Возможные виды помощи ребенку и формы лечения последствий влияния страха

Встреча со многими детьми, которые приходили ко мне с нарушениями здоровья, вегетативными патологическими реакциями, с психосоматическими заболеваниями, поставили передо мной одну задачу, которую я попыталась разрешить.

Ключевым вопросом, с которым приходили ко мне родители со своими детьми, был следующий: как можно помочь детям, чтобы они преодолели недостаточность концентрации внимания и слабость в учебной деятельности?

Нет ли возможной помощи в этом от аутогенной тренировки?

Родители, которые были знакомы с аутогенной тренировкой и сами испытали ее благотворное действие, желали этого же и своим детям. Я начала это осуществлять уже с 1954 г..

В течение года я изучала различные симптомы страха и его влияние на здоровье детей различных возрастов. При этом мне открылось, что причину указанных выше нарушений (к какой бы области это ни относилось) следует искать преимущественно в семейных обстоятельствах, образе жизни семьи. Одновременно я начала создавать для этих детей (в рамках заботы об охране здоровья и лечении) некий островок «осознания и сосредоточенности сил», на котором они должны отдыхать и накапливать новые силы. Речь идет об аутогенной тренировке.

Следовало, однако, найти форму аутогенной тренировки, соответствующую детскому возрасту. Мне не показалось разумным просто перенести на детей методы упражнений, применяемые взрослыми, так как дети должны внутренне находить связь в отношении «тренировка – упражнения». Они должны в этом быть убеждены, более того, увлечены этим.

Мое внимание вначале было направлено на детей 8 – 12 лет, однако со временем я обратилась к 4–6- и 6–8-летним малышам. В рамках моей практики при общении с детьми выкристаллизовались две формы аутогенной тренировки, которые могли быть связаны в данных условиях с реальной обстановкой за процессом представления ребенком себе разных сюжетов, картин, пережитых ситуаций и пр.

Для более взрослых детей, 10 – 14-летнего возраста, я выбираю для вхождения в ситуацию форму бесед (исходя преимущественно из ситуации сегодняшнего дня), содержание которых может быть переработано в произвольно складывающейся игре, подвижных играх, играх с распределенными ролями или пантомиме. В последующем вводятся упражнения аутогенной тренировки по концентрированным представлениям, по картинам. Почти все дети могут представить себе картину ландшафта, луга с цветами, леса или воды – в виде реки, озера или моря.

У многих детей просыпается воспоминание о пережитых когда-то радостных моментах во время каникул, которые потом еще раз весьма полно проявляются в состоянии расслабленного спокойствия и часто бывают связаны с каким-то желанием. Такое состояние создает в воображении ситуацию переживания оживленной в сознании ребенка картины, известную еще под другим названием – «мечты наяву». Всё это позволяет определять дистанцию до внутренних потребностей маленьких пациентов, независимо от того, являются эти нужды осознанными или неосознанными. Желание выполнения, сформированное с чувством радости, потом будет осуществлено в аутогенной тренировке по специально оформленной программе.

Эта учебная программа в области психической сферы используется в качестве упражнений, ей следуют и позднее, почти по собственному побуждению – этого начального импульса достаточно. Вначале, дети учатся (точно так же, как и взрослые) отключаться и переключаться на «Спокойствие» и «Отдых». Это состояние бодрствования в полном покое, под которым дети, будут приведены в погружение, в глубокое снятие напряжения, после чего возможно достижение самовоздействия. Дети находятся под большим впечатлением, счастливы, когда замечают, что могут воздействовать на себя, свое тело и его органы, мышцы, живот, голову. При этом устраняются столь многие психосоматические нарушения, которые, являются выражением какой-либо неразрешенной трудности. Большую пользу приносят здесь введения в представления об органах тела и их функции. Более старшие дети (после 10 лет) интересуются тем, как работает сердце, желудок, печень, спрашивают о деятельности головного мозга. Ответы на такие вопросы пробуждают серьезное отношение к жизни, а дети при этом проявляют больше смелости и веры в самотренировку, значение которой они скоро узнают.

Далее можно построить предложения, имеющие вид как бы чеканной формулы, и начать их применять, чтобы посредством этого достичь глубоких слоев бессознательного:

«Я учусь охотно,– я занимаюсь хорошо – учебой я занимаюсь, как творчеством – я охотно, с высоко поднятой головой иду в школу» – эти и другие предложения при их повторении развертывают, усиливают свое действие. Индивидуально выученная аутогенная тренировка все же требует сопровождающей акцентирующей беседы с детьми и родителями – с акцентом на узловых проблемах, определяющих состояние детей. Кроме того, за этим должна следовать совместная работа с родителями, которые сами могли бы изучить аутогенную тренировку и (соответственно конкретному случаю) помочь своему ребенку.

Суггестивная терапия – терапия внушением (индивидуальная и групповая) для детей младшего возраста является наиболее подходящим путем в аутогенной тренировке – к автогипнозу.

Сказочные и фантастические картины должны вызывать радость, снимать напряжение от неблагоприятных эмоций, вырабатывать положительные установки и настрой к жизни, уверенность в себе и подавлять агрессивность. Достичь этого – существенная задача.

Процесс переживания какой-либо истории, сказки или сказочного путешествия обладает очень важным качеством. Дети приводятся в состояние снятия напряжения при глубоком спокойствии: от напряжения каждодневной жизни, возникающего в процессе дня, через напряжение, которое им сообщает данная история. Это существенная предпосылка для индивидуально назначенной фразовой помощи. Проблемы каждодневных ситуаций отступают, увеличивается дистанция до тревожащих мелких текущих забот; это существенная предпосылка для успешного хода аутогенной тренировки. Внутреннее эмоциональное напряжение разрешается: «спокойствие», «раскованность», «снятие напряжения» – вот ряд понятий и руководств к внутреннему переживанию состояния спокойствия.

Если удастся управлять таким образом детьми некоторое время, то скоро мы почувствуем из их сообщений, что достигнут успех. Напряжение снимается и уступает состоянию концентрированного спокойствия. Это тем лучше, чем интенсивнее и естественнее представляется воображаемая картина. Предложенную в сказочной форме концентрированную точку зрения на определенную ситуацию можно обозначить термином «действующее вещество». Оно ведет к переключению с душевной сферы на телесную, способствует успокоению и ощущению того, что наступил отдых. Оно мобилизует основную психологическую установку (в идеальном случае), переключение детей на правильный, требуемый в данный момент путь, образ действий. В фантастических историях раскрывают концентрированные формулы, находящиеся пока как бы в запакованном виде – как уже упомянутое собственное «действующее вещество», которое выражает ребенка и помогает ему в каждодневных сложностях жизни.

Итак, агрессивность устраняется, завязываются контакты, происходит избавление от нервных нарушений. Спокойная сосредоточенность позволяет ребенку выполнять свою учебную нагрузку без стресса и давления со стороны взрослых. И это существенно!

Дети на собственном опыте проходят путь к аутогенной тренировке через суггестивную терапию почти в идеальном состоянии, которое они сами могут сохранить после изучения упражнений. Дети, в своем большинстве, начинают реагировать легче и лучше. Они быстрее, чем это считалось раньше, стабилизируются в аутогенной тренировке. Кроме того, я наблюдала, что они после начальных колебаний естественно и просто принимали такую предложенную помощь. И я всегда вновь и вновь поражалась, насколько быстро группа детей становится успокоенной и как положительно сказывается это переживаемое состояние покоя.

При каждом новом терапевтическом подходе производится, образно говоря, «открывание выдвижного ящика», в который вкладывается соответствующее внушение или целый ряд суггестивной помощи в виде фраз. В конце лечения «выдвижной ящик» снова закрыт, так что фраза, находящаяся в этом закрытом пространстве, может быть самостоятельной и, в конечном счете, далее может действовать именно «аутогенно» – самостоятельно. Как и в терапии, здесь важно, чтобы ребенку давалось наиболее подходящее и правильное внушение. Оно уже развертывается аутогенно, т. е. само по себе.

В этой связи следует сказать, что аутогенная тренировка у детей, налаженная соответственно возрасту и конкретной ситуации, ведет к собственной деятельности. Она может быть расширена путем применения так называемой вводной (центральной) деятельности, а также использованием рисования красками и карандашом, музыки, подвижных игр, пантомимы, любительского технического творчества, лепки. Она помогает в развитии личности ребенка и, будучи проведенной незаметно, без авторитаризма, доставляет ему радость, Как может выглядеть приведение к аутогенной тренировке детей, показывает введение в произвольно складывающуюся игру и пантомиму, как это уже проводилось нами в течение многих лет.

Вводная деятельность

Произвольно складывающаяся игра и пантомима. Аутогенная тренировка может быть применена также и для детей. Возрастные границы не могут быть жестко определены, они должны соответствовать развитию и интеллекту ребенка. Уже в 7 – 8 лет дети способны изучить аутогенную тренировку и применять ее осмысленно.

Выяснилось, что особенно полезно связывать аутогенную тренировку у детей с дополнительными мероприятиями. Это могут быть пантомимы, творческое оформление какого-то мероприятия, объекта, подвижные игры, игры с заранее распределенными ролями, имеющие определенный социальный фон, рисование красками и карандашом, лечение музыкой, праздничные вечера и утренники, расширенные беседы с родителями. Видимо, читателю ясно, что эти пункты программы не являются аутогенной тренировкой, а проведенные до или после нее опытным терапевтом в групповых занятиях являются практическим добавлением к ней.

Как это все выглядит практически? Группа детей, которая под руководством врача получает инструктаж аутогенной тренировки, собирается вместе один или два раза в неделю. По нашим наблюдениям, в общем, бывает достаточно 1–1,5 часа в неделю. Из них 0,5 часа посвящается аутогенной тренировке (без индивидуальной терапии) и 1 час - на дополнительные, указанные выше мероприятия.

Дети (максимально 15, минимально 8–10 человек) знают друг друга, привыкли к каждому. Они приходят из школы, из дома. Многие с неотреагированным напряжением, не занимаются спортом и (или) - в большом городе это особенно вероятно – имеют мало возможности надлежащим образом «отбушевать».

В таких случаях можно придумать образную подвижную игру.

И не только приблизительно так: «Мы сейчас займемся гимнастикой, колени согнуть, вис, прогнувшись» и т. д. Организуется игра, соответствующая ситуации, возрасту и другим факторам, например, так:

«Мы находимся на палубе корабля во время шторма. Судно качается в бушующем море (все скользят и качаются в помещении), мы должны высоко подпрыгивать, чтобы спустить паруса, затем сильно грести, выкачивать воду, плавать, превращаться в морских животных (раков, водяных змей)» – фантазия и терапевта и детей неисчерпаема.

Смысл и цель таких подвижных игр состоит в том, чтобы расслабить детей, снять напряжение. Далее можно согласно девизу «Что 6ы вы хотели потом?» предложить другие пункты программы на выбор. Это могут быть и пункты, названные вначале, а также и другие которые проявляются исходя из данной специфики ситуации (помещение, возможности, необходимость первоочередной работы).

При этом важно, чтобы не было однообразной схемы, всегда необходима фантазия, экспромт, творчество отдельного ребенка (всех детей). Все, что детей ограничивает, сковывает, должно быть устранено. У ребенка не должна быть ощущения, что он выполняет нагрузки, которые по форме и содержанию в данных обстоятельствах напоминают антипатичную ему школу. С самого начала надо уяснить, что терапевт, проводящий игру, не является учителем с его неизменным классным журналом, что программа эта составляется или видоизменяется по желанию большинства детей, что при рисовании не ставится никаких отметок «хорошо» или «плохо» за качество нарисованных картин.

Это, конечно, не значит, что каждый может делать все, что ему заблагорассудится: неистовствовать, кричать разный вздор.

И все зависит от чутья терапевта: не столь уж бессмысленную «бессмыслицу» в действиях детей перевести на полный смысла путь групповой терапии, что, конечно, требует от него применения искусных мер. Конечно, за этот час произойдет немного такого, что можно измерить или проверить, но, несмотря на это, такой час благодаря достигнутому собственному опыту имел для детей свое оправдание.

Творческие образные и подвижные игры (пантомимы) очень динамичны и всегда привлекательны для детей.

Кроме того, эти игры являются как бы очень подходящим выходом для детей с нарушениями речи, имеющими возможность в начале лечения выражать себя почти в условиях самопроизвольно возникающего театра. Здесь дети имеют возможность, не разговаривая, свободно играть. При этом другие не смеются над ними, а, наоборот, они находятся (в индивидуальной или групповой пантомиме) в центре общих интересов. Здесь фантазия почти не стеснена, самовыражение осуществляется без использования речи, только жестами и мимикой и должны быть угаданы другими. Поэтому проводимые в общей группе такие пантомимы имеют большую игровую ценность.

От пантомимы ведет почти логичный шаг к театру с разговорной речью, к играм с распределенными заранее ролями, имеющими социальный фон. В отношении ролевой игры существуют различные суждения, публикации, однако следует отметить, что в групповой терапии детей она постоянно должна занимать свое важное место. Непреодоленные конфликты, страхи, проблемы, имеющиеся в родительском доме,– все это «проигрывается» в социальной ролевой игре, проводимой по следам дня. Например, ребенок, который чаще других берет отрицательные роли из окружающей его обстановки, безусловно, имеет там свои проблемы. И в такой игре он пытается освободиться от этих проблем или, наоборот, перенапрягает игру, сознательно переводя ее в юмористично гротескную область.

Когда в программе стоят такие игры, как, например, семейный скандал, бурное семейное торжество, классная работа, позднее возвращение домой (фактически все это строится из пожеланий детей), то терапевт может воздействовать положительно, например, смягчая конфликт, и при этом по возможности оставаться в тени. Иногда можно внести в игру небольшие изменения, придать ей новый оттенок путем некоторой провокации, например: «Ну да, девочки-то все же глупее» – или чем-то другим, что подходит в данный момент.

Когда еще без специального принуждения, подталкивания возникает проясняющий разговор по поводу только что сыгранной в произвольной обстановке сцены на тему ситуации дня, то можно считать, что игра была успешной, особенно когда из этого произвольно развивается учебный процесс.

Мероприятия, ориентированные на практику. Прибывают участники групповой терапии (9–15 детей), мальчики и девочки в возрасте от 9 до 11 лет. Происходит короткий разговор о событиях за неделю. Каждый рассказывает о том, что произошло хорошего «ли плохого, скучного или волнующего за это время (в данном случае ведется короткий протокол).

Группа объединяется – после разнообразных предложений – в подвижной игре, например, в вышеописанной игре на корабле, игре в мяч, другой какой-нибудь оживленной игре. Стремление к движению здесь удовлетворяется, не подавляется. Перевести дух, отдохнуть теперь можно только после договоренности с врачом, который проводит аутогенную тренировку – аутогенную тренировку для детей.

После проведенной подвижной игры, пантомимы дети устали, расслаблены, чувствуют себя раскованными. Это является благоприятной предпосылкой для успешного проведения аутогенной тренировки. Прошло полчаса. Из состояния дневного напряжения дети приведены в глубоко расслабленное состояние.

После этого мы вместе обсуждаем пережитое, говорим, о том, что мы ощущали, в другом случае (с маленькими детьми), когда к введению от напряжения дня через напряжение, испытанное при прослушивании какой-либо истории, сказки цель достигается и происходит снятие напряжения – в этом случае обсуждается соответственно пережитое сказочное путешествие.

Кто хочет, может рисовать, перерабатывать впечатления зрительно, другие могут играть стихийно возникающие театральные сцены или пантомимы. Перед тем как группа разойдется, все должны делать что-то совместное. Это может быть разговор о проведении послеобеденного времени, предложения на следующий раз, критические замечания, а в заключение – еще маленькая игра, например дети могут попрыгать, как кенгуру.

***

Когда 12-летняя девочка на вопрос, что ей больше всего доставляет удовольствие в школе, без колебаний отвечает: «В среднем у меня 3–4» (и это ученица 4-го класса, а вовсе не выпускница школы), то ответ тревожит и озадачивает. Когда при разговоре о недельных событиях («Что произошло хорошего и что плохого?») в первую очередь называются исключительно отметки («Математика – «два», биология – «пять»), то это пугает. Как будто не существует ничего другого, кроме табеля с отметками, и за неделю не произошло ничего важного, кроме отметок. И речь не идет о направленности против школы, учителей. Нагрузки, учебная работа должны выполняться в требуемом объеме. Предубеждения должны быть устранены, например, девочки, конечно, не глупее, а школа не должна представляться скучной, «глупой».

Игра с распределением ролей согласно названным предпосылкам чрезвычайно важна. Сказанное относится и к пантомиме: ценность игры высока, при этом не должно быть затруднений, чтобы оживить группу. В количественном отношении имеет смысл проводить игры, по-видимому, для 3–4 человек, так как иначе трудно управлять игрой, наблюдать за всеми детьми. Сцены на школьные и семейные темы позволяют включить в игру всю группу из 10– 15 человек, хотя смысл имеет работать с меньшими группами детей. А, например, игра на тему о взбунтовавшейся команде корабля внесет столь оживляющий элемент приключений.

Такое занятие, как рисование красками, может быть проведено в любое время, поскольку оно не мешает какой-либо другой деятельности и воздействует освобождающим образом. Можно заставить рисовать на определенную тему, например, о лете, сказочном луге, детях всего мира, но при этом важно избегать того, что напоминало бы урок преподавания искусства. Учитывая такое замечание, не следует ни в коем случае критиковать уроки искусства. Это должно еще раз напомнить, что в подобной терапевтической работе возможны довольно противоречивые дополнения, расширяющие ее действенность, содействующие преподаванию, не ориентированному на обучение. На больших листах бумаги, рулонах обоев любыми красками, кистью, рисующей толстыми штрихами, мелом – вместо бумаги можно (летом!) также разрисовывать тело, удостоверившись, что краски не ядовиты – при всех этих обстоятельствах дети могут в рисовании свободно выражать себя.

Рисование красками можно связать также с каким-нибудь летним праздником, например костюмированным утренником. В группе все знают друг друга, доверяют своему руководителю. Временно желательная смена школьной и повседневной обстановки требует творчества, соответствующего поведения, доставляет радость. Праздники к тому же дают возможность общаться с родителями детей. Их приглашают. Они уютно сидят вместе с врачами, психологами, терапевтами групп и обсуждают совместно с ними дальнейшие программы работы, обмениваются опытом, указывают более или менее определенно на разные недостатки.

Только тогда, когда дополняющий разговор с взаимной обратной связью с людьми, ответственными за воспитание (в данном случае с учителями и врачами, наблюдающими детей в домашней обстановке), бывает регулярно не менее раза в месяц, можно выработать в целом рационально обоснованную терапию. Только тогда, когда все участвующие готовы свободно обсуждать предстоящие проблемы, прислушаться к советам и принять справедливую критику, лишь тогда групповая терапия может длительно удовлетворять предъявляемым к ней требованиям, а значит, быть успешной.

Все здесь описанные разновидности вводной активности (деятельности) являются, в сущности, центральной активностью, они известны уже в течение многих лет и имеют множество форм, которые нашли применение в лечении. Новым является использование такой активности, как пути к аутогенной тренировке.

И нервный конфликтующий ребенок, который в ролевой игре смог избавиться от своей повышенной агрессивности, и мало контактный ребенок, который посредством рисования или лепки достигает новых связей с окружающими и приходит к внутреннему умиротворению и порядку,– все они осознают при выполнении аутогенной тренировки центральный пункт помощи, необходимой для подавления чувства страха.

В более чем десятилетней практике я могу отметить успех в 80% случаев, когда дети приобрели жизнерадостность и чувство уверенности. Организацию процесса лечения детей с нервными расстройствами или психосоматическими заболеваниями я представляю следующим образом.

При изучении предыстории болезни существенное значение имеет разговор с ребенком, матерью, отцом, и именно вначале с каждым в отдельности, а позже в составе всей семьи. При этом я различаю три формы разговора: вводящий разговор, который вводит в понимание ситуации:

– акцентирующий разговор как сопровождающая беседа для расширения вводного разговора выделяет определенные моменты;

– заключительная беседа – здесь даются практические советы для ребенка.

Вводный разговор вместе с акцентирующим часто служит для распознавания причин нарушенного поведения. На этой основе осуществляется выбор вводной активности, которая последует и будет соответствовать индивидуальным интересам и радости от определенной деятельности. Так, имеются группы, которые перед аутогенной тренировкой занимаются музыкой, музыкальные педагоги играют на струнных инструментах. Устраивается пение. Играются также «музыкальные сказки». Другие возможности связаны с использованием краски и применением лепки. Рисование красками и карандашом для многих является любимым, занятием. Дополняет это труд и любительское мастерство, когда дети что-либо мастерят самостоятельно.

Для всех возрастных групп вводятся также подвижные игры, в особенности пантомимы:

– из этого развиваются игры с заранее распределенными ролями и с использованием различных тематик;

– игра с распределением ролей, в которой отражаются события пережитого дня, семейной жизни и сверх того пантомимы с переодеванием и без переодевания;

– часы рассказов в послеобеденное время с привлечением родителей, бабушек и дедушек также имеют значение.

Так, у меня имеется одна группа старейшин, состоящая также и из деятельных, умственно весьма активных и интересных бабушек и дедушек, которые берут внуков из детской группы и им рассказывают что-то занимательное.

Так называемые дни семинаров, в которые мы представляем свою работу, и добавленные к тому же «семейные встречи» подчеркивают проведенную деятельность.

Семьи, т. е. родители и дети, одной группы встречаются для какого-либо путешествия, похода в обстановке импровизированного праздника, когда для меня особенно важным представляется разговор родителей между собой. Так часто проблемы решаются сами собой и преодолеваются конфликты.

Встреча заинтересованных людей является существенным моментом в этой работе с ребенком и семьей, которая имеет важное значение для развития личности ребенка. Уметь видеть другого человека, относиться к нему с любовью, развивать хорошие мысли – все это означает возможность указать детям путь к душевному и физическому здоровью и гармонии. Я думаю, что мы, взрослые, обязаны вдеть и выполнять эти поставленные перед вами задачи и требования.

Наши рекомендации