Аспекты психотерапевтического процесса, способствующие повышению морального духа пациентов

Эмоциональное возбуждение.Клинический опыт показывает, хотя причины этого и не вполне ясны, что благоприятной терапевтической динамике содействует эмоциональное возбуждение, сопровождающее психотер. Это возбуждение м. б. вызвано чувствами, испытываемыми по отношению к терапевту, повторным переживанием вытесненных прежде чувств по отношению к себе и своей семье; в поведенческой терапии эмоциональное возбуждение сопровождает попытки изменить привычное поведение или специальные приемы, имеющие целью вызвать сильные чувства.

Когнитивное и практическое обучение.При всех формах терапии пациенты получают новую информ., когда им помогают осознать недоступное прежде знание о себе. Чтобы быть максимально эффективными, эти субъективные открытия должны обеспечивать новый эмоциональный опыт.

Все психотерапевты как модели для подражания, руководители и советчики предоставляют пациенту разнообразные возможности научиться лучше справляться с проблемами. Через тип задаваемых вопросов психотерапевт предлагает модель рационального принятия решения, включая рассмотрение альтернатив действий перед их выполнением.

Повышение чувства самоэффективности.Проходящие психотер. пациенты обычно считают, что в той или иной степени находятся во власти собственных чувств или внешних стрессоров. Этому расположению духа сопутствует представление о себе как о неудачнике, сочетающееся с дисфорическими эмоциями, еще больше снижающими возможности соц. приспособления пациента. Т. о., усиление в больном чувства успешного контроля или самоэффективности яв-ся, возможно, наиболее сильным ободряющим компонентом всех методов психотер. В этом отношении во всех психотерапевтических концепциях подчеркивается, что лечебный эффект яв-ся, в первую очередь, рез-том собственных усилий больного.

Значение гипотезы деморализации для подготовки психотерапевтов

То обстоятельство, что все психотерапевтические процедуры сопровождаются примерно одинаковым лечебным эффектом, отнюдь не должно означать, что подготовка психотерапевтов становится необязательной. Навыки психотерапевта можно уподобить таланту музыканта. Не каждый может стать виртуозом, но — за исключением тех, кто лишен музыкального слуха, — каждый может научиться играть на инструменте и, упражняясь, улучшать технику исполнения. Точно так же владение одной или неск. методиками поддерживает чувство собственной компетентности в психотерапевте и, следовательно, веру в него больного — психол. состояние, являющееся решающим для успеха всех психотерапевтических подходов. Чувство компетентности поддерживает тж уверенность психотерапевта перед лицом неизбежных неудач, с к-рыми сталкиваются практики во всех школах терапии. Наконец, лишь при постоянном искусном применении специфических методик психотер. м. б. обнаружены скрытые ранее благотворные эффекты применительно к различным клиническим состояниям или типам личности.

В идеале, в программе подготовки должно быть заложено неск. форм психотер., для того чтобы дать обучающемуся возможность выбрать то, что наиболее созвучно его устремлениям. Чем больше навыков освоит психотерапевт, тем лучше, но в любом случае он должен сохранять убежденность в том, что для большинства, если не для всех пациентов, избранный метод будет не менее эффективным, чем альтернативные подходы.

См. также Психотерапия, Исследование психотерапии

Дж. Д. Франк

Эффекты экспериментатора (experimenter effects)

При проведении эксперимента исследователи выдвигают гипотезу, общий смысл к-рой сводится к тому, что одна или несколько переменных будут иметь определенный исход. Представители наук о поведении разрабатывают свои эксперименты с целью проверки подобных гипотез и устранения по возможности наибольшего числа конкурирующих объяснений. Одним из таких конкурирующих объяснений яв-ся эффекты экспериментатора, относящиеся к категории посторонних факторов, к-рые могут сказываться на результатах исслед., скрывая влияние изучаемой переменной или переменных. Было выявлено и изучено несколько важных эффектов экспериментатора.

Иногда экспериментаторы, — обычно не стремясь к этому, — влияют на изменение поведения в направлении своих ожиданий. Этот феномен получил название ошибки экспериментатора (experimenter bias). Иллюстрацией здесь может служить случай с Умным Гансом — лошадью, к-рая била о землю копытом правильное число раз, когда ей предлагались примеры на сложение, вычитание, умножение, и задавались различные вопросы. В начале XIX столетия немецкий психолог Оскар Пфунгст обнаружил, что Ганс реагировал на почти неуловимые, непреднамеренные визуальные подсказки — в особенности на едва заметные движения головой, — к-рые совершали, сами того не ведая, хозяин и тренер этой лошади.

Исслед. Розенталя и др. психологов показали, что ошибка экспериментатора чрезвычайно распространена в экспериментах. Их работы говорят о том, что исследователи — подобно тренерам лошадей — часто совершают непреднамеренные подсказки испытуемым через изменение выражений лица и тона голоса. Дабы уменьшить влияние такой ошибки, психологи-исследователи пытаются максимально сократить взаимодействия между экспериментатором и участниками исслед. Иногда они предъявляют инструкции с использованием аудиозаписей. Иногда они просят чел., не осведомленного о содержании гипотез или характере эксперим. условия, в к-ром находятся испытуемые, и не имеющего личной заинтересованности в результате исслед., провести это исслед.

Вторая категория эффектов экспериментатора концентрируется вокруг внимания — сколько и какого типа внимание уделяют экспериментаторы группам в своих исслед.. Ф. Ротлизбергеру и Уильяму Диксону принадлежит приоритет в открытии факта, что внимание оказывает существенное влияние на результаты эксперимента. В 1930-х годах они изучали способы повышения производительности труда на заводе Хоторна, принадлежавшем компании «Вестерн Электрик» в городе Чичеро, штат Иллинойс. В одной из частей исслед. пятерых работниц этого завода поместили в отдельное помещение, систематически изменяя такие факторы как периоды отдыха, количество рабочего времени и условия оплаты. Ротлизбергер и Диксон обнаружили, что производительность труда этих женщин в целом возрастала — даже когда условия труда существенно ухудшались. Они высказали предположение, что причиной подобных результатов явилось повышенное к ним внимание — объяснение, к рое сегодня часто оспаривается.

Большинство исследователей пытаются защитить свои работы от эффектов непропорционально уделяемого внимания к.-л. одной группе. Они также пытаются оказывать каждой из групп в своем исслед. внимание одного типа. При проведении экспериментов часто вводятся условия плацебо для обеспечения того, чтобы испытуемые обеих, экспериментальной и контрольной, групп, получали один и тот же тип внимания и, следовательно, имели общие ожидания.

См. также Контроль в эксперименте, Ошибки оценщика, Хоторнский эффект, Экспериментальные методы

Л. Л. Давидофф

_Я_

Я-концепция (self-concept)

На протяжении столетий теологи, философы и общественные деятели сходились в том, что истоки и последствия представления людей о себе, или Я-к., заслуживают самого серьезного внимания. Однако при этом практически не предпринималось попыток дать достаточно строгое определение Я-к., к-рое позволило бы оценить степень сходства и различия во взглядах философов, политиков, ученых и др. профессиональных мыслителей на Я-к.

С конца XIX и до середины XX в. лишь нек-рые психологи, социологи и психиатры пытались изучать Я-к., преим. на абстрактном или теорет. уровне. Наиболее известным психологом, занимавшимся в XIX в. проблемой Я, был Уильям Джемс, к-рый основывал свои утверждения на повседневных, проницательных, неконтролируемых наблюдениях за собственными сознательными переживаниями, используя для этого свою модификацию метода интроспекции. Мэри Калкинс попыталась перенести изучение Я-к. в психол. лабораторию. В 1935 г. Курт Коффка выделил Я в качестве одной из важнейших самостоятельных тем исследований гештальт-психологов, использовавших т. н. феноменологическую интроспекцию, при к-рой наблюдатели отчитываются о своих сознательных переживаниях безо всяких искусственных ограничений или попыток их анализировать. Между тем социологи, такие как Чарльз Хортон Кули и Джордж Герберт Мид, указывали на важную роль соц. взаимодействий в формировании Я-концепций, к-рые, в свою очередь, рассматривались в качестве осн. детерминант соц. поведения людей; однако все эти дискуссии основывались на личных наблюдениях, а не на научных исслед.

Одновременно, целая плеяда врачей-клиницистов в Европе и США разрабатывала различные варианты идеи о том, что Я-к. важна для клинического понимания людей и для формулирования общих положений предлагаемых ими теорий личности. Однако в целом их идеи, практически целиком основывавшиеся на неконтролируемых клинических наблюдениях отдельных случаев, были недостаточно строги и недоступны эмпирической проверке, а порой даже отрицали положения научного детерминизма. Все это привело к тому, что их взгляды на протяжении неск. десятилетий были в стороне от общего направления научной психологии в США.

Детские психологи начали изучать развитие соц. познания — знания о других и о себе в отношении к другим. Сюда входили вопросы о предположительном существовании качественно различных стадий развития соц. познания и возможной связи возрастных тенденций развития речи с развивающимися представлениями о себе и других. Наряду с этим была тж поднята проблема влияния родительских качеств и родительского поведения на представления ребенка о себе; была тж очевидно, что теория и исслед. нравственного развития важны для изучения усвоения Я-к. и идеалов Я.

Соц. психологи признали важность переменных Я-к. в своих теориях межличностной аттракции, конформности челов. поведения и когнитивного диссонанса. Переменные Я-к. фигурируют и в теории атрибуции. Соц. психологи тж объединились с социологами в исслед. влияний переменных возраста, соц. класса, расы и пола на Я-к. Представители теории соц. научения выдвигали аргументы в пользу таких переменных, как локус контроля и выученная беспомощность, а каждая из них связывается (как в теории атрибуции) с условиями, при к-рых человек рассматривает свои характеристики или поведение как важные факторы в определении результатов.

Психологи, занимающиеся проблемами профессионального самоопределения и интенсификации труда, подчеркивали теорет. значение таких идей, как направляющая роль Я-к. в выборе профессии и эвентуальном развитии профессиональной Я-к. Т. о., теоретики и исследователи до сих пор рассматривали почти исключительно феноменальную, или сознательную Я-к., не затрагивая т. н. бессознательной Я-к.

1. Личная Я-к. (personal self-concept). Это описательные характеристики или поведенческие свойства индивидуума, какими он видит их. Эти характеристики могут варьировать от сравнительно специфических до весьма обобщенных. Следует отметить, что личная Я-к. включает не только физ., поведенческие и внутренние характеристики, но и такие аспекты, как половая идентичность, расовая/этническая идентичность, социоэкономическая классовая идентичность, возрастная идентичность и такое чувство, как «быть, в нек-рых отношениях, тем же самым человеком на протяжении определенного времени».

2. Социальные Я-к. (social self-concepts). Это описательные характеристики или поведенческие свойства индивидуума, как они, по его мнению, видятся другими.

Социальные Я-к. могут соответствовать, а могут и не соответствовать характеристикам собственного Я индивидуума, какими он видит их.

3. Я-идеалы, касающиеся личной Я-к. (self-ideals regarding one's personal self-concept). Это представления о том, каким бы хотел быть индивидуум на самом деле.

4. Я-идеалы, касающиеся социальных Я-к. (self-ideals regarding one's social self-concepts). Это представления о том, каким индивидуум хотел бы выглядеть в глазах других.

5. Оценки описательных личных Я-к. относительно соотв. личных Я-идеалов (evaluations of descriptive personal self-conceptions in relation to the ideals for self regarding those attributes). Иначе говоря, это оценки пункта 1 в сравнении с пунктом 3.

6. Оценки описательных социальных Я-к. относительно соотв. идеалов для социальной Я-к. (evaluations of descriptive social self-conceptions in relation to the ideals for one's social self-concept). Т. е., это оценки пункта 2 в сравнении с пунктом 4.

Самооценка

Большинство теорет. работ и эмпирических исслед. в области Я-к. так или иначе касаются самооценки (self-esteem). В литературе по Я-к. тж широко используется термин самопринятие (self ассерtance)для обозначениясимпатии или уважения человека к себе несмотря на признание им своих недостатков.

Хотя исследователи достигли значительного согласия в отношении общего представления о том, что измерять, прогресс в области измерений шел медленно, что обусловлено а) чрезвычайной сложностью набора переменных; б) неудачными попытками выделить составные части в Я-к. и разработать для них адекватные измерения; и в) пренебрежением принятыми процедурами установления необходимых уровней надежности и конструктной валидности, предваряющих использование измерений в исслед.

Виклунд выдвинул гипотезу о том, что наблюдаемые связи между Я-концепциями и соотносящимися с ними видами поведения становятся сильнее, когда человек находится в состоянии «самоосознавания». Это состояние может вызываться при работе с зеркалом или магнитофонной записью своего голоса, оно может тж являться постоянной отличительной особенностью нек-рых людей в сравнении с другими.

Вследствие многочисленности факторов, предположительно связанных с Я-к., неск. тысяч опубликованных эмпирических работ рассеяны широким и тонким слоем по различным пересекающимся с этой темой предметным областям. Б. ч. опубликованных исслед. фокусируется на переменных, связанных с уровнями общей самооценки или с самопринятием. Др. значительная их часть посвящена Я-к., касающимся уровней относительно устойчивых способностей.

Факторы, к-рые исследователи наиболее часто пытались связать с переменными Я-к., — это достижения, интеллект и творческие способности; возраст и уровень развития; авторитаризм и догматизм; семейные переменные; пол; межличностная аттракция; психотер.; расовый/этнический статус; социально-экономический статус.

Поражает то, что были найдены практически нулевые или слабые взаимосвязи между самооценкой и каждой из ряда рассматриваемых переменных, с к-рыми самооценка — как с т. зр. теории, так и с позиций здравого смысла, — казалось бы должна иметь сильную связь, напр., возрастом, расой, полом, социально-экономическим уровнем, психотерапевтическим статусом, творческими способностями и убеждаемостью. Представляется очевидным, что более практичным и интересным результатам могла бы способствовать более тщательная проработка теорет. положений. Напр., большее внимание следовало бы уделить: а) компонентам самооценки; б) отношениям, в к-рых отдельные аспекты Я-к. достигают характерного отличия в определении самооценки (вероятно, варьирующих от одного человека к другому), и в) возможности того, что ни дети, ни взрослые не сравнивают себя с теми очень широкими, обобщенными референтными группами, важность к-рых имплицитно подразумевается исследователями, занятыми поисками влияний на самооценку со стороны пола, расы или соц. класса.

См. также Самооценка

Р. К. Уайли

Язвенная болезнь (peptic ulcer)

Я. б. представляет собой распространенное заболевание, происхождение и течение к-рого имеет выраженную психосоматическую обусловленность. Язвы образуются, когда излишнее количества кислотных пищеварительных соков разъедает защитную слизистую оболочку двенадцатиперстной кишки, желудка (менее часто) или (редко) пищевода. Язвы чаще встречаются у лиц среднего и позднего возраста, чем у молодых и, в западном обществе XX в., чаще у мужчин, чем у женщин. Основными симптомами яв-ся боли и рвота.

Предрасположенность к Я. б. связана с наследственными факторами и «напряженным» (связанным со стрессами) стилем жизни.

Несколько факторов могут модифицировать потенциальную возможность образования стрессогенной язвы в лабораторных условиях. Удар электрическим током чаще приводит к образованию язвы, если он внезапен, чем когда ему предшествует предупреждающий сигнал. Вероятность появления язвы ниже, если животное имеет возможность как-то активно реагировать на болевой раздражитель, напр., нападать на др. животных. Ограничение подвижности, принудительный бег и иные стрессоры снижают вероятность появления язвы, если тот же самый стрессор позже повторяется с большей интенсивностью. Однако, «иммунизация» экспозицией к действию слабого стрессора не обязательно распространяется на др. стрессоры.

Лечение Я. б. включает сон, отдых, прием антацидов и контролируемую диету. Алкоголь, аспирин и кислые пищевые продукты редко яв-ся причиной язвы, но они могут усугублять течение болезни, в связи с чем больным язвенной болезнью рекомендуется минимизировать их прием.

См. также Пищеварительная система, Последствия стресса

Дж. Калат

Язык человекообразных обезьян (language in great apes)

Проблема непрерывности эволюции разума яв-ся одним из главных факторов, стимулирующих исслед. Я. ч. о. В чем заключается уникальность вида Homo sapiens?Мн. утверждают, что наличие сознания и способности мыслить зависит от языка; для некоторых философов разум идентичен способности пользоваться языком.

На заре исслед. было предпринято несколько попыток обучить обезьян произносить слова. Последующие эксперименты показали, что человекообразные обезьяны лишены физиолог. аппарата, необходимого для того, чтобы продуцировать нечто, напоминающее челов. речь.

Преимуществом новаторской работы Беатрисы и Аллена Гарднеров было использование естественной для обезьян манеры употреблять жесты. Фрэнсин Паттерсон научила горилл подавать речевые знаки с помощью рук и понимать разговорный английский язык. Герберт Террейс и его сотрудники в процессе сбора данных широко применяли видеозаписи, что позволило им получить обширный материал о знаках, к-рые шимпанзе Ним подавала с помощью рук. В двух проектах, не связанных с использованием знаков, применяли искусственные визуальные конструкции: Сью Саваж-Румбо и Дуэйн Румбо прибегли к компьютеризованной системе лексиграмм, в то время как Дэвид Примак научил шимпанзе использовать куски пластмассы разной формы, выполняющие функции слов. В большинстве экспериментов подчеркивалась важность сильного положительного соц. взаимодействия между инструктором и обезьяной, поскольку подобные связи наверняка существуют у людей на начальных стадиях овладения языком.

На основании всех проведенных исслед. можно прийти к заключению, что знаки и элементы искусственных словарей функционируют так, как если бы они представляли объекты или события в реальном мире. До сих пор нет убедительных свидетельств тому, что порождаемые обезьянами высказывания (предложения) яв-ся грамматическими. Кроме того, скорость обучения у человекообразных обезьян несравнимо ниже, чем у детей; средняя длина высказывания мала; и, по-видимому, обезьяны часто повторяют и не добавляют ничего к тому, что им было только что сообщено. Т. о., приходится сделать вывод о том, что «языковая» продукция обезьян обладает всего лишь зачаточным сходством с челов. языком. Тем не менее, назвать продукцию маленького ребенка лингвистической тоже было бы довольно трудно, если бы мы не знали, что он вырастет во взрослого чел., владеющего языком. Проекты по исслед. Я. ч. о. действительно показали наличие у них когнитивных способностей и возможных ментальных (внутренних) состояний.

См. также Знаки и символы, Интеллект животных, Коммуникация животных

Д. Роббинс

Языковое развитие (language development)

Процесс овладение родным языком начинается в первые месяцы жизни и продолжается на протяжении всей взрослости. Наиболее быстрыми темпами обучение языку происходит в раннем детстве, когда к б годам дети овладевают произношением основных звуков, базовой грамматикой и почти всей (свыше 90%) базовой лексикой родного языка.

Теории языкового развития.Для объяснения челов. способности к овладению языком было предложено две совершенно разных теории. Одна, сформулированная Б. Ф. Скиннером и впервые изложенная в его книге Verbal behavior («Вербальное поведение»), предполагает, что дети выучиваются говорить благодаря механизмам классического и оперантного обусловливания.

Др. теория, предложенная Ноамом Хомским и Дэвидом Мак-Нейлом, утверждает, что научение языку почти полностью обеспечивается врожденной способностью. Дело обстоит так, как если бы с самого рождения существовала особая ментальная структура — «механизм овладения языком», в программу работы к-рого уже заложены осн. лингвистические правила. Для усвоения любого языка, на к-ром говорят родители ребенка, последнему требуется лишь минимальное количество специфической информ.

Хотя обе эти теории имеют своих сторонников, данные эмпирических исслед. в большей степени подтверждают третью т. зр. на языковое развитие. Согласно этой теории, основу процесса овладения языком составляет взаимодействие между младенцем и ухаживающим за ним взрослым или, в общем, между двумя людьми. Доказательства того, что люди с рождения чувствительны к обучению языку, получены в исслед. как глухих, так и слышащих младенцев.

Аспекты языка.Исследовались четыре аспекта языкового развития: фонология (звуки), синтаксис (глубинная структура), семантика (значения слов и выражений) и прагматика (практ. навыки коммуникации).

Фонология. С момента рождения младенцы передают сообщения ухаживающим за ними взрослым с помощью разнообразных криков, указывающих на чувство голода, боль, потребность во внимании и др. состояния малыша. В 3 месяца младенцы смеются и «гулят», издавая (напоминающие гласные) звуки удовольствия, а в возрасте от 6 до 12 месяцев они уже произносят разнообразные цепочки звуков в форме лепета. В процессе такого «звукопроизводства» младенцы постепенно приобретают более выраженную коммуникативную интенциональность и более высокую чувствительность к сигналам извне. Они лепечут в ответ на обращенную к ним речь взрослого и затем ожидают от него ответной реакции на свой лепет задолго до того, как начнут понимать смысл произносимых взрослым слов. Примерно в 12 месяцев дети произносят свои первые слова. С этого момента продуцируемые ими звуки становятся все ближе к нормативным звуковым единицам (фонемам), хотя многие 5-летние дети все еще испытывают определенные трудности в артикуляции. В постпубертатном возрасте людям значительно труднее научится произносить речевые звуки, в продуцировании к-рых они не упражнялись в детстве.

Семантика. Младенцы понимают значения слов еще до того, как начинают говорить сами. К 18 месяцам большинство детей владеют примерно дюжиной (или несколько большим количеством) слов, относящихся к разговорной лексике, однако понимают, по всей видимости, гораздо больше слов. Где-то в возрасте 2-х лет происходит скачкообразное увеличение активного словаря ребенка, быстро пополняющегося новыми словами и выражениями, — т. н. «языковая эксплозия» (language explosion). Хотя смысловое понимание быстро прогрессирует в раннем детстве, ряд общеупотребительных слов вызывает у ребенка затруднения, поскольку понимание этих слов требует большей когнитивной искушенности, чем та, к-рой обладают маленькие дети. В нашей культуре лексическая сложность и точность, по-видимому, служат самым простым показателем интеллектуальной способности и образованности каждого чел.

Синтаксис. Дети демонстрируют определенное понимание структуры языка, когда они впервые соединяют два слова, чтобы построить предложение, — явление, наблюдаемое обычно в возрасте от 18 месяцев до 2-х лет. Улучшение синтаксического понимания с возрастом происходит в регулярной последовательности. Дошкольники обнаруживают впечатляющую способность к усвоению значительной части синтаксических структур, встречающихся в речи их матерей, тогда как в среднем детстве, отрочестве-юности и взрослости люди постепенно совершенствуют понимание и применение формальных правил синтаксиса.

Прагматика. Умение чел. общаться с помощью языка требует гораздо большего, чем удовлетворительное овладение фонологией, семантикой и синтаксисом. Оно предполагает умение придавать сообщению форму, соответствующую потребностям конкретных слушателей. Прагматика — это как раз та наука, к рая изучает подобные различия в коммуникации. Жесты и язык тела играют большую роль в прагматике и обнаруживают себя в первые месяцы жизни, когда младенцы размахивают руками при возбуждении или когда они отворачиваются, показывая этим, что не хотят больше играть. Трудно определить, насколько эти выразительные движения яв-ся интенциональными, но когда годовалый малыш поднимает свои руки, чтобы его взяли «на ручки», или показывает пальцем на понравившуюся игрушку, такое сообщение легко прочитывается взрослыми, особенно когда любой жест сопровождается настойчивыми вокализациями ребенка.

См. также Стадии развития поведения ребенка, Речевое развитие

К. С. Бергер

Иностранные термины

Geisteswissenschaftliche psychologie (психология как наука о духе)

В английском языке отсутствует точный эквивалент немецкого слова Geisteswissenschaften [Интересно отметить, что согласно немецким источникам (см., напр.: Философский словарь: Сокр. пер. с нем. М., Иностранная литература., 1961, — С. 390), происхождение выражения Geisteswissenschaften («науки о духе») ведет свое начало от Шиля, который перевел «Логику» Дж. С. Милля (1849) на немецкий и выбрал термин Geisteswissenschaften для передачи смысла английского выражения «moral science», точный эквивалент которого в немецком отсутствовал (примеч. науч. ред.)], к-рое раньше нередко переводилось как «human studies» («науки о духе» или «науки о человеческой деятельности»), однако в последнее время оно чаще переводится как «human sciences» («гуманитарные науки») в целях противопоставления Naturwissenschaften («наукам о природе» или «естественным наукам») и разграничения с Kulturwissenschaften («науками о культуре»). Вообще говоря, английский термин «human sciences» относится к тем наукам, к-рые теоретически рассматривают типично челов. виды деятельности. Важнейшей целью Вильгельма Дильтея было создание эпистемологических основ этих наук, к-рые были бы равноценны по значению теорет. основам естествознания, но отличны от них по сути. Поскольку — вопреки всем присущим им различиям — общим для всех наук о чел. яв-ся интерес к тому, как люди относятся к разным аспектам своего мира и к др. людям, Дильтей старался как можно точнее сформулировать теорет. положения, общие для этих наук, чтобы ни у кого не осталось сомнений в отличии последних от естественных наук и чтобы положить конец их ошибочному подражанию естественным наукам. Определяя отличие наук о чел. от естественных наук, Дильтей исходил из существования двух разных видов опыта: первые опираются на «внутренний опыт душевной жизни», а последние — на «внешний чувственный опыт». Поскольку «внутренний» и «внешний» опыт отличны друг от друга, осн. на них знания тоже должны быть разными.

См. также Naturwissenschaftliche psychologie, Философия науки

А. Джорджи

Grow

Grow (англ. — расти) — это название международного общественного движения за психич. здоровье. Оно возникло в Австралии и насчитывает свыше пятисот групп самопомощи. Движение получило свое развитие еще в пяти странах мира. Grow предоставляет круглосуточные услуги по реабилитации лиц, страдающих тяжелыми психич. расстройствами. Эти группы также оказывают помощь в профилактике эмоциональной дезадаптации.

Как правило, группами руководит получивший специальную подготовку организатор системы Grow. Это лицо поручает ведение еженедельного структурированного сеанса длительностью в полтора-два часа члену группы, продемонстрировавшему прогресс на пути к зрелости.

Формула психич. здоровья и счастья движения Grow выражена в лозунге: «Пусть будет беспорядок в малом ради порядка в большом, и потому будь доволен тем, что есть много поводов для серьезного недовольства». Изучению эффективности движения Grow было посвящено трехлетнее исслед., финансированное Национальным институтом психического здоровья.

Э. Ваттано

Naturwissenschaftliche psychologie (психология как естественная наука)

Сегодня некоторые ун-ты официально относят психологию к разряду соц. наук, а некоторые — к разряду биолог. наук. Это искусственное разделение психологии и отнесение ее к классу гуманит. (Geisteswissenschaften)или естественных (Naturwissenschaften)наук имеет длинную историю. В разной степени к этому разделению причастны немецкие психологи, и в первую очередь Вильгельм Гиндельбанд, Генрих Рикерт и Вильгельм Дильтей.

В последующие годы эта дихотомия приобрела иное выражение: структуралисты причисляли себя к Geisteswissenschaftliche традиции, а бихевиористы — к Naturwissenschaftliche лагерю.

Это деление имеет и др. последствия. Стало уже общим правилом, что науки, относящиеся к разряду естественных, преимущественно ориентированы на номотетическую методологию и на количественные измерения. Науки же, относящиеся к разряду соц. или гуманит., тяготеют к феноменологической ориентации, изучению отдельных индивидуумов и идиографической методологии. Биологически ориентированные теоретики придерживаются преимущественно детерминистских взглядов, в то время как теоретики соц. ориентации признают за индивидуумом право принимать самостоятельные решения.

Совр. психология по сути своей функциональна. Некоторые ее представители, например, Б. Ф. Скиннер, придерживаются биолог. традиции, а другие, в частности Карл Роджерс, считают психологию соц. наукой. Интересно, однако, то, что Скиннер, как и Роджерс, убежден в необходимости изучения единичных случаев, т. е. индивидуумов.

См. также Geisteswissenschaftliche psychologie, Теоретическая психология

У. Саттон

Q-сортировка (q-sort technique)

Q-c.представляет собой методику, используемую для описания индивидуума таким образом, чтобы получить переменную, к-рая может связываться с др. получаемыми сходным образом переменными. Она применяется для сравнения самоописания субъекта с описанием своего идеала или для сравнения самовосприятия с восприятием себя другими, а тж для нахождения корреляций между описаниями групп людей, сделанных ими самими или др. людьми. Она может использоваться для деления группы лиц на более или менее однородные подгруппы или типы. При использовании с целью изучения мнений и убеждений, Q-с. может оказаться полезной в определении групп думающих сходным образом людей.

Как правило, такая переменная получается на основе принудительной классиф. фиксированного набора пунктов или элементов, к-рыми могут быть утверждения, определения или глаголы. Выполняющего Q-с. субъекта инструктируют в отношении того, как реагировать на пункты, обычно напечатанные на карточках.

При большинстве Q-с., задаваемое распределение приблизительно соответствует нормальному. Субъект приписывает (числовое) значение своим выборам, раскладывая карточки по стопкам в соответствии с заданной частотой для каждой из них. Возникновение процедуры Q-с. датируется примерно 1935 г., когда она была практически одновременно и независимо предложена Г. Томсоном и Уильямом Стефенсоном.

См. также Методика вынужденного выбора

П. ДюБуа

Tabula rasa

Одно из осн. положений филос. и психол. позиции, называемой эмпиризмом, заключается в том, что источником всех знаний яв-ся чувственный опыт. Противоположную позицию занимают представители рационализма, утверждающие, что источником знаний — по крайней мере, частично — яв-ся врожденные идеи или врожденная потенциальная способность к их постижению. Термин Т. r. («чистая, неисписанная доска» — лат.)представляет собой метафору, используемую сторонниками эмпиризма для характеристики разума в момент появления ребенка на свет — т. е., разума как пустого состояния, без к.-л. врожденных идей. Представление этой концепции в трудах Локка оказало огромное влияние на развитие совр. психологии.

Концепция Т. r. признается далеко не всеми. Во времена Локка ее наиболее активным критиком был представитель немецкого рационализма Готфрид Вильгельм Лейбниц, утверждавший, что без врожденной способности к переработке известий из внешнего мира наш разум был бы не в состоянии получить даже малейших представлений о том, что нас окружает. Отстаиваемая Лейбницем позиция в наши дни обнаруживается в теориях когнитивного развития таких ученых, как Жан Пиаже и Ноам Хомский.

Сегодня немногие психологи согласились бы с характеристикой челов. разума как Т. r. в чистом виде. Даже Локк допускал существование врожденной склонности к приобретению и объединению знаний. Предметом дискуссии яв-ся не вопрос о существовании в чел. разуме врожденной структуры, а вопрос о ее природе и масштабах.

Р. Шоу

Z-оценка (Z-score)

Буквой Z обозначается стандартная оценка, основанная на нормальном распределении. Иначе говоря, Z-o. яв-ся мерой отклонения от среднего, выраженной в единицах стандартного отклонения.

Если х — нормально распределенная переменная со средним μ и стандартным отклонением σ, тогда

.

Говорят, что любое значение переменной, преобразованное в Z-o., яв-ся нормированным (т. е. переведенным в значения другой шкалы, основанной на единичном нормальном распределении со средним, равным 0, и стандартным отклонением, равным 1). Преимущество стандартизации (нормирования) несравнимых распределений заключается в том, что эти распределения приводятся к одному масштабу, что позволяет напрямую сравнивать ранее несопоставимые переменные.

Участок нормальной кривой, заключенный между Z = -1,96 и Z = +1,96, содержит 95% всех случаев, а участок между Z = -2,576 и Z = +2,576 включает 99% случаев, и потому одно из этих двух множеств Z-o. обычно используется при определении конечных точек критической области для принятия нулевой гипотезы в психол. исслед.

См. также Измерение, Стандартизация теста, Статистическая значимость

Г. Райх

Z-процесс (Z-process)

Z.-п. — это психотерапевтическая система, объединяющая в себе этологические принципы и принципы формирования привязанности, к-рая была разработана для преодоления сопротивления образованию связи между взрослым и ребенком, являющейся необходимым условием нормального роста последнего. Аутичный ребенок демонстрирует саморазрушительные формы агрессии и не способен направить агрессию на др. людей. Лечение аутистичных детей методом Z.-п. привело к заключению, что такая психопатология яв-ся следствием неспособности сформировать две цепочки привязывающего поведения, существенных для развития привязанности, стимулирующей эффективную жизнедеятельность: а) телесный контакт, необходимый для развития близости и базисного доверия, б) контакт глаз, необходимый для направления, интеграции и фокусирования сложного эмоционального и когнитивного взаимодействия ребенка и взрослого. Нарушение этих связей называют «комплексом медузы» (Medusa complex), коррекция к-рого осуществляется путем «выдерживания» ребенка «в состоянии протеста» при поддерживании контакт

Наши рекомендации