Общая характеристика восприятия младенца
В своих Principles of psychology («Принципы психологии») У. Джеймс так охарактеризовал перцептивный мир младенца: «Малыш, атакуемый раздражениями, которые одновременно идут от глаз, ушей, носа, кожи и внутренних органов, воспринимает все это как беспорядочную смесь мельканий и шумов». Эта т. зр. на младенческое восприятие как спутанное и недифференцированное оказалась весьма устойчивой. В 1960-х гг. отдельные ученые все еще придерживались мнения, что новорожденный не способен сосредоточивать взгляд или реагировать на звуки. Однако с изобретением ряда оригинальных методик для изучения перцептивного мира младенца традиционные представления о перцептивных умениях маленьких детей начали кардинально меняться. Целевой установкой этих методик было использование существующих видов поведения младенца для выявления тех раздражителей, на которые младенец обращает внимание.
Зрительные умения младенца
Многочисленные исслед. показали, что младенец обладает поразительными зрительными умениями. К числу наиболее важных работ в этой области относятся исследования восприятия младенцами глубины и паттернов.
Восприятие глубины. Хотя еще Дж. Беркли высказывал предположение, что восприятие глубины и удаленности не яв-ся врожденным, а приобретается с опытом, этот вопрос оставался филос. до тех пор, пока не были разработаны методики исслед., позволявшие систематически изучать его в экспериментах с младенцами.
Одной из самых ценных методик для исслед. зрительных умений младенца стала методика «визуального обрыва», предназначенная для изучения восприятия глубины путем создания контрастирующих поверхностей, вызывающих эффекты малой и большой глубины. Вся поверхность эксперим. установки — прочное прозрачное стекло, горизонтально закрепленное на определенной высоте над полом, — была твердой на ощупь, и настланный на одном ее конце (вровень со стеклом) узорчатый материал также имел вид продолжающейся твердой поверхности. Однако на др. ее конце этот узорчатый материал свисал от уровня стекла под прямым углом вниз и покрывал собой пол. При взгляде через прозрачное стекло находящийся на полу материал создавал зрительное впечатление провала или обрыва. Детей в возрасте от 6 до 14 месяцев помещали в центр стеклянной плоскости, и мать малыша просила его подползти к ней. Дети в подавляющем большинстве предпочитали «ровную» плоскость «обрыву», демонстрируя тем самым, что они уже различают глубину, но крайней мере, к тому моменту, когда начинают ползать.
Когда в экспериментах с «визуальным обрывом» стали использовать приборы для регистрации частоты сердечных сокращений, обнаружилось, что уже 2-месячные младенцы способны различать «мелкую» и «глубокую» стороны установки. Однако, хотя эти результаты доказывают существование восприятия глубины в очень раннем возрасте, они не позволяют сделать однозначный вывод о врожденном характере этого вида восприятия у детей. И все же, когда детеныши животных, к примеру, козлята демонстрируют восприятие глубины в возрасте всего одного дня (!), это подтверждает возможный вывод о том, что такое восприятие является врожденным и у людей.
Восприятие паттернов.Для определения того, способны ли младенцы различать паттерны, использовалась методика зрительного предпочтения. Этот метод заключается в предъявлении младенцам двух различных плоских изображений (узоров, орнаментов и т. п.). Наблюдая за младенцем через смотровое отверстие и регистрируя направление его взора, экспериментатор может определить, на какой из паттернов младенец больше смотрит. Предпочтение одного паттерна другому свидетельствует о способности младенца визуально различать их.
Пионерские исслед. Фанца были посвящены изучению зрительных предпочтений младенцев в возрасте нескольких дней. Оказалось, что малыши демонстрируют неожиданно высокую остроту зрения, или способность различать мелкие детали. Особый интерес вызвала способность младенцев выделять паттерны, напоминающие челов. лицо, из прочих паттернов. Эти данные позволили предположить, что лица наделены неприобретенным (unlearned), первичным значением, к-рое младенцы «понимают» уже через несколько дней после рождения. К 2 месяцам младенцы демонстрируют явное предпочтение похожим на челов. лицо паттернам в сравнении с изображением лица с измененным местоположением элементов (глаз, носа, рта и т. д.) или с паттерном, не похожим на лицо, но эквивалентным ему по суммарной стимульной энергии. Др. исслед. показало, что уже в 3 месяца ребенок способен узнать лицо своей матери на фотографии.
Обнаружение новых стимулов.Привыкание возникает, когда повторяющийся стимул становится знакомым и больше не вызывает ответной реакции. Изменение уровня реактивности при предъявлении др. стимула свидетельствует о том, что различие между старым и новым стимулами было обнаружено. Т. о., сравнение реакций на знакомый и новый стимулы дает нам др. подход к изучению перцептивного мира младенца. Из множества исслед., в к-рых применялась эта методика, становится очевидным, что замену старого стимула на новый можно использовать для возврата интереса младенца почти с момента рождения. Отсюда можно сделать вывод: младенцы — отнюдь не пассивные реципиенты средовой стимуляции, они реагируют на новизну и изменения.
К множеству перцептивных процессов, для исслед. к-рых применялась методика привыкания, относится и восприятие цвета. Когда 4-месячные дети привыкали к световому раздражителю с определенной длиной волны, они вновь обнаруживали интерес к световому раздражителю, если его длину волны изменяли таким образом, чтобы он воспринимался взрослыми как стимул др. цвета, — свидетельство того, что младенцы обладают цветовым зрением, сходным с таковым у взрослых.
Активный поиск зрительной стимуляции.Исслед. активного включения младенцев в поиск зрительной стимуляции проводились с помощью методик, использующих склонность маленьких детей сосать попавшие в рот объекты. В таких исслед., в качестве награды за более энергичное или частое сосание пустышки (датчика, чувствительного к изменениями силы и частоты сосательных движений), младенцу показывали с помощью специального проектора определенные видовые картины. Оказалось, что младенцы сосут пустышку более интенсивно, чтобы иметь возможность рассматривать изображение на экране. В др. исслед. обнаружилось, что младенцы способны изменять режим сосания с целью получения возможности рассматривать четкие изображения вместо расплывчатых. Эти и др. исслед. показали, что младенцы обладают высоко развитыми зрительными умениями с момента или вскоре после рождения. Можно ли это сказать в отношении не только видимого, но и слышимого младенцем мира?
Слуховые умения младенца
Младенцы способны слышать, так же как и видеть, с самого рождения. Вряд ли стоит удивляться, что большинство исслед. слуха младенцев было сосредоточено на изучении восприятия речи. Представляет интерес тот факт, что так же как младенцы реагируют на челов. лицо очень рано, они, по-видимому, столь же рано настроены особым образом на восприятие речи и челов. голоса.
Вместо того, чтобы быть пассивными слушателями, младенцы активно реагируют на речь взрослого. В одном исслед. обнаружено, что движения младенца синхронизируются или совпадают по времени с речью взрослого уже с рождения или немного позднее. Младенцы реагировали на английскую и китайскую речь, но не обнаруживали никаких реакций на такие звуки, как несвязные гласные или постукивание. Такая чувствительность к речевым паттернам, возможно, играет какую-то роль в подготовке младенца к последующему овладению языком.
В ряде исслед. было показано, что младенец в возрасте от нескольких дней до 1 месяца уже способен отличить голос матери от голосов др. женщин и может даже реагировать на свое имя, при условии его отчетливого произнесения матерью. Такое слуховое узнавание матери предшествует развитию зрительного узнавания и, вероятно, играет важную роль в формировании привязанности младенца к матери.
Различение звуков речи.К 6 месяцам дети способны дифференцировать любые две фонемы, входящие в состав языка.
Реакция на эмоциональный тон речи.К 7 месяцам дети в состоянии соотносить голоса и лица, выражающие одинаковые эмоции. Младенцы ожидают услышать веселый голос от изображения чел. с веселым лицом, а сердитый голос — от изображения чел. с сердитым выражением лица.
Пренатальное слушание.Когда будущим матерям на протяжении двух последних месяцев беременности читали вслух рассказы, их дети, к-рых обследовали через 1—2 дня после рождения, предпочитали слушать те рассказы, которые они уже слышали в утробе матери, а не новые. Т. о. развитие слуховых умений начинается еще до рождения.