Судебная МЕДИЦИНА И ПСИХИАТРИЯ

Судебная МЕДИЦИНА И ПСИХИАТРИЯ

Рабочая программа дисциплины

по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция

(квалификация (степень) «бакалавр»)

Красноярск 2016

ББК 67.52

С89

Судебная медицина и психиатрия :рабочая программа дисциплины по направлению подготовки 40.03.01 -Юриспруденция (квалификация (степень) "бакалавр") -Красноярск: Филиал ОУ ВО "СПб ИВЭСЭП" в г. Красноярске, 2016. - 59с.

Настоящая рабочая программа дисциплины подготовлена на основе федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 40.03.01 -Юриспруденция (квалификация (степень) "бакалавр"). Программа предназначена для студентов юридического факультета всех форм обучения.

Программа содержит цели и задачи изучения дисциплины, место дисциплины в основной образовательной программе высшего профессионального образования (ООП ВО), объем дисциплины и виды учебной работы, содержание аудиторных занятий (в том числе тематический план занятий, содержание разделов (модулей) и тем лекционного курса, практических занятий, другие виды аудиторных занятий, формы промежуточного и итогового контроля), содержание самостоятельной работы студентов, информационное обеспечение дисциплины.

Обсуждена и одобрена на заседании кафедры уголовно-правовых дисциплин филиала ОУ ВО «Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права» в г. Красноярске « 15» сентября 2016 г., протокол № 1.

Автор-составитель:

Чикун В.И., зав. кафедрой судебной медицины КГМУ им. Профессора В.Ф. Войно-Ясенского, доктор медицинских наук;

Рецензенты:

Грамматчиков М.В., зав. кафедрой уголовно-правовых дисциплин, канд. юрид наук, доцент;

Парилов С.Л., доцент кафедры судебной медицины Красноярского государственного медицинского университета, доктор мед. наук.

© Филиал СПб ИВЭСЭП в г.Красноярске, 2016

© Чикун В.И., 2016

СОДЕРЖАНИЕ

1. Цели, задачи освоения дисциплины ……………………………………...5

2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине…………5

3. Место дисциплины в структуре ООП ВПО…………………….………...6

4. Объем дисциплины и виды учебной работы……………..…….………..7

5. Содержание дисциплины…………………………………………………..9

5.1 Учебно-тематические планы…………………………………….……….9

5.2 Интерактивные формы занятий по дисциплине………………………18

5.3 Содержание тем лекционного курса……………………………………19

5.4 Планы семинарских занятий……………………………………………30

6. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю)……………………….33

7. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся……………………………………………………………..36

7.1 Варианты контрольных работ и методические указания

по их выполнению……………………………………………………………36

7.2 Вопросы для подготовки к зачету……………………………………...48

8. Перечень основной и дополнительной учебной литературы…………..50

9. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимой для освоения дисциплины (модуля)…….. ….54

10. Методические указания для обучающихся по освоению

дисциплины …………………………………………………………………55

11. Перечень информационных технологий, используемых при изучении дисциплины (модуля)…………………………………………………….58

12.Материально-техническое обеспечение дисциплины…………………58

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

1.1 Цель преподавания дисциплины

Цельюизучения курса «Судебная медицина и психиатрия» является формирование у обучаемых четких представлений о сущности, средствах и организации судебно-медицинской и судебно-психиатрической экспертизы в Российской Федерации и на этой основе выработка умений самостоятельного анализа заключений экспертов, разрешения конкретных ситуаций и формулирование логически обоснованных вопросов перед соответствующими экспертизами.

1.2 Задачи изучения дисциплины

Основными задачами преподавания учебной дисциплины являются:

– изучить современное состояние законодательного и ведомственного регулирования судебно-медицинской и судебно-психиатрической экспертизы в Российской Федерации; ознакомиться с практикой вышеуказанных экпертиз;

– получить знания относительно теоретических основ судебной медицины и судебной психиатрии;

– приобрести умения использовать теоретические знания при разрешении конкретных ситуаций, составлении вопросов экспертам;

– выработать сознательное отношение к требованию неукоснительного соблюдения законности в практической деятельности, уважение к закону, правам и законным интересам граждан.

ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

В результате изучения курса судебной медицины и психиатрии студент:

- способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);

способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);

- способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);

- способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4);

- способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6);

- владеет навыками подготовки юридических документов (ПК-7);

- способен правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации (ПК-13).

В результате освоения дисциплины «Судебная медицина и психиатрия» студент должен достигнуть следующих результатов образования:

знать:

- понятие, значение и правовые основы судебно-медицинской и судебно-психиатрической экспертизы;

- методологические основы составления заключения судебно-медицинской и судебно-психиатрической экспертизы;

- особенности расстройства здоровья и смерти от воздействия различных факторов;

- основные проявления психических заболеваний;

уметь:

- комплексно использовать в практической деятельности теоретические знания судебной медицины и психиатрии, а также смежных дисциплин: криминалистики, уголовного права и процесса, гражданского права и процесса, криминологии, этики, логики, социологии и др;

- сформулировать вопросы, выносимые на разрешение судебно-медицинской и психиатрической экспертизы;

- оценить и интерпретировать экспертное заключение с обязательным сопоставлением содержание описательной части, результатов дополнительных (лабораторных) методов исследования и выводов, обратить при этом особое внимание на обоснованность выводов;

владеть:

-навыкамиопределения экспертного учреждения; грамотной постановки вопросов, при назначении экспертизы; оценки заключения судебно- медицинской и психиатрической экспертизы; распознавания наличия психического заболевания участников процесса расследования.

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП

Дисциплина «Судебная медицина и психиатрия» является факультативной дисциплиной федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция.

Названный курс, предназначен для углубленного изучения судебной медицины и судебной психиатрии. В основе его изучения лежит комплексный подход, который предлагает использование знаний, полученных обучаемыми ранее, при изучении других дисциплин, преподаваемых в вузе (в частности, уголовному праву, уголовному процессу, оперативно-розыскной деятельности, судебной экспертизы, криминалистики, первой медицинской помощи) и их применение на качественно новом уровне.

ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Объем дисциплины и виды учебной работы

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

5.1. Учебно-тематические планы занятий

Учебно-тематический план занятий

для студентов очно-заочной формы обучения

(на базе среднего (полного) общего образования)

№ п/п Наименование тем Всего: зач. ед. (час.) Аудиторные занятия: зачетных единиц (часов) СРС: зач.ед (час.)    
Всего Лекции Семи-нары п/з В т.ч. в интер актив форме    
   
1. Введение в судебную медицинуПроцессуальные и организационные основы судебно-медицинской экспертизы в Российской Федерации (0,09) (0,03) (0,03)     (0,06)  
2. Судебно-медицинская экспертиза живых лиц.Судебно-медицинское определение тяжести вреда здоровью (0,09) (0,03)   (0,03)   (0,06)  
3. Смерть и трупные явления. Судебно-медицинская экспертиза трупа. Осмотр трупа на месте его обнаружения (0,09) (0,03)   (0,03) (0,03) п/з (0,06)  
4. Введение в судебно-медицинскую травматологию. Судебно-медицинская экспертиза повреждений, причиненных тупыми орудиями. Падение с высоты. Транспортная травма (0,09) (0,03) (0,03)     (0,06)  
5. Судебно-медицинская экспертиза повреждений, причиненных острыми орудиями. Огнестрельные повреждения. Механическая асфиксия. Расстройство здоровья и смерть от воздействия физических факторов. (0,11) (0,03)   (0,03)   (0,09)  
6. Судебно-медицинская экспертиза вещественных доказательств. Судебно-медицинская токсикология (0,09)         (0,09)  
7. Введение в судебную психиатрию. Законодательство РФ в области психиатрии Принудительные меры медицинского характера Организация, порядок назначения и проведения судебно-психиатрической экспертизы в уголовном процессе. Судебно-психиатрическая экспертиза несовершеннолетних (0,09)         (0,09)  
8. Симптоматика психических расстройств Эндогенные психозы и их судебно-психиатрическая оценка (0,06)         (0,06)  
9. Органические поражения головного мозга, их судебно-психиатрическая оценка. Судебно-психиатрическая экспертиза при неврозах и расстройствах личности. (0,06)         (0,06)  
10. Судебно-психиатрическая экспертиза при психических расстройствах в инволюционном периоде. Умственная отсталость. Судебно-психиатрическая оценка лиц с умственной отсталостью (0,09)         (0,09)  
11. Синдром зависимости от алкоголя. Интоксикационные психозы. Психические нарушения в результате употребления психоактивных веществ. ПТСР и реактивные психозы, их судебно-психиатрическая оценка. Симуляция психических расстройств. Исключительные состояния их судебно-психиатрическая оценка (0,11) (0,03)   (0,03) (0,03) п/з (0,09)  
  ИТОГО: 36 (1) 6 (0,16) 2 (0,05) 4 (0,11) 2 (0,05) 30 (0,83)  

Учебно-тематический план занятий

для студентов заочной полной формы обучения

(на базе среднего (полного) общего образования)

№ п/п Наименование тем Всего: зач. ед. (час.) Аудиторные занятия: зачетных единиц (часов) СРС: зач.ед (час.)    
Всего Лекции Семи-нары п/з В т.ч. в интер актив форме    
   
1. Введение в судебную медицинуПроцессуальные и организационные основы судебно-медицинской экспертизы в Российской Федерации (0,09) (0,03) (0,03)     (0,06)  
2. Судебно-медицинская экспертиза живых лиц.Судебно-медицинское определение тяжести вреда здоровью (0,09) (0,03)   (0,03)   (0,06)  
3. Смерть и трупные явления. Судебно-медицинская экспертиза трупа. Осмотр трупа на месте его обнаружения (0,09) (0,03)   (0,03) (0,03) п/з (0,06)  
4. Введение в судебно-медицинскую травматологию. Судебно-медицинская экспертиза повреждений, причиненных тупыми орудиями. Падение с высоты. Транспортная травма (0,09) (0,03) (0,03)     (0,06)  
5. Судебно-медицинская экспертиза повреждений, причиненных острыми орудиями. Огнестрельные повреждения. Механическая асфиксия. Расстройство здоровья и смерть от воздействия физических факторов. (0,11) (0,03)   (0,03)   (0,09)  
6. Судебно-медицинская экспертиза вещественных доказательств. Судебно-медицинская токсикология (0,09)         (0,09)  
7. Введение в судебную психиатрию. Законодательство РФ в области психиатрии Принудительные меры медицинского характера Организация, порядок назначения и проведения судебно-психиатрической экспертизы в уголовном процессе. Судебно-психиатрическая экспертиза несовершеннолетних (0,09)         (0,09)  
8. Симптоматика психических расстройств Эндогенные психозы и их судебно-психиатрическая оценка (0,06)         (0,06)  
9. Органические поражения головного мозга, их судебно-психиатрическая оценка. Судебно-психиатрическая экспертиза при неврозах и расстройствах личности. (0,06)         (0,06)  
10. Судебно-психиатрическая экспертиза при психических расстройствах в инволюционном периоде. Умственная отсталость. Судебно-психиатрическая оценка лиц с умственной отсталостью (0,09)         (0,09)  
11. Синдром зависимости от алкоголя. Интоксикационные психозы. Психические нарушения в результате употребления психоактивных веществ. ПТСР и реактивные психозы, их судебно-психиатрическая оценка. Симуляция психических расстройств. Исключительные состояния их судебно-психиатрическая оценка (0,11) (0,03)   (0,03) (0,03) п/з (0,09)  
  ИТОГО: 36 (1) 6 (0,16) 2 (0,05) 4 (0,11) 2 (0,05) 30 (0,83)  

Учебно-тематический план занятий

для студентов заочной формы обучения

(на базе среднего профессионального образования)

№ п/п Наименование тем Всего: зач. ед. (час.) Аудиторные занятия: зачетных единиц (часов) СРС: зач.ед (час.)    
Всего Лек-ции Семи-нары п/з В т.ч. в интер актив форме    
   
1. Введение в судебную медицинуПроцессуальные и организационные основы судебно-медицинской экспертизы в Российской Федерации (0,09) (0,03)   (0,03)   (0,06)  
2. Судебно-медицинская экспертиза живых лиц.Судебно-медицинское определение тяжести вреда здоровью (0,09) (0,03) (0,03)     (0,06)  
3. Смерть и трупные явления. Судебно-медицинская экспертиза трупа. Осмотр трупа на месте его обнаружения (0,09) (0,03) (0,03)     (0,06)  
4. Введение в судебно-медицинскую травматологию. Судебно-медицинская экспертиза повреждений, причиненных тупыми орудиями. Падение с высоты. Транспортная травма (0,09) (0,03)   (0,03) (0,03) п/з (0,06)  
5. Судебно-медицинская экспертиза повреждений, причиненных острыми орудиями. Огнестрельные повреждения. Механическая асфиксия. Расстройство здоровья и смерть от воздействия физических факторов. (0,11) (0,03) (0,03)   (0,03) лекц (0,09)  
6. Судебно-медицинская экспертиза вещественных доказательств. Судебно-медицинская токсикология (0,09)         (0,09)  
7. Введение в судебную психиатрию. Законодательство РФ в области психиатрии Принудительные меры медицинского характера Организация, порядок назначения и проведения судебно-психиатрической экспертизы в уголовном процессе. Судебно-психиатрическая экспертиза несовершеннолетних (0,09)         (0,09)  
8. Симптоматика психических расстройств Эндогенные психозы и их судебно-психиатрическая оценка (0,06)         (0,06)  
9. Органические поражения головного мозга, их судебно-психиатрическая оценка. Судебно-психиатрическая экспертиза при неврозах и расстройствах личности. (0,06)         (0,06)  
10. Судебно-психиатрическая экспертиза при психических расстройствах в инволюционном периоде. Умственная отсталость. Судебно-психиатрическая оценка лиц с умственной отсталостью (0,09)         (0,09)  
11. Синдром зависимости от алкоголя. Интоксикационные психозы. Психические нарушения в результате употребления психоактивных веществ. ПТСР и реактивные психозы, их судебно-психиатрическая оценка. Симуляция психических расстройств. Исключительные состояния их судебно-психиатрическая оценка (0,11) (0,03) (0,03)     (0,09)  
  ИТОГО: 36 (1) 6 (0,16) 4 (0,11) 2 (0,05) 2 (0,05) 30 (0,83)  

Учебно-тематический план занятий

для студентов заочной формы обучения

(на базе высшего профессионального образования)

№ п/п Наименование тем Всего: зач. ед. (час.) Аудиторные занятия: зачетных единиц (часов) СРС: зач.ед (час.)    
Всего Лекции Семи-нары п/з В т.ч. в интер актив форме    
   
1. Введение в судебную медицинуПроцессуальные и организационные основы судебно-медицинской экспертизы в Российской Федерации (0,09) (0,03) (0,03)     (0,06)  
2. Судебно-медицинская экспертиза живых лиц.Судебно-медицинское определение тяжести вреда здоровью (0,09) (0,03)   (0,03)   (0,06)  
3. Смерть и трупные явления. Судебно-медицинская экспертиза трупа. Осмотр трупа на месте его обнаружения (0,09) (0,03)   (0,03) (0,03) п/з (0,06)  
4. Введение в судебно-медицинскую травматологию. Судебно-медицинская экспертиза повреждений, причиненных тупыми орудиями. Падение с высоты. Транспортная травма (0,09) (0,03) (0,03)     (0,06)  
5. Судебно-медицинская экспертиза повреждений, причиненных острыми орудиями. Огнестрельные повреждения. Механическая асфиксия. Расстройство здоровья и смерть от воздействия физических факторов. (0,09) (0,03)   (0,03)   (0,06)  
6. Судебно-медицинская экспертиза вещественных доказательств. Судебно-медицинская токсикология (0,06)         (0,06)  
7. Введение в судебную психиатрию. Законодательство РФ в области психиатрии Принудительные меры медицинского характера Организация, порядок назначения и проведения судебно-психиатрической экспертизы в уголовном процессе. Судебно-психиатрическая экспертиза несовершеннолетних (0,06)         (0,06)  
8. Симптоматика психических расстройств Эндогенные психозы и их судебно-психиатрическая оценка (0,06)         (0,06)  
9. Органические поражения головного мозга, их судебно-психиатрическая оценка. Судебно-психиатрическая экспертиза при неврозах и расстройствах личности. (0,06)         (0,06)  
10. Судебно-психиатрическая экспертиза при психических расстройствах в инволюционном периоде. Умственная отсталость. Судебно-психиатрическая оценка лиц с умственной отсталостью (0,03)         (0,03)  
11. Синдром зависимости от алкоголя. Интоксикационные психозы. Психические нарушения в результате употребления психоактивных веществ. ПТСР и реактивные психозы, их судебно-психиатрическая оценка. Симуляция психических расстройств. Исключительные состояния их судебно-психиатрическая оценка (0,09) (0,03)   (0,03) (0,03) п/з (0,06)  
  Зачет 9 (0,25)            
  ИТОГО: 36 (1) 6 (0,16) 2 (0,05) 4 (0,11) 2 (0,05) 21 (0,58)  

5.2 Интерактивные формы занятий по дисциплине:

Реализация компетентностного подхода предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (семинаров в диалоговом режиме, дискуссий, компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, групповых дискуссий, игровой судебный процесс) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.

Раздел дисциплины Формы Трудоемкость (часов/зач. ед.)
Введение в судебную медицинуПроцессуальные и организационные основы судебно-медицинской экспертизы в Российской Федерации Презентация 2 /0,05
Симптоматика психических расстройств. Эндогенные психозы и их судебно-психиатрическая оценка Групповые задания 2 /0,05
Судебно-психиатрическая экспертиза при психических расстройствах в инволюционном периоде Умственная отсталость. Судебно-психиатрическая оценка лиц с умственной отсталостью Работа в кабинете криминалистики Работа в группах 2 0,05
Исключительные состояния их судебно-психиатрическая оценка Работа в группах 2 /0,05
Итого:   8 /0,22

Содержание тем лекционного курса

Планы семинарских занятий

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)

1. В помощь студенту заочной формы обучения (Организация самостоятельной работы студентов). Методическое пособие. / Авт.-сост. Е.П. Алексеев, Н.Л. Дружинин, С.А. Русинова, А.Г. Стрельникова. – СПб.: ИВЭСЭП, 1998. – 29с.

2. Методика и техника самостоятельной работы. Учебное пособие/ Сидоров С.А., Вапилин Е.Г., Галямова Ю.С. – СПб.: ИВЭСЭП, Знание, 2004. – 35с.

3. Методические рекомендации по подготовке и написанию реферата / Авт.-сост. И.Я. Коцелапова, И.И. Мушкет. – СПб.: ИВЭСЭП, 2009. – 14с.

4. Организация учебного процесса: Учебно-метолдическое пособие.- СПб.: ИВЭСЭП. 2006. – 39 с.

5. Основная и дополнительная учебная литература (раздел 8).

6. Информационные справочные системы:

- Справочная правовая система (СПС) КонсультантПлюс.

- Система ГАРАНТ.

- Сайт электронной библиотечной системы «КнигаФонд» http://www.knigafund.ru.

Вариант 1

1. Судебно-медицинская экспертиза потерпевших, подозреваемых и других лиц, поводы для проведения экспертиз. Определение тяжести вреда здоровью?

2. Органические поражения головного мозга, их судебно-психиатрическая оценка. Судебно-психиатрическая экспертиза при неврозах и расстройствах личности?

3. Обстоятельства дела: Из постановления о назначении судебно-медицинской экспертизы, вынесенного 01.04.2010 главой Администрации г. Канска Ерёминым В., известно, что 30.06.2008 в палате интенсивной терапии хирургического отделения центральной районной больницы скончался гр. С. 1960 года рождения.

Из «Медицинской карты стационарного больного», заполненной в ЦРБ хирургом Ивановым М., известно следующее: «Гр. С. поступил 29.06.2008 в хирургическое отделение в экстренном порядке с диагнозом: Слепое огнестрельное ранение грудной клетки слева. Объективно: при поступлении состояние тяжелое, сознание - кома 1. На коже грудной клетки слева определяется округлая рана диаметром 0,5 см, с серо-черными краями, с дефектом ткани в центре, при надавливании из просвета выделяется кровь. На рентгенограмме органов грудной клетки: в левой плевральной полости определяется уровень жидкости до 7 ребра; левое легкое коллабировано, поджато к области корня; на уровне нижнего края 5-го ребра определяется интенсивно затемненный инородный предмет правильной округлой формы диаметром 0,5 см (дробь?). Под местной анестезией проведена операция: пункция левой плевральной полости, получено 600 мл крови со свертками». Больному назначена консервативная терапия (анальгин, викасол, переливание свежезамороженной плазмы). Гемодинамика нестабильная, АД 60/20 мм.рт.ст., пульс 130 в мин., кожные покровы бледные, покрыты холодным потом. Несмотря на проводимое лечение, 30.06.2011 зафиксирована биологическая смерть С».

Из протокола допроса свидетеля Сидорова Г. известно: «Я являюсь экспертом-баллистом ЭКЦ МВД РФ. 29.06.2008 около 08 часов утра я направлялся на работу. Проходя по ул. Ленина, я увидел двоих молодых людей, которые громко спорили. Затем один из них выхватил обрез и выстрелил в другого, отчего тот упал на землю. Стрелявший бросил обрез убежал».

Возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного ст. 105 УК РФ («убийство»). На основании изложенного и руководствуясь ст. 144 УПК РФ, постановляю:

- назначить по настоящему уголовному делу комиссионную экспертизу, производство которой поручить комиссии экспертов - врачу-эксперту Иванову М. (ввиду нахождения штатного эксперта на больничном листе) и эксперту-баллисту Сидорову Г.

- до начала экспертизы допросить экспертов;

- предоставить в распоряжение экспертов труп гр. С. и обрез огнестрельного оружия, обнаруженный на месте происшествия.

- предупредить экспертов об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения (ст. 307 УК РФ) и разглашение данных предварительного расследования (ст. 310 УК РФ).

Наружное исследование: На передней поверхности рубашки слева имеется разрыв ткани, при сведении краев которого обнаруживается дефект ткани округлой формы размерами 0,5x0,6 см, с ровными краями, от которого отходят 4 радиальных разрыва ткани длиной до 1 см. На передней поверхности грудной клетки слева, на уровне 5-го ребра по передней подмышечной линии обнаружена округлая рана диаметром 0,5 см с серо-черными краями, с дефектом ткани в центре. Других повреждений при наружном исследовании трупа не обнаружено.

Внутренне исследование: В мягких тканях грудной клетки слева отмечается кровоизлияние на участке 12x8 см, в подкожно-жировой клетчатке обнаружены мелкие частицы черного цвета. В межреберных мышцах пятого межреберья имеется дефект с ровными краями, пропитанными кровью, диаметром 0,5 см, со следами черного налета. В левой плевральной полости обнаружено около 1600 мл жидкой крови со свертками. В нижней доле левого легкого прослеживается раневой канал длиной около 15 см, ткань легкого по ходу которого размозжена, пропитана кровью. В толще межреберных мышц задней поверхности грудной клетки слева обнаружен металлический предмет правильной округлой формы, диаметром около 0,5 см, напоминающий дробь.

Судебно-медицинский диагноз. Основное: проникающее огнестрельное дробовое ранение грудной клетки с ранением левого легкого, левосторонним гемотораксом (1600 мл). Осложнение: массивная кровопотеря, малокровие внутренних органов.

Суд, рассматривая уголовное дело по факту убийства С., признал указанное заключение эксперта недопустимым доказательством.

1) Какие нарушения допущены при назначении экспертизы? Кто имеет право назначать судебную экспертизу?

2) Какой вид судебной экспертизы следовало назначить в данном случае, учитывая потребность в специальных познаниях в области медицины и баллистики?

3) Учитывая отсутствие штатного судебно-медицинского эксперта (нахождение на больничном листе), имеет ли право следователь назначить врачом-экспертом хирурга?

4) Имели ли право назначенные эксперты (Иванов М., Сидоров Г.) проводить данную экспертизу? Какие основания имелись для отвода указанных экспертов в описанной ситуации?

5) Правомерен ли допрос экспертов до дачи ими заключения?

4. А) Основным требованием, предъявляемым к «выводам» «заключения эксперта» является

1. своевременность составления

2. субъективность

3. мотивированность

4. не конкретность

5. определенная последовательность построения

Б) Метод обследования психических больных

1. креативный

2. индуктивный

3. криминалистический

4. экспериментально-психологический

Вариант 2

1. Судебно-медицинская экспертиза повреждений, причиненных острыми орудиями.

2. Судебно-психиатрическая экспертиза при психических расстройствах в инволюционном периоде. Умственная отсталость.

3. Больная заявляет, что по ее телу ползают насекомые, причиняющие боль, оставляющие продукты своей жизнедеятельности. При объективном осмотре жалобы не подтверждаются.

1) Назовите симптом.

2) Расстройством какой сферы психической деятельности он является?

3) В структуру какого синдрома входит?

4) Это расстройство количественное или качественное?

4. А) На месте обнаружения трупа врач, как специалист в области судебной медицины, должен

1. оказать помощь следователю в обнаружении (изъятии) вещественных доказательств биологического происхождения

2. освидетельствовать подозреваемого

3. установить причину смерти

4. зондировать раневые каналы для определения свойств орудия травмы

5. выяснять обстоятельства случившегося

Б) Судебно-психиатрическая экспертиза проводится

1.по заявлению пострадавшего

2. по просьбе самого больного

3. по постановлению прокурора

4. по усмотрению лечащего врача

Вариант 3

1. Процессуальные и организационные основы судебно-медицинской экспертизы в Российской Федерации.

2. Организация, порядок назначения и проведения судебно-психиатрической экспертизы в уголовном процессе.

3. В постановлении указано, что «18.07.сг. в помещении гр. У 1975г.р, совершил изнасилование несовершеннолетнего гр. П 2001г.р. После случившегося у потерпевшего было выявлено заболевание: «Тромбоз геморроидальных вен»».

В процессе предварительных следственных действий для освидетельствования потерпевшего был привлечён в качестве судебно-медицинского эксперта СМЭ Иванов А.В. После возбуждения уголовного дела следователем было вынесено постановление о назначении судебно-медицинской экспертизы, проведение которой поручено СМЭ Иванову А.В. Вопросы, поставленные в постановлении.

1. Имело ли место изнасилование?

2. Имеются ли у потерпевшего заболевания передающиеся половым путём?

3. Состоит ли заболевание «тромбоз геморроидальных вен» в причинной связи с изнасилованием? В процессе экспертизы прошу изъять содержимое прямой кишки».

1) Входит ли в компетенцию врача судебно-медицинского эксперта ответ на первый вопрос следователя? Если нет, то почему? И как должны быть квалифицированы данные действия?

2) В рамках какой экспертизы возможно ответить на последний 3-й вопрос следователя?

3) Возможно ли назначение судебно-медицинской экспертизы до
возбуждения уголовного дела?

4) Вправе ли судебно-медицинских эксперт отказаться от производства
данной экспертизы, т.к. он учувствовал в предварительных
следственных действиях (освидетельствовании)?

4. А) Трупные пятна имеют значение для установления

1. обстоятельств происшествия

2. сопутствующей патологии

3. предполагаемой причины смерти

4. вида насильственной смерти

5. места смерти

Б) Виды экспертиз в психиатрии

1. судебно-психиатрическая, военно-психиатрическая, трудовая

2. рабочая, врачебная, служащая

3. легкая, средняя, тяжелая

4. медицинская, военная, светская

Вариант 4

1. Механическая асфиксия.

2. Синдром зависимости от алкоголя. Интоксикационные психозы.

3. Из письма больного врачу: «Меня постоянно беспокоят такие ощущения в желудке и кишках, как будто там происходит какое-то раздирание, жжение, щекотание. Эти ощущения крайне неприятны. Они специально вызываются у меня, чтобы доставить мне беспокойство. Одновременно я слышу, как голоса внутри головы постоянно повторяют мои мысли».

1. Назовите симптомы.

2. Расстройством какой сферы психической деятельности они являются?

3. К какому регистру психических расстройств они относятся?

4. Эти расстройства количественные или качественные?

4. А) Судебно-психиатрическая экспертиза проводится

1. по заявлению пострадавшего

2. по определению суда

3. при совершении психически больным лицом социально опасного деяния

4. по просьбе самого больного

Б) Трупное окоченение имеет значение для установления

1. наличия в крови этилового алкоголя

2. давности наступления смерти

3. сопутствующих заболеваний

4. для решения вопроса об оказании мед. помощи

5. категории смерти

Вариант 5

1 Судебно-медицинская экспертиза вещественных доказательств.

2. Психические нарушения в результате употребления психоактивных веществ.

3. Труп гр-на Х., 28 лет, обнаружен 05.06. с.г., висящим в скользящей петле из плотного шнура диаметром 1 см, привязанного к крюку в стене на высоте 158 см от пола, рядом лежит перевернутая табуретка. Труп холодный на ощупь, трупные пятна багрово-синюшные, разлитые, опоясывающие на руках, ногах, поясничной области; при дозированном давлении бледнеют и восстанавливаются через 20 сек; трупное окоченение хорошо выражено в мышцах нижней челюсти, слабо - в мышцах верхних и нижних конечностей; феномен идиомускулярной опухоли положительный - мышечный валик появляется быстро, высотой 2 см; температура печени при глубокой термометрии 35о. На шее одиночная, незам

Наши рекомендации