Слоговые упражнения на двойные звуки ть, дь
тидди | тедде | тяддя | тёддё | тюддю |
дитти | детте | дяття | дёттё | дюттю |
После тщательной отработки мягких согласных т, дв слогах необходимо не менее тщательно тренироваться в произнесении этих звуков в словах. Мы предлагаем произносить подряд несколько слов, в которых повторяется мягкий согласный в сочетании с одним и тем же гласным. Частое повторение слов с одинаковым слогом поможет быстрее понять и освоить правильную артикуляцию мягких т, д.
Задание
В соответствии с нашими рекомендациями проведите работу над словами со звуками ть, дь:
тина | плотина | плоть | диск | подителъ | гладь[ть] |
титул | картина | сеть | диктор | задира | падъ[ть] |
тиснуть | мотивы | клеть | дивный | убеди- | кладъ[ть] |
тельный | |||||
тесто | литейщик | память | дерзость | задержка | снедь[ть] |
тень | метелица | мякоть | деспот | сидение | заводь[ть] |
терпкий | канитель | вспять | деньги | падение | жёлудь[ть] |
тяга | сутяга | плоть | дятех | водянка | наледь[ть] |
тяжесть | культяпка | всплыть | дядя | бродяга | молодь[ть] |
тезка | потертый | бедность | деготь | надежный | грудъ[ть] |
терка | кутеж | прыть | дюжина | гадюка | сельдъ[ть] |
Для уточнения произношения мягких согласных в конце слов помимо имен существительных, которые даются выше, полезно произносить глаголы в неопределенной форме, однако советуем ограничиваться односложными и двусложными словами типа петь, мять, ныть, быть, водить, рядить, метать. Односложные слова и двусложные слова с ударным слогом в конце помогут тем, у кого диалектное произношение, сосредоточить внимание на артикуляции мягкого согласного.
219.Очень важно упражняться в произнесении слогов с мягким разделительным знаком: тьи, тье, дьи, дье и др. Напоминаем, что при отсутствии разделительного ь и необходимой йотации для йотированных гласных типа статья, ладья, питьё, нытье, платье произносятся искаженно: «статя», «ладя», «питё», «плате». Кроме того, важно помнить, что в таких звукосочетаниях как тьи, дьигласный и будет также йотированным звуком.
Задание
Для освоения правильного произношения окончаний в словах, подобных слову статья, просклоняйте имена существительные. Внимательно следите за артикуляцией гласных в окончаниях этих слов:
статья | статью | ладья | ладью |
статьи | статьей | ладьи | ладьей |
статье | о статье | ладьео | ладье |
Встречается еще одна разновидность неправильного произношения мягких фонем т, д. Вместо мягкого т произносят мягкий к, вместо мягкого д- мягкий г. Это тоже диалектное произношение.
221. Задание
Выполните упражнения, которые даются ниже. Внимательно следите за положением языка при произнесении мягких к, г, т, д:
кити | кете | кятя | кётё | кютю |
тики | теке | тякя | тёкё | тюкю |
гиди | геде | гядя | гёдё | гюдю |
диги | деге | дягя | дёгё | дюгю |
Помните, что при произнесении мягких согласных т, д кончик языка прижимается к нижним или верхним зубам, а язык передней и средней частью спинки прижимается к альвеолам верхних зубов и твердому нёбу.
Задание
После того как вы усвоите артикуляцию трех пар смычных согласных п-б, к-г, т-д, проделайте упражнения на речевом материале, в котором объединены все эти звуки:
кпти | кпт | кпта | кпто | кпту | кпты |
птки | пткэ | птка | птко | птку | пткы |
тпки | тпкэ | тпка | тпко | тпку | тпкы |
гбди | гбдэ | гбда | гбдо | гбду | гбды |
дбги | дбгэ | дбга | дбго | дбгу | дбгы |
бдги | бдгэ | бдга | дбго | дбгу | дбгы |
Эти упражнения, построенные на сочетании всех трех смычных согласных (звонких и глухих), помогут вам прочно закрепить правильное произношение смычных согласных. Старайтесь произносить звукосочетания как один слог с одним гласным: кпти,а не «капыти», гбди,а не «габыди» и т.п.
В процессе упражнений на согласные звуки внимательно следите за дыханием. Не произносите звукосочетания и слова, не «взяв» дыхания.
223.После слов и звукосочетаний переходите к отработке согласных т, д в пословицах и стихотворных текстах.
Задание
Разберите по смыслу пословицы и стихотворные тексты. Наметьте логические паузы, найдите слова, несущие основную смысловую нагрузку; подумайте, что вы хотите сказать, с каким отношением. Соблюдайте особенности чтения стихотворного текста. Помните о нормах произношения безударных гласных.
т-ть, д-дь
Труд человека кормит, а лень портит.
Лучше вода у друга, чем мед у врага.
Друг - ценный клад, недругу никто не рад.
В тесноте, да не в обиде.
Есть-то есть, да не про вашу честь.
Делу время - потехе час.
* * *
В мире слов разнообразных
Что блестят, горят и жгут, -
Золотых, стальных, алмазных, -
А Нет священней слова: «Труд».
(В. Брюсов)
* * *
Пар полуденный, душистый,
Подымается с земли...
Что за звуки в серебристой
Все мне чудятся дали?
(А. Майков)
* * *
Мне душу дал Творец, дыхание - природа;
Глас сердца - мой закон, сокровище - свобода,
Родство мое - приязнь, любви обязан всем,
А проискам гнилым не должен я ничем.
(И. Долгоруков)
Согласные звуки ф-фь, в-вь
224.Эти звуки щелевые, зубно-губные. При артикуляции твердых и мягких согласных ф, в верхняя губа отогнута вверх, верхние зубы обнажены и касаются нижней губы, между губами и зубами образуется щель, через которую проходит струя выдыхаемого воздуха. При артикуляции мягких ф, в спинка языка поднимается к твердому нёбу. Голосовые связки на звонких в-вьсомкнуты и вибрируют, на глухих ф-фьне работают. Нёбная занавеска поднята.
Следует обратить внимание на то, что согласные ф, в зубно-губные. Студенты часто произносят их как губно-зубные, причем, это неправильное произношение можно заметить не сразу.
При губно-зубной артикуляции мы имеем двоякое произношение, когда вместо воля говорят «уоля» или «боли», вместо вал - «уал» или «бал», вместо кров - «кроу» и т.п. Особенно много, встречается ошибок в слогах со звуками о, уи в конце слов.
Работая над согласными ф, в, внимательно следите (с помощью зеркала), чтобы верхняя губа оттягивалась вверх и обнажала верхние зубы. Тем, у кого очень неподвижная верхняя губа, первое время ее надо поднимать пальцем и удерживать в нужном положении. Верхние зубы должны слегка касаться нижней губы. Некоторые студенты от излишнего старания закусывают верхними зубами нижнюю губу. Если при произнесении согласных ф, в вы станете закусывать нижнюю губу, струя выдыхаемого воздуха не будет иметь свободного выхода.
Слоговые упражнения на звуки ф, в
фэ | фа | фо | фу | фы |
вэ | во | во | ву | вы, |
Слоговые упражнения на двойные согласные фф, вв
фэввэ | фавва | фовво | фувву | фыввы |
вэффэ | ваффа | воффо | вуффу | выффы |
вэфф | вафф | вофф | вуфф | выфф |
Помните, что двойные щелевые согласные произносятся более длительно, чем одиночные.
Задание
Выполните слоговые упражнения на звуки ф, вв позиции рядом с другими согласными:
фтэ | фта | фто | фту | фты | фсэ | фса | фсо | фсу | фсы | |
вдэ | еда | вдо | еду | еды | взэ | вза | взо | взу | взы | |
фкэ | фка | фко | фку | фкы | фшэ | фша | фшо | фшу | фшы | |
вгэ | вга | вго | вгу | вгы | вжэ | вжа | вжо | вжу | вжы |
Слоговые упражнения на звуки фь, вь
фи | фе | фя | фё | фю |
ви | ве | вя | вё | вю |
фивви | февве | фяввя | фёввё | фюввю |
виффи | веффе. | вяффя | вёффё | вюффю |
виффь | веффь | вяффь | вёффь | вюффь |
вти | фте | фтя | фтё | фтю |
вди | вде | вдя | вдё | вдю |
В процессе упражнений тщательно следите за артикуляцией. Напоминаем: согласные ф и в зубно-губные. Не забывайте оттягивать верхнюю губу и обнажать верхние зубы.
Задания
1. Проведите работу над твердыми и мягкими звуками ф, в:
факел | кефаль | философ | вата | навага | кров[ф] |
факты | ката- | шарф | важ- | зава- | улов[ф] |
фалк | ность | ривать | |||
фольга | плат- | сейф | вольта | проворный | наплыв[ф] |
фарма | |||||
фосфор | плафон | торф | ворвань | задворки | надры[ф] |
форма | лати- | эльф | вышка | ковыль | срыв [ф] |
фундия | |||||
фикция | мифи- | любовь[фь] | веха | проверка | вплавь[фь] |
ческий | |||||
феска | лафет | морковь[фь] | вера | советник | выправь[фъ] |
Федор | Фефела | вкривь[фь] | весны | ковер | свекровь[фь] |
ведра | пере- | вяленый | завязка | кровь[фь] | |
вертыш |
227. 2. Отработайте слова со звуками ф, в в позиции рядом с другими согласными.
избираться | вскакивать | [ф]скакивать | (звук в переходит в фсогласно закону уподобления) |
взваливать | встревать | [ф]стреватъ | |
вдалбливать | вклиниваться | [ф]клиниваться | |
врываться | втолкнуть | [ф]толкнуть | |
взрываться | вшивать | [ф]шиватъ |
Для отработки артикуляции звука в полезно также поупражняться в произношении глаголов с приставкой вы-, как в ударном положении, так и в безударном.
вытащить | вытаскивать | выразить | выражать |
вынести | выносить | выходить | выходить |
выдолбить | выдалбливать | вытолкать | выталкивать |
Уделите внимание двойным согласным в, ф в словах и фразах. Двойные согласные влияют на изменение их смысла.
Задание
Произнесите вслух фразы, которые приводятся ниже. Проследите, как наличие двойных звуков ф, в изменяет смысл слова и всей фразы. (Напоминаем: двойные согласные щелевые звуки произносятся более длительно. С помощью зеркала проверьте артикуляцию звуков ф, в: верхняя губа касается середины нижних зубов, верхние зубы обязательно обнажены.)
Водить за нос | Вводить в курс дела |
Верх дома | Вверх по лестнице |
Вернуть долг | Ввернуть словечко |
Чистый воздух | Выстрелить в воздух [вв] |
Простой фокус | Попасть в фокус [фф] |
Февраль наступил | В февральские дни [фф] |
Валиться набок | Ввалиться в комнату [вв] |
Хороший фильм | Сняться в фильме [фф] |
Так как зубно-губные в, ф нередко подменяются в произношении губно-губными б, п, рекомендуем в целях освоения различия в артикуляции этих согласных использовать для упражнений слова и словосочетания, в которых звуки б и в, ф и л стоят рядом: обводить, обварить, обвенчаться, обвалять, обводнение, вбивать, вбрасывать, впитывать [фпитывать], вперемежку [фперемежку]; играть в баскетбол, вхожу в бар, прыгнуть в бездну, положить в пакет [фпакет], смотреть в пол [фпол], в путь-дорогу [фпуть-дорогу] и др.
228. Упражняясь в приземлении данного речевого материала, просклонять, а глаголы проспрягать.
обводнение | обвиваю |
обводнения | обвиваешь |
обводнению | обвивает |
обводнение | обвиваем |
обводнением | обвиваете |
об обводненнии | обвивают |
Работая над произношением звуков, тщательно следите за артикуляцией гласных как в ударном, так и в безударном положении.
Задание
Отрабатывая согласные звуки ф, в на пословицах и стихотворных текстах, проанализируйте их по смыслу; разделите фразы на речевые звенья, выявите важные по смыслу слова. Прочтите несколько раз вслух каждую пословицу и каждый текст. Следите за произношением гласных как в ударном, так и в безударных слогах.
ф-фь, в-вь
В своем гнезде и ворона коршуну глаза выклюет.
Каковы встречи, таковы и речи.
Не велик червяк - велик вред от него.
Век живи, век учись.
* * *
Среди долины ровныя,
На гладкой высоте
Цветет, растет высокий дуб
В могучей красоте.
(А. Мерзлякод)
* * *
Ты сам, забыв и свет, и тщетный шум пиров,
Ее беседой наслаждался
И в тихой радости, как путников средь песков,
Прелестным цветом любовался.
(А. Батюшков)
* * *
Его крылом задела слава,
Когда взвилась огнем вода,
Когда у самой переправы
Он обнял землю навсегда.
(А. Прокофьев)
Свистящие с-сь, з-зь и шипящие ш, ж, ч, щ
К работе над свистящими и шипящими согласными звуками отнеситесь очень серьезно. Наибольшее число недостатков речи связано с произношением именно этих звуков, причем значительная часть дефектов носит диалектный характер и поддается исправлению.
230. Свистящие звуки с-сь, з-зьпереднеязычные, щелевые. При артикуляции твердых с-ззубы обнажены, кончик языка касается нижних зубов, спинка языка слегка выгнута, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, отчего в середине образуется желобок. Воздух проходит по этому желобку создавая трением шум.
231. При произнесении мягких с, зартикуляция та же, но дополнительно спинка языка поднимается к твердому нёбу. При произнесении звуков з-зьсвязки сомкнуты и вибрируют. Нёбная занавеска поднята.
Задание
Произнесите поочередно несколько раз подряд: с-з, с-з... следя за различием в звучании глухого и звонкого звуков. Затем тщательно проработайте все слоговые упражнения, которые приводятся ниже.
с-з | сь-зь | ||||||||||
1. | се | со | со | су | сы | си | се | ся | сё | ею | |
2. | асэ | аса | асо | асу | асы | аси | асе | ася | асе | асю | |
3. | сасе | саса | сасо | сасу | сасы | саси | сасе | сася | сасё | ссю | |
4. | зэ | за | зо | зу | зы | зи | зе | зя | зё | зю | |
5. | азе | аза | азо | азу | азы | ази | азе | азя | азё | азю | |
6. | зазэ | заза | зазо | зазу | зазы | зази | зазе | зазя | зазё | зазю | |
7. | зис | зэс | зас | зос | зус | зись | зесь | зясь | зёсь | зюсь |
Артикуляция звуков с-зтребует, чтобы кончик языка касался нижних передних зубов. При неправильной артикуляции кончик языка лежит чуть-чуть выше. Звук а в начале звукосочетаний в словах саи за, ся и зя (как в сочетаниях с твердыми, так и в сочетаниях с мягкими согласными) помогает точнее направить язык к нижним передним зубам, так как при произнесении этого звука язык находится у нижних передних зубов.
Задание
После слоговых упражнений со звуками с, зотработайте слова, в которых тренируемый звук повторяется в сочетании с одним и тем же гласным. Произнося слова, внимательно слушайте себя и следите за артикуляцией речевых органов. В первое время рекомендуем пользоваться маленьким зеркалом. Напоминаем: зубы при произнесении твердых и мягких с, з в сочетании с гласными и, э, а, ы обнажены.
с-з | ||||
сахар | сок | суд | сын | трус |
саван | сокол | сутолка | сыр | перекос |
сад | сон | сумка | сызнова | вкус |
касатка | посол | косуля | пересыпать | лес |
насадка | носок | посулы | посылка | бес |
носатый | засохнуть | насупиться | усыпанный | бас |
сь-зь | |||
сизый | сени | сестры | лосось |
синий | селезень | сёмга | вкось |
символ | семя | сёла | брось |
проситель | посевы | осётр | лось |
носитель | насест | осёл | рысь |
крысиный | весенний | оседлый | наискось |
Необходимо уделить внимание двойным согласным с-з, твердым и мягким, на стыке слов и в словах с приставками из-, ис-, рас-, раз-, бес-, без-, вое-: иззябший, иссеченный, бессмертник, безземелье, раззеваться, восседать, вырвать из сердца [иссердца], прыгнуть через забор [череззабор], жить без забот [беззабот], пройти через сад [черессад].
234.1. Произнесите данные слова и фразы и сопоставьте произношение в словах одинарных звуков с и з с произношением двойных согласных.
насажать | [нассажают] [сс] |
сердить | [нассердить] [сс] |
насмешить | [нассмешат] [сс] |
нас губить | [нассгубить] [зз] |
нас беречь | [нассберечь] [зз] |
нас грызть | [нассгрызть] [зз] |
(Звук с переходит в з на основании закона уподобления.)
235.2. Потренируйтесь в произнесении слов, в которых согласные сизсмягчаются в результате действия закона смягчения согласных.
пишется | произносится | пишется | произносится |
стена | [сь]тена | грусть | гру[сь]ть |
стежка | [сь]тежка | весть | ве[сь]ть |
стяг | [сь]тяг | масть | ма[сь]ть |
стягивать | [сь]тягивать | кость | ко[сь]ть |
песня | пе[сь]ня | честь | че[сь]ть |
если | е[сь]ли | пасть | па[сь]ть |
ясли | я[сь]ли | лесть | ле[сь]ть |
издевка | йи[зь]девка | возле | во[зь]ле |
сдвинуть | [зь]двинуть | грозди | гро[зь]ди |
возмездие | во[зь]мездие | издержки | и[зь]держки |
Произнося эти слова, следите, чтобы звуки с и з были мягкими.
Обязательно потренируйтесь в произнесении слов, в которых под действием правила смягчения согласных от стоящего рядом мягкого согласного смягчаются еще два соседних звука - ств:естественный, искусственный, торжественный, божественный, художественный, путешественник, путешественница, отечественный и др.
Произнося слова вслух, внимательно слушайте себя и следите за артикуляцией согласных и гласных звуков.
Задание
Сделайте логический разбор пословиц и стихотворных текстов. Выпишите из пословиц, скороговорок, фрагментов стихотворений слова, в которых звуки с и з смягчаются от стоящего рядом мягкого согласного (ассимиляция по мягкости). Произнесите вслух все выписанные слова, соблюдая изученные вами правила произношения согласных звуков и безударных гласных. Прочтите все тексты вслух.
с-сь, з-зь
Не все то золото, что блестит.
Где сосна не стоит, а своему бору шумит.
Дав слово, держись, а не дав - крепись.
Сачок зацепился за сучок.
У Сени и Сани в сетях сом с усами.
У осы не усы, не усищи, а усики.
Осип охрип, Архип осип.
Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках; санки скок,
Сеньку с ног, Саньку в бок, Соньку в лоб, все в сугроб.
* * *
Идем по жнивью, не спеша,
С тобою, друг мой скромный,
И изливается душа
Как в сельской церкви темной.
(А. Блок)
* * *
И когда я лег вздремнуть,
Ты пришла меня разуть,
Как дитя свое любимое -
Старика в гнездо родимое
Воротившегося,
Истомившегося.
(Я. Полонский)
* * *
Стань твердой, мысль!
Стань зычным, слово!
Стань наковальней, мысль!
Стань колоколом, слово!
(В. Брюсов)
* * *
Через тридцать лет долой
Я вернулся и слепой
Уж застал тебя старушкою,
В темной кухне, с чайной кружкою -
Ты догадывалась -
Слезно радовалась.
(Я. Полонский)
238. Согласные звуки ш-ж. Эти звуки переднеязычные, щелевые. Звук ш - глухой, ж- звонкий. Ш и жвсегда твердые, за редким исключением. При артикуляции ш-ж, губы чуть выдвинуты вперед, кончик языка находится за альвеолами верхних зубов и приближается к твердому нёбу. Струя выдыхаемого воздуха проходит в щель, которую образуют язык и твердое нёбо. При произнесении звонкого жголосовые связки сомкнуты и вибрируют. При произнесении ш, жнёбная занавеска поднята.
239.Для усвоения различия между звонким и глухим звуками произнесите их несколько раз подряд поочередно: ш-ж, ш-ж, ш-ж.
240.Если после ш и жидут гласные ии е, которые указывают на мягкость предшествующего согласного, ш, ж в этих случаях не смягчаются. Например, в словах машина, жертва звуки ш и жпроизносятся твердо - так, как если бы после них был ы: [машына], [жэртва].
Порою встречается смягченное произношение ш и ж. Чаще всего оно проявляется в словах, в которых после ш и жпишутся ии е: житель, жизнь, ширма, шесть, шест и др.
241. Тем, у кого смягченное произношение ш и ж, рекомендуем проверить артикуляцию этих звуков и выполнить следующее упражнение:
э-шэ, | а-ша, | о-шо, | у-шу, | ы-шы |
э-жэ, | а-жа, | о-жо, | у-жу, | ы-жы |
Произнося вслед за гласным слог, не меняйте форму губ, не делайте паузы, а все внимание сосредоточьте на работе языка.
242.Буква ю обычно после ш и ж не пишется. Исключение составляют два заимственных слова: брошюра и жюри. В слове брошюра ш произносится согласно закону русской орфоэпии твердо: бро[шу]ра. Слово жюри произносится с мягким ж(заимственно из французского языка).
Слоговые упражнения на звуки ш, ж
шэ ша шо шу шы шти штэ шта што шту шты
жэ жа жо жу жы жди ждэ жда ждо жду жды
жэш жаш жош жуш жыш
Слоговые упражнения на двойные звуки ш, жд
шэжжэ | шажжа | шожжо | шужжу | шыжжы |
жэшшэ | жашша | ждшшо | жушшу | жышшы |
Слова на звуки ш, ж
шик[щы] | вершины[шы] | ёрш | жир[жы] | ужимки[жы] | нож[ш] |
шина | крушина | фраш | жизнь | пружина | страж |
шелест[шэ] | прошение[шэ] | шалаш | жесть[жэ] | брожение[жэ] | стриж |
шерсть | крушение | гашиш | жертва[жэ] | уроженец | блажь |
шалость | кушак | чушь | жатва | урожайность | дрожь |
шапка | лишайник | малыш | жадность | дрожание | ложь |
шомпол | посошок | палаш | желтый[жо] | кружок | морж |
шорох | распашонка | брешь | жёлчь [жо] | бережок | уж |
243.Правило: сш и зшпроизносятся как двойные ш[шш],
еж и зжпроизносятся как двойные ж[жж]
Двойные ж и шобразуются в словах и на стыке слов, если сизнаходятся в предлоге или приставке, а ш и ж - в корне, или сизнаходятся в корне, а ши ж- в окончании.
Задание
Произнесите вслух слова и фразы, слушайте, правильно ли звучат согласные ши ж.
пишется | произносится | пишется | произносится |
расширение | ра[шш]ирение | разжаловать | ра[жж]аловать |
бесшабашный | бе[шш]абашный | безжалостный | бе[жж]алостный |
восшествие | во[шш]ествие | возжигать | во[жж]игать |
угасший | уга[шш]ий | изжога | и[жж]ога |
вошел с шумом | [шш]умом | нитка | |
с жемчугом | [жж]емчугом | ||
пришел | бе[шш]апки | букет | |
без шапки | из жасмина | и[жж]асмина | |
рожь шумит | ро[шш]умит | малыш шалит | малы[шш]алит |
ёрш шустрый | ер[шш]устрый | мышь шуршит | мы[шш]уршит |
Обратите внимание на следующее: жж и зжвнутри корня произносятся как долгий мягкий звук ж; в транскрипции он обозначается [жьжь]:
пишется | произносится |
визжать | ви[жьжя]ть |
приезжать | прие[жьжя]ть |
брюзжать | брю[жьжя]ть |
позже | по[жьже] |
вожжи | во[жьжи] |
дрожжи | дро[жьжи] |
245. Для освоения произношения двойного мягкого ж [жьжь] проспрягайте глаголы уезжать, заезжать, отъезжать, переезжать и др. и просклоняйте существительные вожжи и дрожжи.
уезжаю [жьжь] | дрожжи [жьжь] |
уезжаешь | дрожжей |
уезжает | дрожжам |
уезжаем | дрожжи |
уезжаете | дрожжами |
уезжают | о дрожжах |
246. В словах, в которых рядом стоят согласный ж и мягкий д, например, убеждение, утверждение, снисхождение, некоторые смягчают согласный ж, распространяя на этот звук правило смягчения согласных. Такое произношение является диалектным; от него следует избавляться. Еще раз подчеркнем, что звуки ш, ж твердые.
247. Практика показывает, что те, кто мягко произносит ж в словах типа убеждение, утверждение, возрождение, в глаголах, образованных от существительных, в которых после д идет а, типа убеждать, утверждать, возрождать, произносят ж твердо. Рекомендуем тем, кто смягчает звук в существительных, произнести несколько раз один из вышеназванных глаголов, например, убеждать, а затем сказать существительное убеждение. При этом нужно внимательно слушать себя и следить за артикуляцией языка.
248. Полезен и другой прием: при произнесении существительных делать маленькую паузу после звука ж: убеж-дение, ут-верж-дение, снисхож-дение, а потом снять эту паузу. Делая паузу после звука ж, вы удержите язык в правильном положении, т.е. середина языка не приблизится к твердому нёбу, что характерно для произношения всех мягких согласных. Повторите это упражнение несколько раз, пока не услышите, что согласный ж в существительных вы произносите твердо.
249.В русском языке есть группа слов, в которых ш и ж стоят рядом с мягкими согласными, например: вешний, художник, сапожник, пришли, вежливый, ушли, кашлять и др. Некоторые студенты смягчают согласные ш и ж, распространяя на эти звуки правила смягчения согласных; «вишьня».
Для устранения данного недостатка рекомендуем произносить эти слова, используя прием паузы: виш-ня, худож-ник, са-пож-ник, каш-лять.
Задание
Разберите пословицы и стихотворные тексты по смыслу. Работая над стихотворными текстами, не забывайте об особенностях стихотворной речи. Следите за произношением ш и ж, которые в русском языке всегда твердые. Помните о дыхании.
ш, ж
Дружба дружбой, а служба службой.
Держи уши пошире, а рот поуже.
Скажешь - не воротишь, напишешь - не сотрешь, отрубишь - не приставишь.
Вражда с дураком не умнее дружбы.
Что посеешь, то и пожнешь, что пожнешь, то и смолотишь.
В полплеча работа тяжела, оба подставишь, легче справишь.
* * *
Почивай же, дружок!
Память вечная!
Не жива ль твоя бедная мать?
Или, может, зазноба сердечная
Будет таять, дружка поджидать?
(Н. Некрасов)
* * *
Мы - жнецы разгульных нив,
Мы - жильцы российских хижин.
Кто из нас доселе жив,
Тот судьбою не обижен.
(П. Орешин)
* * *
Рассудком тщетно ты хлопочешь,
Предрассужденья одолеть;
И если волею не хочешь,
Насильно будешь ты терпеть.
(И. Долгоруков)
* * *
Зреет рожь - тебе заботушка
Как бы градом не побилася,
Без дождей в жары не высохла,
От дождей не положилася.
(И. Никитин)
251. Согласный щ. Этот звук долгий мягкий - [шыпь]. Артикуляция та же, что у ш, но к ней прибавляется дополнительная артикуляция мягкости: спинка языка поднимается к твердому нёбу, губы слегка выдвинуты вперед; голосовые связки не принимают участия в произнесении. Нёбная занавеска поднята. При артикуляции щ очень важно струю выдыхаемого воздуха тянуть и активно направлять в щель, образуемую средней частью спинки языка и твердым нёбом. Те, у кого этот звук лишен длительности, произносят слова с вялым дефектным звуком щ.
252. Согласный звук ч.Этот звук глухой, смычно-щелевой (аффриката). Имеет сложную слитную артикуляцию: начинается с взрывного ть и переходит в щелевой шь [тыпь]. Края языка прижаты к боковым зубам, спинка поднята к твердому нёбу, губы слегка выдвинуты вперед, как при произнесении звука ш.
В отличие от звуков ши ж, которые всегда твердые, ч и щ всегда мягкие, что тоже иногда вызывает трудности у некоторых студентов.
Примечание.После согласных ч и щ не пишутся я, е, ю. Но для освоения мягкости звуков ч и щ в упражнениях мы пишем е, я, ю. Это поможет студентам произносить ч и щ мягко, так как середина языка при йотированных гласных всегда поднимается к твердому нёбу.
Слоговые упражнения на звук щ(двойной мягкий ш [шьшь])