Отношение общества к людям с физическими и умственными ограничениями (социально-исторический аспект)

Дети с умственными и физическими недостатками существовали во все времена. Отношение общества к этим людям, их восприятие в обществе изменялось, и в разные исторические эпохи имело свои особенности. В любом обществе возникала необходимость определения отношения к таким детям, а затем и ко взрослым, так как их существование, наличие у них особых потребностей и ограниченных возможностей порождали социальные проблемы. И общество по-разному решало вопрос о том, что делать с такими людьми. Историк дефектологии Х.С. Замский [3] отмечает, что на характер отношения к лицам с умственными и физическими ограничениями оказывает непосредственное влияние уровень развития просвещения, здравоохранения, науки и культуры в целом. А.Г. Асмолов [1] предлагает рассматривать отношение к людям с ограниченными возможностями в зависимости от типа общества. Два типа общества были определены В.И. Вернадским как общество «культуры полезности» и «общество культуры достоинства». Культура, ориентированная на отношения полезности, а не достоинства, урезает время, отводимое на детство. Старость не обладает ценностью, а образованию отводится роль социального сироты, которого терпят лишь постольку, поскольку приходится тратить время на подготовку человека к исполнению полезных социальных функций. В культуре, ориентированной на отношения достоинства, ведущей ценностью является личность человека, независимо от того, может ли общество что-либо получить от этой личности. В культуре достоинства дети, старики и люди с недостатками в развитии священны, они находятся под охраной общественного милосердия.

Изменение социальной ситуации по отношению к людям с физическими и умственными недостатками происходит по следующим направлениям:

1) изменение критериев определения неполноценности;

2) изменение позиции общества по отношению к людям с физическими и умственными недостатками;

3) дифференциация позиции общества по отношению к разным категориям людей с физическими и умственными недостатками;

4) расширение научных знаний о людях с ограниченными возможностями.

В исследовании Н.Н. Малофеева [5] выделены и описаны пять периодов эволюции отношения общества и государства к людям с физическими и умственными недостатками.

Первый период (IX–VIII вв. до н.э. – XII в., Россия: 996–1706 гг.): «от агрессии и нетерпимости к осознанию необходимости заботиться о людях с отклонениями в развитии».

Второй период (начало XII – конец XVII в., Россия: 1706–1806 гг.): «от осознания необходимости призрения лиц с отклонениями в развитии к осознанию возможности обучения хотя бы части из них».

Третий период (конец XVIII – начало XX в., Россия: 1806–1927 гг.): «от осознания возможности к осознанию целесообразности обучения трех категорий детей: с нарушением слуха, зрения, умственно отсталых».

Четвертый период (начало XX в. – 70-е г.г. XX в., Россия: 1927–1991 гг.): «от осознания необходимости обучения части аномальных детей к пониманию необходимости обучения всех детей».

Пятый период (с 1971–1975 по настоящее время, Россия: с 1991 по настоящее время) «от изоляции к интеграции».

На разных этапах развития общества существовали разные критерии «ненормальности человека», его отличий от других людей. Это связано с тем, что к человеку, к его физическим и психическим способностям, к его возможностям предъявлялись разные требования. С ростом уровня развития общества возрастали и требования к человеку, и критерии определения «ненормальности» и неполноценности становились все более сложными и более строгими.

В условиях, когда люди владели лишь примитивными орудиями труда и основной задачей было сохранение и поддержание жизни человека и жизнеобеспечение, неполноценными признавались только те люди, у которых наблюдались выраженные, грубые дефекты, и эти недостатки лишали их возможности добывать пищу и обеспечивать себя всем необходимым, даже с помощью самых примитивных орудий труда. В условиях более развитых производственных отношений, с появлением промышленного производства важным критерием полноценности является возможность получения профессии и выполнения трудовой деятельности. Для получения профессии необходим определенный уровень умственных способностей, а также ручной умелости, умения устанавливать элементарные социальные отношения с другими людьми. Поэтому неполноценными начали считаться не только люди с грубыми, выраженными дефектами, но и люди с интеллектуальной недостаточностью, а также люди, неспособные устанавливать отношения с другими, выделяющиеся своим поведением, так называемые люди «со странностями».

В современном информационном и высокотехнологичном обществе критерии «нормальности» стали еще более жесткими, так как от человека общество ждет социальной адаптированности и креативности, высоких достижений в овладении современными средствами коммуникации, информационными технологиями. Поэтому в число людей, которые считаются не соответствующими критериям нормальности, возросшим требованиям общества, попадает все большее число людей.

Позиция общества по отношению к людям с физическими и умственными недостатками также изменяется. В целом можно говорить о существовании тенденции к гуманизации, то есть отношение общества к таким людям становится все более гуманным. В первобытном обществе к неполноценным лицам относили тех, кто не мог добыть себе пропитание, а племя о таких людях не заботилось. Люди с различными уродствами предоставлялись сами себе, и они могли выжить только в том случае, если их психофизические возможности обеспечивали какие-то условия их выживания, если они могли вести борьбу за существование, иначе они погибали. В примитивных обществах дети, имеющие какой-либо дефект, не выживали физически. Если дети не могли участвовать в процессе добывания пищи, их даже умерщвляли.

История Древней Греции и Древнего Рима свидетельствует о том, что с неполноценными согражданами обращались негуманно, и такое обращение понималось как способ защиты от воздействия этих людей. Есть свидетельства о том, что существовал закон царя Спарты Ликурга (IX –VIII вв. до н.э.), предписывающий умерщвлять физически неполноценных младенцев, – это явление получило название инфантицида. Римлянам предписывалось убивать или топить детей, которые родились слабыми, хилыми и имели уродства. Объясняли это предписание правилами разума, согласно которым следует отделять негодное от здорового. Римское право относило так называемых умалишенных и глухонемых к категории недееспособных лиц и лишало их гражданских прав.

Жизнь ребенка с выраженными внешними уродствами в античном мире не представляла ценности ни для государства, ни для общества, ни для семьи. И согласно римскому законодательству, отец мог убить своего ребенка, если он родился хилым или обезображенным. Такое отношение к особым детям сохранялось в отдельных странах вплоть до XIX века, в частности, в Индии. Здесь таких детей оставляли в джунглях на произвол судьбы, и если они не погибали, то могли попадать «на воспитание» к животным. Данный мотив можно найти в древних легендах (например, Ромул и Рем), а также в литературных произведениях (сказка Р. Киплинга «Маугли»), хотя в литературном произведении многое является всего лишь литературным вымыслом.

Есть отдельные свидетельства того, что детей воспитывали животные, но когда их находили люди, они отличались крайне низким уровнем развития, а их воспитание в человеческих условиях не приводило к существенным изменениям: они по-прежнему отставали в своем развитии. Например, хрестоматийный случай Амалы и Камалы, двух девочек, найденных в лесу в Индии, скорее напоминающих животных, обычно трактуют как доказательство невозможности нормального развития ребенка вне условий человеческого общества. Более правдоподобной выглядит версия о том, что Амала и Камала с рождения имели физические и умственные недостатки, и их оставили в лесу [4].

В эпоху Средневековья в мировоззрении людей большую роль играли суеверия. Как отмечает Н.Н. Малофеев [5], носитель недуга воспринимался как существо неполноценное, а потому он не заслуживал внимания. Такой человек не мог рассчитывать даже на нейтральное отношение к себе окружающих, так как большинство людей в то время были убеждены, что врожденное уродство, глухота, слепота, сумасшествие есть наказание человеку за грехи, либо вмешательство в его судьбу Сатаны.

Религиозные воззрения на людей с различными недостатками, на причины их существования и на пути оказания им помощи оказывали большое влияние на складывающееся в обществе отношение к таким людям. Общая позиция большинства религий состоит в том, что не нужно пытаться исправить волю божью и дать этим людям больше того, что им дал Бог. В то же время следует о них заботиться и поддерживать.

Согласно одной позиции, «неполноценные» люди являются «детьми дьявола», это значит, что они несут в себе зло, они даны как наказание за грехи родителей и других предков, поэтому их надо презирать и изолировать. Родители должны нести кару за свой грех, заботясь о таком ребенке, расплачиваясь таким образом за свои и чужие грехи.

Согласно другой позиции, такие люди считаются «детьми Бога». Так, в славянских государствах на них смотрели как на блаженных, их обычно окружали ореолом святости, с благоговением вслушивались в их лепет, усматривая в нем божественное предписание. Существование таких людей объяснялось божьей волей, считалось, что такие люди нужны в интересах людей и Бога, чтобы предоставить возможность людям творить милость во имя Бога, осуществляя заботу и оказывая помощь таким людям. Семья, в которой родился такой ребенок, тоже рассматривалась как избранная семья, потому что это семья сильная, способная вынести то испытание, которое выпало ей с появлением ребенка с ограниченными возможностями.

Но общество иногда пыталось извлечь и пользу из существования людей с ограниченными возможностями. Например, в Древнем Риме, а затем и в других государствах существовал обычай иметь при дворе правителя и в богатых домах слабоумных, «дураков» на потеху хозяев и гостей. Люди с физическими и умственными отклонениями использовались также в качестве сборщиков подаяний и милостыни. В бедных семьях в слаборазвитых странах рождение слабоумного ребенка рассматривают как счастье, потому что успешно выпрашивающие милостыню слабоумные становятся основными кормильцами семьи [3].

Эпоха Возрождения, которая пришла на смену Средневековью, впервые позволила человеку взглянуть на себя открыто. В это время возвеличивается человеческий разум, проводится пропаганда человеколюбия. Именно в этот период впервые возникают и развиваются гуманистические тенденции по отношению к людям с физическими или умственными недостатками. Наблюдается повышение интереса и возникновение симпатий к людям, которые отличаются от большинства. Их отличие – в их нестандартности, свободе, непричастности к социальным стереотипам поведения. Философы и литераторы начинают использовать образ «дурачка», на фоне которого обычные люди обнаруживают свои самые плохие качества. В России калеки и юродивые особо почитались, а некоторые из них были даже отнесены к лику святых.

Период инфантицида в отношении к детям с физическими и умственными недостатками сменился пониманием недопустимости насильственного лишения жизни человека, каким бы он ни был. Это понимание связано, безусловно, с гуманизацией отношения к человеку в целом. Но общество должно было определить, каким образом организовать жизнь людей с ограниченными возможностями, которые не могли влиться в общий поток социальной жизни, проходить тот жизненный путь, который проходит большинство людей. Такие дети не могли, в частности, обучаться в одних условиях с обычными детьми, так как они не усваивали тот материал, который давался в школе. В то же время, оставленные без присмотра, эти люди способны были стать источником разнообразных проблем для общества. Скитавшиеся по дорогам люди, не имеющие средств к существованию, выброшенные на обочину жизни, становились виновниками многих преступлений.

Именно поэтому возникла новая социальная тенденция по отношению к таким людям – «призрение», или присмотр. Вначале некоторые люди с ограниченными возможностями нашли призрение в монастырях. На Руси еще с ХI века слабоумные призревались в Киево-Печерской лавре. При Иване Грозном в 1551 году в «Стоглавый судебник» была внесена статья о необходимости попечения нищих, больных и тех, «кои одержимы бесом и лишены разума». Этих лиц рекомендовалось помещать в монастыри, чтобы они не были «пугалом для здоровых». Однако этот закон не имел широкого применения. А в царствование Алексея Михайловича (XVII век) на Руси, как и в Европе, пылали костры, куда бросали людей, обвиняемых в колдовстве, и среди них оказывались юродивые. Обычай призревать в монастырях слабоумных людей получил широкое распространение при Петре I, так как многие бояре посылали туда своих сыновей с целью избежать для них военной службы. Поэтому Петр I запретил посылать в монастыри «дураков» без предварительного их освидетельствования. Он даже указал признаки, на основании которых можно судить, действительно ли человек является «ненормальным», или «дураком». «Дураками» он считал тех, кто «отповеди учинить не могут, не годятся ни в какую науку и службу; недвижимое к пустому приводят; к беспутству расточают» [3, с. 199]. Однако за пределами стен монастыря или аббатства люди с физическими и психическими недостатками были вынуждены бродяжничать и просить милостыню. Самые удачливые развлекали богатых в качестве шутов на ярмарках и при дворах.

Попытки призреть людей с ограниченными возможностями сыграли свою роль в формировании гуманистических настроений в обществе по отношению к ним. Однако общество должно было признать и свои обязанности по отношению к лицам с физическими и умственными ограничениями. К началу XVIII века возникает понимание необходимости и важности оказания помощи людям с физическими и умственными недостатками.

В результате возникли социальные институты, закрытые изолированные учреждения, куда начали помещать людей с ограниченными возможностями. В них осуществлялся, в первую очередь, присмотр, обеспечивались элементарные условия жизни и создавались условия для удовлетворения их потребностей. Несколько позже в таких заведениях, которые были названы местами призрения, а затем интернатами, начали проводить и специальное обучение в соответствии с потребностями и возможностями ребенка, обучать их навыкам самообслуживания и элементарным трудовым навыкам. Однако тенденция к призрению обернулась изоляцией таких людей от общества, так как для них создавались своеобразные «резерваты», где они жили.

В настоящее время наиболее актуальной является задача интеграции детей в общество. Интеграция людей с ограниченными возможностями в общество на доступном для них уровне – современная общественная тенденция. Это обозначает, что люди с ограниченными возможностями должны жить в обществе, реализуя свои права и обязанности. Для решения этой задачи необходимо, чтобы дети с ограниченными возможностями с самого рождения находились в обычной среде, вместе с нормально развивающимися детьми, включались в общение и деятельность с ними, приобретали знания, умения и навыки в соответствии со своими возможностями и потребностями.

Наши рекомендации