Ведение разведки районов ЧС аэромобильными группировками территориальных органов МЧС России
Разведка – совокупность мероприятий, организуемых и проводимых АМГ в целях сбора, добывания и передачи органам управления достоверных данных об обстановке, сложившейся вследствие аварий, катастроф и стихийных бедствий. Основные требования к проведению разведки в зоне ЧС изложены в ГОСТ Р 22.8.01-96. «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Ликвидация чрезвычайных ситуаций. Общие требования»
По характеру решаемых задач разведка подразделяется на общую и специальную.
Общая разведка проводится в целях получения данных, необходимых для принятия решений на ведение АСДНР в очагах поражения, районах стихийных бедствий, крупных аварий и катастроф.
Общая разведка ведется специально подготовленным для этого личным составом из числа АМГ.
Специальная разведка проводится с целью получения наиболее полных данных о характере радиоактивного, химического и биологического (бактериологического) заражения местности, воздуха и источников воды, уточнения пожарной, медицинской и инженерной обстановки в районах расположения и действий АМГ.
По характеру решаемых задач специальная разведка подразделяется на радиационную, химическую и неспецифическую биологическую (бактериологическую), инженерную, пожарную, медицинскую.
Общая и специальная разведка ведется в тесном взаимодействии с разведывательными органами всех сил, участвующих в ликвидации ЧС.
С целью получения комплекса данных по видам обстановки разведка организуется и ведется:
бактериологическая (биологическая) разведка в целях определения масштаба и границ зон заражения, выявления источников; определения вида и характера заражения; ведения постоянного наблюдения и контроля за изменением обстановки;
инженерная разведка с целью определения состояния наземных транспортных систем, проходимости местности на маршрутах движения сил ликвидации ЧС, мест, границ и характера разрушений, завалов, затоплений, состояния коммунально-энергетических систем в зоне ЧС; установления наличия потенциальных источников вторичных поражающих факторов в зоне ЧС; установления нахождения пострадавших;
пожарная разведка для уточнения пожарной обстановки в районе, на направлении и объектах действий, определения мест, объектов и масштабов пожаров, направления и скорости их распространения; выявления опасностей, угрожающих спасателям и населению, определения способов локализации пожаров, путей эвакуации, способов защиты; обнаружения водоисточников, их объемов и способов использования;
медицинская разведка для выявления пораженных, их численности и состояния, определения путей выноса пораженных и маршруты их эвакуации районов развертывания медицинских пунктов, мест для сбора и погрузки пораженных на транспорт для эвакуации в лечебные учреждения вне зоны ЧС;
радиационная разведка для выявления источников радиоактивного загрязнения, определения характера, степени и масштабов радиоактивного загрязнения местности, воды, воздуха, объектов, техники и людей в зоне ЧС направлений и районов с наименьшими уровнями радиации; ведения постоянного наблюдения и контроля за изменением радиационной обстановкой; предоставления необходимых данных для введения режимов радиационной защиты населения и сил ликвидации ЧС;
санитарно-эпидемиологическая разведка для определения санитарно-эпидемиологического состояния зоны ЧС, в том числе районов эвакуированного населения и расположения сил ликвидации ЧС; предоставления необходимых данных для введения системы режимно-ограничительных мероприятий (обсервации и карантина); ведения постоянного наблюдения и контроля за изменением санитарно-эпидемиологической обстановки в зоне ЧС;
химическая разведка для выявления источников химического загрязнения, определения вида опасного химического вещества, характера и масштаба заражения местности, воды, воздуха, объектов, техники и людей в зоне ЧС, обходов участков химического заражения; предоставления необходимых данных для обеспечения мер химической безопасности; ведения постоянного наблюдения и контроля за изменением химической обстановки в зоне ЧС.
Сбор необходимых данных может осуществляться с использованием робототехнических средств и БПЛА.
Сбор и обобщение данных об обстановке осуществляются личным составом АМГ. Личный состав АМГ подготавливает выводы из оценки данных разведки и регулярно докладывает о них начальнику штаба ликвидации ЧС.
Разведка производится наземными и воздушными средствами непрерывно с момента прибытия в район ЧС и до ликвидации его последствий с целью определения:
наличия и характера угрозы людям, их местонахождения, путей, способов и средств спасения (защиты), а также необходимости защиты (эвакуации) имущества;
наличия и возможности вторичных проявлений опасных факторов ЧС, в том числе обусловленные особенностями технологии и организации производства на объекте;
места, площади и источника горения, а также путей распространения огня;
наличия и возможности использования средств противопожарной защиты объекта;
местонахождения ближайших водоисточников и возможных способов их использования;
наличия электроустановок под напряжением и целесообразность их отключения;
возможных путей ввода сил и средств;
мест вскрытия и разборки строительных конструкций, а также расчистки проходов для выдвижения пожарных и аварийно-спасательных средств на позиции;
наличия опасного радиационного фона и химического заражения;
определения положения источников радиационного излучения;
наличия и определения концентрации АХОВ;
доразведка обстановки в период проведения работ по ликвидации последствий ЧС и по их окончании.
Ведение разведки обычно организуется в соответствии с Планом мероприятий по ликвидации ЧС после установления факта аварии или катастрофы.
Данные об обстановке подразделения ведущие разведку представляют в органы управления в виде срочных и внесрочных донесений. Срочные донесения представляются в определенное время, как правило, в формализованном виде; внесрочные — по мере необходимости в произвольной форме.
Обстановка анализируется по элементам, основными из которых являются:
характер и масштаб развития чрезвычайной ситуации, степень опасности для производственного персонала и населения, границы опасных зон (пожаров, радиоактивного загрязнения, химического, бактериологического заражения и др.) и прогноз их распространения;
виды, объемы и условия неотложных работ;
потребность в силах и средствах для проведения работ в возможно короткие сроки;
количество, укомплектованность, обеспеченность и готовность к действиям сил и средств, последовательность их ввода в зону чрезвычайной ситуации для развертывания работ.