Страхи здоровых детей и их последствия

Предисловие

Книга, лежащая перед читателем, написана ее автором для родителей. Но я думаю, что она с интересом и пользой будет прочитана и педагогами, и психологами, и педиатрами, и даже детскими писателями, вообще всеми, кого интересует психика и здоровье ребенка.

Подобной книги на русском языке еще не было.

Гизела Эберлейн – известная австрийская писательница и врач-популяризатор. Профессиональный опыт журналиста и врача помог ей написать книгу живо и доходчиво, интересную с медицинской точки зрения, но требующую некоторых уточнений.

Страх – источник многих болезней, как душевных, так и телесных. Особенно вредно его действие тогда, когда он возникает в детстве и препятствует гармоничному развитию личности человека. Как же побороть страх, каковы его психологические причины и методы психотерапевтического воздействия на ребенка и подростка, методы и способы адаптации детей к условиям жизни, к себе и к окружающим? Об этом и написана книга.

Гизела Эберлейн прослеживает на ее страницах различные формы страха и его результаты: агрессивность, нервность, расстройства сна, речи, коммуникативных способностей, а также вызванные им функциональные расстройства деятельности внутренних органов.

Книга не случайно названа «Страхи здоровых детей». Дело в том, что они бывают не только как проявления болезненного расстройства психики. Ведь многие ситуации, вызывающие у детей расстройства, нередко возникают и в повседневной жизни. Так, я еще в 1937 году описал (теперь вошедшие в учебники) так называемые «дидактогении», под которыми подразумевается психологический ущерб, причиненный педагогом учащемуся в результате нечуткого, а иногда грубого воздействия «старших» на ребенка, который может развиться до заболевания «жертвы дидактогении».

Проявления психологического дискомфорта разнообразны: от кратковременных реакций до патологического развития личности. Это связано как с характером воздействия, так, конечно, и с особенностями личности ребенка, Гизела Эберлейн приводит удачные примеры проявления нарушений психики, тонко подмеченные формы нарушения психологического такта у взрослых, окружающих ребенка.

Совершенно справедливо в книге делается вывод о необходимости выработки у ребенка психологической установки «с положительным отношением к жизни, в том числе к повседневной школьной деятельности, ко всем лицам, участвующим в учебном процессе ребенка,– родителям, педагогам».

Агрессивность – оборотная сторона страха. Гиперопека родителей вызывает у детей неуверенность характера, амбивалентность (двойственность) эмоций и, как результат, страхи, которые, затем гиперкомпенсируясь, проявляются в агрессивном поведении ребенка. И тогда на родителей распространяются его «реакции протеста». За агрессивностью подчас скрывается, как справедливо замечает автор книги, и «отчаяние ребенка, который ищет признания в любви». Дети, не знающие способов психологической коррекции своего угнетенного настроения, часто не могут рациональными способами снять такой дискомфорт. Это видно из описываемых случаев возникновения при этом невротических расстройств. Более того, так может появляться и тяга к курению, и другие вредные привычки.

Многие из описанных в книге синдромов требуют специальных методов их психотерапии и потому многочисленные примеры подробно рисуют важную для читателя систему психологического воздействия на ребенка. Все это убедительно показано при различных невротических состояниях, а также при некоторых психосоматических расстройствах. Массовый читатель оценит эту «психологическую рецептуру», являющуюся своеобразным народным университетом психологического самовоздействия, воздействия не только на ребенка, но и родителей.

Автор много внимания уделяет так называемой аутогенной тренировке, правильно называемой психосоматической тренировкой. Она получила в последнее время широкое признание в качестве одного из лучших методов коррекции нарушенного психического состояния личности. Но техника ее практического применения мало известна. В книге она хорошо показана. Анализируя примеры из своей медицинской практики, автор отлично демонстрирует методику «вводной деятельности».

В книге заслуженно много места уделяется так называемой «групповой динамичной работе с детьми и родителями». В отечественной литературе еще со времени В. М. Бехтерева (1857–1927) утвердился термин «коллективная психотерапия». Методологические основы ее четко разработаны у нас в стране и опираются на современное представление советских психологов о коллективе и группе.

Правильный подбор совместной лечебной группы, учет показаний к коллективной психотерапии, принципы формирования коллектива с учетом целей и перспектив развития личности – вот что отличает советскую «коллективную» психотерапию от зарубежной, носящей название «групповой». Автор же под этим названием убедительно и, главное, методически правильно показывает свою работу по типу «семейной психотерапии». Аналогичные работы проводятся у нас в стране, в частности, в Ленинградском психоневрологическом институте им. В. М. Бехтерева.

Книга в целом не содержит методологических недоразумений, но ряд уточнений все же сделать надо. Первое из них для интересующихся медициной. Уже само оглавление книги автором взято не из обихода советской психиатрии. Правильно было бы классифицировать «неврозы органов» по функциональному типу расстройств этих органов, а не выделять в отдельные рубрики, перечисленные в оглавлении. Ведь, например, аллергия хотя и нервного происхождения, но не относится к неврозам, так же как и бронхиальная астма.

Значительно более существенно следующее уточнение позиции автора книги, лежащей перед читателем. Дело в том, что, хотя в название книги совершенно правильно входит слово «здоровых», автор в ее содержании говорит чаще о психотерапии и редко употребляет термин «психогигиена». А ведь она фактически сама показывает, как надо проводить именно психогигиенические мероприятия. Поэтому некоторые термины здесь требуют уточнений.

Термин «терапия» в переводе ее греческого обозначает «лечение». Отсюда не только физиотерапия, фармакотерапия, трудотерапия, но и психотерапия – лечение психическим воздействием, а не водой, светом и электричеством, как в первом, не лекарствами, как во втором, не трудом, как в третьем – из ранее перечисленных видов лечения.

Некоторым зарубежным медикам, как и автору книги, свойственна иная трактовка понятий здоровья и болезни, а потому они распространяют понятие лечения на здорового человека. Отсюда смешение понятий «психотерапия» и «психогигиена»,

Термин «гигиена» в переводе с греческого означает «здоровье», применяется в смысле сохранения здоровья, предупреждения (профилактики) его ухудшения.

Психогигиенические мероприятия – это мероприятия, направленные на сохранение психического здоровья или вообще здоровья через воздействия на психику.

Эта книга адресуется широкому кругу читателей. Она не преследует цель научить читателей методам психотерапии, являющимся делом медиков, к тому же хорошо знающих психологию,

Цель книги – на основе приведенных и разобранных примеров заставить читателя задуматься над возможностью и даже необходимостью в подобных случаях проводить психогигиенические мероприятия,

Она лишний раз учит тому, что является основным принципом советской медицины, который может быть сформулирован так: лечить больного – дело специально подготовленных для этого медицинских работников, но осуществлять на практике любые, гигиенические и особенно психогигиенические мероприятия – это обязанность каждого советского человека. Эта книга, нацеленная автором на укрепление психического здоровья детей, лишний раз подтверждает правильность принципа, за который беремся мы, психологи, и который может быть сформулирован так: эффективность и качество не только психотерапевтических, но и психогигиенических мероприятий определяются тем, в какой степени они опираются на психологически правильный личностный подход.

К. К. ПЛАТОНОВ

заслуженный деятель науки,

доктор медицинских и доктор

психологических наук, профессор

Феномен страха

В немецком языке слово, означающее страх (Angst) происходит от латинского слова angustus, что означает – «тесно». Известно, что страх является причиной многих нарушений здоровья в физико-психической сфере и тем самым – причиной многих заболеваний. Некоторые ученые считают, что процесс рождения может обусловить возникновение страха. Позднее он проявляется в неблагоприятной для ребенка психически напряженной ситуации, например при недостатке родительского тепла, душевной незащищенности. Отсутствие человека, заботящегося о нем, даже в грудном возрасте вызывает у него подсознательно чувство страха, так называемого раннего страха.

Именно у маленьких детей можно признать страх как причину нервных нарушений в физическом и душевном развитии. Необходимо ясное понимание родителями таких последствий, чтобы предотвратить дальнейшее неправильное развитие. Страх является причиной сопротивления детей воспитательным мероприятиям, он ухудшает также возможность изменения вредных и дурных привычек.

Страхи у детей могут развиться в любом возрасте, однако имеются периоды повышенного проявления страха, которые возникают в определенной жизненной ситуации. Такие страхи часто усиливаются из-за незнания родителей и окружающей ребенка среды. Так, например, у детей с трехлетнего возраста, так называемого «возраста упрямства», который ведет к поискам своего «Я», часто наблюдается повышенная агрессивность, расстройство аппетита, нарушение сна, ночное недержание мочи, а иногда и речевые нарушения (речеобразования и техники речи).

Это можно устранить, если ребенок будет достаточно доверять врачу, который его ободрит в делах. Если врач сумеет распознать нрав и наклонности ребенка, то тем самым откроется путь к физическому и душевному здоровью.

Осознание ребенком собственной личности, своего «Я» должно перебороть его страхи, чтобы свободно развивалась его личность.

Другими проявлениями страха в позднем возрасте являются: страх перед посещением школы, особенно боязнь не справиться с заданием, а также страх перед учителем.

Если ребенок не может себя свободно выразить, высказаться, то он в любом случае ограничивается в своей деятельности. Изученный и переработанный дома учебный материал до школы не доходит. Во время классной работы ребенок «ничего» больше не знает. Многие родители и учителя знакомы с высказывания ми следующего характера: «Когда в класс приходит учитель со своей пачкой тетрадей, мне становится жарко, лицо горит, руки и доги холодеют, у меня внезапно появляются боли в животе и тогда мне в голову ничего не идет!» Невыполненные задания обременяют ученика тем больше, чем больше он работал. Случайные отрицательные замечания учителя в школе, неприятности дома приводят к тому, что ребенок теряет свою смелость. Многие учащиеся реагируют на это появлением безразличия: одни не обращают внимания на свое положение, другие становятся обескураженными. Те, кто знают своего ребенка, заметят перемену в его поведении и должны обратиться за советом к психоневрологу.

Другие дети реагируют внезапно развивающимся заболеванием, например болями в животе, головными болями, что является своеобразным ответом на возникшую проблему или конфликт в школе. Это особенно заметно на примере мальчика Рольфа, который «страх имел в своем животе».

Описание случая.

Рольф, которому 9 лет, не может сосредоточиться в школе. Он полон страха. «Я не знаю, почему у меня такой страх, – говорит он. – У меня всегда появляются боли в животе, когда мы пишем какую-либо классную работу». Мать же сообщает, что по утрам у него появляются спастические боли в животе и рвота. Мы провели совместный поиск возможных причин этого проявления, так как заболевания внутренних органов у ребенка нет.

Оказалось, что Рольфа в возрасте четырех лет запирали однажды в детском саду в чулан, где хранятся веники и тряпки. С этого времени он стал бояться входить в неосвещенное помещение и вечерами долгое время старается держаться поближе к матери. Постепенно это происшествие забывается. «Больше за ним ничего не замечалось,– отмечает его мать, – до того дня, когда он уже в семилетнем возрасте попал в больницу». Речь шла о приступе острого аппендицита.

К предстоящей операции родители его подготовили, и мать вспоминает, что в больницу он отправлялся с радостью. Однако в хирургическом отделении подготовка к операции вызвала у него шоковое переживание: еще до того момента, как ему дали наркоз, он замечает, как его крепко привязали ремнями к операционному столу. Он ясно осознает, что больше не может двигать ни руками, ни ногами. Он страшно кричит. Старый, давно пережитый страх еще сильнее овладевает его сознанием. И с этого времени, как свидетельствует мать, Рольф стал чрезмерно пугливым быстро приходит в смущение, плохо сосредоточивает внимание в процессе учебы. Перестал выполнять школьные нагрузки. Стал плохо спать. У него слабая коммуникабельность – способность контактировать с окружающими. Рольф – это типичный пример не переработанного его мозгом шокового переживания, случившегося в раннем детстве и затем в семь лет. Здесь страх можно считать первопричиной его нарушенного поведения Обстановка в доме при этом не влияла на его состояние. Мать и отец окружали Рольфа вниманием и заботой, в которых нуждается ребенок, чтобы расти здоровым, веселым.

Не все родители знают о той ведущей роли, которую играют отрицательные переживания для духовного и физического здоровья и дальнейшего развития ребенка. С восьми лет у Рольфа имеются выраженные функциональные нарушения в области живота в виде «коликов пупочных». Говоря иначе, у него имеется «невроз страха», который локально проявляется в области живота. Часто дети даже забывают прежние события, имеющие отношение к их состоянию, и они выявляются только при разговоре.

После оценки пережитых событий и разыгранного потом с участием Рольфа волшебного путешествия с ним осторожно провели аутогенную тренировку. Рольф – очень чувствительный ребенок, Волшебный сон, «сон наяву», фантастическая история, фразы в виде компактных, звучащих как формулы предложений, как действующий фактор аутогенной тренировки, – все это оказало свое воздействие. После четырех сеансов индивидуального лечения Рольф, став спокойнее, в известной мере мог уже лучше концентрировать внимание,

В группе, которую малыш стал затем посещать, он развивался свободно и без затруднений. Поведение его стало таким, каким родители знали его раньше. Лечение мальчика привело к восстановлению спокойствия, расслабленности, снятию напряженности, появлению у него чувства отдыха. Состояние динамичного спокойствия поддерживает дальнейшее развитие личности и вместе с тем становление характера ребенка,

Многие дети, которые, пережив в своей жизни события, полные для них страха, имеют в последующем нарушения развития и становятся крайне неуверенными. На этой стадии многие дети получают успокоительные лекарства, но это бывает, прежде всего, тогда, когда у них дополнительно развивается двигательное беспокойство,

Нередко применяются также снотворные препараты, которые по назначению врача могут быть переходным мостиком к началу лечения ребенка, однако потом при проведении аутогенной тренировки от этого можно отказаться. Распознать влияние таких шоковых событий в жизни и исключить в последующем их воздействие на ребенка – вот задача, стоящая перед всеми – родителями, педагогами, врачами, причем здесь выделяется направление к поискам самого себя, места, которое он, ребенок, занимает в мире.

Описание случая.

У Евы-Марии, девочки 5 лет, страх перед всем. Ее мать сама не знает, как помочь дочери. Та не отпускает ее от себя никогда. Одна она не может сделать ни шага. В таком состоянии они пришли на прием. Девочка крепко вцепилась в свою мать и плакала.

Я узнаю, что Ева-Мария – это долгожданный и желанный ребенок, но брак между родителями после рождения дочери распался. Муж женился на своей знакомой, с которой он познакомился во время беременности жены. В своем разочаровании и внутреннем душевном расколе мать девочки посвятила всю себя исключительно ребенку. Ребенок для нее – все: предмет любви, утешение, поддержка, существо, о котором надо заботиться которое всегда находится рядом, на нее она всегда может положиться. Вследствие этого развивается чрезвычайно сильная связь между матерью и дочерью. Таким образом, Ева-Мария не остается в детском саду, поскольку ей не хватает матери. Ее охватывает страх, она кричит, зовет мать. Кроме того, спать одна в своей кровати Ева-Мария не хочет.

Во время этого рассказа матери девочка сидит у нее на коленях, тесно прижавшись и ней. Я раздумываю, как подойти к ребенку, а затем решаю, что заниматься следует с обеими вместе: с матерью и дочкой.

Они сидят, удобно устроившись в кресле, а я рассказываю о волшебном путешествии на Луну. Я, как волшебница, рисую в их воображении огромный дирижабль «Цепеллин», на котором мы спокойно парим в воздухе. И у нас происходит много встреч. Мы можем заглянуть в облака. Там тесно стоят капли дождя и дожидаются своего танца в воздухе. И как только облака открывают свои ворота, эти капельки, танцуя и кувыркаясь, устремляются к Земле. Это выглядит так, как будто мы присутствуем на хороводе дождя. И танец дождевых капель, который я еще больше расписываю, нравится Еве-Марии.

После того, как потом мы еще поговорили с птицами, позднее на небе со звездами, наконец, осмотрели Луну, девочка становится зачарованной. Она прислушивается к рассказу, полная напряженного внимания. На лунном лугу мы находим волшебные цветы и набираем букет лунных цветов, который так поражает яркостью и очарованием, что он светится на далекое расстояние.

Успокоенный, расслабленный, раскованный ребенок засыпает. «В первый раз я переживаю подобное», – говорит мать. А когда Ева-Мария просыпается, она заявляет: «Это было прекрасно».

Много раз я применяю этот метод рассказов. В одной из таких фантастических историй Ева-Мария узнает, что такое храбрость. И сама она, зачарованная, все чаще летает со мной над лесами и полями, над деревнями, городами. Понемногу она становится свободнее, раскованнее.

После пяти приемов она уже способна посещать группу детей своего возраста, занимающихся аутогенной тренировкой. После трех месяцев она уже спит одна в своей постели. Она приобретает уверенность в жизни.

Ева-Мария – это пример отрицательного воздействия чересчур большой, неестественной связи между матерью и ребенком. Это уже тормозит самостоятельное развитие ребенка.

Цель лечения (индивидуального и в группе детей) – состояла в том, чтобы ослабить эту чрезмерно сильную привязанность. Мать очень хорошо поняла, как важно для ее дочери развивать самостоятельность.

«Откуда же можно знать, что мы поступаем неправильно?» – спрашивает мать. Она, как и многие другие, нуждается в помощи в воспитании. Она сама выучила методики аутогенной тренировки, чтобы иметь возможность оказывать жизненно важную помощь своему ребенку.

Описание случая.

Ерни было 7 лет, когда она пришла ко мне со своей матерью во время, отведенное для бесед. У нее было нарушение сна. Она просыпалась по ночам, чаще с криком, и спрашивала свою мать: «Я действительно твой ребенок?»

Эти происшествия продолжались многократно, пока мать, наконец, не решилась обратиться к врачу. Ерни – одаренный ребенок в классе она относится к числу лучших, однако очень чувствительна, находится под большим влиянием окружающих и поэтому нервозна. Как бы из глубины поднимающийся в ней страх заставляет ее постоянно искать свою мать, к которой она стремится даже во сне. Ее мать опечалена. Она в отчаянии. Она и муж взяли девочку в семью в шестинедельном возрасте и позднее удочерили. Мать Ерни постоянно приходит в ужас, когда Ерни задает такой вопрос, так как Ерни о своем происхождении не осведомлена. У Ерни нарушена первоначальная, свойственная ребенку уверенность в жизни.

Всегда, когда глубоколежащие причины оказываются распознанными, должно быть легче раскрыть взаимосвязи, которые ведут к ночным взрывам страха.

У Ерни удается заложить доверие к взрослым и укрепить его. Ощущение, что она является любимым ребенком, которое ей привнесли ее приемные родители, должно усилиться, чтобы дать Ерни силу в жизни. Поскольку она как приемный ребенок является единственным ребенком в семье, у нее имеются трудности приспособления к школе, в коллективе, а также в нашей группе. Однако здесь положительную роль играют влияние совместной игры и сопереживание приятных ощущений проводимых в группе мероприятий, успокаивая и стабилизируя состояние девочки.

Описание случая.

Ульриху 11 лет. Часто по ночам он просыпается в страхе и потом не может снова заснуть Его мать замечает это по скомканной разбросанной постели. Он чрезмерно плаксив, а также часто жалуется на головокружение и головные боли, по этой причине в такие моменты не ходит в школу. Учительница сообщает, что Ульрих необыкновенно тихий ребенок. Он отзывается только при прямом к нему обращении, боится сказать что-то неверно, заранее выученное может воспроизводить с большим трудом. Говорит с самого начала: «Я этого не могу» При всем этом Ульрих – сообразительный развитый мальчик, но настроен он депрессивно, никому не доверяет. При знакомстве с его предыдущей историей развития в качестве одной из первичных причин его слабой работоспособности в школе вырисовывается поведение родителей, их взаимоотношения между собой, так называемый кризис супружеских взаимоотношений. Он становится свидетелем многих родительских объяснений с такими сценами, которые разрушают осознание его собственного «Я» и парализуют его силы. Ульрих живет в страхе за мать и настолько угнетен, что уже не может найти самого себя, осознать свое место в жизни.

Позднее Ульрих мне рассказал, что, как ему казалось, он всегда жил в «одной темной камере», из которой он не находил выхода. Только в нашей детской группе Ульрих оживает и приобретает положительные воззрения на жизнь, которые находят свое выражение его учении на столяра.

Описанные здесь случаи показывают, как часто поведение взрослых, образ их жизни могут воздействовать на развитие и поведение ребенка.

Говорят о неврозе страха и неправильном поведении, которые бывают однажды вызваны ситуацией, сопровождаемой чувством страха или, с другой стороны, мотивационными моментами, идущими из окружающей среды. И увидеть существующие взаимозависимости, осознать их и принять меры к своевременному лечению часто означает оказать помощь ребенку в его истинной жизненной потребности.

Каждый врач, к которому приходят в качестве пациентов дети, знает о многочисленных формах проявлений болезни у детей и подростков из состояний, сопровождающихся страхом. Первоначальные слабость концентрации внимания и несправляемость со школьной нагрузкой часто ведут к перенапряжению, к уходу ребенка «в себя», его замкнутости, слабому контакту с окружающими. Это позднее проявляется в виде страха за собственное существование, за свою жизнь.

Имеются точки зрения, что нет ни одной болезни, которая бы своим возникновением не была обязана в той или иной мере страху. При этом даже используется термин «болезнь страха», т. е. болезнь, которая состоит в том, что больной чего-то постоянно боится. И эта болезнь может поразить каждый орган, например, сердце, желудок, кишечник, кожу, голову и др.

Следовательно, каждый ребенок, который обращает на себя внимание окружающих проявлением у него страха, должен по возможности получить соответствующую помощь. Она должна исходить ото всех, к кому ребенок обращается и с кем общается, кому он верит, особенно от родителей, членов семьи и учителя в школе. Положительное значение имеет такая помощь, которая исходит от взрослого, взявшегося за нее не на начальственной, авторитетной основе, а на дружеских началах.

Большинство нарушений и последующих заболеваний, которые чаще всего встречаются и решающим образом влияют на жизнь ребенка, следующие: нервность ребенка, слабая контактируемость с окружающими, повышенная, неуправляемая агрессивность, нарушения сна, ночное недержание мочи (энурез), бронхиальная астма, речевые расстройства, мастурбация, заболевания желудка и кишечника (вплоть до воспаления слизистой оболочки толстого кишечника), а также нарушения со стороны сердца и системы кровообращения, боли в области головы и спины, в период полового развития у подростка часто проявляются депрессивные фазы, сексуальные проблемы, которые создают страх и тем самым сковывают ребенка, создают ощущение отсутствия свободы. Страх можно рассматривать как возможную причину, из которого развиваются нарушения физического и психического здоровья.

Каждый человек в известной степени не лишен чувства страха. Он должен его преодолевать, он должен жить с ним. Если, тем не менее, страх сильнее, чем имеющиеся духовные силы человека, последний будет перехлестнут им как волной. При этом у данного человека как результат его индивидуальной реакции, появляются какое-то свойственное ему нарушение, которое требуется своевременно распознать, чтобы развивающаяся отсюда болезнь или другие отклонения, касающиеся поведения, даже внешнего вида ребенка, можно было предотвратить.

Нервность

Нервность – это в собственном смысле не понятие, означающее какое-то определенное заболевание. Это симптом того, что в организме что-то расстроено, а именно: душевно-физическое равновесие.

У детей точно так же, как у взрослых, обнаруживаются нервные расстройства. Дети реагируют своими «сейсмографами души», своими неустойчивыми к повышенному напряжению органами на возникающие непреодоленные трудности, конфликты, проблемы. У них отмечаются такие же нарушения здоровья, как у взрослых, что получило название «вегетативной дистонии».

Ребенок легко возбуждается, у него периодически появляются боли в животе, он не может спать по ночам. Некоторые дети начинают жаловаться на боль в голове и в других частях тела, у других подобная реакция проявляется в агрессивном поведении. Когда это касается школьника и наблюдается продолжительное время, то развивается нарушение концентрации внимания, не умение сосредоточиваться на уроке, падает работоспособность. Резистентность, т. е. сопротивляемость психическим перенапряжениям, ослабевает. Ребенок еще не приобрел способности создавать вокруг себя защитную стену.

Дети, которые страдают истинной нервностью, забывают, что они недавно выучили Они, хотя и могут быть внимательными, но усвоенное не запоминают и, естественно, выученное не могут воспроизвести в нужный момент. Свойственные ему качества и способности ребенок не может полностью проявить, потому что он нервный. Вследствие этого развивается страх, который, с другой стороны, сам начинает являться причиной страха.

Мать, которая всегда говорит о нервности ребенка, только содействует ее повышению. Таким матерям мы даем соответствующее наставление, каким образом можно успокаивать своих детей. Они изучают его в рамках проводимых нами семинаров. Здесь они могут узнать, какие переживания в семье доставляют радость ребенку, и таким образом оказывают ему истинную помощь в формировании его жизненной установки.

Ребенку требуется радостное ощущение жизни, для того чтобы нормально расти и развиваться. Это означает, что мы сообща должны искать, какую же конкретно помощь может оказать каждый из нас ребенку. В первую очередь надо отдалить страх, как бы удлинить расстояние до этого чувства, а затем с полным сознанием проводимых мер поддерживать рост и развитие ребенка.

Семья, которая ничего не делает, в которой фактически пассивно проживают ее члены, в которой только все смотрится или слушается (по телевидению и радио), не может ожидать и надеяться, что у ребенка разовьется самостоятельность в творческой деятельности. Каждый ребенок, который ведет пассивную жизнь, находится в опасности обеднить свои душевные силы.

Родители должны стараться формировать активную программу жизнедеятельности для своих детей и со своими детьми. Эта программа не должна быть строго запрограммированной. Она должна быть более интуитивной, экспромтной, с наличием приятных сопереживаний, которые дети долго не забывают. Это могут быть совместные путешествия, посещения музея или ярмарки, катание на кат русели, т. е. возможность пережить без какой-либо робости, смущения нечто особенное, что в повседневной жизни обычно не встречается.

Или, например, изучение растений в естественных условиях. Многие ли знают, как называются отдельные травы, цветы, кустарники, где они растут, когда расцветают, какая от них польза?

Прекрасны для семьи и совместные занятия спортом. Совместные игры в мяч, бадминтон, бег или плавание могли бы стать привычным занятием. И многие семьи могли бы осуществлять это сообща, например, во время прогулки в конце недели. При этом проводимое мероприятие, вызвавшее совместные приятные сопереживания, становится более впечатляющим и оказывает более продолжительный эффект. Важными для семьи являются совместно проводимые вечера с развлечениями и играми. Продолжительные же просмотры телепрограмм подавляют собственные силы организма, парализуют творчество.

Совместные часы отдыха, совместные «посиделки» семьи, когда происходит обмен воспоминаниями, – это особенно прекрасное мероприятие, когда присутствуют бабушки и дедушки. Для воспитания детей это имеет чрезвычайное значение.

Я наблюдала у детей не только огромное внимание, но и радость, когда они в подобной ситуации могли прислушиваться к рассказу человека, старшего по возрасту. Рассказанное переживается глубже, чем прочитанное в книге или дошедшее до ребенка из телевизионных или радиопередач, хотя мы никоим образом не хотим умалить то обогащающее значение, которое в нашей жизни представляют и радио, и телевидение. Услышанное вызывает в семье дискуссию и ведет к новым размышлениям. Все это зависит, конечно, и от чувства меры, «дозировки» подобных мероприятии и создания правильных отношений между членами семьи.

Какую возможную помощь можно оказать ребенку, имеющему нарушение нервной системы и попадающему ко мне на прием из-за слабости концентрации внимания и сниженной работоспособности, может показать следующий случай.

Описание случая.

Эберхарду 11 лет. Он очень нервный. «Своим беспокойным поведением он нарушает процесс преподавания в классе. Он легко приходит в раздраженное состояние, затем становится агрессивным и часто для всех нас невыносимым», – так говорит мать о своем сыне. Из школы сообщают, что на уроках он постоянно отвлекается и с трудом может сосредоточиться на изучаемом материале.

«Он хорошо воспитан, развит, но из-за того, что лишь на короткое время может быть внимательным, в школе он не успевает. Ему трудно приспособиться к учебному процессу, или, как еще говорят, трудно адаптироваться»[1], – поясняет учительница, которая поднимает вопрос о переводе его в другую школу. Родители предлагают поместить сына в интернат. Его мать этим шокирована и ищет выход из создавшейся ситуации.

Приведенная история развития ребенка – это фактически начало разговора, который сопровождает обычно лечение ребенка. Эберхард является третьим ребенком в семье, и родившуюся четырьмя годами позже сестру он не воспринимает положительно. Из-за нее он чувствует себя запущенным, находящимся на втором плане. Это отчетливо выявляется в его высказывании: «Я не люблю Иллону. Она мне мешает», – прямо говорит он.

А вот зарисовка, составленная в результате беседы, показывающая семью в процессе повседневной жизни. Мать у плиты на кухне, отец – за письменным столом. Клаус, старший брат, – с футбольным мячом; Иохен – с кошкой; сам Эберхард – в центре – наблюдает за происходящим. Маленькой сестренки здесь нет. «Она в постели», – говорит он, когда я спрашиваю его об этом.

При последующих встречах я показываю Эберхарду некоторые картины – красочные фотографии одной яркой лужайки, многокрасочную печатную картинку с изображением ландшафта и одну фантастическую картинку о небесных телах, которая и его побуждает к фантазии. Я использую такие картинки для создания исходной базы для фантастических историй или «волшебного путешествия наяву».

После предварительной первоначальной беседы с матерью и сыном (отца вызвать не удалось из-за его отъезда в заграничную командировку) я сделала введение в суггестивную процедуру (т. е. процедуру внушения) как этап к аутогенной тренировке.

На волшебном самолете мы отправляемся в путешествие к Луне. Мы стартуем, используя лунную ракету, и спокойно скользим через мировое пространство. Земля представляется нам в виде голубоватого мерцающего шара. Мы чувствуем, как нам удивительно легко и весело. Мы приближаемся ближе к звездам. Они светятся всеми красками. Затем на лунном луче мы мчимся, как молнии на лунные горы. Мы высаживаемся и потом летаем и ходим вокруг лунных гор. Поскольку здесь мы чувствуем себя легко, не ощущаем никакой тяжести, мы счастливы. Мы ищем человека на Луне, однако найти его не удается. Зато встречается лунная птица и лунная фея, волшебница, которая рассказывает нам много интересного. Мы понимаем язык световых волн и ищем собственной сосредоточенности в глубине лунного озера. Мы должны погрузиться глубоко в озеро и, cocpe-доточенные, спокойно принимаемся за дело. В этом спокойствии все происходит само собой. «Ты создаешь это!» Эта фраза движется навстречу нам. Эберхард принимает ее: «Я создаю это».

Мы спокойны, смелы и свободны, чувствуем усталость, ощущаем, что начинаем парить в воздухе, лунная ракета надежно доставляет нас на Землю.

После этой «проигранной» истории Эберхард чувствует себя посвежевшим. «Как будто я очень долго спал», – говорит он.

С этого времени он регулярно раз в неделю приходит в группу. Бывающие в этой группе 9 детей вместе играют, рисуют красками и карандашами, рассказывают. В их распоряжении глина, пластилин или липкий грунт. Разыгрываются истории с использованием кукол (Петрушка и др.), которые придумываются детьми тут же в группе. Игры без заранее написанной программы с распределенными ролями среди детей, пантомимы и произвольные игры осуществляются таким образом, что в них требуется участие каждого ребенка.

У детей развивается уверенность в себе, они играют с большим увлечением в группе. Каждый приобщен к интересному занятию. Совместные с другими детьми приятные сопереживания во время прогулок, игр после обеда и спортивных упражнений наполняют содержанием групповую работу. Родители собираются время от времени на семинары в послеобеденное время, на которых они обучаются и делятся опытом.

И с Эберхардом происходит изменение, которое отмечается в школе и родителями. Он становится спокойнее, сосредоточеннее на занятиях. Двигательное беспокойство в виде неожиданных вскакиваний и немотивированных движений руками и ногами через четыре недели были устранены. В учебном процессе он становится внимательнее и лучше запоминает выученное. У него возрос интерес и к отдельным учебным дисциплинам – немецкому, географии. Эберхард, который раньше каждое утро приходил с опозданием и вообще не хотел ходить в школу, сейчас стал пунктуальным. Учитель и родители сейчас просто «поручают ему приходить в школу» Он ходит охотно и на «работу в группе» Вводная часть в суггестивную терапию сменилась и стала другой. Раз в неделю он играет свободно «сам по себе», независимо от того, в какой бы форме ни пошла игра. Вместе с присоединившимися к нему ровесниками он уходит по дороге фантастических историй в глубокое успокоение и состояние расслабленности.

Будучи совершенно спокойным в состоянии бодрствования – в процессе введения в аутогенную тренировку – он способен возд<

Наши рекомендации