Сборник ситуационных задач по предмету.

Ситуационные задачи.

Задача № 1.

В челюстно-лицевое отделение больницы поступило трое больных с челюстно-лицевой травмой. Один из них состоит на учете как БИЧ - инфицированный.

Задания.

1. Определите очередность оказания помощи этим пациентам.

2. Определите порядок действий фельдшера в соответствии с сопутствующим диагнозом.

3. Перечислите элементы специальной одежды при работе с ВИЧ- инфицированными пациентами.

4. Назовите ситуации, относящиеся к аварийным в лечебно - профилактических учреждениях.

5. Подберите состав СПИД аптечки.

Задача № 2.

К фельдшеру обратился мужчина 49 лет с жалобами на сильные боли в области нижней челюсти слева, боль и подвижность нижних левых жевательных зубов, затрудненное смыкание зубов, затрудненный приём пищи. Возникновение болей связывает с травмой, которую получил на рабочем месте - оступился и ударился о край своего станка.

Объективно: состояние средней тяжести, нарушение конфигурации лица вследствие вынужденного положения нижней челюсти - рот полуоткрыт, слюнотечение и кровотечение изо рта, зубные ряды не смыкаются. При пальпации контуров нижней челюсти выражена боль, определяется неровность в области угла нижней челюсти слева и подвижность отломков нижней челюсти.

Задания.

1. Сформулируйте и обоснуйте предположительный диагноз.

2. Назовите дополнительные методы исследования для уточнения диагноза.

3. Расскажите об объёме доврачебной помощи и правилах транспортировки по назначению.

4. Составьте план диагностических исследований в стационаре.

5. Продемонстрируйте технику наложения повязки для иммобилизации отломков при переломе нижней челюсти.

Задача № 3.

Вы фельдшер участковой больницы. Во время операции удаления зуба после проведения врачом стоматологом местной анестезии 1% раствором новокаина у больного внезапно появилась бледность кожных покровов, чувство удушья, тревоги, испуг, судороги жевательной мускулатуры, артериальное давление понизилось до 90/50 мм ртутного столба, пульс слабого наполнения, нитевидный.

Задания.

1. Определите неотложное состояние развившееся у пациента.

2. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи и обоснуйте каждый этап.

3. Определите тактику действия фельдшера для профилактики повторных проявлений аллергических реакций.

4. Перечислите антигистаминные препараты.

5. Продемонстрируйте технику внутривенной инъекции.




Задача № 4.

Вызов на дом фельдшера скорой помощи.

Больной ребенок 6 лет проявляет жалобы на сильные боли в области зубов нижней челюсти справа. Из беседы с мамой известно, что 2 дня назад появились жалобы на зубную боль во время приема пищи в области нижней челюсти справа. К стоматологу не обращались. Накануне вечером у ребенка поднялась температура до 38,5°, стал нарастать отек мягких тканей, боль усилилась, ребенок плачет и отказывается от приема пищи, появилась тошнота и слабость.

Объективно: выраженная асимметрия лица за счет воспалительного отека мягких тканей в области угла нижней челюсти справа, вынужденное положение нижней челюсти -рот полуоткрыт. При пальпации мягких тканей в области нижней челюсти справа и по переходной складке полости рта определяется сильная боль. Слизистая оболочка полости рта в области зубов 85, 84, отечна, зубы подвижны, перкуссия резко болезненна, переходная складка сглажена.

Задания.

1. Сформулируйте и обоснуйте предположительный диагноз.

2. Назовите дополнительные методы исследования для уточнения диагноза.

3. Расскажите об объёме доврачебной помощи.

4. Укажите пути направления на госпитализацию.

5. Продемонстрируйте технику наложения повязки при лечении флегмоны (после вскрытия) в подбородочной области.

Задача № 5.

Вы работаете фельдшером участковой больницы. На прием к стоматологу пришел мужчина 57 лет, в кабинете у него внезапно развился приступ удушья. Его усадили на стул, он принял вынужденное положение - упирается руками о край стула, лицо - цианотично, испуганное, грудная клетка - бочкообразной формы. Одышка экспираторного характера, на расстоянии слышны сухие свистящие хрипы.

Задания.

1. Определите неотложное состояние развившиеся у пациента.

2. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи и обоснуйте каждый этап.

3. Определите дальнейшую тактику фельдшера.

4. Определите возможность проведения стоматологического лечения.

5. Продемонстрируйте технику использования карманного дозированного ингалятора.

Ответы на ситуационные задачи.

Задача № 1.

Ответ:

1. ВИЧ- инфицированному пациенту оказать помощь в последнюю очередь.

2. Порядок действий фельдшера в соответствии с сопутствующим диагнозом.

- оказать помощь в последнюю очередь;

- по окончании приема ВИЧ-инфицированного пациента провести внеплановую генеральную уборку кабинета;

- противоэпидемический режим соблюдать по приказу МЗ №408-8А;

- биоматериал подлежит уничтожению.

- соблюдать личную гигиену.

3. В набор специальной одежды входят:

- халат;

- шапочка;

- маска;

- перчатки;

- закрытая кожаная обувь;

- клеёнчатый фартук;

- защитные очки.

4. К аварийным ситуациям в лечебно - профилактических учреждениях относятся:

- повреждение кожных покровов (проколы, порезы) медицинским инструментарием во время проведения манипуляций или при обработке мединструментария до его дезинфекции;

- попадание потенциально инфицированного материала на кожные покровы и слизистые оболочки;

- разрывы и проколы перчаток.

5. Содержание СПИД аптечки:

- 70% спирт; навески марганцевокислого калия по 0,05гр;

- стерильная вода по 100 мл (приготовленная и закупоренная в аптечных условиях со сроком годности 1 месяц) для разведения марганцевокислого калия;

- 5% раствор йода;

- стерильные салфетки, вата, пипетки;

- лейкопластырь;

- напалечники или перчатки;

- 6% раствор перекиси водорода или 3% раствор хлорамина.

Задача № 2.

Ответ:

1. У больного перелом нижней челюсти. Диагностика основана на данных анамнеза: наличие травмы, выраженный болевой симптом; данных объективного исследования: вынужденное положение нижней челюсти, подвижность отломков челюсти и боль при пальпации, нарушение прикуса, кровотечение и слюнотечение изо рта.

2. Дополнительные симптомы, которые можно выявить при пальпации - подвижность зубов в области перелома. Для подтверждения диагноза необходимо рентгенологическое обследование, которое поможет определить точную локализацию перелома и его характеристику (полный, частичный, одиночный, множественный, оскольчатый и др.).

3. Доврачебная помощь:

а) с целью профилактики асфиксии необходимо провести осмотр полости рта на наличие инородных тел (сгустка крови, коронки зубов и др.);

б) с целью обезболивания ввести парентерально препараты спазмолитического и аналгетического действия (анальгин, баралгин, атропин, но-шпа и др.);

в) по возможности провести вправление фрагментов челюсти;

г) закрепить отломки челюсти в положении прикуса при помощи круговой повязки;

д) направить в стоматологическую поликлинику для оказания специализированной врачебной помощи.

4. По состоянию больной не нуждается в госпитализации, для оказания специализированной помощи он должен быть направлен в стоматологическую поликлинику.

Диагностическая и лечебная программа в стоматологической поликлинике:

- рентгенография нижней челюсти в 2-х проекциях,

- проведение местной анестезии (0,5; 1,2% раствор новокаина, 2% раствор лидокаин, ультракаин и др.);

- изготовление и фиксация индивидуальных шин по Тигерштедту с зацепными петлями или стандартной шины Васильева;

- рекомендации больному по уходу за полостью рта и питанию;

- назначение сроков контрольного посещения.

5. Наложение круговой фиксирующей повязки:

1. руки моют с мылом

2. больному объясняют ход процедуры

3. вскрывают упаковку бинта

4. проводят пальцевое вправление отломков челюсти

5. чередуя ход бинта через лобную и затылочную область с захватом подбородочного отдела накладывают круговую повязку.

Задача № 3.

Ответ:

1. У больного развился анафилактический шок в результате парентерального введения 1% раствора новокаина.

2. Алгоритм действия:

а) уложить больного на кушетку, освободить дыхательные пути от сдавливающих частей одежды.

б) обеспечить доступ свежего воздуха.

в) ввести подкожно 1 мл 0,1% раствора адреналина.

г) с десенсибилизирующей целью ввести антигистаминные препараты - 1% раствор димедрола 1 мл или 1% раствор тавегила 2 мл; 2% раствор супрастина 2 мл, 0.25% раствор пипольфена 1 мл.

д) для купирования сердечной недостаточности ввести сердечные гликозиды - 0,06% раствор коргликона 1 мл или 0,05% строфантина 1 мл в 10 мл 0,9% раствора натрия хлорида.

е) для устранения бронхоспазма парентерально ввести 2,4% раствор эуфилина в 10 мл 0,9 раствора натрия хлорида.

ж) в тяжелых случаях вводят парентерально кортикостероидные препараты - 3% раствор прднизолона 1 мл или кортизон 250 мл.

з) наблюдение за состоянием больного.

3. Направить пациента на консультацию и обследование к аллергологу.

4. Антигистаминные препараты:

- димедрол 1% раствор 1мл;

- тавегил 1% раствор - 2 мл;

- супрастин 2% раствор - 2мл;

- пипольфен 0,25% раствор-1 мл.

5. Для проведения внутривенной инъекции необходимо приготовить:

а) шприц и 2 иглы;

б) стерильный лоток;

в) стерильные ватные валики;

г) 70° спирт;

д) клеенчатую подушку;

е) жгут;

д) стерильные резиновые перчатки.

5.1 Обработать руки.

5.2 Надеть стерильные перчатки.

5.3 Под локоть подложить клеенчатую подушку.

5.4 На среднюю треть плеча наложить и завязать жгут на рубашку или салфетку.

5.5 Попросить пациента несколько раз сжать кулак, одновременно обработать область локтевого сгиба последовательно 2 ватными стерильными шариками, смоченными спиртом.

5.6 Проверить проходимость иглы и отсутствие воздуха в игле.

5.7 Взять шприц в правую руку: указательный палец фиксирует канюлю иглы, остальные пальцы охватывают цилиндр.

5.8 Левой рукой натянуть кожу в области локтевого сгиба, несколько смещая её к периферии, чтобы фиксировать вены (кулак пациента сжат).

5.9 Не меняя положение шприца в руке, держа иглу срезом вверх, почти параллельно коже проколоть кожу и пунктировать вену, до ощущения попадания в пустоту.

5.10 Убедиться, что игла в вене. Потянуть поршень на себя - в шприце появиться кровь.

5.11 Развязать жгут левой рукой и попросить пациента разжать кулак.

5.12 Не меняя положения шприца, левой рукой нажать на поршень, и медленно ввести лекарственный раствор, оставив в шприце 1-2 мл,

5.13 Прижав к месту инъекции ватный шарик , смоченный спиртом, извлечь иглу.

5.14 Попросить пациента согнуть руку в локтевом суставе (ватку со спиртом оставить на месте инъекции на 5 минут, а потом бросить в дезраствор.

5.15 Снять перчатки.

Задача № 4. Ответ:

1. У больного острый остеомиелит нижней челюсти справа. Диагностика основана на данных анамнеза: наличие разрушенных кариозным процессом молочных зубов нижней челюсти справа, что является источником для инфицирования костной ткани челюсти, выраженного болевого симптома, явления интоксикации организма (температура тела до 38,5°, головная боль, вялость, слабость, тошнота); объективных данных: наличие воспалительного отека мягких тканей челюстно-лицевой области справа, отека и боли при пальпации в области переходной складки полости рта справа.

2. Дополнительные симптомы, которые подтверждают диагноз - подвижность и боль при перкуссии зубов 85, 84. Для подтверждения диагноза на данном этапе проводить рентгенологическое обследование, нецелесообразно лабораторные исследования - общий анализ крови и мочи.

3. Данному ребенку с диагнозом «острый остеомиелит нижней челюсти справа» необходимо с целью обезболивания ввести парентерально препараты аналгетического действия (анальгин). Местно: проведение анестезии лидокаином.

4. Острый остеомиелит - заболевание, при котором показана госпитализация больного в специализированное отделение для оказания квалифицированной помощи, для чего его необходимо направить в челюстно-лицевое отделение стационара.

5. Для наложения повязки после вскрытия флегмоны или абсцесса мягких тканей в подбородочной области надо:

1. вымыть руки с мылом;

2. надеть стерильные перчатки;

3. вскрыть упаковку стерильного бинта;

4. на стерильную салфетку нанести мазь (Вишневского и др.);

5. наложить салфетку с мазью на область флегмоны;

6. наложить компрессную бумагу и слой ваты;

7. закрепить повязку при помощи бинта - чередуя ход бинта через затылочную и подбородочную область позади уха.

Задача № 5. Ответ:

1. У больного в ответ на раздражающие запахи в стоматологическом кабинете развился приступ бронхиальной астмы.

2. Алгоритм неотложной помощи:

а) оценить состояние больного, причиной считать резкий запах медикаментов стоматологического кабинета, следовательно больного необходимо срочно перевести в другое помещение;

б) для облегчения дыхания расстегнуть пуговицы рубашки;

в) обеспечить доступ свежего воздуха;

г) для устранения бронхоспазма при наличии у пациента карманного ингалятора организовать прием препарата (сальбутамола, беротека, новодрина и др.);

д) в тяжелых случаях при отсутствии эффекта ввести парентерально 2,4% раствор эуфилина 10 мл и 10 мл 0,9% раствора натрия хлорида или 0,1% раствор адреналина 1 мл подкожно или изодрин, новодрин;

е) с десенсибилизирующей целью ввести парентерально антигистаминные препараты (димедрол 1% - 1 мл; или тавегил 1% - 2 мл; пипольфен 0,25% - 1 мл);

ж) для купирования явлений сердечной недостаточности ввести парентерально сердечные гликозиды - коргликон 0,06% - 1 мл; или строфантин 2% - 2 мл.

3. Направить пациента на консультацию к терапевту.

4. Лечение стоматологических заболеваний должно быть перенесено на следующее посещение.

5. Правила пользования карманным дозированным ингалятором:

а) встряхнуть баллончик;

б) поместить баллончик между указательными большим пальцами рук, сделать максимальный выдох и взять мунштук в рот;

в) плотно обхватить мунштук губами и нажав баллончик, медленно сделать вдох;

г) извлечь мунштук изо рта, задержав дыхание на 10 секунд, затем - медленно вдох; д) после использования - закрыть защитный колпачок на мунштуке.

Наши рекомендации