Компенсация в процессе отклоняющегося психического развития
В процессе отклоняющегося развития психики наблюдается действие механизма компенсации (от лат. уравновешивать, возмещать), который направлен на преодоление недостаточности нарушенных или недоразвитых функций. «Под компенсацией понимается процесс возмещения недоразвитых или нарушенных функций путем использования сохранных или перестройки частично нарушенных» [22, с. 164]. Процесс компенсации является следствием самостоятельного упражнения недоразвитой функции и результатом целенаправленного обучения, воспитания ребенка, формирования сохранных сторон его психики и личности. Как указывалось выше, проблема дефекта и его компенсации рассматривалась Л.С. Выготским, который утверждал, что у аномального ребенка наблюдается не только недоразвитие функций, непосредственно связанных с болезнью, но и возникают приспособительные компенсаторные механизмы. В зависимости от успешности компенсации и коррекции изменяется и структура дефекта.
Отклоняющееся психическое развитие как функциональная система обладает высокой пластичностью и способностью к перестройке, и эта способность лежит в основе механизмов компенсации. Традиционно выделяют два типа перестройки нарушенных функций – внутрисистемную и межсистемную компенсацию. При внутрисистемной компенсации используются сохранные элементы пострадавшей функции. Межсистемная компенсация осуществляется путем перестройки функциональных систем и включения в работу тех функций и структур, которые начинают выполнять ранее не свойственные им функции.
В качестве примеров компенсации можно назвать факты усиленного развития слуховых функций и чувствительности рук у незрячего ребенка. Из современных исследований известно, например, что среди незрячих людей много хороших музыкантов, незрячие люди также считаются лучшими массажистами. Они сумели развить у себя музыкальный слух и высокую чувствительность пальцев для того, чтобы этим компенсировать недостаточность зрительных функций. У детей с нарушением слуха недостаточность слуха и слухового восприятия компенсируется за счет усиления функций зрительного восприятия, кинестетической и вибрационно-тактильной чувствительности.
Процесс компенсации рассматривается в специальной психологии как многоуровневый процесс. В.М. Сорокин [22] выделяет следующие уровни компенсации:
1) биологический, или телесный уровень, на котором компенсаторные процессы протекают преимущественно автоматически и бессознательно;
2) психологический уровень расширяет возможности компенсаторных механизмов, преодолевая ограничения биологического уровня; это истинно человеческий способ восстановления нарушенных функций с привлечением работы сознания. Психологический уровень компенсации требует от человека способности адекватно оценивать свои возможности в условиях тех или иных нарушений, ставить реальные цели и задачи, при условии общего позитивного отношения к самому себе. Психологический уровень компенсации также связан с работой защитных механизмов и копинг-стратегий поведения;
3) социально-психологический уровень отражает социальный характер бытия человека, поэтому эффективность компенсации во многом определяется характером межличностных отношений человека с ближайшим окружением;
4) социальный уровень – содержание этого уровня связано с макросоциальным процессами. Прежде всего, это политика государства в отношении инвалидов, создание особых социальных институтов, оказывающих помощь лицам с отклонениями в развитии; это законодательство, представляющее определенные гарантии общества в отношении разных групп инвалидов. К социальному уровню следует отнести и характер отношения к людям с ограниченными возможностями в сфере обыденного массового сознания.
М. Раттер приводит примеры компенсации на биологическом уровне.
۞ Иллюстрация
«В детском возрасте при поражении одного из полушарий мозга обычно имеет место быстрая компенсация нарушенных функций, происходящая из-за способности незрелого мозга к перемещению функций из одного полушария в другое. При повреждении левого полушария правое полушарие возьмет на себя обеспечение речевых функций в такой степени, в какой это невозможно после завершения процессов роста мозга. Перемещение функций из одной части мозга в другую происходит не всегда с одинаковой легкостью: повреждение одного из полушарий в младенчестве может привести к частичному параличу части тела, но не вызвать нарушений речевого развития. Добавим, что нам еще не известно, насколько легко происходит процесс переноса функций, связанных с эмоциями и поведением в целом» [14, с. 81].
Примеры действия механизма компенсации у взрослых людей с аутизмом описывает П. Сатмари.
۞ Иллюстрация
«Шарон, 45 лет. Преуспевающий архитектор. Осознает, что у нее всегда были существенные проблемы с пониманием социальных контактов и с их осуществлением. «Она считала себя эксцентричной особой, и многие говорили ей о том, что с нею трудно поддерживать отношения. … С людьми ей было некомфортно, она чувствовала себя неуклюжей и неловкой». «Она всегда, даже в детстве, считала, что у нее неразвитые социальные навыки и что она весьма эксцентрична. Шарон чувствовала, что эти трудности все больше и больше мешают ее работе и ее отношениям с друзьями и потенциальными клиентами» … «Я попросил Шарон привести мне несколько примеров того, как она справляется с этими трудностями. Она сказала, что еще много лет тому назад научилась записывать в своей голове правила, которые должны были управлять ее поведением. Это помогало ей компенсировать недостаточное интуитивное понимание. Обычно она делала это ночью, лежа в постели, после особенно унизительного дня в школе или в университете» [16, с. 80-81].
Эти и другие примеры показывают, что формирование у людей с аутизмом социальных навыков требует от них больших усилий, и самое главное – у человека должны быть для этого мотивы, мотивы самосовершенствования: человек должен осознать собственную недостаточность, понять, что эту недостаточность необходимо преодолеть, и выработать способы ее преодоления. Для действия механизмов компенсации психологического уровня, следовательно, необходим опеделенный уровень самосознания и волевые качества личности.
Таким образом, компенсация напрямую связана с процессами формирования личности. Как считает белорусский психолог Т.И. Гаврилко, вопросы формирования личности, изучения эмоционально-личностной сферы детей при разных видах отклонений в развитии становятся все более актуальными. Автор полагает, что необходимо описывать специфику становления личности ребенка с отклонениями развития как «определенного своеобразия, своеобычности, имеющей не только отрицательные характеристики по сравнению с нормой («снижение…», «недостаточность…»), но и некоторые положительные характеристики, качественно наполненные своеобразием, показывающим симптомы борьбы ребенка с собственными ограничениями». «В этой области научного анализа и объяснения, наряду с выяснением средних, типичных тенденций развития личности, большое значение имеет рассмотрение крайних случаев неблагоприятного, негативного развития личности, и с другой стороны, позитивного, компенсаторного типа становления личности в условиях аномального психофизического развития» [5, с. 30–31].
Такой подход к описанию личности людей, страдающих неврологическими заболеваниями, реализован в работах английского невролога О. Сакса [15]. Он рассматривает симптомы дефицитарности познавательных процессов и личности человека в другом ракурсе – с точки зрения дополнительных возможностей, которые открывает эта «недостаточность». Так, описанные им люди с интеллектуальной недлостаточностью отличаются невероятным развитием каких-то навыков или способностей (вычислительных навыков, навыков определения дня недели для любой даты, музыкальной памяти и др.). Таких людей называют савантами. Преобладание образного мышления у людей с аутизмом и их необыкновенная сосредоточенность на деталях позволяет им «рассмотреть» мир в мельчайших подробностях, что создает основу творчества. Интеллект людей с аутизмом назван «интеллектом, едва затронутым традиционной культурой», «странно чистым, оригинальным и в то же время имеющим созидательное начало» [15, с. 302].
Анализ проблемы компенсации в специальной психологии приводит нас к заключению о том, что главным при описании особенностей людей с физическими или психическими недостатками становится поиск способов и средств, с помощью которых они адаптируются к окружающей действительности, преодолевая свои ограничения и реализуя свой потенциал развития.