Психологические основы помощи детям при нарушении слуха
Проблема компенсации глухоты. Размышляя о компенсаторных процессах у неслышащего ребенка, Л.С. Выготский [5] считал, что вопрос обучения словесной речи детей с нарушениями слуха становится центральным вопросом дефектологии. Он отмечал, что нужно так организовать жизнь ребенка с нарушенным слухом, чтобы речь ему была нужна и интересна, и если создать потребность в общечеловеческой речи у ребенка, тогда появится и сама речь. Рассматривая развитие характера у слабослышащего ребенка, он описал две возможных противоположных линии развития характера: первая возобладает, когда такой ребенок вырабатывает в себе повышенную чуткость, наблюдательность, любопытство, внимательность, сметливость, научается по неясным признакам узнавать то, что другие дети узнают путем слухового восприятия. Вторая линия возобладает, если ребенок, вследствие своего недостатка ставший предметом насмешек со стороны товарищей, будет вырабатывать в себе повышенную подозрительность, любопытство, настороженность. И первая, и вторая линии поведения ребенка будут являться «ответом» ребенка на трудности его жизни в окружающем мире, то есть проявлениями компенсации.
При нарушении слуха происходит как внутрисистемная, так и межсистемная компенсация. При внутрисистемой компенсации осуществляется стимуляция и развитие остаточного слуха и слухового восприятия, которое осуществляется при использовании слуховых аппаратов. Слуховой аппарат позволяет усилить звук, воспринимаемый слуховой системой, поэтому возможности восприятия звуков возрастают. При тяжелых нарушениях слуха применение слухового аппарата не приводит к возникновению у человека слуховые ощущений. В этих случаях применяют кохлеарную имплантацию (см. ниже).
При межсистемной компенсации происходит перестройка перцептивной системы и усиление функций зрительного восприятия, кинестетической и вибрационно-тактильной чувствительности. Коррекционная работа с неслышащими детьми направлена на максимально возможное использование других анализаторов (зрительный анализатор, например, позволяет читать речь с губ говорящего, повышение кинестетической и вибрационной чувствительности органов речи необходимо для вызывания голосовой реакции, а различение силы и температуры воздушной струи помогает ребенку воспринимать различные, в том числе речевые звуки).
Высшие формы компенсации нарушений слуха (социально-психологический и личностный уровни) выражаются в создании условий для полноценного психического развития ребенка, развития его личности, создании условий для социальной адаптации ребенка, включения его в общество слышащих, условий для овладения основами наук, трудовыми навыками и профессией, формирования мировоззрения и ценностно-смысловой структуры личности человека с недостатками слуха. Сущность работы с детьми с нарушением слуха состоит в организации активных, действенных форм детского опыта, в создании условий для проживания ими полноценной жизни вместе с другими людьми, любящими, понимающими и принимающими ребенка. Судьбу личности решает не дефект сам по себе, а его социально-психологическая реализация. Неслышащий человек, овладевший средствами социального общения, участвующий в общей жизни и воспринимающий ее во всей полноте и многообразии, не будет сам ощущать своей неполноценности и не даст повода ощущать этого другим людям.
Оказание помощи неслышащему или слабослышащему ребенку должно начинаться как можно раньше. Чем раньше будет обнаружен факт нарушений слуха у ребенка, чем быстрее будет организовано правильное общение с ним, адекватное обучение, тем лучших результатов можно будет добиться. Однако существует серьезная проблема раннего выявления нарушений слуха у детей, которая связана как с объективными трудностями распознавания нарушения слуха, так и с нежеланием некоторых родителей ребенка вовремя установить нарушение слуха (как впрочем, и любое другое нарушение).
Объективные причины трудностей распознавания нарушений слуха. Нарушение слуха у маленького ребенка сложно заметить потому, что эти нарушения успешно маскируются за счет использования ребенком визуальных форм контакта со взрослым и наличием у ребенка гуления, которые убеждают взрослых в том, что ребенок нормально слышит. Ребенок на первом году жизни способен легко вступать в контакт, используя улыбку, движения рук, жесты, привлекая к себе внимание и добиваясь желаемого. Ребенок долгое время производит впечатление нормально и благополучно развивающегося. Зачастую родители убеждены, что у их ребенка слух в полной сохранности, доказывая это тем, что ребенок смотрит на окно, если за окном сильный шум, поворачивается в сторону двери, если вошла мама, реагирует на свое имя, улыбаясь при его назывании.
Наличие таких реакций у маленького ребенка с нарушением слуха можно легко объяснить. Ведь ребенок может реагировать не на звук сам по себе, а на вибрацию, на движение воздуха, на зрительные качества предметов: поворачивается к окну, так как чувствует вибрацию, поворачивается в сторону открытой двери, так как ощущает движение воздуха, реагирует на свое имя, потому что смотрит в момент его произнесения на лицо взрослого. Действительно, маленький ребенок может даже обнаруживать признаки понимания слов окружающих: он реагирует на произнесенное слово тогда, когда видит лицо говорящего, так как научился читать с губ. Однако если ребенок не видит лицо говорящего, то он и не реагирует на сказанное слово. Ребенок также учиться понимать окружающих, ориентируясь на их жесты, и вновь возникает впечатление, что ребенок понимает сказанное. Так, если мама говорит ребенку с улыбкой: «Пойдем купаться» и указывает рукой в сторону ванной комнаты, ребенок по всей ситуации и по жесту мамы понимает, чего она от него хочет. Так как он любит купаться, он сразу же идет в сторону ванной комнаты, на основании чего мама делает вывод о том, что ребенок понял ее высказывание.
Субъективные причины трудностей распознавания нарушений слуха. Родителям бывает трудно поверить и признать, что у их ребенка может быть какое-либо нарушение, в том числе нарушение слуха. Сознание родителей надежно защищено убеждением в том, что у них не может быть ребенка с каким-либо нарушением. Если родители никогда не сталкивались с нарушением слуха, они буквально будут «слепы и глухи» к такому нарушению у их ребенка. Если появляются подозрения на нарушение слуха у ребенка, то у его родителей возникает защитная реакция – ведь они не могут признать этого. В таких случаях родители посещают одного за другим специалистов, ожидая в первую очередь опровержения подозрений на нарушение слуха у ребенка. Так теряется время, и когда родители все же поймут, что у их ребенка нарушение слуха, может оказаться слишком поздно, ибо потеряны возможности развития речи и других важных функций.
Самым разумным решением родителей является поиск специального дошкольного учреждения, где ребенок мог бы получать адекватную сурдопедагогическую помощь. В специальном учреждении образования для ребенка с нарушением слуха подберут соответствующую его нарушению образовательную программу, определят образовательный маршрут. Однако родители вместо этого начинают заниматься лечением слуха у ребенка, надеясь, что слух можно полностью восстановить, поэтому нет нужды обращаться за спрециализированной педагогической помощью. Чем больше времени ребенок не получает такую помощь, тем больше накапливается нарушений в его развитии, которые становятся уже необратимыми. В то же время и сами родители должны стать для ребенка специалистами в области сурдопедагогики, так как они должны правильно общаться с ребенком, правильно организовывать его жизнь, стремиться к компенсации его недостаточного слуха.
Как это ни парадоксально, дети с нарушением слуха оказываются в более благоприятных условиях, если они воспитываются в семье, где хотя бы один из родителей также имеет проблемы со слухом. В этих случаях родители рано распознают, что у их ребенка имеется нарушение слуха, принимают этот факт и направляют свои усилия на оказание квалифицированной помощи ребенку. Кроме того, ребенок в семье неслышащих родителей попадает в ситуацию адекватного для него общения со взрослыми, которые используют жестовую речь, что компенсирует недостаток слуха у ребенка.
Обобщим основные задачи коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушением слуха:
- развитие зрительного восприятия, в том числе восприятия речи с губ и лица говорящего;
- развитие двигательной сферы, кожно-кинестетических ощущений, вибрационной чувствительности как основы компенсации;
- стимулирование к использованию остаточного слуха;
- развитие понимания слышимой речи;
- развитие собственной устной речи;
- обучение письму и чтению как средствам общения;
- развитие коммуникативных навыков в среде слышащих людей.
Т.Г. Богданова [1] определяет следующие направления работы по развитию личности детей с нарушением слуха, которые связаны с передачей исторически сложившихся форм поведения и эталонов оценки другого человека как личности.
1-е направление – формирование у детей с нарушением слуха представлений о качествах личности, эмоциональных свойствах, о нормах поведения.
2-е направление – обучение детей умению видеть проявления этих качеств в поведении других людей, формировать умение понимать поступки окружающих людей, для чего дать обучаемым эталоны оценки.
3-е направление – формирование у детей с нарушением слуха адекватной самооценки, являющейся основой регуляции собственного поведения и залогом успешного установления межличностных отношений.
Реабилитация детей с нарушением слуха включает следующие основные направления.
1. Изготовление и приспособление для нужд конкретного ребенка специальных сурдотехнических средств (слуховые аппараты, слуховые протезы).
۞Иллюстрация
Созданы эффективные слуховые аппараты, позволяющие во многих случаях восполнить недостаточность слуха. Неслышащие люди с помощью хорошо подобранных слуховых аппаратов фактически могут общаться с другими людьми на одном уровне со слышащими, так как они полностью воспринимают устную речь. Слуховые аппараты позволяют также воспринимать бытовые звуки, звуки, которые издают окружающие предметы.
Но при некоторых нарушениях слуха, особенно если они связаны с поражением мозга, современные слуховые аппараты не могут оказать эффективную помощь. Таким людям нужны специальные средства общения и организации их жизнедеятельности. Им необходимые переводчики глухих, кинофильмы и телепередачи с сурдопереводом или с субтитрами, особые аппараты для телефонной связи, световые будильники и др. Есть острая необходимость в приборе, который мог бы передавать неслышащему предупреждающие сигналы транспорта (известно, что число жертв транспорта среди неслышащих значительно превышает число таких жертв у слышащих людей). Образцы таких современных средств уже предлагают некоторые западные фирмы.
2. Медицинская реабилитация – лечение нарушений слуха с целью его полного восстановления или улучшения уровня функционирования.
۞Иллюстрация
Современная медицина научилась помогать людям с недостатками слуха. К самым современным методам восстановления слуха у детей относится кохлеарная имплантация, которая стала возможной благодаря высоким медицинским технологиям. Суть кохлеарной имплантации состоит в том, что в височную кость вживляются электроды, передающие в мозг соответствующим образом преобразованные звуковые сигналы. В результате неслышащие люди получают возможность слышать. Если неслышащих от рождения детей имплантируют рано (до трех лет), они довольно быстро и легко обучаются воспринимать речь и говорить. Чем позже сделана операция, тем в среднем хуже результаты. Однако индивидуальные различия очень велики, поэтому строго определенного критического периода для имплантации не существует. Необходимо знать, что после операции кохлеарной имплантации ребенок должен длительное время заниматься с логопедом, который обучает его речи в специфических условиях, помогая неслышащему ребенку воспринимать мир звуков и речи.
3. Педагогическая реабилитация – обучение и воспитание детей с нарушением слуха в специализированных учреждениях образования.
4. Социально-психологическая и трудовая реабилитация – создание условий для социальной адаптации и трудовой подготовки неслышащих людей.
9.6 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания
1. Сравните разные виды восприятия. По каким признакам слуховое восприятие отличается от зрительного восприятия, тактильного восприятия?
2.Какие классификации нарушений слуха вы знаете? Сравните медицинскую и психолого-педагогическую классификации.
3. Какие системы речи используются неслышащими людьми? Покажите их преимущества и недостатки.
4. Докажите, что жестовый язык действительно является языком.
5. Что такое тотальная коммуникация? В каких случаях она используется?
6. Какие существенные отклонения в развитии неслышащего ребенка можно заметить уже на первом году жизни?
7. Каковы главные особенности развития неслышащих детей в дошкольном возрасте? В школьном возрасте?
8. Назовите существенные отличия в развитии неслышащих и слабослышащих детей, неслышащих и позднооглохших детей.
9. Какова структура нарушения при недостатках слуха у детей?
10. Отличается ли структура нарушения при глухоте и слабослышании?
11. Объясните, почему снижение слуха даже легкой степени приводит к серьезному нарушению речи у детей и к трудностям в школьном обучении?
12. Как Вы понимаете, что такое компенсации глухоты?
13. Какие задачи коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушением слуха Вы можете назвать?
Практическое задание № 1.Прочитайте следующий пример и попытайтесь понять, почему у ребенка нарушение слуха не было диагностировано вовремя? Какие объективные и субъективные причины Вы можете назвать?
Герберт (7 лет). Поступил в консультацию с диагнозом предполагаемого аутизма. По предварительным данным, у него не отмечалось динамики в умственном развитии, он вел себя как маленький ребенок, испытывал трудности в концентрации внимания и был агрессивным по отношению к другим детям. Он был возбудим и, казалось, не понимал, что ему говорят. Он мог провести несколько часов, решая головоломки, а потом переделывать их заново; отказывался играть с другими детьми. Он очень любил своих родителей.
Раннее развитие его было нормальным, правда, он заметно позже начал говорить. Грамматика речи его была довольно спутанной, а произношение – плохим и нечетким. В возрасте двух с половиной лет его осмотрел опытный аудиолог, который сказал, что слух мальчика, вероятно, является нормальным, однако, необходимо повторное обследование в течение года. Вскоре семья переехала в другой город, и повторное обследование не было проведено.
Задержки в развитии речи мальчика сначала объясняли тем, что мальчик рос в семье, где говорили на двух языках, позже их стали объяснять эмоциональными нарушениями у ребенка. Во время беседы с консультантом Герберт был внимательным, отзывчивым, с удовольствием общался с врачом, в ответ на просьбу разъяснял смысл того, что он говорил, однако, он часто неправильно понимал то, что ему говорили.
Поведение Герберта было совершенно не похоже на поведение ребенка с аутизмом, но многое позволило предположить, что у ребенка нарушение слуха. Во-первых, речь его была нарушена, и ее качество говорило о возможном нарушении за счет глухоты. Во-вторых, затруднения понимания речи не согласовывались с его языковыми возможностями и степенью развития способности к совместным действиям.
Клиническое обследование подтвердило вероятную глухоту, включающую потерю реакции на звуки высокого тона. Специалисты-аудиологи установили слуховой протез и организовали специальную дополнительную помощь в школе. Вскоре его эмоциональное состояние улучшилось, и год спустя он уже был хорошо адаптирован и лучше учился в школе [11, с. 167–168].
Практическое задание № 2.Некоторые специалисты считают, что неслышащий от рождения ребенок лучше развивается при воспитании его в семье с неслышащими родителями, чем в семье со слышащими родителями. Как вы считаете, какие аргументы приводят сторонники такой точки зрения?
Для выполнения данного задания познакомьтесь с выводами из исследований в области сурдопсихологии(излагается по [1]).
Неслышащие дети неслышащих родителей обнаруживают наибольшее количество эмоциональных проявлений разного типа, в том числе интеллектуальных эмоций, и приближаются по этим показателям к слышащим детям. Неслышащие дошкольники, имеющие слышащих родителей, показали наименьшее количество эмоций в разных жизненных ситуациях. В отличие от слышащих матерей неслышащие матери, как правило, обеспечивают необходимое эмоциональное общение со своим ребенком, поэтому неслышащие дети неслышащих родителей, воспитывающиеся дома, по количеству эмоциональных проявлений приближались к слышащим.
Наиболее успешно опознавали эмоции по их внешнему выражению те дети, у которых родители также имели нарушение слуха, а менее успешно – неслышащие дети слышащих родителей.
Неслышащие дети неслышащих родителей обладают большей социальной зрелостью по сравнению с детьми, имеющими слышащих родителей.
Практическое задание № 3.Представьте себя в роли специалистов по сурдотехнике, которая разрабатывает технические устройства для людей с нарушением слуха. Предложите, как можно помочь неслышащему человеку в следующих трудных для него ситуациях:
- воспринять звонок телефона;
- воспринять звонок в дверь;
- заметить свисток закипевшего чайника;
- просмотр видеоматериалов с разговорной речью;
- восприятие лекции, читаемой преподавателем;
- восприятие звука приближающегося транспорта.
Практическое задание № 4.Как Вы считаете, может ли неслышащий человек получить водительские права и водить машину? Обоснуйте свою точку зрения. Почему в «Правилах дорожного движения» предусмотрен знак «Инвалид по слуху», который прикрепляется к заднему стеклу автомобиля, управляемого человеком с нарушением слуха?
Библиография по теме «Дефицитарное психическое развитие: дети с нарушением слуха»
1. Богданова, Т.Г. Сурдопсихология: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Т.Г. Богданова. – М. : Изд. центр «Академия», 2002. – 224 с.
2. Боскис, Р.М. Глухие и слабослышащие дети / Р.М. Боскис. – М. : Советский спорт, 2004. – 304 с.
3. Боскис, Р.М. Учителю о детях с нарушением слуха /Р.М. Боскис. – М. : Просвещение. – 1988. – 128 с.
4. Венгер, А.А. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения / А.А. Венгер, Г.Л. Выгодская, Э.И. Леонгард. – М. : Просвещение, 1972. – 143 с.
5. Выготский, Л.С. Собрание сочинений в 6-ти т. / Л.С. Выготский. – М. : Педагогика, 1983. – Т. 5 : Основы дефектологии / под ред. Т.А. Власовой. – 368 с.
6. Загорянская, М.Е. Эпидемиология нарушения слуха у детей / М.Е. Загорянская, М.Г. Румянцева // Дефектология. – 2005. – № 6. – С. 14–20.
7. Зайцева, Г.Л. Жестовая речь. Дактилология : учебник для студ. высш. учеб. заведений / Г.Л. Зайцева. – М. : ВЛАДОС, 2000. – 192 с.
8. Крайнин, В.А. Человек не слышит / В.А. Крайнин, З.М. Крайнина. – М. : Знание, 1984. – 144 с.
9. Лебединский, В.В. Нарушения психического развития у детей: учеб. пособие / В.В. Лебединский. – М. : Изд-во МГУ, 1985. – 168 с.
10. Леонгард, Э.И. Развитие детей с нарушенным слухом в семье / Э.И. Леонгард, Е.Г. Самсонова. – М. : Просвещение, 1991. – 319 с.
11. Глухих – нет / Медиа-портал для глухих и слабослышащих [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gluxix.net/. – Дата доступа : 30.11.2011.
12. Обухова, Т.И. Основы дошкольной сурдопедагогики : учеб.метод. пособие / Т.И. Обухова. – Минск : БГПУ, 2001. – 52 с.
13. Пелымская, Т.В. Формирование устной речи дошкольников с нарушенным слухом / Т.В. Пелымская, Н.Д. Шматко. – М. : ВЛАДОС, 2008. – 223 с.
14. Психология глухих детей / под ред. И.М. Соловьева [и др.]. – М. : Педагогика, 1971. – 448 с.
15. Раттер, М. Помощь трудным детям / М. Раттер. – М. : Прогресс, 1987. – 424 с.
16. Розанова, Т.В. Развитие памяти и мышления глухих детей / Т.В. Розанова. – М. : Педагогика, 1978. – 231 с.
17. Специальная психология: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.И. Лубовский [и др.] ; под общ. ред. В.И. Лубовского. – М. : Изд. центр «Академия», 2005. – 464 с.
18. Тигранова, Л.И. Умственное развитие слабослышащих детей (младший школьный возраст) / Л.И. Тигранова. – М. : Педагогика, 1978. – 96 с.
19. Яшкова, Н.В. Наглядное мышление глухих детей / Н.В. Яшкова. – М. : Педагогика, 1988. – 143 с.
Глава 10 Дефицитарное психическое развитие: дети
с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата
Основные понятия. Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата; двигательные функции, непроизвольные движения, произвольные движения, уровни построения движений.
Мозговая организация движений; мышечный тонус, гиперкинез, тремор, парез, паралич, синкинезии; минимальная мозговая дисфункция, миелодисплазия, спинно-мозговая грыжа, плексит; детский церебральный паралич, дизартрия.
Содержание
10.1 Психофизиологическая характеристика движений человека.
10.2 Нарушения движений у детей как результат заболевания нервной системы.
10.3 Психическое развитие детей с детским церебральным параличом.
10.4 Структура нарушения и психологические основы помощи детям при двигательных нарушениях.
10.5 Вопросы для размышления, проверки, самоконтроля; практические задания.
10.7 Библиография по теме «Дефицитарное психическое развитие: дети с двигательными нарушениями».
Психология детей с нарущениями функций опорно-двигательного аппарата изучает особенности психического развития и психологические особенности детей с двигательными нарушениями.
Л.М. Шипицына и И.И. Мамайчук дают свое определение психологии детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата: «… отрасль специальной психологии, изучающая происхождение отклонений в психическом развитии, их диагностику и коррекцию в процессе реабилитации и социальной интеграции детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата» [11, с. 11].
В структуру опорно-двигательного аппарата входят мышцы, кости, суставы и сухожилия. Управляет работой этих органов нервная система.
Нарушения функций опорно-двигательного аппарат у детей наблюдаются при разных заболеваниях:
· заболевания нервной системы (детский церебральный паралич, полиомиелит и др.);
· врожденная патология опорно-двигательного аппарата (врожденный вывих бедра, кривошея, косолапость и другие деформации стоп, аномалии позвоночника, недоразвитие и дефекты конечностей, кистей и пальцев, артрогриппоз);
· приобретенные аномалии опорно-двигательного аппарата (травматические повреждения спинного и головного мозга, полиартрит, заболевания скелета).