Роспотребнадзор Росздравнадзор ФОМС ФМБА

Территориальные Территориальные Территориальные

Управления управления фонды

Роспотребнадзора Росздравнадзора ОМС

Органы управления здравоохранения субъектов РФ

Государственные Муниципальные Частные

ФЗ No323 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» Глава 3

Полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья

Организационная структура системы здравоохранения объединяет ресурсы:

•Кадровые

•Материальные

•Финансовые

Функции системы здравоохранения

оказание медицинской и профилактической помощи населению.

Выполняя свои функции, система здравоохранения взаимодействует с внешней средой:

•с другими отраслями экономики (например, с медицинской и фармацевтической промышленностью, которые поставляют медицинское оборудование и лекарственные средства);

•с рынком труда, который поставляет медицинские и фармацевтические кадры для здравоохранения;

•с профессиональными организациями и объединениями медицинских работников;

•с образовательными и научными учреждениями немедицинского профиля.

Системы здравоохранения

В зависимости от форм собственности и источников

финансирования выделяют три системы

здравоохранения:

Государственная муниципальная частная

(ГУЗ) (МУ)

К государственной системе здравоохранения относятся:

1) федеральные органы исполнительной власти в сфере охраны здоровья –это МЗ РФ;

2) исполнительные органы государственной власти субъектов РФ в сфере охраны здоровья –это МЗ субъектов РФ; (МЗ РБ)

3) подведомственные им медицинские и фармацевтические организации, организации здравоохранения по обеспечению надзора в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, судебно-экспертные учреждения, иные организации в сфере охраны здоровья.

К муниципальной системе здравоохранения относятся:

1) органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, осуществляющие полномочия в сфере охраны здоровья;

2) подведомственные органам местного самоуправления медицинские организации и фармацевтические организации.

К частной системе здравоохранения относятся:

1)Субъекты здравоохранения, имущество которых находится в частной собственности, а также лица, занимающиеся частной медицинской или фармацевтической деятельностью. 2)Субъекты частной системы здравоохранения вправе наряду с государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения участвовать в реализации государственной политики в сфере здравоохранения, формировании рынка медицинских услуг, решении задачи обеспечения граждан квалифицированной медицинской помощью. Деятельность частных организаций здравоохранения основывается на принципах применения единых в сфере здравоохранения нормативно-правовых актов, стандартов медицинской помощи и этических норм.

Медицинская помощь в РФ оказывается на:

•бесплатной основе(за счет средств бюджетов и ОМС);

•платной основе(за счет средств ДМС и ПМУ).

Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ

«Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»

•Обязательное (ОМС) – всеобщее для населения и реализуется в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.

•Добровольное (ДМС) – на основе программ добровольного медицинского страхования и обеспечивает получение дополнительных медицинских и иных услуг сверх установленных программами ОМС

Платные медицинские услуги

Обязательно наличие лицензии, оформление договора.

Условие получения ПМУ-личная инициатива пациента (в письменном виде).

В системе здравоохранения обязательно присутствуют два звена:

•Управляющее звено (тот, кто управляет) субъект управления.

•Управляемое звено (то, чем управляют)–объект управления.

Управление–возможность изменения состояния или поведения объекта для достижения желаемой цели. (управляющий, поставив какую-то цель, стремится достичь ее, воздействуя на управляемое звено)

Субъекты управления (управляющее звено):

•МЗ РФ на федеральном уровне,

•МЗ РБ на уровне субъектов РФ,

•отделы здравоохранения муниципальных образований.

Объекты управления (управляемое звено):

•МО,

•медицинский персонал,

•нижестоящие ОУЗ по отношению к вышестоящим.

Менеджмент –это управление людьми с использованием психологических методов.

Решения по управлению системой здравоохранения могут приниматьсяна всех уровнях:

•федеральный, региональный и муниципальный,

•медицинские и фармацевтические организации,

•взаимодействие врача и пациента.

В случае если большинство решений регламентируются на федеральном уровне, говорят о централизованных системах управления.

Решение принимаются отдельными уровнями системы, когда право принятия решения имеется и на низовых уровнях, такие системы здравоохранения называют децентрализованными. (МЗ РБ)

Так, в РФ система здравоохранения в последние годы становится все более централизованной– основные стратегические решения принимаются на федеральном уровне.

Медицинская организация – юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Приказ МЗ РФ 06.08.13 No 529Н

«Об утверждении номенклатуры медицинских организаций»

I. По виду медицинской деятельности:

1.Лечебно-профилактические МО

2.Медицинские организации особого типа

3.Медицинские организации по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

Наши рекомендации