Приемы, методы научного мышления.
Человеческое мышление представляет собой сложный познавательный процесс, включающий в себя использование множества различных приемов, методов и форм познания. Под приемами мышления понимаются общечеловеческие и общегносеологические операции, используемые человеческим мышлением во всех его сферах и на любом этапе и уровне научного познания.
Метод – это способ достижения цели, это путь, способ познания, способ воспроизведения в мышлении изучаемого объекта. Ф. Бэкон сравнивал научный метод со светильником, который освещает путнику дорогу в темноте. Немецкий афорист Г. Лихтенберг говорил: «Было бы куда лучше, если бы людей учили не тому, что думать, а тому, как думать».
Методы научного познания можно разделить на 3 группы: специальные, общенаучные, универсальные.
Специальные методы применимы только в рамках отдельных наук (методы качественного анализа в химии, метод спектрального анализа в физике и химии и др.)
Универсальные методы характеризуют человеческое мышление в целом и применимы во всех сферах познавательной деятельности человека ( с учетом их специфики) (философские методы мышления, и в частности, метод диалектики).
В соответствии с универсальным характером объективного хода процесса познания от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике целесообразно все методы науки подразделить на методы получения знания. Методы его развития и методы научно обоснованного преобразования действительности (методы воплощения знания в практике).
К методам знания (методы эмпирического исследования) относятся: 1) наблюдение и 2) эксперимент. Под наблюдением понимается систематическое целенаправленное восприятие объекта. Речь идет о познавательном отношении, опирающемся на работу органов чувств. Мышление человека не только не исключается из процесса наблюдения, но, напротив, лишь благодаря ему становится вообще возможным наблюдение. Наблюдатель не просто воспринимает все, попадающее в его поле зрения, а вычленяет в объекте то, что интересует его в данный момент. Применение в познании приборов неизмеримо раздвинуло границы наблюдаемого мира. Дело не сводится только к усилению разрешающей способности органов чувств (микроскоп, телефон и др.). Приборы дают возможность «видеть» и «слышать» то, что принципиально находится за пределами органов чувств, например, магнитное поле.
Под экспериментом понимается такой метод получения знания об объекте, когда исследователь активно воздействует на него путем создания искусственных условий, необходимых для выявления соответствующих свойств. Достоинства эксперимента:
- изучение предмета в «чистом виде» при устранении побочных явлений;
- возможность изучения предмета в крайних, экстремальных условиях;
- повторяемость эксперимента, что обеспечивает его точность и объективность.
Любой эксперимент может осуществляться как непосредственно с объектом, так и с моделью. Эксперименты первого типа называются натурными, второго – модельными. Модель – это материальный объект, который искусственно создается с целью «замещения» изучаемого объекта познания (оригинала) и служит источником информации о нем. Использование моделей в эксперименте широко распространено в современной медицине. При этом используется как естественные объекты, например, животных, так и специально созданные материальные системы.
Наблюдение и эксперимент никогда не принимаются изолированно. Им всегда сопутствуют такие методы получения знания, как измерение, сравнение, статистическая обработка материала. Сами по себе показания приборов, другие данные, не систематизированные в таблицах, графиках, схемах, не обработанные математически, не представляют научной ценности. Сама первичная обработка фактов предполагает использование каких –то теоретических представлений; поэтому – то и говорят о теоретической нагруженности факта.
В основе большинства методов развития научного знания на теоретическом уровне лежат логические операции анализа и абстрагирования. Без анализа нельзя проникнуть в сущность вещей. Он неразрывно связан с отвлечением (абстрагированием) от реального богатства взаимосвязей сторон явления и выделением существенного, общего в явлении. Рассмотрение объектов действительности с точки зрения их сущности, в чистом виде, лежит в основе метода идеализации, широко применяемого в науке. В результате образуется так называемый идеальный объект (идеальный газ, абсолютно черное тело, материальная точка и др.). В медицине это понятие «норма». Вряд ли существует хоть один живой организм, который удовлетворял бы всему бесчисленному множеству параметров так называемой нормальной жизнедеятельности. Тем не менее абстракция «норма» оказывает существенную помощь врачу в его клинической и особенно профилактической деятельности.
Развивающееся научное познание невозможно и без противоположных анализу и абстрагированию мысленных операций: синтеза и конкретизации. Разлагая объект на части, анализируя его, мышление в конечном счете соединяет, синтезирует полученное знание в единое целое. Теоретическое мышление признано на основе найденных путем абстрагирования «чистых» законов создать целостную картину явления в его конкретном существовании.
Логическая операция абстрагирования лежит в основе еще одной пары методов: индукции и дедукции.
Формы личностного знания.
Следуя М. Полани, можно выделить в личностном знании три основные области, характеризующиеся различным соотношением мышления и речи: 1) область неявного знания, словесное выражение которого недостаточно адекватно; 2) область знания, достаточно хорошо передаваемого средствами речи; 3) область «затрудненного понимания», где между содержанием мышления и речевыми средствами имеется несогласованность, которая мешает выразить содержание и его передачу, но эти помехи все же можно более или менее успешно преодолеть.
Самой распространенной формой личностного знания в первой области является непосредственное ознакомление с объектом. Включая объект в сферу своей деятельности, индивид развивает навыки и умения обращаться с ним. Развитие навыков и умений в какой–то области приводит к появлению мастерства. Уровень мастерства может быть различным и плохо подается измерению Для достижения высот мастерства нужно обладать талантом, под которым обычно понимают особую степень развития способностей к определенной форме социальной деятельности; это мастерство «в возможности». Талант (и его высшая форма – гений) позволяет создавать уже не просто искусные изделия, а изделия искусства, остающиеся в веках.
Как элементарные навыки и умения, так и мастерство транслируемы; навык можно освоить, мастерству – научить. Однако вербально – знаковые средства, выполняющие основную функцию, а трансляции научного знания, здесь играют второстепенную роль. На первом месте стоят личный пример учителя – мастера и подражание ученика. Даже наличие социализированного, выраженного в общезначимой языковой форме знания о том, как осуществляется та или иная человеческая деятельность, не устраняет необходимости личного общения, при котором личное знание, существующее в форме навыков и умений, передается другим людям.
Содержание личностного знания, которое образовано путем усвоения «внешнего» знания, выраженного в языке, в отличие от навыков и умений, поддается речевому воспроизведению без особых затруднений. Знание этого типа относится ко второй из указанных выше областей. И здесь главной характеристикой личностного знания является его включение в деятельность. Разрыв между знанием и умением использовать его означает, что знание стало личным, но не личностным.
К третьей области личностного знания принадлежат знания, заключенные в жизненных впечатлениях и переживаниях, совокупность которых составляет неповторимый, интимный мир личности. Они чрезвычайно трудно поддаются трансляции и социализации, да и в значительной мере не являются социально значимые результаты, требует преодоления трудностей, связанных с извлечением их из «личностного контекста», в котором они рождаются, и с внятным изложением на общезначимом языке. Индивид должен уметь оценить объективное значение своих личностных представлений, чтобы понять, стоит ли сообщать их другим, для чего ему нужно отличать их субъективную ценность от объективной.