Использование психологических и психопрофилактических средств и методов.

Психологический блок программы включает 3 направления:

1. Общение.

2. Психотерапия.

3.Пространственно-педагогическая среда.

1. Принципы общения:

· выявление факторов, способствующих возникновению стрессовых состояний у детей.

· сотрудничество с детьми и взаимопонимание.

· исключение неприязни к детям и своих отрицательных эмоций.

· игнорирование неудач.

· качественные объективные оценки.

· запрет на сравнение детей с кем-либо в невыгодном свете, не ставить в пример.

· использование форм невербальной поддержки.

· обеспечение условий для преобладания положительных эмоций в ежедневном распорядке дня каждого ребёнка.

· создание благоприятного психологического климата в группах и в ДОУ в целом.

· использование психолого-педагогических приёмов, направленных на предупреждение аффективных проявлений: индивидуальные беседы, применение подвижных игр, сюжетно-ролевых и режиссёрских игр.

· проведение эмоционально-стимулирующей гимнастики, специально организованных практических занятий, направленных на обучение детей основам коммуникации, обогащения эмоционального опыта ребёнка, смягчению и устранению эмоциональной неустойчивости, агрессивности, тревожности (Цикл занятий «Азбука общения»).

2.Виды терапии:

· основой психотерапии является психогимнастика ( М.И.Чистякова «Психогимнастика») – курс специальных упражнений, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребёнка, как его познавательной, так и эмоционально-личностной сферы.

· песочная терапия. Формы и варианты песочной терапии определяются особенностями конкретного ребёнка, специфическими задачами работы и её продолжительностью.

· музыкотерапия. Музыкотерапия включает в себя регулярное, ежедневное использование музыкальных пауз, игру на детских музыкальных инструментах, использование музыкальных игр в свободной деятельности.

· сказкотерапия. Интегративные технологии, оказывающие положительное влияние на психическое развитие в целом.

3.Требования, предъявляемые к развивающей среде ДОУ.

· соблюдение комфортности и безопасности через создание сходства обстановки интерьера групповой комнаты с домашней обстановкой.

· обеспечение богатства сенсорных впечатлений.

· обеспечение самостоятельной индивидуальной деятельности.

· обеспечение возможности для исследовательской деятельности.

· создание развивающей предметно-пространственной среды, использование экспериментирования как одного из аспектов развития личности.

· наличие разнообразной предметной среды для развёртывания опытно-экспериментальной деятельности: мерные стаканы, нестандартные мерки, приборы, вода, глина, песок и т.д.

Коррекционо-педагогическая работа с детьми.

1. Коррекционно-педагогическое воздействие, направленное на устранение речевого дефекта у детей: специально организованная образовательная деятельность, гимнастика артикуляционного аппарата, пальчиковые игры.

2. Специальная дефектологическая непосредственно организованная образовательная деятельность, направленная на развитие психической, физической, личностной сферы, а так же оздоровление всего организма ребёнка.

Лечебно-профилактическая работа.

1.Массаж по направлению врача: общий, специальный, корректирующий, оздоровительный и т.д..

2.Специальные физкультурные комплексы: дыхательная гимнастика; упражнения на коррекцию осанки, плоскостопия; Формы организации индивидуальная, комплексная.

3.Фитотерапия: отвары, настои из трав ( по назначению врачей). Фитонциды.

4.Витаминотерапия: аскорбиновая кислота, «Ревит», витаминизированные напитки.

5.Иммуномодуляторы (по назначению врача).

Летнеоздоровительные мероприятия.

Формы организации оздоровительной работы:

· закаливание организма средствами природных факторов: солнце, воздух, вода, приоткрытых фрамугах, ходьба босиком.

· физкультурные занятия на воздухе.

· физкультурные досуги и развлечения: утренняя гимнастика на воздухе.

· обливание ног водой, душ.

· интенсивное закаливание стоп.

· витаминизация.

Работа с педагогами.

1. Состояние образовательного процесса и состояния здоровья:

· комплексная оценка состояния здоровья.

· диагностика состояния здоровья.

· диагностика среды жизнедеятельности (образовательная, психологическая, семейная).

2. Разработка комплексной стратегии, направленной на улучшение состояния здоровья детей:

· подготовка и переподготовка квалифицированных специалистов ДОУ.

· разработка и внедрение психологических, педагогических, валеологических и медицинских методов коррекции.

· пропаганда здорового образа жизни (проведение конкурсов, распространение информационной литературы.

3.Оценка эффективности мероприятий, направленных на улучшение состояния здоровья:

· оценка эффективности программы.

Работа с родителями

Задачи работы с родителями:

· повышение педагогической культуры родителей.

· изучение и распространение положительного опыта семейного воспитания.

· вооружение родителей основами психолого-педагогических знаний через психологические тренинги, консультации, семинары.

· просвещение родителей в создании экологической и психологической среды в семье.

· включение родителей в воспитательно-образовательный процесс.

Формы работы с родителями:

· Проведение родительских собраний, консультаций, круглых столов, семинаров.

· Педагогические беседы с родителями (индивидуальные и групповые) по проблемам.

· Дни открытых дверей.

· Показ открытых занятий для родителей.

· Организация совместных дел.

· Наглядная агитация, анкетирование.

Наши рекомендации