Работа над согласными звуками

Занимаясь согласными, надо начинать с тех звуков, которые нуждаются в общей отработке.

Прежде чем начать тренировку, усвойте правильную артикуляцию звуков.

203.Для освоения звонкости и глухости всех согласных начинайте работу с произнесения поочередно глухого и звонкого звуков: п-б, п-б, п-б, к-г, к-г, к-г, т-д, т-д, т-д и т.п.

Для того чтобы ощутить работу голосовых связок в процессе произнесения звонких согласных, положите ладонь на щитовидный хрящ и, произнося каждую пару согласных, внимательно слушайте себя, одновременно проверяя работу голосовых связок. (Голосовые связки одним концом прикреплены к щитовидному хрящу.)

Отработке всех согласных звуков способствуют слоговые упражнения. Речь осуществляется при быстрой смене гласных и согласных звуков. В процессе произнесения слов артикуляторные движения, необходимые для последующего звука, зарождаются уже на предыдущем звуке, т.е. предыдущий звук как бы подготавливает произнесение последующего. Таким образом звуки взаимно влияют друг на друга.

204.Согласный вместе с гласным, образующие слог, составляют одно целое. При произнесении слога губы принимают форму, характерную для произношения гласного, например, в слоге пи - гласного ч, в слоге пэ - гласного э, в слоге па - гласного аи т.д. Это правило надо соблюдать в работе над всеми согласными. Не произносите в слоге отдельно согласный звук, а затем гласный. Звуки надо проговаривать слитно.

Занимаясь согласными звуками, следите задыханием и звучанием голоса. Соблюдайте те же требования, которые предъявляются к работе над гласными звуками: каждое упражнение произносится на одном дыхании, как одно целое с точкой на конце. Не «ставьте точки» после каждого сочетания согласного с гласным.

Согласные звуки п-пь, б-бь

205.Эти звуки губно-губные, взрывные. Звуки п-пь - глухие, звуки б-бь - звонкие. При произнесении твердых и мягких согласных струя выдыхаемого воздуха разрывает крепко сомкнутые губы. Звуки п-пьпроизносятся только с шумом, согласные б-бьобразуются с участием голоса: связки сомкнуты и вибрируют. Нёбная занавеска поднята. При артикуляции мягких пь-бьдополнительно спинка языка поднимается к твердому нёбу.

Слоговые упражнения на звуки п-пь, б-бь

п-б        
1. пэ па по пу пы
2. бэ ба бо бу бы
3. бэ бап бон бул бып
пь-бь        
4. пи пе пя пё пю
5. би бе бя бе бю
6. пэ-пе па-пя по-пё пу-пю пы-пи
7. бэ-бе ба-бя бо-бе бу-бю бы-би
8. бэппэ боппа боппо буппу быппы
9. пэббэ пабба поббо пуббу пыббы


Упражнения 6 и 7 полезны для освоения различия между твердыми и мягкими звуками. Напоминаем: при артикуляции мягких пи б(как и при артикуляции любых мягких согласных) средняя часть спинки языка приподнимается к твердому нёбу, а кончик языка находится у нижних зубов (как при произнесении всех йотированных гласных).

Слова на отработку произношения всех согласных звуков для первых занятий рекомендуем подбирать по следующему принципу: тренируемый звук в ударном слоге в начале, в середине и в конце слова (закрытый слог).

Слова на звуки п-пь, б-бь

башня добавок сруб[п] белка ребенок озноб[п]
бомба незабудка клуб[п] бинт рябина скрбь[пь]
пушка капот сноп песня репейник топь
помпа лопата потоп пена напиток степь

206.Работая над согласными п и б, обратите внимание на произношение звука б в следующих словах:

объём объезд объект
объятие объегорить объяснение
объединение объедки объявление

Звук б в этих словах произносится твердо, в отличие от звуков бь и пь,которые произносятся мягко в словах бью, пью, воробьи, дробью, рябью, зыбью, копья и др.

Обратите внимание на разделительный мягкий знак и на четкое произношение йотированных гласных в словах пью, пьёшь, бью, бьёшь. Если при произнесении данных слов отсутствуют разделительный мягкий знак и йотация гласных е, я, ё, мы слышим искаженное произношение: [пю], [петь], [бю], [бёть].

207. Для освоения произношения твердого б в словах объект, воробьи и мягких пи б в словах пью, пьешь, бью, бьёшь предлагаем существительные просклонять, а глаголы проспрягать.

Склонение имен существительных

объект воробьи
объекта воробьев
объекту воробьям
объект воробьёв
объектам воробьями
об объекте о воробьях

Спряжение глаголов



пью пьём бью бьём
пьёшь пьёте бьёшь бьёте
пьёт пьют бьёт бьют

Обратите внимание, что звук ив именительном падеже в слове воробьи также должен звучать с прибавлением йотации.

208.После упражнений на произношение согласных пи б в словах, отработайте пословицы и стихотворные тексты.

Задание

Каждые пословицу и стихотворный текст разберите по смыслу, следуя методическим указаниям к работе над текстом, которые даются в разделе, посвященном гласным звукам.

Работая над предлагаемыми ниже стихотворными текстами, вспомните особенности стихотворной речи, которые тесно связаны с содержанием и помогают раскрыть смысл произведения. Мы имеем в виду такие элементы стихотворной речи, как строка, размер, рифма, перенос или «зашагивание», логические паузы; ритмические паузы в конце строки (строковая пауза), а в некоторых размерах и в середине строки (цезура).

п-пь, б-бь

Береги бровь, глаз цел будет.

Трус, что плохой пес: хвост поджал и побежал.

К доброму плохое не пристало.

Лучше врага бить, чем битым быть.

* * *

Петя, выйдя на балкончик,

Жадно лопал сладкий пончик,

Словно дождик по трубе,

Льет варенье по губе.

(В. Маяковский)

* * *

Единое счастье - работа,

В полях, за станком, за столом -

Работа до жаркого пота,

Работа без лишнего счета -

Часы за упорным трудом.

(В. Брюсов)

* * *

Старишься, подруга дорогая?

Не беда. Вот будет ли такая

Молодая старость у других!

(И. Бунин)

Согласные звуки к, г, х-хь

Согласные к, г заднеязычные, взрывные (смычные). При артикуляции этих звуков зубы обнажены, язык оттянут назад; задняя часть спинки языка поднята и упирается в мягкое нёбо, кончик языка у нижних зубов, но не касается их.

При произнесении мягких к, г средняя часть спинки языка дополнительно поднимается к твердому нёбу, кончик языка находится ближе к нижним зубам. При произнесении твердого и мягкого согласного гсвязки сомкнуть) и вибрируют. Нёбная занавеска на твердых и мягких согласных к, гподнята и закрывает проход в полость носа.

Согласные х-хьзаднеязычные, щелевые. При артикуляции х-хьязык оттянут назад и приближается к мягкому нёбу; струя выдыхаемого воздуха проходит в щель, образуемую задней частью спинки языка и мягким нёбом. При произнесении мягкого х к основной артикуляции присоединяется дополнительная; средняя часть спинки языка приближается к твердому нёбу. Нёбная занавеска поднята и закрывает носовой проход.

Слоговые упражнения на звуки к-г-х

ки кэ ка ко ку кы гик гэк гак гок гук гык
ги гэ га го гу гы ких кэх ках кох кух кых
хи хэ ха хо ху хы гих гэх гах гох гух гых

Слоговые упражнения на двойные звуки к-г

гикки гэккэ гакка гокко гукку гыккы
кигги гэггэ кагга когго куггу кыггы
киххи кэххэ кахха коххо кухху кыххы
гиххи гэххэ гахха гоххо гухху гыххы

212.У некоторых студентов встречается полуфрикативный г, который характерен для украинского и белорусского языков. Устранению этого недостатка поможет внимательное отношение к артикуляции звука г. Напоминаем: звуки ки гв русском языке взрывные: струя выдыхаемого воздуха разрывает препятствие, которое образуется задней частью спинки языка и мягким нёбом.

Иногда в произношении встречается звук к, в котором слышен фрикативный к. Это объясняется тем, что задняя часть спинки языка, так же как при произнесении полуфрикативного г, плохо прижата к мягкому нёбу.

213.Для освоения правильного произношения смычных к-г и фрикативного хрекомендуем дополнительно провести упражнения на дифференциацию этих звуков в звукосочетаниях:

кихи кэха каха кохо куху кыхы
хики хэкэ хака хоко хуку хыкы
гики гэхэ гаха гохо гуху гыхы
хиги хэгэ хага хого хугу хыгы

Произносите каждое звукосочетание медленно и четко; следите за артикуляцией согласных и внимательно слушайте свое произношение.

Задание

Отработайте слова на согласные звуки к-г-х:

гангстер багаж враг[к] камбала вакансия мрак
голубь[пь] фагот друг[к] колба законник носок
гульбище багульник острог[к] куртка закуска сок
холодность хохол мох ханжество сохатый крах
хижина прохожий пух худший пахучий сук

214.После упражнений со словами переходите к отработке произношения согласных г-к-хв пословицах, скороговорках и стихотворных текстах.

Задание

В пословицах и фрагментах стихотворений выделите основную мысль. При произнесении вслух следите за дыханием и звучанием голоса; не форсируйте звук голосом. Помните об ударном слоге и особенностях произношения гласных в безударном положении.

К-г-х

От глупого риска до беды близко.

Кому мир не дорог, тот нам и ворог.

Дело в руках - и хлеб в устах.

Вставай, Архип, петух охрип.

Купи кипу пик.

Кипу пик купи.

Пик кипу купи.

У елки иголки колки.

* * *

В смокинг вштопорен,

Побрит что надо.

По гранд по опере

Гуляю грандом,

Смотрю в антракте -

Красавка на красавице,

Размяк характер -

Все мне нравится.

(В. Маяковский)

* * *

Вот дома, а вот прохожие,

Прохожие и дома, ни на кого не похожие.

(В. Маяковский)

* * *

Кто скачет, кто мчится под хладною мглой?

Ездок запоздалый, с ним сын молодой.

К отцу, весь вздрогнув, малютка приник.

Обняв, его держит и греет старик.

(В. Жуковский)

Согласные глухие т-ть и звонкие д-дь

216.Эти звуки переднеязычные, взрывные, или смычные. При произнесении твердых и мягких т-дчелюсти разомкнуты, передние зубы обнажены, кончик языка упирается в нижние или верхние передние зубы. Струя выдыхаемого воздуха разрывает эту преграду. При произнесении ть, дьк основной артикуляции прибавляется дополнительная: передняя и средняя части спинки языка поднимаются к твердому нёбу. При произнесении глухих т-тьсвязки не работают. При произнесении звонких д-дьсвязки сомкнуты и вибрируют. Нёбная занавеска при произнесении мягких и твердых т, дподнята и закрывает носовой проход.

Слоговые упражнения на звуки т, п

тэ та то ту ты
дэ да до ду ды

Упражнения на двойные звуки т, д

тэддэ тадда тоддо тудду тыдды
дэттэ датта дотто дутту дытты
дэт дат дот дут дыт

Слова на звуки т-д

тент[тэ] детектер [дэтэ] плот
тембр [тэ] потенция [тэ] плут
тамбур проталкивать крот
тальма ватга пласт
тормоз дотошный прут
тундра дельта [дэ] дарственная донор золотушный модель [дэ недоедание садовник хруст брод [т] след лад
думать дырка радушие Ходынка вред урод

217. Пристальное внимание следует также уделять отработке мягких согласных т, д, недостатки в произношении которых встречаются очень часто. Эти недостатки называются «тсяканье» и «дзяканье».

В произношении мягких согласных т, димеются два варианта. Первый вариант: кончик языка и передняя часть спинки языка прижимаются к верхним резцам и альвеолам. Второй вариант: кончик языка крепко упирается в нижние резцы, а передняя часть спинки языка смыкается с верхними резцами. Средняя часть спинки языка и в том и в другом случаях приближается к твердому нёбу. При наличии неправильной артикуляции мягких согласных т и д рекомендуем пользоваться первым вариантом.

Слоговые упражнения на звуки ть, дь

ти те тя те тю
ди де дя де дю
дить деть дять деть дють
тьи тье тья тьё тью
дьи дье дья дьё дью

Наши рекомендации