Законодательно-нормативное обеспечение программы

Раздел 1

Общие положения.

В уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) говорится, что здоровье – это не только отсутствие болезней или физического дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Оно является важнейшим показателем, отражающим биологические характеристики ребёнка, социально-экономическое состояние страны, условия воспитания, образования детей, их жизни в семье, качество окружающей среды, степень развития медицинской помощи, служб охраны материнства и детства, в конечном счете – отношение государства к проблемам здоровья.

По данным, опубликованным в Государственном докладе о состоянии здоровья населения РФ, 60% детей в возрасте от 3 до 7 лет имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья и только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми. Поэтому проблему здоровья следует рассматривать в широком социальном аспекте.

С этой позиции в центре работы по полноценному физическому развитию и укреплению здоровья детей должны находиться , во-первых, семья, включая всех её членов и условия проживания, во-вторых, ДОУ , где ребёнок проводит большую часть своего активного времени, т.е. социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья детей.

Поэтому в ДОУ необходим поиск новых подходов к оздоровлению детей, базирующихся на многофакторном анализе внешних воздействий, мониторинге состояния здоровья каждого ребёнка, учёте и использования особенностей его организма, индивидуализации профилактических мероприятий, создании определённых условий.

Цель программы

Программа «Здоровый малыш» направлена на сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у родителей , педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.

Основные задачи

1. Воспитание у детей осмысленного отношения к физическому и духовному здоровью. Расширение на этой основе адаптивных возможностей детского организма.

2. Формирование и совершенствование двигательной сферы ребёнка через рациональную организацию двигательной активности.

3.Развитие и стабилизация эмоциональной сферы ребёнка как основы психического здоровья.

4. Развитие познавательного интереса к своему телу и его возможностям.

Идея программы

Здоровьесберегающая модель образовательной системы ДОУ как переход к ориентации на реально существующие типы детей, уровень их здоровья, максимальное развитие имеющихся у них способностей, учёт основных психофизических характеристик.

Гипотеза

Образовательный процесс в ДОУ будет значительно эффективнее, если педагоги будут работать в рамках единой комплексной оздоровительно-развивающей среды.

Законодательно-нормативное обеспечение программы

• Конституция Российской̆ Федерации;

• Конвенция о правах ребенка от 13.12.1989 г;

• Семейный Кодекс Российской Федерации;

• Закон Российской Федерации № 273–ФЗ от 29.12.2012. «Об образовании в Российской Федерации»;

• «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. СанПиН 2.4.1.3049 – 13»

• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

• Конвенция о правах ребенка от 13.12.1989 г;

· Уставом детского сада №511 от 22.11.1993г, утверждён приказом департамента образования мэрии города Ярославля. № 01-05/419 от 22.06.2015.

· Лицензией: от 27.10.2015. №334/15 серия 76Л02 №0000586 бессрочная.

• О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организационных формах обучения. Письмо Минобразования России от 14.03.2000 г. № 65/23-16;

· Договор об образовании по образовательным программам дошкольного образования.

Объекты программы

• Дети дошкольного образовательного учреждения.

• Семьи детей, посещающих образовательное учреждение.

• Педагогический коллектив образовательного учреждения.

Ожидаемые результаты

1.Создание здоровьесберегающей развивающей модели, способствующей не только сохранению, но и развитию здоровья физического, психического, социального.

2.Осуществление здороьесберегающей организации воспитательного процесса.

3. Апробация и внедрение в практику работы ДОУ развивающих оздоровительных технологий с учётом психотипа, уровня здоровья, способностей детей.

4. Снижение заболеваемости у детей на 3 %.

5. Отсутствие травматизма.

6.Снижение поведенческих рисков, представляющих опасность для здоровья.

7. Обеспечение статистического учёта, контроля и анализа на всех уровнях.

8. Совершенствование системы физического воспитания на основе реализации индивидуального подхода.

9. Повышение заинтересованности работников детского сада и родителей в укреплении здоровья детей.

Раздел 2

Основные принципы программы

1. Принцип научности – подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками.

2. Принцип активности и сознательности – участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых , эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей.

3. Принцип комплексности и интегративности – решение оздоровительных задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видов деятельности.

4.Принцип адресованности и преемственности – поддержание связей между возрастными категориями , учёт разноуровневого развития и состояния здоровья.

5.Принцип результативности и гарантированности – реализация прав детей на получение необходимой помощи и поддержки, гарантия положительного результата независимо от возраста и уровня физического развития детей.

Раздел 3

Раздел 4.

Работа с детьми.

Педагогические наблюдения

Диагностика – комплекс мероприятий, определяющий исходные показатели психического и физического здоровья, двигательной подготовленности, критерии здоровья, проблемы и потенциальные возможности детей.

Медицинские работники, изучая анамнез развития ребёнка, выявляют часто болеющих детей, детей с хроническими заболеваниями, дают рекомендации педагогам по организации оздоровительной работы.

Воспитатели наблюдают за поведением ребёнка в повседневной жизни и в игре.

Педагог-психолог выявляет индивидуальные особенности поведения и эмоционально-волевой сферы.

Учитель-дефектолог изучает особенности развития психических процессов.

Музыкальный руководитель обследует состояние уровня музыкального развития.

Инструктор по ФК изучает особенности физического развития детей.

Итогом обследования является проведение ПМПк , на котором обсуждаются диагностические данные по выявленным проблемам у детей, берутся под контроль наиболее сложные дети, намечается дальнейший план индивидуальной работы.

Полноценное питание.

Принципы организации питания:

· выполнение режима питания.

· гигиена приёма пищи.

· ежедневное соблюдение норм потребления продуктов и калорийности питания.

· эстетика организации питания.

· правильность расстановки мебели.

Система закаливания.

Комплекс закаливающих мероприятий:

· соблюдение температурного режима в течение дня.

· правильная организация прогулки и её длительность.

· соблюдение сезонной одежды во время прогулок с учётом индивидуального состояния здоровья детей.

· облегчённая одежда для детей в детском саду.

· сон с доступом свежего воздуха в тёплое время года.

· гимнастика после сна.

· мытьё прохладной водой рук.

· полоскание рта водой комнатной температуры.

· ходьба по дорожкам «Здоровья».

· контрастное обливание ног (летом).

· хождение босиком (летом).

· игровой массаж А.Уманской и К. Динейки.

Работа с педагогами.

1. Состояние образовательного процесса и состояния здоровья:

· комплексная оценка состояния здоровья.

· диагностика состояния здоровья.

· диагностика среды жизнедеятельности (образовательная, психологическая, семейная).

2. Разработка комплексной стратегии, направленной на улучшение состояния здоровья детей:

· подготовка и переподготовка квалифицированных специалистов ДОУ.

· разработка и внедрение психологических, педагогических, валеологических и медицинских методов коррекции.

· пропаганда здорового образа жизни (проведение конкурсов, распространение информационной литературы.

3.Оценка эффективности мероприятий, направленных на улучшение состояния здоровья:

· оценка эффективности программы.

Работа с родителями

Задачи работы с родителями:

· повышение педагогической культуры родителей.

· изучение и распространение положительного опыта семейного воспитания.

· вооружение родителей основами психолого-педагогических знаний через психологические тренинги, консультации, семинары.

· просвещение родителей в создании экологической и психологической среды в семье.

· включение родителей в воспитательно-образовательный процесс.

Формы работы с родителями:

· Проведение родительских собраний, консультаций, круглых столов, семинаров.

· Педагогические беседы с родителями (индивидуальные и групповые) по проблемам.

· Дни открытых дверей.

· Показ открытых занятий для родителей.

· Организация совместных дел.

· Наглядная агитация, анкетирование.

План лечебно-оздоровительных мероприятий.

Ме сяц Мероприятия Дозировка Дети
1 .Витаминизация 2 Фиточай «Осенний аромат» 3 .Фитонциды «Волшебный лучок» 4 Ионизация воздуха. 5. Полоскание рта водой комнатной температуры. 1 драже 1 раз в день ежедневно в 10 часов ежедневно в обед 5 дней в неделю ежедневно после принятия пищи Все дети
1 .Витаминный напиток «Янтарный» красная рябина 2 .Фитонциды «Волшебный лучок» 3 Ионизация воздуха. 4. Полоскание рта водой комнатной температуры. 5.Лечебное орошение зева р-р йодинола ежедневно в 10 часов ежедневно в обед     ежедневно после принятия пищи по назначению врача Все дети     ЧБД
  1.Лечебный сеанс «Родничок» полоскание горла настоем трав 2. Лимонная долька «Сластёна» 3.Живая вода (очищенная) 4. Целебная пилюля Неболейка (дибазол)     1 раз в день ежедневно   в неограниченном количестве 10 дн, по ¼ таблетки по назначению врача Все дети    
1 Эликсир «Бодрость» витамин «С» 2.Лечебная смазка носика 3. «Волшебная приправа» (фитонциды чеснок) 4.Драгоценный медальон (с чесноком внутри) В течение месяца ежедневно   Все дети
1. Фиточай «лесная сказка» (мята, мелиса, смородина, земляника) 2. «Волшебная приправа» фитонциды 1 раз в день в 10 часов Все дети
1. Лечебный сеанс «Морской прибой» полоскание рта «Морской водой» - по ½ ч.л.соли, ½ ч.л. соды, 1 капля йода. 2. Свекольная капля (в нос) 1 раз в день     1 раз в день Все дети
3.     1.Коктейль «Изюминка» ( шиповник) 2. Лимонная долька 1 раз в день Все дети
4. 1.«Волшебная капля» (экстракт элеутерококка) по назначению врача 2.Целебный напиток «Золотой букет» (мята, шиповник)   1 к 1 раз в день   ежедневно в 10 часов Все дети
Зелёные салаты « Весна» 50 г ежедневно Все дети

Обследование детей.

I. этап доврачебное обследование
Анкетный тест – опрос родителей Измерение артериального давления
Проверка слуха Оценка физического развития и физической подготовленности
Исследование остроты зрения Оценка состояния опорно-двигательного аппарата
II. этап осмотр врачом-педиатром.
Комплексная оценка состояния здоровья детей Выявление детей с хронической патологией
Ш. этап – осмотр врачами-специалистами поликлиники
Диспансерное наблюдение в ДОУ

План работы по обеспечению безопасности жизнедеятельности воспитанников в МДОУ №78.

Мероприятия Срок Ответственный
1. Утверждение плана работы по ОБЖ сентябрь  
2. 1. Выполнение инструкций по охране жизни и здоровья детей. 2.Выполнение инструкций по ТБ, правил и инструкций по ПБ. 3. Инструктаж по ОТ для персонала. (по плану.)     постоянно Виноградова Т.П.
3. Организация предметно-развивающей среды в ДОУ: 1. Контроль за санитарным состоянием помещений. 2. Контроль за состоянием спортивного оборудования в зале и на прогулочных площадках. 3. Техническая исправность оборудования. 4. Уровень освещения помещений. 5.Подбор и расстановка мебели. 6.соответствие развивающей среды возрасту детей. постоянно Медсестра Ст.воспитатель Завхоз
4. Медико-санитарное сопровождение образовательного процесса в ДОУ: 1. Медицинский контроль за условиями воспитания и обучения, своевременное выявление нарушений здоровья воспитанников. 2. Соблюдение учебной нагрузки. 3. Выполнение закаливающих и оздоровительных мероприятий. 4.Контроль за организацией питания. 5.Контроль за соблюдением противоэпидемиологического режима. 6. Соблюдение личной гигиены работниками ДОУ. Медосмотр сотрудников. постоянно Ст.медсестра.
5. 1.Разработка планов-конспектов по разделу ОБЖ. 2.Контроль в рамках недели безопасности: организация обучения детей правилам дорожного движения, правил ПБ, правил поведения.   согласно плану.  
6. Работа с воспитанниками ДОУ: 1.Проведение «Недели здоровья» 2. Курс специальных коррекционных занятий «Познай себя» 3.Выставки детских работ по тематике ОБЖ. 4.Выставки совместных работ и родителей по тематике БЖ. согласно плану  
7. Работа с родителями: 1.Консультации. 2. Выпуск информационных бюллетеней. 3. Выпуск тематической газеты ДОУ. «Зайчонок.RU». 4. Родительские консультационные дни. согласно плану  

Закаливание водой

-умывание в течение дня прохладной водой;

-полоскание рта кипячёной водой;

-топтание по мокрой дорожке;

- ходьба по гальке, залитой солёной водой;

-обливание под душем.

Дополнительные оздоровительные мероприятия:

-массаж (оздоровительный, специальный, коррегирующий и пр)

- игровой массаж.

Осень Зима
       
Весна Лето
       

Раздел 1

Общие положения.

В уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) говорится, что здоровье – это не только отсутствие болезней или физического дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Оно является важнейшим показателем, отражающим биологические характеристики ребёнка, социально-экономическое состояние страны, условия воспитания, образования детей, их жизни в семье, качество окружающей среды, степень развития медицинской помощи, служб охраны материнства и детства, в конечном счете – отношение государства к проблемам здоровья.

По данным, опубликованным в Государственном докладе о состоянии здоровья населения РФ, 60% детей в возрасте от 3 до 7 лет имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья и только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми. Поэтому проблему здоровья следует рассматривать в широком социальном аспекте.

С этой позиции в центре работы по полноценному физическому развитию и укреплению здоровья детей должны находиться , во-первых, семья, включая всех её членов и условия проживания, во-вторых, ДОУ , где ребёнок проводит большую часть своего активного времени, т.е. социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья детей.

Поэтому в ДОУ необходим поиск новых подходов к оздоровлению детей, базирующихся на многофакторном анализе внешних воздействий, мониторинге состояния здоровья каждого ребёнка, учёте и использования особенностей его организма, индивидуализации профилактических мероприятий, создании определённых условий.

Цель программы

Программа «Здоровый малыш» направлена на сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у родителей , педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.

Основные задачи

1. Воспитание у детей осмысленного отношения к физическому и духовному здоровью. Расширение на этой основе адаптивных возможностей детского организма.

2. Формирование и совершенствование двигательной сферы ребёнка через рациональную организацию двигательной активности.

3.Развитие и стабилизация эмоциональной сферы ребёнка как основы психического здоровья.

4. Развитие познавательного интереса к своему телу и его возможностям.

Идея программы

Здоровьесберегающая модель образовательной системы ДОУ как переход к ориентации на реально существующие типы детей, уровень их здоровья, максимальное развитие имеющихся у них способностей, учёт основных психофизических характеристик.

Гипотеза

Образовательный процесс в ДОУ будет значительно эффективнее, если педагоги будут работать в рамках единой комплексной оздоровительно-развивающей среды.

Законодательно-нормативное обеспечение программы

• Конституция Российской̆ Федерации;

• Конвенция о правах ребенка от 13.12.1989 г;

• Семейный Кодекс Российской Федерации;

• Закон Российской Федерации № 273–ФЗ от 29.12.2012. «Об образовании в Российской Федерации»;

• «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. СанПиН 2.4.1.3049 – 13»

• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

• Конвенция о правах ребенка от 13.12.1989 г;

· Уставом детского сада №511 от 22.11.1993г, утверждён приказом департамента образования мэрии города Ярославля. № 01-05/419 от 22.06.2015.

· Лицензией: от 27.10.2015. №334/15 серия 76Л02 №0000586 бессрочная.

• О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организационных формах обучения. Письмо Минобразования России от 14.03.2000 г. № 65/23-16;

· Договор об образовании по образовательным программам дошкольного образования.

Объекты программы

• Дети дошкольного образовательного учреждения.

• Семьи детей, посещающих образовательное учреждение.

• Педагогический коллектив образовательного учреждения.

Ожидаемые результаты

1.Создание здоровьесберегающей развивающей модели, способствующей не только сохранению, но и развитию здоровья физического, психического, социального.

2.Осуществление здороьесберегающей организации воспитательного процесса.

3. Апробация и внедрение в практику работы ДОУ развивающих оздоровительных технологий с учётом психотипа, уровня здоровья, способностей детей.

4. Снижение заболеваемости у детей на 3 %.

5. Отсутствие травматизма.

6.Снижение поведенческих рисков, представляющих опасность для здоровья.

7. Обеспечение статистического учёта, контроля и анализа на всех уровнях.

8. Совершенствование системы физического воспитания на основе реализации индивидуального подхода.

9. Повышение заинтересованности работников детского сада и родителей в укреплении здоровья детей.

Раздел 2

Основные принципы программы

1. Принцип научности – подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками.

2. Принцип активности и сознательности – участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых , эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей.

3. Принцип комплексности и интегративности – решение оздоровительных задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видов деятельности.

4.Принцип адресованности и преемственности – поддержание связей между возрастными категориями , учёт разноуровневого развития и состояния здоровья.

5.Принцип результативности и гарантированности – реализация прав детей на получение необходимой помощи и поддержки, гарантия положительного результата независимо от возраста и уровня физического развития детей.

Раздел 3

Наши рекомендации