том, как выражаются потребности или эмо­ции. Величина мышечной активности у младенца прямо пропор­циональна егр голоду (Ирвин, 1932). Вероятно, правда то, что для более старших детей и взрослых существует похожая связь между голодом и величиной беспокойства, воинственности и дру­гих эмоциональных выражений. Однако эта зависимость менее прямая. Насытившийся младенец насытился от души; он опья­нен; он выражает это состояние всем существом, и он беспомо­щен против этого выражения. Более старший ребенок больше контролирует себя. Его моторная система не показывает так от­крыто его потребности и его эмоциональное состояние. Други­ми словами, с увеличением возраста появляется менее прямая взаимозависимость между моторными системами и «внутрилич-ностными системами», т. е. теми психическими структурами, ко­торые связаны с потребностями человека.

Уменьшение прямой зависимости между этими двумя час­тями у человека проявляется в том влиянии, которое состояние

моторной системы оказывает на психику. У маленького ребенка настроение и практически каждый сектор поведения более прямо зависят от телесного состояния, например усталости, голода, рас­строенного желудка и т. д., чем у более старших детей.

Взаимозависимость во внутриличностных пространствах

Некоторые факты указывают, что различные потреб­ности также могут стать менее взаимозависимыми. Сонасыще-ние одной потребности через насыщение другой уменьшается с возрастом (Кунин, 1941). Эксперименты по замещающей ценно­сти (Слиосберг, 1934) показывают, что насыщение одной потреб­ности с большей вероятностью вызывает общее состояние удов­летворения у более, младших, чем у более старших детей. Для более взрослых людей состояние напряжения различных потреб­ностей в большей степени независимо.

Взаимозависимость человека и среды

Очень маленький ребенок беспомощно подвергается воздействию стимулов сиюминутной ситуации. Более старший ребенок может с большей легкостью поставить себя выше ситу­ации. Было обнаружено, что это различие существенно для по­ведения младенцев и более старших детей в конфликтной ситу­ации. Это отчасти результат изменения временной перспекти­вы, но это также указывает на большую «функциональную дистанцию» между Эго и психологической средой. Спенсер (1872) и позже Пиаже (1937) обсуждали эту большую удаленность или большую «дистанцию» между центральным Эго человека и сре­дой (см. также: Оллпорт, 1937; Хейдер, 1927). Растущий ребенок становится дифференцированным на все большем количестве центральных и более периферических слоев. Верно и то, что «поверхностные» стороны вещей и событий в воспринимаемой среде все больше отделяются от их «более глубокого» смысла. Большая дистанция между центральным слоем Эго и психоло­гической средой предполагает большую независимость или по край­ней мере менее прямую взаимозависимость между этими областя­ми жизненного пространства, т. е. психологической личностью и психологической средой. Это делает ребенка менее беззащитным против непосредственных влияний его среды и делает восприни­маемую среду менее зависимой от настроения и сиюминутного состояния потребности ребенка. Мы знаем, что взрослый будет воспринимать данную физическую обстановку как иную психо­логическую среду, если изменятся его потребности, страхи,

желания и т. д. Однако зависимость воспринимаемой среды от по­требностей и страхов индивида, вероятно, более полная и более непосредственная у ребенка. Фантазия и реальность, правда и ложь, по-видимому, больше переплетены у ребенка, чем у взрос­лого, и больше у младшего ребенка, чем у старшего.

В целом, таким образом, имеется большое число фактов, ко­торые указывают, что развитие приводит к дифференциации внутри жизненного пространства индивида, так что некоторые его части становятся менее прямо взаимозависимыми. Это умень­шение прямой взаимозависимости наблюдается в моторной систе­ме индивида, в его внутриличностных регионах, в отношении между внутренними психологическими регионами и психологи­ческой средой. Мы можем выразить это наблюдение формулой:

(5) si uni (Ch) > si uni {Ad),

где si uni (Ch) означает степень единства ребенка, на которую указывает степень простой взаимозависимости определенных частей жизненного пространства ребенка, a si uni (Ad) означает степень единства взрослого.

Кроме того, мы можем сформулировать:

(5а) dif(Ch)<dif(Ad),

где dif{Ch) и dif (Ad) означают степень дифференциации ребен­ка и взрослого.

Наши рекомендации