Диагностика развития личности школьника

(Л. М. Шипицына, Л. С. Шпиленя, 2003 г.)

При решении вопросов первичной психопрофилактики наркомании у школьников (младший школьный и подростковый возраст) психолог может воспользоваться методом наблюдения. Наблюдать за учениками, изучать их личностные и поведенческие характеристики с точки зрения отнесения к «группе риска» наркомании психолог может совместно с учителями, классными руководителями.

Методика «Карта психологической характеристики личностного развития» предназначена для выявления таких важных социальных характеристик, как:

I. Отношение к делу

II. Отношение к людям

III. Отношение к себе

IV. Волевые качества

V. Положение ребенка в детском коллективе

Карта психологической характеристики личностного развития школьника

Назначение методики: изучение личностного поведения учащихся в общении.

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О РЕБЕНКЕ

Анкетные данные

1. Фамилия, имя

2. Дата рождения

3. Класс

Сведения об особенностях функционирования нервной системы

2.1. Утомляемость

1 - Быстро утомляется;

2 - Утомляется после длительной нагрузки;

3 - Неутомим;

2.2. Смена настроения:

1 - Быстро переходит от радости к грусти без видимой причины;

2 - Адекватная смена настроения;

3 - Стабилен в проявлении настроения;

2.3. Уравновешенность торможения и возбуждения:

1 - Преобладает возбуждение;

2 - Возбуждение и торможение уравновешены;

3 - Преобладает торможение.

3) Успеваемость:

1 - Неудовлетворительная,

2 - Удовлетворительная,

3 - Хорошая,

4 - Отличная.

4) Проявление личностных качеств в поведении ребенка. Направленность интересов на:

4 - учебную деятельность.

3 - трудовую деятельность.

2 - художественно-эстетическую деятельность.

1 - достижения в спорте, туризме.

0 - отношения между людьми.

СВЕДЕНИЯ О СЕМЬЕ И ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ В НЕЙ

5) Состав семьи:

3 - Полная,

2 - Один из родителей,

1 - Распавшаяся.

6) Взаимоотношения родителей(законных представителей) между собой:

3 - Уважительные,

2 - Напряженные,

1 - Конфликтные.

7) Взаимоотношения родителей (законных представителей) с ребенком:

3 - Доверительно-положительные,

2 - Авторитарные,

1 - Конфликтные.

3. ПОКАЗАТЕЛИ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ:

I. Отношение к делу

1. Активность

4 - активно участвует во всех общественных делах, не считаясь с собственным временем.

3 - принимает активное участие в общественных делах, но старается не тратить на это своего свободного времени.

2 - не проявляет активности в общественной жизни, но поручения выполняет.

1 - редко принимает участие в общественных делах.

0 - отказывается участвовать в общественных делах.

2. Трудолюбие

4 - любую работу ученик всегда выполняет охотно, ищет работу сам и старается сделать ее хорошо.

3 - как правило, охотно берется за работу, стараясь выполнить ее хорошо. Случаи противоположного характера редки.

2- редко охотно берется за работу.

1 - чаще всего старается уклониться от любой работы.

0 - всегда уклоняется от выполнения любого дела.

3. Ответственность

4 - всегда хорошо и в назначенный срок выполняет любое порученное ему дело.

3 - в большинстве случаев хорошо и в срок выполняет порученную ему работу.

2 - часто не выполняет в срок (или выполняет плохо) порученное ему дело.

1 - очень редко выполняет порученное ему дело.

0 - никогда не доводит до конца порученное ему дело.

4. Инициативность

4 - выступает зачинателем многих дел, не стремясь получить за это никакого признания.

3 - довольно часто выступает зачинателем нового дела.

2 - редко сам начинает новое дело.

1 - почти никогда сам не начинает новое дело.

0 - никогда не выступает зачинателем какого-либо дела.

5. Организованность

4 - всегда правильно распределяет свою работу во времени и выполняет её согласно плану.

3 - в большинстве случаев правильно распределяет и в срок выполняет свою работу.

2 - умеет правильно распределять и в срок выполнять свою работу только, если за каждый ее этап надо отчитываться.

1 - чаще всего не умеет правильно распределять свою работу по времени.

0 - не умеет распределять свою работу во времени, тратит время зря.

6. Любознательность

4 - постоянно активно ищет что-то новое в разных областях науки и культуры.

3 - в большинстве случаев заинтересован в получении новых знаний из разных областей науки и культуры.

2 - редко стремится узнать что-то новое; как правило, интересуется одной ограниченной областью знаний. Как правило, не проявляет заинтересованность в приобретении новых знаний.

1 - как правило, не проявляет заинтересованности в приобретении новых знаний.

0 - равнодушен ко всякого рода новым знаниям.

7. Аккуратность

4 - всегда содержит свои вещи в идеальном порядке. Всегда опрятен, подтянут - и за партой, и у доски. Бережет общественное имущество, всегда старается привести его в порядок.

3 - содержит в надлежащем порядке собственные и одолженные ему вещи (книги, конспекты). Помогает приводить в порядок общественное имущество (парты, инвентарь и т.п.), скорее, по обязанности.

2 - не проявляет большого стремления к поддержанию порядка вокруг себя. Иногда приходит в школу неопрятным, неряшливо одетым. Равнодушен по отношению к тем, кто портит общественное имущество.

1 - часто не заботится о своем внешнем виде, состоянии своих книжек, вещей, не бережет общественное имущество, даже портит его.

0 - совершенно не заботится о том, чтобы содержать свои вещи в надлежащем порядке, всегда неопрятен, неряшлив. При случае, не задумываясь, портит общественное имущество.

II. Отношение к людям

8. Коллективизм

4 - всегда проявляет заботу по отношению к знакомым и незнакомым людям, старается любому оказать помощь и поддержку.

3 - склонен проявлять заботу о незнакомых людях, если это не мешает его личным планам и делам.

2 - нередко проявляет равнодушие к чужим делам и заботам, если это не затрагивает его лично.

1 - как правило, равнодушен к заботам других, по своей инициативе им не помогает.

0 - считает излишним проявлять заботу о незнакомых членах общества, живет под девизом: «Не лезть не в свое дело».

9. Честность, правдивость

4 - всегда правдив по отношению к своим родителям, учителям, товарищам.

3 - почти всегда правдив по отношению к своим родителям, учителям, товарищам.

2 - часто говорит не правду ради собственной выгоды.

1 - почти всегда говорит не правду, если ему это выгодно.

0 - склонен всегда говорить не правду.

10. Справедливость

4 - активно борется с тем, что считает несправедливым.

3 - не всегда борется с тем, что считает несправедливым.

2 - редко выступает против того, что считает несправедливым.

1 - не добивается справедливости.

0 - совершенно равнодушен к проявлениям несправедливости.

11. Бескорыстие

4 - в своих поступках всегда руководствуется соображениями пользы дела или других людей, а не собственной выгоды.

3 - почти всегда руководствуется соображениями пользы дела или других людей.

2 - редко руководствуется в своих поступках соображениями пользы дела, а не собственной выгодой.

1 - в поступках часто руководствуется соображениями собственной выгоды.

0 - в поступках, как правило, всегда руководствуется соображениями собственной выгоды.

12. Общительность

4 - всегда охотно вступает в контакт с людьми, любит работать и отдыхать с другими.

3 - как правило, с удовольствием общается с людьми.

2 - стремится общаться с ограниченным кругом людей.

1 - предпочитает индивидуальные формы работы и отдыха.

0 - замкнут, не общителен.

13. Чувство товарищества

4 - всегда помогает товарищам в трудной работе и в тяжелые минуты жизни.

3 - как правило, помогает товарищам.

2 - помогает товарищам, когда его просят.

1 - очень редко помогает товарищам; если его просят, может отказать в помощи.

0 - никогда не помогает товарищам в работе, в трудные минуты жизни.

14. Отзывчивость

4 - всегда сочувствует другим, товарищи часто делятся с ним своими заботами.

3 - искренно сочувствует другим, если не слишком поглощен собственными думами.

2 - поглощен собственными чувствами настолько, что это мешает разделить чувства других людей.

1 - почти не умеет сочувствовать другим.

0 - совершенно не умеет сочувствовать другим, товарищи не любят «одалживаться» у него.

15. Вежливость, тактичность

4 - все его поступки и слова свидетельствуют об уважении к другим людям.

3 - почти всегда проявляет должное уважение к другим людям.

2 - часто бывает невежлив и нетактичен.

1 - часто недопустимо резок, груб. Нередко затевает ссоры.

0 - всегда резок, невыдержан как в обращении с ровесниками, так и со старшими. В ссоре оскорбляет других, грубит.

III. Отношение к себе

16. Скромность

4 - никогда не выставляет напоказ своих достоинств, заслуг.

3 - иногда по просьбе товарищей рассказывает о своих действительных достижениях, достоинствах.

2 - сам рассказывает о своих действительных достижениях, достоинствах.

1 - часто хвастается еще не сделанным или тем, в чем он принимал очень малое участие, к чему имеет мало отношения.

0 - хвастается даже незначительными достижениями, преувеличенными достоинствами.

17. Уверенность в себе

4 - никогда не советуется с другими, не ищет помощи, даже тогда, когда это следовало бы сделать.

3 - все задания, поручения выполняет без помощи других. Обращается за помощью только в случае действительной необходимости.

2 - порой, выполняя трудную задачу, обращается за помощью, хотя мог бы справиться сам.

1 - часто при выполнении задания, поручения просит помощи, поддержки других, даже если сам может справиться.

0 - постоянно, даже в простых делах, нуждается в одобрении и помощи других.

18. Самокритичность

4 - всегда с вниманием выслушивает справедливую критику и настойчив в исправлении собственных недостатков.

3 - в большинстве случаев правильно реагирует на справедливую критику, прислушивается к добрым советам.

2 - порой прислушивается к справедливым замечаниям, старается их учитывать.

1 - к критическим замечаниям, советам относится невнимательно, не старается исправлять недостатки.

0 - отвергает любую критику, отказывается принимать свои очевидные промахи, ничего не делает для их исправления.

19. Умеет рассчитывать свои силы

4 - всегда трезво оценивает собственные силы, выбирая задачи и дела «по плечу», не слишком легкие и не слишком трудные.

3 - как правило, верно соизмеряет свои возможности и трудности задания.

2 - иногда бывают случаи, когда ученик плохо соизмеряет свои силы и трудности порученного дела.

1 - в большинстве случаев не умеет соизмерять свои силы и трудности дела.

0 - почти никогда не умеет правильно соизмерять свои силы и трудности задания, дела.

20. Стремление к успеху, первенству

4 - всегда и во всем стремится быть первым (в учебе, спорте и т.п. ), настойчиво этого добивается.

3 - стремится быть в числе первых во многих областях, но особое внимание уделяет достижениям в какой-либо одной области.

2 - стремится в чем-то одном, особо его интересующем, добиться признания, успеха.

1 - очень редко стремится к успеху в какой-либо деятельности, легко довольствуется положением «середняка».

0 - никогда не стремится в чем-либо быть первым, получает удовлетворение от самой деятельности.

21. Самоконтроль

4 - всегда тщательно взвешивает свои слова и поступки.

3 - не всегда тщательно контролирует свои слова и поступки.

2 - большей частью поступает необдуманно, рассчитывает на «везение».

1 - почти всегда поступает необдуманно, недостаточно тщательно контролирует себя.

0 - постоянно поступает необдуманно, в расчете «на везение».

IV. Волевые качества

22. Смелость

4 - всегда вступает в борьбу, даже если противник сильнее его самого.

3 - в большинстве случаев вступает в борьбу, даже если противник сильнее его.

2 - не всегда может заставить себя вступить в борьбу с противником сильнее его самого.

1 - в большинстве случаев отступает перед силою

0 - всегда отступает перед силой, трусит.

23. Решительность

4 - всегда самостоятельно, без колебаний принимает ответственное решение.

3 - в большинстве случаев без колебаний принимает ответственное решение.

2 - иногда колеблется перед ответственным решением.

1 - редко решается принимать какое-либо ответственное решение.

0 - не в состоянии самостоятельно принять какое-либо ответственное решение.

24. Настойчивость

4 - всегда добивается выполнения намеченного, даже если требуются дополнительные усилия, не отступает перед трудностями.

3 - как правило, старается выполнить намеченное, даже если при этом встречаются трудности.

2 - доводит до конца задуманное, лишь если трудности его выполнения незначительны или требуется кратковременные усилия.

1 - очень редко доводит до конца задуманное, даже если сталкивается с незначительными трудностями.

0 - столкнувшись с трудностями, сразу же отказывается от попыток выполнить намеченное.

25. Самообладание

4 - всегда умеет подавить нежелательные эмоциональные проявления.

3 - как правило, умеет справиться со своими эмоциями. Случаи противоположного характера единичны.

2 - порой не умеет справиться со своими эмоциями.

1 - часто не может подавить нежелательные эмоции.

0 - плохо владеет своими чувствами, легко впадает в состояние растерянности, подавленности и прочее.

Наши рекомендации