Особенности логопедической работы после операции
Ринолалики, приступающие к логопедическим занятиям после уранопластики, по своему составу неоднородны. Это зависит от качества дооперационной подготовки на занятиях с логопедом и от результатов операции.
Результаты операции могут быть различными. В лучших случаях при уранопластике, полностью восстанавливается мягкое небо, т. е. оно становится достаточно длинным и подвижным, так что при подъеме почти соприкасается с задней стен-коп глотки (с валиком Пассавана). Чаще же мягкое небо и после уранопластики остается укороченным, а соприкосновения со стенкой глотки не происходит, вследствие чего полного небно-глоточного затвора не образуется. Иногда после операции на небе остаются свищи (несросшиеся участки неба), и возникает вопрос о повторной операции. На занятия могут поступать больные:
а) не проходившие дооперационной логопедической подго-товки;
б) проходившие частичную подготовку до операции и улучшу - шившие свою речь; :
в) прошедшие полный курс дооперационных логопедических занятий по предлагаемой методике;
г) получившие до операции логопедическую помощь по другим методикам.
* Время поступления на логопедические занятия после уранопластики также может быть различным.
Учет всех этих факторов позволяет в каждом отдельном случае определять конкретные пути логопедической работы после уранопластики. Прежде всего — о значении результативности операции. С нашей точки зрения, в тех случаях, когда вновь' созданное небо удовлетворяет и хируга и пациента, повторная операция не нужна. Возможности логопедической работы позволяют компенсировать незначительные дефекты и добиваться правильной речи у ребенка без повторной операции.
Хирургическое вмешательство создает предпосылки к овладению ребенком правильной речью.
Логопед должен помочь ребенку научиться пользоваться речью в анатомически новых условиях. Для всех больных (прошедших или не проходивших дооперационную подготовку) необходимы логопедические занятия после уранопластики. Это связано с тем, что анатомия мышечной ткани неба после операции изменяется, что может отразиться на качестве речи даже & случае ее полной нормализации до операции.
Дозировка занятий и их длительность в таких случаях варьируются, хотя принципы и методика их проведения остаются одинаковыми.
Если -дооперационные занятия проводились по изложенной методике, то ребенок имеет полную возможность после операции говорить правильно. Иногда же требовалось лишь 5—6 занятий, чтобы помочь ему овладеть нормальной речью в новых условиях. Для этого повторялись артикуляции всех гласных и согласных звуков по тетради ребенка и при постоянном контроле за диафрагмальным дыханием и ротовым выдохом, проводилось закрепление навыка чистого произношения в обиходной речи. Сначала темп речи замедлялся; постепенно он нормализовался, и внимание больного направлялось на выразительность речи. Постоянный контроль за речью ребенка сначала осуществлялся логопедом, а потом родителями и лицами, окружавшими ребенка дома и в школе. Периодически логопед консультировал ребенка.
Необходимо следить за возможностями родителей в этом плане и направлять их работу. Сначала они должны контролировать только отработанный с логопедом и заученный ребен-
ком материал (по тетради), постепенно они контролю за повседневной речью ребенка П "1>ивлекаются специальное время для разговора с ребенком *",? з^ каких-либо текстов. Так постепенно родители переходят к г стоматическому контролю за речью ребенка. Этот контропь дот жен осуществляться и учителями в школе.
Но, как было уже сказано, операция не всегда оказывает положительный эффект на качество речи.
Если ребенок занимался до операции с логопедом, но полной чистоты речи добиться не удалось, а после операции носовое звучание ее не исчезло, необходимо всю логопедическую работу начать заново по описанной системе дооперационной логопедической работы.
При наличии носового оттенка в речи ребенка нельзя использовать в качестве опорного ни одного звучка. Несоблюдение этого правила может привести к тому, что эффект логопедического воздействия скажется только на качестве артикуляции звуков, акустическая же их характеристика так и останется дефектной.
* На логопедических занятиях после уранопластики необходимо уделять большее -внимание развитию слухового контроля и фонематического восприятия.
Для дошкольников, занимавшихся до операции с логопедом по описанной методике, можно ввести специальные занятия по Iподготовке к обучению грамоте. Это позволит в течение более длительного времени автоматизировать навыки правильной речи и предупредить в будущем нарушения письма. <. Большое внимание в послеоперационной работе следует уделять участию мимических мышц в речи, предупреждению появления их излишней напряженности в процессе речи и возникновению синкииезий.
Итак, больные, занимавшиеся с логопедом до операции по описанной методике, после операции совершенствуют свои речевые навыки на более широком речевом материале, постепенно переходя к правильной речи во всех ситуациях.
Ринолалики, до .операции занимавшиеся по другим методикам или совсем не получившие логопедической помощи, должны быть тщательно обследованы логопедом. При выборе пути воздействия учитываются их возможности и особенности дефекта речи. Если в речи ринолалика, поступившего на логопедические занятия после операции, нет носового оттенка, нет напряжения в лицевых и мимических мышцах, но отсутствует ря,л звуков, то -с ним можно заниматься как с дислаликом, т. е использовать способы вызывания недостающих звуков.
При занятиях с больными после уранопластики, имеющим! в речи хотя бы незначительный носовой оттенок, нужно прово дить работу по описанной нами методике дооперационно! работы. Эта система позволяет устранить назалыюсть в довольно короткие сроки и совершенно снимает неправильное участие в артикуляции мимических и лицевых мышц. На логопедических ч занятиях с детьми, впервые получающими помощь, нужно развивать слуховое внимание к речи, закреплять новые кинестетические и тактильные ощущения от вызванных звуков. При этом старый речевой стереотип постепенно заменяется новым.
Автоматизация навыков правильной речи, приобретенных ршюлаликом на занятиях, проходит у каждого по-разному. Это может зависеть от ряда причин.
Ошибки, допускаемые ребенком при речевом общении, могут быть вызваны тем, что он преждевременно начал использовать в быту навыки, приобретенные на логопедических занятиях. При этом стойкость приобретенных навыков и их автоматизация нарушаются.
ь Иногда речевые ошибки связаны с тем, что логопед слишком рано доверил контроль за речью детей родителям. Родители, отмечая неправильность речи ребенка, не могут указать пути ее исправления. Возникает конфликт.
В отдельных случаях ребенок сам небрежно контролирует свою речь, т. е. он не уверен в необходимости следить за собой, а иногда просто сильно отвлекается и следит за собой только периодически.
^ Контакт логопеда и ребенка продолжается длительное время и после окончания логопедических занятий. Это вызвано рядом причин.
Часто ринолалики делают косметические операции для ликвидации оставшихся дефектов носа и верхней губы. Обычно та- . кие операции производятся в возрасте 18—20 лет. Иногда де-ляется трансплантация (пересадка) ткани на губе. Период включения в деятельность верхней губы после трансплантации довольно длительный и постепенный.
В этот период у больного может появитося носовой оттенок в речи, так как в верхнем отделе речевого аппарата снова изменились условия: нарушилась привычная мышечная взаимосвязь.
После операции на губе для прохождения воздушной струп через ротовое отверстие требуется несколько большее раскрытие рта, чем раньше (до операции).
Логопедические консультации в данном случае будут полезны. Они могут сводиться к 3—5 беседам, но это необходимо, чтобы речь осталась нормальной.
<, Операция носа и исправление носовых ..перегородок тоже требуют послеоперационного наблюдения за речью. ^ Логопедическое и психотерапевтическое вмешательство требуется также и в период полового созревания, когда у детей изменяется голос.
В силу физиологических изменений в гортани и изменения
7-1
дыхания в период полового созревания у подростков опять может появиться носовой оттенок в речи. Этот оттенок постепенно исчезнет, если он сам вспомнит о закономерностях нормальной речи, но часто в этот момент ему нужна помощь логопеда. Логопед выясняет его трудности и регулирует темп речи, арти-кулирование, выравнивает дыхание.
В это время в логопедической работе необходимо использовать зрительное восприятие, кинестетический и слуховой контроль. Широкое использование различных анализаторов позволяет добиться эффективных результатов в кратчайшие сроки.
Итак, логопедическая работа после уранопластики строится с учетом дооперациоиной работы и эффективности операции. Методы работы модифицируются в зависимости от особенностей речи пациента с учетом его психического статуса.