Профилактика нарушений речи при врожденных дефектах неба

Ребенок, родившийся с расщелиной неба, имеет очень боль­шие предпосылки для возникновения тяжелого дефекта ринола-лнн. Однако своевременные медицинские и педагогические ме­роприятия могут полностью или частично предупредить этот дефект.

Большое значение придается также своевременному меди­цинскому воздействию (операционное лечение или применение обтуратора). Однако мнения врачей о сроках оперативного вме­шательства часто расходятся. Поэтому по многим причинам не всегда еще есть возможность получить своевременную медицин-, скую помощь.

Существуют некоторые педагогические средства предупреж­дения дефекта речи.

В раннем возрасте (до года) рекомендуется укладывать ре­бенка в положение, стимулирующее удержание кончика языка как можно ближе к альвеолам. Это возможно при лежании на животе или на боку.

В 8—10 месяцев у ребенка появляется лепет. Ребенок начи­нает произносить звукосочетания (агу, и-и-и, мам-мам и т. д.). В это время он в некоторой степени начинает понимать об­ращенную к нему речь. Он может показать глазками или паль­чиком, например, где баба, мама, часы и т. д., или с помощью звуков показать (изобразить), как плачет девочка (а-а-я...), как храпит дедушка (х-х-х) и т. п.

Именно в это время нужно начинать работу по предупреж­дению дефектов речи при расщелине неба.

Хорошо использовать развитый у детей подражательный реф­лекс— сначала при сосании, а затем в непосредственных уп­ражнениях по развитию речевого выдоха (после года). Для этого можно применять игры на звукоподражание, во время кото­рых взрослые привлекают внимание ребенка к ротовому выдо­ху с помощью комочков ваты, окрашенных в разные цвета.

В игре ребенок имитирует такие ситуации, как, например, дыхание собаки, когда ей жарко. Подсказывается ребенку про­изнесение шепотного утрированного а-а-а... с высунутым язы­ком. Как мы греем руки? (Показывается выдох на руки х-х-х...) Можно придумать ряд других упражнений, чтобы постепенно приучить ребенка дышать ртом, перемещая кончик языка впе­ред.

От простых дыхательных игр-упражнений постепенно нужно переходить к выработке выдоха через рот с включением голо­са на артикуляции гласных и согласных звуков, вкладывая оп­ределенный смысл в каждый произносимый звук. Например, попросить ребенка показать, как плачет девочка (а-а-а). При этом нужно постоянно следить за выходом воздушной струн через рот. Язык при произнесении звука а своим кончиком дол­жен касаться нижних резцов. Мышцы лица спокойны. Это по­ложение соблюдается при произнесении всех гласных звуков в начальном периоде.

. Приведем примеры таких упражнений: Как гасят огонек? (ф___). Как гудит паровоз? (у___). Как гудит пароход? (ы———). Какой ты большой? (о__ ^ К*т, -----(в ———). Как подышим зубками? (с.

рИК? (3 ————). Как ШИПИТ ГуСЬ? (Ш_ , ч___„,*х л-элша ПОД­НЯТ вверх). Как жужжит жук? (ж___) (кончик языка поднят вверх, как и при звуке ш). Как погреем -озябшие руки? (х———).

Правильность произношения можно 'контролировать подне­сенным ко рту кусочком ваты или колебанием разложенных мелких кусочков папиросной бумаги, которые «пугаются» ре­бенка при выдохе и «дрожат».

Игры-упражнения следует проводить с ребенком, не надое­дая ему, а постепенно приучая его к занятиям.

Очень важно обратить внимание ребенка на то, что во вре­мя произношения звуков и слов рот раскрывается (у детей с расщелиной неба имеется тенденция говорить, почти не размы­кая губ).

Задача родителей и логопеда — помочь ребенку увидеть ар­тикуляцию звука и слова, привлечь к ней внимание. Это будет способствовать развитию четкости произношения.

При формировании развернутой речи нужно обращать вни­мание ребенка на ротовой выдох, слегка утрируя его в собст­венной речи для показа ребенку. Если в раннем возрасте не проводить профилактику речевых растройств, то к моменту опе_-рацня дефект речи становится относительно стабильным, и для нормализации ее требуется значительная логопедическая ра­бота.

_).Как шумит ветер? _). Как звенит кома-_) (кончик языка под-.) (кончик языка поднят .,

ТОГПРР*-«- ^^~* — -

Выводы.При открытой ринолалии логопедическая работа необходима как после, так и до операции.

Главным условием в работе является активизация здоровых I отделов речевого аппарата.

I В основе методики — постепенное перевоспитание физиоло-I . гического дыхания в речевое диафрагмальное с ротовым выдо-I хом. При этом особое внимание обращается на правильное по-I ложение языка в полости рта.

1 В процессе работы все звуки формируются заново, артику-? ляция их подготавливается строго определенными упражнения-I ми. В системе этих упражнений главным должно быть исполь-I зование физиологического взаимодействия мышц речевого ап-

| парата.

| Последовательность работы над звуками определяется под-| готовленностыо артикуляционной базы звука (с использованием | опорных звуков). Эта последовательность предполагает разви-I тие правильного речевого дыхания и моторики сначала верхне-! го, а затем и -среднего отделов артикуляционного аппарата. | При работе над правильным произношением важно соблю-I дать последовательность развития слухового контроля детей за I собственной речью: сначала логопед максимально отвлекает | ребенка от контролирования звучания; по мере автоматизации I звуков включается сознательный слуховой контроль. 5 В дооперационной работе, кроме формирования произноше-;-| ния, значительное внимание уделяется коррекции личности. 1 Вся логопедическая работа должна быть максимально на-Т гляднон, а для детей и эмоциональной.

| Работа с больными после уранопластики определяется нали-; чием и степенью дооперационной речевой подготовки и резуль-5 татами операции. Послеоперационная работа логопеда направ-ё лена на закрепление полученных произносительных навыков в I новых условиях.

? После уранопластики внимание больного акцентируется на ( слуховом контроле за своей речью. При наличии хотя бы незна­чительного носового оттенка в речи послеоперационная работа должка проводиться полностью так же, как и до операции.

При врожденных расщелинах возможна профилактика ре­чевого дефекта медицинскими и педагогическими средствами. Цель педагогического предупреждения — привлечь внимание ре­бенка к артикуляции и с помощью специальных упражнений предупредить дефектное положение языка в ротовой полости и сформировать ротовой выдох.

Литература

1. Городи лоза В. И., Кузьмина Н. И. Устранение недостатков произношения при ринолалии. М., 1961.

2. Нпполитова А. Г. Приемы логопедической работы при открытой гнусавости. М., 1955. 3. Ил по л и то в а А. Г. Логопедические занятия при ри-нолалии в дооперационном периоде.— В кн.: Очерки по пато­логии речи и голоса. М, 1963, вып. 2.

4. Пиетин X. А. Использование пособий в коррекцнонной работе с детьми, страдающими ринолалией.— Дефектология, 1975, № 5.

5. Прав дина О. В. Логопедия. М., 1969.

6. Пьян ко в а Р. С. Логопедическая работа с детьми, имеющими врожденные расщелины лица и неба.— Дефектоло­гия, 1970, № 5.

7. Сереброва Н. И. Из опыта работы с детьми-ринола-ликами в дооперационном периоде.— В кн.: Нарушение речи у дошкольников. М, 1969.

ГЛАВА 6. ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ С РИНОЛАЛИЕЙ

Обследование детей-ринолаликов проводится комплексно ло­гопедом и врачами различных специальностей и преследует ряд общих и частных целей и задач.

Остановимся на задачах логопедического обследования. Прежде всего, необходимо представить общую картину на­рушений речи, выделив основной дефект и вторичные наруше­ния. Известно, что ринолалия может наблюдаться в чистом ви­де и выступать в комбинации с другими речевыми расстройст­вами. В процессе обследования необходимо выяснить первичный дефект и показать его влияние на возникновение других рече­вых расстройств.

В логопедической работе при ринолалии важно учитывать личностные особенности больных. Обследование ребенка с ри­нолалией должно выявить особенности его психического разви­тия и подчеркнуть возможности развития личности. Подробное исследование симптоматики нарушения речи и других высших корковых функций обследуемого ребенка позволит правильно диагносцировать нарушение и определить потенциальные воз­можности развития ребенка и пути коррекции его дефекта.

Обследование ребенка начинается с изучения подробного анамнеза (со слов матери). Эти сведения должны отражать се­мейное положение и состав семьи, уровень развития и род за­нятий родителей и членов семьи; отношение к ребенку в семье и в среде его товарищей; отношение ребенка к своему дефекту. В карте фиксируются следующие сведения:

— возраст родителей;

— от какой по счету беременности родился ребенок, чем за­кончились предшествующие беременности (если были дети, вы­ясняем их возраст и уровень развития. Выясняем у матери, бы-78

ли ли недоношенные беременности, преждевременные роды, чем они вызваны);

— не принимались ли меры для ликвидации этой беремен­ности?

—т- течение беременности. Отмечается самочувствие матери с первых дней беременности, особое внимание уделяется первым 2—3 месяцам беременности, когда происходит формирование лица. Расспрашиваем мать, не было ли у нее в это время ка­ких-либо заболеваний, переживаний, нервных потрясений и т. п.;

— роды, их характер (срочные, недоношенность, причины

ее);

— состояние ребенка при рождении (закричал сразу или

после стимуляции);

— раннее развитие ребенка:

а) брал ли грудь матери? Как вскармливался? До какого возраста получал грудное молоко? С какого времени начали прикармливание? Как развивался физически?

б) когда начал держать головку? (сидеть? стоять? ходить?) (В карте обследования указываются все отклонения в физиче­ском развитии ребенка.);

в) какие заболевания были у ребенка на первом году жиз­ни? Чем и как болел-в последующее время до момента обсле­дования? Выясняем наличие заболеваний органов слуха;

— развитие речи. Когда у ребенка появился лепет, какова была его активность? Когда и как начали формироваться пер­вые слова? С какого времени пользуется полными словами? Ког­да появилась фразовая речь? Знает ли ребенок стихи и сказ­ки? Не отмечает ли мать каких-либо трудностей в развитии речи у ребенка и как она их оценивает?

— психические особенности ребенка. Как ребенок ориенти­руется в окружающей обстановке? Как выражает свое удоволь­ствие, чем и как выражает отрицательное отношение к тому или иному явлению? Какие игрушки и игры любит ребенок? Его отношение к книгам и картинкам? Чем занимается само­стоятельно? В чем требуется конкретная помощь? Усидчив или

отвлекаем?

Выявляются навыки самообслуживания: может ли себя об­служить (одеться, самостоятельно есть, не поперхивался ли в раннем детстве и как ест в настоящее время);

— лечение ребенка. Выясняются сроки хирургического вме­шательства (оперирование губы, неба), применение медикамен­тозного лечения и логопедического воздействия во все периоды жизни ребенка; результаты этого воздействия. (Необходимо по­знакомиться с соответствующей медико-педагогической доку­ментацией.)

Такой подробный анамнез дает представление о характере речевого нарушения, ег-о природе и в некоторой степени показы­вает возможности логопедического воздействия. Анамнестические .сведения дополняются непосредственным обследованием речи ребенка. Обследование ребенка начинается с ^становления с ним контакта во время беседы на близкую ре­бенку тему. В процессе беседы ребенку задаются доступные воп­росы, чтобы услышать его самостоятельную речь. Установив

контакт, переходят к изучению его речевых возможностей. Все

сведения фиксируются в карте обследования.

I) Строение и подвижность артикуляционно­го аппарат а.

Отмечается наличие а-ссиметрии лица и носо-губных складок при закрытом рте и уточняется ее характер при произвольном отведении углов рта в стороны и при закрывании рта. Отмеча­ется форма губ и их активность, наличие швов на губе. Эту часть обследования целесообразно провести вместе с врачом. Проверяется состояние зубр-челюстной-системы. Одновремен­но осматриваются мягкое небо, небный свод, положение и фор­ма языка, челюсти и подвижность нижней челюсти. Подвиж­ность мягкого неба или его фрагментов (до операции) наблю­дается при произнесении гласного звука а. В этот момент мож­но обнаружить подслизистую (субмукозную) расщелину. При субмукозной расщелине мягкое небо западает и образует ха­рактерный треугольник. Подслизистую расщелину можно обна­ружить также при пальпации мягкого неба.

Подвижность языка проверяется при выполнении ребенком ряда, произвольных движений: высовывание языка, отведение его в стороны, подъем вверх, перемещение кончика языка за нижние резцы; проверяется умение ребенка прищелкивать язы­ком. Фиксируется доступность и характер выполнения движений.

2) Т и п и характер физиологического и рече­вого дыхания (верхнеключичное, грудное или диафраг-мальное; частота дыхания, его ритмичность и сила). В карте обследования производится залгись о причинах нарушения ды­хания.

3) Особенности голоса ребенка. Его характер во время речи (крикливый, хриплый и т. д.).

4) Общий характер деятельности речевого аппарата в процессе речи (особенно при чтении сти­хотворений). Здесь важно отметить, хорошо ли ребенок откры­вает рот, выразительна ли его артикуляция во время речи; от­мечается активность губ в речевом процессе, активность языка, , щек, лобных мышц, наличие синкинезий. _ ;

5) Исследован и езвукопро изношен и я. Обследование начинается с гласных звуков и проводится в следующем порядке: а, э, о, ы, у, и, я, е, ё, ю, и. " -

Фиксируем в карте обследования положение языка при про­изнесении каждого звука, наличие синкинезий лицевых и ми­мических мышц и крыльев носа во время артикуляции.

Далее обследуется характер артикуляции всех согласных Ю

звуков в соответствии с их расположением в таблице 2. При этом сначала отмечается произношение звука в сочетаниях ти­па афа, ава и т. "д. (положение согласного между двумя глас­ными позволяет наблюдать, какие движения выполняет язык, а затем фиксируется произношение изолированных согласных звуков, чтобы лучше проследить, какие мимические и лицевые мышцы принимают участие в реализации заданной артикуля­ции н насколько активны в это время крылья носа).

6) II с с л е д о в а н и е развернутой речи: наличие у ребенка развернутой речи и возможность ее использования, осуществление процесса коммуникации (с помощью отдельных слов или фразовой речи); умение ребенка пользоваться диало­гической речью и задавать вопросы.

При характеристике развернутой речи необходимо остано­виться на особенностях развития л ексико-грам магического строя речи и владения контекстной речью.

Этот раздел обследования важен для характеристики степе­ни общего речевого недоразвития, которое может осложнить ринолалию.

Исследование развернутой речи дополняется изучением ка­чества речи ребенка при чтении (как изменяется речь обследуе­мого при чтении. Отдельно отмечается техника чтения).

7) И ее л е д о в а н и е_с л ух а. В случаях жалоб на состоя­ние слуха и при затруднении выявления его состояния собст­венными средствами логопед должен направить ребенка на спе­циальное исследование (снятие аудиограммы)..

8) Исследование состояния психических фун­кций (с участием психоневролога или патопсихолога): внима­ния, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы.

Результаты обследования постоянно уточняются в процессе работы с ребенком.

Процесс обследования длителен и, с нашей точки зрения, непрерывен. Каждое занятие расширяет представления о ре­бенке н указывает на новые возможности коррекции его де­фекта.

Результаты обследования постоянно фиксируются в карте.

В первой записи отмечаются реакции ребенка на новую-об­становку и его поведение, указываются речевые возможности и подробно описывается характер речи (многоречив ли ребенок или избегает речи, насколько выражен носовой оттенок, на­сколько внятна речь). Эти записи создают общее впечатление о ребенке и отражают характерные черты обследуемого.

Дальнейшие записи должны отразить динамику наблюдений п динамику продвижения ребенка на логопедических занятиях.

Сравнивая первичное обследование речи ребенка с его дос­тижениями, можно судить об эффективности логопедической ра­боты.

Для примера приведем выписки из протоколов обследования детей с ринолалией в дооперацпонном периоде, иллюстрирую­щие процесс обследования звукопроизношекия. Наблюдение 1.

Саша И., 7 лет, со сквозной левосторонней расщелиной не­ба. Губа оперирована в семимесячном возрасте. Назначена ура­нопластика.

При проверке звукопроизношения выявлено следующее: При произношении звука а язык оттянут в глубину рта; он беспокойный, средние пучки языковых продольных мышц рас­слаблены, кончик языка расположен на дне рта, на уровне пя­того зуба. При попытке произнесения слышится приближенное к а звучание с сильной утечкой воздушной струн в нос. Звук э — носовой, с нечеткой артикуляцией. При произнесении звука о возникает повышенное напряже­ние губ с одновременным втягиванием крыльев носа, язык на­ходится в положении, аналогичном для описанного выше звука а. При реализации артикулемы звучание приближается к звуку о, с сильной утечкой воздуха в нос.

При произнесении звука у отмечается еще большее расслаб­ление пучков верхней продольной мышцы; кончик языка распо­лагается на дне рта у четвертого зуба, губы вытянуты и почти сомкнуты; звучание, приближенное к норме, но с сильным но­совым оттенком; сильно втягиваются крылья носа.

Звука ы — нет, он замещается стоном при сжатых губах с носовым звучанием.

Звук и — носовой с призвуком, который образуется при со­прикосновении мышц языка с небным сводом.

Звуки я, е, ё, ю по артикуляции приближены к норме, но с новым оттенком.

Согласные звуки ф и в артикулируются внешне правильно,, . но невидимые уклады артикуляции нарушены: у языка излиш­не приподнят корень, при произнесении звука сильно втягива-' ются крылья носа, появляются складки на переносице. Произ­несение этих звуков напряженное, слышится носовой оттенок.

Звук с образуется за счет подъема середины корня языка с западснием в расщелину по ее форме. Вследствие сильного выдоха через носовые ходы образуется характерный хрип. Же­лобка на языке нет, кончик его прижат ко дну рта.

При звуке з положение органов артикуляции такое же, как при звуке с. На слух это произношение воспринимается как • «озвученный храп», несколько напоминающий украинский звук г с носовым оттенком.

При звуке т сохраняется положение языка для артикуляции звука с, но артикуляция дополняется подъемом левой стороны края языка вверх. На слух звук воспринимается так же, как звук с.

При звуке ж — та же дефектная артикуляция. -82

При произнесении звука щ артикуляция близка к артику-ляцпп звука с.

При звуках п и б происходит сильная утечка воздушной струп в нос, отмечается большое напряжение всех лицевых мышц и губ; крылья носа втягиваются. По звучанию эти звуки приближаются к звуку м лишь с небольшим участием голоса при их произношении.

Звуки х, п, б произносятся с утечкой воздуха через нос.

При звуках т и д корень языка напряжен, кончик его ле-жит на дне рта. Отмечается повышенное напряжение во всех лицевых мышцах, что вызывает нахмурнвание бровей.

Звук к артикулируется правильно, но выдох производится

•через нос, в результате чего слышится лишь короткий носовой выдох.

Звук г артикулируется аналогичным образом. На слух вос-принимается как фрикативный г.

При произнесении звука ц язык находится на дне рта, ана-логично звуку с (см. выше), но выдох укорочен.

Звук л замещается сгоном, как при звуке ы.

Звука р — нет; он замещается дефектным звуком л.

Таким образом выявляется включение в артикуляцию всей мимической мускулатуры лица в разнообразных вариантах. Сильный носовой оттенок при произнесении всех звуков.

Обследование речи Саши И. показало, что он своеобразно артикулирует все звуки, но они различаются им между собой, хотя на слух воспринимаются часто как одинаково звучащие.

Обследование звукопроизношения показало, что при реали­зации различных артикуляций органы произношения обнару­жили незначительную подвижность. Дыхание во время речи не всегда осуществляется только через нос. Следовательно, ло­гопед в своей работе по коррекции произношения должен за­планировать развитие подвижности артикуляционного аппарата и улучшение качества движений: снятие и предупреждение по­явления спнкинезий в речи; четкую дифференциацию ротового к носового дыхания на базе диафрагмалыюго выдоха; форми­рование правильных артикулам.

В данном случае необходимо также значительное развитие

•слухового самоконтроля, так как акустическая характеристика звуков однообразна и не имеет четких противопоставлений, но воспринимается говорящим как имеющая многомерные разли­чия.

Наблюдение 2.

Лида Л., 12 лет, с расщелиной твердого и мягкого неба, уче­ница V класса массовой школы.

При обследовании выявлено следующее:

А р т и к у л я ц и о н н ы и а п п а р а т. Положение языка в

покое выгнутое, расслаблены его средние и корневые мышцы. Верхняя губа малоподвижна. По заданию поднимает верхнюю» губу с напряжением и одновременно сильно выдвигает вперед нижнюю челюсть.

Звукопроизношен не. При произнесении звука а кон­чик языка находится на дне рта на уровне пятого зуба, корень-языка сильно приподнят. (Звучание носовое.)

При звуке э — поднимает среднюю часть языка по размеру щели. (Звучание носовое.)

При звуке о местоположение языка то же, но в корневой части увеличен подъем за счет его сужения, губы почти не при­нимают участия в артикуляции звука, звучание носовое.

При звуке у сужение распространяется на весь язык, вслед- . ствие чего кончик его приближается к передним зубам; губы округляются активнее, чем при звуке о, звучание носовое. При произнесении возникает попытка к еще большему подъему ши­рокого корня языка; звучание также носовое.

При звуке и ротовая щель сужается, органы произношения располагаются, как при звуке э.

Йотированные звуки я, е, ё, ю с сильным носовым оттенком, корневая часть языка выгнута.

При произнесении звука ф язык занимает положение для звука а, при выдохе увеличивается подъем корня языка, что усиливает направление выдыхаемой струи через нос. Звучание носовое. "

При произнесении звука -в звучание также носовое,.

При произнесении звука с корень языка приподнят, кончик

его поднимается по направлению к верхним альвеолам, выдох

через нос, звучание напоминает храп.

При звуке з кончик языка расположен ближе к верхним

альвеолам, корень его приподнят, на фоне носового храпа слы- •

шится призвук з.

При звуке ш язык с приподнятым корнем, кончик его подни­мается вверх в направлении артикуляции звука ш, но слышится только храп.

При произнесении звука ж образуется звук, близкий к* г фрикативному с носовым оттенком.

Звук щ воспроизводится, как звук хь с храпом в нос. Звук х с носовым оттенком.

При произнесении звука п сохраняется положение языка, - . как для звука а, губы легко смыкаются; звук п не слышен иг только движение губ говорит о произнесении его.

При звуке б — артикуляция, как при звуке /?, но с незначи­тельным участием голоса.

При произношении звука т положение языка приближенно травильное, но выдыхаемая воздушная струя направляется в юс, и звук не образуется (например, при произнесении сочета-[ия ата звучат только гласные).

Щ

При попытке произнести звук д возникает звучание, кое к звуку я с незначительным призвуком д.-

•Вместо звуков к, г девочка производит легкое сокращение-правой стороны увули и сопровождает его выдохом в лос.

м в «ос

Звук ч слышится приближенно, но с сильным носовым от­тенком.

При попытке произнести звук ч возникает подъем кончика языка к верхним резцам, но звук получается как храп в нос При звуке л язык лежит на дне рта с-приподнятым корнем, производится легкое движение губами и возникает носовой фрикативный звук г.

Звук р намечается, как одноударный, .но в момент обследо­вания звука нет.

Итак, обследование звукопроизношения показало, что в дан­ном случае большинство звуков по артикуляции близко к нор­мальным, но звучание постоянно сопровождается носовым от­тенком. Во время речи у девочки не наблюдается существенной патологической активности лицевой и мимической мускулату­ры; движения органов артикуляции'нарушены лишь в отноше­нии их объема. В логопедической работе необходимо акценти­ровать внимание на правильном дыхании. Формирование арти-кулем вызывает меньше трудностей.

Таким образом, речь Лиды Л. и Саши И. на слух воспри­нималась одинаково, но в артикулирован™ звуков была суще­ственная разница. Лида Л. для многих звуков образовывала правильный уклад языка к губ (т, д, ш, ж, р, п, б, ц], но в речи у нее не было ни одного полноценного звука, так как отсутст­вовал ротовой выдох, У Саши Н. эти же звуки произносились с неправильным укладом языка и губ.

Логопедическая работа с этими детьми проводилась по еди­ной методике, но акцентировка внимания на отдельные виды работы была различна: в первом случае внимание было уделе­но и формированию артикуляционных укладов, и воспитанию правильного дыхания; во втором — на первом плане была ра­бота над дыханием.

Выводы. При ринолални необходимо комплексное медико-педагогическое обследование, обеспечивающее анализ дефекта и позволяющее определить пути воздействия на речь ребенка. При логопедическом обследовании особое внимание уделя­ется строению и деятельности артикуляционного аппарата, а также характеру взаимосвязи всех трех отделов периферичес­кого конца речедвигательного анализатора. Важно вниматель­но изучить особенности дыхания больного.

При обследовании произношения звуков следует отметить особенности артикулем звуков и характер их звучания, а также наличие синкинезий. В карте логопедического обследования должны быть показаны статика и динамика речевого развития: ребенка. Таким образом, логопедическое обследование фиксирует са­мые тонкие особенности проявления дефекта и прогнозирует оптимальные пути и средства его коррекции.

Литература

1. Правд и на О. В. Логопедия. М., 1969.

2. Фролова Л. Е. Опыт ранней диспансеризации детей с расщелинами челюстно-лицевой области.— В кн.: Врожденные расщелины верхней губы и неба. М, 1964.

3. Хватцев М. Е. Логопедия. М., 1952.

ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1. Дневники работы.

В дневниках подробно описывается ход работы с детьми.

Приведем примеры таких записей.

Выписка № 1. Из дневника работы в дооперационный период с Еленой Д.— ученицей V класса, имеющей врожден­ную левостороннюю сквозную расщелину. Хейлопластика сде­лана в возрасте 6 месяцев. С шестилетнего возраста носит об­туратор, который многократно менялся. В течение четырех лет занималась с логопедом, но носовой оттенок в речи не сни­мался.

При обследовании выявлено следующее.

Небный свод очень узкий. Верхняя губа вздернута в месте шва. Первый левый резец перемещен почти в середину твер­дого неба. Поставленные на занятиях звуки произносятся'с вовлечением в артикуляцию всей лицевой и мимической муску­латуры. Шипящих и свистящих звуков нет. Дефектны звуки: /г, б, м, т, д, н, к, г, х. Логопедические занятия проводились систе­матически. Логопед применял гимнастику языка и при вызыва­нии звуков пользовался закрытием (зажатием) носовых ходов. Девочка с нормальным интеллектом, в школе успевает хорошо по всем предметам, общительна; на свой дефект остро не реа­гирует. Надеется на исправление речи в результате предстоя­щей операции.

1-е занятие. (Занятие проводилось без обтуратора.)

Цель — организация ротового выдоха.

Матери и девочке было предварительно разъяснено, почему в ее речи нет звуков и почему не снимается гнусавость. Они впервые услышали, что главной причиной этих дефектов явля­ется неправильное положение языка. Язык у девочки спокойно передвигался к резцам, но это не было использовано в лого-тедпческой работе. Затем мы познакомили девочку с различ-1ымп видами вдоха и выдоха (через нос и рот). Ей было разъ-юнеио, что при речи вдох чаще всего делается через рот (из, б

42 звуков русского языка 38 произносятся при ротовом выдо­хе). Внимание больной было обращено на положение кончика языка у нижних резцов, чтобы язык не горбился и не мешал выходу воздушной струи в ротовую полость.

На этом же занятии бы4и проведены артикуляционные уп­ражнения на все артнкулемы гласных первого и второго ряда, а также на и. Мы обращали внимание девочки на положение языка. Выдох на артикулемы звуков производился без голоса.

Выдыхаемая через рот -струя воздуха контролировалась ко­лебанием ватки. При этом следили, чтобы па артикулемах глас­ных выдох был плавным, полным и спокойным, на артикулеме и — порывистым и коротким.

На первом же занятии перешли к тренировке выдоха на артикулемы глухих щелевых согласных ф, с, ш, х. Все это пре­подносилось ученице как гимнастические и дыхательные упраж­нения; о том, что попутно формируются артикулемы, ей не со­общалось.

Задание на дом не дано.

2-е занятие.

Цель — формирование артикулем глухих взрывных звуков и включение голоса.

Вначале было проведено повторение первого занятия и в до­полнение к нему дана артикулема звука щ в нижней артику­ляции.

При повторении закреплялись артикулемы, хорошо получаю­щиеся в шепоте, корригировались неправильные артикулемы. Мы не добились совершенной четкости шепотного произноше­ния. Повторили сформированные на первом занятии артикуле-мы глухих согласных звуков и вызвали взрывные звуки п, т, к. Звук ч появился с механической помощью.

Затем мы обратили внимание ребенка на быстроту и силу выдоха при произнесении шепотного звука и. После чего девоч­ке было предложено при более сильном отведении углов рта с прижатым к нижним резцам кончиком языка произвести такой же быстрый и сильный выдох. Звук ц легко появился. На этом занятии нас не удовлетворило произношение .только звуков щ и ч. Несмотря на это, мы не стали задерживаться на артикуле­мах глухих согласных и перешли к включению голоса в упраж­нениях на артикулемах (пока еще ни один звук не обозначен буквой). Включение голоса начали со звука в. Следили за по­ложением кончика языка у нижних резцов и проверяли нали­чие выдыхаемой струи воздуха движением ватки, поднесенной ко рту на ладони. Включение голоса контролировалось нало­жением второго пальца на область гортани над щитовидным хряшом. После упражнения на звук в были проделаны упраж­нения на .звуки з, ж, 6, д, г. Девочка поняла (услышала), что у нее получаются звуки речи, но ей было сказано, что это толь­ко начало формирования звуков.

Задание на дом не дано.

3-е занятие.

Цель: повторение упражнений предыдущих двух занятий и включение голоса в упражнения на артикулемы гласных зву­ков. Особое внимание уделяется положению кончика языка у нижних резцов и выдоху с голосом без всякого напряжения. Гласные первого ряда, кроме звука э, получились вполне хоро­шо, гласные второго ряда — лучше, но при работе над ними пришлось подчеркнуть важность выдоха при первом и втором положении губ до полного выдоха. Во время занятий постоян­но контролировалось дыхание (выдох полный). Обращалось внимание на работу грудного резонатора (при произнесении гласных и звонких согласных звуков фиксировалась вибрация в грудной клетке).

На этом же занятии от звука ы, при одновременном подъе­ме кончика языка к верхним резцам, был вызван звук л. Задание на дом не дано.

4-е занятие.

Цель: уточнение звуков э, ч, щ.

Было проведено беглое повторение предыдущих упражне­ний; затем приступили к доработке звуков э, ч, щ. Гласный звук э получился легко, спонтанно. Звуки ч и щ самостоятель­но не получились. Звук щ пришлось вызывать от звука с' с од­новременным сближением углов рта. Для звука ч ввели и ими­тацию звука (так скачет кузнечик с травки на травку ч-ч-ч...), Девочке было предложено произносить это так: т-т'-т'... с од­новременным сближением углов рта. Получился правильный, хотя еще и неустойчивый звук. На этом же занятии перешли к произнесению мягких звуков.

Затем девочке было предложено воспроизвести артикуля­цию звуков вразбивку, прислушиваться к звучанию и опреде­лять, какой буквой можно записать произнесенный ею звук.

Нужные буквы были названы почти безошибочно, но пока мы их не вписали в тетрадь.

На этом же занятии была объяснена особенность произно-.шения звуков м, м', и и н\ Задание на дом не дано. 5-е занятие.

Цель: повторение пройденных артикуляций звуков и обо-.значение буквами легко и правильно произносимых звуков. Та­кими оказались гласные: а, о, ы, у, и, я, э, ё, ю и согласные: ф и в, с и з, х, п и б, к и г, л, м, п (21 буква). Гласный звук э произносился с недостаточным ротовым выдохом. Согласные

звуки т и д произносились с незначительной межзубной артику­ляцией. Язык слегка выдвигался на верхнюю губу, чему спо­собствовало нарушение зубного ряда и сильно вздернутая швом верхняя губа. Звуки ш, ж, ц, ч, щ еще не стойки и оставлены для доработки. Эти звуки буквами не обозначены.

Начали подготовительные упражнения для звука р (отра­ботка сочетания дзын-дзын.„). При выполнении упражнения возникли затруднения, так как язык выбрасывался на верхнюю губу.

6-е занятие.

Цель: проверить стойкость сформированных речевых на­выков при наличии обтуратора.

Провели предыдущее занятие с обтуратором с хорошими результатами. Коррекция оставшихся звуков почти не улучши­лась. Звуки ш и ж стали получаться лучше. Проводились уп­ражнения на сочетаниях из пройденных четко произносимых звуков, которые девочка повторяла отраженно, с утрированным диафрагмальным выдохом, проверяя его движением ватки на каждое сочетание, а также постоянно контролируя положение языка. В работе без обтуратора и с обтуратором разницы нет. При соблюдении новых установок (ротового выдоха при выдвинутом языке) девочка произносит звуки без носового от­тенка. Голос звучит нормально.

На дальнейших занятиях дорабатывались артикуляции не­достающих звуков. Для звуков ш и ж пришлось уточнить поло­жение кончика языка за зубом на небе и слегка отвести углы рта в стороны, чтобы по возможности выдвинуть язык вперед и получить более широкую его форму. Эти звуки сформирова­лись на 7-м занятии, а на 8-м мы обозначили их соответствую­щими буквами. Звуки щ, ц, ч окончательно были оформлены на 7-м занятии и также записаны в таблицу.

Много времени пришлось затратить на вызывание звука р. Он появился одноударным, причем кончик языка находился не за альвеолами, а на верхней губе. Звук правильной зазубной артикуляции не получился, так как имеющийся на небе зуб препятствовал вибрации. Девочка пользовалась в речи одно-ударным звуком,

В результате дооперационной работы речь девочки на за­нятиях—без носового оттенка. Этот результат был достигнут через 9 занятий. Девочка говорила одинаково хорошо с обту­ратором и без него. После 20-го занятия по 40—45 минут мы. перешли к тренировке речевых навыков в спонтанной речи. После 10-го занятия давались задания на дом по записям

в ее тетради.

Мы предложили родителям делать замечания девочке, ес­ли она допускала ошибки в речи.

След

Наши рекомендации