Основные различия в поведении на разных возрастных уровнях

Чтобы понять ситуации, которые приводят к регрес­сии, необходимо будет разработать четкие понятия, характери­зующие поведение и состояние человека, соответствующие раз­личным уровням развития. Это должно быть сделано так, чтобы дать возможность логически вывести утверждения относитель­но сил, которые меняют человека от состояния, соответствую­щего более высокому уровню, до состояния, соответствующего более низкому уровню. Если бы эта задача была выполнена, мы имели бы исчерпывающую теорию регрессии, которая позволи­ла бы делать предсказания о величине и виде регрессии данно­го человека при различных обстоятельствах.

Очевидно, что такая цель может быть достигнута только посте­пенно. Мы прежде всего попытаемся сделать обзор того, что мож­но было бы назвать основными аспектами поведенческих различий на разных возрастных уровнях.. Затем мы перейдем к обсужде­нию некоторых видов конструктов, которые могут сделать возмож­ным концептуальное представление состояния человека таким образом, чтобы можно было понять по крайней мере некоторые поведенческие различия и вывести некоторые условия регрессии.

Различия в поведении на разных возрастных уровнях могут быть классифицированы по следующим пяти аспектам: разнооб­разие поведения, организация поведения, расширение областей деятельности, взаимозависимость поведения и степень реализма.

РАЗНООБРАЗИЕ ПОВЕДЕНИЯ

Мы говорим о возрастающем разнообразии поведения ребенка, когда он становится старше. (Это верно, несмотря на тот факт, что некоторые типы поведения выпадают в ходе раз­вития.) Возрастающее разнообразие поведения заметно во мно­гих отношениях.

а) Поведение новорожденного более или менее ограничено сном, едой, плачем, питьем, физиологическими отправлениями и лежанием в бодрствующем состоянии. Поведение растущего ребенка включает все больше типов деятельности: говорение, хождение, чтение и т. д. Недифференцированное поведение ста­новится дифференцированным, разветвляясь на множество раз­новидностей деятельности. Например, подход к цели — это сна­чала всегда прямой подход. Позже благодаря окружным марш­рутам и использованию физических и социальных инструментов появляются косвенные пути подхода. Кроме того, прямой подход показывает больше разнообразия, например, в степени активно­сти, количестве реальных или напоминающих жесты поступков и т. д. Косвенный подход становится дифференцированным в от­ношении вида используемых физических и социальных инстру­ментов. Сходную дифференциацию можно наблюдать практически во всех областях деятельности (Ирвин, 1932). Речь индивида воз­растает в отношении количества используемых слов (Смит, 1926), типов используемых слов и грамматической конструкции. Если деятельность рассматривается как возможности, которые имеет индивид, то говорят об увеличении разнообразия «умений».

б) Подобным образом увеличивающееся разнообразие может наблюдаться в области эмоций (Бриджес, 1931). Опять прими­тивные недифференцированные эмоциональные выражения раз­ветвляются на отдельные виды. Сначала бывает трудно отли­чить радость от гримасы, вызванной болью в желудке. Позже улыбка — это нечто довольно явственное по характеру и оче­видное. Шаг за шагом появляется больше типов улыбки, как, на­пример, дружески открытые улыбки, счастливые улыбки, над­менные улыбки, вызывающие улыбки и т. д.

в) Сходную дифференциацию можно наблюдать в области потребностей, интересов и целей. Шаг за шагом немногочис­ленные потребности младенца разветвляются на большее мно­жество. Это увеличение очень заметно в детстве. Кроме того, происходит изменение главенства определенных потребностей.

г) Процесс дифференциации до большого разнообразия осо­бенно очевиден в области познания. Сравнительно недифферен­цированный психологический мир младенца расширяется и

структурируется в процессе, который можно описать как диф­ференциацию (Коффка, 1928). Изменение в знании включает множество когнитивных изменений, которые являются реструк­туризацией, а не увеличением видов областей. Однако одна из преобладающих характеристик изменения знания с возрастом в отношении как научения, так и инсайта — это его возросшая дифференциация, его большее богатство.

д) Социальное поведение и социальные связи демонстриру­ют возрастающее разнообразие. Количество людей, социальные отношения с которыми существуют, увеличивается, как увели­чиваются типы социальных взаимосвязей. Отношения с различ­ными индивидами становятся все более выраженными в том, что касается особых видов дружбы, зависимости или лидерства. Делается более четкое разграничение между поверхностными и более глубокими привязанностями.

В целом, таким образом, мы можем сказать, что разнообра­зие поведения возрастает на протяжении детства при нормаль­ном развитии. Это может быть выражено формулой:

(1) var(BCh)<var{BAd),

где var означает разнообразие (variety); BCh — поведение ребен­ка (behavior of the child); BAd — поведение взрослого (behavior of the adult). Чтобы упростить наше формульное представление и показать, что мы просто хотим охарактеризовать основные на­правления развития, мы будем в формулах говорить только о двух уровнях, обозначенных как Ch и Ad.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ

Если бы развитие поведения приводило просто к воз­росшему разнообразию поведения, можно было бы ожидать, что поведение индивида будет становиться все более хаотическим или по крайней мере все более несвязным. Этого не происхо­дит. Параллельно растущей дифференциации идет развитие, в соответствии с которым все большее множество частей включа­ется в одну единицу действия.. Существует ряд путей, какими различные действия могут стать частями большей единицы дея­тельности. Часто единство поведения, которое имеет место в те­чение определенного периода времени и содержит ряд более или менее различных подчастей, характеризуется одной веду­щей идеей, которая управляет и контролирует части. Этой веду­щей идеей может быть основной замысел или достижение цели. Подчастями могут быть определенные подготовительные дей­ствия, за которыми следуют действия, приводящие индивида к

цели, и наконец определенные завершающие действия. В таком случае некоторые подчасти деятельности имеют соотношение средств для достижения цели. Основной целью может быть точ­ная цель, как, например, перелезть через забор, или более об­щая идея, как игра в дочки-матери. В других случаях, например в развлекательной или игровой деятельности, такой, как чтение книги, различные части в основном имеют характер согласо­ванных подразделений.

В связи со всеми типами единства в поведении, которые под­лежат руководству или управлению со стороны главной цели или ведущей идеи, мы будем говорить об организации поведе­ния4. В этих случаях можно выделить по крайней мере два уровня: управляющую идею и управляемую манипуляцию.

В развитии можно выделить три аспекта организации пове­дения.

Сложность единиц. Можно сказать, что максимальное коли­чество частей и разнообразие частей, содержащихся в одной еди­нице деятельности, увеличивается с развитием. Вместо того чтобы иметь дело с двумя строительными» блоками одновременно, ре­бенок, когда он становится старше, использует все большее ко­личество строительных блоков при создании простейшего об­разца. Один из признаков большей сложности — увеличение с возрастом максимальной продолжительности непрерывной игры (Бюлер, 1935).

Иерархическая организация. Помимо растущего числа мани­пуляций, которые могут удерживаться вместе ведущей идеей, сам тип организации, по-видимому, становится все более слож­ным: цель, которая управляет рядом манипуляций, может стать подцелью более обширной цели. Подцели управляются более высокими целями почти таким же образом, каким фактическая манипуляция управляется подцелью. Например, основная идея поиграть в дочки-матери может содержать ряд подчиненных идей: папа идет на работу, мама одевает детей, стирает белье и т. д. — все они приведены в определенную последовательность, управляемую главной идеей. Такая подцель, как одевание детей, может включать одевание Мэри и одевание Джорджа. Друтими

Нередко в- этой связи используется термин «интеграция». Мы предпо­читаем говорить об организации, потому что с математической точки зрения интеграция обратив дифференциации. Однако было правильно подчеркнуто, что психологическая «интеграция» не означает дедиффе-ренциацию. Может быть, лучше заменить этот термин термином «орга­низация». Это использование термина «организация», кажется, хорошо согласуется с использованием его в эмбриологии, а также в социологии.

словами, более крупная единица поведения может содержать ряд иерархических уровней, каждый из которых управляется следу­ющим, более высоким уровнем. Говоря о ряде уровней, мы бу­дем говорить о различных «степенях иерархической организа­ции» поведенческой единицы.

Максимальная степень иерархической организации, по-видимому, увеличивается с возрастом, т. е. одна единица может содержать больше уровней у более старших, чем у более маленьких детей.

Сложная организация. Деятельность, управляемая одной иде­ей, может не выполняться как непрерывное действие, но может быть прервана другой деятельностью и позже снова возобнов­лена. Успешное завершение деятельности, которая должна быть неоднократно прервана, очевидно, требует сравнительно. слож­ной организации. Второй вид сложной организации существует в перекрывающемся поведении, когда одновременно выполня­ются два вида деятельности или более, управляемые практичес­ки не связанными идеями. Примером такого поведения являет­ся побочная игра, т. е. игра, которая происходит одновременно с иными видами деятельности, такими, как разговор с другим человеком о вещах, не имеющих отношения к игре. Тесно свя­зана с этим организация поведения, имеющая два уровня зна­чения. Ложь, шутки, проявление чрезмерно дружеского обра­щения из ненависти или сходные «искаженные выражения» — это действия на двух уровнях, о которых можно сказать, что они более или менее противоречащие. Более очевидный уровень часто служит для прикрытия противоположного значения более глубокого уровня и является признаком сложной организации действия. Очевидно, проблема самоконтроля тесно связана с этим типом организации.

Ложь и шутки — это довольно ранние достижения. Однако ложь двухлетнего ребенка сравнительно очевидна и примитив­на. Способность проявлять этот тип сложной организации, по-видимому, растет с возрастом.

Нельзя сказать, что все действия старшего ребенка более высоко организованы, чем все действия младшего ребенка. Пове­дение более старшего ребенка часто включает единицы, которые менее сложны, чем у более младших детей. Однако максималь­ная степень организации поведенческих единиц, по-видимому, увеличивается в возрастом; другими словами, мы можем сказать:

(2) hier orgmax {BCil) < Ыег огдтах [BAd].

Hier orgmtu означает максимальную степень иерархической организации; BCh — поведенческую единицу ребенка; Вла — пове­денческую единицу взрослого.

Наши рекомендации