Способность узнавать знакомые вещи
На первый взгляд, наша способность узнавать знакомые вещи не представляет собой ничего необычного, однако ученые давно признали, что это достаточно сложное явление. Например, когда мы с абсолютной уверенностью узнаем знакомое лицо в огромной толпе, это не просто субъективная эмоция — в этот момент в нашем мозгу срабатывает очень быстрый и надежный процесс обработки информации.
Физик Питер ван Хеерден в своей статье, опубликованной в британском научном журнале Nature в 1970 г., высказал мнение о том, что такую способность можно объяснить
по аналогии с голографическим распознаванием образов*. При голографическом распознавании образов изображение объекта записывается традиционным образом — за исключением того, что лазерный луч, прежде чем упасть на пленку, отражается от специального фокусирующего зеркала. Если просветить лазером другой объект — похожий на первый, но не идентичный ему — и позволить лучу отразиться от зеркала и упасть на пленку, то на пленке появится яркая точка. Чем ярче и отчетливее эта точка, тем выше степень похожести двух объектов. Если объекты совершенно не похожи, то никакой точки на пленке не будет. По существу, поместив за пленкой светочувствительный фотоэлемент, можно получить механическую систему распознавания образов8.
С помощью похожего метода, известного как голографическая интерферометрия, можно также объяснить нашу способность узнавать как знакомые, так и незнакомые черты объекта, например лица людей, которых мы очень давно не видели. В этом методе объект рассматривается через пленку, на которой записано его изображение. Черты объекта, изменившиеся после записи изображения, будут отражать свет по-другому. Человек, смотрящий через пленку, может сразу же увидеть, что именно в объекте изменилось, а что осталось прежним. Это очень точный метод, с помощью которого можно увидеть даже отпечатки пальцев на граните, поэтому он нашел практическое применение в сфере испытания материалов9.
Фотографическая память
В 1972 г. гарвардские ученые Дэниел Поллен и Майкл Трахтенберг выдвинули гипотезу согласно которой с помощью голографической теории мозга можно объяснить явление фотографической (или эйдетической) памяти. Обычно люди, обладающие такой памятью, в течение нескольких секунд «сканируют» сцену, которую они хотят запомнить. Когда они пожелают снова увидеть эту сцену, они «проецируют» ее мысленную картинку. При этом они либо закрывают глаза, либо смотрят на пустую стену или экран. Изучая одного такого человека — преподавателя истории искусств Гарвардского университета по имени Элизабет, — Поллен и Трахтенберг обнаружили, что проецируемые образы были настолько реальными, что, вспоминая страницу из «Фауста» Гете, ее глаза двигались так, как если бы она видела перед собой настоящий текст.
По аналогии с тем, как четкость записанного на фрагменте голографической пленки изображения зависит от размера этого фрагмента, Поллен и Трахтенберг предположили, что у таких людей воспоминания более яркие потому, что они каким-то образом имеют доступ к очень большим частям своих голограмм памяти. И наоборот, воспоминания большинства людей менее яркие, поскольку у них есть доступ лишь к маленьким частям голограмм своей памяти10.
Перенос навыков
Прибрам считал, что с помощью голографической модели можно также объяснить нашу способность переносить обретенные навыки с одной части тела в другую. Отложите на минутку эту книгу и попробуйте левым локтем написать в воздухе свое имя. Скорее всего, вам это покажется несложным, хотя вы, возможно, никогда не делали этого прежде. Вы можете подумать, что в этом нет ничего удивительного, однако, согласно классической теории, различные области мозга (вроде той, что управляет движениями локтя) могут выполнять задачи только после того, как в процессе обучения будут сформированы связи между нейронами. Согласно Прибраму, эту загадку можно объяснить, если представить, что мозг преобразовывает все воспоминания — в том числе воспоминания об обретенных навыках вроде письма — в интерференционные узоры. Тогда мозг мог бы перемещать
* Ван Хеерден — сотрудник исследовательской лаборатории компании «Polaroid» в Кембридже, штат Массачусетс, — еще в 1963 году предложил свою собственную голографическую теорию памяти, но его работа осталась без должного внимания.
хранящуюся в нем информацию так же легко, как опытный пианист может перевести мелодию из одной тональности в другую.
Этим же механизмом можно объяснить и то, каким образом мы узнаем знакомое лицо вне зависимости от угла, под которым мы на него смотрим. После того как мозг запомнил лицо (или любой другой объект или сцену) и преобразовал его в интерференционный узор, он в определенном смысле может вращать эту внутреннюю голограмму и рассматривать ее под разными углами.