Использование психологических и психопрофилактических средств и методов.
Психологический блок программы включает 3 направления:
1. Общение.
2. Психотерапия.
3.Пространственно-педагогическая среда.
1. Принципы общения:
· выявление факторов, способствующих возникновению стрессовых состояний у детей.
· сотрудничество с детьми и взаимопонимание.
· исключение неприязни к детям и своих отрицательных эмоций.
· игнорирование неудач.
· качественные объективные оценки.
· запрет на сравнение детей с кем-либо в невыгодном свете, не ставить в пример.
· использование форм невербальной поддержки.
· обеспечение условий для преобладания положительных эмоций в ежедневном распорядке дня каждого ребёнка.
· создание благоприятного психологического климата в группах и в ДОУ в целом.
· использование психолого-педагогических приёмов, направленных на предупреждение аффективных проявлений: индивидуальные беседы, применение подвижных игр, сюжетно-ролевых и режиссёрских игр.
· проведение эмоционально-стимулирующей гимнастики, специально организованных практических занятий, направленных на обучение детей основам коммуникации, обогащения эмоционального опыта ребёнка, смягчению и устранению эмоциональной неустойчивости, агрессивности, тревожности (Цикл занятий «Азбука общения»).
2.Виды терапии:
· основой психотерапии является психогимнастика ( М.И.Чистякова «Психогимнастика») – курс специальных упражнений, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребёнка, как его познавательной, так и эмоционально-личностной сферы.
· песочная терапия. Формы и варианты песочной терапии определяются особенностями конкретного ребёнка, специфическими задачами работы и её продолжительностью.
· музыкотерапия. Музыкотерапия включает в себя регулярное, ежедневное использование музыкальных пауз, игру на детских музыкальных инструментах, использование музыкальных игр в свободной деятельности.
· сказкотерапия. Интегративные технологии, оказывающие положительное влияние на психическое развитие в целом.
3.Требования, предъявляемые к развивающей среде ДОУ.
· соблюдение комфортности и безопасности через создание сходства обстановки интерьера групповой комнаты с домашней обстановкой.
· обеспечение богатства сенсорных впечатлений.
· обеспечение самостоятельной индивидуальной деятельности.
· обеспечение возможности для исследовательской деятельности.
· создание развивающей предметно-пространственной среды, использование экспериментирования как одного из аспектов развития личности.
· наличие разнообразной предметной среды для развёртывания опытно-экспериментальной деятельности: мерные стаканы, нестандартные мерки, приборы, вода, глина, песок и т.д.
Коррекционо-педагогическая работа с детьми.
1. Коррекционно-педагогическое воздействие, направленное на устранение речевого дефекта у детей: специально организованная образовательная деятельность, гимнастика артикуляционного аппарата, пальчиковые игры.
2. Специальная дефектологическая непосредственно организованная образовательная деятельность, направленная на развитие психической, физической, личностной сферы, а так же оздоровление всего организма ребёнка.
Лечебно-профилактическая работа.
1.Массаж по направлению врача: общий, специальный, корректирующий, оздоровительный и т.д..
2.Специальные физкультурные комплексы: дыхательная гимнастика; упражнения на коррекцию осанки, плоскостопия; Формы организации индивидуальная, комплексная.
3.Фитотерапия: отвары, настои из трав ( по назначению врачей). Фитонциды.
4.Витаминотерапия: аскорбиновая кислота, «Ревит», витаминизированные напитки.
5.Иммуномодуляторы (по назначению врача).
Летнеоздоровительные мероприятия.
Формы организации оздоровительной работы:
· закаливание организма средствами природных факторов: солнце, воздух, вода, приоткрытых фрамугах, ходьба босиком.
· физкультурные занятия на воздухе.
· физкультурные досуги и развлечения: утренняя гимнастика на воздухе.
· обливание ног водой, душ.
· интенсивное закаливание стоп.
· витаминизация.
Работа с педагогами.
1. Состояние образовательного процесса и состояния здоровья:
· комплексная оценка состояния здоровья.
· диагностика состояния здоровья.
· диагностика среды жизнедеятельности (образовательная, психологическая, семейная).
2. Разработка комплексной стратегии, направленной на улучшение состояния здоровья детей:
· подготовка и переподготовка квалифицированных специалистов ДОУ.
· разработка и внедрение психологических, педагогических, валеологических и медицинских методов коррекции.
· пропаганда здорового образа жизни (проведение конкурсов, распространение информационной литературы.
3.Оценка эффективности мероприятий, направленных на улучшение состояния здоровья:
· оценка эффективности программы.
Работа с родителями
Задачи работы с родителями:
· повышение педагогической культуры родителей.
· изучение и распространение положительного опыта семейного воспитания.
· вооружение родителей основами психолого-педагогических знаний через психологические тренинги, консультации, семинары.
· просвещение родителей в создании экологической и психологической среды в семье.
· включение родителей в воспитательно-образовательный процесс.
Формы работы с родителями:
· Проведение родительских собраний, консультаций, круглых столов, семинаров.
· Педагогические беседы с родителями (индивидуальные и групповые) по проблемам.
· Дни открытых дверей.
· Показ открытых занятий для родителей.
· Организация совместных дел.
· Наглядная агитация, анкетирование.