Кафедра анатомии, физиологии и хирургии
Факультет биотехнологии и ветеринарной медицины
Кафедра анатомии, физиологии и хирургии
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по изучению дисциплины «Морфология сельскохозяйственных животных»
и выполнению контрольных работ
Направление подготовки 110401 «Зоотехния»
Квалификация (степень) выпускника – «Бакалавр сельского хозяйства»
Форма обучения заочная
Орел 2012 год
Смагина Т.В. Методические рекомендации. – Орел: Изд.- во. Орел ГАУ, 2012
Рецензенты:
Степанов Д.В. – Заслуженный работник сельского хозяйства РФ, доктор сельскохозяйственных наук, профессор ОГОУ;
Химичева С.Н.– кандидат биологических наук доцент Орел ГАУ.
Смагина Т.В.
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Морфология сельскохозяйственных животных» и выполнению контрольных работ студентов по направлению подготовки 110401 «Зоотехния», форма обучения заочная.
Курс морфологии сельскохозяйственных животных включает сведения по цитологии и гистологии, эмбриологии, анатомии, является основой для таких общеобразовательных дисциплин, как зоология, физиология, биохимия, кормление, зоогигиена, генетика, частное животноводство и др., а также теоретической базой для всех зоотехнических и ветеринарных дисциплин. Книга предназначена для студентов высших учебных заведений по направлению подготовки 110401 «Зоотехния».
Методические рекомендации рекомендованы к изданию решением кафедры анатомии, физиологии и хирургии и методическим Советом факультета биотехнологии и ветеринарной медицины. Протокол заседания кафедры
№ _____ от ______________г.
Протокол заседания методической комиссии № _____ от__________ г.
ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
Методические указания составлены в соответствии с учебным планом заочного образования по направлению подготовки 111100.62 «Зоотехния».
Известно, что общий уровень развития сельского хозяйства, в том числе и животноводства, отстает от потребностей общества. В этой связи основная стратегическая задача — добиться надежного обеспечения населения продовольствием и промышленности — сырьем.
Морфология сельскохозяйственных животных является первой фундаментальной дисциплиной, от усвоения которой зависит успех изучения всех последующих специальных дисциплин. Морфология играет важную роль в различных областях зоотехнической науки. Так, строение организма и его отдельных органов и систем невозможно рассматривать вне связи с их функцией (физиология), а также без учета среды обитания и условий содержания (зоогигиена), характера и способа добывания пищи (кормление) и т. д. Отдельные разделы морфологии — цитология, эмбриология и гистология тесно связаны с такими биологическими дисциплинами, как генетика, зоология и биохимия.
Изучение морфологии сельскохозяйственных животных способствует развитию широкого биологического кругозора и формированию материалистического понимания живого организма. В процессе обучения студент должен овладеть теоретическими знаниями по цитологии, эмбриологии, общей и частной гистологии. Уметь пользоваться микроскопом и читать гистологические препараты в объеме программы курса. В совершенстве знать общие закономерности строения органов и их систем. Иметь понятие о влиянии среды обитания, характера и способа добывания пищи, защиты и других факторов на видовые особенности строения организмов. Овладеть навыками и приобрести знания по функциональной, топографической и сравнительной морфологии.
Объем и содержание курса морфологии сельскохозяйственных животных определяются потребностями зооинженера в организации и проведении производственной работы по разведению, содержанию, уходу, кормлению и эксплуатации животных. Некоторые студенты полагают, что объем, и содержание дисциплины зависит от системы обучения — очного и заочного. Однако это неверно, поскольку для очного и заочного обучения предусмотрены одна и та же программа, одни и те же учебники, а при успешном окончании института выдается диплом единой формы. Все это означает, что знания и ответственность в работе должны быть одинаковыми независимо от системы обучения.
По учебному плану морфологию сельскохозяйственных животных студенты-заочники изучают на первом курсе. До прибытия на лабораторно-экзаменационную сессию студенты обязаны выполнить контрольную работу. Контрольную работу следует присылать на рецензирование не позднее, чем за месяц до сессии и пройти собеседование до начала занятий. Выполненное контрольное задание может быть защищено без предварительного рецензирования.
СТУДЕНТЫ ДОЛЖНЫ ПРИБЫТЬ НА СЕССИЮ СО СВОИМИ ХАЛАТАМИ И ЦВЕТНЫМИ КАРАНДАШАМИ!
После окончания занятий на первом курсе студенты сдают зачет, а на втором — экзамен, который включает в себя весь пройденный материал.
Освоить морфологию сельскохозяйственных животных только по книгам невозможно, поэтому при самостоятельной работе, кроме учебников, необходимо изучать конкретный материал: скелеты, отдельные кости, заниматься по мере возможности препаровкой трупов или отдельных органов. Следует научиться определять границы отдельных областей гола, звеньев конечностей, суставов и расположение отдельных органов— топографию. Рекомендуется также присутствовать при разделке туш животных на убойных пунктах и по мере возможности участвовать вместе с ветеринарными врачами на патолого-анатомических вскрытиях. Следует помнить, что самостоятельное вскрытие трупов без соответствующих условий и разрешения ветеринарных работников недопустимо. Используйте также наглядные учебные пособия и препараты, имеющиеся в техникумах или школах. Письменные или устные консультации можно получить на кафедре института. Кроме того, обращайтесь за консультациями и помощью к ветеринарным врачам и другим, более опытным товарищам по работе.
При пользовании учебниками, кроме текста, обращайте должное внимание на рисунки и обозначения к ним, а также на специальную морфологическую терминологию.
Тема 1. Цитология
Цитология — наука о развитии, строении и жизнедеятельности клеток. Приступая к ее изучению, следует обратить внимание на основоположников клеточной теории и роль отечественных исследователей (П. Ф. Горянинов, К. М. Бер, И. И. Мечников и др.). Далее следует дать определение клетки и понять основные принципы клеточной организации. Хотя в учебниках имеются некоторые различия в определении клетки, но суть их в том, что клетка — основная структурная и функциональная единица организма. Клетка представляет собой живую систему, состоящую из двух важнейших, неразрывно связанных частей — цитоплазмы и ядра. Основные принципы клеточной теории состоят в том, что клетка является основой строения, развития и жизнедеятельности всех растительных и животных многоклеточных организмов, населяющих нашу планету. Основа структурной организации клетки — клеточная мембрана, которая ограничивает клетку от внешней для нее среды, ядро от цитоплазмы. Последняя буквально начинена мембранами, из нее построены большинство внутриклеточных структур — органелл. Поэтому следует разобраться в строении биологической мембраны и понять, что мембрана — не пассивная перегородка, а сложная молекулярная машина, через которую осуществляется обмен веществ. Это своеобразный биохимический насос, катализаторы химических реакций, детекторы света, запаха и т. д. Естественно, при нарушении функции биологической мембраны клетка погибает. Изучите в учебнике рисунок субмикроскопического строения клетки и представленную схему и разберитесь в них.
Обратите внимание на строение и функцию органоидов, состав и назначение включений и в чем принципиальное различие между ними. Далее переходите к изучению ядра. Найдите отличия в строении и функции ядерной оболочки от оболочки клетки. Изучите строения и химический состав хромосом и дайте определение, что такое кариотип. После этого переходите к митозу — наиболее распространенному полноценному способу деления клетки. Разберитесь, в какой период жизнедеятельности клетки происходит редупликация молекулы ДНК и удвоение хроматид (хромосом). Далее изучите фазы митоза.
Продолжительность жизни различных видов клеток неодинакова и в сложном многоклеточном организме происходит постоянная смена клеток. В некоторых случаях смена идет довольно быстро. Например, эпителиальные клетки слизистой оболочки желудка у человека сменяются каждые трое суток. Некоторые клетки (костные, хрящевые, эритроциты), закончив свое развитие, полностью теряют способность к размножению, а нейроны (нервные клетки) прекращают размножаться на ранней стадии развития организма. В заключение определите роль ядра и цитоплазмы в жизнедеятельности клетки.
Вопросы для самопроверки
1. Дайте определение: что такое клетка?
2. Основные принципы клеточной организации.
3. Размер и форма клеток. От чего они зависят?
4. Какие клетки в организме млекопитающих не имеют ядер?
5 Строение н функция органоидов.
6. Строение и функция ядра.
7. Состав и назначение включений. Их отличия от органоидов.
8. Строение и функция хромосом. Понятие о кариотипе.
9. В какой период жизнедеятельности клеток происходит редупликация ДНК?
10. Какие изменения происходят при митозе? Стадии митоза.
Клетка
Цитоплазма Ядро
I.Клеточная оболочка II.Органоиды III.Включения IV.Гиалоплазма 1.Ядерная мембрана
(цитолемма, плазмалемма) 1. Трофические (кариолемма)
2. Секреторные 2.Хроматин
3. Экскреторные (хромасомы)
4. Пигментные 3. Ядрышко
4. Ядерный сок
А. Органоиды общего значения Б. Органоиды специальные
1. Цитоплазматическая сеть 1. Миофибриллы
2. Рибосомы 2. Нейрофибриллы
3. Митохондрии 3. Тонофибриллы
4. Пластинчатый комплекс 4. Реснички
5. Центросома 5. Микроворсинки
6. Лизосомы 6. Синаптические пузырьки
Тема 2. Эмбриология
Эмбриология — наука о развитии зародыша. Эмбриональное развитие домашних животных убедительно подтверждает эволюционную теорию Дарвина и является прекрасной иллюстрацией основных законов диалектического материализма: развитие как переход количественных изменений в качественные и развитие как борьба противоположностей. Приступая к изучению этой темы, следует уяснить понятие онтогенеза и филогенеза, а также обратить внимание на вклад отечественных исследователей (К. М. Бер, А. О. Ковалевский, И. И. Мечников и др.). Эмбриональное развитие или эмбриогенез необходимо начинать с изучения развития половых клеток (гаметогенез). При этом следует помнить, что зрелые половые клетки (гаметы) в отличие от остальных клеток содержат половинный (гаплоидный) набор хромосом. После оплодотворения образуется зигота и восстанавливается обычный диплоидный набор хромосом. Биологический смысл оплодотворения состоит в том, что благодаря слиянию половых клеток двух различных организмов, имеющих раз личную наследственную информацию, повышается жизненность зиготы и новой особи. Поэтому жизнеспособность особи будет тем выше, чем меньше сходства имеют ее родители. Этим и объясняется вред родственного разведения и практические выгоды в подборе неродственных родителей для разведения сельскохозяйственных животных.
В некоторых случаях яйцеклетка может развиваться без оплодотворения, что называется девственным размножением, или партеногенезом. Так, некоторые рыбы могут развиваться с помощью партеногенеза. У пчел матка откладывает как оплодотворенные, так и неоплодотворенные яйца. Из первых развиваются рабочие пчелы и матки, а из вторых — трутни.
Своеобразные отношения встречаются в случаях так называемого гиногенеза и андрогенеза. При гиногенезе проникший в яйцо спермий гибнет, но стимулирует развитие по материнскому типу. Примером андрогенеза могут служить опыты Астаурова на шелкопряде, в которых ядро яйцевой клетки уничтожалось нагреванием или рентгеном и диплоидное зиготное ядро образовывалось за счет слияния ядер двух спермиев из числа проникших в яйцо — развитие шло по отцовскому типу.
В некоторых случаях из одной зиготы может развиваться не одна, а две или более особей. Так возникают однояйцовые близнецы, которые всегда будут одного пола и сходны между собой, т. к. имеют одну и ту же наследственную информацию.
В целях интенсивного использования генетического потенциала высокопродуктивных животных в настоящее время широко используют биотехнический метод — множественную овуляцию, с последующим искусственным осеменением доноров и трансплантацией эмбрионов (зигот).
В эмбриональном развитии животных благодаря их родству имеются некоторые принципиально сходные черты, а именно: образование зиготы, дробление, формирование зародышевых листков, дифференцировка зародышевых листков, приводящая к образованию тканей и органов.
Тип дробления зиготы тесно связан с количеством и размещением желтка в яйцеклетке. Он достаточно полно изложен в учебнике. Дробление зиготы происходит путем митотического деления, но дочерние клетки не достигают величины материнской. В результате дробления образуется либо бластула, либо морула. Морула — ранняя стадия эмбрионального развития млекопитающих, когда зародыш имеет вид шара, состоящего из плотно прилегающих друг к другу клеток. Если в центре зародыша образуется полость, то такой зародыш называется бластулой. Типичная бластула развивается у хордовых животных.
Следующая стадия эмбрионального развития называется гаструляцией (образование зародышевых листков). У животных, эмбриональное развитие которых происходит через бластулу, гаструляция осуществляется путем впячивания (инвагинации). У птиц и млекопитающих гаструляция осуществляется путем расслоения (деляминации) клеток зародышевого узелка. Так образуется двухслойный зародыш или гаструла, наружный зародышевый листок которого называется эктодермой, внутренний — энтодермой. Между ними образуется третий зародышевый листок — мезодерма.
В процессе дифференцировки зародышевых листков из эктодермы у всех животных образуется нервная ткань и эпителий кожи и его производные: сальные, потовые и молочные железы, рога, копыта, волос, шерсть, пух, перо, чешуя и органы чувств. Из энтодермы образуется эпителий слизистой оболочки трубкообразных органов пищеварения, дыхания, специфическая железистая ткань пристенных и застенных желез перечисленных органов, а также некоторых желез внутренней секреции. Из мезодермы образуется первичная зародышевая ткань — мезенхима, а из нее вся группа опорно-трофической ткани и гладкая мышечная ткань. Кроме того, из мезодермы развивается скелет, поперечно-полосатая мышечная ткань, дерма кожи, эпителий мочеполовых органов (почки, семенники, яичники) и серозных оболочек.
При изучении органогенеза следует помнить, что каждый орган является производным нескольких групп тканей, а каждая группа ткани развивается из определенных зародышевых листков. Так, различные виды эпителиальной ткани происходят из всех трех зародышевых листков, опорно-трофические и мышечные ткани развиваются из мезодермы, нервная ткань — из эктодермы. Эпителиальные, опорно-трофические, мышечные и нервная ткани образуют органы, из которых построены системы организма. Таким образом, гистологическое строение и, следовательно, функция каждого органа обусловлены составом его тканей.
Для того чтобы легче разобраться в ранних стадиях развития зародыша и зародышевых листков, следует сначала ознакомиться с более простой схемой развития ланцетника, с характерным для него полным равномерным дроблением, образованием типичной бластулы и гаструлы, а также закладкой нервной трубки, хорды и вторичной полости тела.
Затем следует обратить внимание на особенности дробления яйца птиц и схему развития плодных оболочек — желточного мешка, амниона, аллантоиса и серозной оболочки. После этого легче понять особенности ранних стадий развития млекопитающих, для которых характерен, в связи с плацентарным питанием, мелкий размер яиц, полное не совсем равномерное дробление и весьма раннее обособление трофобласта до сформирования самого зародыша. Бластомеры, клетки, образующиеся на ранней стадии дробления зиготы, не одинаковы. Одни из них темные и крупные — дают начало эмбриобласту, другие светлые и мелкие — дают начало трофобласту. Трофобласт обрастает эмбриобласт и образуется вторичная полость, расположенная вне тела зародыша. Функцией его является питание зародыша за счет выделяемого слизистой оболочки матки секрета маточного молочка. Эмбриобласт является собственно зародышем или .зародышевым узелком.
Как и у птиц, у млекопитающих развитие плодных оболочек начинается с образования двух складок — туловищной и амниотической. Туловищная складка отделяет зародышевую часть от незародышевой, смыкая зародышевую энтодерму в кишечную трубку. Внезародышевая энтодерма входит в состав желточного мешка, который протоком остается связанным с кишечной трубкой. Амниотическая складка имеет два склона: внутренний и наружный. Поднимаясь над зародышем и срастаясь, из нее образуется две плодные оболочки — амнион и хорион. Хорион млекопитающих отличается от серозной оболочки птиц наличием на ее поверхности ворсинок, которые, внедряясь в слизистую оболочку матки, участвуют в образовании плаценты. Аллантоис появляется, как у птиц, в виде выпячивания вентральной стенки задней кишки. В нем сильно разрастаются кровеносные сосуды. Аллантоис, срастаясь с хорионом, образует аллантохорион — наружную плодную оболочку; срастаясь с амнионом, образует аллантоамнион — внутреннюю плодную оболочку.
Далее следует переходить к изучению типов плацент у разных видов животных. В основе классификации плацент лежит размещение ворсинок на аллантохорионе плода и глубина внедрения ворсинок в слизистую оболочку матки. При этом следует уяснить, что эти признаки взаимосвязаны.
Вопросы для самопроверки
1. Гаметогенез. Отличия сперматогенеза и овогенеза на стадиях размножения, роста и созревания.
2. Развитие спермия (сперматогенез).
3. Развитие яйцеклетки (овогенез). Значение направительных телец.
4. Сущность оплодотворения.
5. Типы дробления яиц.
6. Возможно ли развитие зародыша без оплодотворения?
7. Что такое однояйцевые близнецы?
8. Что такое гаструляция? Ее отличия у ланцетника, птиц и млекопитающих.
9. Зародышевые листки и их дифференцировка.
10. Как образуются плодные оболочки? Их роль.
11. Особенности дробления и ранних стадий развития у млекопитающих.
12. Укажите сходные черты эмбриогенеза ланцетника, птиц и млекопитающих.
13. Чем отличается плацента у различных видов животных?
Тема 3. Общая гистология
Гистология — учение о тканях. Прежде всего следует уяснить, что тканью называют систему клеток и неклеточных структур, сходных по строению, имеющих общее происхождение и выполняющих в организме одну из ведущих функций: пограничность, внутренний обмен, движение и возбудимость. На этом основании выделяют четыре группы (типа) ткани: эпителиальные, опорно-трофические, мышечные и нервную. Указанные ткани образуют органы, из которых построены системы организма. Таким образом, гистологическое строение в, следовательно, функция каждого органа обусловлены составом его тканей. При изучении той или иной группы или вида ткани следует уточнить: происхождение, строение, функцию, классификацию, в каких органах она встречается и какова ее роль в данном органе — ведущая или вспомогательная.
Эпителий. Различные виды эпителиальной ткани происходят из всех трех зародышевых листков. Построен эпителий только из клеток. Он всегда находится на границе между внешней я внутренней средой, что и обусловливает его строение (апикальный и базальный полюс) и функцию (защитная). Через эпителий осуществляются начальные и конечные этапы обмена веществ (всасывание и выделение). Кроме того, он обладает секреторной функцией. Поэтому ему принадлежит ведущая функция во всех железах внешней секреции. В основе классификации этой ткани лежит морфологический принцип. В организме животных эпителиальная ткань широко распространена. В большинстве органов, где он встречается, ему принадлежит ведущая функция. Поэтому следует четко помнить какой вид эпителия встречается в том или ином органе, так как это тесно связано с функцией данного органа.
Опорно-трофические ткани. В отличие от эпителия эти ткани имеют единый источник происхождения (мезенхима). Они никогда не соприкасаются с внешней средой, поэтому их еще называют тканями внутренней среды. Общим морфологическим признаком всех разновидностей этой группы является то, что в состав ее входят не только клетки, но и межклеточное вещество, которое преобладает над клетками. В эту группу входит самое большое количество видов тканей, различных по внешнему виду и консистенции, но их объединяет происхождение, расположение и состав. Классификация этой группы тканей основывается на выполняемой функции. В группе выделяют четыре подгруппы, выполняющие:
1) специальные функции—мезенхима, ретикулярная ткань,, эндотелий;
2) преимущественно трофическую и защитную—кровь и: лимфа;
3) смешанную функцию (трофику, защиту и опору) — рыхлая соединительная и жировая ткани;
5) опорную функцию—плотная соединительная, хрящевая: и костные ткани.
Мезенхима—зародышевая ткань, является родоначальницей всех видов опорно-трофических тканей. Она существует только у зародыша.
Ретикулярная ткань—кроветворная. Она широко распространена в организме, но особенно богаты ею кроветворные органы: селезенка, красный костный мозг, тимус, лимфатические узлы, миндалины, солитарные фолликулы, пейеровы бляшки и т. д.
Эндотелий—близок к ретикулярной ткани, с которой объединяется в ретикуло-эндотелиальную систему. Он выстилает просвет кровеносных и лимфатических сосудов, полости сердца. Обладает противосвертывающим и фагоцитарными свойствами.
Кровь, как и все ткани внутренней среды, развивается из мезенхимы и ее состав сходен:
Кровь
Форменные элементы (клетки) Плазма (межклеточная жидкость)
Эритроциты Лейкоциты Кровяные пластики
зернистые незернистые
лимфоциты моноциты
базофилы эозинофилы нейтрофилы
Изучая кровь, обратите внимание на количество тех или иных видов клеток, где они образуются и разрушаются, какова их роль в организме.
Рыхлая соединительная ткань—типичный представитель всей группы; поняв и усвоив ее строение и функцию, легче будет разобраться с остальными видами тканей. Это самая вездесущая ткань, практически нет органа, где бы она ни присутствовала. В большинстве случаев она образует их остов (каркас), проводник кровеносных сосудов и нервов, а ее клетки, помимо того, что вырабатывают межклеточное вещество, выполняют защитную функцию. Межклеточное вещество не только в соединительной, но и в других видах ткани неоднородно. Оно состоит из аморфного вещества и волокон. К последним относятся коллагеновые, эластические и ретикулярные. Клеточный состав ее разнообразен, и он может резко меняться в зависимости от вида воспалительной реакции и ее фазы. Основными клетками ткани являются: фибробласты — молодые клетки, вырабатывающие межклеточное вещество; фиброциты — старые тупиковые клетки и гистиоциты - макрофаги. Окончания-бласты и -циты имеют место и в названиях клеток хрящевой и костной ткани, по сути выполняющих те же функции.
Различие функций рыхлой и плотной соединительной ткани тесно связано с процентным соотношением элементов, входящих в состав этих видов тканей, а оно примерно таково:
№ п.п. | Вид ткани | Состав ткани, % | ||
клетки | волокна | аморфное в-во | ||
Рыхлая соединительная ткань | ||||
Плотная соединительная ткань |
Далее следует уяснить виды плотной соединительной ткани, и в каких органах она встречается.
Приступая к изучению хрящевой и костной ткани, следует напомнить, что опорная функция их не столько связана с волокнами, сколько с аморфным веществом. Последняя пропитывается минеральными солями (костная ткань), либо состоит из глюкозоамингликанов и протеогликанов (хрящевая ткань). Далее обратите внимание на особенности строения хрящевой ткани, виды, их отличия и где они встречаются.
При изучении костной ткани рассмотрите клеточный состав, виды и строения костных пластинок. Обратите внимание на состав и строение остеона, и вокруг чего он формируется. Далее переходите к развитию трубчатой кости. Какие три стадии проходит кость в своем развитии, и в какой период онтогенеза? Уясните различия кости как органа от костной ткани. Какие ткани, кроме костной, входят в состав кости. Выясните роль надкостницы и красного костного мозга.
Мышечные ткани характеризуются способностью активно сокращаться, благодаря наличию в их клетках и волокнах специального органоида сокращения — миофибрилл. По особенностям строения, сокращения, локализации и иннервации различают гладкую, поперечно-полосатую и сердечную мышечные ткани.
Гладкая мышечная ткань встречается в стенках различных трубкообразных органов и кровеносных сосудов, состоит из клеток веретеновидной формы. Сокращаются эти клетки медленно и непроизвольно, энергию затрачивают только при сокращении, поэтому практически неутомимы. Иннервируются вегетативной нервной системой.
Поперечно-полосатая (скелетная) мышечная ткань состоит из крупных мышечных волокон, видимых невооруженным глазом. Поперечная исчерченность этих волокон связана со строением и химическим составом миофибрилл. Сокращаются они с большой скоростью и силой, но быстро утомляются. Иннервация обеспечивается отростками двигательных нервных клеток вентральных рогов спинного мозга и ядер сером вещества головного мозга. Кроме строения поперечно-полосатых мышечных волокон, обратите внимание на связь их с cvхожилиями и сухожилий с костями. Мышца как орган представляет комплекс пучков мышечных волокон, связанна между собой соединительной тканью, которая одновременно является проводником кровеносных сосудов и нервов. Расположены мышечные волокна в определенном порядке в соответствии с направлением сокращения.
Сердечная мышечная ткань состоит из ветвящихся мышечных волокон, образующих сеть, в петлях которой находится соединительная ткань и большое количество кровеносных сосудов. По типу сокращения эти волокна сходны со скелетной мускулатурой, но сокращения их непроизвольны.
Нервная ткань состоит из нервных клеток (нейронов) и клеток нейроглии. Нейрон — основная структурная и функциональная единица нервной ткани, характеризуется тремя особенностями:
1. Он представляет собой сложный центр по переработке информации.
2. Кроме тела, он имеет отростки: дендриты (антенны), собирающие информацию и аксон (провод), по которому обработанная информация в виде нервного импульса передается следующим нейронам или рабочим органам. Нейрон имеет лишь один «выход» — аксон (нейрит), но «входов»—дендри- тов, связывающих его с другими нервными клетками или органами чувств, может быть много.
Нейроны не способны восстанавливаться.
Эти свойства характерны всем нервным клеткам, но есть я отличия. Так, нейроны различны по выполняемой функции и количеству отростков, в чем Вам следует разобраться. Нервные клетки своими отростками, соединяясь между собой посредством синапсов (контактов), образуют цепь нейронов, или рефлекторную дугу. Следовательно, рефлекторная дуга представляет путь, по которому проходит нервный импульс, от органа чувств до центральной нервной системы и от нее до рабочего органа (мышца, железа). Форма нейронов весьма разнообразна и является характерной для определенных участков нервной системы.
Проводящие пути (белое вещество головного и спинного дозга) и нервы состоят из нервных волокон, представляющих собой отростки нервных клеток, с их оболочками. Нервные волокна по строению оболочек делятся на мякотные и безмякотные. Нервные волокна, объединяясь, друг с другом соединительной тканью, образуют нервы. Необходимо четко представлять различия между отростками нервных клеток, волокнами и нервами и как перечисленные структуры подразделяются. Нейроглия изолирует друг от друга нервные клетки в; сером веществе центральной нервной системы, участвует также Ви образовании оболочек нервных волокон и нервных окончаний. Она выполняет трофическую, опорную и защитную, функции.
Вопросы для самопроверки
1. Основные группы тканей.
2. Строение, функция и классификация эпителиальных: тканей.
3. Виды эпителия, и в каких органах они встречаются.
4. Состав крови. Где образуются и разрушаются форменные элементы крови?
5. Лейкоцитарная формула и ее различия у лошади, коровы и курицы.
6. Чем отличается рыхлая и плотная соединительная ткань?
7. Строение и виды хрящевой ткани.
8. Виды костной ткани и их отличия.
9. Виды мышечной ткани и их отличие.
10. Как подразделяются нервные клетки по функции и количеству отростков?
11. Нарисуйте схему рефлекторной дуги. Способы соединения нервных клеток.
12. Виды отростков нервных клеток и их отличие от нервных волокон и нервов.
АНАТОМИЯ
Вопросы для самопроверки
1. Какими плоскостями пользуются при изучении тела животных? Перечислите анатомические термины, связанные с применением этих плоскостей.
2. Укажите характерные признаки позвонков шейного, грудного и поясничного отделов.
3. Перечислите все отделы и звенья осевого и периферического скелета.
4. Как соединяются ребра с позвонками и грудной костью у птиц и млекопитающих?
5. Отличия в строении кисти и стопы крупных жвачных, свиньи, лошади, собаки и птиц.
6. Укажите отличия в строении плечевого и тазового пояса у птиц и млекопитающих.
7. Какие кости образуют твердое небо и скуловую дугу?
8. Укажите отличия в строении черепа коровы, овцы,, свиньи, лошади и собаки.
9. Приведите примеры всех видов соединения костей и дайте классификацию суставов (по строению и движению).
10. Сгибатели и разгибатели позвоночного столба.
11. Какие мышцы относятся к группе жевательных? Места их прикрепления и действие.
12. Какие мышцы соединяют переднюю конечность с туловищем? Места их прикрепления.
13. Места прикрепления мышц (сгибателей и разгибателей) запястного и пальцевых суставов.
14. Перечислите сгибатели и разгибатели тазобедренного «сустава.
15. Локтевой сустав и мышцы, действующие на него.
16. Коленный сустав и мышцы, действующие на него.
17. На какие суставы действует двуглавая мышца бедра?
18. Укажите способ опоры конечностей о землю у медведя, собаки, коровы и птиц.
19. Мышцы, действующие на заплюсневый и пальцевые суставы.
Вопросы для самопроверки
1. Отличия в строении эпидермиса на открытых частях тела и защищенных густым волосом.
2. Из какого эпителия образуются различные роговые образования?
3. Из какой ткани, и каких слоев состоит дерма?
4. Отличия в способе образования секрета сальными и потовыми железами.
5. Перечислите производные кожи у птиц.
6. Отчего зависит цвет кожи и волос?
7. Как происходит закладка, рост и смена волоса?
8. Приведите примеры волос, различных по строению. Я
9. Разберите строение вымени коровы (железистая ткань выводные протоки, сосок и молочная цистерна, связка вымени и особенности его кровоснабжения).
10. Форма вымени и сосков.
11. За счет чего образуется копытная глазурь, трубчатый и листочковый рог копытной стенки?
12. Значения белой линии подошвы копыта лошади при ковке.
13. Строение рогов жвачных и оленей.
14. Виды и строение перьев у птиц.
Тема 6.Спланхнология
Прежде чем приступить к изучению внутренних органов, надо хорошо ознакомиться с принципом их строения. В состав органов всегда входит несколько тканей, которые располагаются не беспорядочно, а образуют сложную и закономерную структуру, соответствующую функции органа. Расположение, форма, происхождение и развитие органов даже одной и той же системы иногда значительно отличаются. Так, например, зубы, кишечник, печень хотя и относятся к системе органов пищеварения, но насколько они различаются между собой! Однако в строении различных органов есть и некоторые общие закономерности. Так, ткани, составляющие орган в функциональном отношении, разделяются на две группы: одни выполняют главную, другие — опорную функцию и являются проводниками сосудов, нервов и выводных протоков. По характеру расположения этих тканей различают компактные и трубкообразные органы.
В компактных органах главную функцию выполняет паренхима, организованная специфическая ткань, чаще всего это эпителий (печень, почки, железы и т. д.), строма составляет остов (каркас) органа и образована рыхлой соединительной тканью.
Стенка каждого трубкообразного органа состоит из трех оболочек: слизистой, мышечной и серозной, или адвентиции. Изучая строение трубкообразного органа, следует обратить внимание, что наибольшим изменениям подвержена слизистая оболочка, и в частности, ее эпителиальный слой, так как слизистая оболочка в разных органах соприкасается с различными факторами внешней среды: в пищеварительном тракте с пищевой массой, в респираторном — с воздухом, мочевыделительном — с мочой и т. д. Все это оказывает влияние на строение эпителиального слоя. Даже в различных отрезках пищеварительного тракта строение слизистой оболочки и ее эпителиального слоя неодинаково, что зависит от характера пищевой массы.
Приступая к изучению системы органов, следует помнить, что каждая система выполняет в организме совершенно определенную функцию. В связи с этим и органы определенной системы имеют общий принцип строения. Внутри системы каждый орган выполняет какую-то часть этой функции, поэтому строение отдельного органа уточняется деталями, обеспечивающими выполнение частной функции; изучать эти детали надо обязательно в сравнении с общим принципом строения органов данной системы. Поэтому следует хорошо уяснить