Психологическая помощь семье, имеющей особого ребенка

Американский психолог А. Антоновский (1987) занимался изучением факторов, помогающим людям преодолеть стресс, найти силы справиться с ситуацией и продолжать жить даль­ше. В модели А. Антоновского основной акцент сделан на том, что именно помогает спра­виться со стрессом. Основными поня­тиями в данной модели являются «генерализованные ресурсы сопротивле­ния» и «чувство согласованности». Именно развитие чувства согласованности помогает людям преодолеть кризис, справиться со стрессом. А. Антоновский выделяет три компонента генерализованных ресурсов: постижимость, управляемость и осмыслен­ность. Постижимость связана с тем, как человек представляет себе ситуацию, насколько он обла­дает адекватной информацией. Управляемость – это умение справляться с тем, что происходит. Осмысленность выражается в способности смотреть в будущее, строить жизненные планы.

Ориентация на достижение постижимости, управляемости и осмысленности кризисной ситуации, вызванной появлением в семье особого ребенка, становится основой содержания психологической помощи семье. Для планирования оказания психологической помощи семье очень важно описать, в чем именно семья нуждается в данный момент, на данном этапе своего развития, в зависимости от стадии переживания кризиса.

На стадии отрицания и на стадии стресса (шока) членам семьи необходима эмоциональная поддержка, нужно дать им возможность признать факт болезни, нарушения у ребенка, то есть дать время на это, не спешить. Бессмысленно настаивать на том, чтобы мать согласилась с диагнозом, приводить новые доводы в пользу этого диагноза, пытаться сопоставлять состояние ребенка с другими детьми для подтверждения диагноза. Эту информацию мать «не слышит», а если и слышит, то не относит ее к себе, к своему ребенку. Семья нуждается в понимании и поддержке, как со стороны специалистов, так и со стороны близких. Родителям очень важно чувствовать, что они не одиноки, что жизнь про­должается. Эмоциональная поддержка эффективнее всего оказывается в режиме «активного слушания». Полезно знакомство семьи с другими подобными случаями и информация о том, что все семьи в этой ситуации переживают то же, что и она. В то же время необходимо осторожное стимулирование к активным действиям в отношении лечения ребенка.

Специалисту необходимо помнить о важности принятия любых эмоций, которые демонстрирует семья. Гнев и отчая­ние, которые могут быть направлены и на специалистов, часто связаны с шоком и негодованием самих родителей по поводу случившегося. Важно принимать такие чувства, хотя это сделать нелегко.

На стадии активных поисков семья более всего нуждается в достоверной и практичной информации:

- о заболевании ребенка (ознакомление с сущностью диагноза, информация о развитии ребенка, об особенностях его поведения, о типичных симптомах, вызванных заболеванием);

- о способах лечения и конкретных методиках помощи ребенку в домашних условиях (как кормить ребенка, как одевать, как играть с ним, какой режим дня установить, как обучать навыкам самообслуживания, как стимулировать его развитие).

На этой стадии специалист может ставить следующие задачи в работе с семьей: обучение методике ухода за ребенком, методике осуществления лечебных процедур и занятий с ребенком; диагностика и коррекция нарушенных отношений в диаде «мать – ребенок»; поддержка матери в ее становлении как «параспециалиста» для своего ребенка, профессиональная оценка успешности женщины как матери.

На стадии приближения к принятию специалист решает следующий круг задач:

– ориентация матери ребенка на его успехи ребенка и его позитивные возможности;

– определение оптимальных путей развития ребенка, то есть «образовательного маршрута» в широком смысле (лечение, обучение, отношения с широким социальным окружением);

– формирование реального образа ребенка через совместный анализ поведения ребенка, результаты выполнения им различных заданий, анализ его успехов и ограничений;

– психологическое сопровождение развития ребенка как выявление текущих проблем в его развитии, определение путей и помощь в их решении;

– стимуляция матери к ее самоопределению в профессиональной и личной жизни (возможности профессиональной деятельности, социально направленной активности, рождение второго ребенка).

Главной целью специалиста является выработка у родителей установки: наш ребенок такой, как все (он человек, он имеет право на жизнь, на проживание своей жизни в соответствии со своими потребностями), но у него есть индивидуальные особенности, которые необходимо учитывать в общении с ним, в организации его жизни.

Многим родителям очень важно услышать мнение дру­гих родителей. Мамы и папы часто спрашивают, что делают другие родители, что помогает их детям. Поэтому полезной является организация групповых встреч и семинаров для родителей. Встреча с людьми, переживающими такую же ситуацию, выполняет важные терапевтические функции, иногда она оказывается более нужной и эффективной, чем многочасовые консультации со специалистами.

Большинство семей, имеющих ребенка с отклонениями в развитии, удачно преодолевают жизненный кризис в личном, семейном и социальном планах. Хотя среди родителей детей с отклонениями в развитии встречаются и такие, которым не удается выйти из душевного кризиса ни самостоятельно, ни с помощью друзей и близких, ни с помощью специалистов. В этом случае семье требуется систематическая целенаправленная психотерапия, в которой психолог полностью концентрируется на внутреннем мире клиента, дает ему возможность выразить все свои личностные проблемы, обостренные в связи с появлением особого ребенка.

Каждая семья может переживать кризис рождения особого ребенка самостоятельно, не обращаясь к специалистам. При отсутствии возможностей оказания профессиональной помощи семье, как правило, так и происходит. Семья может получать психологическую помощь и поддержку от близких, от более широкого семейного окружения, от друзей и соседей. Немецкий специалист по психологической поддержке семьи М.П. Краузе считает: «Большинство родителей творчески мобилизуют собственные силы и самостоятельно приспосабливаются к состоянию своего ребенка и изменившейся семейной обстановке. Они чувствуют, что им нужно, и не стесняются об этом говорить. Когда им нужна помощь, они обращаются за ней. Перед лицом вызова судьбы многие люди меняются, перерастают сами себя в борьбе с проблемой, открывают в себе новые качества или способности, о которых раньше даже не подозревали. Благодаря искренней поддержке и практической помощи родственников и друзей им удается преодолеть кризис, привязаться к ребенку, обеспечить ему в семье особое место, не ущемляющее прав его братьев и сестер, и более или менее быстро прийти к совершенно новой, но не менее органичной структуре семейных отношений» [5, с. 9–10].

Быть родителем ребенка с отклонениями в развитии – это не значит самому быть проблемной личностью или даже иметь проблему душевного, психического здоровья. Потому что горе – это не болезнь, а состояние, которое можно преодолеть на благо себя самого, своего особого ребенка и семьи в целом. Успешно преодолеть сложную кризисную ситуацию можно с помощью специалистов (психотерапевтов, психологов), а можно и самостоятельно, найдя ресурсы внутри самого себя и поддержку среди близких людей.

15.5 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания

1. Какую роль играет семья, имеющая особого ребенка, в его развитии и адаптации к окружающей социальной среде?

2. Как реагирует семья на рождение ребенка с отклонениями в развитии?

3. Почему появление в семье ребенка с отклонениями в развитии можно рассматривать как кризисную жизненную ситуацию?

4. Почему появление в семье ребенка с отклонениями в развитии можно рассматривать как процесс переживания утраты, потери, горя?

5. Какие стадии проходит мать ребенка и семья в целом в процессе переживания кризиса?

6. Какие чувства испытывают члены семьи на разных стадиях переживания кризиса рождения ребенка с отклонениями в развитии?

7. Какие типичные симптомы поведения семьи в отношении лечения (реабилитации) ребенка с отклонениями в развитии характерны на стадии отрицания?

8. Как реагируют сиблинги на появление в семье ребенка с отклонениями в развитии?

9. Какие проблемы в развитии могут появиться у обычных детей из семьи, имеющей ребенка с отклонениями в развитии?

10. Какие психологические резервы семьи способствуют преодолению негативных последствий кризиса рождения ребенка с отклонениями в развитии?

11. В какой психологической помощи нуждается семья ребенка с отклонениями в развитии?

Практическое задание № 1.Прочитайте письмо, написанное Эмили Перл Кингслей, матерью ребенка с синдромом Дауна. Это письмо-метафора. Объясните, каким образом в этом письме представлена ситуация рождения ребенка с отклонениями в развитии, какие чувства испытывают родители при появлении в семье такого ребенка. Каким образом можно использовать это письмо в работе по психологической поддержке семьи?

«Путешествие в Голландию. Период ожидания ребенка подобен планированию взлелеянного в мечтах волшебного путешествия в Италию. Вы покупаете гору справочников и строите чудесные планы. Колизей. Скульптура Давида Микеланджело. Гондолы в Венеции. Вы выучиваете несколько фраз на итальянском языке. Все это вас захватывает.

Наконец, после месяца приготовлений наступает этот долгожданный день. Вы собираете чемоданы и отправляетесь в путь. Через несколько часов самолет приземляется. Входит стюардесса и говорит: «Добро пожаловать в Голландию!»

«Голландию?! Что вы имеете в виду? Мы летели в Италию! Всю свою жизнь мы мечтали об Италии! И сейчас мы должны быть в Италии!»

«Неожиданно изменилось расписание полетов. Вы приземлились в Голландии и здесь вы должны остаться. Обратного пути нет».

И вы остаетесь. Вы вынуждены остаться. Покупаете другие справочники и изучаете совсем другой язык. Но, с другой стороны, в Голландии вы встречаете людей, которых в другом месте вы никогда бы не встретили.

ЭТО ПРОСТО ДРУГАЯ СТРАНА. Ритм жизни там медленнее, чем в Италии, и там не так красочно. Но немного пожив, вы осматриваетесь и видите, что в Голландии есть оригинальные ветряные мельницы и тюльпаны, в Голландии есть картины Рембрандта…

Но когда все другие, кого вы знаете, едут в «вашу» желанную Италию и возвращаются из нее, вы не раз думаете: «Да, мы тоже должны были быть там. Мы так планировали». И сожаление об этом никогда не пройдет, потому что потеря мечты очень мучительна.

Но если вы всю жизнь будете оплакивать то, что вам не было суждено попасть в Италию, вы никогда не сможете полностью понять, каким замечательным краем может быть Голландия» [14].

Практическое задание № 2.Каким образом можно объяснить следующие результаты исследований американских ученых, изучавших семьи, имеющие детей с умственными и физическими недостатками.

Семьи, воспитывающие ребенка с аутизмом, оказываются более страдающими, чем семьи, имеющие ребенка с интеллектуальной недостаточностью. Стресс в большей степени проявляется именно у матерей, имеющих детей с аутизмом. Они не только испытывают чрезмерные ограничения личной свободы и времени из-за сверхзависимости своих детей, но и имеют очень низкую самооценку, считая, что недостаточно хорошо выполняют свою материнскую роль [12]. Проведите связь между особенностями поведения и самоощущения матерей с особенностями поведения детей с аутизмом.

Практическое задание № 3. Подготовьте памятки для родителей на темы: «У вашего ребенка интеллектуальная недостаточность (ЗПР, СДВГ, глухота, слепота, ДЦП, детский аутизм)». В доступной для родителей форме расскажите об основных характеристиках данного расстройства, о сильных сторонах таких детей, а также об основных направлениях и задачах помощи им.

Практическое задание № 4. Групповая дискуссия. Случаи отказа родителей от своих детей с тяжелыми отклонениями в развитии являются не столь частыми, как это можно было бы предполагать на основе знаний об особенностях таких детей и объективной невозможности существенно улучшить их состояние. Объясните, почему родители не спешат отдавать таких детей в специальные учреждения опеки. Используйте информацию об эмоциональных состояниях родителей, которые они испытывают на разных стадиях на своем пути к принятию ситуации наличия в семье особого ребенка.

Библиография по теме «Семья ребенка с отклонениями в развитии»

1. Валитова, И.Е. Ребенок с отклонениями в развитии: кризис родительской идентичности / И.Е. Валитова // Вестн. Брест. ун-та. – 2005. – № 3. – С.68–79.

2. Валитова, И.Е. Взаимоотношения в семье между сиблингами, один из которых – ребенок с особенностями в развитии / И.Е. Валитова // Известия Академии пед. и социальных наук. – М. : МОДЭК, 2006. – Вып. 10. : Педагогические традиции народов. – С. 45–57.

3. Вулис, Р. Если ваш близкий страдает душевной болезнью. Руководство для членов семей, друзей и социальных работников / Р. Вулис. – М. : Нолидж, 1998. – 192 с.

4. Киллили, М. История о том, как родительская любовь победила тяжелую болезнь / М. Киллили. – СПб. : Питер Ком, 1998. – 280 с.

5. Краузе, М.П. Дети с нарушениями развития: психологическая помощь родителям: учеб пособие для студ. высш. учеб. заведений / М.П. Краузе. – М. : Изд. центр «Академия», 2006. – 208 с.

6. Кулагина, Е.В. Адаптация семей с детьми-инвалидами: гендерный аспект [Электронный ресурс] / Е.В. Кулагина.– 2004. – Режим доступа: http://www.isras.ru/files/File/Socis/2004-06/kulagina.pdf. – Дата доступа: 16.01.2011.

7. Мастюкова, Е.М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: учеб. пособие для вузов / Е.М. Мастюкова, А.Г. Московкина ; под ред. В.И. Селиверстова. – М. : Владос, 2004. – 408 с.

8. Нет «необучаемых детей»: книга о раннем вмешательстве / под ред. Е.В. Кожевниковой и Е.В. Клочковой. – СПб. : КАРО, 2007. – 352 с.

9. Ньюмен, С. Игры и занятия с особым ребенком. Руководство для родителей / С. Ньюмен. – М. : Теревинф, 2004. – 240 с.

10. Селигман, М. Обычные семьи, особые дети / М. Селигман, Р. Дарлинг ; пер.с англ – М. : Теревинф, 2007. – 368 с.

11. Пергаменщик, Л.А. Кризисная психология : учеб. пособие / Л.А. Пергаменщик. – Минск : Выш. школа, 2004. – 239 с.

12. Психология семьи и больной ребенок : учеб. пособие : Хрестоматия / авт.-сост. И.В. Добряков, О.В. Защиринская. – СПб. : Речь, 2007. – 400 с.

13. Романова, О.Л. Психологическое исследование особенностей материнской позиции женщин, дети которых страдают церебральным параличом / О.Л. Романова // Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. – 1988. – № 9. – С. 109–114.

14. Романчук, О.И. Дорога любви. Путеводитель для семей с особыми детьми и тех, кто идет рядом / О.И. Романчук. – М. : Генезис, 2010. – 160 с.

15. Семаго, М.М. Диагностико-консультативная деятельность психолога образования : метод. пособие / М.М. Семаго, Н.Я. Семаго ; ред. М.М. Семаго. – М. : Айрис-Пресс, 2004. – 288 с.

16. Ткачева, В.В. Психокоррекционная работа с матерями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии / В.В. Ткачева. – М. : ГНОМ и Д, 2000. – 64 с.

17. Ткачева, В. В. Гармонизация внутрисемейных отношений: папа, мама, я – дружная семья. Практикум по формированию адекватных внутрисемейных отношений / В.В. Ткачева. – М. : Гном и Д, 2000. – 160 с.

18. Ткачева, В.В. К вопросу о создании системы психолого-педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии / В. В. Ткачева // Дефектология. – 1999. – № 3. – С. 30–36.

19. Фюр, Г. «Запрещенное» горе. Об ожиданиях и горе, связанных с ребенком, родившимся с функциональными ограничениями / Г. Фюр. – Минск: Минсктиппроект, 2003. – 64 с.

20. Чарова, О.Б. Особенности материнского отношения к ребенку с интеллектуальным недоразвитием / О.Б. Чарова, Е.А. Савина // Дефектология. – 1999. – № 5. – С. 34–39.

21. Хорош, С.М. Влияние позиции родителей на раннее развитие слепого ребенка / С.М. Хорош // Дефектология. – 1991. – № 3. – С. 88–93.

22. Шорохова, О.А. Жизненные ловушки зависимости и созависимости / О.А. Шорохова. – СПб. : Речь, 2002. – 136 с.

23. Эйдемиллер, Э.Г. Психология и психотерапия семьи / Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкий. – СПб.: Питер, 1999. – 656 с.

24. Юн, Г. Дети с отклонениями. Родители о своих детях / Г. Юн. – Кишинев : Штиинца, 1987. – 176 с.

ГЛОССАРИЙ

Абилитация – приобретение ребенком отсутствующих у него (по возрасту) способностей в процессе роста и развития, стимуляция их развития в специально организованных условиях.

Адаптация (от лат. приспособлять) – совокупность реакций, которые обеспечивают приспособление организма к изменению условий существования; приспособление поведения человека к изменению условий его жизни и деятельности.

Адинамия – отсутствие движений, двигательной активности.

Алалия – (от греч. а – отрицат. частица и lalia – говорю) – отсутствие или недоразвитие у детей речи при нормальном слухе и достаточном уровне интеллекта.

Амнезия – отсутствие памяти, утрата способности сохранять и воспроизводить ранее приобретенные знания.

Апатия – снижение мотивации деятельности, отсутствие желаний и интересов.

Асинхрония развития – характеристика развития ребенка, обозначающая факт неравномерного развития тех психических функций, которые в норме развиваются синхронно и взаимно влияют друг на друга.

Астения –физическая и психическая слабость, бессилие.

Астенический синдром – синдром раздражительной слабости, в который входят четыре типичных компонента: раздражительность, слабость, расстройства сна, вегетативные нарушения.

Атаксия – нарушение походки.

Аутизм – (от греч. аут – сам) симптом поведения, обозначающий уход в себя, погружение в собственный мир, стремление к одиночеству, вызванное снижением или отсутствием потребности в общении с другими людьми.

Аутистические нарушения – термин, обозначающий группу расстройств, при которых наблюдаются отдельные симптомы аутизма.

Аутостимуляция (самораздражение) – стимуляция ребенком самого себя, направленная на повышение уровня сенсорной стимуляции, дополнительное внесение ребенком стимулов для самого себя; настойчивое стереотипное извлечение сенсорных ощущений из своего тела с помощью окружающих предметов.

Афазия –(от греч. а — отрицат. частица и phasis — высказывание) — системное нарушение речи, вызванное прижизненными локальными поражениями коры левого полушария (у правшей); проявляется в полной или частичной утрате способности пользоваться языковыми средствами при сохранении функций слуха и артикуляционного аппарата.

Брадилалия – патологическое замедление темпа речи.

Вторичный дефект – нарушения развития психических функций, возникающие как результат развития ребенка в условиях первичного дефекта.

Вторичные нарушения речи– нарушения речи, являющиеся следствием и возникающие в связи с другими видами отклоняющегося развития.

Высшие психические функции – прижизненно формирующиеся психические функции человека; высшие психические функции социальны по происхождению, опосредованы по строению и произвольны по способу своего осуществления.

Гемианопсия – нарушение зрительных функций, при котором уменьшается объем поля зрения; отсутствие зрения в одной половине зрительного поля.

Гиперестезия – сверхчувствительность, избыточная реакция на обычный сенсорный стимул.

Гиперкинез (гипер- сверх, кинез – движение) – избыточные движения, не контролируемые индивидом; гиперкинезы не выполняют функций, свойственных движениям, и препятствуют выполнению человеком обычных двигательных актов.

Госпитализм – синдром отставания в двигательном и эмоциональном развитии внешне здоровых детей, которые получали физический уход, но не получали или испытывали дефицит общения и эмоционального принятия со стороны взрослых; в дальнейшем эти дети демонстрируют отставание и в интеллектуальном развитии.

Дауна синдром – заболевание, вызванноеизменением числа хромосом (трисомия по 21-й хромосоме), при котором у ребенка наблюдается типичный внешний облик и нарушения развития по типу психического недоразвития.

Девиантное поведение – отклоняющееся поведение; поступки, противоречащие принятым в обществе нормам и правилам поведения.

Дементный синдром (см. деменция) – специфическое сочетание симптомов нарушений психических функций, возникающих при деменции: парциальный и мозаичный характер нарушения функций, сочетание сохранных и поврежденных функций, трудности приобретения нового опыта и ограничения в использовании имеющегося опыта.

Деменция – заболевание, возникающее в результате действия вредностей на нервную систему в постнатальный перио, приводит к приобретенной интеллектуальной недостаточности; деменцию следует отличать от олигофрении, которая приводит к врожденной интеллектуальной недостаточности.

Депривация – (от англ. to deprive – лишение чего-либо) – неудовлетворение или недостаточное удовлетворение базовых потребностей ребенка.дополнить

Детская психология – отрасль психологии развития (возрастной психологии), изучающая факты, закономерности и механизмы психического развития детей.

Детская патопсихология – раздел патопсихологии или клинической психологии, изучающий отклонения психического развития в детском возрасте, психопатологические симптомы и синдромы у детей и подростков.

Детский аутизм – синдром, сочетающий в себе несколько симптомов, основным из которых является аутизм.

Дефект – (из словаря иностранных слов:изъян, недостаток, недочет) поломка, нарушение какой-либо двигательной или психической функции (отсутствие, недоразвитие, искажение, повреждение); в настоящее время термин имеет ограниченное употребление.

Дефектология – комплексная медико-психолого-педагогическая отрасль науки и практики, изучающая детей с особенностями психофизического развития и разрабатывающая направления, формы и методы их воспитания, обучения и реабилитации.

Дефицитарное психическое развитие – тип отклоняющегося развития, которое происходит в условиях недостаточности (дефицита) одной или нескольких систем – анализаторной (зрение или слух) или двигательной; дефицитарность системы выражается в ее полном отсутствии или в снижении возможностей ее функционирования.

Дефицитарность психических функций – недостаточность психических функций вследствие церебральной патологии, или патологии головного мозга.

Дизартрия – (от греч. dis приставка, означающая расстройство, arthron сочленение) нарушение звуковой системы языка (звукопроизношение, просодика, голос), обусловленное органической недостаточностью иннервации речевого аппарата.

Дизонтогения – отклонение внутриутробного формирования структур организма от нормального развития.

Дизонтогенез психический– нарушение онтогенеза, закономерного хода психического развития.

Дизэмбриогенез – нарушение процессов развития плода во внутриутробном периоде.

Дисгармоническое развитие – особый тип отклоняющегося развития, при котором наблюдается врожденная или рано приобретенная стойкая диспропорциональность психики преимущественно в эмоционально-волевой сфере; интеллектуальная сфера при дисгармоническом развитии практически сохранна, поэтому и возникает дисгармония в развитии отдельных сторон психики ребенка.

Дисграфия – частичное расстройство процесса письма, проявляющееся в специфических и стойких ошибках, обусловленное несформированностью или нарушением психологических функций, обеспечивающих процесс письма.

Дислалия (от греч. dis — приставка, означающая расстройство, lalia – речь) – расстройство речи, проявляющееся в нарушении произношения звуков.

Дислексия – частичное специфическое нарушение процесса чтения, проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера (замены, перестановки, пропуски букв), обусловленное несформированностью или расстройством психологических функций, обеспечивающих процесс чтения.

Дисфония, афония – расстройство (или отсутствие) фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата.

Задержка психического развития – определение для сборной группы разнородных нарушений. При задержке психического развития наблюдается нарушение темпа качественной перестройки психических функций, при ко­тором психика ребенка сохраняет организацию более раннего возраста.

Задержанное психическое развитие – вид отклоняющегося развития, при котором наблюдается замедление темпа психического развития, выражающееся в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, преобладании игровых интересов, или замедление темпа формирования различных характеристик когнитивной и эмоционально-личностной сфер.

Заикание – нарушение темпо-ритмической организации, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата; синоним – логоневроз.

Зона ближайшего развития – разница между уровнем актуального и уровнем ближайшего развития ребенка, между тем, что ребенок может делать самостоятельно и тем, что он может делать с помощью взрослого.

Изоляция – тенденция отношения в обществе к людям с физическими и умственными недостатками, характеризующаяся стремлением отделить их от здоровой популяции (сепарация) и поместить в закрытые условия существования (изоляция).

Изоляция развития – характеристика процесса развития психических функций, обозначающая тот факт, что психические функции развиваются независимо друг от друга, хотя в норме они взаимно влияют друг на друга. Например, при детском аутизме речь развивается независимо от процесса общения, то есть изолированно от него.

Импульсивность – форма отклоняющегося поведения, при которой действия совершаются в связи с непреодолимыми влечениями, побуждениями, протекают насильственно, автоматизированно, не контролируются сознанием.

Импрессивная речь – (от лат. impressio – впечатление) – восприятие ипонимание речи окружающих; применительно к развитию речи детей используется термин «пассивная речь». Устная импрессивная речь выражается в слуховом восприятии речи, а письменная импрессивная речь выражается в зрительном восприятии текста (чтении).

Инертность психических процессов – тугоподвижность психических процессов, трудность переключения с одного объекта на другой, предпочтение привычного способа выполнения задания, трудности принятия и усвоения другого способа.

Интеллектуальная недостаточность – термин педагогический, обозначает то же, что и умственная отсталость; данный термин акцентирует внимание на уменьшении возможностей ребенка в интеллектуальной сфере.

Интервенция (букв.вмешательство, внедрение) – наиболее общее обозначение коррекционного и реабилитационного процесса, направленного на оказание помощи детям с отклонениями в развитии; акцентируется активный, наступательный характер воздействия.

Интериоризация – механизм формирования психических функций: а) переход от интерпсихических к интраспихическим функциям; б) переход от внешних практических действий к внутренним психическим действиям.

Инфантицид – тип отношения общества к детям с физическими и умственными недостатками, направленный на физическое уничтожение детей.

Искаженное психическое развитие – тип отклоняющегося развития, при котором наблюдается искажения в формировании психических функций, вызванные отсутствием или снижением потребности ребенка в общении. Ребенок не способен усваивать общественно-исторический опыт под руководством взрослых как носителей культуры, поэтому его развитие протекает в том направлении, которое ребенок сам для себя избирает. У ребенка сохраняется способность отражать окружающий мир и действовать в нем, но его отражение и активность своеобразны. Искаженный тип развития наблюдается при аутистических нарушениях у детей.

Каннера синдром – обозначение синдрома детского аутизма по фамилии автора, впервые его описавшего и выделившего основную триаду нарушений: аутизм и экстремальное одиночество, стереотипные формы поведения, своеобразные нарушения речи.

Классификация – разделение на группы в соответствии с заданными критериями; в специальной психологии – разделение детей с отклоняющимся развитием на группы в соответствии с характером их развития, который обусловлен имеющимся нарушением.

Компенсация (от лат. уравновешивать, возмещать) – 1)(мед.) реакция организма на повреждение, состоящая в возмещении функций поврежденных тканей и органов за счет непострадавших органов и тканей; 2) (психол.) процесс перестройки или замещения нарушенных психофизиологических функций.

Косоглазие – различные поражения зрительной и глазодвигательной систем, которые вызывают отклонение (периодическое или постоянное) глазного яблока от обычной его локализации (от совместной точки фиксации) и связанное с этим нарушение функции бинокулярного зрения.

Лабильность – нестойкость, неустойчивость, непостоянство, нестабильность функционирования, изменчивость, колебание тех или иных проявлений (лабильность эмоций, лабильность мыслительных процессов).

Логопедия – раздел коррекционной педагогики, изучающий нарушения развития речи, их преодоление и предупреждение средствами специального обучения и воспитания.

Логопсихология – раздел специальной психологии, изучающий закономерности и механизмы психического развития и психологические особенности детей с нарушениями речи.

Межфункциональные связи – связи и отношения между психическими функциями, которые складываются и изменяются в процессе онтогенеза и определяют характер индивидуального варианта развития ребенка в разные возрастные периоды.

Минимальная мозговая дисфункция – (легкая дисфункция мозга, минимальная церебральная недостаточность) – сборный термин для синдрома органического поражения головного мозга легкой степени, не приводящего к грубым нарушениям психического развития; в состав синдрома входят различные состояния, заполняющие континуум между здоровыми и тяжело соматически и психически больными детьми.

Мнестические нарушения – нарушения памяти.

Мутизм – невротическое нарушение, которое проявляется в отсутствии ответной и спонтанной речи при сохранении способности разговаривать и понимать обращенную речь; отказ от речевого общения при сохранности способности к использованию речи.

Нарушение речи– собирательный термин, который используется для обозначения отклонений от нормального речевого развития, от речевой нормы, принятой в данной языковой среде, что обусловлено расстройством нормального функционирования психофизиологических механизмов речевой деятельности.

Нарушения (расстройства) аутистического спектра (НАС, или РАС) – то же, что и аутистические нарушения.

Наследственные заболевания – заболевания, вызванные изменениями, происходящими на генетическом уровне, то есть в наследственном аппарате клетки.

Неврастения – вид невроза, который формируется на основе невропатии, либо в результате астенизирующих соматических влияний; проявляется в виде повышенной утомляемости, раздражительности, нарушений сна, аппетита, головной боли.

Невроз – психогенное заболевание личности, функциональное нервно-психическое заболевание, возникающее под влиянием психической травмы, психического перенапряжения, выражается в виде существенных переживаний человека.

Невроз истерический –вид невроза, который проявляется в самых разных симптомах, общим для которых является демонстративное поведение ребенка, поведение, рассчитанное на зрителя, стремление привлечь к себе внимание.

Невроз страха (фобический невроз) и невроз навязчивых состояний – вид невроза, который характеризуется упорным страхом перед кем-нибудь или чем-нибудь, что может повредить жизни и здоровью ребенка, а также страх деятельности в определенных ситуациях; для уменьшения тревожности и беспокойства человек использует навязчивые мысли и действия.

Неврозоподобный – сходный с неврозом, симптом, похожий на невротический, но вызванный неврологическими причинами.

Невропатия, или врожденная нервность – биологическая предпосылка неврозов, результат врожденных или рано приобретенных нарушений вегетативной нервной системы.

Недоразвитие – недостаточное развитие психической функции, несоответствие уровня развития данной функции установленным возрастным нормативам.

Недоразвитие речи –сборный термин для характеристики разных нарушений речи, при которых главным признаком оказывается недостаточное развитие речи.

Нейродинамические процессы – динамические процессы в головном мозге, которые обеспечивают активность мозга, необходимую для осуществления психической деятельности, смену процессов возбуждения и торможения и необходимую подвижность нервных процессов.

Нейродинамические расстройства –нарушения динамики мозговой деятельности, которые проявляются в снижении активности, повышенной истощаемости и отвлекаемости, трудностях концентрации внимания, трудностях переключения с одного вида деятельности (объекта) на другой.

Неофобия – страх нового, страх перемен, типичный страх ребенка с аутизмом, являющийся следствием феномена тождества.

Несформированность психических функций – недостаточность психических функций вследствие возрастной незрелости соответствующих мозговых структур.

Нистагм – колебательные движения глаз вправо-влево от точки фиксации (горизонтальный нистагм) или вверх-вниз (вертикальный нистагм), вызванные поражением подкорковых структур зрительного анализатора.

Нормативный показатель – факты поведения, деятельности, развития ребенка в разных сферах, через которые описывается его нормативное развитие.

Нормативное развитие – система показателей, нормативов, которые должен продемонстрировать ребенок к определенному возрасту, для того чтобы его развитие могло осуществляться далее в соответствии с общими закономерностями психического развития.

Нормативный срок – возраст, не позднее которого должен появиться определенный показатель развития ребенка, для того чтобы развитие ребенка вписывалось в рамки нормативного развития.

Обучаемость – способность ребенка к обучению, которая выражается в скорости и результатах усвоения практического и учебного материала.

Общее недоразвитие речи – сложное речевое расстройство, проявляющееся в нарушении формирования всех компонентов речевой системы (фонетика, лексика, грамматика).

Олигофрения – полиэтиологическое заболевание, при котором с рождения наблюдается проявления ранней дизонтогении головного мозга с преимущественным недоразвитием и поражением мозговой коры, прежде всего лобной, приводящее к стойкому необратимому снижению психической деятельности, с преимущественным нарушением познавательной деятельност

Наши рекомендации