Речевые нарушения после пережитого шокового потрясения.

В редких случаях после пережитого шокового потрясения развиваются нарушения речи, которые ввиду очевидной причины сейчас же требуют индивидуального лечения. И всегда при этом лечебным фактором являются отношения доверия между ребенком и лечащим его лицом.

Следующие примеры поясняют некоторые взаимозависимости. Они могут служить в схеме действий врача как ориентировочный, предварительный шаг и позже все это позволит родителям, семье и школе сделать соответствующие выводы о своей деятельности.

Иногда беседы с родителями устанавливают, что обстоятельством, вызвавшим данное отклонение в речи ребенка, было шоковое потрясение, пережитое им в раннем периоде жизни. Выясняется, что после одного определенного происшествия неожиданно, буквально на следующий день ребенок стал как будто заикаться. Это и есть психически обусловленные случаи, в которых определенная ситуация из жизни ребенка, его окружения остаются не переработанными его мозгом.

Подобное встречается также и у взрослых. Они тоже после какого-то потрясения (здесь достаточно упомянуть о последствиях военного времени или катастрофах) не могут правильно говорить. Они заикаются и часто требуются усилия, чтобы их научить говорить заново.

Редкостью являются классы в школе, в которых заикание у страдающих им детей просто не замечается, а, наоборот, заикающемуся помогают. Если окружающие ребенка к нему дружески расположены и он по своему характеру общительный, то его ошибки в речи, например, неправильная речевая техника, будут постепенно устранены. Так было в одном случае, когда наблюдалось взаимопонимание и хорошая совместная работа с родителями, учителями и одноклассниками ребенка. Причина его заикания состояла в том (и это знали все окружающие), что он пережил тяжелый момент. Одну из его сестер сбила автомашина и проехала по ней. Все понимали его состояние и глубоко сочувствовали ему. В этом отношении удача в лечении была как бы предпослана.

Как выглядят ранние истории развития детей при речевых нарушениях как следствия шоковых потрясений, показывают следующие примеры.

Описание случаев.

Урсель говорила с 4-летнего возраста безупречно. Однако затем в семье появились шумные выяснения отношений между родителями, жаркие сцены. В воспоминаниях о том времени мать может рассматривать все это как шоковое переживание ее дочери, потому что с этого времени девочка говорит все хуже.

Девочку покусала собака, что отразилось на ее речевых возможностях. С того времени и до сих пор она так и заикается от пережитого страха. Когда Клаудии самой станет ясно, что этот укус собаки обусловил развитие в ней состояния страха, она сможет разрешать в рамках психотерапевтической помощи свои трудности.

Петер до 13 лет никогда не имел трудностей в речи. Сейчас во время разговора у него возникает ощущение, что он регулярно как будто исполняет гимнастический «кувырок». Содержание мыслей и их оформление у него не совпадают.

Такое состояние впервые наступило у него после автомобильной аварии, в результате чего он был вынужден провести в больнице многие недели. Долгое время ему снятся автотрассы и мчащиеся автомашины. Пережитый ужас автомобильной аварии отразился на Петере, у него настолько сильно нарушились речевые способности, что потребовалось долгое время (2 года), чтобы восстановить у него нормальную разговорную речь. В этом помогли ему занятия в детской группе, нравящаяся ему деятельность и упражнения по снятию напряжения, которые он хорошо и быстро выучил.

Многим детям и молодым людям можно помочь говорить нормальным языком или обрести утерянное. Это сводится в первую очередь к тому, чтобы разрушить «стену из препятствия», образовавшуюся в результате пережитого ребенком шока.

Ребенок должен разделаться со своим страхом. Страх является глубокой причиной так называемого «речевого невроза». В ребенке, который заикается, накопился страх, слова, кажется ему, «застревают у него в горле». От этого страха необходимо освободиться. Такую возможность предоставляют уже упомянутые упражнения по снятию напряжения с введением в аутогенную тренировку.

Если в моей практике встречается более взрослый ребенок с такими речевыми нарушениями, о его речевом дефекте и о возможной при этом помощи я говорю только с ним. При этом я велю ему самостоятельно повторять за мной фразы и предложения. Часто бывают удивительные случаи, когда уже после немногих сеансов лечения ребенок разговаривает со мной весьма гладко, а родители между тем отмечают, что в школе и дома положение остается катастрофичным. Из этого можно сделать вывод, что на основе положительной установки на обстоятельства окружающей жизни, перспективу с помощью силы внушения, которую я как руководитель упражнения «излучаю» на пациента, может последовать самостоятельное самопроизвольное выздоровление.

В комплексной терапии применяются такие составляющие ее эффективные факторы, как создание в ребенке чувства уверенности, смелости. Такую же роль выполняют здесь фразовые построения, имеющие вид словесных формул, программирование ребенком своего состояния посредством предложений, как это показывают следующие примеры:

– Я полностью спокоен.

– Во мне ощущается какая-то тяжесть, тепло, расслабленность, напряжение снимается.

– Я разговариваю ясно и отчетливо.

Это воздействие можно расширить посредством рисования (красками и карандашом), самопроизвольных – спонтанных игр, пантомимы, театра, прогулок, т. е. того, что усиливает личную силу, подчеркивает мотивацию к излечению и речевому совершенствованию,

Наши рекомендации