Психологическая энциклопедия
(Raymond Corsini, Alan Auerbach "Concise Encyclopedia оf Psychology")
Энциклопедия содержит 1365 словарных статей и 473 биографические справки, охватывая практически весь спектр психологии как науки и как профессии. Целый ряд статей посвящен проблематике смежных наук (биологии, медицины, педагогики, социологии и т. д.). Обращение к ним открывает значение межпредметных связей и наводит на продуктивные аналогии, несомненно полезные при поисках новых путей и решений. Данная книга — не просто «моментальная фотография» современного состояния психологии в США. Скорее это попытка нарисовать целостную, динамическую картину мировой психологической науки и практики как она видится в настоящее время из-за океана. В создании этой картины приняли участие свыше 500 авторов статей и более 40 редакторов, среди которых Анна Анастази, Альберт Бандура, Теодор Блау, Томас Харди Лихи, Э. Р. Хилгард, Пол Мил, Чарльз Спилбергер, К. В. Шайи и др. Все это позволяет надеяться, что помимо выполнения утилитарной функции полного справочника данное издание послужит для читателей еще и источником новых идей в самых разных областях теоретизирования и практической работы. Оно будет интересным и полезным не только для студентов и молодых специалистов, но и для зрелых профессионалов, а также для всех, кто интересуется психологией.
Предисловие научного редактора российского издания
Успех, выпавший в США и Канаде на долю «Психологической энциклопедии» под ред. Р. Корсини и А. Ауэрбаха, — лучшее доказательство не только ее полезности, но и необходимости. Признание, которое она завоевала у самого широкого круга читателей, интересующихся психологией, обусловлено рядом причин. Прежде всего это поистине огромный объем полезной информации в сочетании с краткостью формы и доступностью изложения. На сегодняшний момент вряд ли найдется другое, сравнимое по этим параметрам, издание, способное конкурировать с предлагаемым нашим читателям однотомником. Энциклопедия содержит 1365 словарных статей и 473 биографические справки, охватывая практически весь спектр психологии как науки и как профессии. Целый ряд статей посвящен проблематике смежных наук (биологии, медицины, педагогики, социологии, и т. д.). Обращение к ним открывает значение межпредметных связей и наводит на продуктивные аналогии, как известно, крайне полезные при поисках новых путей и решений. Все это позволяет надеяться, что помимо выполнения утилитарной функции полного справочника данное издание послужит для наших читателей еще и источником новых идей в самых разных областях теоретизирования и практической работы.
Еще одна причина востребованности «Психологической энциклопедии» кроется в том, что, наряду со всесторонним освещением вопросов так называемой академической, научной психологии, представленной в современном психологическом спектре всего одной, пусть и широкой, полосой, значительный объем в данном издании отведен для рассмотрения остальных полос этого пестрого спектра, а именно приложений психологии буквально во всех областях жизни и деятельности человека. Профессиональная (и парапрофессиональная) психологическая практика, пожалуй, даже выходит на первый план в содержательном поле энциклопедии, что неудивительно, ибо это отражает тенденции развития (или болезни роста?) современной психологии. Так или иначе, ориентация на психологическую практику (прежде всего различные формы психотерапии, консультирования, вмешательства и социальной работы) созвучна текущим потребностям психологов во всем мире, включая, разумеется, и Россию.
Наконец, «Психологическая энциклопедия» — это больше чем моментальная фотография современного состояния психологии в США. Скорее, это попытка нарисовать целостную, динамическую картину мировой психологической науки и практики как она видится в настоящее время из-за океана. В создании этой картины приняли участие свыше 500 авторов статей и более 40 редакторов, среди которых Анна Анастази, Альберт Бандура, Теодор Блау, Э. Р. Хилгард, Пол Мил, Чарльз Спилбергер, К. В. Шайи и др. Перед читателями открывается действительно грандиозное полотно, фрагменты которого выписаны с разной степенью детализации и в разных стилях: от коротких, почти рекламных текстов до серьезных и объемных аналитических статей. Разумеется, при взгляде с американского континента кое-что в европейской и азиатской психологии остается скрытым линией горизонта и заслоняется выступающими на передний план предметами, особо актуальными для живущих и работающих в США ученых и практиков. Однако некоторая пестрота, разностилье и пробелы, заметные в этой картине, правда, лишь вооруженному глазу специалистов, в общем-то объективно отражают существующее на сегодняшний день в психологии положение дел, позволяя увидеть динамические тенденции развития психологии как науки и как профессии, возможные точки приложения собственных усилий, а также избежать тупиковых путей и ловушек при построении теорий, проведении эмпирических исследований, реформировании профессиональной подготовки психологов и совершенствовании психологических услуг. Все это делает «Психологическую энциклопедию» интересной и полезной не только для студентов и молодых специалистов, но и для зрелых профессионалов, которые могут использовать ее не просто как справочное руководство, но и как серьезный труд по социологии науки, посвященный современному состоянию психологии.
В работе над переводом статей, продолжавшейся около двух лет, принимала участие большая группа специалистов и профессиональных переводчиков. Как научный редактор, я видел свою задачу не только в том, чтобы обеспечить адекватный перевод терминов, традиционную транслитерацию имен собственных и исправить замеченные в оригинале опечатки и неточности в датах, формулах, фамилиях и т. д., дезинформирующие читателей, но и в том, чтобы по возможности сохранить стилистику оригинала, через которую авторы статей неявно передают свое личное отношение к рассматриваемым вопросам. Мне близка концепция «личностного знания» Майкла Полани, который утверждал, что «в каждом акте познания присутствует страстный вклад познающей личности, и эта добавка — не свидетельство несовершенства, но насущно необходимый элемент знания». Поэтому я был вынужден существенно перерабатывать переводы отдельных статей, когда переводчики, в целом адекватно передавая содержание, вольно или невольно навязывали свое понимание рассматриваемых в них вопросов, затеняя «личностное знание» автора своим собственным «личностным знанием». Остается надеяться, что мое «личностное знание» при этом также осталось за кадром.
Перевод на русский язык «Психологической энциклопедии», безусловно, является важным событием в сообществе психологов. И у меня нет сомнений, что эта книга станет настольной для всех, кто профессионально занимается психологией или проявляет к ней интерес как к возможной области занятий.
Л. А. Алексеев,
профессор кафедры психологии развития и образования РГПУ им. А. И. Герцена
07.12.2002, г. Санкт-Петербург
Вступительное слово
Во вступительном слове к первому изданию «Психологической энциклопедии», вышедшем в свет в 1987 г., Ганс Айзенк писал: «Авторы данной книги исключительно компетентны, издание книги было осуществлено безупречно, и в целом, без сомнения, из всех однотомных справочных руководств по психологии это — самое лучшее». Второе издание данной книги продолжает славную традицию первого и в этом смысле выходит на новый уровень качества.
С самого начала при переиздании «Психологической энциклопедии» были установлены новые, еще более высокие стандарты, которым трудно было соответствовать. Издательский опыт Раймонда Корсини и обширные научные познания Алана Ауэрбаха были в высшей степени успешно объединены, что нашло отражение в разумном размере статей и строгом, хотя и подробном, изложении материала. Ауэрбах и Корсини взяли на себя великий труд объединить разрозненные данные в общую картину современного состояния психологии — влиятельной дисциплины, постоянно развивающейся как в теоретическом, так и в практическом аспекте.
Данное издание представляет собой версию четырехтомной энциклопедии; в нее вошли сокращенные варианты всех статей (за исключением нескольких с историческими данными и некоторых биографий) с сохранением ясности и глубины изложения, что вкупе принесло первому изданию победу в номинации Американской библиотечной ассоциации «Справочная книга года». Заслуживает упоминания также то, насколько легко читается книга — от «Абстрактного интеллекта» до «Языкового развития». От А до Я читатель будет пополнять свой багаж знаний, страница за страницей с наслаждением открывая для себя что-то новое и находя подтверждение уже известному.
С тех пор как вышло в свет первое издание «Психологической энциклопедии», прошло достаточно времени для того, чтобы психология успела вступить в новую эру теории, исследования и практики. Появились новые имена, новые идеи, новые ответы на «вечные» вопросы. Во втором издании читатель найдет все: новые данные, пересмотренные в соответствии с ними статьи, происшедший в науке прогресс, равно как и традиционные аспекты исторической и современной психологии. У нас есть все это и даже немного больше. Статьи написаны авторитетными специалистами понятным языком, издание имеет разумный объем.
Наступил новый век, в том числе и для психологии, и «Психологическая энциклопедия» остается в нем настольной справочной книгой для профессиональных психологов и всех, кто хочет расширить свои познания в этой области. Данная книга должна быть под рукой у студентов и школьников, пытающихся сориентироваться в бескрайнем море терминов, понятий и концепций, а также у всех, кто причисляет себя к негласному обществу людей, интересующихся современной психологией.
Энтони Марселла, д. ф.
Гонолулу, Гавайи
От редакторов
В мир психологического исследования, доступного при помощи электронных средств массовой информации, мы решили добавить еще одну традиционно изданную книгу — труд, в котором пропорционально сочетаются знание и доходчивый стиль, глубина и компактное изложение материала, общие и частные аспекты, современность и классика. Этой книгой мы хотели угодить всем интересующимся психологией — от неспециалистов и студентов-первокурсников до профессиональных исследователей и практиков. На второе издание нас вдохновили Альберт Эллис, который сказал одному из нас (Р. К.), что полностью прочел первое издание «Психологической энциклопедии», дабы привести свое глобальное понимание психологии в соответствие с новейшими сведениями из этой области, и Алан Хесс, заявивший: «Четырехтомник я держу на полке, а однотомник лежит у меня на письменном столе».
Нам удалось сохранить примерно 95% статей четырехтомного издания и около 80% от общего содержания. Поскольку от энциклопедий в большей степени, чем от каких бы то ни было других книг, ожидается, что они выдержат испытание временем, мы благосклонно относились к освещению авторами исторических вех и прецедентов, а также классических работ. Недавние исследования, тем не менее, не были проигнорированы: большое количество приводимых в статьях сведений пришлось обновить, учитывая, что их результаты могут оказаться недолговечными. Наш богатый академический опыт (вкупе 80 лет) подсказывает нам, что сегодняшнее сенсационное открытие завтра может стать пшиком.
Из всех общественных наук именно психология вызывает наибольший интерес у ученых, исследователей и населения в целом. Поэтому все потребители психологической литературы заслуживают того, чтобы им предоставили авторитетный однотомный источник информации, в котором они смогли бы найти все или почти все. Мы надеемся, что данная книга отвечает этим критериям.
Раймонд Корсини и Алан Ауэрбах
Гонолулу, Гавайи и Ватерлоо; Онтарио, Канада
Список сокращений
Слово (словосочетание) | Сокращение |
адаптация | адапт. |
адренокортикотропный гормон | АКТГ |
акушерство | акуш. |
анатомический | анатомич. |
анатомия | анат. |
артериальное давление | АД |
ассоциация | ассоц. |
биологический | биолог. |
более или менее | б. или м. |
большая часть, большей частью | б. ч. |
буквально | букв. |
в переносном смысле | перен. |
в том числе | в т. ч. |
век, века | в., вв. |
включая, включительно | включ. |
Всемирная организация здравоохранения | ВОЗ |
высшая нервная деятельность | ВНД |
гг. | годы |
генерализованное тревожное расстройство | ГТР |
главным образом | гл. обр. |
год, город | г. |
городской | гор. |
государственный | гос. |
гражданский | гражд. |
график | граф. |
гуманитарный | гуманит. |
диаграмма | диагр. |
доктор | д-р (в названии ученой степени) |
другие | др. |
другой | др. |
единица действия | ЕД |
журнал | журн. |
замечание | замеч. |
западный | зап. |
значительно | знач. |
иллюстрация | ил. |
инженерная психология | инж. психол. |
инженерный | инж. |
институт | ин-т |
информационный, информация | информ. |
искусство | иск-во |
исследование | исслед. |
исторический | ист. |
какой-либо | к.-л. |
какой-нибудь | к.-н. |
классификация | классиф. |
когнитивная психология | когн. психол. |
конъюнктурный | конъюнкт. |
который | к-рый |
лингвистический | лингв. |
максимальный | макс. |
математический | мат. |
медицинский | мед. |
международный | междунар. |
миллиард | млрд. |
миллион | млн. |
многие | мн. |
моноаминооксидаза | МАО |
название, назван, названный | назв. |
называется, называемый | наз. |
например | напр. |
научно-исследовательский | н.-и. |
нашей эры | н. э. |
некоторый | нек-рый |
нервная система | НС |
несколько | неск. |
общество | об-во |
около | ок. (при цифрах) |
организация | орг-ция |
основанный, основан, основной, основатель | осн. |
парапсихология | парапсихол. |
педагогический | пед. |
первоначально | первонач. |
практический | практ. |
преимущественно | преим. |
прикладной | прикл. |
производство | пр-во |
промышленность | пром-сть |
психический | психич. |
психоанализ | психоан. |
психогигиена | психогиг. |
психолингвистика | психолингв. |
психологический | психол. |
психометрия | психометр. |
психотерапия | психотер. |
психофизика | психофиз. |
разработал, разработка | разраб. |
распространенный | распростр. |
результат, результаты | рез-т, рез-ты |
ретроспективный | ретросп. |
свыше | св. (при цифрах) |
смотри | см. |
современный | совр. |
соответствующий | соотв. |
социальная психология | соц. психол. |
социальный | соц. |
социология | социол. |
спортивный | спорт. |
средневековый | ср.-век. |
средние века | ср. века |
статистика | стат. |
страница | с. |
схема | схем. |
таблица | табл. |
так называемый | т. н. |
также | тж |
таким образом | т. о. |
Теоретический | теорет. |
точка зрения | т. зр. |
Тысяча | тыс. |
Университет | ун-т |
условный/безусловный раздражители | УР/БР |
учащийся, учащиеся | уч-ся |
Учебный | учеб. |
Фармакология | фарм. |
Фармацевтический | фармац. |
Физиологический | физиолог. |
Физиология | физиол. |
Физический | физ. |
Философский | филос. |
Химический | хим. |
центральная нервная система | ЦНС |
Человек | чел. |
Человеческий | челов. |
Экспериментальный | эксперим. |
Юридический | юридич. |
Является | яв-ся |
_А_
Абстрактный интеллект (abstract intelligence)
Почти все люди используют схемы классификации для сведения, разъяснения и корректировки фактов, относящихся к окружающей среде или к межличностным отношениям. Для создания таких схем необходимо отыскивать сходства в значениях разных элементов, отвлекаясь от различий между ними. Большинство людей согласятся, что яблоко и банан сходны между собой, потому что оба они относятся к фруктам. Этот процесс построения классификационных схем называют абстрактным (отвлеченным) рассуждением, или А. и.
Способность к отвлеченному рассуждению измеряется и оценивается различными способами. При использовании Шкалы интеллекта Стэнфорд-Бине тестируемому зачитывают короткий отрывок и затем просят его восстановить логическую последовательность главных мыслей. Считается, что ключевым элементом, от которого зависит выполнение такого задания, является способность испытуемого ухватывать суть к.-л. отвлеченного отрывка. Другие методы включают субтест «Сходства» из Шкалы интеллекта взрослых Векслера (WAIS), где требуется сравнить пары элементов (задаваемых вербально) и определить, чем они «похожи», и тест сортировки объектов (Object Sorting Test)из батареи тестов Голдстейна—Ширера (Goldstein — Scheerer Battery), по которому уровень абстракции оценивается с помощью способа классификации, напр. по распределению объектов на основе цвета или формы (конкретность) либо на основе их функции (абстрактность).
См. также Клиническая оценка, Измерение интеллекта, Методы тестирования
М. П. Мелони
Автоматизация (automation)
Несмотря на то что А. влияет на людей во многих отношениях, — а они в свою очередь влияют на ее внедрение, — этот термин до сих пор редко встречался в психол. работах. С психол. т. з. А. может влиять на людей в следующих областях: а) деятельность (продуктивность) на работе и дома; б) эмоции — наслаждение жизнью или удовлетворенность трудом; в) мотивационные переменные, такие как внутреннее подкрепление или сдерживающая обратная связь; г) соц. отношения (и взаимодействия), организац. структуры, конфликт; д) школьное обучение и профессиональная подготовка; е) здоровье и безопасность.
А. привлекла некоторое внимание — хотя и меньшее, чем можно было ожидать, — инж. психол. и исслед. челов. факторов в решении задачи распределения функций между человеком и машиной, а также их общих действий. Например, оказалось весьма сложно автоматизировать распознавание речи (за исключением отдельных или не связанных между собой слов), языковый перевод (если только не ограничить словарный запас или синтаксис) и выбор или принятие решений (кроме стандартизованных ситуаций, таких как при игре в шашки или шахматы). Однако совместная деятельность людей и машин может быть чрезвычайно эффективной.
Социол. и представители других соц. наук предполагали, что производственная А. может оказывать эмоциональное или возбуждающее воздействие, следствием к-рого яв-ся: аномия, отчуждение, неудовлетворенность и разобщенность; психология с той же т. з. исследовала удовлетворенность трудом, стресс, скуку и моральное состояние; но картина оставалась неясной вследствие концептуальной неопределенности, недостатка фактического материала и наличия индивидуальных различий среди работников.
А. имела неоднозначные последствия для соц. отношений и организац. факторов. Например, А. конвейерного пр-ва сократила набор необходимых умений, изолировала работников друг от друга и упростила сборку. Компьютерная А. потребовала новых умений, создала взаимозависимость работников и сделала их труд более сложным, требующим разделения и ротации профессиональных функций; привела к изменениям в структурах управления, потере и смене места работы и, естественно, к сопротивлению со стороны работников и руководителей. А. в быту путем внедрения средств малой механизации предоставила домохозяйкам больше свободного времени или возможность работать и, по-видимому, благоприятно повлияла на качество семейной жизни, родительской заботы и сексуальных отношений между супругами.
Вполне корректно утверждение, что А. подразумевает замещение определенного челов. навыка механизмом. Простое усовершенствование челов. навыка или введение навыка, отсутствующего у людей, не представляет собой А., хотя порой здесь бывает трудно определить границы. А. может заменять любой из трех элементов, относящихся к сфере челов. компетентности: органы чувств (зрение автоматизируется при помощи дистанционной телевизионной трансляции, а тепловые ощущения — при помощи термостата); эффекторы (автопогрузчики или робот заменяют поднятие и перенос грузов, а автомобиль заменяет пешую ходьбу); ЦНС, служащую для интеграции двух предыдущих элементов (как это делает компьютер с его памятью и функциями контроля). А. может возрастать в той степени, в какой может увеличиваться масштаб подобного замещения — напр. в результате совершенствования машинного зрения, механических пальцев и искусственного интеллекта у роботов.
Масштабы А. будут расти, причиной чему яв-ся все вышеперечисленные факторы. В определенном смысле она потребовалась для обеспечения жизнедеятельности населения, численность которого постоянно растет; прежние, неавтоматизированные методы ведения сельского хозяйства, транспортировки, коммуникации и пр-ва не смогли бы справиться с возросшим объемом задач. Психологически А. развивается в силу многих мотивационных причин: снижает затраты - менеджмент и инвесторы извлекают большую финансовую выгоду;служит предотвращению несчастных случаев, болезней, дискомфорта (хотя порой приводит к возникновению других их разновидностей); облегчает физ. усилия и устраняет неудобства в повседневной жизни (один из важнейших стимулов её внедрения).
См. также Склонность к несчастным случаям и техника безопасности, Конструирование измерительных инструментов
М. Парсонс
Автоматизированная оценка (computer-assisted assessment)
Оценка является одной из наиболее распространенных и важных функций прикл. психол. Она предполагает получение поведенческих и психол. данных и их объединение в целях облегчения принятия клинических решений.
Проблемы, связаные с традиционными методами принятия клинических решений, часто отмечались специалистами. Эти проблемы свидетельствуют о том, что клинические решения порой оказываются недостоверными и необоснованными - потому вызывающими сомнения в их полезности.
Одним из методов повышения надежности, валидности и полезности методов психол. оценки, а следовательно и решений, основанных на извлеченной из нее информ., является А. о. А. о. может облегчать как получение информ., так и выведение основанных на ней решений. Есть несколько путей использования компьютеров в оценочном процессе: а) для предъявления, обработки и интерпретации результатов психол. опросников; б) для предъявления вопросов, обычно включаемых в интервью, и суммирования ответов на них; в) для расчета регрессионных или байесовских коэффициентов, используемых при постановке диагноза или принятии клинических решений; г) для предварительной обработки данных наблюдения с целью получения информ. в сжатой и обобщенной форме.
Уже в течение ряда лет компьютеры используются для предъявления, обработки и интерпретации результатов психол. тестов, в частности Миннесотского многофазного личностного опросника (MMPI). Позднее пункты бланка для ответов стали предъявляться на экране дисплея, и испытуемые указывали свои ответы с помощью клавиатуры.
Основными преимуществами А. о. являются: скорость, более высокая надежность и возросшие возможности интерпретации. Компьютеры могут быстро обрабатывать и представлять сводные интерпретативные отчеты по множеству шкал. Они также могут представлять интерпретации, основанные на анализе профилей — анализе взаимосвязей различных шкал в дополнение к абсолютным показателям конкретных шкал.
Принятие клинических решений, таких как психиатр. диагноз, может облегчаться путем введения данных, полученных путем традиционных методов оценки, в регрессионные или байесовские уравнения. Вместо типичного процесса принятия клинических решений с присущей ему субъективностью значения заданных переменных вводятся в заранее выведенные уравнения, а получаемые в результате коэффициенты показывают вероятности специфических форм поведения или диагностических категорий.
Компьютеры также используются для облегчения предварительной обработки и анализа данных наблюдений. Прямое наблюдение может давать большое количество разнообразной информ. о распространенности, продолжительности или условной вероятности различных форм поведения. Однако такие данные можно регистрировать непосредственно с использованием автоматизированных систем записи данных. Это компактные, работающие от аккумулятора запоминающие устройства; при возникновении изучаемой формы поведения наблюдатель нажимает на определенные клавиши, чтобы его зарегистрировать. Несмотря на наличие некоторых специфических источников ошибок, присущих технологии автоматизированной записи данных, она позволяет снизить вероятность ошибки в записях наблюдателей и повышает скорость и качество анализа.
Преимущества от использования А. о. оказываются весьма существенными. По сравнению с традиционными методами сбора и интерпретации психол. данных А. о. проводится быстрее, экономит дорогостоящее время специалиста, нечувствительна к межличностным манипуляциям клиентов, более стандартизована в предъявлении стимулов испытуемым, снижает вероятность ошибок ввода данных и более пригодна для использования неспециалистами. Что еще важнее, в сравнении с традиционной клинической интерпретацией результатов опросников и данных интервью, которая всегда ограничена знаниями и предпочтениями конкретного психол., автоматизированные интерпретации содержат в себе аккумулированные знания большого количества психол., могут охватывать огромное множество переменных и имеют более широкую эмпирическую основу.
С А. о. связано несколько проблем. Самая значительная из них — проблема валидности. В связи с этим были предприняты значительные усилия по разработке стандартизованных способов предъявления стимулов и итоговых интерпретаций, таких как интерпретативные суждения, основанные на анализе профилей MMPI, этиологические объяснения или терапевтические рекомендации, основанные на интерактивном интервьюировании.
См. также Клиническое суждение, Компьютеризованное обучение, Диагнозы
С. Н. Хейнс
Автоматические мысли (automatic thoughts)
А. м. — это спонтанно возникающие идеи или мысли, типичными признаками к-рых являются внутренние высказывания человека о самом себе или разговор с собой. Когнитивные теории подчеркивают роль систем убеждений, когнитивных схем, интеллектуальных процессов и А. м. в управлении поведением. У каждого человека есть своя «система координат», наз. по-разному: личностью, стилем жизни, мировоззрением и т. д., в рамках к-рой он справляется с решением жизненных задач. Такая внутренняя структура убеждений зависит от прошлого опыта, знаний, целей, намерений и осн. структур убеждений. А. м. отличаются от структур убеждений. Как утверждают Мерлуцци и Болтвуд, «важным различием между А. м., или внутренними высказываниями (утверждениями) и осн. схемами, или системами, убеждений является то, что А. м. — это спонтанные внутренние высказывания или рассуждения (иногда переходящие в «умственную жвачку»)... В противоположность этому когнитивные схемы представляются относительно устойчивыми, долговременными чертами наподобие когнитивных паттернов». Сходным образом Бек и Вейсхаар разграничивают А. м. и произвольные мысли. Произвольные мысли — это полностью осознаваемые и определяемые самим человеком решения. А. м. являются «более стойкими и менее доступными, чем произвольные, и обычно отличаются сильным воздействием». И произвольные мысли, и А. м. согласуются с осн. убеждениями, или схемами.
Несознаваемые процессы.Считается, что А. м. обычно не сознаются или лежат ниже уровня текущего осознания происходящего. Они являются спонтанными внутренними высказываниями, производными от несознаваемых осн. убеждений.
Прикладные аспекты.В когнитивной и когнитивно-поведенческой терапии главное внимание уделяется изменению «искаженных» или дисфункциональных систем убеждений клиента. Для этого такие системы необходимо выявить и получить к ним доступ. Альберт Эллис выделил 12 иррациональных убеждений, а Бек — 6 осн. когнитивных искажений, или искаженных процессов мыслей-убеждений. Др. авторы дополнили и внесли поправки в перечень иррациональных убеждений и когнитивных искажений.
Доступ к осн. убеждениям можно получить, побуждая клиентов отслеживать собственные внутренние высказывания, или А. м. Затем их оспаривают и изменяют. Проблемы, к-рые были причиной обращения к терапии, могут быть решены путем изменения взгляда клиента на эти проблемы через его А. м., т. е. посредством своего рода парадигматического сдвига в мышлении, называемого на психотер. жаргоне рефреймингом.
См. также Когнитивная сложность, Сознание, Защитные механизмы, Свобода воли, Идиодинамика, Бессознательное
М. С. Кэрич
Автономная нервная система (autonomic nervous system)
АНС снабжает двигательными волокнами сердце, желудок, поджелудочную железу, тонкую и толстую кишку, потовые железы, периферические кровеносные сосуды и др. внутренние органы, ткани и железы. Ее главная функция — регуляция физиолог. процессов, в к-рых задействованы эти внутренние органы (напр., регуляция АД и температуры тела), и подготовка организма к чрезвычайным ситуациям посредством запуска соотв. физиолог. приспособительных реакций.
Проводящие пути АНС включают нейроны как в центральной, так и в периферической НС. Они начинаются с нервных клеток в стволе головного мозга и в спинном мозге. Аксоны этих клеток, называемые преганглионарными волокнами, покидают ЦНС в составе черепных нервов (в головном мозге) или передних корешков (в спинном мозге) и направляются к вегетативным ганглиям. Эти нейроны образуют здесь синапсы с постганглионарными волокнами, к-рые расходятся к различным органам и железам.
АНС имеет два отдела согласно анатомическому распределению автономных волокон: симпатический отдел и парасимпатический отдел. Эти две ее составные части имеют различные функции. Преганглионарные волокна симпатического отдела начинаются в спинном мозге, выходят в составе передних корешков и направляются к ганглиям симпатических стволов, расположенных с обеих сторон от позвоночника. Эти два вытянутых ствола продолжаются от основания черепа до конца позвоночного столба. Преганглионарные волокна образуют синапсы в ганглиях симпатических стволов. Затем постганглионарные волокна покидают эти стволы и направляются к различным органам и железам, имеющим симпатическую иннервацию. В их число входят сердце, желудок, тонкая кишка, поджелудочная железа, толстая кишка, слюнные железы, глаза и множество кровеносных сосудов по всему организму.
Парасимпатический отдел АНС, благодаря его анатомическому расположению, называют еще краниосакральной системой. Ее Преганглионарные волокна покидают ЦНС в составе определенных черепных нервов (глазодвигательного, лицевого, языкоглоточного, блуждающего и добавочного), а тж через крестцовую (нижнюю) часть спинного мозга. Они направляются к месту назначения и образуют синапсы в ганглиях, расположенных рядом с органами-мишенями. Парасимпатические волокна влияют на большую часть тех же органов и желез, что и симпатические волокна. Однако есть ряд исключений. К примеру, парасимпатические волокна не иннервируют периферические кровеносные сосуды.
АНС контролируется, гл. обр., ядрами гипоталамуса. Эта область головного мозга участвует в регуляции мн. функций, включ. контроль температуры тела, еду, питье, сексуальное поведение и мн. виды эмоционального поведения. АНС, под управлением гипоталамуса, участвует в осуществлении нек-рых из этих видов физиолог. деятельности.
Функции
Двумя главными функциями АНС являются: а) поддержание гомеостаза в организме и б) подготовка организма к чрезвычайным ситуациям. Симпатический и парасимпатический отделы играют важную роль в осуществлении этих функций. В общих чертах активация симпатического отдела приводит к распространенным по всему организму эффектам, и эта активация важна для адекватной реакции организма на стресс. Парасимпатические волокна обычно оказывают более локализованное воздействие на отдельные органы- и железы-мишени. Если один орган иннервируется и симпатическими и парасимпатическими волокнами, они, как правило, оказывают противоположное воздействие. Напр., парасимпатическая активация вызывает замедление сердечных сокращений, тогда как симпатическая активация заставляет сердце сокращаться чаще.
Гомеостатическая функция АНС обычно иллюстрируется ее ролью в отдельных физиолог. процессах, включая контроль АД, терморегуляцию и расширение зрачка. Напр., снижение комнатной температуры стимулирует чувствительные нейроны кожи, восприимчивые к температуре. Эти нейроны посылают импульсы в спинной и головной мозг. Гипоталамус, к-рый тж содержит клетки, чувствительные к температуре кожи, включает механизмы, предназначенные для сохранения тепла, такие как сужение периферических кровеносных сосудов и дрожь. Когда температура повышается, эти процессы принимают обратное направление.
Реакция АНС на стресс осуществляется гл. обр. благодаря распространенной симпатической активации и сопутствующим изменениям во мн. органах. При наличии стрессора симпатическая активация вызывает повышение частоты сердечных сокращений, повышение АД, расширение зрачка, угнетение перистальтики, повышение активности потовых желез ладоней, освобождение гормонов мозгового вещества надпочечников и др. изменения. Эти физиолог. приспособления концентрируют ресурсы организма на функциях, к-рые важны при физ. угрозе, в частности на мускулатуре. Кровоснабжение кожи и внутренних органов снижается, в то время как кровоснабжение сердца и мышц повышается. Менее важные в экстремальных ситуациях физиолог. процессы, такие как пищеварение, тормозятся. Симпатическая активация и сопровождающ