Слоговые упражнения на двойные звуки ть, дь

тидди тедде тяддя тёддё тюддю
дитти детте дяття дёттё дюттю

После тщательной отработки мягких согласных т, дв слогах необходимо не менее тщательно тренироваться в произнесении этих звуков в словах. Мы предлагаем произносить подряд несколько слов, в которых повторяется мягкий согласный в сочетании с одним и тем же гласным. Частое повторение слов с одинаковым слогом поможет быстрее понять и освоить правильную артикуляцию мягких т, д.

Задание

В соответствии с нашими рекомендациями проведите работу над словами со звуками ть, дь:

тина плотина плоть диск подителъ гладь[ть]
титул картина сеть диктор задира падъ[ть]
тиснуть мотивы клеть дивный убеди- кладъ[ть]
тельный
тесто литейщик память дерзость задержка снедь[ть]
тень метелица мякоть деспот сидение заводь[ть]
терпкий канитель вспять деньги падение жёлудь[ть]
тяга сутяга плоть дятех водянка наледь[ть]
тяжесть культяпка всплыть дядя бродяга молодь[ть]
тезка потертый бедность деготь надежный грудъ[ть]
терка кутеж прыть дюжина гадюка сельдъ[ть]

Для уточнения произношения мягких согласных в конце слов помимо имен существительных, которые даются выше, полезно произносить глаголы в неопределенной форме, однако советуем ограничиваться односложными и двусложными словами типа петь, мять, ныть, быть, водить, рядить, метать. Односложные слова и двусложные слова с ударным слогом в конце помогут тем, у кого диалектное произношение, сосредоточить внимание на артикуляции мягкого согласного.

219.Очень важно упражняться в произнесении слогов с мягким разделительным знаком: тьи, тье, дьи, дье и др. Напоминаем, что при отсутствии разделительного ь и необходимой йотации для йотированных гласных типа статья, ладья, питьё, нытье, платье произносятся искаженно: «статя», «ладя», «питё», «плате». Кроме того, важно помнить, что в таких звукосочетаниях как тьи, дьигласный и будет также йотированным звуком.

Задание

Для освоения правильного произношения окончаний в словах, подобных слову статья, просклоняйте имена существительные. Внимательно следите за артикуляцией гласных в окончаниях этих слов:

статья статью ладья ладью
статьи статьей ладьи ладьей
статье о статье ладьео ладье

Встречается еще одна разновидность неправильного произношения мягких фонем т, д. Вместо мягкого т произносят мягкий к, вместо мягкого д- мягкий г. Это тоже диалектное произношение.

221. Задание

Выполните упражнения, которые даются ниже. Внимательно следите за положением языка при произнесении мягких к, г, т, д:

кити кете кятя кётё кютю
тики теке тякя тёкё тюкю
гиди геде гядя гёдё гюдю
диги деге дягя дёгё дюгю

Помните, что при произнесении мягких согласных т, д кончик языка прижимается к нижним или верхним зубам, а язык передней и средней частью спинки прижимается к альвеолам верхних зубов и твердому нёбу.

Задание

После того как вы усвоите артикуляцию трех пар смычных согласных п-б, к-г, т-д, проделайте упражнения на речевом материале, в котором объединены все эти звуки:

кпти кпт кпта кпто кпту кпты
птки пткэ птка птко птку пткы
тпки тпкэ тпка тпко тпку тпкы
гбди гбдэ гбда гбдо гбду гбды
дбги дбгэ дбга дбго дбгу дбгы
бдги бдгэ бдга дбго дбгу дбгы

Эти упражнения, построенные на сочетании всех трех смычных согласных (звонких и глухих), помогут вам прочно закрепить правильное произношение смычных согласных. Старайтесь произносить звукосочетания как один слог с одним гласным: кпти,а не «капыти», гбди,а не «габыди» и т.п.

В процессе упражнений на согласные звуки внимательно следите за дыханием. Не произносите звукосочетания и слова, не «взяв» дыхания.

223.После слов и звукосочетаний переходите к отработке согласных т, д в пословицах и стихотворных текстах.

Задание

Разберите по смыслу пословицы и стихотворные тексты. Наметьте логические паузы, найдите слова, несущие основную смысловую нагрузку; подумайте, что вы хотите сказать, с каким отношением. Соблюдайте особенности чтения стихотворного текста. Помните о нормах произношения безударных гласных.

т-ть, д-дь

Труд человека кормит, а лень портит.

Лучше вода у друга, чем мед у врага.

Друг - ценный клад, недругу никто не рад.

В тесноте, да не в обиде.

Есть-то есть, да не про вашу честь.

Делу время - потехе час.

* * *

В мире слов разнообразных

Что блестят, горят и жгут, -

Золотых, стальных, алмазных, -

А Нет священней слова: «Труд».

(В. Брюсов)

* * *

Пар полуденный, душистый,

Подымается с земли...

Что за звуки в серебристой

Все мне чудятся дали?

(А. Майков)

* * *

Мне душу дал Творец, дыхание - природа;

Глас сердца - мой закон, сокровище - свобода,

Родство мое - приязнь, любви обязан всем,

А проискам гнилым не должен я ничем.

(И. Долгоруков)

Согласные звуки ф-фь, в-вь

224.Эти звуки щелевые, зубно-губные. При артикуляции твердых и мягких согласных ф, в верхняя губа отогнута вверх, верхние зубы обнажены и касаются нижней губы, между губами и зубами образуется щель, через которую проходит струя выдыхаемого воздуха. При артикуляции мягких ф, в спинка языка поднимается к твердому нёбу. Голосовые связки на звонких в-вьсомкнуты и вибрируют, на глухих ф-фьне работают. Нёбная занавеска поднята.

Следует обратить внимание на то, что согласные ф, в зубно-губные. Студенты часто произносят их как губно-зубные, причем, это неправильное произношение можно заметить не сразу.

При губно-зубной артикуляции мы имеем двоякое произношение, когда вместо воля говорят «уоля» или «боли», вместо вал - «уал» или «бал», вместо кров - «кроу» и т.п. Особенно много, встречается ошибок в слогах со звуками о, уи в конце слов.

Работая над согласными ф, в, внимательно следите (с помощью зеркала), чтобы верхняя губа оттягивалась вверх и обнажала верхние зубы. Тем, у кого очень неподвижная верхняя губа, первое время ее надо поднимать пальцем и удерживать в нужном положении. Верхние зубы должны слегка касаться нижней губы. Некоторые студенты от излишнего старания закусывают верхними зубами нижнюю губу. Если при произнесении согласных ф, в вы станете закусывать нижнюю губу, струя выдыхаемого воздуха не будет иметь свободного выхода.

Слоговые упражнения на звуки ф, в

фэ фа фо фу фы
вэ во во ву вы,

Слоговые упражнения на двойные согласные фф, вв

фэввэ фавва фовво фувву фыввы
вэффэ ваффа воффо вуффу выффы
вэфф вафф вофф вуфф выфф

Помните, что двойные щелевые согласные произносятся более длительно, чем одиночные.

Задание

Выполните слоговые упражнения на звуки ф, вв позиции рядом с другими согласными:

фтэ фта фто фту фты   фсэ фса фсо фсу фсы
вдэ еда вдо еду еды   взэ вза взо взу взы
фкэ фка фко фку фкы   фшэ фша фшо фшу фшы
вгэ вга вго вгу вгы   вжэ вжа вжо вжу вжы

Слоговые упражнения на звуки фь, вь

фи фе фя фё фю
ви ве вя вё вю
фивви февве фяввя фёввё фюввю
виффи веффе. вяффя вёффё вюффю
виффь веффь вяффь вёффь вюффь
вти фте фтя фтё фтю
вди вде вдя вдё вдю

В процессе упражнений тщательно следите за артикуляцией. Напоминаем: согласные ф и в зубно-губные. Не забывайте оттягивать верхнюю губу и обнажать верхние зубы.

Задания

1. Проведите работу над твердыми и мягкими звуками ф, в:

факел кефаль философ вата навага кров[ф]
факты ката- шарф важ- зава- улов[ф]
фалк ность ривать
фольга плат- сейф вольта проворный наплыв[ф]
фарма
фосфор плафон торф ворвань задворки надры[ф]
форма лати- эльф вышка ковыль срыв [ф]
фундия
фикция мифи- любовь[фь] веха проверка вплавь[фь]
ческий
феска лафет морковь[фь] вера советник выправь[фъ]
Федор Фефела вкривь[фь] весны ковер свекровь[фь]
ведра пере- вяленый завязка кровь[фь]
вертыш

227. 2. Отработайте слова со звуками ф, в в позиции рядом с другими согласными.

избираться вскакивать [ф]скакивать (звук в переходит в фсогласно закону уподобления)
взваливать встревать [ф]стреватъ
вдалбливать вклиниваться [ф]клиниваться
врываться втолкнуть [ф]толкнуть
взрываться вшивать [ф]шиватъ

Для отработки артикуляции звука в полезно также поупражняться в произношении глаголов с приставкой вы-, как в ударном положении, так и в безударном.

вытащить вытаскивать выразить выражать
вынести выносить выходить выходить
выдолбить выдалбливать вытолкать выталкивать

Уделите внимание двойным согласным в, ф в словах и фразах. Двойные согласные влияют на изменение их смысла.

Задание

Произнесите вслух фразы, которые приводятся ниже. Проследите, как наличие двойных звуков ф, в изменяет смысл слова и всей фразы. (Напоминаем: двойные согласные щелевые звуки произносятся более длительно. С помощью зеркала проверьте артикуляцию звуков ф, в: верхняя губа касается середины нижних зубов, верхние зубы обязательно обнажены.)

Водить за нос Вводить в курс дела
Верх дома Вверх по лестнице
Вернуть долг Ввернуть словечко
Чистый воздух Выстрелить в воздух [вв]
Простой фокус Попасть в фокус [фф]
Февраль наступил В февральские дни [фф]
Валиться набок Ввалиться в комнату [вв]
Хороший фильм Сняться в фильме [фф]

Так как зубно-губные в, ф нередко подменяются в произношении губно-губными б, п, рекомендуем в целях освоения различия в артикуляции этих согласных использовать для упражнений слова и словосочетания, в которых звуки б и в, ф и л стоят рядом: обводить, обварить, обвенчаться, обвалять, обводнение, вбивать, вбрасывать, впитывать [фпитывать], вперемежку [фперемежку]; играть в баскетбол, вхожу в бар, прыгнуть в бездну, положить в пакет [фпакет], смотреть в пол [фпол], в путь-дорогу [фпуть-дорогу] и др.

228. Упражняясь в приземлении данного речевого материала, просклонять, а глаголы проспрягать.

обводнение обвиваю
обводнения обвиваешь
обводнению обвивает
обводнение обвиваем
обводнением обвиваете
об обводненнии обвивают

Работая над произношением звуков, тщательно следите за артикуляцией гласных как в ударном, так и в безударном положении.

Задание

Отрабатывая согласные звуки ф, в на пословицах и стихотворных текстах, проанализируйте их по смыслу; разделите фразы на речевые звенья, выявите важные по смыслу слова. Прочтите несколько раз вслух каждую пословицу и каждый текст. Следите за произношением гласных как в ударном, так и в безударных слогах.

ф-фь, в-вь

В своем гнезде и ворона коршуну глаза выклюет.

Каковы встречи, таковы и речи.

Не велик червяк - велик вред от него.

Век живи, век учись.

* * *

Среди долины ровныя,

На гладкой высоте

Цветет, растет высокий дуб

В могучей красоте.

(А. Мерзлякод)

* * *

Ты сам, забыв и свет, и тщетный шум пиров,

Ее беседой наслаждался

И в тихой радости, как путников средь песков,

Прелестным цветом любовался.

(А. Батюшков)

* * *

Его крылом задела слава,

Когда взвилась огнем вода,

Когда у самой переправы

Он обнял землю навсегда.

(А. Прокофьев)

Свистящие с-сь, з-зь и шипящие ш, ж, ч, щ

К работе над свистящими и шипящими согласными звуками отнеситесь очень серьезно. Наибольшее число недостатков речи связано с произношением именно этих звуков, причем значительная часть дефектов носит диалектный характер и поддается исправлению.

230. Свистящие звуки с-сь, з-зьпереднеязычные, щелевые. При артикуляции твердых с-ззубы обнажены, кончик языка касается нижних зубов, спинка языка слегка выгнута, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, отчего в середине образуется желобок. Воздух проходит по этому желобку создавая трением шум.

231. При произнесении мягких с, зартикуляция та же, но дополнительно спинка языка поднимается к твердому нёбу. При произнесении звуков з-зьсвязки сомкнуты и вибрируют. Нёбная занавеска поднята.

Задание

Произнесите поочередно несколько раз подряд: с-з, с-з... следя за различием в звучании глухого и звонкого звуков. Затем тщательно проработайте все слоговые упражнения, которые приводятся ниже.

  с-з           сь-зь        
1. се со со су сы   си се ся сё ею
2. асэ аса асо асу асы   аси асе ася асе асю
3. сасе саса сасо сасу сасы   саси сасе сася сасё ссю
4. зэ за зо зу зы   зи зе зя зё зю
5. азе аза азо азу азы   ази азе азя азё азю
6. зазэ заза зазо зазу зазы   зази зазе зазя зазё зазю
7. зис зэс зас зос зус   зись зесь зясь зёсь зюсь

Артикуляция звуков с-зтребует, чтобы кончик языка касался нижних передних зубов. При неправильной артикуляции кончик языка лежит чуть-чуть выше. Звук а в начале звукосочетаний в словах саи за, ся и зя (как в сочетаниях с твердыми, так и в сочетаниях с мягкими согласными) помогает точнее направить язык к нижним передним зубам, так как при произнесении этого звука язык находится у нижних передних зубов.

Задание

После слоговых упражнений со звуками с, зотработайте слова, в которых тренируемый звук повторяется в сочетании с одним и тем же гласным. Произнося слова, внимательно слушайте себя и следите за артикуляцией речевых органов. В первое время рекомендуем пользоваться маленьким зеркалом. Напоминаем: зубы при произнесении твердых и мягких с, з в сочетании с гласными и, э, а, ы обнажены.

с-з
сахар сок суд сын трус
саван сокол сутолка сыр перекос
сад сон сумка сызнова вкус
касатка посол косуля пересыпать лес
насадка носок посулы посылка бес
носатый засохнуть насупиться усыпанный бас
сь-зь      
сизый сени сестры лосось
синий селезень сёмга вкось
символ семя сёла брось
проситель посевы осётр лось
носитель насест осёл рысь
крысиный весенний оседлый наискось

Необходимо уделить внимание двойным согласным с-з, твердым и мягким, на стыке слов и в словах с приставками из-, ис-, рас-, раз-, бес-, без-, вое-: иззябший, иссеченный, бессмертник, безземелье, раззеваться, восседать, вырвать из сердца [иссердца], прыгнуть через забор [череззабор], жить без забот [беззабот], пройти через сад [черессад].

234.1. Произнесите данные слова и фразы и сопоставьте произношение в словах одинарных звуков с и з с произношением двойных согласных.

насажать [нассажают] [сс]
сердить [нассердить] [сс]
насмешить [нассмешат] [сс]
нас губить [нассгубить] [зз]
нас беречь [нассберечь] [зз]
нас грызть [нассгрызть] [зз]

(Звук с переходит в з на основании закона уподобления.)

235.2. Потренируйтесь в произнесении слов, в которых согласные сизсмягчаются в результате действия закона смягчения согласных.

пишется произносится пишется произносится
стена [сь]тена грусть гру[сь]ть
стежка [сь]тежка весть ве[сь]ть
стяг [сь]тяг масть ма[сь]ть
стягивать [сь]тягивать кость ко[сь]ть
песня пе[сь]ня честь че[сь]ть
если е[сь]ли пасть па[сь]ть
ясли я[сь]ли лесть ле[сь]ть
издевка йи[зь]девка возле во[зь]ле
сдвинуть [зь]двинуть грозди гро[зь]ди
возмездие во[зь]мездие издержки и[зь]держки

Произнося эти слова, следите, чтобы звуки с и з были мягкими.

Обязательно потренируйтесь в произнесении слов, в которых под действием правила смягчения согласных от стоящего рядом мягкого согласного смягчаются еще два соседних звука - ств:естественный, искусственный, торжественный, божественный, художественный, путешественник, путешественница, отечественный и др.

Произнося слова вслух, внимательно слушайте себя и следите за артикуляцией согласных и гласных звуков.

Задание

Сделайте логический разбор пословиц и стихотворных текстов. Выпишите из пословиц, скороговорок, фрагментов стихотворений слова, в которых звуки с и з смягчаются от стоящего рядом мягкого согласного (ассимиляция по мягкости). Произнесите вслух все выписанные слова, соблюдая изученные вами правила произношения согласных звуков и безударных гласных. Прочтите все тексты вслух.

с-сь, з-зь

Не все то золото, что блестит.

Где сосна не стоит, а своему бору шумит.

Дав слово, держись, а не дав - крепись.

Сачок зацепился за сучок.

У Сени и Сани в сетях сом с усами.

У осы не усы, не усищи, а усики.

Осип охрип, Архип осип.

Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках; санки скок,

Сеньку с ног, Саньку в бок, Соньку в лоб, все в сугроб.

* * *

Идем по жнивью, не спеша,

С тобою, друг мой скромный,

И изливается душа

Как в сельской церкви темной.

(А. Блок)

* * *

И когда я лег вздремнуть,

Ты пришла меня разуть,

Как дитя свое любимое -

Старика в гнездо родимое

Воротившегося,

Истомившегося.

(Я. Полонский)

* * *

Стань твердой, мысль!

Стань зычным, слово!

Стань наковальней, мысль!

Стань колоколом, слово!

(В. Брюсов)

* * *

Через тридцать лет долой

Я вернулся и слепой

Уж застал тебя старушкою,

В темной кухне, с чайной кружкою -

Ты догадывалась -

Слезно радовалась.

(Я. Полонский)

238. Согласные звуки ш-ж. Эти звуки переднеязычные, щелевые. Звук ш - глухой, ж- звонкий. Ш и жвсегда твердые, за редким исключением. При артикуляции ш-ж, губы чуть выдвинуты вперед, кончик языка находится за альвеолами верхних зубов и приближается к твердому нёбу. Струя выдыхаемого воздуха проходит в щель, которую образуют язык и твердое нёбо. При произнесении звонкого жголосовые связки сомкнуты и вибрируют. При произнесении ш, жнёбная занавеска поднята.

239.Для усвоения различия между звонким и глухим звуками произнесите их несколько раз подряд поочередно: ш-ж, ш-ж, ш-ж.

240.Если после ш и жидут гласные ии е, которые указывают на мягкость предшествующего согласного, ш, ж в этих случаях не смягчаются. Например, в словах машина, жертва звуки ш и жпроизносятся твердо - так, как если бы после них был ы: [машына], [жэртва].

Порою встречается смягченное произношение ш и ж. Чаще всего оно проявляется в словах, в которых после ш и жпишутся ии е: житель, жизнь, ширма, шесть, шест и др.

241. Тем, у кого смягченное произношение ш и ж, рекомендуем проверить артикуляцию этих звуков и выполнить следующее упражнение:

э-шэ, а-ша, о-шо, у-шу, ы-шы
э-жэ, а-жа, о-жо, у-жу, ы-жы

Произнося вслед за гласным слог, не меняйте форму губ, не делайте паузы, а все внимание сосредоточьте на работе языка.

242.Буква ю обычно после ш и ж не пишется. Исключение составляют два заимственных слова: брошюра и жюри. В слове брошюра ш произносится согласно закону русской орфоэпии твердо: бро[шу]ра. Слово жюри произносится с мягким ж(заимственно из французского языка).

Слоговые упражнения на звуки ш, ж

шэ ша шо шу шы шти штэ шта што шту шты

жэ жа жо жу жы жди ждэ жда ждо жду жды

жэш жаш жош жуш жыш

Слоговые упражнения на двойные звуки ш, жд

шэжжэ шажжа шожжо шужжу шыжжы
жэшшэ жашша ждшшо жушшу жышшы

Слова на звуки ш, ж

шик[щы] вершины[шы] ёрш жир[жы] ужимки[жы] нож[ш]
шина крушина фраш жизнь пружина страж
шелест[шэ] прошение[шэ] шалаш жесть[жэ] брожение[жэ] стриж
шерсть крушение гашиш жертва[жэ] уроженец блажь
шалость кушак чушь жатва урожайность дрожь
шапка лишайник малыш жадность дрожание ложь
шомпол посошок палаш желтый[жо] кружок морж
шорох распашонка брешь жёлчь [жо] бережок уж

243.Правило: сш и зшпроизносятся как двойные ш[шш],

еж и зжпроизносятся как двойные ж[жж]

Двойные ж и шобразуются в словах и на стыке слов, если сизнаходятся в предлоге или приставке, а ш и ж - в корне, или сизнаходятся в корне, а ши ж- в окончании.

Задание

Произнесите вслух слова и фразы, слушайте, правильно ли звучат согласные ши ж.

пишется произносится пишется произносится
расширение ра[шш]ирение разжаловать ра[жж]аловать
бесшабашный бе[шш]абашный безжалостный бе[жж]алостный
восшествие во[шш]ествие возжигать во[жж]игать
угасший уга[шш]ий изжога и[жж]ога
вошел с шумом [шш]умом нитка
с жемчугом [жж]емчугом
пришел бе[шш]апки букет
без шапки из жасмина и[жж]асмина
рожь шумит ро[шш]умит малыш шалит малы[шш]алит
ёрш шустрый ер[шш]устрый мышь шуршит мы[шш]уршит

Обратите внимание на следующее: жж и зжвнутри корня произносятся как долгий мягкий звук ж; в транскрипции он обозначается [жьжь]:

пишется произносится
визжать ви[жьжя]ть
приезжать прие[жьжя]ть
брюзжать брю[жьжя]ть
позже по[жьже]
вожжи во[жьжи]
дрожжи дро[жьжи]

245. Для освоения произношения двойного мягкого ж [жьжь] проспрягайте глаголы уезжать, заезжать, отъезжать, переезжать и др. и просклоняйте существительные вожжи и дрожжи.

уезжаю [жьжь] дрожжи [жьжь]
уезжаешь дрожжей
уезжает дрожжам
уезжаем дрожжи
уезжаете дрожжами
уезжают о дрожжах

246. В словах, в которых рядом стоят согласный ж и мягкий д, например, убеждение, утверждение, снисхождение, некоторые смягчают согласный ж, распространяя на этот звук правило смягчения согласных. Такое произношение является диалектным; от него следует избавляться. Еще раз подчеркнем, что звуки ш, ж твердые.

247. Практика показывает, что те, кто мягко произносит ж в словах типа убеждение, утверждение, возрождение, в глаголах, образованных от существительных, в которых после д идет а, типа убеждать, утверждать, возрождать, произносят ж твердо. Рекомендуем тем, кто смягчает звук в существительных, произнести несколько раз один из вышеназванных глаголов, например, убеждать, а затем сказать существительное убеждение. При этом нужно внимательно слушать себя и следить за артикуляцией языка.

248. Полезен и другой прием: при произнесении существительных делать маленькую паузу после звука ж: убеж-дение, ут-верж-дение, снисхож-дение, а потом снять эту паузу. Делая паузу после звука ж, вы удержите язык в правильном положении, т.е. середина языка не приблизится к твердому нёбу, что характерно для произношения всех мягких согласных. Повторите это упражнение несколько раз, пока не услышите, что согласный ж в существительных вы произносите твердо.

249.В русском языке есть группа слов, в которых ш и ж стоят рядом с мягкими согласными, например: вешний, художник, сапожник, пришли, вежливый, ушли, кашлять и др. Некоторые студенты смягчают согласные ш и ж, распространяя на эти звуки правила смягчения согласных; «вишьня».

Для устранения данного недостатка рекомендуем произносить эти слова, используя прием паузы: виш-ня, худож-ник, са-пож-ник, каш-лять.

Задание

Разберите пословицы и стихотворные тексты по смыслу. Работая над стихотворными текстами, не забывайте об особенностях стихотворной речи. Следите за произношением ш и ж, которые в русском языке всегда твердые. Помните о дыхании.

ш, ж

Дружба дружбой, а служба службой.

Держи уши пошире, а рот поуже.

Скажешь - не воротишь, напишешь - не сотрешь, отрубишь - не приставишь.

Вражда с дураком не умнее дружбы.

Что посеешь, то и пожнешь, что пожнешь, то и смолотишь.

В полплеча работа тяжела, оба подставишь, легче справишь.

* * *

Почивай же, дружок!

Память вечная!

Не жива ль твоя бедная мать?

Или, может, зазноба сердечная

Будет таять, дружка поджидать?

(Н. Некрасов)

* * *

Мы - жнецы разгульных нив,

Мы - жильцы российских хижин.

Кто из нас доселе жив,

Тот судьбою не обижен.

(П. Орешин)

* * *

Рассудком тщетно ты хлопочешь,

Предрассужденья одолеть;

И если волею не хочешь,

Насильно будешь ты терпеть.

(И. Долгоруков)

* * *

Зреет рожь - тебе заботушка

Как бы градом не побилася,

Без дождей в жары не высохла,

От дождей не положилася.

(И. Никитин)

251. Согласный щ. Этот звук долгий мягкий - [шыпь]. Артикуляция та же, что у ш, но к ней прибавляется дополнительная артикуляция мягкости: спинка языка поднимается к твердому нёбу, губы слегка выдвинуты вперед; голосовые связки не принимают участия в произнесении. Нёбная занавеска поднята. При артикуляции щ очень важно струю выдыхаемого воздуха тянуть и активно направлять в щель, образуемую средней частью спинки языка и твердым нёбом. Те, у кого этот звук лишен длительности, произносят слова с вялым дефектным звуком щ.

252. Согласный звук ч.Этот звук глухой, смычно-щелевой (аффриката). Имеет сложную слитную артикуляцию: начинается с взрывного ть и переходит в щелевой шь [тыпь]. Края языка прижаты к боковым зубам, спинка поднята к твердому нёбу, губы слегка выдвинуты вперед, как при произнесении звука ш.

В отличие от звуков ши ж, которые всегда твердые, ч и щ всегда мягкие, что тоже иногда вызывает трудности у некоторых студентов.

Примечание.После согласных ч и щ не пишутся я, е, ю. Но для освоения мягкости звуков ч и щ в упражнениях мы пишем е, я, ю. Это поможет студентам произносить ч и щ мягко, так как середина языка при йотированных гласных всегда поднимается к твердому нёбу.

Слоговые упражнения на звук щ(двойной мягкий ш [шьшь])

Наши рекомендации