Уровни и формы научного медицинского познания.
Обычно выделяют 2 уровня собственно научного познания: эмпирический и теоретический, а также уровень мировоззренческих общефилософских обобщений, вытекающих из развития той или иной науки.
Истоки медицинского эмпиризма и рационализма уходят в древнегреческую медицину. Эмпиризм в Древней Греции был представлен Косской школой, из которой вышел и «отец медицины» Гиппократ, а рационализм – Книдской школой. Эмпирики рассматривали медицину как искусство и ремесло, для которого вполне достаточно элементарных анатомических данных и наблюдений у постели больного. Рационалисты важнейшее значение придавали медицинским гипотезам, всевозможным теоретическим дедукциям и пренебрегали опытом, наблюдениями.
Эмпирики противопоставляли медицину всем остальным областям естествознания. Являясь искусством, она якобы пользуется научным естествознанием как вспомогательным средством. Эмпиризм очень часто перерастал в интуитивизм. Мышление врача должно избегать принципа причинности и строиться на интуиции; оно должно быть телеологическим.
Вопрос о соотношении элементов искусства и науки в медицине является вопросом о соотношении практики и теории. Как теория и практика находится в неразрывном единстве, так и элементы искусства и науки в медицине представляют две стороны единого целого. «Теоретическая медицина есть медицина объяснительная и направительная, практическая медицина – это медицина действующая и исполнительная. Первая содержит законы и разрабатывает метод рассуждения о болезни, вторая содержит правила и разрабатывает метод действия при болезни. Обе стороны должны находиться в брачном союзе. Теория и практика науки связаны генетически и органически. Связь эта тем очевиднее, чем совершеннее наука». (Митропольский Н. А., 1889).
В самом общем смысле эмпирический и теоретический уровни исследования различаются как знание соответственно о явлениях и об их сущности. Эмпирический уровень (ЭУ) – это такой уровень познания, содержание которого в основном получено из опыта, из непосредственного взаимодействия человека с объективной действительностью. На этом уровне предмет познания отражается со стороны свойств и отношений, доступных чувственному созерцанию и регистрации приборами.
Теоретическое познание представляет собой более высокую ступень отражения действительности, где объект представляет со стороны его связей и отношений, которые недоступны непосредственному изучению и которые вскрываются мышлением.
Задачей эмпирического уровня является получение научных фактов. Ее выполнение связано с тесным взаимодействием чувственного и рационального в ходе эмпирического познания. Эмпирическое познание никогда не может быть сведено к чистой чувственности. Даже первичный слой эмпирических знаний = данные наблюдений – всегда фиксируется в определенном языке, который использует специфические научные термины. Эмпирическое познание предполагает формирование на основе данных наблюдения особого типа знания – научного факта как результата рациональной обработки (осмысления, понимания, интерпретации) данных наблюдения. В этом смысле любые факты науки представляют собой взаимодействие чувственного и рационального. Факт – это объективно – истинное знание. А объективная истина не удостоверяется свое теоретическое истолкование, т. е. факты всегда «нагружены» теорией.
Протокольные данные прежде всего проходят первичную логическую обработку. Таблицы, схемы, графики – все это основные формы научного знания на эмпирическом уровне свидетельствуют о том, что эмпирическое не может быть сведено к чувственному. Высшей формой научного знания на ЭУ выступают эмпирические обобщения ( строгие правила, формулы). Они очень похожи на законы, отличаясь от последних тем, что фиксируют не внутренние причинно - следственные, необходимые отношения вещей, а внешние проявления этих отношений в виде регулярных последовательностей.
О теоретическом знании тоже можно сказать, что оно представляет собой переплетение чувственного и рационального. Можно говорить лишь о том, что на низших уровнях эмпирического познания доминирует чувственное, а на теоретическом уровне – рациональное. Теоретическое знание нельзя представить чем – то оторванным от действительности. Теория опирается на данные опыта, всегда старается интерпретировать свои положения в чувственно – наглядной форме (наглядные модели строения ДНК, атома).
Отождествление эмпирического исключительно с чувственным приводит некоторых медиков е непрерывному расширению термина «теория». В этом случае все клинические дисциплины, имеющие дело с больным, объявляются сугубо эмпирическими, а все медико – биологические – зачисляются в ранг теоретических.
С другой стороны, отождествление теоретического с логическим приводит некоторых ученых к абсолютизации абстрактно – логической, в частности, знаковой формы выражения научного знания. Медицина, психология, педагогика и другие науки заведомо объявляются эмпирическими по существу.
Различие эмпирического и теоретического уровней осуществляются по нескольким критериям: 1) предмет исследования; 2) средства исследования; 3) особенностями метода.
Эмпирическое исследование в основе своей ориентированно на изучение явлений и зависимостей между ними. Сущностные связи здесь еще не выделяются в чистом виде, но они уже проступают через конкретную оболочку явлений. На уровне же теоретического познания происходит выделение сущностных связей в чистом виде.
Нужно различать эмпирическую зависимость и теоретический закон. Первая является результатом обобщения опыта и представляет вероятностно – истинное знание; второй же – это всегда знание достоверное. Эмпирическое исследование изучает явления и их коррекции, в которых оно может уловить проявления закона. Но в чистом виде он дается только в результате теоретического исследования. Увеличение количества опытов само по себе не делает эмпирическую зависимость достоверным фактом, потому что индукция всегда имеет дело с незаконченным, неполным опытом. Теория не строится путем индуктивного обобщения опыта.
Средства эмпирического (ЭУ) и теоретического (ТУ) уровней познания тоже различны. Эмпирическое исследование базируется на непосредственном практическом взаимодействии исследователя с изучаемым объектом. Оно предполагает осуществление наблюдений и экспериментальную деятельность, поэтому его средства включают в себя приборы, приборные установки и т.д.
В теоретическом же исследовании объект может изучаться только опосредованно, в мысленном эксперименте. В качестве основного средства теоретического исследования выступают так называемые теоретические идеальные объекты (примерами могут служить материальная точка, абсолютно твердое тело, идеальный товар, идеализированная популяция в биологии). Введение в теорию абстрактных, идеализированных объектов и позволяет решать задачу познания сущности в чистом виде.
Эмпирический и теоретический типы познания различают также по методам исследовательской деятельности. Основными методами эмпирического исследования являются реальный эксперимент и реальное наблюдение. Теоретическое исследование применяет особые методы: построение идеализированного объекта, мысленный эксперимент с ним, методы построения теории, методы логического и исторического исследования и т.д.
Однако выделение и самостоятельное рассмотрение эмпирического и теоретического познания представляет собой абстракцию. В реальной жизни эти два слоя знания постоянно взаимодействуют.
Теоретическое знание носит принципиально синтетический характер. Первичное теоретическое осмысление материала образует первый уровень, результат которого фиксируется в форме обобщающих понятий («канцероген», «реактивность») и создаваемых на их основе многочисленных классификаций болезней и патологических процессов. Зная сущность явления, можно предсказать дальнейший ход событий и дать теоретическое обособление практическим действиям по устранению или предупреждению заболевания.
Создавая понятия, классификации, законы, мышление освобождается от давления эмпирического материала. Появляется возможность оперирования понятиями.
На основе понятий, полученных в результате первичного теоретического синтеза, становится возможным возникновение различных научных идей. Речь идет о создании обобщающих теорий, содержанием которых было бы объяснение значительного круга изучаемых данной наукой явлений. Основными формами теоретического знания на этом уровне являются идеи, проблемы, гипотезы, теории. Между ними не всегда можно провести четкие различия. Идея инфекционного начала всех болезней была положена в основу попыток создания всеобщей инфекционной теории патологии. Теория становится таковой лишь в процесс практической проверки и подтверждения ее предложений. На стадии же предложений идея, положенная в основу исследований, выступает в форме гипотезы. Для объяснения одного и того же явлений могут выдвигаться многие гипотезы. В данном случае гипотеза инфекционного происхождения болезней столкнулась с непреодолимыми трудностями. Эмпирический материал «Не желал» укладываться в эту узкую теоретическую схему. В таких случаях возникает проблема, т.е. проблема возникает тогда, когда вскрывается несоответствие теоретических объяснений определенного круга явлений и данными опыта или обнаруживается несоответствие между различными положениями внутри самой теории. Постановка проблемы выступает мощным источником развития теоретического знания.
Таким образом, научное знание в любой области науки представляет собой огромную массу взаимодействующих между собой различных типов знаний. Теория принимает участи в формировании фактов; в свою очередь, факты требуют построения новых теоретических моделей, которые сначала строятся как гипотезы, а потом обосновываются и превращаются в теории. Бывает и так, что сразу строится развитая теория, которая дает объяснение известным, но не нашедшим ранее объяснения фактам, либо заставляет по-новому интерпретировать известные факты. Единственным убедительным критерием отличия теоретического знания от эмпирического может быть только объяснение и предсказание явления на основе знания его внутреннего механизма, в качестве которого выступает первичный теоретический синтез знаний, делающий возможным установление закона.