Нарушения работоспособности и умения концентрировать внимание

Описание случая.

Петеру 12 лет. Он не может сосредотачивать внимание на уроке. Концентрировать внимание - значит устанавливать связи между изучаемым и изученным материалом, учить новое, запоминать и вновь воспроизводить. Однако Петер все забывает. Ему требуется около часа для того, чтобы выполнить эффективно свое домашнее задание, которое он мог бы сделать за полчаса, Он с легкостью отвлекается на постороннее. То он звонит по телефону, то проявляет беспокойство, то занимается приемом друзей, Он читает разные истории, прерывая работу над домашним заданием, Затем, ощутив голод, принимается есть, Ему также нужно знать, что в это время делается на улице, Поэтому он часто стоит у окна. Он бежит и от самого себя, и от своих домашних заданий.

Таким образом, он не успевает ничего сделать; через 3 часа он начинает считать, что он уже много поработал, но результаты работы оказываются скудными.

И так же, как у Петера, обстоят дела у многих детей. Некоторые к середине дня оказываются уже переутомленными, потому что школа для многих из них является стрессовым фактором. Уже дорога в школу в городах требует от них повышенного внимания. Автомобильное движение, шум, суматоха на улице, загазованность являются всевозрастающей нагрузкой, На протяжении дня у них не бывает полного расслабления (отсутствует лес, луг, ежедневные связи с природой, из которых черпаются спокойствие и сила духа).

Один семилетний ребенок высказался в совершеннейшем отчаянии, что у него нет больше времени для того, чтобы играть. И он уже нашел, что школа скучна и не нужна, а однажды он бросил свой школьный ранец перед учительницей со словами; «Оставьте его себе, я больше в школу не приду», А потом всем, родителям и учительнице, стоило определенных усилий, чтобы отправить ребенка снова в школу.

Некоторые дети невеселы уже по утрам, выглядят переутомленными, у них появляются головные боли и боли в области живота. Часто у таких детей нарушается сои. Страх перед предстоящей работой в классе столь велик, что ребенок в решающие дни совсем не может идти в школу, У него по утрам развивается рвота. Что же в таком случае должна делать мать, посылать ли своего ребенка в школу?

Педагог, хорошо знающий свой класс, имеет представление о трудностях таких чувствительных детей, и при обычном общении с родителями ребенка он может по-дружески выяснять возможные, имеющие отношение к делу, обстоятельства. Так, я знаю одного учителя, который на классной работе может погладить учащегося по голове: «Отдохни немножко, а потом работай дальше». Ребенок сияет, обретая смелость и уверенность в себе, и через несколько минут вновь готов к деятельности.

Этот педагог применяет аутогенную тренировку, помогая учащемуся избавиться от скованности и расслабиться. Он также разъясняет учащимся, что означает метод, позволяющий вновь стать спокойным и оставаться таким.

Снижается агрессивность, устраняется слабость контактируемости с окружающими. Столь мягко действующая помощь, приводящая к уверенности в себе, значительно увеличивает работоспособность ребенка. «Это, однако, не самое важное,– говорит учитель. Главное, основополагающее здесь – возможность преодолеть страх перед посещением школы, создание совместной работы учителей и родителей».

Самый важный результат такой помощи – это восстановление у ребенка положительного отношения к жизни, в том числе к повседневной школьной деятельности, ко всем лицам, участвующим в учебном процессе ребенка – родителям и педагогам,

Когда учеба приносит детям радость, школа не является проблемой. Один из моих сыновей говорил о своей школе: «В нашей школе самый плохой ученик пока еще радостен», И когда я сама проводила работу с учителями и учащимися, мне было ясно, что обучение и учеба являются, в сущности, одной проблемой, которую должны совместно разрешать обе стороны; учитель и учащийся. Многие родители не знают, как и в какой форме, они могут помочь ребенку.

Воспитательная работа с родителями проводится, например, в обществе родительской работы, родительских школах и школьной психологической службе. Родители, педагоги, врачи, психологи рассматриваются здесь ответственными в равной мере. И кто мог бы себя отстранить от этой задачи?

Описание случая.

У Томаса, которому 10 лет, главные затруднения состоят в том, что он не может свыкнуться ни с каким коллективом. Его поведение особенно агрессивно.

В одной из записей, в которой мною описывается этот мальчик, говорится следующее: "В школе он двигательно расторможен, он не может сосредоточиться на чем-либо. Он продолжительно работает тогда, когда его интересует тема. Кроме того, у него имеются временные речевые нарушения, и тогда Томас не может в полном объеме сказать какой-либо фразы, он заикается. Он охотно хотел бы это изменить, но не прилагает к этому усилий, он нервный, боится, что не выдержит выпускной экзамен в школе».

Мы дважды обследовали Томаса, и каждый раз он показывал хороший коэффициент интеллектуальности.

Было проведено обследование биотоков головного мозга: электроэнцефалограмма в пределах нормы.

В данном случае имеются нарушения способности концентрировать внимание и затруднения в учебе, связанные с повышенной агрессивностью и речевыми нарушениями, которые являются причиной страха. И страх будет еще сильнее, так как речь идет о выпускном экзамене.

Оказывается, корни этого страха кроются в поведении его родителей. Когда с ребенком, которому только 10 лет, разговаривают о выпускном аттестате и о будущей профессии, а это, как сообщает мать, является главной темой разговоров в семье, то не стоит удивляться, что такой ребенок из-за страха не выполняет свои учебные работы. Страх, обретенный главным образом с помощью родителей, возникает как препятствие для ребенка. Его необходимо устранить, обеспечить развитие личной свободы ребенка и дать соответствующие советы родителям. Важны непосредственные беседы с ребенком и его родителями.

Как здесь, так и в других подобных случаях честолюбивые родители ответственны за неправильное поведение своих детей. Они проецируют в детях свои представления и пожелания довольно энергично и не дают себе отчета, в том, насколько они суживают жизненное пространство своих детей. С другой стороны, ребенок приобретает страх также из-за того, что он не может выполнить требования родителей. И вот таким образом возникает «порочный круг» (цепь вредно действующих на организм явлений, поддерживающих друг друга), который нужно распознать и разорвать.

Дети, которые живут с «давящим бременем школы», полны страха перед тем, что не справятся с учебой, заданием. Они часто нервничают, беспокойны, плохо концентрируют внимание и не радуются от всей души вместе с другими детьми.

Нервность

Нервность – это в собственном смысле не понятие, означающее какое-то определенное заболевание. Это симптом того, что в организме что-то расстроено, а именно: душевно-физическое равновесие.

У детей точно так же, как у взрослых, обнаруживаются нервные расстройства. Дети реагируют своими «сейсмографами души», своими неустойчивыми к повышенному напряжению органами на возникающие непреодоленные трудности, конфликты, проблемы. У них отмечаются такие же нарушения здоровья, как у взрослых, что получило название «вегетативной дистонии».

Ребенок легко возбуждается, у него периодически появляются боли в животе, он не может спать по ночам. Некоторые дети начинают жаловаться на боль в голове и в других частях тела, у других подобная реакция проявляется в агрессивном поведении. Когда это касается школьника и наблюдается продолжительное время, то развивается нарушение концентрации внимания, не умение сосредоточиваться на уроке, падает работоспособность. Резистентность, т. е. сопротивляемость психическим перенапряжениям, ослабевает. Ребенок еще не приобрел способности создавать вокруг себя защитную стену.

Дети, которые страдают истинной нервностью, забывают, что они недавно выучили Они, хотя и могут быть внимательными, но усвоенное не запоминают и, естественно, выученное не могут воспроизвести в нужный момент. Свойственные ему качества и способности ребенок не может полностью проявить, потому что он нервный. Вследствие этого развивается страх, который, с другой стороны, сам начинает являться причиной страха.

Мать, которая всегда говорит о нервности ребенка, только содействует ее повышению. Таким матерям мы даем соответствующее наставление, каким образом можно успокаивать своих детей. Они изучают его в рамках проводимых нами семинаров. Здесь они могут узнать, какие переживания в семье доставляют радость ребенку, и таким образом оказывают ему истинную помощь в формировании его жизненной установки.

Ребенку требуется радостное ощущение жизни, для того чтобы нормально расти и развиваться. Это означает, что мы сообща должны искать, какую же конкретно помощь может оказать каждый из нас ребенку. В первую очередь надо отдалить страх, как бы удлинить расстояние до этого чувства, а затем с полным сознанием проводимых мер поддерживать рост и развитие ребенка.

Семья, которая ничего не делает, в которой фактически пассивно проживают ее члены, в которой только все смотрится или слушается (по телевидению и радио), не может ожидать и надеяться, что у ребенка разовьется самостоятельность в творческой деятельности. Каждый ребенок, который ведет пассивную жизнь, находится в опасности обеднить свои душевные силы.

Родители должны стараться формировать активную программу жизнедеятельности для своих детей и со своими детьми. Эта программа не должна быть строго запрограммированной. Она должна быть более интуитивной, экспромтной, с наличием приятных сопереживаний, которые дети долго не забывают. Это могут быть совместные путешествия, посещения музея или ярмарки, катание на кат русели, т. е. возможность пережить без какой-либо робости, смущения нечто особенное, что в повседневной жизни обычно не встречается.

Или, например, изучение растений в естественных условиях. Многие ли знают, как называются отдельные травы, цветы, кустарники, где они растут, когда расцветают, какая от них польза?

Прекрасны для семьи и совместные занятия спортом. Совместные игры в мяч, бадминтон, бег или плавание могли бы стать привычным занятием. И многие семьи могли бы осуществлять это сообща, например, во время прогулки в конце недели. При этом проводимое мероприятие, вызвавшее совместные приятные сопереживания, становится более впечатляющим и оказывает более продолжительный эффект. Важными для семьи являются совместно проводимые вечера с развлечениями и играми. Продолжительные же просмотры телепрограмм подавляют собственные силы организма, парализуют творчество.

Совместные часы отдыха, совместные «посиделки» семьи, когда происходит обмен воспоминаниями, – это особенно прекрасное мероприятие, когда присутствуют бабушки и дедушки. Для воспитания детей это имеет чрезвычайное значение.

Я наблюдала у детей не только огромное внимание, но и радость, когда они в подобной ситуации могли прислушиваться к рассказу человека, старшего по возрасту. Рассказанное переживается глубже, чем прочитанное в книге или дошедшее до ребенка из телевизионных или радиопередач, хотя мы никоим образом не хотим умалить то обогащающее значение, которое в нашей жизни представляют и радио, и телевидение. Услышанное вызывает в семье дискуссию и ведет к новым размышлениям. Все это зависит, конечно, и от чувства меры, «дозировки» подобных мероприятии и создания правильных отношений между членами семьи.

Какую возможную помощь можно оказать ребенку, имеющему нарушение нервной системы и попадающему ко мне на прием из-за слабости концентрации внимания и сниженной работоспособности, может показать следующий случай.

Описание случая.

Эберхарду 11 лет. Он очень нервный. «Своим беспокойным поведением он нарушает процесс преподавания в классе. Он легко приходит в раздраженное состояние, затем становится агрессивным и часто для всех нас невыносимым», – так говорит мать о своем сыне. Из школы сообщают, что на уроках он постоянно отвлекается и с трудом может сосредоточиться на изучаемом материале.

«Он хорошо воспитан, развит, но из-за того, что лишь на короткое время может быть внимательным, в школе он не успевает. Ему трудно приспособиться к учебному процессу, или, как еще говорят, трудно адаптироваться»[1], – поясняет учительница, которая поднимает вопрос о переводе его в другую школу. Родители предлагают поместить сына в интернат. Его мать этим шокирована и ищет выход из создавшейся ситуации.

Приведенная история развития ребенка – это фактически начало разговора, который сопровождает обычно лечение ребенка. Эберхард является третьим ребенком в семье, и родившуюся четырьмя годами позже сестру он не воспринимает положительно. Из-за нее он чувствует себя запущенным, находящимся на втором плане. Это отчетливо выявляется в его высказывании: «Я не люблю Иллону. Она мне мешает», – прямо говорит он.

А вот зарисовка, составленная в результате беседы, показывающая семью в процессе повседневной жизни. Мать у плиты на кухне, отец – за письменным столом. Клаус, старший брат, – с футбольным мячом; Иохен – с кошкой; сам Эберхард – в центре – наблюдает за происходящим. Маленькой сестренки здесь нет. «Она в постели», – говорит он, когда я спрашиваю его об этом.

При последующих встречах я показываю Эберхарду некоторые картины – красочные фотографии одной яркой лужайки, многокрасочную печатную картинку с изображением ландшафта и одну фантастическую картинку о небесных телах, которая и его побуждает к фантазии. Я использую такие картинки для создания исходной базы для фантастических историй или «волшебного путешествия наяву».

После предварительной первоначальной беседы с матерью и сыном (отца вызвать не удалось из-за его отъезда в заграничную командировку) я сделала введение в суггестивную процедуру (т. е. процедуру внушения) как этап к аутогенной тренировке.

На волшебном самолете мы отправляемся в путешествие к Луне. Мы стартуем, используя лунную ракету, и спокойно скользим через мировое пространство. Земля представляется нам в виде голубоватого мерцающего шара. Мы чувствуем, как нам удивительно легко и весело. Мы приближаемся ближе к звездам. Они светятся всеми красками. Затем на лунном луче мы мчимся, как молнии на лунные горы. Мы высаживаемся и потом летаем и ходим вокруг лунных гор. Поскольку здесь мы чувствуем себя легко, не ощущаем никакой тяжести, мы счастливы. Мы ищем человека на Луне, однако найти его не удается. Зато встречается лунная птица и лунная фея, волшебница, которая рассказывает нам много интересного. Мы понимаем язык световых волн и ищем собственной сосредоточенности в глубине лунного озера. Мы должны погрузиться глубоко в озеро и, cocpe-доточенные, спокойно принимаемся за дело. В этом спокойствии все происходит само собой. «Ты создаешь это!» Эта фраза движется навстречу нам. Эберхард принимает ее: «Я создаю это».

Мы спокойны, смелы и свободны, чувствуем усталость, ощущаем, что начинаем парить в воздухе, лунная ракета надежно доставляет нас на Землю.

После этой «проигранной» истории Эберхард чувствует себя посвежевшим. «Как будто я очень долго спал», – говорит он.

С этого времени он регулярно раз в неделю приходит в группу. Бывающие в этой группе 9 детей вместе играют, рисуют красками и карандашами, рассказывают. В их распоряжении глина, пластилин или липкий грунт. Разыгрываются истории с использованием кукол (Петрушка и др.), которые придумываются детьми тут же в группе. Игры без заранее написанной программы с распределенными ролями среди детей, пантомимы и произвольные игры осуществляются таким образом, что в них требуется участие каждого ребенка.

У детей развивается уверенность в себе, они играют с большим увлечением в группе. Каждый приобщен к интересному занятию. Совместные с другими детьми приятные сопереживания во время прогулок, игр после обеда и спортивных упражнений наполняют содержанием групповую работу. Родители собираются время от времени на семинары в послеобеденное время, на которых они обучаются и делятся опытом.

И с Эберхардом происходит изменение, которое отмечается в школе и родителями. Он становится спокойнее, сосредоточеннее на занятиях. Двигательное беспокойство в виде неожиданных вскакиваний и немотивированных движений руками и ногами через четыре недели были устранены. В учебном процессе он становится внимательнее и лучше запоминает выученное. У него возрос интерес и к отдельным учебным дисциплинам – немецкому, географии. Эберхард, который раньше каждое утро приходил с опозданием и вообще не хотел ходить в школу, сейчас стал пунктуальным. Учитель и родители сейчас просто «поручают ему приходить в школу» Он ходит охотно и на «работу в группе» Вводная часть в суггестивную терапию сменилась и стала другой. Раз в неделю он играет свободно «сам по себе», независимо от того, в какой бы форме ни пошла игра. Вместе с присоединившимися к нему ровесниками он уходит по дороге фантастических историй в глубокое успокоение и состояние расслабленности.

Будучи совершенно спокойным в состоянии бодрствования – в процессе введения в аутогенную тренировку – он способен воздействовать на себя по данному ему руководству-наставлению. Одно из упражнений он берется выполнять и в повседневной жизни. Установка его самого себя на спокойствие и введение в свою практику фразы, что является само по себе упражнением, стали неизбежны. «Я создаю это» – такая фраза является ведущей для многих детей, в том числе для Эберхарда, причем в слово «это» каждый вкладывает свой личный смысл, свое отношение к области личных интересов. Слово «это» означает быть спокойным и сосредоточенным на то дело, которым занимаешься, охотно работать и ходить в школу. «Я учусь охотно, я занимаюсь хорошо, я охотно иду в школу» – вот цепь фраз, которые охватываются предложением «Я создаю это».

Когда через год учебы Эберхард покидает группу, он все «это уже создал». Он стал спокойным, сосредоточенным на уроке, может быстро прийти в свое нормальное состояние с помощью аутогенной тренировки, а также лучше спать. Это имеет особенное значение, так как здоровый сон является предпосылкой для обеспечения хорошей концентрации внимания – хорошей сосредоточенности на уроке и высокой работоспособности.

Расстройства сна

Нарушения сна у детей происходят реже, чем у взрослых. Это, вероятно, объясняется тем, что их не так просто обнаружить. К расстройствам сна относятся как нарушение засыпания, так и разнообразные ухудшения качества самого сна.

Нарушение засыпания.

Описание случая.

Одна мать так описывает нарушение засыпания у своего сына, пятилетнего Петера: «Петер выглядит уставшим, однако он не засыпает. Часами он лежит, не засыпая, прислушиваясь к каждому шороху. Но он скоро засыпает, когда я беру его к себе в постель».

Из этого пояснения и последующих бесед становится понятно, что именно страх от расставания с матерью является причиной нарушения засыпания. Петер просто боится, что мать его потеряет, так как она длительное время, как ему могло показаться, была не с ним. Несколько недель она находилась в клинике на лечении.

В семье, где все относятся по-дружески друг к другу, ребенок все-таки чувствует отсутствие матери и днем многократно спрашивает о ней. Несмотря на то, что эти проявления для него неосознанны, он не может побороть свой страх и нарушение засыпания остается. В детской группе, рассказывая Петеру разные фантастические истории, удается внушить ему спокойствие и душевное равновесие, то, что необходимо ему для засыпания Уверенность и спокойное чувство безопасности приходит на смену чувству страха.

У детей младшего возраста основу страха составляют не разрешенные до конца конфликты. Ребенок чувствует себя под угрозой, у него сохраняется беспокойство, и он плохо спит.

Взрослые часто не могут выяснить причины этих нарушений. Маленький ребенок еще не умеет выразить словами свое состояние, однако взрослые понимают его потребности. Помогает в засыпании какой-нибудь утешитель, например, игрушечный зверек – медведь, заяц или кукла, которого ребенок может держать в руке, ложась спать.

Наши рекомендации