Оценка медицинской модели психотерапии
Данная модель подвергалась критике со стороны представителей поведенческого направления. Во-первых, идентификация недоступных объективному наблюдению (и часто количественной оценке) гипотетических конструктов в качестве первичных причин поведения часто приводит к тавтологическим объяснениям поведенческих расстройств. Вот простой пример тавтологического объяснения:
Вопрос. Почему этот человек пьет воду? (Наблюдаемое поведение.)
Ответ. Потому что у него жажда. (Недоступное наблюдению интрапсихическое состояние, приводимое в качестве объяснения.)
Вопрос. Откуда вы знаете, что у него жажда?
Ответ. Потому что он пьет.
Рассмотрим теперь два более сложных — хотя и построенных в той же манере порочного круга — объяснения поведенческих проблем, приведенных в табл. 1. Как явствует из этих объяснений, проблемное интрапсихическое состояние идентифицируется методом индукции благодаря наблюдаемому дисфункциональному поведению. В то же самое время, однако, единственным доступным эмпирическим свидетельством, подтверждающим наличие интрапсихического состояния, является наблюдаемое проблемное поведение. Т. о. использование недоступных наблюдению гипотетических конструктов может вести к псевдокаузальным объяснениям.
Таблица 1. Тавтологические объяснения поведенческих проблем
Возможное объяснение ночного энуреза
Вопрос родителя: Почему моя дочка мочится в постель?
Ответ терапевта: Потому что она боится надвигающегося развода родителей и бессознательно пытается получить эмоциональную поддержку путем регрессии к более ранним стадиям развития.
Вопрос родителя: Откуда Вам известно, что она бессознательно пытается получить эмоциональную поддержку путем регрессии?
Ответ терапевта: Потому что она мочится в постель.
Возможное объяснение самоповреждающего поведения
Наблюдение: Психически больной в стационаре постоянно бьется головой об стену, следствием чего является отслоение сетчатки и возможная слепота.
Объяснение врача: Я думаю, что пациент, возможно, стал свидетелем психотравмирующего события в то время, когда был ребенком. Это поведение представляет собой бессознательную попытку путем слепоты сделать так, будто он этого события никогда не видел.
Вопрос бихевиориста: Какие доказательства у Вас есть для подтверждения этой гипотезы?
Ответ врача: Стучание головой и теория.
Во-вторых, критики мед. модели указывают на то, что до сих пор не приведено достаточных эмпирических доказательств осн. допущений, на к-рые опирается эта модель: а) интрапсихические факторы (при условии их адекватного операционального определения и измерения) влияют на частоту появления проблемного поведения, б) инсайт вызывает адаптивное изменение поведения и в) модификация поведения без воздействия на глубинные причины в конце концов закончится возвратом симптомов. В-третьих, критика касается постановки диагноза и этикетирования. Мед. модель имеет тенденцию этикетировать людей или личности, а не их поведение. Следовательно, приверженцы этого подхода могут быть склонны к восприятию пациентов более дисфункциональными, беспомощными и менее поддающимися лечению. Наконец, подход в рамках мед. модели не признает в достаточной мере важность ситуативных и средовых детерминирующих факторов поведения.
См. также Антабус, Клиническое суждение, Судорожная шоковая терапия, Нейрохимия, Физиологическая психология, Психоэндокринология, Соматопсихика
У. О'Брайен
Междисциплинарная терапия (interdisciplinary treatment)
Междисциплинарный бригадный подход предполагает использование двух и более лиц, имеющих подготовку в различных профессиональных дисциплинах. Его целью является повышение качества лечения путем интеграции различных сведений, почерпнутых из разных дисциплин. Хотя междисциплинарный подход часто восхваляется в литературе, мало исследований проведено для оценки его эффективности.
Несмотря на недостаток эмпирических данных, Дуканис и Голин считают, что бригады М. т. получили широкое распространение благодаря а) концепции целостности клиента, б) организационным нуждам и в) соц. заказу. Концепция целостности клиента подчеркивает важность видения клиента или пациента как единого целого, во взаимосвязи всех компонентов. Следовательно, при выборе лечения следует учитывать не только воздействие на идентифицированные компоненты, но также и возможные вторичные эффекты в отношении др. частей системы. Вторичные эффекты лечебной стратегии в рамках к.-л. одной дисциплины могут быть оценены представителями других дисциплин, если они включены в общий лечебный подход.
Возрастающая сложность орг-ции лечения также дала толчок к использованию междисциплинарного подхода. В сложных организациях междисциплинарный бригадный подход используется для повышения качества коммуникации и для уточнения линий руководства внутри орг-ции. Чтобы противостоять фрагментированию, орг-ции реагируют интеграцией различных дисциплин в функциональные единицы, которые затем должны научиться сотрудничать друг с другом.
Требования со стороны штатных, федеральных и др. источников финансирования также повышают частоту использования междисциплинарных подходов, поскольку отражают соц. заказ, рассматривающий формирование междисциплинарных бригад в качестве условия финансирования. Это требование обосновано необходимостью повышения качества обслуживания, а также повышением профессиональной ответственности в ходе использования междисциплинарных бригад.
Развитие М.т. яв-ся прямым следствием развития профессиональных групп и их последующей специализации и расслоения. Дуканис и Голин рассматривают развитие профессионального статуса как процесс, требующий: а) наличия нужды или неудовлетворенной потребности; б) лиц, обладающих знаниями и навыками, необходимыми для удовлетворения этой потребности; в) объединения этих лиц в группы, характеризуемые, с т. зр. окружающих, специальными знаниями и навыками. Ряд групп в области психиатрического здравоохранения проделали движение по этим ступеням. Первой такой группой, сделавшей эти шаги в здравоохранении в целом и в охране психич. здоровья в частности, были врачи.
Постепенно, однако, более простые обязанности, выполняемые врачами, были возложены на их помощников с целью предоставления врачам большей свободы в лечении сложных случаев, требующих полной отдачи врачебных знаний и навыков. Со временем и эти группы сформировали свой собственный комплекс познаний и навыков, получив признание своей специализации и уровня подготовки со стороны окружающих. Этот процесс развития одновременно сопровождался информ. взрывом, при к-ром от специалиста стало невозможным ожидать владения всеми познаниями неврачебного здравоохранения.
Полномасштабные действия бригады междисциплинарного лечения мало отличаются от работы хорошо функционирующей бригады в любой другой сфере деятельности. Цель группы — первый и наиболее критический аспект функционирующей бригады. И. Рубен и его сотрудники подчеркивают, что ясное понимание цели группы является необходимым для всех ее членов, чтобы заключенные в ней знания и навыки могли быть адекватно сосредоточены на выполнении поставленной задачи. Вэйлитутти и Кристоплос утверждают, что общей целью междисциплинарной бригады яв-ся либо диагностика (оценка) и лечение идентифицированных проблем, либо диагностика и направление к др. специалистам для лечения.
Членство в группе определяется тем вкладом, который каждый будущий ее член сможет внести для выполнения общей задачи группы. Состав бригады определяется типом проблем, встречаемых у пациента/клиента, организационной структурой и наличием представителей различных участвующих дисциплин. При проведении междисциплинарного лечения психолог чаще всего сотрудничает с представителями таких профессий, как психиатрия, неврология, пластическая хирургия, внутренние болезни, аллергология, физиотерапия, соц. работа и трудотерапия. Лечение может проводиться в школах, центрах психич. здоровья, больницах, гос. и частных реабилитационных агентствах и наркологических центрах.
Заключительным аспектом формирования бригады является решение об участии пациента/клиента в бригадном принятии решений. Существует тенденция к включению пациента в принятие мед. решений, несмотря на отсутствие достаточного эмпирического подтверждения эффективности этого подхода.
Функционирующая бригада интерактивна по своей природе и найденные решения представляют собой продукт всей группы в целом. Специфический процесс принятия решений может варьировать от автократического до демократического, в зависимости от типа решаемых группой проблем, контингента обслуживаемых больных, знаний и навыков руководителя группы и ее членов.
В то время как более автократическая процедура требует больших знаний и навыков руководителя, при более демократическом подходе расчет делается на знания и навыки как руководителя, так и членов группы. Требуемые знания и навыки включают не только профессиональную подготовку по специальности каждого, но также подготовку в области функционирования группы. Демократический междисциплинарный бригадный подход должен будет использоваться более часто по мере того, как неврачебные дисциплины здравоохранения будут получать большее признание.
Вне зависимости от того, используется ли автократический или демократический стиль руководства, в рамках подхода междисциплинарной терапии возникает ряд трудностей. Наиболее очевидной проблемой междисциплинарного лечения является использование общей терминологии. Развитие каждой дисциплины сопровождается появлением специализированной терминологии. Хотя этот специализированный словарь часто является необходимой составной частью нового знания, он может вызвать трудности в функционировании междисциплинарной группы в связи с незнанием др. участников используемых терминов или с различиями в значении, придаваемом одному и тому же термину в разных дисциплинах.
Возможно, менее заметными, но безусловно столь же проблематичными яв-ся затруднения, вызываемые различиями в концептуализации проблем в разных дисциплинах. Врачи, например, склонны думать в рамках «медицинской модели» или «модели болезни». Эта модель подвергалась критике как запретительная со стороны тех, кто предлагает вместо нее «модели здоровья» или «поведенческие модели».
Затруднения в междисциплинарном лечебном подходе могут затрагивать профессиональную идентичность. Принятие предложений выбора метода терапии со стороны смежной дисциплины может вызвать проблемы оценки важности этой дисциплины по сравнению с собственной.
Наконец, бригады М. т. могут быть и дорогостоящими, поскольку несколько высокооплачиваемых специалистов привлекаются для принятия решений. Кто-то должен платить за время профессионалов, которое они проводят вместе, и в ряде случаев расходы ложатся на плечи пациента/клиента.
Несмотря на трудности, присущие междисциплинарному лечебному подходу, предоставляемые им существенные преимущества способствуют его распространению как методу терапии. Хорошо функционирующая междисциплинарная бригада полезна для пациента/клиента, поскольку наличие представителей разных дисциплин в большей мере позволяет обеспечить целостное видение больного, не ограниченное рамками к.-л. одной специальности.
Часто вариации в идентификации проблем и лечебных подходов помогают и больному, и терапевтической бригаде, расширяя репертуар возможных выборов. Это способствует как расширению подхода, так и специализации в каждом аспекте лечения. Таким образом пациент получает пользу за счет повышения качества лечения, в то время как членам бригады оказывается полезным обмен знаниями и приемами работы между собой.
См. также Поведенческая медицина, Холистическое здоровье, Бригады психического здоровья, Групповая работа
Р. Каппенберг
Международная шкала действия Лейтер (Letter international performance scale)
М. ш. д. Л. (LIPS) — индивидуальный тест интеллекта, который все чаще используется в качестве общей меры интеллекта в ситуациях, требующих проведения «культурно-свободного» теста.
LIPS является полностью неязыковым тестом, в к-ром даже инструкции даются средствами пантомимы. Тест состоит из заданий на подбор цветов, копирование узоров, подбор оттенков серого, приблизительное оценивание числа точек в заданной области, распознавание форм, количественные рассуждения и т. д. В нем также используются задания для оценки способности рассуждать на числовом, образном и абстрактном материале.
Оригинальная версия LIPS рассчитана на тестирование детей в возрасте от 2 до 18 лет. Более поздняя версия теста — Артура адаптация шкалы Лейтер (Arthur Adaptation of the Leiter) — рассчитана на тестирование детей в возрасте от 3 до 8 лет.
Коэффициенты надежности LIPS варьируют в пределах 0,90— 0,95. В отношении валидности теста имеется сравнительно мало данных. Несмотря на его традиционное использование в качестве культурно-свободного теста, некоторые исслед. показывают, что так называемые культурно-депривированные лица при выполнении этого типа теста могут на самом деле испытывать более серьёзные затруднения, чем при работе со Шкалой интеллекта Векслера. Как и в случае любых психол. тестов, следует проявлять осторожность при интерпретации тестовых результатов LIPS.
См. также Систематическая ошибка тестов, обусловленная культурными факторами, Меры интеллекта, Невербальные тесты интеллекта
М. Мелони
Международные конференции (international conferences)
М. к. стали — в противовес официальным учеб. заведениям — такой новой отраслью образования, в к-рой происходит междунар. обмен знаниями.
М. к. делятся на те, чьей целью является обмен информ. (напр., научные конгрессы и семинары), и на те, чья деятельность направлена на принятие к.-л. решений или рекомендаций (напр., профессиональные ассоц., профсоюзы или межправительственные встречи) в случаях, когда возрастает необходимость управления к.-л. процессами.
Сложные психол., культурные, идеологические и семантические факторы, обусловливающие успех одних М. к. и неудачу др., становятся предметом изучения для представителей соц. наук из разных стран. В ряде аналитических исслед. были предприняты попытки выделить и описать во всей сложности их взаимосвязей те переменные, к-рые, по данным многочисленных научных публикаций, влияют на проведение М. к. В большинстве оценочных исслед. критерием успеха конференции считается степень удовлетворенности участников. Вторая группа исслед. в качестве критериев успешности оценивает процессуальные переменные, такие как достижение согласия, противостояние участников, роль председателя в определении вопросов для обсуждения. Исслед. третьей группы направлены на изучение того, как участники конференции избегают или справляются с проблемами, к-рые возникают по ходу. Исследователи четвертой группы делают акцент на переменных планирования как наиболее существенном элементе, способствующем успеху или провалу конференции; сюда включаются выбор участников и определение их ролей на конференции. Пятая группа исследователей обращает внимание на организационный фактор или структуру — формат, продолжительность конференции и др. аспекты, к-рые способствуют ее успеху или провалу.
Исслед. показывают, что небольшие конференции имеют много преимуществ по сравнению с крупными. Фактически, сейчас наблюдается резкий рост числа небольших конференций. Они более рентабельны, больше способствуют тесной сплоченности участников, допускают к участию не членов организационных элит, облегчают профессиональную общение и обратную связь, а тж чаще приводят к созданию совместных проектов. Обоюдные контакты с целью равноправной поддержки и взаимного одобрения — вероятно, наиболее важная функция М. к.; она обеспечивается через предоставление возможности подтверждать профессиональную солидарность при формальном и неформальном общении среди привилегированных и равноправных участников.
Шарп разраб. единую схему для исслед. М. к. Среди прочих значимых групп переменных в ней учитываются физ. и соц. среда, внутренняя структура, материально-правовая подготовка и руководство конференции, язык и семантические переменные, процессы невербального общения, составление документов, влияние идеологических различий, формы участия и уровень официального представительства.
См. также Международная психология
П. Б. Педерсен
Международные психологические организации (international organizations of psychology)
Создание и развитие таких психол. орг-ций, чья сфера деятельности выходит за территориальные границы одного государства, предоставили членам мирового психол. сообщества множество разнообразных возможностей для встреч друг с другом, для вовлечения в активный обмен мнениями и идеями, для дискуссий и взаимных консультаций по вопросам психол. теории и практики в их кросс-культурном аспекте, а также для достижения общих научных целей.
Говоря о международном сотрудничестве в психологии, в первую очередь необходимо упомянуть Международный конгресс по психологии, который впервые был созван в Париже в 1889 г. С тех пор международные конгрессы стали проводиться более или менее регулярно (сейчас они организуются раз в 3 года). Целью таких конгрессов является обеспечение возможности периодически обмениваться идеями и информ.
С 1951 г., когда в Стокгольме был создан Международный союз психологической науки (International Union of Psychological Science), задача проведения таких международных конгрессов была возложена на эту главную международную психол. орг-цию. В ее уставе записано, что Международный союз — это «организация, объединяющая национальные общества и ассоциации, чьей целью является развитие научной психологии, будь она биологической или социальной, нормальной или патологической, теоретической или прикладной». Международный союз имеет консультативный статус в ЮНЕСКО; среди его партнеров, помимо прочих, — Межамериканское общество психологии (Interamerican Society of Psychology), Международная ассоциация прикладной психологии (International Association of Applied Psychology) и Международный совет психологов (International Council of Psychologists).
Деятельность Межамериканского общества психологии, созданного в 1951 г. в Мехико, направлена на улучшение и стимулирование контактов между психологами Северной и Южной Америки. Оно занимается организацией конгрессов, проходящих обычно в странах Латинской Америки раз в год или в два года; помимо этого оно стало инициатором некоторых проектов, нацеленных на улучшение отношений между государствами Латинской Америки и США.
Международная ассоциация прикладной психологии была создана в 1970 г. Эта организация финансирует проведение международных конгрессов по вопросам прикладной психологии.
На встречах прочих психол. орг-ций международного масштаба рассматриваются различные специальные вопросы.
Комитет по международным связям (Committee on International Relations), существующий под эгидой Американской психологической ассоциации, занимается развитием и координацией интернациональных контактов между психологами США и других стран.
См. также Международные конференции
Ф. Л. Денмарк
Межличностная аттракция (interpersonal attraction)
В том виде, как она определяется соц. психологами, М. а. указывает на благосклонное отношение или чувство приязни и симпатии к др. чел. Большинство эмпирических исслед. посвящено первым впечатлениям и начальным контактам, хотя внимание к аттракции между людьми в продолжающихся отношениях привлекает. Установлено, что первые впечатления определяют поведение чел. в отношении др. лица и могут вызывать у этого другого реакции, которые согласуются с этим впечатлением и, т. о., подкрепляют его. В качестве общего правила, нас тянет к тем, кто, как мы полагаем, обладает благоприятными характеристиками или качествами, и нас отталкивают те, кого мы воспринимаем как наделенных неблагоприятными атрибутами, причем силы притяжения/отталкивания тем больше, чем больше воспринимаемые нами достоинства/недостатки др. людей.
Физическая внешность.Люди всех возрастов склонны предпочитать физ. привлекательных людей физ. непривлекательным. В пределах одной и той же культуры или субкультуры существует значительная степень согласия в оценках физ. привлекательности чел., однако нам мало что известно о тех конкретных атрибутах, к-рые определяют красоту. Физ. привлекательные люди воспринимаются как обладающие такими социально желательными чертами личности, как чуткость, доброта, скромность, ум и общительность и, в соответствии с этими стереотипными представлениями, физически привлекательные вызывают к себе большее чувство симпатии, чем физ. непривлекательные. Однако существуют свидетельства, что физ. внешность оказывает большее влияние на влечение мужчин к женщинам, чем наоборот.
Поведение.Впечатления часто основываются на наблюдениях открытого поведения в сочетании с тем контекстом, в к-ром оно возникает. Исслед. в области каузальной атрибуции показывают, что поведение др. чел. зачастую объясняется путем приписывания ему соответствующих личностных диспозиций. Эти умозаключения в дальнейшем влияют на возникновение чувства симпатии или неприязни к этому чел.
Существуют определенные свидетельства тому, что на возникновение симпатии оказывают влияние такие невербальные характеристики поведения, как улыбка, контакт глаз, прикосновения и телесная поза. Эффекты самораскрытия (self-disclosure), по-видимому, зависят от обстоятельств, при к-рых раскрывается информ., и, что представляется наиболее важным, от того, оказывается ли эта раскрываемая информ. социально желательной или нежелательной.
Сходство.Наша симпатия к др. людям возрастает как прямая функция от степени, в к-рой мы воспринимаем их похожими на нас в своих мнениях, интересах и личностных характеристиках. Многочисленные лабораторные и полевые эксперименты оказывают сильную поддержку такому заключению.
Последствия привлекательности.Последствия межличностной привлекательности привлекли к себе гораздо меньше внимания исследователей, чем ее предпосылки. Конечно, разделение причин и следствий в контексте развивающихся взаимоотношений является отнюдь не простой задачей. Так, взаимодействие между людьми может приводить к увеличению сходства выражаемых ими мнений и интересов, что в свою очередь может оказывать влияние на их взаимную симпатию и последующее взаимодействие и т. д.
Многие реакции на др. чел., по-видимому, вовсе не зависят от его привлекательности. В свою очередь, привлекательность др. чел. обычно вызывает тенденцию сближаться и устанавливать дружеские отношения с этим чел. Что не вызывает сомнений, так это то, что на формы, к-рые будет принимать эта тенденция сближения, в значительной степени влияют ситуационные и личностные факторы.
См. также Аттитюды, Экспрессивная мимика
А. Айзен
Межличностная коммуникация (interpersonal communication)
Под М.к. понимается процесс передачи информ. неким источником др. конкретному целевому объекту или членам идентифицируемой группы. Эти коммуникации обычно осуществляются в ходе личных взаимодействий, однако они могут также реализовываться с использованием почты, телефона или других электронных средств. Г. Д. Лассуэлл смог выразить в одном предложении большую часть предмета чел. коммуникаций: «Кто — сообщает что — по какому каналу — кому — с каким эффектом?»
Шеннон и Уивер применили к чел. коммуникации принципы электротехники. В качестве источника сообщений можно рассматривать разум коммуникатора. По-видимому, сообщения возникают в головном мозгу и кодируются для передачи др. людям. Источник должен иметь средства передачи информ., такое как устная речь, жесты или письмо. Сообщение кодируется и посылается как сигнал получателю, к-рый должен декодировать данное сообщение. Т. о., конечным пунктом назначения сообщения является разум целевого объекта или индивидуального получателя.
Эта информ. модель оказывается полезной при рассмотрении некоторых чрезвычайно важных вопросов в отношении М. к. Следует отметить, что источник может непреднамеренно передавать информ. другим, как это происходит в тех случаях, когда невербальные признаки выдают лжеца. Конечно, источник при этом может даже не отдавать себе отчета в к.-л. коммуникации.
Намеренные коммуникации могут рассматриваться с т. зр. того, насколько точно интерпретации источника принимаются целевым объектом. По мнению ряда теоретиков, в основе процесса коммуникации лежат разделяемые интерпретации, а не просто обмен информ. Любые помехи точной передаче информ. называют шумом в системе коммуникации. Шум может возникать вследствие нечеткости кодирования, проблем с каналами, по которым передаются сигналы, или ошибок декодирования, допускаемых целевым объектом.
Из этого вовсе не следует, что любое несогласие между двумя людьми можно отнести за счет шума. Целевой объект может оказаться способным воспринять т. зр. источника и полностью понять предлагаемую интерпретацию, и тем не менее не согласиться с ней. Часто люди убеждены в том, что их не понимают, когда в действительности другие люди просто не согласны с ними.
Путаница в разграничении языка и коммуникации часто имела место даже среди специалистов. Чтобы провести такое разграничение, необходимо понять различия между знаками, сигналами и символами. Знаки — это средовые стимулы, к-рые организм связал с другими событиями. Знаки жестко и напрямую связаны с сопутствующими им событиями.
Сигналы — это знаки, вырабатываемые живыми организмами. Большинство животных могут использовать сигналы в их взаимодействии с др. животными. Так, птицы могут издавать любовные призывы, насекомые могут передавать запахи, а обезьяны прибегать к угрожающим жестам.
Символ, подобно сигналу, имеет референт. Однако символы не обязательно соотносятся с физ. реальностью и могут не иметь пространственно-временных отношений со своими референтами. Символы приобретают свое значение в сообществе пользователей, а не через связь с референтом. Использование символов делает возможным развитие разнообразных абстрактных областей знания, таких как история, литература, религия, иск-во и наука. Кроме того, оно обеспечивает основу для конструирования индивидуумом соц. реальности, включая Я-концепцию.
Существующие данные указывают на то, что символы используются только людьми. Поэтому символ, по-видимому, означает важный разрыв в филогенетическом ряду между людьми и всеми др. формами жизни.
Язык является средством обработки информ. и используется для сохранения, изменения, продуцирования и передачи информ. Анализ М. к. был бы неполным без принятия во внимание этих символических аспектов языка. Одним из важнейших свойств символов является то, что они могут соотноситься с целыми классами объектов, и могут обладать разнообразными значениями. Тем самым, ошибки в коммуникациях оказываются не только частыми, но и неизбежными. То есть, шум становится неизбежным сопутствующим свойством М. к.
Ситуации и взаимоотношения с другими обеспечивают контекст, в рамках к-рого люди могут добиваться общей интерпретации сообщений и таким образом снижать эффекты шума. Характеристика индивидуумом соц. ситуации, как правило, зависит от конкретных ожиданий в отношении поведения других, правил, к-рые определяют и регулируют взаимодействия и направляют поведение. Эти ожидания обеспечивают некую систему координат, в которой данный индивидуум кодирует и декодирует информ.
Коммуникации выполняют целый ряд функций. Они позволяют координировать поведение людей в группе. Межличностная коммуникация также используется для обучения, в ходе к-рого каждый чел. помогает другому в овладении умениями и навыками или в формировании новых систем координат. Вероятно, наиболее важной из всех функций коммуникаций является их использование в качестве средства влияния на др. людей. Сообщения, применяемые с целями реализации власти или оказания влияния, могут рассматриваться как действия, обладающие столь же мощными последствиями, как само поведение. Поэтому коммуникативные действия иногда называют речевыми актами.
Речевые акты, выполняющие функцию контроля подкреплений, могут принимать форму угроз или обещаний, к-рые могут яв-ся условными или безусловными по своему характеру. Обещания, в отличие от угроз, влекут за собой принятие источником моральных обязательств по их выполнению.
Существует категория речевых актов, к-рые можно классифицировать как средства информ. контроля. Убеждение яв-ся попыткой источника оказать влияние на решения, принимаемые целевым объектом. Среди видов убеждающих коммуникаций выделяют предостережения, ложь и взывание к чувству долга.
Другая классиф. речевых актов связана с их функцией как средств самопрезентации. Субъекты («акторы») проецируют определенные идентичности на др. людей и используют разнообразные тактики для выработки желаемых идентичностей в глазах других. К наиболее известным речевым актам, связанным с управлением впечатлениями, относятся оценки, присвоение титулов, повышение в ранге и заискивание.
Жесты, визуальный контакт, телесные позы и использование межличностного пространства могут либо заменять вербальные коммуникации, либо служить в качестве контекста, позволяющего интерпретировать вербальные коммуникации. В большинстве случаев невербальные реакции действуют подобно сигналам и не связаны с передачей символических форм информ.
См. также Межличностное восприятие, Язык у человекообразных обезьян, Психолингвистика, Символическая интеракция
Дж. Т. Тедеши
Межличностное восприятие (interpersonal perception)
Впечатления, к-рые мы формируем о др. людях, служат в качестве важной основы межличностных взаимодействий. Восприятие чел. — сложная и явно отличающаяся от восприятия пространства тема. В данном случае внимание чел.-наблюдателя обращено к внутренним психол. процессам чел.-стимула. Эти процессы практически не поддаются сенсорным механизмам; информ. о них добывается путем умозаключений или атрибуций, осуществляемых наблюдателем. В этом смысле, «восприятие человека» яв-ся не совсем удачным названием, и данный процесс, по-видимому, было бы лучше называть «умозаключениями о человеке». Большая часть темы М. в. в настоящее время охватывается теорией атрибуции.
Фриц Хайдер указал на 3 различия между восприятием физ. объектов и людей. Во-первых, предполагается, что в отличие от физ. объектов люди обладают внутренней жизнью. Каждый чел. имеет мысли и переживает эмоции, предполагая, что другие не отличаются от него в этом отношении. Во-вторых, физ. объекты не воспринимаются как причины своих собственных действий, тогда как люди часто рассматриваются как первопричины своих поступков. Понятие ответственности тесно переплетено с представлением о том, что, поступая тем или иным образом, чел. скорее руководствуется своими собственными внутренними соображениями, нежели просто подчиняется неумолимым требованиям окружения. В-третьих, люди могут намеренно манипулировать наблюдателем и использовать его в своих целях, в то время как неодушевленные объекты — нет. Одна из целей восприятия чел. — дать чел.-наблюдателю возможность спрогнозировать вероятные действия чел.-стимула, с тем чтобы учесть их при планировании своих собственных действий.
Изучение восприятия чел. по сути представляет собой попытку реконструировать тот способ, которым средний чел. с улицы перерабатывает информ. о др. людях и о самом себе. Такой чел.-наблюдатель заинтересован в ответе на вопрос о том, почему данный чел.-стимул поступает или ведет себя так, как он это делает. В соответствии с Хайдером, причины поведения обычно приписываются либо окружению, либо самому действующему лицу. Когда то или иное действие может быть приписано причинам из окружения, действующее лицо не считается ответственным за положительные или отрицательные последствия своего поведения, но когда в качестве источников поведения воспринимаются индивидуальные внутренние факторы, данное действующее лицо полностью несет ответственность за такие последствия.
Большая часть работы, проделанной в области исслед. атрибуций, была связана с правилами, которые используются наблюдателями при отнесении причин поведения за счет окружения или самого действующего лица. Хайдер считал, что межличностная функция челов. восприятия состоит в том, чтобы дать наблюдателю возможность прогнозировать и контролировать поведение др. людей.
Тенденция наблюдателей — принимать первую подходящую причину в качестве основания поведения. Однако, в случае наличия др. правдоподобных причин, влияние любой специфической причины в порождении эффекта обесценивается. Этот принцип обесценивания может приводить к атрибуциям как средовых, так и личных причин наблюдаемого поведения. Кроме того, по мнению наблюдателя, чем больше эффектов связано с поведением данного действующего лица, тем больше вероятных причин его может существовать. Г. Келли, к-рый предложил этот принцип обесценивания (discounting principle), также дополнил его принципом усиления значимости (augmentation principle). Чем большее количество затрат рискует понести чел. для того, чтобы поступить так, как он поступает, тем с большей вероятностью наблюдатель будет относить его поведение за счет внутренних личных причин. Правило большого пальца заключается в том, что чем больше поведение действующего лица отклоняется, по мнению наблюдателя, от поведения большинства др. людей в аналогичной ситуации, тем в большей степени такое поведение будет связываться с чем-либо свойственным (или приписываемым) только данному действующему лицу.
Наблюдатель может видеть поведение действующего лица только один раз или может располагать неограниченными возможностями наблюдения за ним. Большинство атрибутивных правил можно классифицировать как основанные либо на единичном наблюдении, либо на множестве наблюдений. К первому случаю относятся следующие.
Внеролевое поведение(out-of-role behavior). Внеролевое поведение можно истолковать как производное от принципа усиления значимости. Чел., нарушающий границы роли, тем самым отказывается от обычных вознаграждений и, по-видимому, готов к принятию последующих негативных реакций со стороны других. Поступая таким образом, следовательно, он должен руководствоваться какими-то внутренними личными соображениями.
Необщие эффекты (попсоттоп effects). Наблюдатель может мысленно реконструировать процесс принятия решения другим чел. для того, чтобы понять причину его выбора. Можно предположить, что выбранной альтернативе было оказано предпочтение, потому что она максимизирует некую ценность для данного чел., по крайней мере, в сравнении с другими альтернативами, т. е. основой для принятия решения служит определенный эффект, который является необщим для возможных вариантов решения, и этот эффект позволяет нам что-то узнать о чел., принимающем решение.
Гедонистическая релевантность(hedonic relevance). Если поступки др. чел. оказывают определенное положительное или отрицательное воздействие на наблюдателя, последний будет больше склонен объяснять такое поведение личными причинами.
Персонализм(personalism). Когда наблюдатель ощущает на себе положительные или отрицательные эффекты поведения действующего лица, у него может возникнуть мысль о том, не предназначались ли эти эффекты специально для наблюдателя. Если наблюдатель сочтет, что данное поведение было на