Исходная оценка наркотизации (Латышев Г.В. и др.)
Исходная оценка наркотизации (Латышев Г.В. и др.)
АНКЕТА
СОДЕРЖАНИЕ АНКЕТЫ
Благодарим Вас за участие в данном исследовании. Это исследование направлено на выяснение Вашего мнения о некоторых аспектах Вашей жизни, включая Ваших друзей, семью и соседей. Ваши ответы на эти вопросы будут конфиденциальными. Это значит, что они останутся секретом. Пожалуйста, не пишите Ваше имя на анкете.
Дорогой друг! |
Предлагаем Вам принять участие в исследовании отношения школьников 7 – 11 классов к своему здоровью и ответить на вопросы анкеты. |
Инструкция: Анкета заполняется просто. Здесь нет правильных или неправильных ответов. Внимательно прочитайте вопросы анкеты и выберите тот вариант ответа, который Вам кажется наиболее точным. Выбранный ответ следует отметить знаком «х» и занести в бланк ответов (смотри в конце анкеты).Если Вы не нашли такого варианта ответа, пометьте тот который Вам ближе всего. Обратите внимание - на некоторые вопросы Вы можете давать несколько вариантов ответа, отвечать своими словами или закончить предложение по своему усмотрению. |
1. Город, посёлок/село в каком районе ___________________________________
2. Школа____________________________________
3. Класс_____________________________________
4. Возраст___________________________________
5. Пол: мужской женский
Какие оценки Вы обычно получали в школе в прошлом году?
А) В основном отлично | |
Б) В основном хорошо | |
В) В основном удовлетворительно | |
Г) В основном неудовлетворительно |
Сколько уроков вы пропустили за последние четыре недели?
А) Ни одного | |
Б) Не больше четырёх | |
В) Не больше десяти | |
Г) Больше десяти | |
Из них по болезни (укажите число уроков, пропущенных по болезни) |
А) НЕТ | Б) Скорее нет | В) Скорее да | Г) ДА | |
8. В моей школе ученикам предоставлена возможность самоуправления. | ||||
9. Учителя привлекают меня к внеклассной работе. | ||||
10. Мои учителя отмечают мою хорошую учебу и дают мне это понять. | ||||
11. В моей школе открыты широкие возможности для участия в спортивной, клубной и др. общешкольной жизни. | ||||
12. В моей школе ученики могут свободно разговаривать один на один с учителем. | ||||
13. В моей школе я чувствую себя в безопасности. | ||||
14. Школа информирует моих родителей о моих успехах. | ||||
15. Учителя поощряют мои старания. | ||||
16.Ваши оценки лучше, чем у большинства ваших одноклассников? | ||||
17. Мне предоставляются возможности участвовать в общественной деятельности класса. |
Ощущаете ли Вы важность и значимость школьной работы, в которой вы участвуете?
А) Почти всегда | Б) Часто | В) Иногда | Г) Никогда |
Сколько раз, со времен детского сада, Вы меняли место жительства.
А) Никогда | Б) I или 2 раза | В) 5 или 6 раз | Г) 7 или более раз |
Среди взрослых есть люди, которые гордятся Вами, когда Вы делаете что-либо хорошо.
А) Да | Б) Скорее да | В) Скорее нет | Г) Нет |
Меняли ли Вы школу в прошлом году.
А) Да | Б) Нет |
Вы чувствуете себя в безопасности, когда находитесь в кругу своих близких и друзей.
А) Да | Б) Скорее да | В) Скорее нет | Г) Нет |
Сколько раз за всю жизнь Вы меняли школу?
А) Никогда | Б) I - 2 раза | В) 3 - 4 раза | Г) 5 - 6 раз | Д) 7 и более раз |
Бланк ответов
Вопрос | Ответ | Вопрос | Ответ | Вопрос | Ответ | Вопрос | Ответ |
Дата заполнения анкеты «___» _________ 20__ года
Спасибо!
Этапы обработки анкеты:
- Сравните ответы с ключом:
Номер вопроса | Ответы | Номер вопроса | Ответы | ||||||
Высокий риск | Средний риск | Низкий риск | Риска нет | Высокий риск | Средний риск | Низкий риск | Риска нет | ||
4 балла | 3 балла | 2 балла | 1 балл | 4 балла | 3 балла | 2 балла | 1 балл | ||
Г | В | Б | А | А | Б | В | Г | ||
Г* | В | Б | А | А | Б | В | Г | ||
А | Б | В | Г | Г | В | Б | А | ||
А | Б | В | Г | Б | - | - | А | ||
А | Б | В | Г | А | Б | В | Г | ||
А | Б | В | Г | А | Б | В | Г | ||
А | Б | В | Г | А | Б | В | Г | ||
А | Б | В | Г | А | - | - | Б | ||
А | Б | В | Г | А | - | - | Б | ||
А | Б | В | Г | А | - | - | Б | ||
А | Б | В | Г | А | Б | В | Г | ||
А | Б | В | Г | А | Б | В | Г | ||
Г | В | Б | А | А | Б | В | Г | ||
Г | В | Б | А | А | Б | В | Г | ||
Г | В | Б | А | Г | В | Б | А | ||
Г | В | Б | А | Г | В | Б | А | ||
Г | В | Б | А | Г | В | Б | А | ||
Г | В | Б | А | А | - | - | Б | ||
Г | В | Б | А | Г | В | Б | А | ||
Г | В | Б | А | Г | В | Б | А | ||
А | Б | В | Г | А | - | - | Б | ||
А | Б | В | Г | А | Б | В | Г | ||
А | Б | В | Г | Г | В | Б | А | ||
А | - | - | Б** | А | - | - | Б | ||
Г | В | Б | А | Г | В | Б | А | ||
Г | В | Б | А | А | Б | В | Г | ||
А | Б | В | Г | А | Б | В | Г | ||
А | Б | В | Г | А | Б | В | Г | ||
Г | В | Б | А | А | Б | В | Г | ||
А | Б | В | Г | А | Б | В | Г | ||
А | Б | В | Г | А | Б | В | Г | ||
А | Г | В | Б | Б | В | Г | А | ||
А | - | - | Б/В/Г | Б | В | Г | А | ||
А | Б | В | Г | Г | - | - | А/Б/В | ||
Г | В | Б | А | Г | В | Б | А | ||
Г | В | Б | А | Г | В | Б | А | ||
А | Б | В | Г | Г | В | Б | А | ||
А | Б | В | Г | 82*** | |||||
А | Б | В | Г |
* - если общее число пропущенных уроков больше, чем пропущенных по болезни.
** - если общественное движение или общественная организация пропагандирует просоциальные, развивающие человека и общество цели и задачи.
*** - Риска нет, если лозунг отражает установку на развитие, сохранение и укрепление здоровья, безопасность, бережное отношение к окружающим людям и окружающей среде. Высокий риск есть, если лозунг отражает отсутствие смысла и целей в жизни или стремление к получению благ любой ценой. Средний риск – лозунга нет или он отражает отсутствие самоопределения в жизни. Низкий риск – если лозунг отражает неустойчивость в самоопределении.
2. Подсчитывается общий уровень риска. Ответ на каждый вопрос соответствует количеству баллов по уровню риска: высокий риск – 4 балла, средний риск – 3 балла, низкий риск 2 балла, риска нет – 1 балл. Сумма баллов, полученных за каждый вопрос, и составляет общий уровень риска.
Высокий риск – 249 - 308 баллов
Средний риск – 191 – 248 балл
Низкий риск – 120 – 190 балла
Риска нет – от 77 – 118 баллов
3. Оценка риска по факторам:
Уровень риска | Факторы | ||||
Семейные, баллы | Индивидуальные, баллы | Социальные, в баллах | |||
Окружение сверстников | Макросоциальная среда | Школьная среда | |||
Высокий риск | 47 – 60 | 80 - 92 | 30 - 36 | 47 – 60 | 47 – 60 |
Средний риск | 34 – 46 | 57 – 79 | 23 – 29 | 34 – 46 | 34 – 46 |
Низкий риск | 23 – 33 | 34 – 56 | 15 – 22 | 23 – 33 | 23 – 33 |
Риска нет | 15 - 22 | 23 – 33 | 9 – 14 | 15 - 22 | 15 - 22 |
4. Результаты анкетирования заносятся в «Протокол распространённости факторов риска немедицинского потребления наркотических средств, психотропных и других токсических веществ среди учащихся в динамике обучения» (таблица 1). Для каждого класса создаётся свой протокол. По каждому наблюдаемому классу подсчитывается раздельно абсолютное количество детей, имеющих тот или иной уровень общего риска и уровни рисков по различным факторам. Для того чтобы получить относительные показатели в процентах (%), необходимо абсолютные показатели разделить на количество анкет, заполненных школьниками, и умножить на 100.
Уменьшение относительных показателей в следующем учебном году по сравнению с показателями предыдущего года свидетельствует о снижении распространенности факторов риска в классе (значение ∆ - отрицательное); увеличение относительных показателей свидетельствует о росте распространенности того или иного фактора (значение ∆ - положительное).
Таблица 1.
ПРОТОКОЛ РАСПРОСТРАНЕННОСТИ ФАКТОРОВ РИСКА НЕМЕДИЦИНСКОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, ПСИХОТРОПНЫХ И ДРУГИХ ТОКСИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ СРЕДИ УЧАЩИХСЯ В ДИНАМИКЕ ОБУЧЕНИЯ
Школа __________ город/село ________________ субъект РФ _______________
7 класс « » Дата заполнения_________ 10 класс « » Дата заполнения_______________
8 класс « » Дата заполнения_________ 11 класс « » Дата заполнения_______________
9 класс « » Дата заполнения_________
Распространенность факторов риска немедицинского потребления ПАВ | 7 класс | 8 класс | 9 класс | 10 класс | 11 класс | |||||||||
Абс | % | Абс | % | ∆ | Абс | % | ∆ | Абс | % | ∆ | Абс | % | ∆ | |
Общий уровень риска. | ||||||||||||||
Дети с высоким уровнем риска | ||||||||||||||
Дети со средним уровнем риска | ||||||||||||||
Дети с низким уровнем риска | ||||||||||||||
Дети без рисков | ||||||||||||||
Семейные факторы риска | ||||||||||||||
Дети с высоким уровнем риска | ||||||||||||||
Дети со средним уровнем риска | ||||||||||||||
Дети с низким уровнем риска | ||||||||||||||
Дети без рисков | ||||||||||||||
Индивидуальные факторы риска | ||||||||||||||
Дети с высоким уровнем риска | ||||||||||||||
Дети со средним уровнем риска | ||||||||||||||
Дети с низким уровнем риска | ||||||||||||||
Дети без рисков | ||||||||||||||
Социальные факторы риска. Сверстники. | ||||||||||||||
Дети с высоким уровнем риска | ||||||||||||||
Дети со средним уровнем риска | ||||||||||||||
Дети с низким уровнем риска | ||||||||||||||
Дети без рисков | ||||||||||||||
Социальные факторы риска. Макросоциум. | ||||||||||||||
Дети с высоким уровнем риска | ||||||||||||||
Дети со средним уровнем риска | ||||||||||||||
Дети с низким уровнем риска | ||||||||||||||
Дети без рисков | ||||||||||||||
Социальные факторы риска. Школа. | ||||||||||||||
Дети с высоким уровнем риска | ||||||||||||||
Дети со средним уровнем риска | ||||||||||||||
Дети с низким уровнем риска | ||||||||||||||
Дети без рисков |
Источник: Организация профилактики наркозависимости в условиях сельского образовательного учреждения: Сборник методических рекомендаций. Авторский коллектив: Латышев Г.В., Речнов Д.Д., Титова О.А., Орлова М.В., Яцышин С.М., Середа В.М., Уминская Л.Л., Гериш А.А. и др., Санкт-Петербург, 2001.
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О РЕБЕНКЕ
Анкетные данные
1. Фамилия, имя
2. Дата рождения
3. Класс
I. Отношение к делу
1. Активность
4 - активно участвует во всех общественных делах, не считаясь с собственным временем.
3 - принимает активное участие в общественных делах, но старается не тратить на это своего свободного времени.
2 - не проявляет активности в общественной жизни, но поручения выполняет.
1 - редко принимает участие в общественных делах.
0 - отказывается участвовать в общественных делах.
2. Трудолюбие
4 - любую работу ученик всегда выполняет охотно, ищет работу сам и старается сделать ее хорошо.
3 - как правило, охотно берется за работу, стараясь выполнить ее хорошо. Случаи противоположного характера редки.
2- редко охотно берется за работу.
1 - чаще всего старается уклониться от любой работы.
0 - всегда уклоняется от выполнения любого дела.
3. Ответственность
4 - всегда хорошо и в назначенный срок выполняет любое порученное ему дело.
3 - в большинстве случаев хорошо и в срок выполняет порученную ему работу.
2 - часто не выполняет в срок (или выполняет плохо) порученное ему дело.
1 - очень редко выполняет порученное ему дело.
0 - никогда не доводит до конца порученное ему дело.
4. Инициативность
4 - выступает зачинателем многих дел, не стремясь получить за это никакого признания.
3 - довольно часто выступает зачинателем нового дела.
2 - редко сам начинает новое дело.
1 - почти никогда сам не начинает новое дело.
0 - никогда не выступает зачинателем какого-либо дела.
5. Организованность
4 - всегда правильно распределяет свою работу во времени и выполняет её согласно плану.
3 - в большинстве случаев правильно распределяет и в срок выполняет свою работу.
2 - умеет правильно распределять и в срок выполнять свою работу только, если за каждый ее этап надо отчитываться.
1 - чаще всего не умеет правильно распределять свою работу по времени.
0 - не умеет распределять свою работу во времени, тратит время зря.
6. Любознательность
4 - постоянно активно ищет что-то новое в разных областях науки и культуры.
3 - в большинстве случаев заинтересован в получении новых знаний из разных областей науки и культуры.
2 - редко стремится узнать что-то новое; как правило, интересуется одной ограниченной областью знаний. Как правило, не проявляет заинтересованность в приобретении новых знаний.
1 - как правило, не проявляет заинтересованности в приобретении новых знаний.
0 - равнодушен ко всякого рода новым знаниям.
7. Аккуратность
4 - всегда содержит свои вещи в идеальном порядке. Всегда опрятен, подтянут - и за партой, и у доски. Бережет общественное имущество, всегда старается привести его в порядок.
3 - содержит в надлежащем порядке собственные и одолженные ему вещи (книги, конспекты). Помогает приводить в порядок общественное имущество (парты, инвентарь и т.п.), скорее, по обязанности.
2 - не проявляет большого стремления к поддержанию порядка вокруг себя. Иногда приходит в школу неопрятным, неряшливо одетым. Равнодушен по отношению к тем, кто портит общественное имущество.
1 - часто не заботится о своем внешнем виде, состоянии своих книжек, вещей, не бережет общественное имущество, даже портит его.
0 - совершенно не заботится о том, чтобы содержать свои вещи в надлежащем порядке, всегда неопрятен, неряшлив. При случае, не задумываясь, портит общественное имущество.
II. Отношение к людям
8. Коллективизм
4 - всегда проявляет заботу по отношению к знакомым и незнакомым людям, старается любому оказать помощь и поддержку.
3 - склонен проявлять заботу о незнакомых людях, если это не мешает его личным планам и делам.
2 - нередко проявляет равнодушие к чужим делам и заботам, если это не затрагивает его лично.
1 - как правило, равнодушен к заботам других, по своей инициативе им не помогает.
0 - считает излишним проявлять заботу о незнакомых членах общества, живет под девизом: «Не лезть не в свое дело».
9. Честность, правдивость
4 - всегда правдив по отношению к своим родителям, учителям, товарищам.
3 - почти всегда правдив по отношению к своим родителям, учителям, товарищам.
2 - часто говорит не правду ради собственной выгоды.
1 - почти всегда говорит не правду, если ему это выгодно.
0 - склонен всегда говорить не правду.
10. Справедливость
4 - активно борется с тем, что считает несправедливым.
3 - не всегда борется с тем, что считает несправедливым.
2 - редко выступает против того, что считает несправедливым.
1 - не добивается справедливости.
0 - совершенно равнодушен к проявлениям несправедливости.
11. Бескорыстие
4 - в своих поступках всегда руководствуется соображениями пользы дела или других людей, а не собственной выгоды.
3 - почти всегда руководствуется соображениями пользы дела или других людей.
2 - редко руководствуется в своих поступках соображениями пользы дела, а не собственной выгодой.
1 - в поступках часто руководствуется соображениями собственной выгоды.
0 - в поступках, как правило, всегда руководствуется соображениями собственной выгоды.
12. Общительность
4 - всегда охотно вступает в контакт с людьми, любит работать и отдыхать с другими.
3 - как правило, с удовольствием общается с людьми.
2 - стремится общаться с ограниченным кругом людей.
1 - предпочитает индивидуальные формы работы и отдыха.
0 - замкнут, не общителен.
13. Чувство товарищества
4 - всегда помогает товарищам в трудной работе и в тяжелые минуты жизни.
3 - как правило, помогает товарищам.
2 - помогает товарищам, когда его просят.
1 - очень редко помогает товарищам; если его просят, может отказать в помощи.
0 - никогда не помогает товарищам в работе, в трудные минуты жизни.
14. Отзывчивость
4 - всегда сочувствует другим, товарищи часто делятся с ним своими заботами.
3 - искренно сочувствует другим, если не слишком поглощен собственными думами.
2 - поглощен собственными чувствами настолько, что это мешает разделить чувства других людей.
1 - почти не умеет сочувствовать другим.
0 - совершенно не умеет сочувствовать другим, товарищи не любят «одалживаться» у него.
15. Вежливость, тактичность
4 - все его поступки и слова свидетельствуют об уважении к другим людям.
3 - почти всегда проявляет должное уважение к другим людям.
2 - часто бывает невежлив и нетактичен.
1 - часто недопустимо резок, груб. Нередко затевает ссоры.
0 - всегда резок, невыдержан как в обращении с ровесниками, так и со старшими. В ссоре оскорбляет других, грубит.
III. Отношение к себе
16. Скромность
4 - никогда не выставляет напоказ своих достоинств, заслуг.
3 - иногда по просьбе товарищей рассказывает о своих действительных достижениях, достоинствах.
2 - сам рассказывает о своих действительных достижениях, достоинствах.
1 - часто хвастается еще не сделанным или тем, в чем он принимал очень малое участие, к чему имеет мало отношения.
0 - хвастается даже незначительными достижениями, преувеличенными достоинствами.
17. Уверенность в себе
4 - никогда не советуется с другими, не ищет помощи, даже тогда, когда это следовало бы сделать.
3 - все задания, поручения выполняет без помощи других. Обращается за помощью только в случае действительной необходимости.
2 - порой, выполняя трудную задачу, обращается за помощью, хотя мог бы справиться сам.
1 - часто при выполнении задания, поручения просит помощи, поддержки других, даже если сам может справиться.
0 - постоянно, даже в простых делах, нуждается в одобрении и помощи других.
18. Самокритичность
4 - всегда с вниманием выслушивает справедливую критику и настойчив в исправлении собственных недостатков.
3 - в большинстве случаев правильно реагирует на справедливую критику, прислушивается к добрым советам.
2 - порой прислушивается к справедливым замечаниям, старается их учитывать.
1 - к критическим замечаниям, советам относится невнимательно, не старается исправлять недостатки.
0 - отвергает любую критику, отказывается принимать свои очевидные промахи, ничего не делает для их исправления.
19. Умеет рассчитывать свои силы
4 - всегда трезво оценивает собственные силы, выбирая задачи и дела «по плечу», не слишком легкие и не слишком трудные.
3 - как правило, верно соизмеряет свои возможности и трудности задания.
2 - иногда бывают случаи, когда ученик плохо соизмеряет свои силы и трудности порученного дела.
1 - в большинстве случаев не умеет соизмерять свои силы и трудности дела.
0 - почти никогда не умеет правильно соизмерять свои силы и трудности задания, дела.
20. Стремление к успеху, первенству
4 - всегда и во всем стремится быть первым (в учебе, спорте и т.п. ), настойчиво этого добивается.
3 - стремится быть в числе первых во многих областях, но особое внимание уделяет достижениям в какой-либо одной области.
2 - стремится в чем-то одном, особо его интересующем, добиться признания, успеха.
1 - очень редко стремится к успеху в какой-либо деятельности, легко довольствуется положением «середняка».
0 - никогда не стремится в чем-либо быть первым, получает удовлетворение от самой деятельности.
21. Самоконтроль
4 - всегда тщательно взвешивает свои слова и поступки.
3 - не всегда тщательно контролирует свои слова и поступки.
2 - большей частью поступает необдуманно, рассчитывает на «везение».
1 - почти всегда поступает необдуманно, недостаточно тщательно контролирует себя.
0 - постоянно поступает необдуманно, в расчете «на везение».
IV. Волевые качества
22. Смелость
4 - всегда вступает в борьбу, даже если противник сильнее его самого.
3 - в большинстве случаев вступает в борьбу, даже если противник сильнее его.
2 - не всегда может заставить себя вступить в борьбу с противником сильнее его самого.
1 - в большинстве случаев отступает перед силою
0 - всегда отступает перед силой, трусит.
23. Решительность
4 - всегда самостоятельно, без колебаний принимает ответственное решение.
3 - в большинстве случаев без колебаний принимает ответственное решение.
2 - иногда колеблется перед ответственным решением.
1 - редко решается принимать какое-либо ответственное решение.
0 - не в состоянии самостоятельно принять какое-либо ответственное решение.
24. Настойчивость
4 - всегда добивается выполнения намеченного, даже если требуются дополнительные усилия, не отступает перед трудностями.
3 - как правило, старается выполнить намеченное, даже если при этом встречаются трудности.
2 - доводит до конца задуманное, лишь если трудности его выполнения незначительны или требуется кратковременные усилия.
1 - очень редко доводит до конца задуманное, даже если сталкивается с незначительными трудностями.
0 - столкнувшись с трудностями, сразу же отказывается от попыток выполнить намеченное.
25. Самообладание
4 - всегда умеет подавить нежелательные эмоциональные проявления.
3 - как правило, умеет справиться со своими эмоциями. Случаи противоположного характера единичны.
2 - порой не умеет справиться со своими эмоциями.
1 - часто не может подавить нежелательные эмоции.
0 - плохо владеет своими чувствами, легко впадает в состояние растерянности, подавленности и прочее.
СВОДНАЯ ТАБЛИЦА ПО КАРТЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКА
№ | Анкетные данные | Общие сведения о ребёнке | Сведения о семье и взаимоотношениях в ней | ||||||||||
Фамилия имя ребенка | Дата рождения | Класс | 2.1. | 2.2. | 2.3. | 3. | 4. | Sобщ. | 5. | 6. | 7. | Sобщ. | |
S общая по классу | |||||||||||||
S средняя по классу |
Выводы по сумме баллов (для одного ученика):
Риска нет – 20 – 26 баллов, Низкий риск – 14 – 20 баллов, Средний риск - 7-13 баллов.
СВОДНАЯ ТАБЛИЦА ПО КАРТЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКА
(продолжение)
№ | Фамилия, имя ребенка | Показатели личностного развития | ||||||||||||||||
I. Отношение к делу | II. Отношение к людям | |||||||||||||||||
Sобщ. | Sобщ. | |||||||||||||||||
S общая по классу | ||||||||||||||||||
S средняя по классу |
СВОДНАЯ ТАБЛИЦА ПО КАРТЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКА
(продолжение)
№ | Фамилия, имя ребенка | Показатели личностного развития | |
III.Отношение к себе | IV.Волевые качества | V.По |