Различия в специальных способностях
В др. исслед. половых различий, использующих специальные тесты, половые различия тж оказываются разнонаправленными. Что касается особенностей умственных операций, лица мужского пола лучше показывают себя в тестах познавательных способностей, тогда как лица женского пола демонстрируют более свободное течение мыслей. Если говорить об осн. видах информ., лица мужского пола лучше используют зрительную информ., а женщины точнее ориентируются в значении слов. Эти два вида различий, по-видимому, свидетельствуют о том, что у женщин лучше развито левое полушарие мозга, а у мужчин правое (разумеется, у «правшей»). Что касается видов информ., то женщины имеют преимущество при работе с отдельными информ. единицами (напр., со словами), в то время как мужчины чаще готовы перерабатывать информ.
Расовые и этнические различия
Изучение и сравнение представителей разных рас и национальностей обычно приводит к вопросу о том, существуют ли расовые и этнические различия в уровнях интеллекта. К сожалению, в настоящее время нельзя с уверенностью подтвердить или опровергнуть любое, даже самое благоприятное утверждение по этому вопросу. Крайне трудно сформировать репрезентативную выборку из представителей разных этнических групп, поскольку внутри них существует множество подгрупп. Кроме того, неясно, какие тесты использовать. Тесты разраб. и стандартизуются в рамках одной культуры. С т. зр. эксперим. методологии, рез-ты тестирования подлежат сравнению только внутри той же культуры. Не существует полностью культурно-свободных тестов. Попытки создать нечто подобное ограничились тестами с визуальным содержанием. Благодаря им удалось выяснить, что представители разных этнических групп обладают сходными зрительными способностями, судить же о др. способностях по этим тестам не представляется возможным.
Исслед. с использованием факторного анализа позволили установить, что в группах с европейским образованием тесты измеряют одинаковые факторные способности, независимо от расовой и этнической принадлежности испытуемых. В будущем, когда произойдет сближение культур, возможно, и удастся провести желаемые сравнения.
Вместе с тем о нек-рых устойчивых различиях все же стоит упомянуть. Сравнения выборок черного и белого населения США показали устойчивые различия в IQ почти на 15 пунктов в пользу белых. Диапазоны IQ у этих двух групп существенно перекрываются, так что нек-рые чернокожие дети имеют более высокие уровни IQ. Различия в IQ между выборками черного и белого населения зависят в известной степени от полового состава выборок, а тж от того, какая специальная способность измеряется. Различия в IQ и в рез-тах школьных тестов достижений оказываются меньше для чернокожих девочек. Чернокожие относительно хорошо справляются с заданиями на механическое запоминание и относительно плохо со зрительными тестами. Из др. этнических групп показатели интеллекта евреев неск. выше по сравнению с др. этническими группами белой расы; японцы и китайцы тж имеют сравнительно высокие показатели интеллекта.
Рост и снижение
Рассказ об интеллекте будет неполным, если не коснуться типичных закономерностей его роста и снижения. Развитие интеллекта можно рассматривать по двум измерениям: «количественному» и «качественному».
Интеллектуальный рост
В исслед. на основе количественного подхода возникает естественный вопрос: действительно ли в разном возрасте измеряются одни и те же способности? Уверенно ответить на него можно было бы, если бы с помощью факторного анализа удалось установить те виды тестов, к-рые измеряют одни и те же факторные способности на разных возрастных уровнях. Однако в этой области сделано еще слишком мало. Правда, уже есть доказательства того, что нек-рые из интеллектуальных факторов действительно проявляются в широком возрастном диапазоне.
Кривая роста IQ
Используя уровни, соотв. умственному возрасту по шкале Стэнфорд-Бине, Терстоун и Акерсон построили кривую, связывающую умственный возраст с хронологическим. Значения умственного возраста были переведены в значения абсолютной шкалы равных единиц с абсолютным нулем. В первые годы жизни отмечаются увеличивающиеся темпы роста, затем, после 10-летнего возраста, темпы роста замедляются, в рез-те чего кривая приобретает S-образную форму. После 17 лет эта кривая переходит в плато.