Психологические основы помощи детям при задержанном психическом развитии
Авторская программа психологической коррекции детей с задержкой психического развития (Е.С. Слепович, А.М. Поляков [18]) построена на основе деятельностного принципа, принципа учета основных психологических новообразований дошкольного возраста и направлена не столько на формирование у детей системы знаний, умений и навыков, сколько на становление ребенка как сознательно действующего социального субъекта. Направления коррекционной работы:
1 – формирование системы отношений ребенка с окружающим социальным и предметным миром (мотивационно-смысловая сторона деятельности) через формирование игры как совместной деятельности и потребности в игре), а также создание определенного отношения взрослого к ребенку и формирование у него образа Я;
2 – формирование у ребенка способностик самостоятельному построению замысла деятельности через формирование игры как деятельности (создание замысла и предметного содержания игры), продуктивную деятельность и развитие творческого мышления и воображения;
3 – формирование практических и умственных действий (операционально-техническая сторона деятельности) через предметную деятельность, сюжетно-ролевые и дидактические игры;
4 – формирование произвольности поведения и психических функций (овладение собственной деятельностью) посредством режиссерских игр, продуктивной деятельности и формирование произвольности психических функций (восприятия, речи и др.).
При проведении коррекционной работы необходимо опираться на высокий уровень обучаемости детей с ЗПР, который характеризует величину зоны ближайшего развития ребенка. У детей с задержкой психического развития величина этой зоны значительно больше, чем, например, при интеллектуальной недостаточности. Поэтому дети хорошо принимают помощь взрослых, и для усвоения материала им требуется небольшое число повторений.
Основными задачами психокоррекции являются формирование познавательных мотивов и формирование структуры деятельности. Это значит, что необходимо обучать детей умению принимать инструкцию взрослого, умению достигать цели, соотносить цель с достигнутым результатом. Особенно важна организация ориентировки ребенка в предлагаемом задании, обучение осознанию способов собственных действий, планирование деятельности во времени. Формирование структуры деятельности лучше всего осуществлять в процессе продуктивных видов, направленных на получение конкретного продукта, в котором ребенок может видеть результаты своей деятельности и соотносить их с поставленными целями.
При организации обучения детей с задержкой психического развития (с трудностями в обучении) необходимо предлагать щадящий режим дня, уменьшать продолжительность занятий, осуществлять смену видов деятельности детей для профилактики их преждевременной истощаемости. Нужно создавать условия для полноценного восприятия детьми учебного материала: подача учебного материала дозируется по времени и объему, сообщаемая информация многократно повторяется с изменениями и дополнениями, применяются разные способы предъявления материала. Важно использование разнообразного наглядного материала, который не должен содержать ненужных деталей. Наглядный материал должен иметь словесное сопровождение. Новый материал необходимо предлагать поэтапно, разбивая задания на части.
Дети с задержкой психического развития особенно чувствительны к невербальному общению, они хорошо понимают эмоциональный смысл обращенной к ним речи. Поэтому необходимо позаботиться о насыщении обращенной к детям речи экспрессивными элементами, использовать в общении с ними тактильный контакт. В работе с детьми необходимо создавать для них ситуацию успеха, так как достижение успеха является важным средством профилактики чувства неполноценности, способствует снижению тревожности в общении со взрослыми.
7.7 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания
1. В чем различие между временными и временными аспектами задержки развития у детей?
2. Какие существуют точки зрения о возможности преодоления задержки психического развития?
3. Какие формы ЗПР вы знаете?
4. Объясните, как нарушения развития восприятия связаны со школьными трудностями детей с ЗПР?
5. По каким признакам можно отличить ребенка с задержкой психического развития от ребенка с интеллектуальной недостаточностью?
Практическое задание № 1.Проанализируйте приведенные ниже выписки из историй болезни детей с диагнозом задержки психического развития. Анализ проведите по следующему плану:
~ Какие проблемы развития и поведения обнаруживают эти дети?
~ Какие жалобы предъявляют взрослые – учителя и родители?
~ Каковы этиологические факторы, вызвавшие задержку психического развития у детей?
~ Какие функции относительно сохранны у детей?
~ Какие функции нарушены у этих детей?
~ Как можно объяснить их школьную неуспеваемость (с точки зрения структуры дефекта)?
~ Какие задачи коррекционной работы с каждым ребенком нужно поставить психологу?
1) Выписка из истории болезни (автор Ю.Г. Демьянов).Н.В., 11 лет направлен в детскую психиатрическую больницу в связи с трудностями в поведении и плохой школьной успеваемостью. Клинический диагноз: задержка психического развития с невропатическим синдромом. Больной от второй беременности, протекавшей без осложнений. Роды на 7-м месяце после падения матери на улице. Закричал после похлопывания. Вскармливался искусственно. До трех лет перенес диспепсию, дизентерию, корь, ветряную оспу, в дальнейшем – частые простудные заболевания. Темп раннего психомоторного развития без заметных нарушений. С грудного возраста отличался плаксивостью, капризностью, наблюдались частые срыгивания после кормления, сон чуткий и беспокойный, до 4-х лет ночные страхи, непостоянно – ночное недержание мочи. В яслях и детском саду был капризен, нетерпелив, раздражителен, драчлив. В массовой школе с 7 лет. С трудом приобретал навыки чтения, письма и счета. Без соответствующих знаний формально переводился во второй и третий классы, обучение в последнем дублирует. К занятиям интереса не проявлял, на уроках отвлекается, грубит учителям в ответ на замечания, ссорится и дерется с детьми, нередко сбегает с уроков. Психологическое обследование: легко вступает в контакт с окружающими, охотно играет с ребятами в различные игры. Во время игр легко возбудим, много спорит и кричит, затевает драки. Всегда с интересом смотрит телепередачи, слушает чтение книг. Перед сном долго ворочается в постели, шалит с соседями. Сон с яркими сновидениями, во время сна разговаривает, вскрикивает, иногда падает с постели. К клиническим беседам относится с интересом. Излишне суетлив, мимика живая и выразительная. Хорошо ориентирован в бытовых вопросах. Быстро и точно выполняет операции классификации и сравнения предметов, раскрывает нелепости в картинках и рассказах, выносит правильные суждения при анализе сказок и басен, понимает переносный смысл пословиц и метафор. В то же время обнаруживает повышенную истощаемость внимания. Чтение и письмо с элементами дисграфии и дислексии на почве недостаточности анализа и синтеза слов. Техника устного счета слабая. Затрудняется в оставлении плана решения арифметических задач в несколько действий и последовательной реализации этого плана [13].
2) Выписка из истории болезни (автор Ю.Г. Демьянов). К.В., 10 лет. Клинический диагноз: задержка психического развития с церебрастеническим синдромом. В анамнезе: мальчик от первой беременности, протекавшей с токсикозом на протяжении всего срока, на 5-м месяце мать перенесла грипп. Роды со стимуляцией, преждевременное излитие околоплодных вод. С первого года страдает частыми пневмониями, в 4 года перенес сотрясение головного мозга. Темп и характер раннего развития без особенностей. Посещал ясли и детский сад. В массовой школе с 7 лет, в первом классе обучается 3-й год. Тяжело переносит свою неуспеваемость. Стал чрезмерно плаксивым, раздражительным, обидчивым, иногда отказывается посещать школу. Психологическое обследование: легко вступает в контакт, впечатлителен, обидчив. Отмечаются небольшие затруднения в узнавании пунктирных и наложенных друг на друга контурных изображений. Нарушена дифференцировка некоторых фонем. Снижен объем непосредственной памяти: воспроизводит 3–4 слова и 3–4 картинки из десяти предложенных. Обнаруживает трудности в заданиях на пространственный анализ и синтез: неправильно складывает фигуры из палочек при расположении образца под углом к нему, с многочисленными пробами складывает разрезные картинки, затрудняется в сложении фигур из кубиков Кооса. При выполнении подобных заданий быстро обнаруживает признаки утомления – становится рассеянным, раздражительным, при неудачах начинает плакать. Испытывает трудности в понимании сравнительных оборотов речи, в понимании значения предлогов «перед» и «за». Не усвоил последовательность дней недели и месяцев. Затрудняется в воспроизведении в нужной последовательности ряда слов, только после 12-кратного повторения смог воспроизвести без ошибок простое четверостишие. В заданиях на классификацию, группировки, сравнение предметов и явлений друг с другом, на понимание моральных сторон сказки серьезных трудностей не испытывает, удачно использует предлагаемую в случае необходимости помощь. Состояние школьных навыков: дислексия в виде пропусков, перестановок и замен букв, дисграфия вследствие смешения сходных по начертанию букв. Представление о составе числа не сформировано, операции сложения и вычитания в пределах 10 проводит медленно и с ошибками. При беседах на отвлеченные темы, во время подвижных игр с ребятами долго не проявляет признаков утомления. На уроках и при выполнении экспериментальных заданий конструктивного характера становится сонным, капризным, вялым [8].
Практическое задание № 2. Проанализируйте результаты изучения зоны ближайшего развития, полученные в исследовании В.И. Лубовского [4]. Сравните зону ближайшего развития у детей с задержкой психического развития и детей с интеллектуальной недостаточностью.
Детям предлагали описать предложенные им предметы и сравнить их между собой. Детям предлагали описать предложенные им предметы и сравнить их между собой. Фиксировалось количество признаков, которые выделили дети при описании предметов, как с помощью взрослых, так и самостоятельно. Результаты отражены в таблице.
Таблица 7.1 – Зона ближайшего развития у разных групп детей
Группа детей | Количество самостоятельно выделенных признаков объекта | Количество признаков, выделенных с помощью взрослых |
Нормально развивающиеся дети | – | |
Дети с ЗПР | 6,5 | 10,5 |
Дети с интеллектуальной недостаточностью | 4,5 | 5,7 |
Библиография по теме «Задержанное психическое развитие: дети с трудностями в обучении»
1. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития у детей / под ред. К.С. Лебединской. – М. : Педагогика, 1982.
2. Винникова, Е.А. О психологических механизмах становления морального поведения у детей с задержкой психического развития / Е.А. Винникова, Е.С. Слепович // Дефектология. – 1999. – № 1. – С. 18–24.
3. Власова, Т.А. О детях с отклонениями в развитии / Т.А. Власова. М.С. Певзнер. – М. : Просвещение, 1973. – 175 с.
4. Дети с задержкой психического развития / В.И. Лубовский [и др.] ; под общ. ред. Т.А. Власовой [и др.] – М. : Педагогика, 1984. – 256 с.
5. Лангмейер, Й. Психическая депривация в детском возрасте / Й. Лангмейер, З. Матейчек. – Прага : Авиценум, 1984. – 334 с.
6. Лебединский, В.В. Нарушения психического развития у детей: учеб. пособие / В.В. Лебединский. – М. : Изд-во МГУ, 1985. – 168 с.
7. Мамайчук, И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии / И. И. Мамайчук. – СПб. : Речь, 2001. – 220 с.
8. Мамайчук, И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии / И.И. Мамайчук. – СПб. : Речь, 2003. – 400 с.
9. Мамайчук, И.И. Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития : науч.-практ. рук-во / И.И. Мамайчук, М.Н. Ильина. – СПб. : Речь, 2006. – 352 с.
10. Марковская, И.Ф. Типы регуляторных нарушений при задержке психтического развития / И.Ф. Марковская // Дефектология. – 2006. – № 3. – С. 28-34.
11. Многоосевая классификация психических расстройств в детском и подростковом возрасте. Классификация психических и поведенческих расстройств у детей и подростков в соответствии с МКБ-10 / Всемирная организация здравоохранения ; пер. на русск. язык О.Ю. Донец; н. ред. и предисл. А.Н. Моховикова ; вступ. статья А.А. Северного. – М. : Смысл; СПб. : Речь, 2003. – 407 с.
12. Основы специальной психологии / под ред. Л.В. Кузнецовой. – М. : Академия, 2003. – 480 с.
13. Психология детей с задержкой психического развития. Изучение. Социализация. Психокоррекция : хрестоматия : учеб. пособие для вузов / Сост. О.В. Защиринская. – СПб. : Речь, 2003. – 432 с.
14. Семаго, М.М. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога / М.М. Семаго, Н.Я. Семаго. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : АРКТИ, 2001. – 208 с.
15. Семаго, М.М. Диагностико-консультативная деятельность психолога образования: метод. пособие / М.М. Семаго, Н.Я. Семаго ; ред. М.М. Семаго. – М. : Айрис-Пресс, 2004. – 288 с.
16. Слепович, Е.С. Игровая деятельность дошкольников с задержкой психического развития / Е.С. Слепович. – М. : Педагогика, 1990. – 94 с.
17. Слепович, Е.С. Формирование речи у дошкольников с задержкой психического развития: книга для учителя / Е.С. Слепович. – 2-е изд., доп. – Минск : Народная Асвета, 1989. – 62 с.
18. Слепович, Е.С. Коррекция психического развития детей с интеллектуальной недостаточностью: метод. рекомендации / Е.С. Слепович, А.М. Поляков. – Минск : Детский фонд ООН, 2005. – 96 с.
19. Специальная дошкольная педагогика: учеб. пособие для вузов / Е.А. Стребелева [и др.] ; под ред. Е. А. Стребелевой. – М. : Изд. центр «Академия», 2002. – 312 с.
20. Специальная психология: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.И. Лубовский [и др.] ; под общ. ред. В.И. Лубовского. – М. : Изд. центр «Академия», 2005. – 464 с.
21. Тржесоглава, З. Легкая дисфункция мозга в детском возрасте / З. Тржесоглава ; пер. с чешского. – М. : Медицина, 1986. – 256 с.
22. Ульенкова, У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития / У.В. Ульенкова. – М. : Педагогика, 1990. – 184 с.
23. Усанова, О.Н. Специальная психология. Система психологического изучения аномальных детей: учеб. пособие для студентов / О.Н. Усанова. – М. : МГПИ им. В.И. Ленина, 1990. – 201 с.
24. Фишман, М.Н. Интегративная деятельность мозга детей в норме и патологии: Электрофизиологическое исследование / М.Н. Фишман. – М. : Педагогика, 1989. – 144 с.
25. Фурманов, И.А.Психология депривированного ребенка : пособие для психологов и педагогов / И.А. Фурманов, Н.В. Фурманова. – М. : Изд-во «Академия», 2004. – 319 с.